динамо это какой район москвы
Аренда квартир в Москве.
Станции метро и районы по округам.
ЗАПАДНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ (ЗАО)
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ(ЦАО).
Районы: Арбат, Замоскворечье, Мещанский, Таганский, Хамовники, Басманный, Красносельский, Пресненский, Тверской. Якиманка.
СЕВЕРНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ (САО)
Районы: Аэропорт, Бескудниковский, Восточное Дегунино,Дмитровский, Коптево, Молжаниновский,Сокол, Ховрино, Беговой, Войковский, Головинский, Западное Дегунино, Левобережный, Савеловский, Тимирязевский, Хорошевский.
СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ АДМИНИСТРАТИВЫЙ ОКРУГ (СВАО).
Районы: Алексеевский, Бабушкинский, Бутырский, Лосиноостровский, Марьина Роща, Отрадное, Ростокино, Северное Медведково, Южное Медведково, Алтуфьевский, Бибирево, Лианозово, Марфино, Останкинский, Свиблово, Северный, Ярославский.
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ (СЗА0)
Станции метро: Планерная, Сходненская, Тушинская, Щукинская, Октябрьское Поле.
ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ (ЮАО)
ЮЖНЫЙ-АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ (ЮАО)
Динамо (станция метро, Москва)
«Динамо» — станция Московского метрополитена на Замоскворецкой линии. Связана пересадкой со станцией «Петровский парк» на Большой кольцевой линии. Расположена в районе Аэропорт (САО) вдоль Ленинградского проспекта у одноимённого стадиона, по которому и получила своё название. Открыта 11 сентября 1938 года в составе участка «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») — «Сокол» (вторая очередь строительства). Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой, на момент постройки — самая глубокая станция метрополитена в Москве.
История
План строительства линии метро, располагающейся вдоль современного Ленинградского проспекта, появился в 1932 году. В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года было окончательно утверждено расположение будущей станции метро «Динамо». В первоначальном проекте станция называлась «Стадион Динамо» в честь расположенного рядом стадиона «Динамо», вмещавшего на тот момент 25 000 зрителей.
Согласно первоначальному проекту 1935 года, составленному архитекторами Я. Г. Лихтенбергом, Ю. А. Ревковским, станция должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что своды станции будут опираться на два ряда металлических колонн, отделанных светло-зелёным мрамором с бронзовыми барельефами на спортивные темы. В отделке вестибюлей станции планировалось применить фото-фрески.
Строительство станции осуществлялось закрытым способом. При проходке среднего зала применялось искусственное замораживание. Особое внимание уделялось подбору облицовочных плит пилонов станции. Спуск мраморных плит в шахту осуществлялся только после того, как они были тщательно подобраны и утверждены архитектором наверху.
Открытие станции «Динамо» состоялось 11 сентября 1938 года. Станция вошла в состав участка «Сокол» — «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») второй очереди строительства, после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 22 станции. Два наземных вестибюля станции, построенные около стадиона «Динамо», были рассчитаны на обслуживание больших пассажиропотоков во время спортивных соревнований. Главным мотивом в оформлении станции стал советский спорт.
В 1940 году физики Г. Н. Флёров и К. А. Петржак выбрали станцию метро «Динамо» в качестве места проведения наблюдений за распадом урана, так как большая глубина могла защитить от космических помех. В результате экспериментов, проводимых на станции в ночное время, физиками было открыто спонтанное деление ядер урана.
Во время Великой Отечественной войны станция «Динамо» служила бомбоубежищем, как и другие станции московского метро. Известен случай, когда после объявления воздушной тревоги при входе на станцию произошла давка, в результате которой пострадали не менее 10 человек.
В 1998 году были заменены эскалаторы в северном вестибюле станции «Динамо». В 2001 году проводились работы по замене эскалаторов и реконструкция южного вестибюля (открыт 28 декабря). В 2004 году на станции проводилась реконструкция, в ходе которой асфальтовое покрытие посадочных платформ было заменено на гранитное.
С 26 февраля 2018 года организована бесплатная наземная пересадка на открывшуюся в этот день по соседству станцию «Петровский парк» Большой кольцевой линии. Подземная пересадка открылась 29 декабря 2020 года.
Архитектура и оформление
Вестибюли
У станции два наземных вестибюля, выход из которых осуществляется на Ленинградский проспект и к стадиону «Динамо» (архитектор Д. Н. Чечулин). Два зеркально отражённых прямоугольных строения в античном стиле окаймлены колоннадой круглых коринфских колонн. Каждый вестибюль имеет выходы с трёх сторон (третий выход в каждом вестибюле закрыт). В вестибюлях расположены кассы метро.
Первоначально полный проект станции вместе с вестибюлями был выполнен Лихтенбергом и Ревковским, однако разработанный ими цилиндрический стеклянный вестибюль на гранитном основании, с раскинутыми по диагонали порталами входа и выхода, сочли слишком авангардным и к проектированию наземных сооружений привлекли Дмитрия Чечулина, уже имевшего к тому времени опыт строительства станций в многолюдных местах. При проектировании вестибюлей Чечулин вдохновлялся впечатлениями от большого турне по Италии и Греции, из которого он недавно вернулся.
Наземные павильоны станции «Динамо» стали самыми крупными подобными сооружениями среди всех довоенных станций Московского метрополитена. Отличительной особенностью вестибюлей является и их красочная внешняя архитектура, которая значительно богаче внутреннего оформления.
Вестибюли поставлены на возвышении по оси главного портика стадиона и окружены широкими лестницами с системой террас и гранитными ступенями. Колонны вестибюлей, выполненные из подмосковного известняка, венчают развитые капители. Карнизы декорированы лепниной. Изнутри вестибюли облицованы светлым узбекским мрамором «газган».
В части павильона, к которой примыкает эскалатор, имеется надстройка, окружённая скульптурным фризом на спортивные темы (скульптор Елена Янсон-Манизер). Изнутри это возвышение представляет собой стеклянный купол. Вестибюли соединяются со станцией двумя трёхленточными эскалаторами модели ЭТ-3М (длина каждого — 80 метров).
В сентябре 2018 года на террасе северного вестибюля были найдены фрагменты старого мраморного пола из мозаики, который с 1980—1990-х годов был скрыт под слоем асфальта. Мраморную мозаику планируется отреставрировать. В ходе дальнейшей работы на южном вестибюле реставраторы надеются обнаружить такой же пол.
С 21 февраля по 29 мая 2021 года южный вестибюль станции был закрыт для проведения реставрационных работ по восстановлению внешнего вида на момент открытия станции в 1938 году, то же самое ожидает и северный вестибюль (после реставрации южного вестибюля закроется северный).
Станционные залы
Тема архитектурно-художественного оформления станции — советский спорт. Этой идее соответствует сдержанность оформления, простота и ясность форм и хороший рисунок деталей.
Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 40 метров). Нефы станции отделены друг от друга, и главное объёмно-пространственное значение приобретает центральный зал. Своды трёх залов станции опираются на мощные кубические пилоны с гладкими стенами в проходах и двумя выступами в продольных стенах залов. Пилоны облицованы уральским мрамором «Тагил», отличающимся разнообразием рисунка, фактуры и большим количеством оттенков — от густо-красного до жемчужно-серого. Выступы пилонов увенчаны декоративными капителями. На эти капители опираются стрельчатые распалубки нефов. Поднимаясь вверх, распалубки пересекаются посередине сводов. В этих точках пересечения подвешены стеклянные шаровые люстры в бронзовой оправе.
По бокам пилонов установлены мраморные скамьи с деревянными сидениями. Стены пилонов, представляющие собой спинки скамей, декорированы ковровым рисунком из мрамора и оникса. Эти спинки завершаются горизонтальными полосами из полупрозрачного подсвеченного изнутри агамзалинского оникса (травертина) месторождения Агамзалы, за которым расположены вентиляционные решётки.
В отделке путевых стен использовались оникс, белый и серый мрамор; глухие стены станции отделаны мраморовидным известняком. Боковые стены, расположенные над путями, облицованы серой керамической плиткой пирамидальной поверхности.
Пол в центральном зале выложен плитами розового и серого гранита; покрытие боковых залов также гранитное. Изначально пол центрального зала был набран из мраморной мозаики, в виде чередующихся тёмных кругов и квадратов на светлом фоне, а боковые залы имели асфальтовое покрытие.
Центральный и боковые залы станции декорированы барельефами в виде тондо. В верхних частях пилонов размещены фарфоровые медальоны, общее количество 60 (из них 23 различных медальона; ранее их насчитывалось 24, но при установке гермозатворов были утрачены несколько барельефов, в том числе медальоны «спортсменка со скакалкой»). Медальоны были изготовлены на Ленинградском фарфоровом заводе по образцам скульптора Елены Янсон-Манизер. На медальонах изображены аллегории 21 вида соревнований, по которым проводилась Спартакиады народов СССР: метание диска, теннис, штанга, скалолазание, конькобежный спорт, бокс, хоккей с шайбой, лыжный спорт, ручной мяч, художественная гимнастика, спортивная гимнастика (бревно), спортивная гимнастика (конь), спортивная гимнастика (брусья), футбол, горные лыжи, толкание ядра, метание копья, мужское фигурное катание, женское фигурное катание, бег с барьерами, гиревой спорт. Для некоторых барельефов прототипами служили реальные спортсмены. Например, конькобежка — это Мария Исакова, а футболист — Григорий Федотов. На первом от южного выхода медальоне с изображением горнолыжника есть надпись: «Янсон-Манизер, 1933».
В мраморовидном известняке, который использовался в облицовке станции, можно найти множество окаменелостей морских организмов мелового периода. В частности, там можно рассмотреть большое количество кораллов. Встречаются также окаменевшие раковины брюхоногих моллюсков и брахиопод (см. Окаменелости в Московском метрополитене).
Архитекторы станции — Я. Г. Лихтенберг и Ю. А. Ревковский. Инженер-конструктор — А. Ф. Денищенко. Строительство станции выполнила Шахта 84-85 Мосметростроя (руководители А. Барышников, П. Сметанкин). Перонный зал станции метро «Динамо» и её наземные вестибюли являются выявленными объектами культурного наследия города Москвы.
Барельефы
Переход на Большую кольцевую линию
Во второй половине 2000-х годов появился план строительства в Москве Третьего пересадочного контура метро (Большой кольцевой линии), который призван разгрузить Кольцевую линию. В конце 2011 года начались работы по строительству участка контура от станции «Деловой центр» до станции «Савёловская». 26 февраля 2018 года был открыт первый участок новой Большой кольцевой линии с конечной станцией «Петровский парк», через которую осуществляется пересадка на станцию «Динамо». В связи со сложной гидрогеологической обстановкой подземный переход между станциями открылся только 29 декабря 2020 года, до этого пассажиры пользовались временным наземным переходом — пересадка при прохождении турникета была бесплатной и не влияла на возможность пересадки на МЦК. Пересадочный узел сооружён по проекту архитекторов А. Ю. Орлова, Д. Ю. Хохлова, В. А. Некрасова, конструкторов П. И. Касаткина, Д. С. Кокошко. Стены лестниц перехода облицованы мрамором «Брекчия Перниче» (Breccia Pernice), текстура которого похожа на мрамор пилонов станции «Динамо».
Станция в цифрах
Расположение
Станция метро «Динамо» Замоскворецкой линии расположена между станциями «Аэропорт» и «Белорусская». Два наземных вестибюля выходят на чётную сторону Ленинградского проспекта: один у пересечения Ленинградского проспекта с Театральной аллеей (рядом с северной трибуной стадиона «Динамо»); другой рядом с южной трибуной стадиона «Динамо». Около северного вестибюля и в 100 метрах от южного вестибюля расположены подземные пешеходные переходы под Ленинградским проспектом. Расстояние от станции до центра Москвы — 5,3 километра.
Достопримечательности
Наземный общественный транспорт
На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта:
Станция в культуре
Станцию «Динамо» запечатлели на своих полотнах художники А. Лабас и А. Дергилёва.
У станции «Динамо» в пьесе «104 страницы про любовь» (1964 год) драматурга Эдварда Радзинского встречаются герои.
Станция «Динамо» фигурирует в нескольких песнях. В частности, она упоминается в «Песенке о метро» (музыка А. Островского, слова Н. Лабковского, исполняла Мария Миронова, 1950 год), в песне «Любовь моя» группы «Хамелеон» и песне «Мама» группы «Любэ».
Метро «Динамо» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, после ядерной войны на станции были устроены портняжные мастерские.
Москвич
Один день на «Динамо»
В последнее время район вокруг станции метро «Динамо» стал одной из самых динамичных строительных площадок Москвы. По совпадению сразу несколько точек по разные стороны Ленинградского проспекта дали городу совершенно новые районы и по-своему новый облик.
Царские покои
Петровский путевой дворец — это, пожалуй, самое красивое место на Ленинградке, даже слишком красивое для своего неоднородного окружения. Для такого сложного дворцового комплекса (авторства Матвея Казакова) он был построен сравнительно быстро — всего за четыре года, с 1776 по 1780. Заказанный Екатериной II, дворец предназначался для промежуточных остановок во время ее путешествий из Петербурга в Москву. И, как это часто бывало с дворцами (как и с платьями), императрица побывала там всего один или два раза. Зато все последующие цари обязательно останавливались тут перед своей коронацией. В этих же стенах провел несколько дней Наполеон во время похода на Москву. Что удивительно, французы дворец пощадили, а вот местные мародеры — нет.
Во время Первой мировой дворец был превращен в госпиталь. Все его стены, каким бы роскошным ни было убранство, были перекрашены в белый цвет. В советское время тут находилось авиационное училище им. Жуковского.
В конце 1990-х дворец подвергся масштабной реконструкции и был переоснащен под гостиницу для высокопоставленных лиц. Если честно, от «высокопоставленности» в гостинице осталась лишь невозможность попасть на ее территорию, минуя сердитую охрану. Все остальное соответствует в лучшем случае четверочке. Зато и цены не кусаются. Я бы порекомендовал дворец парам, которые хотят провести романтические выходные вместе. Если не придираться к цвету кафельной плитки или немного унылому ресторану, то это одно из самых восхитительных мест в городе, не говоря уж о самой Ленинградке.
Стадион «Динамо» (сейчас — «ВТБ Арена»)
Энтузиасты молодого, но уже влиятельного спортивного клуба «Динамо» поначалу тренировались на пустыре. В 1926 году клубу разрешили построить стадион в живописном Петровском парке. (На заре ХХ века тут располагалась киностудия, а в годы НЭПа — рестораны для разбогатевшей публики, в том числе и знаменитая «Стрельна» с большим зимним садом и цыганским хором.) В первое время сами спортивные энтузиасты его и возводили — приходили по выходным и после рабочей смены.
Но к 10-летию Октябрьской революции решили устроить Всесоюзную спартакиаду. И строительство арены стало правительственной задачей. Изменился не только бюджет, но и проект, к которому привлекли видных конструктивистов Александра Лангмана и Лазаря Чериковера. Вместо самопального любительского стадиончика буквально через год клуб «Динамо» получил одну из крупнейших арен в стране вместимостью 40 тыс. человек. Ее сразу нарекли московским Колизеем.
Хотя первый чемпионат СССР был проведен в 1936 году, матчи популярных столичных клубов вызывали такой ажиотаж у публики, что не хватало вместимости даже такого стадиона.
В годы войны арена служила учебным центром для молодых бойцов. Поэтому «Динамо» тщательно замаскировали, а на футбольном поле высадили ели. Но стоило немцам отступить, стадион вернулся к жизни. Уже в 1944 году здесь состоялся официальный матч: «Динамо» обыграло торпедовцев со счетом 3:2. А в 1950-х вокруг арены впервые установили осветительные вышки. По тем годам это было почти технической революцией: игры теперь можно было проводить в темное время суток.
В 1977-м состоялась первая основательная реконструкция «Динамо» — к Олимпиаде-80. И здесь прошли некоторые матчи футбольного турнира. В 1990-х стадион приобрел новую функцию, став регулярной площадкой для выступлений мировых звезд. Среди самых ярких был концерт Майкла Джексона в 1996 году.
В 2008-м стадион был закрыт на крупнейшую реконструкцию, став частью комплекса «ВТБ Арена». Облик его претерпел большие изменения, приобретя футуристическую обтекаемую надстройку.
Коммуна художников на Верхней Масловке
«Городок художников» на Верхней Масловке — это не просто сохранившиеся дома-коммуны в стиле конструктивизма. Это небольшой замкнутый мир, соединяющий сегодняшнее время с атмосферой творческих коллективов прошлого. С одной стороны, это вполне живые действующие мастерские, многие принадлежат художникам десятилетиями и передаются из поколения в поколение. С другой стороны, время здесь как будто остановилось. Те, кому посчастливилось однажды посетить просмотр или камерный концерт в одной из мастерских, наверняка поймут — попадая внутрь, ты одновременно оказываешься в 1920-х, 1970-х и 2010-х. Рядом могут быть сложены сотни картин из самых разных эпох, но лежащих таким беспорядочным образом, как будто их только написали. В стенах этого городка живет магия дружного коллективистского творчества, которая давно ушла из наших традиций, наверное, уже со времен перестройки.
«Городок» образовался в 1920-х, во времена творческих коммун. Советская власть поддерживала подобные коллективы — не в последнюю очередь по прагматическим соображениям: художники были необходимы для пропагандистской работы, а группировка под крылом государства упрощала контроль за творческими людьми.
Инициаторами «городка художников» были Максим Горький, художники Евгений Кацман, Виктор Перельман и Павел Радимов. Причем история их обращения к властям за финансированием носила комичный характер. Художники просили Совнарком о выдаче 200 тыс. рублей на строительство коммуны. Чиновники ответили: «200 тысяч выделять нецелесообразно… выделим не менее 800 тысяч». Изначально в доме планировалось 90 мастерских и 24 квартиры. Со временем появилась и библиотека — одно из лучших в Москве собраний книг по искусству. Иногда она превращалась в коллективную студию, где художники писали обнаженную натуру.
У советской власти были большие планы по расширению мастерских. На каком-то этапе появился грандиозный проект в духе сталинской неоклассики с монументальными колоннадами. Этому масштабному плану не суждено было сбыться. Тем не менее в 1934 году был построен дополнительный корпус мастерских.
За время существования коммуны в ней жили и работали многие звезды советского искусства, среди них — Владимир Татлин, Игорь Грабарь, Семен Чуйков, Александр Тышлер, Георгий Нисский и многие другие.
Ажурный дом
Представьте себе, что вездесущие советские хрущевки (и вообще массовое жилье) могли бы выглядеть совершенно иначе. Дом по проекту Андрея Бурова 1940 года постройки, он же известный в народе как Ажурный дом — первое в стране многоэтажное панельное здание. Свое прозвище оно получило благодаря ажурным панелям, закрывающим кухни и балконы. Альтернативный облик СССР представлен едва ли не единственным домом в своем роде (на самом деле похожих прототипов было несколько, но это не меняет сути дела). Хотя решение жилищной проблемы СССР связывают с Хрущевым, разработки в этом направлении велись еще до войны. Отсутствие достойного жилья для народных масс было очевидно для руководства СССР с самого начала. Теоретические работы по решению этой проблемы начались едва ли не сразу после Октябрьской революции. Увы, победившая концепция, хорошо знакомая нам по унылым хрущевкам и брежневкам, исповедовала принцип «дешево и сердито». Но архитектор Буров верил в сочетание функциональности и красоты. Несмотря на обилие декора, все фрагменты здания, включая знаменитые кружевные панели, произведены на заводе серийным образом, как автомобили на конвейере. Даже «мраморные» панели на самом деле из бетона специальной покраски и были одним потоком изготовлены на заводе. Дом должен был стать прототипом для типового производства по всему Советскому Союзу, но Великая Отечественная внесла свои коррективы. После войны страна нуждалась в скорейшем восстановлении. И даже такой на деле экономичный дом, как этот, выглядел излишеством для массовой застройки.
Архитектура дома вполне отражает довоенные представления большевиков о коллективном быте. Кухни в доме намеренно проектировались крошечными. Предполагалось, что на первых этажах будут находиться общественная столовая для жильцов, детский сад, прачечная и магазины. Зато потолки в доме сравнительно высокие (вполне в духе добротных сталинских домов). Это в отличие от унижающих прагматичных хрущевок прибавляет жильцам пространства над головой и заодно чувство собственного достоинства. Про знаменитые декоративные панели жильцы шутят: мол, архитектор Буров предвидел, что обитатели дома будут складывать на балконах «всякое говно», и предусмотрительно закрыл их красивыми панелями.
Моя знакомая Маша проживает в доме всего несколько лет, но к своему жилищу относится с неподдельной гордостью, как к музею: «К моменту, как я сюда переехала, я не могла снять подходящую по расположению квартиру уже пару месяцев. Поэтому на тот момент мне было почти все равно, куда я поселилась. Я просто была рада плюхнуться на диван и выдохнуть — проблема решена. Потом я огляделась и жадно изучила историю нашего дома, по красоте которому мало равных. Я люблю наш дом за высокие потолки, огромные окна, большой подъезд и роскошные коридоры: везде много места. К сожалению, многие жильцы не осознают художественной ценности своего дома. Они норовят то и дело наклеить в коридоре какой-нибудь идиотский календарь с машиной или котиками. Они не понимают, что проживают, по сути, в экспонате».
Отель «Советский»
Среди всех гостиниц сталинской эпохи отель и ресторан «Советский» — самый атмосферный и сохранившийся. Снаружи это вполне традиционное здание в духе сталинского ампира, но самая большая художественная и историческая ценность отеля, безусловно, интерьеры. Они роскошны и одновременно немного зловещи, это ближайший аналог «Сияния» Кубрика о заколдованном отеле и настоящее произведение искусства своей эпохи: колонны, карнизы, лепнина, роспись стен и потолков, деревянные панели ресторана… Все это — привет из давно ушедшей эпохи, чьи следы с годами становятся все бледнее. Но не здесь: 1950-е в «Советской» застыли надолго и никаким современным веяниям не покорились.
Французский повар и купец Транкиль Ярд открыл тут загородный ресторан «Яръ» в 1836 году. Постепенно он превратился в излюбленное место кутежей московской знати и интеллигенции. В разное время сюда заходили Бунин, Шаляпин, Куприн и Чехов. Здесь всегда пел цыганский хор. В 1895 году ресторан купил Алексей Судаков. В 1910 году архитектор А. Эрихсон спроектировал новое здание ресторана в стиле модерн — роскошное, с огромными арочными окнами и великолепными интерьерами. Среди прочих в «Яръ» нередко наведывался сам Распутин. После революции 1917-го здание в разное время занимали столовая, больница, кинотеатр, спортзал бойцов Красной армии, после 1925 года тут располагался кинотехникум (позже — ВГИК).
Тем не менее известно, что в годы НЭПа «Яръ» еще недолго проработал как ресторан. Об этом времени писал Валентин Катаев в своей книге «Алмазный мой венец»: «Иногда в метели с шорохом бубенцов и звоном валдайских колокольчиков проносились, покрикивая на прохожих, как бы восставшие из небытия дореволюционные лихачи, унося силуэты влюбленных парочек куда-то вдоль Тверской, в Петровский парк, к «Яру», знаменитому еще с пушкинских времен загородному ресторану с рябчиками, шампанским, ананасами и пестрым крикливым цыганским хором среди пальм и папоротников эстрады».
В 1950-е здание снова перестроили, уже под гостиницу «Советская» с одноименным рестораном. В здании функционирует цыганский театр «Ромэн». Традиция выступлений цыган не прекращалась тут уже более 150 лет.
Москва по-питерски
Так вышло, что на Ленинградке по обе стороны проспекта за последние годы возникли аж три огромных многофункциональных комплекса по проектам одних и тех же людей. МФК «Искра-Парк», ЖК «Арена парк» и ЖК «Царская площадь» — все они спроектированы русско-немецким архитектурным бюро SPEECH под руководством петербуржца Сергея Чобана. Суммарно они образуют подобие небольшого городка. Без SPEECH и питерской архитектурной традиции сегодняшняя Москва была бы иной — влияние стиля Чобана на других архитекторов несомненно. Прежде всего оно проявляется в строительстве элитарного жилья. Легко узнаваемая стилистика SPEECH похожа одновременно на советскую и американскую архитектуру 1930-х, но в современной аранжировке. Удачный трюк Чобана и коллег состоит в том, что они совмещают классику с потребностями современного капитализма. Они натягивают ее как чулок на гигантские объемы, продиктованные волей застройщиков. Большинство архитекторов не особо справляются с громоздкими постройками в столице. Гигантские здания все равно чаще всего выглядят угнетающе, как ни маскируй. Страх и неприязнь перед чрезмерным масштабом домов заложены в нашей физиологии. За это многие и не любят большие города. SPEECH же умеют сделать свои глыбы гуманными и удачно вписать их в столичный пейзаж. Думаю, что трюк удается благодаря неоклассическим традициям.
Цветовая гамма и фасады в проектах Чобана отдаленно напоминают сталинские постройки — архитектурное ядро Москвы. А все, что по цвету, масштабу и атмосфере похоже на сталинские или дореволюционные дома, чаще всего удачно вписывается в наш город. Тому есть масса примеров за последние годы. Что же до так называемой питерской школы, то главное ее отличие — в градостроительном подходе. Москва исторически хаотична, у нас принято, чтобы новое здание доминировало, тянуло одеяло на себя. В Петербурге, с его цельным историческим обликом, такой подход просто погубил бы город. Проектировать здание по-питерски — это заботиться о том, чтобы оно правильно встало в окружение, не перетягивая излишнее внимание. Это два диаметрально противоположных метода. Сталинская архитектура как костяк современной Москвы также во многом обязана представителям петербургской школы. Поэтому совпадение с Чобаном, уроженцем Северной столицы, тут не случайно.
МФК «Искра-Парк» (Ленинградский проспект, 35)
Закрытость от внешнего мира мне кажется очень русской архитектурной ценностью. Если ты богат и знатен, то у тебя должен быть терем с толстыми воротами, чтобы за ними укрыться вместе с домочадцами. Так было у бояр, затем в дворянских усадьбах, позже у чиновников СССР, а в нулевых — на Рублевке. Привилегированные жилые комплексы Ленинградского проспекта в той или иной степени следуют традиции элитарной закрытости. «Искра-Парк» возвел этот принцип в абсолют. В контексте смешанного и часто шумного района Ходынка здесь это работает на ура. Многофункциональный жилой комплекс состоит из двух контрастирующих между собой частей — офисной и жилой. Офисная — отдельно стоящее стеклянное здание с ни на что не похожим ажурным фасадом. Жилая представляет собой закрытый прямоугольный двор, герметично окруженный корпусами разной этажности. Вместе жилые части сливаются в один длинный дом. Первые этажи жилых корпусов разумно отведены под бизнес.
По соседству располагается визуальный гвоздь программы проекта «Искра-Парк» — офисное здание, одновременно похожее на стеклянную скульптуру и ограненный прозрачный минерал. Его фасад выглядит сложносочиненно, сплошное прозрачное остекление состоит из подобия пчелиных сот, вытянутых по вертикали. В градообразующем плане постройка работает как огромный калейдоскоп. Она одновременно отражает самые разные фрагменты района под всеми возможными углами. Такая мозаика отражений лично мне напоминают картину, написанную художником-абстракционистом. Жилая часть комплекса выглядит чуть более сдержанно. Оно и понятно: на первом плане тут, безусловно, выступает футуристический офисный корпус. Соседнее здание просто обязано служить ему скромной оправой, тем более что офисный фасад действительно вызывает ассоциации с алмазами. Но ложную простоту жилых корпусов не стоит путать с недоработкой — это нарочитая благородная скромность. Жилые корпуса «Искра-Парка» больше всего похожи на классические сталинские дома раннего периода — когда декора еще было по минимуму, а пластика фасадов проектировалась по-конструктивистски жесткой и лаконичной. Если присмотреться, в оформлении жилой части есть масса любопытных и очень проработанных деталей. Каждый из корпусов имеет свой фасад. Их объединяет общая тематика — технические профессии прошлого. Внешнему декору каждого корпуса соответствует своя профессиональная тема: транспорт, судостроение, сельское хозяйство и т. д. Одной из самых сильных сторон квартала я считаю то, что в других случаях часто осуждаю: закрытый двор. Тихий, зеленый и домашний, он производит уберегающий эффект Ноева ковчега посреди безумной эстакады.
Неприметная гуманность
Эти места можно сравнить с яркими островами в хаотичном океане современного района Динамо и Ленинградки вообще. Но я совсем забыл упомянуть сам океан. В настоящее время колоссальную площадь этих мест занимают тихие, мирные и ничем не примечательные улочки средней этажности. По тротуарам медленно ходят бабушки, дети раскачивают потертые качели на площадках, а уставшие мужчины и женщины пытаются найти место для парковки в конце тяжелого рабочего дня.
По сравнению с новыми зданиями в районе Динамо здесь ничего не происходит и почти не на что смотреть. Вместе с тем это самые уютные и человечные пространства из всех здесь перечисленных. И, судя по расслабленности местных жителей, не только мне одному тут хорошо. Хочется верить, что, пока мы ежедневно преображаем город, мы можем немного поучиться у той Москвы, которую незаметно теряем. Может быть, ключ к правильным переменам находится не только в светлом будущем, но и вокруг, у нас же под носом.
Фото: Артем Чернов, архив пресс-службы «Галс-Девелопмент»