диваны в ссср какие были
Советская мебель
«Она была качественной».
С каждым из этих утверждений можно поспорить. Но мы не хотим этого делать. Давайте просто окунемся в атмосферу прошлых лет, посмотрим фото и вспомним, какой же на самом деле она была (да, да, была) – советская мебель.
Как развивалось производство товаров для дома в СССР? В каких стилях изготавливалась советская мебель? Рассмотрим эти вопросы далее.
Начнем с того, что в дореволюционной России мебель производилась в основном вручную или полукустарным способом. Мебельные фабрики были сосредоточены вблизи Санкт-Петербурга, Москвы, Риги, Киева и некоторых других городов.
При СССР промышленность начала набирать обороты, и к 1940 году в стране уже было много специализированных предприятий в Москве, Харькове, Таганроге, Махачкале, Гомеле, Симферополе и др. городах. Они массово выпускали простую и дешевую мебель для широких слоев населения, а также более качественные и «шикарные» изделия для новых гостиничных и административных сооружений.
Во время Великой Отечественной войны заводы, по большей части, были сосредоточены на выпуске разнообразных товаров для фронта. После их реорганизовали в лесопильные и деревообрабатывающие фабрики. Говорить о развитии качества и дизайна советской мебели стало можно только к концу 1950-х. Но давайте посмотрим, что же было до этого.
Советская мебель в 30-50-е
Наиболее подходящим для описания советской мебели тех времен является стиль ампир или точнее «сталинский ампир», сочетающий в себе барокко, имперский стиль эпохи Наполеона I и поздний классицизм. Главными его характеристиками являются некоторая помпезность и монументальность.
Так, советская мебель изготавливалась из массива дерева (часто из дуба), имела весьма внушительные габариты и, судя по виду, была способна простоять лет 100. Деревянные детали украшались вычурной резьбой. Для мягкой мебели выбирался яркий и узорчатый текстиль. В завершение убранства интерьер дополнялся лепниной, коврами, бронзовыми светильниками, расписной керамикой и хрусталем (разумеется, в домах тех, кто мог себе это позволить).
Среди наиболее запоминающихся моделей советской мебели 30-50-х стоить отметить диваны с полочкой и зеркалом, массивные буфеты для посуды и одежные шкафы под ключ с двумя отделами (для складываемой одежды и вешалок).
Однако «сталинскому ампиру» было не суждено как-либо усовершенствоваться или развиться. В конце 1955 года в СССР было подписано Постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Благодаря этому на сцену вышла советская мебель в стиле минимализм.
Влияние «оттепели» на советскую мебель
Следующий период, в котором формировалось новое направление советского мебельного дизайна, пришелся на завершение 1950-х годов и продолжался вплоть до конца 1970-х. Его также называли периодом «хрущевской оттепели».
В 1957 году мебельная промышленность СССР пережила свое второе рождение благодаря подписанию указа об ускорении темпов жилищного строительства. Его задачей было в короткий срок обеспечить квартирами как можно большее число людей. Поэтому квартиры эти (известные как «хрущевки») делали очень маленькими и с низкими потолками, в отличие от тех же просторных «сталинок». Соответственно, в таких условиях массивная советская мебель 30-50-х годов уже не могла пользоваться большим спросом. Это стало еще одной причиной, почему в тот период дизайнеры СССР поголовно ударились в минимализм.
Советская мебель в 80-е и до распада СССР
К сожалению, о советской мебели после начала 80-х можно сказать мало чего хорошего. Эстетика начала стремительно меняться и не в лучшую сторону. Так, для оформления гостиной стали предлагать только однотипные «горки». Но и те не особо радовали своим мрачным темным цветом, обильно полированной поверхностью, которую приходилось постоянно протирать, либо откалывающимися кусками фанерного покрытия.
Именно от такой мебели сегодня все стремительно пытаются избавиться. Но что же касается более «древних» изделий из 50-60-х, то мы советуем вам хорошенько подумать, прежде чем выбрасывать советский книжный шкаф (полку, стол или пр.) тех лет на улицу.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
—Видео
—Приложения
—Музыка
ЖЖ / Вся правда про советскую мебель.
Интересная тема, о которой я давно хотел написать, и которая в каком-то смысле касается всех и каждого — это убогая совковая мебель, среди которой выросло большинство из нас, а у многих в квартирах-бабушатниках она продолжает стоять до сих пор. Раньше для меня было загадкой — почему в стране, которая делала ракеты, была такая убогая, нефункциональная и попросту страшная мебель? А ответ на эту загадку чрезвычайно прост — это наглядный показатель приоритетов государства, в котором качество жизни населения всегда стояло на последнем месте.
Как я уже написал выше — совковая мебель продолжает стоять во многих квартирах и сейчас — и если у вас дома есть что-то, о чём я расскажу в сегодняшнем посте — рекомендую это немедленно выбросить с балкона — после чего вы сами удивитесь, насколько приятнее станет в квартире.
Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о страшной советской мебели. Обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение о советской мебели, ну и в друзья добавляться не забывайте)
Из истории мебельного вопроса.
Все годы своего существования СССР был страной бедной, а в довоенные времена — ещё и нищей. Государство думало о сплошной коллективизации и беспрерывном нагнетании общественной пользы, но обычные люди жили всё хуже и хуже. Если посмотреть на быт среднестатистического горожанина 1920-1930-х годов, то можно увидеть, что новой мебели в их домах не было вообще. До 1940-х годов страна «проедала» ещё царские запасы мебели и предметов интерьера — во всех фильмах довоенной эпохи можно увидеть венские стулья, тяжелые дубовые столы и буфеты, высокие платяные шкафы и прочую подобную обстановку.
Что производилось из мебели в те годы? Делались панцирные кровати (чаще всего — в небольших кроватных мастерских при крупных предприятиях), выпускались отельные предметы мебели, собранные в небольших артелях — главным образом, простенькие кухонные комоды, сбитые из клееного щита, буфеты, табуретки, простые стулья и прикроватные тумбочки. Всё это производилось кустарным способом, сбивалось гвоздями и красилось самой простой масленой краской.
В послевоенное время государство решило, что теперь неплохо подумать бы и о комфорте в стране развитого социализма, и начало выпускать мебельные гарнитуры, а ближе к семидесятым годам — так называемые «секции», которые хорошо всем вам знакомы. Ещё начали появляться мягкие кресла, диваны и прочее подобное. Более-менее качественные гарнитуры были редкостью и тут же становились дефицитом, очередь на который могли вам продать или уступить, такой эпизод показан в фильме «Взрослые дети» 1961 года.
Из личной истории семьи — мой дед, чтобы более-менее прилично обставить квартиру, ездил в конце пятидесятых годов в Вильнюс за мебельным гарнитуром для спальни — привёз оттуда трёхстворчатый шкаф, пару кресел и тумбочки более-менее приличного вида, покрытые лакированным шпоном. В Минске же можно было купить только грубо собранную мебель для кухни, вроде буфета или комода, крашенную белой краской и собранную в тех же артелях. Продавалась она в магазине «Мебель», который был на проспекте недалеко от площади Победы — в нём покупали мебель герои фильма «Наши соседи» (1957 г) и примерно в те же годы моя бабушка.
Вот, я специально нашел старые фото из бабушкиной квартиры. Кадр слева — шпонированная тумба в прихожкй, привезённая из Вильнюса. На втором фото в кухне у окна можно увидеть артельский белый буфет — в Минске пятидесятых можно было купить только это:
При этом на Западе, при другой общественно-политической системе всё развивалось совсем иначе. Не верьте тем, кто показывает на СССР шестидесятых годов и говорит — «ой, так это же всё эхо войны!» Послеовенная Германия, разорённая Гитлером и войной, вышла на довоенный уровень производства уже к 1951 году, спустя всего 6 лет после войн, и дальше продолжала развиваться стремительными темпами — так что всё дело в качестве управления.
В послевоенной Европе одна за другой стали появляться компании, которые производили качественную, и при этом недорогую мебель. Многие небольшие фирмы, бывшие до этого фактчиески чем-то вроде советских артелей (где 10-15 человек вручную собирали столы и стулья) обрастали промышленными мощностями и конвейерами — это позволяло делать мебель более дешевой и доступной.
Наверное, самой известной из всех стала компания IKEA — она начала развиваться в послевоенные годы в Швеции, в которой было сформировано коалиционное правительство социал-демократов, которое проводило либеральную полититку, направленную на рост экономики — и экономика росла в неверояно бурном темпе.
Именно тогда IKEA и стала популярной, она предлагала недорогую, но при этом качественную мебель — значительного удешевления продукта удалось достигнуть благодаря самостоятельной сборки мебели покупателем, а также многократным удешевлением логистики — вся мебель перевозилась в собранном виде в плоских коробках и не требовала много места. Кроме того, эта мебель обладала красивым минималистичным дизайном, который вписвался в любой интерьер.
А теперь давайте посмотрим, что было в СССР.
Страшная советская мебель.
В СССР же просто тупо копировали внешний вид, особо не вдаваясь в технологические подробности. Получалось это чаще всего плохо — так как во-первых, дизайн передирали бездарно, а во-вторых — ужасным было качество фурнитуры и остального. В отсутствии конкуренции никто не думал о красоте, технолог-конструктор смотрел на проект дизайнера и заявлял примерно следующее — «вот у вас тут написано «шпоночное соединение», это дорого и долго, забъём обычным типовым гвоздём — и так купят!».
Именно таким образом рождались советские мебельные уродцы, хорошо всем вам знакомые. Во-первых, это мебельная секция, которую в Беларуси называют также «стенкой». Каноничная совковая мебельная секиция выглядит примерно так и занимает всегда полкомнаты — что превращает и без того узкие комнаты панельных домов в совсем уж узкие «пеналы». Дверцы часто были кривыми и косыми, фурнитура никуда не годилась и в целом в сравнении с той же Икеей тех лет всё выглядело убого:
Во-вторых это, конечно, сервант — его покупали часто в совсем уж маленькие хрущёвки с «залом» по 12 квадратных метров как некий уменьшенный аналог секции. Качество было как всегда убогим — серванты часто шатались, под ножки приходилось подкладывать сложенные вчетверо картонки. В отличие от лёгких икеевских материалов, советский сервант был сработан из тяжеленного и толстенного ДСП низкого качества — которое при повреждении верхнего слоя можно было раструщить пальцем.
В третьих — это ужасные и убогие совдеповские «столы-книги». Типовой советский стол-книга был «нашим ответом Икее» в плане складной мебели, но представлял собой невероятное убожество — он был тяжелый, неудобный, кривоногий, и кроме того, в отличие от икеевских столов — вообще никак не мог использоваться в собранном виде. В собранном виде это был гладкий и строгий бордовый четырёхугольник, напоминающий мавзолей Ленина. Сидеть за ним было нельзя — на мавзолей можно только любоваться.
В четвёртых — это страшные и убогие совковые кресла. Выглядели они всегда одинаково — колченогая шаткая конструкция, которая начинала болтаться уже после года-двух использования, рсцветка обивки — как правило, или мрачная, или вырвиглазно-тошнотная. Ни одно совковое кресло (особенно сделанное в семидесятые годы и позже) не вызывает сейчас желания купить его в качестве «винтажной мебели» — с годами всё убожество стало ещё более явным:
В пятых — это невероятно жуткие совковые диваны, которые своим убожеством и бесформенностью больше всего напоминают советские электрогитары — если электрогитары в СССР делали такими, чтобы люди не играли толком рок-музыку, то диваны видимо делали такими, чтобы в СССР не было секса)
Типичный совковый диван — это всегда нечто бесформенное, не имеющее стиля и крайне некачественно сконструированное. Такие диваны, как правило, неудобно раскладывались и быстро ломались — особенно часто отлетали боковушки. Помню, у нас дома у совкового дивана отломалось такое деревянный подлокотник сбоку (кстати, жутко неудобный, об который постоянно больно ударялись локти) — оказалось, что такая тяжелая деталь целиком была посажена на маленький вклееный деревянный шип, и было достаточно небольшого усилия, чтобы начисто отломать подлокотник.
В шестых — это невероятное дерьмо, которое в СССР предлагали в качестве мебели для кухни. Совковые мебельные гарнитуры были того же стабильно плохого качества, что всё остальное — тяжелые дверцы, что спустя время отвисали вкривь и вкось, плохое качество ДСП — материал был слишком мягким, но при этом толстым и тяжёлым, отсутствие внятного дизайна — словом, совковая кухня отлично дополняла всё остальное.
В конце ещё можно вспомнить про страшные совковые шкафы и про кровати — точнее, про их отсутствие. В малогабаритных советских квартирах нормальная кровать с нормальным матрасом была редкостью — целые поколения советских людей спали на полуторных «тахтах» и на тех самых раскладных диванах.
Как видите — советская мебель была крайне хреновой, думаю вы и сами её хорошо помните. При этом в европейских странах мебельная промышленность быстро развивалось — там было и качество, и дизайн, и приятные цены, и выбор. И дефицита никакого не было.
А вы помните советскую мебель? Может быть и сейчас ещё что-то храните из тех комплектов? Что можете о ней сказать?
Советская мебель
Когда речь заходит о советской мебели, то чаще всего можно услышать 3 такие вещи:
«Своей мебели в СССР никогда не было. Ее привозили из ГДР, Венгрии, Чехословакии и т.п.».
«Она была ужасной на вид».
«Она была качественной».
В дореволюционной России мебель производилась в основном вручную или полукустарным способом. Мебельные фабрики были сосредоточены вблизи Санкт-Петербурга, Москвы, Риги, Киева и некоторых других городов.
При СССР промышленность начала набирать обороты, и к 1940 году в стране уже было много специализированных предприятий в Москве, Харькове, Таганроге, Махачкале, Гомеле, Симферополе и др. городах. Они массово выпускали простую и дешёвую мебель для широких слоев населения, а также более качественные и «шикарные» изделия для новых гостиничных и административных сооружений.
Во время Великой Отечественной войны заводы, по большей части, были сосредоточены на выпуске разнообразных товаров для фронта. После их реорганизовали в лесопильные и деревообрабатывающие фабрики. Говорить о развитии качества и дизайна советской мебели стало можно только к концу 1950-х.
Советская мебель в 30-50-е
Среди наиболее запоминающихся моделей советской мебели 30-50-х стоить отметить диваны с полочкой и зеркалом, массивные буфеты для посуды и одежные шкафы под ключ с двумя отделами (для складываемой одежды и вешалок).
Следующий период, в котором формировалось новое направление советского мебельного дизайна, пришелся на завершение 1950-х годов и продолжался вплоть до конца 1970-х.
Среди новых видов мебели стоит отметить кресло-кровать, диван-кровать, простые низкие стенки на ножках или без, раскладные столы и кухонные гарнитуры.
Советская мебель в 80-е и до распада СССР
К сожалению, о советской мебели после начала 80-х можно сказать мало чего хорошего. Эстетика начала стремительно меняться и не в лучшую сторону.
Самой распространенной мебелью в России конца 80-х начала 90-х была так называемая «стенка». Думаю не ошибусь если предположу, что процентов восемьдесят советских квартир были обставлены подобной мебелью, у многих она сохранилась до сих пор.
Нашел три шкафа, два из 30-х и один из 50-х годов, которые стоят в доме дедушки и бабушки)) Самих их уже нет в живых, но мебель стоит и отдает тем теплом, которое из детства 🙂 Сейчас в их доме мои тетя с дядей живут, давно у них не был(
Смотрел картинки и плакал от умиления.
То есть это принято было в стеклянное окошко шкафа справа вставлять вышивку? У меня у мамы такой же. Как мы его вдвоем двигали >_
А где же комоды с ручками ракушками? Без всяких полозков и с ящиками такой высоты и глубины они выигрывают по надёжности и весу у многих современных образцов.
Ностальгия, вспомнилось, как пахло у бабушки дома, тёплый такой, уютный запах дома.
Качественной? Хуячественной. Точно так же можно выдолбить кресло из камня и гордиться его качеством/долговечностью. И то, обшарпается.
Или неподъемный дуб, в котором только и гордости, что дуб. Потому что вес, дизайн и габариты были ужасающими. Или сраное дсп, покрытое лаком.
Сравнить не с чем было, потому и восторгались тем, что есть.
Был такой диван, только с зеленой суконной оббивкой и буфет со следующей за диваном фотки. Стулья добротные еще в те годы делали, вот стулья у нас были оббиты таким материалом, как диван в посте. Со следующей фотки белая кухонная мебель тоже была.
Блин, у дедушки на даче стоял сервант как на 6ой картинке. Воспоминания.
Да посмотрите на фото мебели в СССР 70-80-х годов, это так классно, а главное многофункционально. Да были всякие стенки «Роксана» там.. но качественно всё было.
Тайник в старой мебели
Есть одна странная история и в моей жизни.
Когда мне было лет семь-восемь, приходилось приезжать в другой город к бабушке. У нее был весьма атмосферный дом, в котором стояла старая мебель. Комплект включал в себя буфет с вкусняшками (изюм, шоколадки, и всякое такое), вот он:
еще была стеклянная горка (кусочек видно слева на фото), пара тумбочек, трюмо и кровать.
Любимым развлечением было забираться в буфет в поисках лакомства. Ну и много разной интересной всячины хранилось в тумбочках и горке.
Однажды, я случайно нашел странный тайник. Небольшое отделение, в котором хранились какие-то монетки, бумажки и прочие ненужные мне вещи. Он был выдвигающийся за счет поворота вокруг оси.
Я периодически заглядывал в тайник, но потом как-то забыл про него, поскольку не мог понять для чего он, и вообще откуда он там взялся.
Когда вырос, эту мебель после смерти бабушки забрали домой. И вот уже будучи относительно взрослым (было где-то уже лет сорок), вспомнил про тайник. И решил заглянуть в него вновь.
И к удивлению своему не нашел. Было даже такое, что специально потратил много времени, старательно обшаривая по очереди буфет, горку, трюмо и даже тумбочки.
Периодически заходя в родительский дом, я натыкаюсь взглядом на старую мебель, и каждый раз вспоминаю про этот чертов тайник.
Может быть однажды, я соберусь с силами, вытряхну весь хлам из мебели и тщательно пройдусь по всем поверхностям, чтобы закрыть этот старый гештальт.
Приметы милой старины. О дореволюционной мебели и особенностях интерьера
Виктор Васнецов «Преферанс»
История мебели в России имеет несколько особенностей. Многие привычные нам предметы появились достаточно поздно. На русский интерьер влияли традиции, мода и даже политика.
Интерьеры крестьянских домов менялись очень медленно. Мебель делали либо сами, либо обращались к деревенским умельцам, и ее было относительно немного. В домах были столы, лавки, которые использовали и как спальные места. Дети и подростки спали на полатях, напоминавших третью полку в купе поездов, где обычно лежит багаж. Для хранения бытовых предметов часто использовалась печь, которая выполняла в крестьянском быту множество функций. Под печью был опечек, куда можно было положить дрова или что-то из посуды, на ее корпусе были выемки – печурки, куда ставили небольшие предметы, горшки могли прятать внутрь самой печи. Для хранения одежды и ценных вещей использовались сундуки, на которых тоже иногда спали. Привычных нам платяных шкафов в крестьянских домах долгое время не было. Сундуки были удобны, так как их было легче перемещать. Переезжали крестьяне редко, но зато периодически случались пожары, и тогда было проще взять сундук с самым ценным и вынести на улицу, чем бегать по всему дому, собирая свое добро. Для этого с боков обычно были удобные ручки. К тому же шкафы крестьянам были не особо и нужны. Жили люди обычно небогато, поэтому все самое ценное вполне можно было уложить в сундук. Одежду, которую носили постоянно, просто вешали на крючок. Самое красивое надевали по праздникам и доставали не так уж часто, а некоторые вещи не носились годами, береглись и передавались по наследству. Более того, в допетровскую эпоху платяных шкафов в России не было и в городских домах. Были так называемые поставцы, которые фактически представляли собой крепившиеся на петлях навесные полки, вместо дверей закрываемые занавесками. Поставец, который не снимался, назывался рундуком, и его часто помещали под лавку. Наглухо прикрученный к стене шкаф, закрывавшийся на замок, назывался казенкой, и он был, скорее, сейфом. В избах иногда встречались отдельные шкафчики для посуды, полки для домашней утвари. Надо заметить, что и самой посуды у крестьян было немного. Удивительно, но до второй половины 19 века часто члены одной семьи ели из одной общей миски, а не отдельных тарелок (но при этом у многих были свои любимые ложки, которые они неохотно давали другим). До 20 века далеко не в каждом крестьянском доме было зеркало. Мещанский быт, особенно на городских окраинах, во многих случаях не особо отличался от деревенского.
Иван Пелевин «Кормление ребенка»
Адриан Волков «Демьянова уха»
Говорить о моде в интерьере или дизайне мебели можно применительно к домам людей состоятельных. В 18 веке в домах аристократов значительная часть мебели была привезена из Европы либо изготовлена крепостными мастерами по иностранным образцам. При этом в первой половине 18 века многое приобреталось по отдельности, а не целыми гарнитурами. С другой стороны и сам дизайн не отличался большим разнообразием. Мебель была массивная, с большим количеством резных элементов. Типичный интерьер первой половины 18 века можно увидеть в Летнем дворце в Петербурге.
По возможности старались следовать модным тенденциям и относительно небогатые дворяне. Характерный эпизод есть в мемуарах Андрея Болотова. В 1762 году после службы он возвратился в отчий дом, в котором не был много лет, и который, с точки зрения молодого человека передовых взглядов, безнадежно устарел. Только приехав, «прибрал я сколько мог свою хату; велел выломать из нее все старинные лавки и полки; замазал на стенах все прежнее свое гвазданье и глупые фигуры; выбелил потолок, стены и печь; вынес прежний длинный и простейший дубовый стол, отыскал другой складной и лучший, а для сиденья успел отделать и обить канапе и дюжину стульев. Соседственный Домнинский и принадлежавший г. Хитрову столяр призван был еще до отъезда моего в Москву ко мне, и подряжен был не только сделать мне в самой скорости помянутые канапе и стулья, но и выучить еще одного молодого крестьянина моего столярному искусству».
Павел Федотов «Разборчивая невеста» (1847)
Мебель эпохи классицизма была менее вычурной, с более четкими формами, появились античные мотивы. После революции во Франции Павел I ввел запрет на ввоз французских товаров, включая предметы интерьера. Благодаря «импортозамещению» выросло мастерство русских мебельщиков, появились российские бренды. Например, в 1795 году в Петербурге открылась знаменитая мастерская Гамбса. Вначале Гамбс копировал знаменитого мебельщика Давида Рентгена, учеником которого был сам, но позже стал делать уникальные изделия. У мадам Петуховой, спрятавшей бриллианты в гамбсовский стул, был хороший вкус. Потомки мастера не смогли продолжить дело, и в 1860-х фирма закрылась. Еще одна известная столичная мастерская первой половины 19 века принадлежала Андрею Туру. Если Гамбс делал мебель для дворцов и особняков, сотрудничал с именитыми архитекторами включая Воронихина и Росси, мастерская Тура делала более дешевую мебель, которую покупали купцы, небогатые дворяне, интеллигенция. К середине 19 века появились магазины по продаже готовой мебели, что было такой же важной новинкой, как позже магазины готовой одежды. Тогда же пришла мода на яркие обивки, в том числе из вощеного ситца. С 1850-х в России стали популярны знаменитые венские стулья. В Петербурге работал официальный магазин фирмы Тонет, и это не считая огромного числа местных подделок. На дизайн мебели влияли и мода, и искусство, и политика. Во время войн на Кавказе стали популярны интерьеры в восточном стиле, особенно кабинеты. Восточные диваны с множеством подушек, ковры на полу, а иногда и стенах, ружья, кинжалы встречались в комнатах и бравых военных, и штатских, не бывавших дальше средней полосы. Свою лепту внесли и неорусский стиль, и арт-нуво. Мебели в домах становилось все больше, и, если в начале 19 века залы выглядели полупустыми, то к концу века наоборот интерьеры были переполнены самыми разными предметами.
Федор Толстой «В комнатах» (пример парадных интерьеров)
К 19 веку окончательно сложились многие особенности, сохранившиеся до 20 века. Первая – то, что состоятельные люди при строительстве домов заказывали мебель специально под интерьер, часто по согласованию с архитекторами. Многие именитые архитекторы по совместительству были дизайнерами интерьеров. Те, кто мог себе позволить, старались использовать одну и ту же ткань для отделки и стен, и мягкой мебели. В дальнейшем, если при ремонте меняли обои, часто заодно меняли обивку кресел и диванов. Речь могла идти и о дорогом шелке или бархате, и о дешевом ситце. Одно время довольно часто применялся кретон, плотная хлопчатобумажная ткань, обычно в клетку или полоску. Явная разносортица стала признаком бедности.
Вторая особенность – то, что мебель представляла большую ценность, поэтому служила подолгу, а то, что надоедало или устаревало, продавалось. Подержанная мебель была ходовым товаром, а ее продажа – прибыльным бизнесом. Были специализированные лавки и магазины, на рынках могли быть соответствующие торговые ряды. Одна и та же вещь могла не раз менять владельцев, ломаться и чиниться, пока окончательно не разваливалась. То, что стояло в гостиных аристократов, лет через 15-20 попадало в дома купцов, затем мещан, в гостиницы, трактиры, пока окончательно не приходили в негодность и не заканчивали жизнь в качестве дров. Из воспоминаний Филиппа Вигеля: «вместо позолоты, стали во всём употреблять красное дерево с бронзой, то есть с накладною латунью, что было довольно гадко; ткани же шелковые и бумажные заменили сафьянами разных цветов и кринолином, вытканною из лошадиной гривы. Прежде простенки покрывались огромными трюмо с позолотой кругом, с мраморными консолями снизу, а сверху с хорошенькими картинками, представляющими обыкновенно идиллии, писанными рукою Буше или в его роде. Они также свои зеркала стали обделывать в красное дерево с медными бляхами и вместо картинок вставлять над ними овальные стекла, с подложенным куском синей бумаги. Их и поныне можно пойти в старых мебельных лавках и в некоторых русских трактирах, куда ходят люди простого звания».
Федор Толстой «За шитьем» (1820-е) пример жилых интерьеров
Третья характерная особенность – разделение помещений на парадные и жилые. Его можно было встретить и в роскошном особняке аристократа, и в усадьбе небогатого помещика, а в более мягкой форме и в квартирах обычных горожан. К первым могли относиться залы, гостиные, кабинеты, где встречали посетителей. В 18 веке была мода даже на парадные спальни, в которых встречали гостей, но на самом деле никогда не спали. При этом богато обставленные залы и гостиные с роскошными каминами, наборным паркетом нередко большую часть времени стояли закрытыми и даже не отапливались. Хозяева открывали их только для гостей, а сами жили в намного более скромных комнатках с дощатыми полами и простой мебелью. Кресла и диваны нередко стояли в чехлах, которые должны были защищать от пыли и выгорания. Иногда мебель зачехляли на время отсутствия хозяев, если они в отъезде, но были и те, кто снимал чехлы только при гостях. За это особенно часто критиковали купцов, хотя на самом деле так делали не только они. В уже упомянутых мемуарах Филипп Вигель писал: «Между иркутскими купцами, ведущими обширную торговлю с Китаем, были милионьщики, Мыльниковы, Сибиряковы и другие; но все они оставались верны старинным русским, отцовским и дедовским обычаям: в каменных домах большие комнаты содержали в совершенной чистоте, и для того никогда в них не ходили, ежились в двух-трех чуланах, спали на сундуках, в коих прятали свое золото…» Екатерина Андреева-Бальмонт, так описывает «обстановки всех купеческих домов, которые мы знали. Там парадные комнаты — как у нашего дедушки — имели нежилой вид. Да в них по будням никто и не входил, разве прислуга, чтобы смахнуть пыль или полить растения, что стояли на окнах и на полу в огромных деревянных кадках. Тяжелая мебель в чехлах стояла, как прикованная, по стенкам. Шторы на окнах были спущены, чтобы вещи не выгорали от солнца. И все предметы в этих комнатах были громоздки, аляповаты и, главное, разнокалиберны. Золоченой бронзы огромные подсвечники стояли на картонных подносах, отделанных связанными из шерсти цветами. Рядом цинковая лампа. В стеклянных полосатых вазах восковые цветы. Столы в гостиной были покрыты белыми нитяными салфетками, так же как комоды в спальнях. На этих комодах ставились шкатулки и фотографические карточки в рамках из соломы или раковин. В горках за стеклом громоздились серебряные и золотые вещи: чашки, стаканчики, ложки, золотые пасхальные яйца на пестрых атласных ленточках, букет фарфоровых цветов». Между этими описаниями около 70 лет. Классическую гостиную в доме богатого купца (в данном случае почившего) можно увидеть на картине Алексея Корзухина «Гадание» («Пиковый король»). Возможно, мебель в чехлах, потому что на время траура вдова не принимает гостей. Но не исключено, что кресла были скрыты и при жизни хозяина, и он был бы неприятно удивлен, что жена в обычно закрытой парадной комнате свободно развалилась на диване с сигаретой.
Алексей Корзухин «Гадание» (1884)
Описывая мебель и интерьеры, писатели описывают и самих хозяев. Привычки, вкус (или отсутствие такового), материальное положение. Даже расположение мебели может быть важным штрихом к портрету. Аналогично и с картинами. Простой пример – картина «Шитье приданого» Василия Максимова. На первый взгляд похоже на столовую. Но обратите внимание на расположение стола, он совсем рядом с дверью. Так его ставили в двух случаях. Либо это совсем уж маленькая столовая, либо одна и та же комната одновременно была и столовой, и гостиной. Ее в таком случае располагали рядом с кухней, а стол ближе к двери. В обоих случаях это говорит зрителю, что квартира малогабаритная, а семья относительно небогатая (хотя совсем уж бедной ее не назовешь, раз может позволить себе снять квартиру и нанять прислугу, несущую самовар). И подобные нюансы есть во многих твореньях дореволюционных авторов.
Часть информации взята тут:
Филипп Вигель «Записки»
Екатерина Андреева-Бальмонт «Воспоминания»
Андрей Болотов «Записки»
Екатерина II «Записки»
Екатерина Юхнева «Петербургские доходные дома