дидактическая игра какого растения не стало цель
Дидактическая игра для старшей группы «Чего не стало?»
Дидактическая игра
«Чего не стало?»
Дидактическая задача: упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительного, способствовать развитию памяти, внимания.
Игровая задача: угадать, какой картинки не стало.
Игровое правило: отвечает только тот ребенок, которого спросил воспитатель.
Игровое действие: запомнить и назвать недостающую картинку.
Материал: предметные картинки, конверт, игрушка Буратино.
Ход игры:
-Ребята, к нам в гости пришел Буратино. Он очень расстроен. Он неправильно называет слова и все над ним смеются. Поможем Буратино? У меня есть интересная игра, поиграв в нее, мы поможем Буратино. Поиграем в игру «Чего не стало»? Хорошо.
Перед вами картинки. Что на них изображено? Отвечаем по очереди.
А теперь нужно запомнить картинки. Играть будем так. Вы закроите глаза. А я одну из картинок уберу. Открыв глаза вам нужно угадать, какой картинки не стало. Отвечать полным ответом.Например: «Не стало апельсинов». Отвечает тот, кого называет воспитатель. За правильный ответ вы будете получать фишку. У кого больше фишек, тот в выиграл.
Запомните картинки и закройте глаза.
Воспитатель в это время прячет одну из картинок.
-А теперь откройте глаза. Чего не стало?Говорить полным ответом: «Не стало (пальто, чулок, апельсинов, помидоров, туфель, вафель, носков, бананов, яблок, ножниц, варежек, мороженого)»
-Ребята, вы большие молодцы, научили Буратино будет правильно говорить. За это он вам говорит спасибо!
Убирать по 2 картинки.
Беседа с детьми старшей группы «Из чего варят кашу и как сделать ее вкусной» Беседа проводится перед завтраком. Цель. Сформировать у детей представление о разнообразии и пользе каш. Материал: колоски злаков; крупа.
Дидактическая игра «Чего не хватает?» для младшей группы детского сада Дидактическая игра «Чего не хватает?» Игра предназначена для младшей группы детского сада. Цель: развивать зрительное внимание и его концентрирование.
Дидактическая игра для развития речи детей «Угадай, чего не стало?» Дидактическая игра для развития речи детей :» Угадай, чего не стало?». Цель игры: учить детей запоминать предметы и их изображения, расположение.
Дидактическая игра «Из чего варенье» Цель: учить детей образовывать прилагательные от основ существительных. Развивать логическое мышление, внимание. Ход игры. Мы приехали.
Дидактическая игра «Какой сок, из чего сок» Дидактическая игра «Какой сок, из чего сок» Цель: учить детей образовывать слова от существительных прилагательные, согласовывать прилагательные.
Дидактическая игра «Лукоморье: разложи по порядку» для детей старшей и подготовительной группы Дидактическая игра «Лукоморье: разложи по порядку» для детей старшей и подготовительной группы. Ни для кого не секрет, что изготовление.
Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?» Педагогам-дошкольникам известно, какую неоценимое значение для развития дошкольников имеют игры. Ведь именно в игре дети лучше усваивают.
Дидактическая игра по развитию речи для детей старшей группы «В гостях у Винни-Пуха» Дидактические задачи: Создавать условия для формирования умения подбирать рифму, сочинять двустишия, четверостишия. Формировать умение использовать.
Дидактическая игра с использованием ИКТ «Сказки бабушки Арины» для старшей группы Дидактическая игра с использованием ИКТ «Сказки бабушки Арины» для старшей группы Тема: «Сказка в русской музыке» Цель: закрепление знаний.
Музыкально-дидактическая игра «Мажор и минор» для старшей группы ДОУ Уважаемые коллеги, музыкальные руководители! На ваш суд предлагаю игру «Мажор и Минор». Перед игрой я обязательно читаю детям сказку.
Дидактические игры «Растения» по ознакомлению с окружающим миром
Татьяна Чихляева
Дидактические игры «Растения» по ознакомлению с окружающим миром
Игра –хоровод «Назови цветок, (дерево, кустарник)»
Цель: обобщить знания и расширить кругозор детей о разных видах растений
Материалы и оборудование: мяч
Игровое правило: Играющие встают в круг и передают мяч друг другу, называя вид растения, взависимости от цели игры. Тот кто не может назвать выходит из игры. Выигрывает тот, кто последним назовет растение.
Игра «Четвертый лишний»(работа в малых группах)
Цель: обобщить знания и расширить кругозор детей о разных видах растений
Игровое правило: Перед детьми на лежат по четыре картинки с изображением различных видов растений: нужно выбрать среди растений лишнее, и сказать почему, обосновать свой выбор. (у детей на столах картинки в перемешку с растениями тенелюбивыми и светолюбивыми, среди них нужно выбрать растения светолюбивые; Картинки с комнатными растениями в перемешку с дикорастущими, нужно выбрать дикорастущие растения; Цветущие растения в перемешку с нецветущими растениями, нужно выбрать среди них нецветущие растения; Лекарственные растения в перемешку с обычными растениями, среди них выбрать обычные растения.)
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: закреплять умение детей узнавать плоды растений по характерным признакам.
Игровое правило: Ведущий предлагает угадать на ощупь, что в мешочке. В порядке усложнения игрыпредлагается другое правило: в мешочек кладут несколько предметов. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав один изпредметов, рассказывает о нем. Мешочек откроется, если дети по описанию узнаютовощ. Фрукт или гриб.
Игра «С какого дерева плод?”
Цель: закрепить знания детей,о разнообразии фруктовых деревьев. Активизировать словарь. Развивать память,наблюдательность,внимание. Воспитывать познавательный интерес. Упражнять в счёте.
Материалы и оборудование: карточки с изображением различных фруктовых деревьев и соответствующие этим деревьям плоды.
Игровое правило: Игрокам раздаются карточки (по одной или несколько,в зависимости от играющих). Ведущий достаёт из коробочки плод фруктового дерева. Кто из детей находит у себя на карточке соответствующее дерево,тот называет плод и даёт его описание. Выигрывает,тот из участников,кто первым закроет контуры плодов на своём дереве.
Усложнение:сосчитать сколько плодов на дереве.
-назвать какой сок,варенье,морс и т. д. можно приготовить из плодов изображенных на картинке.
Игра «Чего не стало?»(игра в парах или малых группах)
Цель: способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности, упражнять в умении применять имеющиеся знания в новых условиях, упражнять в образовании формы родительного падежа единственного числа. Закреплять названия грибов и растений.
Игровое правило: Перед ребёнком лежит сюжетные картинки или предметы. Ребёнок перечисляет их, рассматривает. Затем даётся время на запоминание ребёнку. После этого предлагается закрыть ребёнку глаза. В это время второй ребенок убирает одну картинку или переворачивает её дном вверх. Задаёт ребёнку вопрос: «Чего не стало?». Ребёнок открывает глаза, разглядывает и отвечает,например: «Не стало смородины» и так далее.
Игра «Собери картинку»
Цели: закреплять умение детей выделять форму предмета,цвета,учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания.
Материалы и оборудование: Карточки с изображением различных растений,части предметов соответствующие изображением на карточках.
Игровое правило: Перед детьми разрезные картинки. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. На начальном этапе дети накладывают части рисунка на картинку, которая подходит к этому узору. Дети группой или индивидуально на ковре или столе собирают целое изображение по образцу из разрезных картинок.
Игра-лото «Кусты и деревья»
Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии деревьев и кустарников, умение различать их и находить нужное растение.
Материалы и оборудование: Игровое поле (4 шт., разделённое на 6 квадратов с изображениями различных деревьев и кустарников, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).
Игровое правило: Игра для детей от 4 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет дерево или кустарник, изображённый на карточке. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет картинками все игровое поле. Для детей от 5 лет игру можно усложнить. Назвать одним словом деревья или кустарники, изображённые на одном игровом поле.
1. Дуб, берёза, ива, липа, каштан, клён – это лиственные деревья.
2. Черёмуха, сирень, мимоза, магнолия, шиповник, жасмин – это кустарники.
Игра «Что где растет?»
Цель: закреплять знания детей о растениях; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами; группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления
Материалы и оборудование: старые пластинки с наклееными в середине картинками с изображением деревьев, цветов, кустарников или грибов (любая группа растительного мира) и кмаленькие картинки с изображением представителей той или иной группы.
Игровое правило: Играющие получают по пластинке с разными картинками; маленькие карточки лежат в коробке. По сигналу водящего дети отбирают маленькие карточки в соответствии с картинками на пластинке. Выигрывает тот, кто быстро закроет все картинки на своей пластинке и правильно назовёт растения.
Игра «С какого дерева листок?»
Цель: закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев, плодов;
развивать внимание, наблюдательность, память;
воспитывать познавательный интерес.
Материалы и оборудование: Карточки с изображением деревьев и кустарников и их листьев.
Игровое правило: игра для детей от 4 лет.
Играть в нее можно как одному, так и небольшой группой.
Предложить детям разложить листочки к деревьям соответствующего внешнего вида.
Игра «Части растений«
Цель: закрепить знания о частях растений, прививать любовь к природе, интерес, развивать познавательную активность детей.
Материалы и оборудование: разрезные картинки с изображением частей растения (соцветие, лепестки, корень, стебель).
Игровое правило: Играющим предлагается собрать целое растение из частей. Растения могут быть разные: деревья, кустарники, цветущие растения, комнатные. Пособие можно использовать на непосредственно образовательной деятельности, а также в организационной деятельности и индивидуально.
Цель: закрепить знания о частях растений, составлять из частей целое,
прививать любовь к природе, развивать познавательную активность детей, развивать речь детей.
Игровое правило:С помощью пуговицы прикреплять части последовательно: от корня до соцветия.
Игра «Составь букет»
Цель: закрепить с детьми названия цветов, внешний вид;
развивать внимание, наблюдательность, память;
воспитывать познавательный интерес.
Материалы и оборудование: предметные картинки с изображением цветов.
Игровое правило: Играющие рассматривают картинки и уточняют названия изображенных на них цветов. Затем по просьбе ведущего «составляют» букеты из садовых, лесных или полевых цветов.
Цель: закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид лисьев и плодов;
развивать внимание, наблюдательность, память;
воспитывать познавательный интерес.
Материалы и оборудование: листья и плоды разных деревьев или их изображения.
Игровое правило:Играющие делятся на две команды: одной раздают листья, другой — плоды. По сигналу ведущего дети становятся парами так, чтобы листья соответствовали плодам.
Правильно составленная пара проходит через «волшебные ворота» (двое детей с поднятыми вверх руками). Если же задание выполнено неправильно, ворота закрываются (поднятые руки опускаются).
Игра «Что вырастили люди?»
Цель:Цель: закрепить с детьми названия овощей и фруктов, внешний вид;
развивать внимание, наблюдательность, память;
воспитывать познавательный интерес.
Материалы и оборудование: реальные фрукты и овощи или их изображения, 2 коробки или 2 корзинки.
Игровое правило: Дети делятся на команды. Одна из них «собирает» овощи, другая — фрукты. Собирать можно реальные предметы или картинки с их изображением.
Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием.
Игра «Где спряталась матрешка?»
Цель: закрепить с детьми названиярастений участка группы, внешний вид;
развивать внимание, наблюдательность, память;
воспитывать познавательный интерес.
Материалы и борудование: матрешка.
Игровое правило: Ведущий показывает игрокам маленькую матрешку, затем предлагает им закрыть глаза и прячет игрушку за одно из растений в игровом секторе. Игроки открывают глаза и ведущий описывает им растение (стебель, листья, цветы, за которым спрятана матрешка. Побеждает тот, кто первым правильно назвал растение и нашел матрёшку.
Игра «Вершки и корешки»
Цель: закрепить с детьми названия растений, внешний вид наземной и подземной части;
развивать внимание, наблюдательность, память;
воспитывать познавательный интерес.
Материалы и оборудование: реальные «вершки» и «корешки» овощей или картинки с их изображением.
Игровое правило: 1-й вариант. Педагог делит детей на две группы. Одной из них он раздает «корешки» (лук, репа., морковь, картофель и др., другой — «вершки» этих растений. Все «вершки» и «корешки» перемешались.По сигналу педагога: «Раз, два, три — свою пару найди!» все дети подбирают себе пару.
2-й вариант. «Корешки» стоят на месте. По площадке бегают «вершки». По команде педагога они должны встать так, чтобы ботва и корень составили одно целое. Правильность выполнения задания могут проверить «волшебные ворота» (двое детей) или сам педагог.
Игра «Какие овощи нужны для борща?»
Цель: закрепить с детьми названия овощей, внешний вид;
развивать внимание, наблюдательность, память;
воспитывать познавательный интерес.
Материалы и борудование: реальные овощи или предметные картинки с их изображением.
Игровое правило: Педагог предлагает детям «сварить» к обеду борщ. Дети выбирают овощи, которые нужны для борща (капуста, свекла, фасоль, морковь, лук и т. д.). Среди овощей должны быть и те, которые для борща не нужны (например, огурец, кабачки и др.).
Цель: закрепить с детьми названия овощей и фруктов, внешний вид;
развивать внимание, наблюдательность, память;
воспитывать познавательный интерес.
Матералы и оборудование: предметные картинки с изображением овощей, фруктов и насекомых.
Игровое правило: Предметные картинки располагаются на столе изображением вниз. Играющие по очереди берут картинки. Тот, кто взял картинку с изображением насекомого, теряет ход, т. е. не выкладывает картинку на стол, а кладет ее обратно, и все картинки снова перемешиваются.
Выигрывает тот, у кого собран самый большой «урожай» овощей и фруктов.
Игра «Что сначала, что потом?»
Цель: закрепить с детьми названия овощей и фруктов, внешний вид, этапы их созревания;
развивать внимание, наблюдательность, память;
воспитывать познавательный интерес
Материалы и оборудование: предметные картинки.
Игровое правило: Ведущий раздает детям овощи и фрукты.По сигналу: «Найди свой овощ!» дети, в руках у которых овощи и фрукты одного названия, объединяются в группы. В каждой группе они размещаются, соблюдая последовательность созревания — от неспелого к спелому. Выигрывает та команда, которая построится быстро и в правильной последовательности.
Игра «Соберем урожай в поле, в саду, на огороде»
Цель: закрепить с детьми названия овощей и фруктов, злаков их внешний вид и место их произрастания;
развивать внимание, наблюдательность, память;
воспитывать познавательный интерес
Материалы и оборудование: предметные картинки с изображением растений поля, сада и огорода.
Игровое правило:Три команды собирают урожай: первая — в поле, вторая — в саду, третья — в огороде. Выигрывает та команда, которая первой правильно выполнила игровое задание.
Цель: закрепить с детьми названия лесных растений, внешний вид;
развивать внимание, наблюдательность, память;
воспитывать познавательный интерес
Материалы и оборудование: картинки с изображением лесных растений.
Игровое правило: Педагог загадывает загадки, дети отгадывают их. Если ответ правильный, ведущий демонстрирует картинку-отгадку.
Игра «Нужно — не нужно»
Цель: закрепить с детьми названия овощей и фруктов, внешний вид;
развивать внимание, наблюдательность, память;
воспитывать познавательный интерес.
Материалы и оборудование: Картинки с изображением растений.
Игровое правило:Ведущий говорит: «Я хочу посадить огород. Капуста нужна?»Дети отвечают: «Нужна». Перечисляя овощные растения, ведущий называет также и фруктовые растения, цветы. Кто из детей ошибся — выходит из игры.
«Засадив» огород, дети продолжают игру — начинают «засаживать» сад. Ведущий, перечисляя фрукты, употребляет названия овощей и цветов.
Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
Игра «Где растет?»
Цель: обобщить знания и расширить кругозор детей о разных видах растений и месте их произрастания.
Материалы и оборудование: мяч
Игровое правило: Педагог бросает мяч детям по очереди и называет растение. Поймав мяч, ребенок должен быстро ответить, где оно растет — в саду, в лесу, в поле, на лугу.
Игра «Посади дерево»
Цель: Развитие зрительного внимания, умения ориентироваться в пространстве. Активизация словаря по теме. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материалы и оборудование: геометрические фигуры из картона, различных цветов, счетные палочки, шишки и др.
Игровое правило: Дети из деталей (треугольников, счетных палочек) собирают дерево на листке бумаги, на котором обозначена линия – земля.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Лесные растения» Объекты для наблюдений: лопух, подорожник, ромашка, крапива, малина, мать-и-мачеха, одуванчик, смородина, мята, мелиса и др. Цель: изучение.
Консультация для родителей «Знакомство с окружающим миром через дидактические игры» «Знакомство с окружающим миром через дидактические игры» (консультация для родителей) Логутенко Мирослава Александровна воспитатель Удовлетворить.
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром растений детей дошкольного возраста. Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром растении детей дошкольного возраста. (картотека основана на книге: Дрязгуновой В.
Игры по экологии и ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста Игры по экологии и ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста. Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется.
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Лекарственные растения Башкортостана» Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Муниципальное бюджетное дошкольное.
Лэпбук по ознакомлению с окружающим миром «Игрушки» БДОУ Большесырский детский сад Информационный лист к номинации «Лучший детский познавательный лэпбук» Головина Елена Анатольевна Лэпбук.
Лэпбук по ознакомлению с окружающим миром «Вода» Цель: создание условий для развития познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования.
НОД по ознакомлению с окружающим миром «Фитобар» Образовательная деятельность по экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группе по теме: «Цветущие растения. Травы».
Проект «Ознакомление с окружающим миром через дидактические (настольно — печатные) игры» во второй младшей группе Слайд 1 Ознакомление с окружающим миром через дидактические (настольно-печатные) игры Слайд 2 Актуальность проекта Дидактические игры —.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Посуда» Занятие по ознакомлению с окружающим миром Тема «Посуда». Цель — закрепить понятие «посуда»; учить: а) находить различие и сходство между.
Дидактическая игра какого растения не стало цель
Экологические дидактические
игры для дошкольников
«Что было бы, если из леса исчезли…»
Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
— Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
«Какого растения не стало?»
На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.
«Где что зреет?»
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
«Угадай, что в руке?»
Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.
«Цветочный магазин»
Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.
На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.
Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.
Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
Игра-сказка «Фрукты и овощи»
Наглядный материал: картинки с изображением овощей.
— Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр».
— Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв?
Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору.
Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём».
— Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся?
Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.
— Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.
— Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско?
Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав.
— Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель
Распределение плодов по цвету
Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.
Распределение плодов по форме и вкусу
Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие. Вини-Пух радуется – он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? – говорит воспитательница. – Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»
«Вершки-корешки»
Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.
«Узнай и назови»
Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)
«Да – нет»
На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.
«Где снежинки?»
Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д.
Во время движения по кругу произносятся следующие слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор.
Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.
«Чудесный мешочек»
В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.
«Где спряталась рыбка»
Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.
Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.
Описание: детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.
«Назовите растение»
Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
— Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
— На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?
«Волшебные экранчики»
Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать предметы.
Материал: «Экран» с тремя «окнами прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств. Ленты – полоски с изображением предметов с разной степенью выраженности свойств (например, яблоко большое, среднее и маленькое),
Например: большой круг, затем средний, маленький; тёмное пятно – светлое, совсем светлое и т.д.
«Четвёртый лишний»
Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»
заяц, ёж, лиса, шмель;
трясогузка, паук, скворец, сорока;
бабочка, стрекоза, енот, пчела;
кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
пчела, стрекоза, енот, пчела;
кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
таракан, муха, пчела, майский жук;
стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
лягушка, комар, жук, бабочка;
стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.
Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).
Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.
Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.)
«Земля, вода, огонь, воздух»
«Угадай растение»
Сейчас каждый из вас загадает комнатное растение, расскажет нам о нём, не называя его. А мы по рассказу отгадаем растение и назовём его.
Игра с мячом «Я знаю»
Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.
Аналогично называются другие классы объектов природы.
«Птицы, рыбы, звери»
Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться.
Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
«Воздух, земля, вода»
«Цепочка»
«Кто где живёт»
У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
«Летает, плавает, бегает»
«Ходят капельки по кругу»
Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
«Похожи – не похожи»
Цель игры: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.
Материал: игровой лист (экран) с тремя «окнами-прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты-полоски с обозначением свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.
Вариант 1. Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором окне. На начальном этапе освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое окно – яблоко, второе окно – круг, третье окно – мяч.
Вариант 2. Один ребёнок устанавливает первое окно, второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данный предмет обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму окну. За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.
«Выбери нужное»
«Две корзины»
На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости – мягкости, вкусу или даже запаху.
«Береги природу»
На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.
«Что я за зверь»
В игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий.
Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет пока его не пригласят.
Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они будут изображать или 2-й вариант: отвечать на вопросы ведущего.
Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается.
Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т.д.
Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет».
Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.
Группа ребят изображает зверя, а игрок должен определить зверя по мимике.
«Приготовь лекарство»
Цель. Познакомить детей с лекарственными травами, закреплять знания о строении растения, формировать умение правильно использовать полезные травы (знать, у какого растения какую часть надо использовать для приготовления лекарства, и в какое время года, чтобы не нанести ущерб природе), формировать доброжелательность, чуткое отношение к окружающему нас миру.
Материал. Гербарии лекарственных растений, карточки с изображением лекарственных растений, разрезные карточки для выполнения таких заданий, как собери растение, найди нужные части растения для приготовления лекарства; «посуда» для отваров и настоев.
Правила игры заключены в задании: кто правильно все сделает, то и выиграл.
— выбери лекарственные растения, которые помогут избавиться от простуды, или от кашля, или от боли в животе и т.д.:
— отбери нужные части растения для приготовления лекарства (отвара или настоя);
— подбери «посуду» для приготовления лекарства;
— расскажи о своем лекарстве.
«Построй домик животному»
Цель. Закреплять знания об особенностях жизни разных диких животных, об их жилье, о «стройматериалах»; формировать умение подбирать правильный материал для постройки «дома» любому из животных.
Материал. Большая картина, карточки с изображениями «домов» животных, «стройматериалов», самих животных.
Правила. Выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь. Выбрать из предложенного «стройматериала» только те, что нужны для вашего животного. Выбрать «домик» для животного.
Кто быстрее справится с заданием и сумеет объяснить свой выбор, тот и выиграл.
Далее воспитатель знакомит детей с правилами игры.