Диктат хозяйственного опыта предков какая экономика
Выберите в приведённом списке верные суждения об экономических системах и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) К признакам командной экономической системы относится директивное ценообразование.
2) При командной экономической системе полностью отсутствует частная собственность.
3) При традиционной экономической системе экономические роли членов общества определяются наследственностью и сословной принадлежностью.
4) Решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе в рамках командной экономической системы принимаются государством.
5) Основой традиционной экономики выступает свободная конкуренция.
1) К признакам командной экономической системы относится директивное ценообразование. Да, верно, директивное, то есть государственное ценообразование.
2) При командной экономической системе полностью отсутствует частная собственность. Нет, неверно, она отсутствует на средства производства, но на вещи индивидуального пользования сохраняется.
3) При традиционной экономической системе экономические роли членов общества определяются наследственностью и сословной принадлежностью. Да, верно.
4) Решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе в рамках командной экономической системы принимаются государством. Да, верно, командная экономика предполагает государственное регулирование экономики.
5) Основой традиционной экономики выступает свободная конкуренция. Нет, неверно, это основа рыночной экономики.
Выберите верные суждения об экономических системах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В условиях смешанной экономической системы действует государственное ценообразование.
2) В командной экономической системе государство отстранено от участия в экономических отношениях.
3) Для традиционной экономической системы характерен замедленный экономический рост.
4) В рыночной экономической системе основными субъектами экономических отношений являются домохозяйства, фирмы, государство.
5) Формирование смешанной экономической системы основано на необходимости преодолеть проблемы, которые существуют в условиях рынка.
1) В условиях смешанной экономической системы действует государственное ценообразование. Нет, неверно, действует свободное ценообразование.
2) В командной экономической системе государство отстранено от участия в экономических отношениях. Нет, неверно, оно во многом определяет все экономические процессы.
3) Для традиционной экономической системы характерен замедленный экономический рост. Да, верно, экстенсивные методы хозяйствования и отсталые технологии.
4) В рыночной экономической системе основными субъектами экономических отношений являются домохозяйства, фирмы, государство. Да, верно, именно они вступают в экономические отношения.
5) Формирование смешанной экономической системы основано на необходимости преодолеть проблемы, которые существуют в условиях рынка. Да, верно, это обеспечивается государственным вмешательством в рынок.
Найдите в приведённом ниже списке признаки традиционной экономической системы. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) натуральный обмен
2) аграрно-сырьевой характер хозяйства
3) интенсивные товарно-денежные отношения
4) диктат хозяйственного опыта предков
5) массовое промышленное производство
6) государственное ценообразование
1) натуральный обмен — да, верно.
2) аграрно-сырьевой характер хозяйства — да, верно.
3) интенсивные товарно-денежные отношения — нет, неверно, это рыночная экономика.
4) диктат хозяйственного опыта предков — да, верно.
5) массовое промышленное производство — нет, неверно.
6) государственное ценообразование — нет, неверно, это командная экономика.
Как традиционно называют ту экономическую систему, которую автор текста называет индивидуализмом? С какой экономической системой он её сопоставляет? Укажите как называет ее автор и какое название для нее используется современными экономистами. Приведите любой один признак данного типа экономики, который не указан в тексте.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Наиболее значительными пороками экономического общества, в котором мы живём, являются его неспособность обеспечить полную занятость, а также его произвольное и несправедливое распределение богатства и доходов.
Что касается меня, то я полагаю, что есть известные социальные и психологические оправдания значительного неравенства доходов и богатства, однако не для столь большого разрыва, какой имеет место в настоящее время. Есть такие нужные виды человеческой деятельности, для успешного осуществления которых требуются меркантильная заинтересованность и общие условия частной собственности на капитал.
Государство должно будет оказывать своё руководящее влияние на склонность к потреблению частично путём соответствующей системы налогов… и, возможно, другими способами. Я представляю себе поэтому, что достаточно широкая социализация инвестиций окажется единственным средством, чтобы обеспечить приближение к полной занятости, хотя это не должно исключать всякого рода компромиссы и способы сотрудничества государства с частной инициативой. Но, помимо этого, нет очевидных оснований для системы государственного социализма, которая охватила бы большую часть экономической жизни общества… Если бы государство могло определять общий объём ресурсов, предназначенных для увеличения орудий производства, и основные ставки вознаграждения владельцев этих ресурсов, этим было бы достигнуто всё, что необходимо.
Учреждение централизованного контроля, необходимого для обеспечения полной занятости, потребует, конечно, значительного расширения традиционных функций правительства…
Вспомним на минуту, B чём заключаются традиционные преимущества индивидуализма. Отчасти это преимущества эффективности, обусловленные децентрализацией и влиянием личной заинтересованности. Преимущества эффективности, вытекающие из децентрализации принятия решений и индивидуальной ответственности, возможно, даже более значительны, чем полагали B XIX B., и реакция против призыва к личной заинтересованности, пожалуй, зашла слишком далеко. Но всего ценнее индивидуализм‚ если он может быть очищен от дефектов и злоупотреблений; это лучшая гарантия личной свободы в том смысле, что по сравнению со всеми другими условиями он чрезвычайно расширяет возможности для осуществления личного выбора. Он служит также лучшей гарантией разнообразия жизни, прямо вытекающего из широких возможностей личного выбора, потеря которых является величайшей из всех потерь в гомогенном или тоталитарном государстве. Ибо это разнообразие сохраняет традиции, которые воплощают в себе наиболее верный и успешный выбор предшествующих поколений. Оно окрашивает настоящее в переливающиеся цвета фантазии, и, будучи служанкой опыта B такой же мере, как традиции и фантазия, оно является наиболее могущественным средством для достижения лучшего будущего.
Какие преимущества и недостатки «экономического общества, в котором мы живём», рассмотрел автор? Используя текст, укажите любые два преимущества и два недостатка.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— гарантия экономической свободы;
— возможности для осуществления личного выбора;
— гарантия разнообразия жизни;
— неспособность обеспечить полную занятость;
— произвольное и несправедливое распределение богатства и доходов.
Преимущества и недостатки могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Автор упомянул традиционные функции правительства в экономической жизни. Проиллюстрируйте примером влияние правительства посредством налогов на склонность к потреблению. Используя обществоведческие знания, назовите две другие традиционные функции правительства.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— правительство повысило акцизы на табачные изделия, сделав их цену недоступной для многих потребителей;
(Может быть приведён другой пример.)
2) две другие функции правительства, например:
— установление правовых рамок экономической деятельности;
— производство общественных благ;
— поддержание стабильности финансовой системы.
Могут быть названы другие функции
Какие две возможные меры правительства для обеспечения полной занятости рассмотрел автор? В чём опасность подобных мер? Используя обществоведческие знания, укажите две опасности.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) меры правительства:
— достаточно широкая социализация инвестиций;
— государство определяет общий объём ресурсов, предназначенных для увеличения орудий производства, и основные ставки вознаграждения владельцев этих ресурсов;
— учреждение централизованного контроля;
(Меры могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.)
2) опасности, например:
— подавление частной инициативы;
— ухудшение качества трудовых услуг.
Могут быть указаны другие опасности
Какие преимущества и недостатки «экономического общества, в котором мы живём», рассмотрел автор? Используя текст, укажите любые два преимущества и два недостатка.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— гарантия экономической свободы;
— возможности для осуществления личного выбора;
— гарантия разнообразия жизни;
— неспособность обеспечить полную занятость;
— произвольное и несправедливое распределение богатства и доходов.
Преимущества и недостатки могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос:
— речь идёт о рыночной экономике;
2) ответ на второй вопрос:
— автор называет её c государственным социализмом;
— современные экономисты называет ее командная (централизованная или плановая) экономика.
3) любой признак, который не указан в тексте:
— директивное (государственное) ценообразование.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономическая система»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о типах экономических систем;
− одно предложение об особенности одного из типов экономических систем.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
1) смысл понятия, например: Экономическая система — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма.; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о типах, например: Принято выделять следующие основные типы экономических систем: традиционную, административно-командную, рыночную и смешанную.; (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о показателях экономического роста.)
3) одно предложение, об особенностях, например: Традиционная — практика использования редких ресурсов обусловлена сложившимися в обществе традициями и обычаями. Характеризуется на широком применении ручного труда в производстве, а орудия труда, применимые совместно с ручной силой, малопроизводительны, в их основе лежат устаревшие по меркам развитых стран технологии. Распространена подобная система в странах третьего мира со слаборазвитой экономикой.(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о путях экономического роста.) Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысла понятия и/или его аспектов.
Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.
Установите соответствие между признаками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
А) основой производства является преемственность способов ведения хозяйства
Б) ключевые экономические вопросы решаются в соответствии с обычаями
В) государственная собственность на средства производства
Г) бюрократизация экономики
Д) торговля ведётся только тогда, когда образуется излишек продуктов
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
По тому, как общество отвечает на 3 основных вопроса экономики, выделяют 4 типа экономических систем.
Экономическая система – принципы, механизмы и способы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.
Типы экономических систем:
1. Традиционная. Ответы на вопросы дают традиции и обычаи. Опирается на хозяйственный опыт. Профессия, навыки передаются из поколения в поколение. Господствует натуральное хозяйство. Отсталые технологии. Широкое распространение ручного труда. Многоукладность экономики.
2. Командно-административная. Ответы на вопросы даёт государство. Централизованное планирование, распределение, ценообразование. Директивные методы управления. Отсутствие стимулов развития. Бюрократизация. Дефицит.
3. Рыночная. Ответы на вопросы дают потребители и производители. Индивидуальный интерес, выгода.
4. Смешанная. Ответы на вопросы дают рынок и государство. Разнообразие форм собственности. Государство решает социальные проблемы. Правовая защита потребителей и производителей.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономическая система»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о типах экономических систем;
− одно предложение, раскрывающее фундаментальные экономические вопросы, которые решаются в любых типах экономических систем.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например:
— экономическая система – это организационные способы, механизмы и принципы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.
2) два предложения с информацией об экономической системе, опирающейся на знания курса, например:
— «Экономические системы различаются способами регулирования деятельности производителей и делятся на рыночные, традиционные и плановые».
— «В любой экономической системе решаются основные вопросы экономики: что, как и для кого производить».
Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию об экономической системе.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономическая система»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о типах экономических систем;
− одно предложение, раскрывающее фундаментальные экономические вопросы, которые решаются в любых типах экономических систем.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например:
— экономическая система – это организационные способы, механизмы и принципы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.
2) два предложения с информацией об экономической системе, опирающейся на знания курса, например:
— «Экономические системы различаются способами регулирования деятельности производителей и делятся на рыночные, традиционные и плановые».
— «В любой экономической системе решаются основные вопросы экономики: что, как и для кого производить».
Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию об экономической системе.
Установите соответствие между видом экономической системы и ее признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) производство определяют обычаи
Б) примитивные технологии
B) основная цель — получение прибыли
Г) свободное ценообразование
Д) преобладание товарного производства
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Типы экономических систем.
Традиционная. Ответы на вопросы дают традиции и обычаи. Опирается на хозяйственный опыт. Профессия, навыки передаются из поколения в поколение. Господствует натуральное хозяйство. Отсталые технологии. Широкое распространение ручного труда. Многоукладность экономики.
Командно-административная. Ответы на вопросы даёт государство. Централизованное планирование, распределение, ценообразование. Директивные методы управления. Отсутствие стимулов развития. Бюрократизация. Дефицит.
Рыночная. Ответы на вопросы дают потребители и производители. Индивидуальный интерес, выгода.
Смешанная. Ответы на вопросы дают рынок и государство. Разнообразие форм собственности. Государство решает социальные проблемы. Правовая защита потребителей и производителей.
A) производство определяют обычаи — традиционная.
Б) примитивные технологии — традиционная.
B) основная цель — получение прибыли — рыночная.
Г) свободное ценообразование — рыночная.
Д) преобладание товарного производства — рыночная.
Установите соответствия между понятиями и типами экономических систем, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
ТИП ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
А) натуральное хозяйство
В) директивное планирование
Г) частная собственность
Д) распределительная система
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Типы экономических систем:
Традиционная. Ответы на вопросы дают традиции и обычаи. Опирается на хозяйственный опыт. Профессия, навыки передаются из поколения в поколение. Господствует натуральное хозяйство. Отсталые технологии. Широкое распространение ручного труда. Многоукладность экономики.
Командно-административная. Ответы на вопросы даёт государство. Централизованное планирование, распределение, ценообразование. Директивные методы управления. Отсутствие стимулов развития. Бюрократизация. Дефицит.
Рыночная. Ответы на вопросы дают потребители и производители. Индивидуальный интерес, выгода, конкуренция, частная собственность.
Д) распределительная система — административно-командная.
Выберите в приведённом списке верные суждения об экономических системах и запишите цифры, под которыми они указаны.Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Основными субъектами командной экономики являются экономически независимые участники хозяйственной жизни.
2) Стимулом деятельности предприятий в традиционной экономике является получение прибыли.
3) К основным признакам рыночной экономики относят свободное ценообразование.
4) Традиционной экономике свойственен экстенсивный путь экономического развития.
5) Рынок побуждает производителей к поиску путей снижения затрат.
1) Основными субъектами командной экономики являются экономически независимые участники хозяйственной жизни. Нет, неверно, это характерно для рыночной экономики.
2) Стимулом деятельности предприятий в традиционной экономике является получение прибыли. Нет, неверно, это характерно для рыночной экономики.
3) К основным признакам рыночной экономики относят свободное ценообразование. Да, верно.
4) Традиционной экономике свойственен экстенсивный путь экономического развития. Да, верно, интенсивный характерен для рыночной экономики.
5) Рынок побуждает производителей к поиску путей снижения затрат. Да, верно, речь идет о стимулирующей функции рынка.
Установите соответствие между характеристиками и видами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ТИП ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
А) средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом
Б) перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях данной страны
В) повышение качества товаров и услуг в условиях конкурентной борьбы
Г) значительная роль ручного труда во всех отраслях экономики
Д) правомочность предприятий в заключении сделок по своему усмотрению
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А) Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом — командная экономика, так как в ее основе лежит государственное управление экономикой посредством разработки планов развития народного хозяйства, которые выполняют предприятия.
Б) Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях данной страны — традиционная экономика.
В) Повышение качества товаров и услуг в условиях конкурентной борьбы — рыночная экономика, в ее основе лежит свободная конкуренция товаропроизводителей.
Г) Значительная роль ручного труда во всех отраслях экономики — традиционная экономика, в ее основе лежат экстенсивные технологии, натуральное хозяйство, слаборазвитые технологии.
Д) Правомочность предприятий в заключении сделок по своему усмотрению — рыночная, так как в ее основе лежит экономическая свобода товаропроизводителей.
Установите соответствие между признаками и экономической системой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) директивное ценообразование
Б) многообразие форм собственности
B) экономическая свобода производителей
Г) производство товаров и услуг в соответствии с государственными планами
Д) гибкость производителей, их способность быстро реагировать на изменения спроса
1) командная экономика
2) рыночная экономика
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Типы экономических систем.
Традиционная. Ответы на вопросы дают традиции и обычаи. Опирается на хозяйственный опыт. Профессия, навыки передаются из поколения в поколение. Господствует натуральное хозяйство. Отсталые технологии. Широкое распространение ручного труда. Многоукладность экономики.
Командно-административная. Ответы на вопросы даёт государство. Централизованное планирование, распределение, ценообразование. Директивные методы управления. Отсутствие стимулов развития. Бюрократизация. Дефицит.
Рыночная. Ответы на вопросы дают потребители и производители. Индивидуальный интерес, выгода.
Смешанная. Ответы на вопросы дают рынок и государство. Разнообразие форм собственности. Государство решает социальные проблемы. Правовая защита потребителей и производителей.
A) директивное ценообразование — командная;
Б) многообразие форм собственности — рыночная;
B) экономическая свобода производителей — рыночная;
Г) производство товаров и услуг в соответствии с государственными планами — командная;
Д) гибкость производителей, их способность быстро реагировать на изменения спроса — рыночная.
Установите соответствие между видом экономической системы и ее признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) цикличность развития
Б) свобода производителя
B) директивное ценообразование
Д) государственная собственность на ресурсы
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Типы экономических систем.
Традиционная. Ответы на вопросы дают традиции и обычаи. Опирается на хозяйственный опыт. Профессия, навыки передаются из поколения в поколение. Господствует натуральное хозяйство. Отсталые технологии. Широкое распространение ручного труда. Многоукладность экономики.
Командно-административная. Ответы на вопросы даёт государство. Централизованное планирование, распределение, ценообразование. Директивные методы управления. Отсутствие стимулов развития. Бюрократизация. Дефицит.
Рыночная. Ответы на вопросы дают потребители и производители. Индивидуальный интерес, выгода.
Смешанная. Ответы на вопросы дают рынок и государство. Разнообразие форм собственности. Государство решает социальные проблемы. Правовая защита потребителей и производителей.
A) цикличность развития — рыночная.
Б) свобода производителя — рыночная.
B) директивное ценообразование — плановая.
Г) конкуренция — рыночная.
Д) государственная собственность на ресурсы — плановая.
Ошибка.Цикличность в лице подъема спада депрессии и оживления разве относится не к плановой экономике?
Нет, цикличность характерна для рыночной экономики.
Какие преимущества и недостатки «экономического общества, в котором мы живём», рассмотрел автор? Используя текст, укажите любые два преимущества и два недостатка.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Наиболее значительными пороками экономического общества, в котором мы живём, являются его неспособность обеспечить полную занятость, а также его произвольное и несправедливое распределение богатства и доходов.
Что касается меня, то я полагаю, что есть известные социальные и психологические оправдания значительного неравенства доходов и богатства, однако не для столь большого разрыва, какой имеет место в настоящее время. Есть такие нужные виды человеческой деятельности, для успешного осуществления которых требуются меркантильная заинтересованность и общие условия частной собственности на капитал.
Государство должно будет оказывать своё руководящее влияние на склонность к потреблению частично путём соответствующей системы налогов… и, возможно, другими способами. Я представляю себе поэтому, что достаточно широкая социализация инвестиций окажется единственным средством, чтобы обеспечить приближение к полной занятости, хотя это не должно исключать всякого рода компромиссы и способы сотрудничества государства с частной инициативой. Но, помимо этого, нет очевидных оснований для системы государственного социализма, которая охватила бы большую часть экономической жизни общества… Если бы государство могло определять общий объём ресурсов, предназначенных для увеличения орудий производства, и основные ставки вознаграждения владельцев этих ресурсов, этим было бы достигнуто всё, что необходимо.
Учреждение централизованного контроля, необходимого для обеспечения полной занятости, потребует, конечно, значительного расширения традиционных функций правительства…
Вспомним на минуту, B чём заключаются традиционные преимущества индивидуализма. Отчасти это преимущества эффективности, обусловленные децентрализацией и влиянием личной заинтересованности. Преимущества эффективности, вытекающие из децентрализации принятия решений и индивидуальной ответственности, возможно, даже более значительны, чем полагали B XIX B., и реакция против призыва к личной заинтересованности, пожалуй, зашла слишком далеко. Но всего ценнее индивидуализм‚ если он может быть очищен от дефектов и злоупотреблений; это лучшая гарантия личной свободы в том смысле, что по сравнению со всеми другими условиями он чрезвычайно расширяет возможности для осуществления личного выбора. Он служит также лучшей гарантией разнообразия жизни, прямо вытекающего из широких возможностей личного выбора, потеря которых является величайшей из всех потерь в гомогенном или тоталитарном государстве. Ибо это разнообразие сохраняет традиции, которые воплощают в себе наиболее верный и успешный выбор предшествующих поколений. Оно окрашивает настоящее в переливающиеся цвета фантазии, и, будучи служанкой опыта B такой же мере, как традиции и фантазия, оно является наиболее могущественным средством для достижения лучшего будущего.
Как традиционно называют ту экономическую систему, которую автор текста называет индивидуализмом? С какой экономической системой он её сопоставляет? Укажите как называет ее автор и какое название для нее используется современными экономистами. Приведите любой один признак данного типа экономики, который не указан в тексте.
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос:
— речь идёт о рыночной экономике;
2) ответ на второй вопрос:
— автор называет её c государственным социализмом;
— современные экономисты называет ее командная (централизованная или плановая) экономика.
3) любой признак, который не указан в тексте:
— директивное (государственное) ценообразование.
Автор упомянул традиционные функции правительства в экономической жизни. Проиллюстрируйте примером влияние правительства посредством налогов на склонность к потреблению. Используя обществоведческие знания, назовите две другие традиционные функции правительства.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— правительство повысило акцизы на табачные изделия, сделав их цену недоступной для многих потребителей;
(Может быть приведён другой пример.)
2) две другие функции правительства, например:
— установление правовых рамок экономической деятельности;
— производство общественных благ;
— поддержание стабильности финансовой системы.
Могут быть названы другие функции
Какие две возможные меры правительства для обеспечения полной занятости рассмотрел автор? В чём опасность подобных мер? Используя обществоведческие знания, укажите две опасности.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) меры правительства:
— достаточно широкая социализация инвестиций;
— государство определяет общий объём ресурсов, предназначенных для увеличения орудий производства, и основные ставки вознаграждения владельцев этих ресурсов;
— учреждение централизованного контроля;
(Меры могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.)
2) опасности, например:
— подавление частной инициативы;
— ухудшение качества трудовых услуг.
Могут быть указаны другие опасности
Какие преимущества и недостатки «экономического общества, в котором мы живём», рассмотрел автор? Используя текст, укажите любые два преимущества и два недостатка.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— гарантия экономической свободы;
— возможности для осуществления личного выбора;
— гарантия разнообразия жизни;
— неспособность обеспечить полную занятость;
— произвольное и несправедливое распределение богатства и доходов.
Преимущества и недостатки могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— гарантия экономической свободы;
— возможности для осуществления личного выбора;
— гарантия разнообразия жизни;
— неспособность обеспечить полную занятость;
— произвольное и несправедливое распределение богатства и доходов.
Преимущества и недостатки могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Установите соответствие между примерами и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
A) основа экономики страны Z — сельское хозяйство, земля принадлежит родовым общинам и ими обрабатывается
Б) в стране А государство централизованно распределяет факторы производства и устанавливает цены товаров и услуг
B) в стране F производители соревнуются за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров
Г) в стране С в условиях свободы предпринимательства у потребителей есть широчайший выбор товаров и услуг
Д) единственным производителем и продавцом товаров и услуг в стране G является государство, частное предпринимательство находится под запретом
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Государственная, командная, плановая, также социалистическая экономика — это форма экономического устройства, при которой материальные ресурсы находятся в государственной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.
Традиционная, или патриархальная экономика — такая экономическая система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования ограниченных ресурсов. Она является самой древней. При традиционной экономике земля и капитал находятся в общем владении, а основные экономические проблемы общества — что, как и для кого производить — решаются, главным образом, на основе традиционных родоплеменных или полуфеодальных иерархических связей между людьми.
Рыночная экономика — экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т. п. Это экономика, в которой только решения самих покупателей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения.
A) основа экономики страны Z — сельское хозяйство, земля принадлежит родовым общинам и ими обрабатывается — традиционная.
Б) в стране А государство централизованно распределяет факторы производства и устанавливает цены товаров и услуг — командная.
B) в стране F производители соревнуются за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров — рыночная.
Г) в стране С в условиях свободы предпринимательства у потребителей есть широчайший выбор товаров и услуг — рыночная.
Д) единственным производителем и продавцом товаров и услуг в стране G является государство, частное предпринимательство находится под запретом — командная.
Установите соответствие между необходимыми условиями функционирования экономических систем и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
A) государственная собственность на средства производства
Б) свободное ценообразование
B) контроль государства за производством и распределением
Г) экономическая самостоятельность производителей
Д) конкуренция производителей
1) командная (плановая)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Экономическая система — принципы, механизмы и способы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей. Типы экономических систем:
Традиционная. Ответы на вопросы дают традиции и обычаи. Опирается на хозяйственный опыт. Профессия, навыки передаются из поколения в поколение. Господствует натуральное хозяйство. Отсталые технологии. Широкое распространение ручного труда. Многоукладность экономики.
Командно-административная. Ответы на вопросы даёт государство. Централизованное планирование, распределение, ценообразование. Директивные методы управления. Отсутствие стимулов развития. Бюрократизация. Дефицит.
Рыночная. Ответы на вопросы дают потребители и производители. Индивидуальный интерес, выгода.
Смешанная. Ответы на вопросы дают рынок и государство. Разнообразие форм собственности. Государство решает социальные проблемы. Правовая защита потребителей и производителей.
A) государственная собственность на средства производства — командная (плановая).
Б) свободное ценообразование — рыночная.
B) контроль государства за производством и распределением — командная (плановая).
Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
A) централизованное планирование
Б) свобода предпринимательства
B) принцип уравнительного распределения
Г) директивное ценообразование
Д) конкуренция товаропроизводителей
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Экономическая система — принципы, механизмы и способы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей. Типы экономических систем:
Традиционная. Ответы на вопросы дают традиции и обычаи. Опирается на хозяйственный опыт. Профессия, навыки передаются из поколения в поколение. Господствует натуральное хозяйство. Отсталые технологии. Широкое распространение ручного труда. Многоукладность экономики.
Командно-административная. Ответы на вопросы даёт государство. Централизованное планирование, распределение, ценообразование. Директивные методы управления. Отсутствие стимулов развития. Бюрократизация. Дефицит.
Рыночная. Ответы на вопросы дают потребители и производители. Индивидуальный интерес, выгода.
Смешанная. Ответы на вопросы дают рынок и государство. Разнообразие форм собственности. Государство решает социальные проблемы. Правовая защита потребителей и производителей.
A) централизованное планирование — командная.
Б) свобода предпринимательства — рыночная.
B) принцип уравнительного распределения — командная.
Г) директивное ценообразование — командная.
Д) конкуренция товаропроизводителей — рыночная.
В стране проводятся экономические реформы. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на переход от командной к рыночной экономике? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В стране разрешено создание частных фермерских хозяйств при условии аренды земли у государства.
2) Правительство проводит меры, направленные на ускорение технического прогресса.
3) В стране проводятся широкомасштабные процессы приватизации и разгосударствления собственности.
4) Правительство проводит меры по либерализации цен.
5) Правительство проводит меры, направленные на укрепление национальной валюты.
По тому, как общество отвечает на 3 основных вопроса экономики, выделяют 4 типа экономических систем.
Экономическая система — принципы, механизмы и способы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей. Типы экономических систем:
Традиционная. Ответы на вопросы дают традиции и обычаи. Опирается на хозяйственный опыт. Профессия, навыки передаются из поколения в поколение. Господствует натуральное хозяйство. Отсталые технологии. Широкое распространение ручного труда. Многоукладность экономики.
Командно-административная. Ответы на вопросы даёт государство. Централизованное планирование, распределение, ценообразование. Директивные методы управления. Отсутствие стимулов развития. Бюрократизация. Дефицит.
Рыночная. Ответы на вопросы дают потребители и производители. Индивидуальный интерес, выгода.
Смешанная. Ответы на вопросы дают рынок и государство. Разнообразие форм собственности. Государство решает социальные проблемы. Правовая защита потребителей и производителей.
1) В стране разрешено создание частных фермерских хозяйств при условии аренды земли у государства — да, верно.
2) Правительство проводит меры, направленные на ускорение технического прогресса — нет, неверно.
3) В стране проводятся широкомасштабные процессы приватизации и разгосударствления собственности — да, верно.
4) Правительство проводит меры по либерализации цен — да, верно.
5) Правительство проводит меры, направленные на укрепление национальной валюты — нет, неверно.
Установите соответствие между примерами и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
А) в стране F производители соревнуются за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров
Б) в стране С в условиях свободы предпринимательства у потребителей есть широчайший выбор товаров и услуг
В) единственным производителем и продавцом товаров и услуг в стране G является государство, частное предпринимательство находится под запретом
Г) в стране А государство централизованно распределяет факторы производства и устанавливает цены товаров и услуг
Д) основа экономики страны Z — сельское хозяйство, земля принадлежит родовым общинам и ими обрабатывается
2) командная (плановая)
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
Наиболее распространенная классификация:
Традиционная — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями. Вопросы, какие товары и услуги для кого и каким образом производить, решаются на основе традиций, передающихся из поколения в поколение. Преимущества: стабильность общества, достаточно высокое качество производимых благ. Недостатки: отсутствие технического прогресса, слабая приспособляемость к изменению внешних условий, ограниченность числа производимых благ.
Командная (централизованная, директивная, плановая) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами. Преимущества: способность сконцентрировать все силы и средства общества для решения какой-либо проблемы (мобилизационные возможности), гарантирует людям необходимый минимум жизненных благ, обеспечивая уверенность в будущем, позволяет избежать безработицы, хотя достигается всеобщая занятость, как правило, за счёт искусственного сдерживания роста производительности труда. Недостатки: невозможность точно спланировать все потребности общества и соответственно распределить ресурсы, что приводит к перепроизводству одних товаров и дефициту других, отсутствие стимула к выпуску качественных товаров, отсутствие экономической свободы у граждан.
Рыночная — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находится в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков. Рыночная экономика — это хозяйство, в котором господствует частная форма собственности, экономическая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами за свой счёт, все основные решения принимаются ими на свой страх и риск. Основы рыночной системы: право частной собственности, экономическая свобода, конкуренция. Частная собственность — признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определённым объёмом (частью) любых видов экономических ресурсов. Преимущества: гибкость, способность приспосабливаться к изменившимся условиям, наличие стимулов к техническому прогрессу, рациональное использование ресурсов. Недостатки: неспособность обеспечить равенство доходов, стабильно высокий уровень жизни, слабый интерес к фундаментальным научным исследованиям, нестабильность развития (кризисы, инфляция), неэффективность использования невосполнимых ресурсов, отсутствие полной занятости и стабильности цен.
Смешанная экономика — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.
А) в стране F производители соревнуются за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров — рыночная.
Б) в стране С в условиях свободы предпринимательства у потребителей есть широчайший выбор товаров и услуг — рыночная.
В) единственным производителем и продавцом товаров и услуг в стране G является государство, частное предпринимательство находится под запретом — командная (плановая).
Г) в стране А государство централизованно распределяет факторы производства и устанавливает цены товаров и услуг — командная (плановая).
Д) основа экономики страны Z — сельское хозяйство, земля принадлежит родовым общинам и ими обрабатывается — традиционная.