детство является каким явлением ответ

Доклад на тему: « Детство как социальный феномен »

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад п. Кедровый

Доклад на тему: « Детство как социальный феномен»

Характеристика понятия «детство»…………….4

Детство как социальный феномен………………..5

Список литературы………………………………. 9

Актуальность темы в последнее десятилетие XX века в мировом сообществе проблемы детства обсуждаются с особым вниманием. В развитии общества и человека все более остро вырисовывается задача углубления познания Детства. Признание значения таких вопросов возрастает по мере распространения концепции прав ребенка.

Конвенция о правах ребенка, которую за прошедшее после ее принятия десятилетие ратифицировали почти все страны мира, стимулирует серьезные изменения в законах, политике и практике поддержки и защиты детства. Несмотря на предпринимаемые усилия, положение детей является одной из важнейших проблем современности, как в нашей стране, так и в мире в целом. В России происходит падение уровня жизни и благосостояния большинства детей, ухудшаются показатели их физического здоровья, возможности для развития, затруднено их активное участие в жизни общества. Последовательное осуществление норм Конвенции о правах ребенка и перспективная цель улучшения на этой основе положения детей в России делают необходимым постоянное изучение мнения самих детей по основным проблемам их жизни.

Детство, как и прежде, оценивается на разном уровне – в разных культурах, разных формах и типах его понимания. В современных условиях, когда изменилась общеисторическая ситуация функционирования человеческого сообщества. В результате, с одной стороны, глубоких объективно произошедших преобразований во всех сферах его организации, появлении новых информационно-коммуникативных систем, реального расширения и укрепления контактов, актуализации задач сохранения жизнедеятельности, повышения гуманистических начал. С другой стороны, глобального кризиса, охватившего экологию, энергетику, экономику, демографию, взаимоотношения этносов, слоев и групп населения.

На первый план выдвигается главная как всеобщая и одновременно конкретная для общества проблема – проблема его будущего. Концентрированно она выражается, в частности, в проблеме Детства.

Характеристика понятия «детство»

Детство – всем хорошо известное, (как это ни странно звучит) малопонятное явление социального мира. Его специального определения нет в психологических и педагогических словарях, однако термин Детство используется широко, многопланово и многозначно.

Детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться многому.

Детство как социальный феномен.

Например, он связывается с реальной позицией ребенка по отношению к Взрослому миру. Понятно, что каждое новое поколение людей присваивает достигнутый человечеством уровень, принимая его как данность. Например, сегодня ребенок с раннего возраста свободно общается с телевизором, видеоплеером, компьютером. Он осваивает все это как уже решенные задачи, исходную позицию. Между тем для взрослых задачи еще находятся в процессе разработки, заключают процесс решения. Здесь освоение нового осуществляется ребенком не просто в форме эстафетной связи, когда «палочка» принимается на бегу, но дети схватывают самый высокий, достигнутый уровень. Более того, имея дело с новыми электронными, компьютерными игрушками, играми и прочим, ребенок в своих отношениях к ним ставит вопросы, которые требуют осмысления взрослыми.

Такой диктат провоцируется постоянно изменяющимся уровнем саморазвития ребенка, который стремится к собственному поиску решения встающих перед ним задач, вовсе не только учебных, и расширяет пространство своего выхода в мир, в том числе в мир взрослых задач и проблем. Позиция Взрослого мира, его отношение к Детству проявляются обычно в двух вариантах: эмоционально – объективно существующая, проявляющаяся в разной степени любовь, симпатия к младшим, и моральная – социальная ответственность за будущие поколения, включающая осознание и своего будущего, обязанности по отношению к Детству и формирование будущих обязанностей детей по отношению к взрослым.

Этот мир представляет собой для ребенка сложное сообщество взрослых людей с разными ролевыми функциями, разными возможностями; мир других, больших, которым Я — ребенок — стану, но еще не стал. По отношению к этому миру ребенок объективно находится в состоянии послушания, готовности следовать его указаниям, будучи вынужден учиться нормам, установкам взрослого мира. Но не пассивно, а в развивающихся сложных контактах, взаимосвязях, где он вырабатывает собственную устойчивую позицию.

В этом плане представляется чрезвычайно важным определить сущностное содержание позиций Взрослого мира и Детства именно как специфических субъектов взаимодействия и исследовать характеристики всех форм, типов и условий последнего, фиксировать и осмысливать пространство его осуществления.

Это пространство между Мирами Взрослых и Детей необходимо продуманно структурировать. Оно должно заполняться не только информационными потоками, моделями совершенствующегося образования и прочим, но и соответствующими конструктами, которые обеспечивают превращение каждого ребенка в субъекта и организатора диалога со взрослыми и ставят Детство во всей сложности его внутренней «организации» в позицию реального субъекта такого диалога.

Понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Проблема взаимоотношений детства и взрослых стала одной из наиболее актуальных. Однако, к сожалению, она не только недостаточно разработана, но и не является в должной мере предметом специального внимания. Эти проблемы требуют не только поиска путей решения, но, прежде всего, адекватной научной постановки, включающих, в частности:

б) углубленный анализ условий, форм практически существующих отношений, взаимосвязей взрослых и детей;

в) поиск принципов, путей выявления стратегических линий организации оптимального (по содержанию и структуре) взаимодействия Взрослого Мира и Детства, обеспечивающего становление каждого ребенка как личности.

Одним словом, в современном обществе не проработан пласт проблем, связанный с открытием детского пространства и пространства взаимосвязей Взрослого сообщества и Детства ( которое кстати, само воспринимает себя предметом забот взрослых, а не субъектом социального мира).

Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. М., 2005. С. 420

Моисеева Н.А.,Сороковикова В.И. ФИЛОСОФИЯ

Статья « Детство как социальный феномен» http://txtb.ru/136/38.html

Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития.

Источник

Педагогика детства

Детство как психолого-педагогическое явление. Уникальность и значение детства как возрастного периода жизни человека. Различные подходы к классификации периодов жизни человека в истории педагогики. Тема детства в поэзии, музыке, литературе, живописи.

РубрикаПедагогика
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления12.08.2013
Размер файла31,9 K

детство является каким явлением ответ. Смотреть фото детство является каким явлением ответ. Смотреть картинку детство является каким явлением ответ. Картинка про детство является каким явлением ответ. Фото детство является каким явлением ответ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Масару Ибука, автор книги «После трех уже поздно» считает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно, без каких-либо усилий в два, три или четыре года. То, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. Они готовы учиться всегда. Нетрудно представить, насколько мир будет богаче, здоровее, безопаснее, если все дети будут знать языки, искусство, основы наук прежде, чем достигнут подросткового периода, чтобы затем использовать последующие годы для изучения философии, этики, лингвистики, религии, а также искусства, науки и так далее на более продвинутом уровне.

Проблема детства с давних времен волнует философов, педагогов, психологов, и других ученых. Этой проблеме посвящены исследования множества учёных: Маргарет Мид «Этнография детства», энциклопедия «Мир детства. Дошкольник. Школьник. Подросток» и т.д.

В развитии общества и человека все более остро вырисовывается задача углубления познания детства, причем не только и не столько его отдельных особенностей, индивидуальных и общих аспектов поведения.

Как отмечается многими исследователями (Д.И. Фельдштейн) до сих пор «не раскрыта субстанциальная сущность детства. Не определена общая система координат для выявления главных смыслов осуществляющихся здесь процессов: физического и психического созревания, вхождения в социум, освоения социальных норм, ролей. Также недостаточно раскрыта проблема приобретения ребенком (в рамках детства) ценностных ориентаций и социальных установок в ходе собственного индивидуального жизненного пути».

Таким образом, проблема детства не является полностью изученной. Все вышесказанное и определило выбор темы нашего исследования: Педагогика Детства. «Детства крылышки цветные…»

Цель работы: определить место представлений о мире детства в системе психолого-педагогического знания.

Предмет: процесс возрастного развития человека, в частности периода детства;

Объект: детство ребенка как процесс его восхождения в образ Человека.

1. Раскрыть понятие «детство» с точки зрения психологии и педагогики.

2. Раскрыть значение детства как возрастного этапа жизни человека.

3. Осветить различные подходы педагогов и психологов к изучению проблематики детства;

4. Рассмотреть психолого-педагогические особенности ребенка-дошкольника

5. Выявить реальные смысловые представления детей о жизни (их миропонимание на основе анализа литературы).

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и приложения (мультимедийная презентация «Цветной мир детства»).

1. Детство как психолого-педагогическое явление

1.1 Понятие детства

Детство по международной нормам, закрепленным в Конвенции ООН о правах ребенка, охватывает период жизни от рождения до примерно младшего юношеского возраста (18 лет).

Специального определения детства нет в философских, педагогических, социологических словарях. В психологическом словаре есть определение детства как термина, обозначающего 1) начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста); 2) социокультурный феномен, имеющий свою историю развития, конкретно-исторический характер. На характер и содержание детства оказывают влияние конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности общества.

В развитии общества и человека все более остро вырисовывается задача углубления познания детства, причем не только и не столько его отдельных особенностей, индивидуальных и общих аспектов поведения.

По словам Д.И. Фельдштейна, «главным становится раскрытие закономерностей, характера, содержания и структуры самого процесса развития ребенка в детстве и детства в обществе, выявление скрытых возможностей этого развития в саморазвитии растущих индивидов, возможностей такого саморазвития на каждом этапе детства и установление особенностей его движения к Взрослому Миру» [? №].

Таким образом, определение детства пытались дать многие ученые разных времен, но единого мнения на этот счет нет. Специального определения детства нет в философских, педагогических, социологических словарях, чаще всего «детство» употребляется в социально-практическом, социально-организационном плане.

1.2 Уникальность и значение детства как возрастного периода жизни человека

По Конвенции о правах ребенка, часть 1, статья 1, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Согласно «Концепции дошкольного воспитания», период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода (№).

О значении первых лет жизни сказано много, в том числе и выдающимися педагогами, психологами и другими учеными.

Основоположник советской дошкольной педагогики Н.К. Крупская указывала на то, что все нормальные дети (а не только немногие избранные) независимо от их происхождения, национальности и цвета кожи обладают очень большими потенциальными психофизиологическими возможностями. Однако для того, чтобы реализовать эти возможности, нужно обеспечить полноценное целенаправленное обучение и воспитание уже в дошкольном возрасте.

Японский писатель, известный как создатель концерна «Sony» Масару Ибука, автор книги «После трех уже поздно» считает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он утверждает, что то, что они усваивают без каких-либо усилий в два, три или четыре года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не дается.

1.3 Различные подходы к классификации периодов жизни человека в истории педагогики

Первыми, кто предложил возрастную периодизацию развития, были Пифагор, Гиппократ и Аристотель.

1 этап: Материнская школа 0-6

2 этап: Начальная школа 6-12

3 этап: Обучение в гимназии 13-18 лет

4 этап: завершение обучения.

По астрологической периодизации:

17-24 возраст крысы, мыши

В классификации Э. Эриксона выделяются следующие возрастные этапы, стадии психосоциального развития:

от рождения до 1 года (младенчество, или орально-сенсорная стадия),

от 1 года до 3 лет (раннее детство, или мышечно-анальная стадия),

от 3 до 6 лет (возраст игры, или локомоторно-генитальная стадия),

от 6 до 12 лет (школьный возраст, или латентная стадия),

от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский возраст),

В одной из распространенных современных международных классификаций (Квинн В., 2000) выделяются следующие возрастные этапы:

Наиболее общепринятой и распространенной является периодизация Эльконина Даниила Борисовича, в основе которой учение Льва Семеновича Выготского о теории стабильного возраста. Согласно этой периодизации:

Преддошкольный (ранний возраст) 1-3

— младший дошкольный возраст 3-4

— средний дошкольный возраст 4-5

— старший дошкольный возраст 5-6

Младший школьный возраст 6-10

Средний школьный возраст 10-15

Старший школьный возраст 15-18

Несмотря на то, что в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации, на сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека.

Этим вопросом занимались выдающиеся педагоги: Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменский, Левитов, П.П. Блонский, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин.

2.1 Тема детства в поэзии, музыке, литературе, живописи

Тема детства волновала и вдохновляла многих художников, поэтов, архитекторов, музыкантов и т.д.

Американского художника Дональда Золана (Donald Zolan) можно назвать одним из самых добрых, позитивных и чувственных современных живописцев. Ведь такие картины, которые выходят из-под его кисти, способен творить только очень чуткий человек с большим и любящим сердцем. Его работы вызывают у человека только улыбку и умиление.

Множество поэтов и музыкантов выразили свою любовь к детям через свои произведения. Н. Иванова, Р. Рождественский, В. Роше, Д. Сухарев, М. Лермонтов, М. Пляцковский, Ш. Каллош, Ирма Сохадзе и другие. Каждое произведение наполнено солнечным светом, надеждой, счастьем и любовью.

В приложении представлена подборка стихотворений, песен и картин известных деятелей искусства.

Глава 2 «Уроки детства»

Детское словотворчество уникально и увлекательно. Через детские фантазии, стихотворения, рисунки можно понять и увидеть их мировоззрение. Творчество детей резко отличается от творений взрослых. Детское словотворчество восхищает замечательной силой сообразительности, внимания и мастерством аналогии речи. Играя ребенок может невольно придумать новые слова, которые вполне правильно характеризуют возникшую в игре ситуацию. Например, девочка, купая куклу, опуская ее в воду и обратно вынимая из воды может сказать, что кукла притонула и втонула. В этом случае кукла не утонула, а просто временно погрузилась в воду, чтобы быстро вынырнуть обратно. Такой умственный анализ свойствен детскому воображению. Ребенок сам того не подозревая придумал новые слова, этими словами он характеризирует сложившуюся с куклой ситуацию.

К.И. Чуковский неустанно восхищается детьми и считает их настоящими творцами. Он говорит, что «ребенок порою самостоятельно приходит к тем формам, которые создавались народом в течение многих веков. Чудесно овладевает детский ум методами, приемами, формами народного словотворчества» и всё это происходит неосознанно с помощью необыкновенного детского чутья.

Переиначивая наши слова, ребенок чаще всего не замечает своего словотворчества и остается в уверенности, будто правильно повторяет услышанное.

Конечно, чтобы воспринять наш язык, ребенок в своем словотворчестве копирует взрослых. Дико было бы думать, что он в какой бы то ни было мере создает наш язык, изменяет его грамматический строй, его словарный состав. Сам того не подозревая, он направляет все свои усилия к тому, чтобы путем аналогий усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое богатство.

Но применяет он эти аналогии с таким мастерством, с такой чуткостью к смыслу и значению тех элементов, из которых слагается слово, что нельзя не восхищаться замечательной силой его сообразительности, внимания и памяти, проявляющейся в этой трудной повседневной работе.

Проблема детства с давних времен волнует философов, педагогов, психологов, и других ученых. И сейчас в развитии общества и человека все более остро вырисовывается задача углубления познания детства, причем не только и не столько его отдельных особенностей, индивидуальных и общих аспектов поведения.

Несмотря на то, что в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации, на сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека. Этим вопросом занимались выдающиеся педагоги: Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменский, Левитов, П.П. Блонский, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин.

Таким образов, изучив проблему детства, можно сказать, что она не является изученной и сегодня. Создаются попытки изучения, вносятся коррективы.

детство поэзия педагогический литература

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Место представлений о мире детства в системе психолого-педагогического знания, его значение как возрастного этапа жизни человека. Подходы педагогов и психологов к изучению проблематики детства. Тема детства в поэзии, фольклоре, литературе, живописи.

реферат [39,9 K], добавлен 13.08.2013

Сущность понятий «детство», «социальные гарантии детства» в психолого-педагогической литературе. Анализ нормативных документов по проблемам детства. Нормальное развитие детства как субъектный принцип построения отношений между взрослыми и детьми.

реферат [49,0 K], добавлен 23.09.2010

реферат [24,1 K], добавлен 20.03.2017

Детство как основа развития человека. Периодизация детства и особенности развития детей. Педагогические мысли прошлого на развитие личности. Философско-педагогические воззрения. Педагогика как боговдохноленное искусство. Духовность как основа личности.

курсовая работа [46,5 K], добавлен 14.02.2007

Основные этапы формирования личности человека, их характеристика и отличительные особенности, значение: период новорожденности, младенчества, раннего детства, дошкольного детства, младший и школьный. Сущность и задачи воспитания, его методы и приемы.

контрольная работа [30,6 K], добавлен 16.12.2012

Источник

Детство

Период человеческого развития, когда он учится понимать окружающий мир. Хотя временные рамки последней стадии индивидуальны, непостоянны во времени и зависят от принятой системы возрастной периодизации, верхняя граница детства определяется как примерно 11-13 лет. В течение детства происходит чрезвычайно интенсивное физическое и психическое развитие. Критически важным периодом развития является раннее детство. Его нарушение, например изоляция от человеческого общества, способно привести к необратимым психическим нарушениям. Детство длится примерно одну десятую жизни человека и из характера ребёнка можно понять, какой характер будет у него, когда он вырастет.

детство является каким явлением ответ. Смотреть фото детство является каким явлением ответ. Смотреть картинку детство является каким явлением ответ. Картинка про детство является каким явлением ответ. Фото детство является каким явлением ответ

детство является каким явлением ответ. Смотреть фото детство является каким явлением ответ. Смотреть картинку детство является каким явлением ответ. Картинка про детство является каким явлением ответ. Фото детство является каким явлением ответ

Детство принято подразделять на четыре периода:

Содержание

Младенчество

детство является каким явлением ответ. Смотреть фото детство является каким явлением ответ. Смотреть картинку детство является каким явлением ответ. Картинка про детство является каким явлением ответ. Фото детство является каким явлением ответ

детство является каким явлением ответ. Смотреть фото детство является каким явлением ответ. Смотреть картинку детство является каким явлением ответ. Картинка про детство является каким явлением ответ. Фото детство является каким явлением ответ

Кости новорождённого очень мягки вследствие малого содержания солей кальция. Кости черепа у младенцев не имеют швов и соединяются пластинками хряща — родничками. Всего у новорождённого ребёнка имеется шесть родничков, из них два (клиновидный и сосцевидный) — парные. Самый крупный родничок — передний — находится в месте соединения правой и левой половин чешуи лобной и теменной костей. У новорождённого позвоночник имеет вид вогнутой спереди дуги, изгибы начинают формироваться в трёх-четырёхмесячном возрасте. Примерно на шестом-восьмом месяце жизни начинают прорезаться зубы.

Большую часть времени младенцы проводят во сне, просыпаясь от голода или неприятных ощущений. Новорождённые дети проявляют широкий спектр врождённых форм поведения, как простые безусловные рефлексы — хватательный, мигательный, защитный, так и сложные инстинкты, такие, как сосание.

Раннее детство

детство является каким явлением ответ. Смотреть фото детство является каким явлением ответ. Смотреть картинку детство является каким явлением ответ. Картинка про детство является каким явлением ответ. Фото детство является каким явлением ответ

В период от 1 до 3 лет у ребёнка прорезываются все молочные зубы, он быстро растет и прибавляет в весе. Развивается речь и память ребёнка. Он начинает ориентироваться в окружающем мире, активно познает мир. В этот период огромное значение для малыша имеет игра. Раннее детство сменяет дошкольный возраст. В дошкольном возрасте ребёнок активно познаёт окружающий мир уже с помощью своего мышления. Очень важна информация, заложенная в ребёнка в этом возрасте, так как именно в этом возрасте мозг ребёнка развивается очень интенсивно и впитывает в себя информацию, словно губка. В дальнейшем (начиная с 7-8 лет), ребёнок просто развивает полученные знания. Учёные считают, что первые шесть лет — это самый важный период в развитии человека. В это время закладывается основание всей будущей жизни. Уверенность в себе, знание, что ты желаем и любим, чувство собственного достоинства, поведение в стрессовых ситуациях — всё это восходит к самому раннему детству, к отношениям малыша с родителями. Поскольку этот период имеет решающее значение для формирования личности, важно знать, что представляет собой ребёнок этого возраста. Лучший способ узнать ребёнка — понаблюдать за ним и прислушаться к нему. Но полезно также знать и об общих чертах детей этого возраста.

От рождения до года

Особенности развития речи:

Дошкольный возраст

детство является каким явлением ответ. Смотреть фото детство является каким явлением ответ. Смотреть картинку детство является каким явлением ответ. Картинка про детство является каким явлением ответ. Фото детство является каким явлением ответ

Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его следующей информацией: анатомические, физиологические и психологические особенности детей от трёх до семи лет.

Младший школьный возраст

детство является каким явлением ответ. Смотреть фото детство является каким явлением ответ. Смотреть картинку детство является каким явлением ответ. Картинка про детство является каким явлением ответ. Фото детство является каким явлением ответ

Ребенок от 7 до 10 лет впервые идет в школу, познает жизнь с различных сторон. Чувствует на себе ответственность ( выполнение домашних заданий, посещение школы). Формируется его вкусы, развивается личность ребенка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *