деятельность первых христианских апологетов начинается в каком веке
Церковь эпохи апологетов. Часть 1
История Европы дохристианской и христианской
Сайт «Православие.Ру» продолжает публикацию фрагментов новой книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».
Святой мученик Иустин Философ Во II столетии в Церкви умножилось число христиан, которые вышли из интеллектуальной элиты эллинистического общества. Именно они брали на себя миссию апологии христианского вероучения перед лицом отвергавшего его общества и защиты самого права христиан на существование, которого они лишены были действовавшим в Римской империи законодательством Траяна.
Самым выдающимся из древних апологетов был Иустин Философ. Он родился в начале II века в самарийском городе Сихеме (переименованном в Неаполь), который был тогда населен в основном греческими колонистами. К их числу принадлежали и предки Иустина – отец Прииск и дед Вакхий. Получив классическое образование, Иустин стремился обрести смысл человеческой жизни; он искал его в философских системах стоиков, перипатетиков, пифагорейцев и, наконец, в сочинениях Платона, которые представлялись ему стоящими ближе всего к искомой им истине. В поисках истины Иустин не раз встречался с христианами. Подлинный переворот в его сознании произвели беседы с одним старцем христианином, с которым Иустин познакомился в Ефесе, когда однажды, находясь в уединенном месте на берегу моря, предавался философским размышлениям. О своем обращении под влиянием беседы с мудрым и кротким старцем Иустин рассказал впоследствии в «Диалоге с Трифоном Иудеем». Приняв крещение, Иустин не снял мантии философа. Странствуя в ней по провинциям Римской империи, он проповедовал Евангелие, находя особенно веские аргументы для людей, которые, подобно ему, были носителями эллинского образования. Прибыв в Рим в правление Антонина Пия, Иустин основал там христианскую школу, одним из учеников которой был ставший также впоследствии апологетом Татиан.
Татиан – автор многих сочинений, получивших высокую оценку Тертуллиана, Климента Александрийского, Евсевия Кесарийского, но все они утрачены, за исключением «Речи против эллинов» и его главного труда – «Диатессарона» («Тο δια τέσσαρον εύαγγέλιον»), в котором в едином повествовании представлена евангельская история, составленная из фрагментов текста четырех Евангелий. «Диатессарон» употреблялся не только в секте энкратитов, но и в кафолических общинах Сирии за богослужением вплоть до V столетия.
Первая из апологий, написанных на латинском языке, принадлежит Минуцию Феликсу, римскому юристу, который жил во II и скончался в начале III века. Упоминания о нем есть в трудах блаженного Иеронима и Лактанция. Эта апология называется «Октавий»; она написана в память о рано скончавшемся друге юности Минуция и его коллеге по адвокатской практике Октавии. Сочинение Минуция в литературном отношении написано как подражание диалогу Цицерона «О природе богов» и представляет собой беседу двух христиан (автора и Октавия) и язычника Цецилия. Собеседники, прогуливаясь по дороге, ведущей из Рима в Остию, ведут спор о вере, и в конце концов аргументы Минуция и Октавия превозмогают доводы их оппонента Цецилия, тот признает истину христианского учения и сам решает стать христианином. Адресаты апологии – образованные язычники, искренне ищущие истины. Поэтому в «Октавии» нет ссылок на Священное Писание, зато часто воспроизводятся мысли греческих философов, образы из произведений греческих и латинских поэтов. Автор апологии обнаруживает незаурядный литературный талант, прекрасное владение приемами латинской риторики, так что «Октавий» может считаться одним из шедевров латинской прозы.
Христианские апологеты, обращавшиеся к императорам с призывом прекратить гонения и пересмотреть несправедливые законы против христиан, по которым они, не уличенные ни в каких преступлениях, преследовались за одно только «имя», не достучались ни до сердец правителей, ни до их здравого политического смысла, но составленные ими апологии имели широкое хождение среди читателей, укрепляя веру обращенных, вооружая их основательными доводами в защиту своих религиозных убеждений, утверждая колеблющихся и ищущих истины, роняя сомнения в сознание приверженцев языческого культа или агностиков и атеистов, вызывая глубокую внутреннюю перемену в душах былых противников христианства, которые, подобно «апостолу язычников», из Савлов становились Павлами. Как и подвиги мучеников, свидетельствовавших о Христе своей кровью, миссионерская проповедь, одним из видов которой было составление апологий, способствовала распространению христианства в пределах Римской империи и за ее границами.
Распространение христианства в разных провинциях и регионах было, естественно, не равномерным. Самой христианизированной частью империи была Малая Азия. Христиане составляли значительную часть населения в Сирии, Македонии, Элладе, Италии, Африке, Египте. Христианское присутствие было заметным в Месопотамии, Фракии, Тавриде, Иллирике, на Сицилии, в Испании, на юге Галлии. За имперскими границами, по ту сторону лимеса, христианство находило для себя почву главным образом в Иране, но также в Эфиопии, Аравии, Армении.
У нас нет статистических данных о масштабе и темпе количественного роста Церкви, но на основании разрозненных частных сведений о присутствии христианских общин в разных городах и об их приблизительной численности, включая, возможно, также несколько преувеличенное заключение Тертуллиана о доле христиан в населении Карфагена, можно представить хотя бы статистический порядок, характеризующий умножение числа христиан. На рубеже I и II веков христиан насчитывалось, вероятно, несколько (но едва ли больше трех) сотен тысяч, а столетие спустя их было уже более миллиона. Римская, Александрийская, Антиохийская Церкви имели десятки тысяч верных каждая. Многочисленные христианские общины существовали в Ефесе, Сардах, Фессалониках, Афинах, Коринфе, Карфагене, Медиолане, Лионе, Кордубе.
Значительное большинство христиан составляли горожане. До сельской периферии христианское благовестие доходило с несравненно большими препятствиями и со значительным опозданием. Консервативные крестьяне гораздо серьезнее горожан, в особенности образованных жителей больших полисов, были привержены своим традиционным местным культам, своим племенным богам, своим ларам и пенатам, своим локальным гениям, нимфам и дриадам, и потому в массе своей оставались глухи к проповеди Евангелия. Но и сами миссионеры обыкновенно обращались к горожанам, потому что там они имели больше слушателей и они были более внимательными и подготовленными к восприятию учения, требовавшего радикального отказа от прежних верований и убеждений и, главное, перемены всей жизни. Поэтому крестьяне, назвавшие себя тысячелетие спустя на Руси Христовым именем, в Римской империи в пору торжества христианства над язычеством, напротив, дали имя язычникам. Слово paganus, которое ранее обозначало на латинском языке сельского жителя, крестьянина, приобрело иное значение – язычник, и с этим смыслом пришло на Русь, где «погаными» первоначально как раз и величали язычников.
Апологеты и их раннехристианская деятельность
Апологеты — это люди, которые на полную отстаивали христианские вероучения перед представителями императорской власти и пытались опровергать некоторые предрассудки II века (понятие узкого смысла). Что касается более широкого смысла — сюда входят еще люди, которые трудились с III по V века, некоторые из христианских авторов, которые в своих сочинениях высказывали обвинения против язычества.
Прямой задачей апологетов является отведение от представителей христианства, добиться признания взглядов христианства в пределах государства.
Апологеты были вынуждены обращаться как к представителям церкви, так и к другим людям. Апологию писали как речь или диалог, который был составлен согласно современным на то время правилам риторики. Изначально её содержание и преподнесение было рассчитано на распространение в широкой аудитории. В качестве образца для апологетов выступала защита, предоставленная Сократом, когда он выступал перед афинскими судьями.
В намерения апологетов также входило отведение враждебных обвинений в причастности к инцестам, детоубийствам, каннибализму, которые порождали слухи об организации секретных встреч, доказание нелепости и безнравственности мифов язычников в процессе противопоставления каждого из них истинным учениям в теле монотеизма и воскресения.
Аргументы в пользу христианских апологетов были такими:
Вклад апологетов в христианство
Итак, если сказать об апологетах в обобщенном виде, можно дать такое определение: апологеты — это собирательное имя некоторых писателей, чей пик активности пришелся на время раннего христианства (в основном работали в течение II и III веков, когда христиане переживали активные гонения от представителей римской власти), которые защищали христианские принципы от критиканов философов, которые представляли нехристианские взгляды, в том числе иудейские и языческие.
Именно апологеты стали основополагателями христианского богословия, апологет Феофил ввёл в активное использование термина Троицы, до него этого понятия не существовало. Когда христианство получило статус религии, принятой на уровне государства, продолжать защиту христианских взглядов больше было не нужно, поэтому литература апологетов начала постепенно исчезать. На её месте появилась полемическая литература против разного рода ереси. Последним из апологетов является Феодорит Киррский, который активно писал в V веке, когда язычники фактически были бессильными.
Распространение христианства
Апологетские представители христианства были писателями II–III веков, которые выступали, обосновывая и защищая христианскую веру.
Процесс распространения христианских учений посреди разных слоёв населения на территории римской империи вызвал вполне понятную реакцию со стороны большинства, представленных язычниками. По факту, юридически христианство стало запрещённой религией, общины и сборы представителей христианства имели репутацию незаконных; отказ в принятии участия в различных обрядах языческого происхождения считался преступлением против религии. В течение этого периода стали явными некоторые организованные попытки противодействия христианству со стороны язычества.
Некоторые представители и их деятельность
Основными оппонентами христиан второго века считаются Фронтон и Цельс. Фронтон — это наставник императора Марка Аврелия, а Цельс стал автором сочинения под названием «Истинное слово», направленное на опровержение истинности взглядов христиан.
Эти авторы стали рассматривать христианские учения только в качестве абсурда, основанного на предрассудках, фанатизме, и угрожающий принятому в империи античному взгляду на мир. Помимо прочего, о христианах стали распространять много сплетен и клеветы, частично связанных с тем, что им приходилось проводить собрания в закрытой форме. Апологеты поставили себе задачу — демонстрация перед языческим миром приемлемость христианских взглядов со всевозможных сторон, в список которых включили гражданскую, философскую, богословскую, религиозную, культурную и т. п.
Основание для написания
Сущность действий каждого раннехристианского апологета частично была подготовлена представителями эллинистического иудаизма. Филон Александрийский произвёл на свет несколько несохранившихся до нашего времени работ, например «Основания» или «Апология в защиту иудеев». Иосиф Флавий стал известен благодаря такой работе, как «О древности мудейского народа, против Апиона». Она оказала значительное влияние на некоторую часть апологетов в эпоху ранних христиан. Подобная тематика изначально присутствовала в некоторых из речей апостолов, в Библии, в книге Деяния.
Всё же отлично от ситуаций с апостолами, которые в большинстве своём выступали перед христианскими последователями, апологеты были вынуждены адресовать творения своего пера для представителей языческой аудитории, что не могло не отразиться на том, о чем они писали и что отображали в своих трудах.
Письменные труды
Последняя из выпущенных частей содержит, кроме конкретики по апологической деятельности самую древнюю систему христианских вероучений из тех, что существует на Западе. Она включает в себя сочинение под названием «О гневе Божием» (созданное около 303 года), которое было целенаправленно написано против деятельности язычников (в состав которых входили стоики и эпикурейцы). В своей работе Лактанций занимает решительную позицию защиты мнения о том, что к Богу можно применять слово «гнев». Некоторые из апологетических тем он развивал в своих других сочинениях, одно из которых известно под таким названием — «О смертях преследователей» (написана около 314 года).
Ситуация в обществе
Невзирая на факт того, что вышеупомянутые действия представителей христианских апологетов раннего периода, по-видимому, не были способны ослабить хватку гонений и преследований в адрес христианских поклонников, она, бесспорно, смогла подготовить процесс постепенной эволюции осознания пользы христианской религии для греко-римского общества, хоть оно и состояло из одних только язычников.
Интересно, что раннехристианские апологеты порой значительно по-разному. Некоторые совсем их не принимали, как, например, в труде «Что общего между Афинами и Иерусалимом?», до состояния признания образований апологетов единственными возможными наследниками того самого лучшего обещания, которое подтвердил своим приходом на землю Логос, что отобразилось в труде «Всё, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам».
Учитывая критический фон язычества, запущенной религии и философии, христианский фон представления знаний о Боге, обществе в целом и человеке менялись:
Христологические вопросы не имели должного количества внимания, потому что такой была основная внешне направленая ориентация богословских обсуждений всех апологетов (за единственным исключением Иустина). Что касается остальных тем, на которые могли говорить раннехристианские апологеты, стоит выделить проблемы того, как образ или подобие Божье отобразилось в человеке (чем занимался Татиан), вопросы, затрагивающие первородный грех (о чем говорил Феофил Антиохийский), воскресение людей из мёртвых или попытка опровергнуть античные представления людей о предопределении и судьбе.
В общем тексты, написанные раннехристианскими апологетами, имеют исключительное значение по важности, что до сегодня. Поскольку они являлись первопроходцами по целому списку вопросов, апологеты самосознания христианской Церкви смогли проложить дорогу для будущей христианизации мира и процесса формирования полноценной системы христианско-богословских рассуждений.
Выводы и итоги
Апологеты (с греч. «апология» — речь, произносящаяся в защиту) — исторически сформировавшееся название последователей и приемников апостолов и представителей ранней христианской церкви, которые пытались обосновать разные христианские учения и в открытую выступали в защиту их от критиковавших их людей в период II–III веков нашей эры.
Речь в основном идёт о раннехристианских писателях, к которым относятся многие. К ним можно причислить Аристона Пелльского, Кодрата Афинского, который был одновременно апостолом от семидесяти и апологетом, Иустина Великого, который и по сей день считается самым заметным деятелем и автором значительного количества апологий, которые дали название очевидному течению защитников, а также:
В итоге это название приклеилось ко всему этому множеству писателей, и активных защитников или тех, кто пытался пропагандировать какие-либо идеологические течения, системы, теории или учения.
Апологеты раннего христианства стали называться так по распространении христианских писателей, в основном во II и III веках, которые пытались защитить христианские учения от критики, и в ответ критикующих языческую культуру. Большинство их работ изначально были адресованы для римских императоров, а потому часто излагались в форме коротких служебных писем, которые составлялись в форме защиты от нападений. Письменные труды апологетов на самом деле не в полной мере отображают картину ранних этапов христианства, поскольку они были составлены с ответами на конкретную критику по конкретным вопросам.
Мы вкратце рассмотрели процесс защиты раннего христианства и апологетов. Возвращайтесь, чтобы узнавать больше интересного на подобные темы.
Апологеты
Апологе́ты (др.-греч. ἀπολογία [апология], «защитительная речь») – название христианских писателей II–III вв., преемников апостолов и мужей апостольских, выступавших с обоснованием христианского учения и открыто защищавших его от критиков. Таково первоначальное значение этого слова. Впоследствии так стали называть всех активных защитников каких-либо идеологических течений, теорий, систем, учений.
Кого можно упомянуть в числе раннехристианских апологетов?
Апологетами являлись Аристид Афинский, Кодрат Афинский, Аристон Пелльский, Иустин Великий (автор апологий, давших название этому поколению), Феофил Антиохийский, Теофин, Афинагор Афинский, Мелитон Сардийский, Клавдий Аполлинарий, Мильтиад, Тертуллиан, Минуций Феликс, Эрмий, Ириней Лионский, Татиан, Пантен, Климент Александрийский, Ориген и др.
Как появились апологеты?
Распространение христианской веры ко II в. среди всех слоев населения Римской империи вызвало негативную реакцию со стороны множества представителей языческого мира. С юридической точки зрения христианство оказалось в положении «недозволенной религии», общины христиан подпадали под категорию «незаконных собраний», а отказ от участия в языческих культах рассматривался как «святотатство». В этот период появляются нападки на христиан со стороны образованных язычников. Кроме того, о христианах распространялись клевета и сплетни, отчасти вызванные закрытостью их собраний. В то же время стали появляться и защитники христианской веры, как правило, это были образованные люди, задача их состояла в том, чтобы показать языческому миру приемлемость и возвышенность христианства с самых разных сторон – гражданской, философско-богословской, религиозной, культурной и т. д.
Кому были адресованы сочинения апологетов?
По своей адресной направленности все раннехристианские апологетические сочинения можно разделить на труды, адресованные конкретным людям (например, императору, философу, частному лицу), и труды, адресованные группе лиц (например, «К язычникам», «К эллинам», «К иудеям»). Укажем некоторые из них.
Одними из наиболее известных оппонентов апологетов во II в. были Фронтон – римский грамматик, ритор, наставник императора Марка Аврелия, а также Цельс – римский философ-платоник, автор направленного против христиан сочинения «Истинное слово». И Фронтон, и Цельс рассматривали христианство как учение, полное предрассудков и фанатизма и угрожающее античному миросозерцанию. Греческие апологеты Кодрат и Аристид обращались с апологиями к императору Адриану. В середине II в. был записан «Диспут Ясона с Паписком о Христе», автором которого считают Аристона из Пеллы. Это произведение посвящено антииудейской полемике. Св. Иустин Философ адресовал свою 1‑ю «Апологию» императорам Антонину Пию и Марку Аврелию, а 2‑ю – римскому сенату. Основной целью обоих произведений является защита христиан от преследования «за одно лишь имя», а также попытка представить христианство достойным более внимательного и объективного взгляда со стороны просвещенных римских самодержцев. Его же «Диалог с Трифоном иудеем» представляет собой запись диспута Иустина с ученым раввином Трифоном. Свт. Аполлинарий Иерапольский обращался с речью к императору Марку Аврелию, ему же принадлежали и другие апологетические сочинения, среди которых упомянем «К эллинам» и «К иудеям». Ритор Мильтиад написал сочинения против эллинов и против иудеев. Полемике с иудеями был посвящен и трактат Тертуллиана «Против иудеев». Татиан до своего уклонения в ересь написал «Речь к эллинам». Современником Татиана был Афинагор, христианский философ из Афин; ему принадлежит «Прошение о христианах», направленное императорам Коммоду и Марку Аврелию. Были среди апологетов и такие, кто адресовал свои произведения частным лицам, например, св. Феофил Антиохийский – «К Автолику», Тертуллиан – «Книга к Деметриану». Самым значительным произведением раннехристианской греческой апологетики является сочинение теолога, философа, ученого, основателья библейской филологии Оригена – «Против Цельса». Оппонентами св. Евсевия Кесарийского были неоплатоники Порфирий и Иерокл.
Как именно апологеты защищали христианскую веру?
Апологеты старались опровергнуть возводимую на христиан клевету и дать ответ тем, кто обвинял Церковь в том, что она является угрозой государству. Подчеркивая высокие нравственные качества христиан, апологеты доказывали, что их вера способствует спокойствию и благополучию как императора и государства, так и общества в целом. Апологеты также опровергали обвинения в чудовищных преступлениях (атеизм, каннибализм, эдиповы кровосмешения и т. д.), возводимых на христиан, доказывая их невозможность и абсурдность. В‑третьих, апологеты раскрывали абсурдность и безнравственность язычества, его мифологии и божеств и утверждали, что христианство обладает единственно верным учением о Боге и мире. Они не просто опровергали аргументы философов, но показывали, что сама их философия, имея единственным обоснованием человеческий разум, не может достичь истины в той мере, в которой она достижима в христианстве. В то же время, отмечая параллели между языческой философией и христианской мыслью, многие раннехристианские апологеты представляли философию как предшественницу христианства, а христианство – как откровение того, что философия лишь предчувствовала. При этом апологеты активно использовали понятийный аппарат и некоторые идеи античных религии и философии, используя их (например, учение стоиков о Логосе) для обоснования христианской веры перед лицом своих языческих современников. И, наконец, апологеты раскрывали перед языческим миром христианское понимание Священного Писания, при этом отмежевываясь от «ветхого Израиля» – иудейства.
Способствовала ли деятельность апологетов ослаблению гонений на христиан?
На первый взгляд, деятельность апологетов мало способствовала ослаблению гонений на христиан, по крайней мере, в то время, когда жили сами апологеты. Но их деятельность подготовила постепенную эволюцию сознания греко-римского языческого общества в сторону принятия христианства. Принятие же христианского учения, соответственно, привело и к прекращению гонений.
Какие высказывания апологетов наиболее известны в настоящее время?
Чаще всего на слуху два высказывания Тертуллиана. В заключении своего трактата «Апологетик» он свидетельствует, что никакие гонения не могут уничтожить настоящую веру: «Кровь мучеников есть семя христианства». В том же сочинении Тертуллиан говорит о том, что душа – «христианка по природе».
Каково главное значение деятельности раннехристианских апологетов?
Сочинения апологетов имели исключительное значение для самосознания христианской Церкви в первые века ее существования. Являясь во многих вопросах первопроходцами, апологеты проложили путь для последующей христианизации языческого античного мира и формирования целостной системы христианского богословия. В том числе, они сделали первые шаги и в формировании христианской богословской терминологии.
М.В. Никифоров, статья из III тома «Православной энциклопедии»:
Апологеты раннехристианские, христианские писатели II–III вв., выступавшие с обоснованием и защитой христианской веры.
Распространение христианства ко II в. среди всех слоев населения Римской империи вызвало реакцию со стороны языческого мира. С юридической т. зр. христианство оказалось в положении «недозволенной религии» (лат. religia illicitia), общины христиан подпадали под категорию «незаконных собраний» (collegii illiciti), а отказ от участия в языческих культах рассматривался как «преступление против религии». В этот период появляются первые нападки на христиан со стороны образованных язычников. Главными оппонентами христианства во II в. были Фронтон (наставник имп. Марка Аврелия) и Цельс, автор направленного против христиан соч. «Истинное слово» (ок.178). Эти авторы рассматривали христианство исключительно как учение, полное предрассудков и фанатизма и угрожающее античному миросозерцанию. Кроме того, о христианах распространялись клевета и сплетни, отчасти вызванные закрытостью их собраний (см. Disciplina arcana). Задача апологетов состояла в том, чтобы продемонстрировать языческому миру приемлемость христианства с самых разных сторон – гражданской, философско-богословской, религиозной, культурной и т. д. (о развитии апологетического жанра см. ст. «Апологетика»).
Прежде всего, раннехристианские апологеты старались опровергнуть возводимую на христиан клевету и дать ответ тем, кто обвинял Церковь в том, что она является угрозой государству. Подчеркивая высокие нравственные качества своих единоверцев, они заверяли, что их вера способствует сохранению мира и благосостоянию как императора и государства, так и общества в целом. Во-вторых, раннехристианские апологеты раскрывали абсурдность и безнравственность язычества, его мифологии и божеств и утверждали, что христианство обладает единственно верным учением о Боге и мире. Они не просто опровергали аргументы философов, но показывали, что сама их философия, имея единственным обоснованием человеческий разум, не может достичь истины. Отмечая параллели между языческой философией и христианской мыслью, мн. раннехристианские апологеты в то же время представляли философию как предшественницу христианства, а христианство – как откровение того, что философия лишь предчувствовала. Кроме того, раннехристианские апологеты опровергали обвинения в чудовищных преступлениях (атеизм, каннибализм, эдиповы кровосмешения и пр.), возводимые на христиан, доказывая их невозможность и абсурдность. Наконец, раннехристианские апологеты раскрывали перед языческим миром христ. понимание Священного Писания, при этом отмежевываясь от «ветхого Израиля» – иудейства.
Наиболее древними из греч. раннехристианских апологетов считаются Кодрат и Аристид, которые обратились с апологиями в защиту христ. веры к имп. Адриану (117–138) (Евсевий. Церк. Ист. IV 3). Ок. 140 г. был записан «Диспут Иасона с Паписком о Христе», автором которого считают Аристона из Пеллы. Это произведение, фрагменты которого сохранились в апологии Оригена «Против Цельса», является наиболее ранним из дошедших до наст. времени сочинений, целиком посвященных антииудейской полемике.
Самый известный из греч. раннехристианских апологетов II в.— мч. Иустин Философ († 165–166). Родившись в Палестине в языческой семье, он обратился в христианство после долгих поисков истины. Мч. Иустин, после обращения продолжавший «носить плащ философа», открыл в Риме одну из первых частных христианско-философских школ. Евсевий Кесарийский приписывает ему 8 сочинений (Церк. Ист. IV 18), из которых сохранились и достоверно принадлежат ему только 3: 1‑я и 2‑я «Апологии» (ок. 150 и 161) и «Диалог с Трифоном Иудеем» (ок. 135). 1‑ю «Апологию» св. Иустин адресовал императорам Антонину Пию (138–161) и Марку Аврелию (161–180, соправитель с 147), 2‑ю – рим. сенату. Основной целью обоих произведений является защита христиан от преследования «за одно лишь имя» (nomen ipsum), а также попытка представить христианство достойным более внимательного и объективного взгляда со стороны просвещенных рим. самодержцев. 1‑я «Апология», кроме того, содержит изложение христ. вероучения и первое описание таинств Крещения и Евхаристии в древней Церкви. «Диалог с Трифоном Иудеем» представляет собой запись диспута мч. Иустина с ученым раввином Трифоном. В этой первой обширной апологии против иудаизма выражены 3 основные идеи: временное значение Ветхого Завета в отличие от вечного и непреходящего смысла заповедей Нового Завета; оправдание поклонения Христу как Богу; богоизбранность христ. народов, составивших Новый Израиль. Апологетический характер носит также речь мч. Иустина, сохранившаяся в составе его Мученичества.
У Евсевия (Церк. Ист. IV 26. 1; 27. 1) имеется свидетельство об Аполлинарии Иерапольском, обратившемся с речью к имп. Марку Аврелию. Ему же принадлежали и др. апологетические сочинения: «К эллинам» в 5 кн., «Об истине» в 2 кн. и 2 кн. «К иудеям». Ритор Мильтиад также в царствование Марка Аврелия написал 2 кн. против эллинов, 2 кн. против иудеев и апологию христианской философии (Там же. V 28. 4; 17. 5). Ученик мч. Иустина Татиан (ок. 120–185) до своего уклонения в ересь написал «Речь против эллинов» (после 165), в которой подверг уничижительной критике всю языческую культуру. Несмотря на резкость суждений, Татиан стремился к тому, чтобы добиться терпимости и уважения к новой вере. Проблема взаимоотношений Церкви и государства на примере связи судеб Римской империи с христианством была развита св. Мелитоном Сардийским в «Апологии» (др. название – «Книжка к Антонину», ок. 170, сохранилась только в отрывках), адресованной Марку Аврелию. Современником Татиана и Мелитона был Афинагор, христ. философ из Афин. Ему принадлежит «Прошение о христианах» (ок. 177), направленное императорам Коммоду и Марку Аврелию, в котором он стремился доказать, что преследование христиан неразумно. В правление имп. Коммода (180–192) св. Аполлоний произнес апологетическую речь, сохранившуюся в мученических актах.
Среди раннехристианских апологетов были и такие, которые адресовали свои произведения частным лицам. Из них прежде всего следует упомянуть последнего из греч. апологетов II в. св. Феофила Антиохийского, автора 3 кн. «К Автолику» (ок. 182), написанных для образованного и влиятельного язычника, имеющего предубеждения против христианства. Анонимное «Послание к Диогнету» (ок. 200) представляет собой апологию, составленную в форме письма для знатного язычника, желающего познакомиться с христ. религией.
В III в. апологии пишут Климент Александрийский и Ориген. В отличие от предыдущих апологий, «Протрептик» («Увещание к эллинам», нач. III в.) Климента Александрийского создан уже не столько для защиты христианства от нападок и преследований, сколько ради привлечения язычников к истинной вере. К жанру «Протрептика» близко и сохранившееся на сир. яз. «Слово к Антонину» Псевдо-Мелитона (нач. III в.). Самым значительным произведением раннехрист. греч. апологетики является соч. Оригена «Против Цельса» (сер. III в.). Цельс был одним из наиболее серьезных критиков христианства из среды язычников. Долгое время его сочинение против христиан не имело достойного опровержения и только в лице Оригена, спустя ок. 75 лет, получило надлежащую отповедь.
Стимулом для дальнейшего написания апологий было появление в 260 г. 15 кн. «Против христиан» неоплатоника Порфирия. Ныне утерянное, сочинение содержало критику Ветхого Завета и Нового Завета, жизни и учения Церкви. Первым ответом на него стал труд Евсевия Кесарийского «Евангельское приуготовление» в 15 кн. (312–322). Ему же принадлежит трактат «Против Иерокла» (311–313), неоплатоника, написавшего антихрист. соч. «Правдолюбец» об Аполлонии Тианском, в котором он доказывал преимущества этого мага и философа перед Христом.
Лат. раннехристианские апологеты появляются гораздо позднее греч.— в кон. II в. Их список открывают рим. адвокат Минуций Феликс диалогом «Октавий» (Octavius) и Тертуллиан (160–220) соч. «К язычникам» в 2 кн. (Ad nationes, 197). Минуций Феликс многое заимствует из трактата Цицерона «О природе богов», а Тертуллиан, взяв за основу книгу Варрона «Antiquitates rerum divinarum» (Божественные древности), в которой содержится критика рим. религии, показывает суетность и ложность политеизма, призывая уверовать в единого Бога. Самым значительным апологетическим произведением Тертуллиана является его «Апологетик» (Apologeticum, ок. 197), адресованный рим. наместникам в Африке. В этой апологии Тертуллиан помимо критики языческой религии утверждает, что вера в единого Бога естественна для человека, поскольку человеческая душа «по природе христианка» (17. 6). В заключении Тертуллиан свидетельствует, что никакие гонения не могут уничтожить настоящую веру: «Кровь мучеников есть семя христианства» (50. 13). Тему, затронутую в «Апологии» о душе как «христианке по природе», продолжает трактат Тертуллиана «О свидетельстве души» (De testimonio animae; 197). В отличие от греч. раннехристианских апологетов II в. Тертуллиан считает ненужным апеллировать к философии для доказательства истинности христ. веры, поскольку сама душа является лучшим свидетелем Истины. Из др. апологетических сочинений Тертуллиана выделяются послание «К Скапуле», проконсулу Африки (Ad Scapulam; 212), а также трактат «Против иудеев» (Adversus Iudaeos; между 198 и 206), написанный под влиянием «Разговора с Трифоном Иудеем» св. Иустина Философа. В сер. III в. св. Киприан Карфагенский написал «Книгу о суетности идолов» (De idolorum vanitate), в которой он доказывает, что языческие божества – не что иное, как цари, которым после смерти начали воздавать поклонение. В «Книге к Деметриану» (Ad Dimetrianum, ок. 252), направленной против некоего Деметриана, обвинявшего христиан в том, что они являются причиной войн и стихийных бедствий, св. Киприан утверждает, что идолослужение и в особенности гонения против христиан вызывают гнев Божий. Антииудейской полемике св. Киприан посвятил «Три книги свидетельств» (Testimoniorum Libri III, ок. 249).
Среди поздних лат. А. р. следует упомянуть Арнобия (ум. ок. 330), автора 7 кн. «Против язычников» (Adversus gentes; кон. III – нач. IV в.), из которых первые две апологетические, остальные – полемические, и Лактанция (ок. 250–330), ученика Арнобия, создателя апологии «Божественные установления» в 7 кн. (Divinae institutiones; 304–313). Последняя, помимо собственно апологетического материала, содержит древнейшую на Западе систему христ. вероучения. К ней примыкает соч. «О гневе Божием» (De ira Dei; ок. 303), написанное против язычников (особенно стоиков и эпикурейцев). В ней Лактанций защищает возможность применения к Богу слова «гнев». Апологетические темы развиваются и в др. сочинении Лактанция – «О смертях преследователей» (De mortibus persecutorum; ок. 314).
Несмотря на то что деятельность раннехристианских апологетов видимым образом мало способствовала ослаблению гонений на христиан, она, без сомнения, подготовила постепенную эволюцию сознания греко-рим. языческого общества в сторону принятия христ. религии. Раннехристианские апологеты выступили во всеоружии совр. религ. и философских систем, используя их понятийный аппарат и некоторые идеи (напр., учение стоиков о Логосе) для обоснования христ. веры перед лицом своих языческих современников. Одновременно они сделали первые шаги в формировании христ. богословской терминологии.
Отношение к языческой культуре среди раннехристианских апологетов было различным: от полного неприятия: «Что общего между Афинами и Иерусалимом?» (Тертуллиан. Опроверж. ерет. 7) – до осознания себя наследниками того лучшего, что было когда-либо посеяно Божественным Логосом в мире: «Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам» (Иустин. Апол. II 13). На фоне критики языческой религии и философии складывались собственно христ. представления о Боге, мире и человеке. Политеизму противопоставлялось учение о едином, вечном Боге, обладающем по преимуществу такими апофатическими свойствами, как нерожденность, беспредельность, бесстрастность, непознаваемость (ср. Иустин. Апол. II 6; Татиан. Речь. 4; Афинагор. Прошение. 10). Против философского учения о совечности Бога и материи некоторые раннехристианские апологеты (Афинагор, Феофил Антиохийский) утверждали идею творения мира «ex nihilo» (из ничего). Вместо представления о роке и предопределении раскрывалось учение о Промысле Божием (Афинагор. Прошение. 24; Минуций Феликс. Октавий. 18). А. р. впервые начали развивать христ. учение о Пресв. Троице, используя филоновское и стоическое учение о Логосе.
Христологическим вопросам уделялось меньше внимания по причине внешней ориентации богословия раннехристианских апологетов (исключение составляет лишь мч. Иустин). Из остальных тем, затрагиваемых раннехристианских апологетов, можно выделить проблему образа и подобия Божия в человеке (Татиан. Речь 7–11), вопросы о первородном грехе (Феофил Антиохийский. К Авт. II, 17), о воскресении, опровержение античного представления о судьбе и др.
В целом сочинения раннехристианских апологетов имели исключительно важное значение для самосознания христ. Церкви. Будучи во мн. вопросах первопроходцами, раннехристианские апологеты проложили путь для дальнейшей христианизации эллинизма и формирования целостной системы христ. богословия (см. также Богословие доникейское).