диапазон какого музыкального инструмента 7 полных и 2 неполных октавы ответ
Основные сведения о музыкальной грамоте
Максимальное количество звуков, которое может быть воспроизведено акустическими музыкальными инструментами, — 88. К числу инструментов, обладающих таким объемом звуков, относятся фортепиано и некоторые электромузыкальные инструменты. Последние могут воспроизводить до 100 звуков (в пределах от 20 до 4500 Гц.)
Если все звуки, которые может издать инструмент, расположить по высоте в порядке повышения или понижения с сохранением определенной закономерности, будет образован музыкальный звукоряд. Стандартным (исходным) звуком в звукоряде принят звук с частотой 440 Гц, называемый ля первой октавы. От этого звука отсчитывают высоты остальных звуков.
При расчете музыкального звукоряда исходят из того, что наименьшее соотношение по частоте между двумя соседними звуками составляет 1,06 полутона. Два полутона составляют тон.
Казалось бы, чтобы записать все звуки звукоряда, необходимо как минимум 88 знаков, на самом деле обходятся только семью знаками. Для этого музыкальный звукоряд делится на группы звуков, называемые октавами.
Октава — часть звукоряда, состоящая из 7 (для диатонического звукоряда) или 12 звуков (для хроматического звукоряда).
Музыкальный звукоряд, состоящий только из семи основных звуков, называется диатоническим. Семи основным звукам присвоены самостоятельные слоговые и буквенные названия:
Буквенная система названий основана на буквах латинского алфавита.
Недостатком диатонического звукоряда является неравномерность промежутков между звуками, так как он построен из семи основных звуков в соотношении: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон:
Этот звукоряд может быть выравнен дополнительными звуками, которые получаются понижением или повышением основных звуков на полтона. Для обозначения дополнительных звуков к названию основного звука при повышении добавляют слово диез, при понижении — бемоль.
Звукоряд, состоящий из 12 различных звуков, 7 основных и 5 дополнительных, называют равномерно-темперированным или хроматическим. В хроматическом звукоряде промежутки между звуками составляют полтона. Такая октава имеет интервал звучания 12 полутонов (6 тонов). Большинство музыкальных инструментов построено по принципу этого звукоряда, что позволяет исполнять на них сложные музыкальные произведения.
Все звуки, от самого низкого до самого высокого, составляют музыкальный диапазон. Весь музыкальный диапазон разбит на девять октав — семь полных и две неполные. Сходство звуков на расстоянии октавы позволило дать им одинаковые названия, через каждые 12 полутонов названия звуков повторяются.
Каждая октава имеет свое название. Октава, лежащая посреди звукоряда, называется первой.
Ниже первой октавы располагаются малая октава (обозначения ступеней с маленькой буквы без индекса: до, ре и т. д.); большая октава (обозначения ступеней с большой буквы без индексов: До, Ре, Ми и т. д.); контроктава (обозначения ступеней с большой буквы с цифрой 1 справа внизу: До1, Pel и т. д.); субконтроктава (обозначения ступеней с большой буквы, с цифрой 2 справа внизу: Ля2, Си2 и т. д). Субконтроктава и пятая октава — неполные.
Соотношение двух звуков в октаве по высоте называется интервалом. Низкий звук интервала называется основанием, верхний — вершиной интервала. Каждый интервал имеет ступеневую (количественную) и тоновую (качественную) величину.
Ступеневая величина интервала определяется количеством охватываемых им основных ступеней звукоряда. Каждый интервал имеет свое название и обозначение цифрой, которая обозначает количество ступеней, входящих в интервал:
Зная интервалы, можно судить о строе инструмента, проводить его настройку и проверку качества.
Любой инструмент характеризуется строем. Под строем инструмента понимают систему фиксированных частот звуков, находящихся в определенных соотношениях. Интервалы, используемые при настройке того или иного инструмента, указывают в сопроводительных документах в словесной форме или в форме нотной записи.
Для точного представления о звучании данного интервала одного ступеневого измерения мало. Устанавливают еще тоновую величину интервала, которая соответствует количеству заключенных в нем полутонов. Наиболее употребительны интервалы.
Для записи музыкальных звуков пользуются специальными знаками-нотами, представляющими собой белые и черные кружки овальной формы.
Их записывают на 5 параллельных, горизонтальных, равно отстоящих друг от друга линейках, называемых нотным станом (нотоносцем). Нотные знаки записывают на линейках, между линейками, под и над линейками. Счет линеек ведется снизу вверх. В этом же направлении растет высота звуков записанных нот.
На нотном стане можно за писать сравнительно небольшое количество звуков, поэтому для записи очень высоких и очень низких звуков пользуются добавочными линейками. Добавочные линейки проводят выше и ниже нотного стана короткими линиями отдельно для каждой ноты. Количество добавочных линеек обычно ограничивается пятью. Счет добавочных линеек ведется в верхнем и нижнем направлениях, считая от нотного стана.
Запись музыкальных звуков предусматривает одновременное указание высоты звучания с точным указанием названия звука и его принадлежности к определенной октаве (одноименные звуки повторяются во всех октавах). Высоту звучания и название звука определяет ключ, стоящий у начала нотной строки или возле ноты. Такой ключ пишется на второй линейке нотоносца и называется скрипичным ключом соль.
Ключ этот означает, что на второй линейке пишется звук соль первой октавы. Запись других звуков подчинена ключу.
Кроме того, чтобы еще сократить количество дополнительных линий, применяют знак переноса звуков на октаву вверх и вниз 8. Если этот знак стоит над нотным станом, то ноты читаются на октаву выше написанного, а при размещении его под нотным станом — на октаву ниже написанного.
Располагая основными сведениями об акустике и музыкальной грамоте и воспользовавшись паспортными данными на инструмент, можно определить его товароведные характеристики — диапазон и интервал звучания.
Диапазон какого музыкального инструмента 7 полных и 2 неполных октавы ответ
Правая клавиатура аккордеона соответствует фортепианной клавиатуре. Высота звуков повышается сверху-вниз.
Диапазон полноразмерного аккордеона — от ноты Фа малой октавы до Ля третьей октавы (3 октавы и 4 полутона).
Левая клавиатура у аккордеона такая же, как и у баяна, у полного аккордеона состоит из 120-ти кнопок.
Диапазон левой клавиатуры аккордеона с готовым аккомпанементом — одна октава с басовыми (низкими) нотами.
Вертикальные ряды кнопок нумеруются, начиная от меха. В первых двух рядах располагаются басовые ноты. Первый ряд басов является вспомогательным, второй — основным. Далее, по порядку, идут ряды с мажорными и минорными трезвучиями (3-й и 4-й ряды), малыми мажорными септаккордами и уменьшенными септаккордами (5-й и 6-й ряды). Таким образом, от каждой ноты основного басового ряда строятся различные аккорды в горизонтальном ряду. Дублирование басовых кнопок на левой клавиатуре необходимо для удобства игры на аккордеоне.
Оркестровый вид аккордеона (басовый аккордеон) не имеет левой клавиатуры.
Количество клавиш на правой клавиатуре: 41
(Фа малой октавы —
Ля третьей октавы)
Волшебные клавиши
Сколько октав у пианино.
Сколько октав у пианино?
Фортепианная клавиатура делится на равные части. Они называются ОКТАВЫ.
Октава — это расстояние между двумя клавишами с одинаковыми названиями.
В каждой октаве 7 белых клавиш и 5 черных.
У пианино 9 октав.
Давайте познакомимся с ними поближе и запомним.
Первая октава ( неполная ) называется — субконтроктава.
Вторая октава ( полная) — контроктава.
Третья октава ( полная) — большая октава.
Четвертая октава ( полная) — малая октава.
Пятая октава ( полная) — первая октава.
Шестая октава ( полная) — вторая октава.
Седьмая октава ( полная) — третья октава.
Восьмая октава ( полная) — четвертая октава.
Девятая октава ( неполная)- пятая октава.
Октавы фортепиано.
Звуковой диапазон фортепиано и гитары.
9 комментариев к записи “Сколько октав у пианино.”
Хороший ответ!Отличный у вас сайтик. Модем поменяться ссылками!
Вы объясняете сколько октав у пианино.Но у меня синтезатор и я не могу понять с какой октавы надо считать,что бы правильно определить эти же октавы.32 белых клавиши и 22 черных.Может глупый вопрос но разобратся не могу)
Катя! Если у Вас синтезатор с 5 октавами, то это: Большая, Малая, Первая, Вторая и Третья.
ЕЛЕНА! ПОМОГИТЕ ЕСЛИ МОЖНО МНЕ РАЗОБРАТЬСЯ С МОИМ СИНТЕЗАТОРОМ—-BRAWIS KB-930/ Я ПРОСТО НЕ ЗНАЮ КАК ЕГО НАСТРАИВАТЬ НА ТУ ИЛИ ДРУГУЮ МУЗЫКУ ИЛИ ПЕСНЮ. ВСЕ НАПИСАНО НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ. ЭТО НЕ ПРОСТО ЖЕ ВЗЯТЬ ВКЛЮЧИТЬ ЕГО И ИГРАТЬ ВСЕ НА ОДНОМ— ДИАПАЗОНЕ— НЕ УМЕЮ НАСТРАИВАТЬ КРАСИВОЕ ЗВУЧАНИЕ МЕЛОДИИ. ПОМОГИТЕ ЕСЛИ ПОНЯЛИ О ТОМ ЧТО Я ПРОШУ. МНЕ ТРУДНОВАТО НЕМНОГО ДОНОСИТЬ ТО, ЧТО Я ИМЕЮ ВВИДУ СКАЗАТЬ. ИЗВИНИТЕ ЗАРАНЕЕ. С УВАЖЕНИЕМ НАТАЛЬЯ!
Октавная система
Последовательность основных ступеней в звукоряде повторяется, что позволяет присвоить имена всем его ступеням:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
до | ре | ми | фа | соль | ля | си | до | ре | ми | фа | соль | ля | си | до | и т.д. |
Отличить одинаковые по названию, но разные по высоте звучания ступени помогают октавы. На латинском языке октава (octava) означает восьмая, что можно трактовать как восьмой звук. Возьмём в качестве исходной ступени клавишу до зелёного цвета (рис. 1) и присвоим ей порядковый номер 1. Отсчитаем от неё восемь клавиш влево (вниз) и получим соседнюю клавишу до голубого цвета с порядковым номером 8. Теперь отсчитаем от зеленой клавиши восемь клавиш вправо (вверх) и получим клавишу до жёлтого цвета с порядковым номером 8.
Рис. 1. Две полные октавы
Октавы часто используются в музыкальных композициях и важно научиться их быстро находить на клавиатуре. Помогут это сделать чёрные клавиши. Как, например, найти октаву от ступени фа? Из рис. 1 видно, что клавиша фа располагается перед тремя черными клавишами. Ищем на клавиатуре ближайшую соседнюю клавишу, которая располагается таким же образом по отношению к черным клавишам.
Каждая октава имеет собственное название и обозначение:
C3 – инфразвуки
C2 – субконтроктава
C1 – контроктава
C – большая октава
с – малая октава
с1 – первая октава
с2 – вторая октава
с3 – третья октава
с4 – четвертая октава
с5 – пятая октава
с6 – шестая октава
с7 – ультразвуки
Таким образом, для звукоряда определено 12 октав. Для сравнения звукоряд фортепиано состоит из семи с небольшим октав, в котором крайние октавы неполные.
Рис. 2. Звукоряд фортепиано
На рис. 3 показан 5-ти октавный синтезатор. Как вы думаете, у какого инструмента звукоряд больше (шире), у фортепиано или у данного синтезатора? На самом деле они практически равны, так как в данной модели синтезатора есть возможность сдвигать строй на октаву вверх и вниз, что расширяет звукоряд синтезатора до 7 полных октав. Во многих 5-ти октавных синтезаторах есть возможность сдвигать строй на 2 октавы вверх и вниз, что расширяет их звукоряд до 9 октав.
Рис. 3. 5-ти октавный синтезатор
Точное название ступени состоит из названия ступени и название октавы, в которой она расположена, например: до малой октавы (c), соль третьей октавы (g 3 ).
Диапазон. Октавная система. Регистры
Общий объем звуков, которые могут быть исполнены на том или ином музыкальном инструменте или каким-либо человеческим голосом, называется музыкальным диапазоном.
Величина диапазона, естественно, бывает различной и зависит от возможностей самого инструмента или человеческого голоса, а также от мастерства исполнителя.
Даже у однородных голосов она колеблется: например, если сравнить двух певиц, обладающих колоратурным сопрано, то у одной диапазон голоса может оказаться больше, а у другой — меньше.
Или, скажем, один трубач может брать на своем инструменте такие высокие звуки, какие другому окажутся не под силу.
Диапазон же фортепиано — величина постоянная (88 звуков) и практически полностью охватывает весь звуковой состав, используемый в музыке* [Из инструментов больший, чем у фортепиано, диапазон имеет только орган.]
Выше уже говорилось, что семь основных ступеней диатонического звукоряда (а также и помещенные между ними на черных клавишах пять хроматических звуков) периодически повторяются по всей фортепианной клавиатуре в том же порядке, но на разных высотных уровнях, сохраняя при этом за собой те же названия.
Таким образом, каждый восьмой по счету на белых клавишах* [Если же считать подряд все клавиши — и белые, и черные, то есть отталкиваться от хроматического звукоряда, то повторением данной ступени явится каждый тринадцатый звук.] звук будет называться так же, как и его прототип, от которого начался счет.
Поскольку интервал, содержащий восемь ступеней, называется октавой, то вся система, расчленяющая клавиатуру фортепиано на семь с небольшим октав, называется октавной.
Известно, что соотношение чисел колебаний какого-либо данного звука и его повторения октавой выше всегда составляет 1:2 (то есть является наиболее простым), в результате чего частоты колебаний верхнего тона и второй гармоники нижнего тона совпадают.
Поэтому октавные звуки очень сходны по звучанию и, будучи взяты вместе, одновременно, почти полностью сливаются друг с другом. Однако каждый новый звук с таким же наименованием непременно будет находиться в другой октаве.
Отсчет семиступенных октавных звукорядов ведется от звука до, и каждый из них имеет свое название.
Так, октава, находящаяся в центре фортепианной клавиатуры, т.е. посредине всего диапазона звуков нашей музыкальной системы, называется первой*.
[Звуки именно этой октавы — полностью или частично — доступны всем разновидностям человеческих голосов и подавляющему большинству музыкальных инструментов.]
Следующие за ней по восходящей линии октавы называются по порядковым номерам: вторая, третья, четвертая и пятая, представленная только одним начальным звуком — до*. [На пианино и роялях, имеющих только 85 клавишей, последняя нота — ля четвертой октавы.]
Непосредственно ниже первой октавы находится так называемая малая октава, а за ней (вниз) следует большая октава.
Их названия восходят к тем временам, когда звуки нотировались буквами и звуки малой октавы обозначались строчными (то есть малыми) буквами, а большой — прописными (то есть большими, заглавными) буквами.
При слоговой или буквенной записи звуков октавы различаются следующим образом.
Звуки большой октавы обозначаются прописными (заглавными) буквами или соответствующими слогами, в которых начальные буквы — большие. Например: С, D, Е, F, G, А, Н или До, Рe, Мu, Фа, Соль, Ля, Си.
Звуки малой октавы обозначаются строчными (малыми) буквами или музыкальными слогами, записываемыми только малыми буквами. Например: с, d, е, f, g, a, h или до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Звуки первой октавы пишутся тоже только малыми буквами (или слогами из малых букв), с добавлением справа вверху цифры 1 (либо одной горизонтальной черты над буквой или слогом):
К звукам второй, третьей и более высоких октав добавляются — в соответствии с их порядковым номером — цифры 2, 3, 4, 5 или две, три и более черточек сверху. Например:
Звуки контроктавы и субконтроктавы обозначаются всегда большими буквами или музыкальными слогами, начинающимися с заглавных букв, с добавлением к ним справа внизу цифры 1 (для контроктавы) или 2 (для субконтроктавы), либо одной или, соответственно, двух горизонтальных черточек под буквой или слогом:
Общий диапазон музыкального звукоряда довольно велик, и отдельные его участки заметно различаются по характеру (или тембру) своего звучания.
Вместе с тем близлежащие звуки (то есть расположенные в пределах примерно двух-трех октав) обладают известной общностью своей звуковой окраски. Такие относительно крупные участки звукоряда, имеющие однородные или, во всяком случае, близкие тембровые свойства, называются регистрами.
Во всем музыкальном диапазоне имеется три основных регистра: низкий (или басовый), куда входят звуки субконтроктавы, контроктавы и большой октавы, средний, образуемый звуками малой, первой и второй октав, и высокий, включающий в себя третью, четвертую и пятую октавы (см. схему на стр. 34-35).
Низкий, средний и высокий регистры есть у любых музыкальных инструментов и у человеческих голосов. Однако их диапазоны значительно уже, чем общий диапазон. Зачастую они могут и не совпадать у разных инструментов или голосов.
Так, например, звуки низкого регистра скрипки у виолончели образуют средний регистр, звуки низкого регистра сопрано и тенора входят частично в средний и в высокий регистр. А регистры у колоратурного сопрано и флейты почти одинаковы ввиду близости самих их диапазонов.
Нотная запись звуков, относящихся к очень высокому или, наоборот, очень низкому регистрам (то есть входящих в состав двух крайних октав сверху и снизу), требует использования большого количества добавочных линий, что затрудняет беглое чтение нот.
В таких случаях для облегчения визуального восприятия нотного текста запись очень высоких (или очень низких) нот чаще всего упрощается, то есть производится в более привычных регистрах — октавой (иногда и двумя октавами) ниже (или выше) реального звучания, но при этом над ними (или под ними) ставятся знаки октавного переноса (8———- или 88———-), указывающие, что данные звуки должны исполняться, соответственно, октавой (двумя) выше или ниже написанного. Например:
[Allegretto, quasi doppio movimento] С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»
следует исполнять:
[Allegretto, quasi doppio movimento] С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»
написано: [Adagio = 48] С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»
исполняется: [Adagio = 48] С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»