детство толстой какой класс
Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему: «Детство». Толстой
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему: «Детство». Толстой
продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого; познакомить с главой из автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к матери.
обучающие : познакомить с произведением М.Ю. Лермонтова «Дары Терека», учить определять основное содержание изученного произведения, дать понятие «олицетворение», находить их в произведении;
развивающие: развивать навыки беглого, выразительного чтения, умения слушать лирические произведения, расширять кругозор учащихся.
воспитательные: воспитывать любовь к русской классической поэзии, посредством прослушивания стихотворений поэта, прививать любовь к Родине, бережное отношение к окружающей природе.
Ход урока.
1. Организационный момент
Доброе утро (руки в стороны)
Улыбнись скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)
И тогда весь день будет веселее.
Я поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)
Будем мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)
Разотрём ладошки сильнее-сильнее (трут)
А потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)
Будьте все здоровы! (руки в стороны)
Урок сейчас пойдёт,
В мир знаний поведёт.
— Доброе утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!
Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на работу.
— Долгожданный дан звонок,
Пусть нам всем пойдёт он впрок.
Тихо сядут девочки, мальчики.
Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и желает всем хорошего настроения и плодотворной работы.
— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:
внимательно слушай учителя и своих товарищей,
не перебивай других, уважай их мнение!
Работа со скороговоркой:
На окошке крошку – мошку
Ловко ловит лапой кошка.
— О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?
-Все расселись по местам? Никому не тесно?
По секрету скажу вам: «Будет интересно!”
-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?
— Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.
2. Речевая разминка.
— Ребята, вспомним главное правило.
Дети: Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим!
• Работа по развитию дыхания и голоса.
«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).
— Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте, сколько вам лет.
— Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)
— Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
1. Какие события описывает Л. Н. Толстой? Перечисли.
Толстой описывает события своего детства. Он вспоминает свои взаимоотношения с мамой, ее голос, как мать укладывала его спать, предметы быта, его окружающие, мысли и чувства, которые он испытывал при этом.
2. Что ты думаешь о характере Николеньки? Какой он?
3. Ты прочитал начало интересной повести. Найди в библиотеке и прочитай произведение до конца. Ты поймёшь, насколько интересно и увлекательно самостоятельно читать произведения.
Проверка домашнего задания.
Учитель: Но сначала проверим домашнее задание.
-Что вам было задано на дом?
1) выборочное чтение
· Найдите и прочитайте какой «урок жизни» Л.Н.Толстой дал своему внуку, когда занимался чтением с ним и другими ребятами.
· Какой «урок» получил внук Толстого, когда приехал из Москвы в Ясную Поляну сразу после школьных экзаменов?
· Какой «урок» Л.Н.Толстой дал в отношении спорта и в отношении к труду?
· О каких «уроках жизни» ещё вспоминает внук Толстого?
2) пересказ отрывка
-Расскажите мне случай, из которого внук понял, что не нужно быть назойливым, что у старших есть важные дела, и ребята не должны им мешать.
3) беседа по прочитанному
-Кому могут пригодиться эти «уроки»?
-В каком веке жил Л.Н.Толстой?
-В каком веке живём мы с вами?
-Может быть эти уроки нам уже и не пригодятся?
4) итог по домашнему заданию
Учитель: Скажите, а где родился Л.Н. Толстой и прожил большую часть своей жизни?
-Верно. Это поместье Толстой получил в наследство. Оно находится в 14 км от Тулы, ныне это государственный музей-заповедник.
-В Ясной Поляне Толстой прожил более шестидесяти лет, был свидетелем и участником многих исторических событий. В Ясной Поляне им были задуманы и написаны многие произведения.
-А какие произведения Л.Н. Толстого вы читали?
-Все эти произведения были написаны Толстым в его усадьбе «Ясная поляна».
— Художник И.Е.Репин, который был близок к семье Толстых и подолгу жил в Ясной Поляне, написал картину «Л.Н. Толстой в кабинете под сводами». Кабинет писателя находился на верхнем этаже дома между маленькой гостиной и спальней писателя.
За небольшим столом, заваленным рукописями, примостившись с краю, на грубо сколоченной скамье, сидит Лев Николаевич и торопливо, нервно пишет. Вся композиция картины и положение, которое придал Репин фигуре Толстого, как бы подчёркивают, что писатель только что присел, оторвавшись от другой срочной работы: пилки дров, плотницкого дела, косьбы или кладки печей. Одет Толстой в крестьянскую стариковскую рубаху. И.Е. Репин верно передал торопливость, с которой Лев Николаевич пишет. Он торопится сказать людям о том, что в настоящее время составляет для него весь смысл, всё содержание жизни.
Лев Николаевич очень любил свою семью, детей. В усадьбе «Ясная Поляна» он устроил школу для крестьянских детей. «Азбуку», по которой учились ребята, он написал сам, придумав много занимательных рассказов для неё. Некоторые рассказы вы сегодня вспомнили.
Книги великого русского писателя уже более 100 лет с интересом читают люди на всей Земле. Толстой писал свои произведения для взрослых, но у него много рассказов, сказок и басен для детей.
Совсем недавно вышло последнее собрание сочинений в двадцати томах. В этом издании собраны все произведения великого русского писателя.
5. Работа над темой урока.
Учитель: Сегодня мы прочитаем главу из автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».
Обратите внимание, что описывая свою жизнь, Лев Николаевич сделал героем произведения Николеньку
Иртеньева, т. е. он называет себя в произведении Николенькой.
6. Подготовка к восприятию текста. Словарная работа.
Учитель: В тексте вам встретятся вот такие слова. Как вы понимаете их значение?
Лелеять (нежить, заботливо ухаживать за кем, чем-нибудь).
Наслаждение (высшая степень удовольствия).
Добродетели (положительное, нравственное качество, высокая нравственность).
Умиление (нежное чувство, возбуждаемое чем-нибудь трогательным).
7. Первичное чтение текста с постановкой проблемного вопроса.
— Почему взрослому писателю так дороги эти детские воспоминания?
8. Проверка восприятия по проблемному вопросу.
9. Повторное чтение текста по частям с анализом.
-Какое событие описывает Л.Н.Толстой?
-Кто являются действующими лицами?
· Можем ли мы сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями?
· Что вы можете сказать о характере Николеньки?
· О каких двух добродетелях, присущих юному герою, с сожалением вспоминает Л.Н. Толстой?
Учитель: Николенька был таким же ребёнком, как и вы. Считал, что взрослые должны его любить, лелеять, но сам не всегда относился к ним внимательно. Он вспоминает своего домашнего учителя Карла Иваныча, которому очень часто грубил, не хотел заниматься. Но потом он раскаялся и в своих молитвах желал ему счастья. Умейте и вы попросить прощения, если кого-то обидели.
10. Творческая работа.
Учитель: Вы сказали, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями. А с кем вы можете поделиться такими тайными переживаниями? (с мамой)
При солнышке тепло, а при матери добро.
Нет друга лучше, чем родная матушка.
Я очень хочу, чтобы вы любили своих мам и старались делать всё так, чтобы они всегда улыбались. Берегите своих мам! Расул Гамзатов написал стихотворение, которое так и называется «Берегите матерей». Послушайте его.
Чтение стихотворения уч-ся.
Разбежались по воде круги.
Слышу: через крышу, через стёкла
Молят капли- Маму береги!
Слышу: листья шепчут за стеною:
Голосом отца твердит земля:
— Мать— весь мир, и рощи, и поля.
Яростно бушует непогода.
В чёрном небе не видать ни зги.
-Просит каждый час любого года!
12. Домашнее задание.
— Составьте рассказ о своём детстве.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему: «Детство». Толстой
Л.Н.Толстой «Детство»
Урок литературного чтения в 4 классе.
Тема: Лев Николаевич Толстой « Детство».
Цель: продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого; познакомить с главой из автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к матери.
совершенствовать навыки чтения;
работать над выразительностью;
обогащать словарь учащихся;
развивать логическое мышление (умения сравнивать, делать выводы и обобщения);
воспитывать любовь к чтению;
воспитывать любовь и уважение к маме;
Тип урока: комбинированный
Учебник “Литературное чтение ”,4класс, часть 1.под редакцией Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М. В. Головановой.
Мультимедийная презентация к уроку.
Карточки с заданиями.
карточки для словарной работы,
Выставка книг с произведениями Л.Н.Толстого.
2. Актуализация опорных знаний
3. Мотивация учебной деятельности
Введение в тему урока.
4.Работа над темой урока
5.Подготовка к восприятию текста. Словарная работа.
7. Работа с текстом по учебнику.
9.Гимнастика для глаз
— Кто улыбкою жизнь встречает,
Кто улыбкою урок начинает.
Тот, как солнышко, всё согревает.
Тот улыбкою зло побеждает.
— Улыбнитесь друг другу. Подарите мне свои улыбки, гостям.
Пусть улыбка сопровождает вас сегодня на уроке.
-Одна китайская пословица гласит:
«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю».
И так, что мы будем делать сегодня на уроке? ( Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать и читать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение).
(« Не выкрикивай!», «Не перебивай!», «Уважай товарища!») Слайд 2
2. Актуализация опорных знаний
Проверка изученного материала.
— Давайте, ребята, вспомним название раздела, с произведениями которого мы знакомились на предыдущих уроках. (“Чудесный мир классики”.) Слайд 3
-Назовите авторов и произведения, с которыми мы уже познакомились в этом разделе. (П.П.Ершов «Конек –Горбунок», А.С.Пушкин «Туча», «Уж небо осенью дышало», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», М.Ю.Лермонтов «Ашик- Кериб» )
— Хорошо ли вы помните их содержание? Проверим.
— Сейчас вы выполните полученное задание.
— Вставьте пропущенные слова в знакомые вам тексты.
1. Много Аллах дал ему золота, но дороже золота была ему единственная дочь ________________ (Магуль-Мегери)
2. Тут её тоска взяла, и царица умерла. Лишь её похоронили,______________ тотчас учинили (свадьбу)
4. «То есть, это будет десять». Царь тотчас велел отвесить И, по милости своей, Дал в прибавок____________рублей. (пять)
5. Последняя ____________рассеянной бури! Одна ты несёшься по ясной лазури (туча)
6. И жених сыскался ей,______________Елисей . (королевич)
7. Тогда Ашик взял комок ____________ из-за пазухи, развёл его водою и намазал матери глаза . (земли)
8. Унылая пора! Очей _________________
Приятна мне твоя прощальная краса ( очарованье)
— А сейчас, каждый из вас почувствует себя в роли учителя.
( Взаимопроверка. Оценивание) Слайд 4
3. Мотивация учебной деятельности
-А теперь, ребята, приступим к изучению нового материала. Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите запись английских букв и замените их на буквы русского алфавита. А сделайте это задание с помощью клавиатуры, которую мы с вами изготовили на уроке технологии.
-Что это за фамилия? Слайд 5
Во всем мире знаменит,
Литературный вклад его велик.
Он граф богатый, но простой
Лев Николаевич Толстой Слайд 6
Сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого запись на экране Слайд 8
1) продолжим знакомиться с творчеством __________________________
3). отвечать на поставленные вопросы.
Цель нашего урока: познакомиться с творчеством Л.Н.Толстого; учиться правильно, выразительно читать рассказ, анализировать его отвечать на поставленные вопросы.
— В 1, во 2, 3 классах мы знакомились с вами с биографией и творчеством Толстого. Давайте вспомним.
— В каком году родился Л.Н. Толстой? ( 1828)
— Давайте посчитаем сколько лет прожил Толстой?
-Полное собрание сочинений Толстого составляет 90 томов. Конечно, 90 томов мы не прочли, но некоторые рассказы уже знаем. Давайте вспомним.
Перед вами отрывки из произведений Л.Н.Толстого. Вспомните, как они называются и к какому жанру относятся?
1.« А Миша говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». (Старый дед и внучек)
2. «На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первыми попрыгали в воду, но нам тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море …(Акула)
3.« Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьянка и забавляла всех…» (Прыжок)
4.«…мальчик осмелился и сказал:
— Костюшка, я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий.
Учитель остановил его и сказал:
— Ты погоди хвалиться, а поучись. С тех пор он стал ходить с ребятами в школу.» (Филиппок)
5.«Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение…» (Лев и собачка) 9 слайд
Перед вами иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого. Вспомните их названия. Слайд 11
3 группа: « Найди пару ». Соотнесите пословицу и произведение, к которому она подходит.
1.Крепкую дружбу и топором не разрубишь «Лев и собачка»
2.Кто родителей почитает, тот во век не погибает «Старый дед и внучек»
3. «Кто грамоте горазд, тому не пропасть» «Филиппок»
— Чему учат нас рассказы Л.Н.Толстого?
( Его произведения учат добру и справедливости, нравственности.)
Чистоговорка Слайд 13
Ок-ок-ок –продолжаем наш урок
Ать-ать-ать – будем повесть Толстого читать
Ять-ять-ять – будем знания свои применять
Ев-ев-ев – охарактеризуем новых героев
Ра-ра-ра – проведем урок добра
Игра «День и ночь» Слайды 14,15,16,17,18
На стихотворение дано 4 слайда:
1-й слайд: читаем, обсуждаем
У каждого есть в жизни «Берег детства»,
Где море сказок и волшебных снов.
На эту красоту не наглядеться…
Так хочется вернуться вновь и вновь
Игра «Потерялась буква» слайд 19
П рочитайте слова написанные на доске. Определите какие буквы потерялись?. Давайте допишем недостающие буквы и прочитаем слова. Из заглавных букв составьте слово.
(Дети по очереди выходят к доске и дописывают букву)
О ставшиеся …. (в памяти воспоминания Льва Николаевича Толстого)
5. Введение в тему урока
-Сегодня мы пролистаем ещё некоторые страницы альбома творческой жизни этого писателя и познакомимся с отрывком из повести “Детство”.
— Это произведение является трилогией. Новый для вас жанр художественной литературы слайд 21
— Мы почитаем лишь одну главу из трилогии Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».
История появления повести «Детство”.
— Эта повесть родилась на Кавказе. Именно там Лев Николаевич сделал свой самый главный выбор в жизни – он стал писателем. Он задумал роман «Четыре эпохи развития »,( Эпоха- длительный промежуток времени, выделяемый по каким либо характерным особенностям и характеризующийся выдающимися событиями или явлениями) в котором хотел изобразить процесс духовного развития человека, «резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни; в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве недоверчивость; в юности красоту чувств.
На Кавказе написана первая часть задуманного рассказа «Детство»; позднее были созданы две другие – «Отрочество», и «Юность», а четвёртая часть «Молодость» так и осталась ненаписанной.
— Давайте немного остановимся на понятиях. Слайд 22
Детство – это возраст от рождения до 10 лет.
Отрочество – это подростковый возраст от 11-14
Юность – это возраст человека от 15 до 21 года.
-Определите какой у вас возраст? (Детство)
-И сама трилогия необычная.
— Вы помните, что такое автобиография? Трилогия автобиографическая.
-Как вы думаете, о чём будет говориться в главе «Детство»?
— Прежде чем мы познакомимся с повестью «Детство», давайте прочитаем воспоминания внука Льва Толстого – Сергея Сергеевича Толстого.
Работа с учебником стр.114
Работа по тексту «Вопрос-ответ»
1. Сколько лет было Сергею, когда он впервые увидел дедушку?
(Правильно, Сергею было 5 лет.)
2.У кого жил Серёжа в то время?
(Правильно, Серёжа жил у своего дедушки по материнской линии Рачинского Константина Александровича.)
3.Какой была обстановка в доме у Рачинского?
(Правильно, обстановка была богатая.)
4.На каком этаже располагалась квартира Рачинского? (Правильно, квартира Рачинского располагалась на втором этаже.)
5.Кто жил на первом этаже этого дома? (Правильно, на первом этаже жила прислуга.)
(Правильно, Лев Николаевич задержался на кухне, разговорился с кухаркой.)
6.Что бы вы сказали о писателе, как о человеке?
(Правильно, Лев Николаевич показал, что он считает кухарку таким же человеком, как и он.)
7.Как Сергей Толстой в этом эпизоде показал сравнение своих дедушек?
-(Правильно, Сергей Сергеевич Толстой рассказал о том, что его дед, хоть он был и из графской семьи, не считал себя выше простых крестьян. А дед по материнской линии – наоборот, не замечал в своём доме этих же людей.
-Мы смогли заглянуть в детство маленького мальчика Сережи Толстого
— А теперь знакомимся с отрывком из повести «Детство».
— Л.Н. Толстой работая в школе проводил игры со своими учениками
-Мы с вами немножко отдохнем и проведем физкультминутку
7.Подготовка к восприятию текста.
Словарная работа . Слайд 23
-Как вы думаете, о чем будет говориться в главе “Детство”? (Предположения детей.)
— В тексте вам встретятся слова. Как вы понимаете их значение?
Лелеять воспоминания – (нежить, заботливо ухаживать за кем, чем-нибудь).
Возвышают мою душу – (делают душу чище и лучше)
Лучшие наслаждения – (высшая степень удовольствия)
Отуманенными дремотой – (под властью сна)
Сладкие грезы – (счастливые воспоминания)
Ваточный халатец – (халат с подкладкой из ваты)
Добродетель – (положительное, нравственное качество, высокая нравственность).
Подле меня – (возле меня)
8.Первичное восприятие текста
Чтение рассказа д о слов «Воспоминания эти….»
— О чём рассказывает нам автор в самом начале?
— Что делают с автором эти воспоминания о детстве? (освежают, возвышают душу и служат источником наслаждений).
Чтение до слова Маман.
-О каком из воспоминаний идёт речь? ( о вечернем чае)
— А вам близки эти ощущения? Бывали ли у вас такие случаи?
Чтение до конца рассказа.
9.Гимнастика для глаз
-Почему? (речь идёт о самом дорогом человеке – маме)
— Что чувствует Николенька впросонках? (Самые добрые, нежные, самые ласковые на свете – это руки мамы).
-Попробуйте обобщить прочитанное и ответить, какая была у Николеньки мама? (Ответы детей)
— Обратите внимание на иллюстрацию, предложенную художником. Найдите в тексте отрывок, которому она соответствует (…и над ухом звенит тихий знакомый голос). С чем можно сравнить мамин голос? (с журчанием ручейка с плеском воды).
-Что, по вашему мнению, хотел передать Л.Н.Толстой через чувства Николеньки? (Ответы детей) Этим произведением он признаётся маме в любви.
— С кого начинается всё в нашей жизни?
(Видеозапись «Притча Ангел и мама» ) Слайд 24
(демонстрация иконы Богородицы)
-Что это, ребята? Кто на ней изображён?
Это Богоматерь. Она тоже мать. Наша помощница и заступница. Тысячи матерей молятся ей и просят не за себя, а за кого? Да, за нас, своих детей, потому что нет для матери большего счастья, чем счастье её детей.
— Чему учит нас повестьЛ.Н.Толстого?
— Мне сегодня понравилась наша совместная работа.
— А вы, ребята, довольны?
-Мне хочется посмотреть, как вы оцениваете свои действия, знания.
Перед вами 3 разноцветные карточки: зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я произнесу некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.
Я вспомнил биографию писателя.
Я знаю, что такое трилогия.
На уроке у меня всё получилось.
Я сегодня узнал много интересного.
11. Домашнее задание
— На дом я вам предлагаю творческую работу. Написать рассказ о своей маме и подготовить выразительное чтение отрывка.
Л. Н. Толстой «Детство»: анализ произведения
История создания
Жанр и направление
Жанр произведения «Детство» можно отнести к автобиографической повести, как было сказано выше о детских впечатлениях автора.
Направление повести – реализм, поскольку та основана на действительной обстановке и нравах того времени – начала XIX столетия.
Композиция и конфликт
Повесть «Детство» составляют 28 глав, в которых описывается год из жизни десятилетнего мальчика, Николеньки Иртеньева.
В завязке произведения лежит перелом в жизни ребёнка – отъезд из дома в Москву;
Затем следует развитие действия – новая жизнь в доме бабушки.
В повести нет явного конфликта главного героя с окружающими людьми, кроме одного лёгкого домашнего недоразумения с бывшей няней Натальей Савишной. Но внутренне мальчик часто испытывает обиду, чувство несправедливости или неприязни в отношении с окружающими. Карл Иваныч на мгновение становится в глазах Николеньки «противным и злым». Мальчика обижают слова отца, когда тот пренебрежительно отзывается о нём княгине Корняковой. Ему неприятны княгиня Корнякова и её сын Этьен. Во время похорон матери Николенька чувствует возмущение против собравшихся, за их неискреннее проявление горя.
Основной же конфликт в повести «Детство» часто происходит у мальчика с самим собой. Он ощущает чувство вины за свои недобрые мысли, даже за неискреннюю строчку стихотворения, написанного им, презирает себя за недостаток искренней скорби на похоронах матери. Николенька часто чувствует себя скованным и неловким, и страдает от этого. Он не может выразить Серёже своё чувство симпатии, вместо этого слепо подчиняется ему, не может найти силы противостоять своему кумиру, чтобы поступить справедливо. Глубоко вдумчивая, чувствительная натура Николеньки часто пытается разрешить противоречия, с которыми сталкивается в жизни — между внутренним и внешним миром, между желаемым и действительным, между лучшими побуждениями и слабостью, между искренностью и желанием показать себя.
Смысл названия
Название повести «Детство» говорит само за себя. Оно сразу сообщает нам, что речь пойдёт об истории из жизни маленького человека. Автор описывает детское мировоззрение и вкладывает в смысл заглавия буквальный и открытый посыл. Сообщает название о том, что повесть посвящена детской поре, поре первых жизненных шагов и мировосприятия.
Важно отметить, что речь идет не о Николеньке, а о детстве в целом. Автор хочет показать обобщенную детскую историю, демонстрируя не столько свой путь, сколько те условия и обстоятельства, в которых формируется человек его времени и положения. Примечательно, что М. Горький тоже написал трилогию с такими же названиями, но показал быт и нравы простого городского мальчишки, а не дворянского отпрыска. Оба автора акцентировали внимание на том, как ранний период жизни личности влияет на ее становление. Вот почему повесть Л.Н. Толстого называется «Детство».
Суть: о чём повесть?
Повесть «Детство» о десятилетнем Николеньке Иртеньеве, мальчике из дворянской семьи, живущей в деревне в своём поместье. Николенька узнаёт, что для него настала пора серьёзного обучения, для которого они с братом должны переехать в Москву. Мальчик пылко любит мать и не желает разлуки, но смиряется с ней. Жизнь Николеньки тесно связана с домом, дворовыми людьми и гувернёром, и в процессе повествования вырисовываются их отдельные портреты. Также в повести рассказывается об отце главного героя и других людях из светского общества. В Москве Николенька получает новые впечатления и заводит новые знакомства. Его сильной симпатией пользуется бойкий мальчик Серёжа Ивин, затем её вытесняет пылкая влюблённость в Сонечку Валахину, очаровательную двенадцатилетнюю девочку.
Главные герои и их характеристика
Николенька Иртеньев — десятилетний мальчик, отпрыск графского рода. Он умён, раним, чувствителен, горячо привязан к родителям, особенно к матушке. Рядом с ним любимый учитель, брат, сестра. Николенька растёт в деревне, в окружении родных и близких людей, такое детство можно назвать идеальным.
С переездом в Москву, жизнь мальчика стала иной, расширился круг его общения. Он впервые влюбился в двенадцатилетнюю Сонечку Валахину. Николенька не очень прилежен в учении, но склонен к рассуждениям, к анализу чувств и мыслей. Он добр и совестлив, но характер его пока не утвердился, и под влиянием обаятельного друга может совершить низость.
Детство омрачается горем: смертью матери. Это событие ускорило взросление героя.
Папа (Пётр Александрович Иртеньев) — граф, отец Николеньки. В детстве он высоко ставил отца и не мог помыслить о критическом отношении к родителю. В повести рассказчик даёт его характеристику уже с точки зрения взрослого человека. Папа был умным, уверенным в себе, некрасивым, но обаятельным, и всем нравился.
Главным в жизни считал удовольствие и счастье, это и руководило его поступками. Две страсти всей жизни Петра Александровича — карты и женщины: выигрывал миллионы, имел связи с множеством женщин всех сословий. Герой лишь констатирует характер и особенности своего отца, но не осуждает. Чувствуется, что он гордится отцом и любит его.
Володя и Любочка Иртеньевы — брат и сестра Николеньки. Они немного старше его, поэтому слегка снисходительны к младшему брату. Володя поддразнивает его и корит за излишнюю чувствительность. Н. по-мальчишески тянется к старшему брату, делится сокровенным, но не находит понимания. Володя, хотя и близок, но другого склада: более хладнокровный и рациональный.
Наталья Савишна — старая экономка Иртеневых, крепостная. В молодости она была нянькой maman, потом получила ключи от кладовой и служила исправно, радея о барском хозяйстве. Выйдя замуж maman, выдала вольную Наталье Савишне как благодарность за верную службу.
Этот документ совсем не обрадовал женщину. Оказалось, ей ничего не нужно для себя, только продолжать служить Наталье Николаевне и её семье. Рассказчик отмечает редкое любящее сердце Натальи Савишны, которая внесла много теплоты в его детство. Старушка недолго прожила после смерти своей любимицы. Терпеливо перенесла она болезнь и скончалось по-христиански: «с радостной улыбкой, произнося имя Божие».
Карл Иванович — учитель мальчиков Иртеньевых до отъезда в Москву, немец. Он любит своих воспитанников, особенно Николеньку, хотя ему и приходится часто наказывать его за плохое прилежание. Карл Иванович расстроен и обижен увольнением, он искренне привязан к семье Иртеньевых. Предстоящая разлука с ним огорчает Николеньку. Папа меняет своё решение и берёт учителя в Москву. Правда, обязанности у него там будут иные.
Катенька, Серёжа, Соня. Их Николенька любил за короткий период детства, каждого — по-разному. Катенька, дочь гувернантки в их доме, вызывала в нём нежность, нечто вроде первой любви. Очаровательному Серёже он хотел подражать, восхищался им, но Серёжа не был добр, и под его влиянием Н. поступил низко и жестоко, не заступившись за кроткого Иленьку Гарпа. Любовь к Соне — самое яркое чувство героя, из детства перешедшее в отрочество и юность.
Гриша — юродивый, человек пожилой. Его привечает maman, видя в нём человека особой духовности. Дети с любопытством наблюдают за ним. Спрятавшись, они слышат, как молится Гриша, очень просто и от души. Этот эпизод детства остался одним из ярких воспоминаний Николеньки.
Тематика повести «Детство» позволяет не только поразмышлять об интересных жизненных вопросах, но и аргументировать свое мнение в любом сочинении, ведь Толстой в своих произведениях не оставляет поводов для непонимания.
Проблемы
Проблематика в повести «Детство» отражает все то, что надолго оседает в детском сердце и не проходит даже с возрастом.
Плохое влияние. Другой проблемой является плохое влияние, которое герой испытывает при переезде в город. Подражая во всём Серёже Ивину, Николенька автоматически разделяет его дурной поступок и даже не решается проявить сочувствие к обиженному мальчику Иленьке.
Неправильное поведение взрослых. Это явление также вырисовывается проблемой на жизненном пути главного героя. Отец при гостях выражает предпочтение старшему сыну, младшему же выражает некоторое пренебрежение и досаду, заставив мальчика переживать о том, что он некрасив и не ловок. Бабушка в течение праздничного вечера допускала насмешливые замечания в адрес Николеньки, смущая его. Такое отношение взрослых болезненно отзывалось на впечатлительном и нервном мальчике.
Проблема выбора правильного пути. Эта проблема имела своё начало в детском возрасте Николеньки. Он был вынужден принимать решения, склоняться на сторону добра или зла, определять своё отношение к тем или иным людям, к самому себе, задумываться о своих желаниях и побуждениях. Весь он пока состоит из вопросов – что он такое, и к чему он идёт?
Смысл
Основная мысль повести «Детство» выражается в желании автора показать важность детской поры в жизни человека. То, что он приобретает за этот короткий отрезок времени, останется с ним навсегда, будет определять его поступки и выбор пути.
Поэтому семья, близкие люди и всё, что окружает ребёнка, имеет огромное значение, о котором никогда нельзя забывать и которое не стоит обесценивать. Основная идея «Детства» выражается в том, как цепочка незначительных событий и слов формирует характер героя и определяет его судьбу.
Чему учит?
Повесть «Детство» учит любви и трепетному отношению к ребёнку и детству, когда маленький человек не защищён от дурного влияния, примера, недоброго взгляда или колкого слова. Когда он неопытен, имеет массу неразрешённых вопросов и не защищён от самого себя. Толстой призывает осознать неоценимую важность семьи, любви и уважения внутри неё. Напоминает о хрупкости земных уз, которые нужно успеть ценить вовремя и ни в коем случае ими не пренебрегать.
Также повесть «Детство» заставляет задуматься о том, что для юного человека важно правильно выбирать для себя друзей, сохранять уважение к себе, не позволять пренебрегать собой и увлекать на недобрые пути. Вывод Толстого прост: нужно поощрять в себе лучшие чувства, вдохновение, восхищение прекрасным. Его мораль сводится к тому, что нужно глубоко осознавать свои поступки, взвешивать мысли и никогда не бояться следовать лучшим побуждениям.