дивеево какой район нижегородской области
О городе Дивеево
Дивеево является небольшим селом, административным центром Дивеевского района и сельсовета Нижегородской области и занимает место на одном из берегов речки Вичкинза. Расстояние до Нижнего Новгорода около 180 км и не около 15 км до Сарова. Население села примерно 6 500 человек. Что касается климатических условий, то зимы тут не суровые, а летом нет сильной изнывающей жары.
Наиболее развитыми отраслями экономики в Дивеево являются:
На территории Дивеевских земель существуют Святые источники, которые наделены невероятными свойствами исцеления, их названы в честь: преподобного Серафима Саровского, матушки Александры, Казанской иконы Божией Матери, великомученика и целителя Пантелеймона.
Основной достопримечательностью административного цента является известная Серафимова (Святая) канавка, которую по преданию не может одолеть сам антихрист. Кроме этого на территории села есть множество церквей и соборов.
Все гости села Дивеево могут остановиться в комфортабельных гостиницах, которые помогут своим гостям окунутся в атмосферу уюта за вполне приемлемые цены. В селе их существует небольшое количество, но выбрать точно есть из чего. Поражает их разнообразие, которое позволит насладиться запахом деревины в одной из гостиниц или прекрасным видом из окна на близь стоящий монастырь в другой, и еще много подобных положительных нюансов.
В каждой посетителей ждет приветливый персонал, чистое постельное белье и полотенца, вкусный и сытный завтрак и пожелание возвращаться к ним снова.
Как и многие другие города, поселки и села, Дивеево, помимо источников, монастырей и храмов имеет на своей территории:
Для того, чтобы попасть в село Девеево достаточно всего лишь приобрести билет на поезд до города Арзамас, Мухтолово или Нижний Новгород. Затем пересесть на часто курсирующие автобусы из этих городов до Дивеево. Пассажирам можно быть полностью уверенным в том, что до пункта назначения они доберутся быстро, безопасно и с комфортом.
Кроме этого, до административного центра можно доехать на междугородних автобусах или собственном транспортном средстве.
Из Дивеево можно привезти в качестве сувениров и подарков освященные сухарики из ржаного хлеба или масло, и все это из монастыря Святого Серофима. Из источника-ключа можно набрать исцеляющую воду, только лучше всего перед этим обзавестись бутылками или канистрами. Из Святой Канавки можно набрать немного земли, ну и наконец – замечательные Дивеевские иконы станут, наверное, самым лучшим и ценным подарком.
Дивеево – очень интересный и красивый город, который может показать своим гостям очень много интересных мест и достопримечательностей, поведать длинную и захватывающую историю, доходящую до нас еще из очень давних времен.
Отдых в Дивеево: чем заняться?
Село Дивеево – небольшой населенный пункт в Нижегородской области. Здесь постоянно проживает менее 6,5 тысяч человек. Но, вместе с тем, это крупнейший духовный центр православной России, место паломничества верующих со всей страны, ближнего и дальнего зарубежья. Село славится своими храмами, православными артефактами, реликвиями, исцеляющими источниками, чудодейственной Канавкой, преданиями и поверьями. В Дивеево есть что посетить и на что посмотреть ценителям архитектуры, людям, интересующимся историей и простым туристам.
Оглавление:
Читайте также:
История монастыря
Согласно христианским верованиям Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь является одним из четырех уделов Святой Богородицы, местом, находящимся под ее особым покровительством. Три других находятся в Иверии, Афоне и Киеве.
Поселение на берегу реки Вичкинзы основано в 1559 году татарским мурзой Дивеем, получившим право распоряжаться здешними землями от самого Ивана Грозного. Село, названное именем основателя, находилась на пересечении нескольких паломнических маршрутов, и часто ставало приютом для уставших путников. В 1760 году здесь по дороге в Саровский монастырь остановилась монахиня Агафья Семеновна Мельгунова (схимонахиня Александра).
Как гласит предание, матушка совершала паломничество по храмам России, после того как ей явилась Дева Мария и наказала найти место под обитель «равной которой не было, нет и никогда не будет».
Именно в Дивеево Богородица явилась монахине во второй раз и повелела возвести на этом месте женский монастырь. Через несколько лет здесь была основана женская религиозная община и начато строительство церкви Казанской иконы Божией Матери.
В 1788 году сестрам были отведены земли под постройку келий. В 1825 году опекунство над общиной взял Преподобный Серафим Саровский, проживший до того 15 лет в затворе. Здесь старец принимал всех, кто нуждался в духовном наставлении и способствовал развитию монастыря. При жизни батюшки Серафима и по его заветам построены несколько храмов и вырыта Святая Канавка. Через 9 лет после преставления старца две общины: Казанская и Мельничная были объединены в одну и получили название Серафимо-Дивеевской.
При советской власти монастырь был закрыт, помещения отданы под хозяйственные нужды, сестры выселены. Благодаря их стараниям удалось сохранить значительную часть святынь. Возрождение монастыря началось в 1988 году, а в 1991 году было принято решение Священного Синода и возобновлении его статуса.
Что стоит сделать в Дивеево и какие достопримечательности посмотреть? Мы выдели несколько наиболее значимых объектов, среди которых:
Что надо обязательно делать в Дивеево, как правильно себя вести?
Традиционно сложились определенные правила, как должны выглядеть православные паломники при посещении монастыря и как следует вести себя в святой обители. Женщинам прилично быть одетой в одежду длиной ниже колен, с прикрытыми грудью, руками и головой. Мужчинам недопустимо приходить в святую обитель в бриджах, шортах, майках.
Серафимо-Дивеевский монастырь – известное место паломничества. И здесь действуют такие же, как и в других православных храмах, общие правила. Но есть и особенности.
Как видите, правила поведения в монастыре вполне под силу воспитанному человеку. А соблюдая их, вы сможете сделать свою поездку по святым местам благостной и запоминающейся.
Крупнейшие храмы
Свято-Троицкий собор
Это основной собор обители. Он был заложен в 1865 году и построен через 10 лет по проекту Александра Рязанова. Согласно преданию место под возведение храма было указано Преподобному Серафиму самой Божией Матерью. Старец за собственные средства выкупил земельный участок, а купчую наказал хранить в монастыре до тех пор, когда строительство собора будет возможным.
Внутреннее убранство церкви отличается уникальной росписью, выполненной не на стенах, а на больших полотнах. Главной иконой собора и одной из реликвий монастыря является лик Богородицы «Умиление». Именно перед этим образом всю свою жизнь молился батюшка Серафим. Икона перевезена в Дивеевский монастырь после смерти старца из Саровской пустыни. Здесь же хранится и рака с мощами святого.
Спасо-Преображенский собор
Строительство церкви началось в 1907 году по проекту московского архитектора А. Антонова. К 1916 году основные работы были закончены, но открытию храма помещала грянувшая революция. В годы советской власти строение отдали под гараж, позже здесь устроили тир. Без надлежащего ухода здание пришло в запустение и едва не обрушилось из-за проросших деревьев. Лишь в 90-х годах храм был передан возрожденному монастырю и начались работы по его восстановлению. Освещение собора состоялось 3 сентября 1998 года по прошествии 80-ти с лишним лет после его постройки.
Белая церковь с золотыми куполами, построенная в неорусском стиле привлекает взгляд легкостью и воздушностью архитектурных форм. Роспись храма велась в 2005 году под руководством А. Беляева.
В соборе хранятся мощи преподобной схимонахини Марфы Дивеевской, которая почитается как начальница над дивеевскими сиротами в Царствие Небесном и блаженной Параскевы, предсказавшей гибель царской семьи, кровавые события революции и гонения на Церковь.
Традиционно в Спасо-Преображенском соборе проходит главная служба на Успение Пресвятой Богородицы.
Казанский собор
Выбирая, что самостоятельно посмотреть в Дивеево, обязательно посетите Церковь Казанской иконы Божией Матери. Это старейший храм на территории, с возведения которого и началась история монастыря. Церковь была построена на средства основательницы общины схимонахини Александры на месте, которое по преданию ей указала сама Богородица, и освящена в 1780 году. Матушка не только руководила возведением собора, но и лично участвовала в строительных работах. Имя архитектора не сохранилось. Помимо основного престола собор имел два придела:
Позже были пристроены церкви Рождества Христова и Рождества Богородицы.
Старец Серафим особо отмечал святость этого храма. По его словам при светопреставлении, когда все сгорит, лишь 3 церкви со всего мира неразрушенными вознесутся на небеса, и одна из них – это Казанская церковь Дивеевского монастыря.
В годы советской власти одна из главных святынь Дивеево сильно пострадала, были снесены купола, а здание использовалось под склад. С возрождением монастыря были проведены восстановительные работы, а торжественное освящение храма состоялось 31 июля 2004 года, и было приурочено к 250-летию со дня рождения Преподобного Серафима.
Храм выполнен в стиле русского барокко. Впечатляет его богатое внутреннее убранство, наполненное ощущениями покоя и умиротворенности. В соборе хранятся мощи преподобных Александры, Марфы, Елены, преподобноисповедницы Матроны, блаженных Пелагеи, Параскевы, Марии.
Благовещенский собор
Самый новый собор комплекса. Несмотря на то, что строительство церкви велось уже в XXI веке, ее возведение связано с заветом Серафима Саровского. Преподобный отец настаивал на том, что в монастыре должен быть еще храм в конце Святой Канавки, расположенный по одной линии с Троицким собором и колокольней. Возведение планировалось начать в начале XX века, но указанное старцем место тогда было занято: на нем стояла Тихвинская церковь (в 1927 году здесь была устроена мельница, которая через год сгорела), а проект вне Канавки был отклонен священнослужителями.
К идее возведения храма вернулись уже после возрождения монастыря. За основу проекта был взят храм Заиконоспасского монастыря в Москве. Здание построено в стиле русского барокко. Собор имеет 8 пределов.
Размеры храма определены Поясом Богородицы, который имеет длину 1,2 м. Ширина строения равна 20 поясам (24 м), длина – 30 (36 м), высота – 50 (60м).
Ковчег с Поясом был доставлен в Дивеево с Афона в 2011 году. Строительство началось в 2012 году. В настоящее время продолжаются внутренние работы. Освящены 2 предела:
Колокольня
70-метровая пятиярусная колокольня – самое высокое строение на территории монастыря. К тому же она находится на возвышенности, благодаря чему видна из всех точек Дивеево. Возведение началось в 1893 году, в 1901-ом – были подняты первые колокола. Вес самого крупного из них достигал 8 тонн. Позднее к колокольне по проекту А. Никитина с двух сторон были пристроены трехэтажные здания для проживания монахинь.
На первом ярусе колокольни располагаются Святые Врата, являющиеся входом на территорию обители. В духовном плане это очень сильное место.
По поверьям, если медленно пройти через Врата, прислушиваясь к своей душе, можно попасть в «небесную летопись».
На верхнем ярусе размещены часы, каждые четверть часа отзванивающие мелодию «Пресвятая Богородица, спаси нас».
Канавка Богородицы
Канавка – одна из главных святынь Дивеевской обители. По преданию Преподобному Серафиму явилась Богородица и наказала обнести святую обитель канавой и валом.
«Тут стопочки Богородицы прошли. Во веки будет вам стена и защита, не сможет антихрист перейти ее» – гласит пророчество старца.
По завету канавка должны была быть выкопана силами монахинь, миряне помогали с насыпкой вала. Работы велись ежедневно и всесезонно и были закончены к празднованию Рождества Христова 1933 года.
Не во все годы Канавка почиталась как святыня. После смерти Серафима Саровского уход за ней был прекращен, но возобновлен при настоятельнице Марии в 1862 году. Особо пострадала святыня при советской власти: вал был срезан, значительная часть Канавки засыпана, а на ее месте были проложены коммуникации. Восстановление началось в 1997 году. В настоящее время Канавка полностью расчищена, тропа облагорожена тротуарной плиткой и кованым забором, установлены поклонные кресты из мрамора.
По поверью, тот, кто пройдет весь путь (777 м), прочитав за это время молитву Богородице 150 раз, избавится от душевных и телесных мук. Совершать ход лучше с 3 до 4 часов ночи. В это время избранным является сама Царица Небесная.
Чудодейственными свойствами обладают земля из травы из Канавки. Использовать их можно по разному:
По свидетельствам очевидцев люди избавлялись от самых страшных недугов, даже от онкологических заболеваний в стадии метастазов.
Правила посещения в Дивеево канавки Пресвятой Богородицы
Среди православных, Канавка Пресвятой Богородицы почитается как одна из великих святынь христианского мира. Но в отличии от других святынь, Канавка имеет свои сугубые свойства, которые выделяют её из сонма других предметов поклонения. Намоленные иконы, мощи святых праведников и даже огромные храмы, можно перемещать, а Богородичная Канавка навсегда привязана к Дивеево, ибо связана с чудесным явлением.
Разумные ограничения
Существуют такие понятия и правила, которые нигде не изложены, но как писал св. апостол Павел: «написаны на плотяных скрижалях сердца» (2Кор 3:3). У любого человека, при трезвенном рассуждении, есть границы и рамки допустимого. Эти категории впитываются с молоком матери, и должны руководить людьми всю жизнь. На этих основаниях и зиждется правило посещения Богородичной Канавки.
Как напоминание для инославных и невоцерковлённых туристов, эти правила в виде рекомендаций изложены в памятках постояльцам гостиничных комплексов, например «Дивеевская слобода». Ничего сложного в этих рекомендациях нет, они очень похожи на требования, которые все соблюдают при посещении «Могилы Неизвестного Солдата» у Кремлёвской Стены, или заходя на Красную Площадь:
Быть опрятно одетым в чистую одежду;
Не курить и быть трезвым и т.п.
В общем это обычные правила благопристойного поведения воспитанного человека. Но если в светских местах за порядком следят правоохранительные органы, и при многократном нарушении спокойствия могут применить законные меры, то на святых местах принципиально другой подход. В Послании Галатам апостола Павла (6:7) прямо сказано: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает».
Как подготовиться к посещению святыни
Дивеево, это не просто географический объект, а место где в течении многих веков, миллионы православных людей возносили свои молитвы к Богу. Сама местность располагает паломников и туристов соблюдать благочестивые традиции и правила. Если не сопротивляться велению сердца, то человек органически вписывается в эти критерии, и пребывание в Дивеево проходит без недоразумений.
Однако перед тем как подойти к таким великим святыням как Канавка Пресвятой Богородицы, было бы очень хорошо, если человек в молитве обратиться к Господу. Пусть даже это будет молитва не из церковных книг, а сотворённая от сердца, своими словами. Главное, чтобы это была искренняя и чистая просьба.
Святые источники
В Дивеево и окрестностях проистекает полтора десятка святых источников. В самом селе насчитывается 5 оборудованных для купания и освященных родников. См. статью о святых дивеевских источниках.
Одним из наиболее почитаемых паломниками является дальний источник Серафима Саровского, расположенный на реке Сатис близ деревни Цыгановка.
Интересна история его возникновения. Некогда Преподобный выкопал источник в Сарове, однако в советское время он оказался на территории закрытого военного объекта. Однажды часовой, обходивший периметр увидел старца в белых одеяниях, который ударил посохом о землю, и оттуда пробился родник. Власти пытались засыпать его, но сделать это не удалось: трактористу, вызванному на объект явился тот же старец с просьбой не делать этого. Сегодня родник оборудован тремя купальнями, рядом построена бревенчатая часовня. В праздничные дни здесь проходят торжественные богослужения.
Контактная информация монастыря
Почтовый адрес:
607320, Нижегородская область
Дивеевский район
с. Дивеево
Серафимо-Дивеевский монастырь
Канцелярия:
Паломнический центр:
8 (831-34) 4-34-45
Почтовая кан целярия
(информа ция о требах):
Дивеево: подборка полезной информации для паломников
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Церковное предание свидетельствует, что Богородица, великая Молитвенница о каждом человеке, избрала на земле четыре особенно возлюбленных Ею места. Это
Четвертый удел Богородицы – Дивеево
Информация для паломников
Едут сюда круглый год: добираются самостоятельно, приезжают с группами. Поездки организуют паломнические службы епархий. Однако часто бывающие здесь говорят, что устроить поездку вполне можно самому: добраться до обители несложно, размещение приезжающих хорошо организовано, желает ли паломник просто посетить обитель, или поработать на послушаниях.
Можно ли посетить Дивеево сейчас
На какое-то время монастырь закрывали для посещений из-за пандемии, но сейчас он снова открыт для паломников. Уточнить этот вопрос можно обратившись в сам монастырь по телефону: +7 (83134) 4-34-45 (с 8.00 до 20.00)
Где находится святое место
Обитель относится к Нижегородской епархии. Ближайшие к ней города– Саров, находящийся всего в 12 км, Арзамас (65 км). От Нижнего Новгорода же Дивеево отстоит на 180 км.
Поселение здесь известно с середины XVI в.
Через Дивеево проходила дорога к Саровскому мужскому монастырю. Потому шедшие туда паломники, как правило, останавливались здесь на отдых – обычно при местной церкви. Сейчас в Дивеево постоянно живут около 6000 человек. Оно считается районным центром, здесь есть сельсовет. Но большинству жителей страны село известно, как место, где находится один из самых знаменитых монастырей.
Сколько километров от Москвы
Между столицей России и Дивеево – 363 км, однако, это расстояние по прямой. Путь, который предстоит проехать, реально составляет 450 км. А путешественники с опытом говорят, что, отправляясь из столицы, стоит рассчитывать даже на 540-километровую дорогу – с учетом загруженности магистралей, возможных ремонтов дорожного полотна, необходимости объездов.
Адрес
Страница обители в интернете указывает в качестве такового село Дивеево Дивеевского же района Нижегородской области, но не называет улицу, номер дома. Портал «Азбука православия» называет ул. Советскую, а сервис «Яндекс-Карты» – Октябрьскую. Обе эти улицы действительно примыкают к довольно обширной территории монастырской.
Впрочем, на странице монастыря справедливо отмечается: обитель видна издалека уже на подъезде к Дивеево, так что найти ее просто.
Как добраться
Часто паломники приезжают в обитель на личных авто, однако основной вид транспорта здесь все же – рейсовые автобусы. Ходят они из Нижнего Новгорода и Арзамаса. Добраться до этих городов можно разными видами транспорта.
Самолет
Паломники издалека обычно прилетают в аэропорт Нижнего Новгорода. Затем необходимо добраться до бизнес-центра «Небо» на улице Покровской, 82 (дорога от аэропорта занимает чуть более часа). Отсюда с 8 до 22 ч. отправляются автобусы до Дивеево. Рейсы отходят каждый час.
Теплоход
Путешествующие по Волге также могут добраться до монастыря через Нижний Новгород. Как и в случае с самолетом, от речного вокзала необходимо доехать (дорога также займет около часа) до ул. Покровской, откуда отходят автобусы.
Поезд
Тем, кто едет железной дороге, удобнее всего добираться через г. Арзамас, ведь он отстоит от обители всего на 65 км. Выйдя на станции, нужно сесть на автобус до Дивеево: прямо от вокзала отходят частные маршрутные автобусы.
Автомобиль
С юга до Дивеево удобнее всего добираться через Рязань, а с востока – через Самару, Ульяновск, Саранск.
Карта
Паломнические поездки Нижегородскую область – что нужно знать
Епархия Нижнего Новгорода – одна из старейших, существует со 2 половины XVII в. На ее территории немало святынь, некоторые из которых можно посетить по пути до Дивеево. Среди них:
Паломники, отправляющиеся в Дивеево из Москвы, часто едут через Владимир, где можно посетить древние храмы, а также сворачивают на Муром. Здесь 4 действующих монастыря, столько же приходских храмов. Обойти все святыни можно за день.
Где остановиться
При обители действуют 15 гостиниц для паломников с номерами от очень скромных, по сути – койко-мест, до достаточно дорогих. Все паломнические корпуса находятся в Дивеево. Следует иметь ввиду, что заселение происходит с 12 или 14 ч., поэтому выбирать гостиницу следует с учетом планируемого времени приезда. Оформиться для проживания можно в Паломническом центре, который открыт с 8 ч. утра до 8 ч. вечера. Впрочем, во время пути возможны непредвиденные ситуации, задержки. Но даже тогда волноваться не стоит, без места паломник вряд ли останется:
Когда открыто для посещений
Монастырь открывается с 5 ч. утра, спустя полчаса начинается первая служба. Закрываются врата обители после 22 ч.
Расписание богослужений
Службы здесь идут ежедневно, в основном – в трех наиболее значимых соборных храмах, Преображенском, Троицком и Казанском.
С понедельника по пятницу:
Субботние, воскресные дни:
В Казанском храме с понедельника по субботу с 10 ч. служатся панихиды.
Множество паломников стремятся также отслужить молебен прп. Серафиму. Эти богослужения проходят у мощей, в Троицком соборе с 7, 13, 14 ч. с понедельника по пятницу, по субботам – после литургии, с 8 ч.
Наконец, в дни памяти прп. Серафима богослужения идут по особому расписанию. Например, 1 августа (день прославления прп. Серафима):
Таким образом, каждый паломник имеет возможность почтить преподобного – ночной ли молитвой, или во время торжества при стечении сотен верующих.
Посещение – что надо обязательно сделать и что с собой взять
Прп. Серафим говорил:
«Счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет сутки, от утра и до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная, каждые сутки посещает Дивеево!»
Отправляясь в обитель, паломники обычно берут:
Правила поведения
Монашеская община живет своим особым укладом. Здесь существуют правила, которые стоит исполнять и приехавшим паломникам. Это:
Как попасть на послушание
Многие паломники стремятся не просто поклониться святыням, но во славу Божию потрудиться. Для того, чтобы попасть в число трудников, нужно просто приехать и обратиться в паломнический центр. Условия жизни скромны – это гостиница с комнатами на 15-20 человек, без удобств, душа, однако проживание бесплатно. Однако, трудник – не монах, даже не послушник, поэтому он свободен выбрать другие, более комфортные условия проживания, например, платную гостиницу. Кормят трудящихся в трапезной. Давая послушания, начальствующие стремятся учесть как возможности желающего потрудиться, так и потребности монастыря в рабочих руках. Поручить могут работу на кухне, огородах, теплицах, на территории, уборку храмов.
История возникновения Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря
Она начинается с 1760 г., когда при Дивеевском храме остановилась одна из множества паломниц, шедших к Сарову, скромная инокиня Александра. В мирской жизни Агафия Мельгунова была знатной дворянкой, помещицей, счастливо вышла замуж, родила дочь. Жизнь ее перевернула безвременная кончина супруга. Совсем молодая вдова решила тогда уйти от мира, вместе с трехлетней дочкой отправившись в Киев. Местом начала ее иноческих подвигов стал Вознесенский Флоровский монастырь, где она намеревалась остаться до конца дней.
Но инокине явилась сама Пречистая, сказав:
Крайне смущенная, матушка Александра обратилась, по-видимому, к нескольким духоносным старцам с вопросом, считать ли истинным такое видение. Они же, рассудив, благословили инокиню исполнять волю Пречистой, обходя святые места – не явит ли Богородица Свою волю о новом монастыре. Так началось странствование матушки длиной в несколько лет. Окончиться ему было суждено здесь, в Дивеево. Во время ночной молитвы матушка удостоилась нового явления Владычицы, благословлявшей ее выстроить женскую обитель на этом месте.
Первые годы
До Сарова инокиня Александра все же дошла. Рассказав все настоятелю, она просила его благословения. Обстоятельно расспросив о чуде явления Богородицы, наместник обители, иеромонах Пахомий (Леонов) такое благословение дал – несмотря на явно предстоявшие ему и братии немалые хлопоты.
С женским же монашеством дело обстояло еще хуже: запрещалось постригать молодых девиц, ограничивалось количество насельниц в обителях. А уже основание новой общины было сопряжено с особенно серьезными трудностями: прежде, чем община получит разрешение стать монастырем, она должна доказать свою финансовую состоятельность и «полезность» для общества – социальным служением. Так что Саровский настоятель брал на себя великие труды – поддерживать, помогать общине, предстательствовать за нее перед властями.
Впрочем, сначала помогать предстояло только одной м. Александре. 20 лет прожила она в Дивеево – сперва с дочерью, а когда, по воле Божией, 9-летняя девочка умерла – одна, у местного приходского священника. Все это время она на свои средства строила каменную церковь, посвященную Казанской иконе Богородицы. Закончить работы удалось только к 1780 г., когда новых храм освятил сам Саровский настоятель. Но прошел еще не один год, прежде чем постепенно стали собираться сестры. Лишь через 8 лет нашлась жертвовательница – местная помещица, подарившая сестрам участок, настоятельница смогла построить три кельи: в одной она поместилась сама с послушницей, в другой жили еще три сестры, в третью же пускали идущих к Сарову странников.
Жизнь маленького сестричества, юридически еще не монашеской общины, определялась, тем не менее, строгим уставом Саровского монастыря. Сестры духовно окормлялись у о. Пахомия, получая его благословение на всякое дело. Даже пищу для них доставляли из Сарова.
Скоро стало ясно: исполняется сказанное Богородицей, в Дивеево со временем будет монастырь. Однако самой его основательнице, м. Александре, не суждено было дожить до этого времени. Понимая, что силы ее слабеют, уже престарелая матушка в 1789 г. особо попросила о. Пахомия, не оставлять послушниц по ее кончине. Но тот ответил:
Так о. Серафим за иноческое послушание взял на себя попечение о сестрах.
Прп. Александра поручает сестер прп. Серафиму.
Настенная роспись Казанской церкви Дивеевской обители
Духовным руководителем сестер будущей обители, возникшей по воле Пречистой, стал тот, кого Сама Она именовала «любимиче Мой», и кому являлась Сама более десятка раз.
13 июня 1789 г. прп. Александра, уже схимонахиня, отошла ко Господу. О. Пахомий окормлял сестер еще 5 лет. К 1794 г., когда он скончался, число насельниц общины уже достигло 52. Именно тогда иеромонаху Серафиму пришлось взять на себя ее духовное окормление.
Серафим Саровский
Однако к этому времени он сам вел затворническую жизнь, так что исполнение завещания матушки Александры было затруднительно. К тому же между прп. Серафимом и новой начальницей, сестрой Ксенией Михайловной (постриг сестры пока не принимали, ведь их сообщество не было монастырем) возникли разногласия. Строгость устава общины оказалась малоприемлемой для части сестер, около 40 из них ушли. Мягкий, добрый о. Серафим попытался убедить настоятельницу смягчить порядки, на что та не согласилась, ссылаясь на заветы старца Пахомия.
Отец Серафим отступился, как говорит история обители, «успокоенный, что заповеданное ему великой старицей матерью Александрой более не лежит на его совести». Но не такой оказалась воля Основательницы общины, Пречистой. 25 ноября 1825 г. Она явилась преподобному, матерински укоряя его:
7 июля 1827 г. по прямому указанию Богородицы возникла новая община, куда принимались только девушки – первых насельниц было ровно восемь. Первоначально все сестры жили на мельнице, которую построили здесь, дабы обеспечивать им пропитание. Поэтому общину именовали «Мельничной».
Только к осени следующего года появился дом, где все поселились в одной келье. Начатое прп. Серафимом дело, видимо, вызвало неоднозначную реакцию монастырского начальства: иной, менее строгий устав, требование принимать лишь девушек – все это вызывало непонимание, так что долгое время «Мельничная» практически не имела материальной поддержки от Саровской обители. Сестры жили очень бедно, зачастую голодали.
Сам преподобный с неохотой соглашался позировать, говоря: «Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой?»
Преподобный Серафим Саровский. XIX век. Хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии.
Живописный портрет кисти неизвестного художника. Традиционный, легко узнаваемый образ. Вероятно является копией прижизненного портрета. По иконографии близок к портрету 1831 года, который хранился в Казани, в семье Крупенниковых.
Преподобный Серафим Саровский. Неизвестный художник, 1860-е – 1870-е годы. Хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии.
На этом портрете преподобный Серафим изображен сравнительно молодым.
Подобная иконография (сложенные руки) встречается и в других изображениях, облик же святого носит уникальный характер.
Преподобный Серафим Саровский. 1830-е годы. В. Е. Раев. Бумага, карандаш. ГТГ
Но община была в полном смысле детищем преподобного:
Смутное время
По кончине великого старца две общины пережили тяжелую смуту: вопреки его заветам, честолюбивый Саровский иеромонах Иоасаф (Толстошеев), стремясь стать духовником будущего монастыря, инициировал объединение Казанской и Мельничной в одну общину. Разлад между сестрами, борьба амбиций, наконец, развал с трудом налаженного хозяйства – все это пришлось переживать в течение 29 лет. Лишь личное вмешательство свт. Филарета Московского смогло как-то успокоить страсти.
«Молитвы отца Серафима победили»
Так писал свт. Филарет о дальнейших событиях: 10 февраля 1861 г., спустя почти 100 лет существования общины, Синод, наконец, дал согласие преобразовать ее в женский монастырь. Начальствующая сестра, Елизавета Ушакова (уже двенадцатая по счету за эти годы) стала игуменией Марией, приняв давно желаемый иноческий постриг. Так, после десятилетий смут, испытаний, искушений, закаливших дух инокинь, начался отсчет истории Серафимо-Дивеевского монастыря – именно так он стал именоваться еще до прославления прп. Серафима, так как устав его был полностью заимствован у Серафимовой «Мельничной» общины.
«Лавра»
Такое звание носили наиболее крупные, уважаемые монастыри. Преподобный не раз говорил, что Дивеево войдет в их число – притом, что прецедентов женских лавр в церковной истории не было. Официально такого статуса Дивеевский, конечно, не получил. Однако уже при первой игумении, буквально за несколько десятилетий он стал самым большим и уважаемым женским монастырем страны. К началу XX в. Серафимо-Дивеевский монастырь – это:
К 1917 г. в обители жило 270 монахинь, почти полторы тысячи ожидавших пострига послушниц. И это при населении самого Дивеево… всего 520 жителей!
Не случайно С.А.Нилус именовал обитель не монастырем, а «целой областью, раскинувшейся на три версты», что совсем не было преувеличением.
С.А.Нилус писал: «Святыня – это весь Дивеев и вся его святая любовь, которая прорывается, бьет ключом из каждого уголка этого удивительного места, из каждой келии, из каждого ласкового слова как самой игумении, так и всех виденных мной сестер».
«Монашества с вас никто не снимает»
Почитаемая обитель со столь высокой духовной жизнью насельниц, конечно, не могла не вызывать ненависти безбожников, пришедших к власти после 1917 г. Однако, закрыть ее оказалось не так просто: беззащитных инокинь можно было лишить богослужений, выгнать из келий, но заставить их отказаться от монашеской жизни духовный дочерей прп. Серафима было нельзя. Более того, пока было возможно, они сохраняли общину, даже видя, что грядут гонения.
Сила духа инокинь была такова, что целых 8 лет власти не решались на разгон обители – в сущности, беззащитных перед ними женщин и девушек. Решение было принято осенью 1927 г. В проповеди на Рождество Богородицы епископ Серафим (Звездинский), живший тогда при обители, сказал сестрам:
Рассеяние
А через неделю, 27 сентября 1927 г., по окончании последнего богослужения на Воздвижение Креста Господня, начался крестный путь монахинь, которых выселили из родных стен. Многие из них остались в Дивеево, другие уехали. Например, последняя игумения, м. Александра, отправилась в Муром, спасая от поругания келейную икону прп. Серафима, Богоматерь Умиление.
Более 40 лет обитель находилась «в рассеянии», но… продолжала существовать! Монахини тайно собирались на молитвы, богослужения, не раз арестовывались за это. Но те, кому удавалось вернуться – находили сестер, поддерживали связи. И стремились приехать в Дивеево, поближе к родным, хотя опустевшим, стенам.
Возрождение
Оно началось с 1988 г. Как в далеком XVIII в., первым монастырским храмом стал Казанский – но совсем не тот, что когда-то строила прп. Александра. Вновь образованный приход купил ранее принадлежавший обители дом, бывшую мастерскую, где делали свечи. Его перенесли к источнику Казанской иконы Богородицы – самому известному в Дивеево, перестроили под церковь.
17 ноября 1991 г. в сан игумении была посвящена м. Сергия (Конкова), опытная инокиня, постриженница Троице-Сергиева монастыря в Риге. Матушка возглавляет обитель до настоящего времени.
О первых годах восстановления святыни она вспоминает:
Возвращение преподобного
Несомненно, важнейшая глава этой «летописи» – второе обретение мощей прп. Серафима, духовного отца сестер. Мощи, найденные в Музее религии и атеизма Петербурга, сестры и не менее 10000 паломников встречали 31 июля 1991 г. под колокольный звон – восстановить удалось буквально за три дня до прибытия честных останков.
Так сбылось некогда сказанное преподобным, пророчествовавшим, что тело его будет в Дивеево.
Монастырь сегодня
Сейчас здесь подвизается более 500 сестер, действует школа, обитель имеет 18 подворий.
К настоящему времени монастырь полностью восстановлен. Более того, удалось построить новый храм – Благовещенский, о котором говорил еще прп. Серафим. По промыслу Божию, удалось не только воссоздать храмы, но также вернуть очень многие утраченные за советские годы реликвии, иконы.
Святыни
Спустя почти 30 лет после возрождения здесь снова – средоточие прославленных образов, реликвий, хранящих память о прп. Серафиме, новомучениках XX в. Но главное – освящена сама земля, по которой, по слову великого старца, «прошли стопочки Царицы Небесной».
Святая Канавка
Ее считают главной среди множества святынь Дивеевского монастыря. Обнести ею территорию Мельничной общины прп. Серафим заповедал сестрам около 1829 г. Он благословил вырыть ров глубиной и шириной 3 аршина (около 2 м). Землю же следовало при этом бросать так, чтобы вокруг Мельничной образовался вал. По словам преподобного, канавка означала тропу, которой прошла Пречистая Богородица вокруг будущего монастыря, беря его Себе «в удел», обещая защиту.
Житие святого свидетельствует, насколько категорически он настаивал на исполнении благословения. Не смея перечить духовному отцу, сестры, однако, сомневались, по силам ли им дело.
После этого сестры копали ежедневно, не только летом, но также зимой, в течение 4 лет. К 1833 г., году кончины преподобного, канавка была должных размеров лишь на первых 150 м, ведь копалась слабыми женскими силами. Полностью выполнить завет преподобного до 1917 г. не удалось. Тем не менее, традицией обители были ежедневные крестные ходы по Канавке. Многие паломники проходили здесь самостоятельно, по завету преподобного читая «Богородице Дево, радуйся…» 150 раз.
После закрытия обители ее вовсе сравняли с землей, к тому же здесь проложили коммуникации – канализацию, воду.
Традиция крестных ходов возобновилась здесь с 1992 г. И лишь к 2003 г. удалось полностью исполнить завет преподобного, ископав Канавку строго по его указаниям. Сейчас ее длина составляет 775 м.
Как правильно пройти
Прежде всего, необходимо помнить слова преподобного: «Стопочки Царицы Небесной здесь прошли!». Эта земля освящена Самой Пречистой, поэтому проходить здесь нужно благоговейно, а лучше всего – молясь. Особых правил, которые бы определяли, как именно молиться, не существует. Большинство паломников стараются следовать завету прп. Серафима, и идут по Канавке с молитвой: «Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, Благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н Плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших». Обычно она произносится 150 раз, по четкам или без них.
Некоторые верующие также читают «Правило» прп. Серафима, а также обращаются к нему и Пречистой своими словами, молясь о живых и усопших.
Как использовать землю с канавки Пресвятой Богородицы
Ее можно набрать близ часовни, что находится рядом с Канавкой. Прп. Серафим подчеркивал, что земля, по которой прошла Пречистая, не только священна, но и целебна. Интернет-сайт монастыря рекомендует, взяв землю: «… приложить к больному месту; растворить в воде и выпить; подобно тому, как мы защищаем вход в дом крестом, нанесенным горящей Четверговой свечой, можно оградить и жилище, посыпав чуть-чуть земли со святой Канавки. По словам преподобного Серафима, она дороже золота».
Так каждый год на Успение Божией Матери украшают канавку. Цветы собирают, те кто идёт крестным ходом. По словам монахинь, их сушат и изготавливают подушечки
Поклониться честным останкам св. Серафима можно в Троицком соборе ежедневно.
Кроме того, мощи преподобных жен, просиявших здесь святостью жизни, находятся в Христорождественской и Богородице-Рождественской церквях. Наконец, церкви обители хранят ковчеги с частицами останков десятков древних и новых чудотворцев, новомучеников, исповедников XX в.
Иконы
Две наиболее почитаемых из них можно увидеть в Троицком соборе близ алтаря.
Вещи св. Серафима
Они всегда бережно хранились сестрами. Вот воспоминания одного из паломников, побывавших здесь в дореволюционные годы:
А после революции вещи святого и связанные с ним реликвии также бережно сохранялись от поругания.
Сейчас их можно увидеть в храмах, а также в монастырском музее.
Камень
Среди реликвий, связанных со святым, был камень, на которых, согласно житию, преподобный совершал столпнический подвиг 1000 дней и ночей. Некоторые биографы святого полагают, что камней могло быть два: ведь днем святой уходил для подвига в лес, ночью же молился на подобном камне в келлии. Во всяком случае, уже к концу XIX в. от камня (или камней) остались лишь осколки, ибо каждый паломник старался забрать на благословение частицу. Ныне осколок реликвии можно увидеть в музее в доме св. Параскевы.
Другие вещи
Часть их находится в витринах Троицкого собора, а полумантия святого хранится в Преображенском. Она вложена в икону святого начала XX в., написанную к его прославлению.
В музее можно увидеть:
Келейные образы
Хотя самый чтимый из них – Умиление, находится в Москве, в церкви Рождества Богородицы можно поклониться другим, перед которыми молился святой: это иконы Христа, Богородицы, св. Иоанна Предтечи.
Сухарики Батюшки Серафима
При жизни святой часто оделял приходивших к нему сухарями – для подкрепления сил, утешения. Простая питательная пища, данная с благословением, действительно подкрепляла тело и душу. Подобно этому, сухарики, освященные на мощах преподобного, можно сейчас приобрести в монастырской лавке. Особых требований к их употреблению нет, их можно есть не натощак, однако, помня, что это – благословение святого старца.
Достопримечательности: куда обязательно надо попасть и что посмотреть
История обители богата чудесами. Здесь жили великие подвижники, сюда приезжали император Николай II и его семья – будущие Царственные Страстотерпцы. Память об истории хранят храмы и другие здания монастыря.
Храм Казанской Иконы Божией Матери
С него в свое время начиналась обитель. Известно, что здесь хранились:
Фрески здесь писали сами насельницы. Впоследствии Казанская, как и говорил св. Серафим, из приходской стала монастырской – до конца 1920-х, когда советская власть разогнала общину.
Казанская продолжала действовать, хотя с конца 1920-х гг. с нее сбросили колокола. Ее последний настоятель, прот. Павел Перуанский погиб в тюрьме на Пасху 1938 г.
Фасад Казанской церкви в Дивеево, 1827 год
С 1940-50-х церковь лишилась сначала крестов, затем куполов. Здесь сначала было общежитие, затем склад, мастерские. Вернуть здание удалось только с 1992 г. В 1996 г. были найдены фрески XVIII в., написанные сестрами Казанской общины. Полное же восстановление здания представлялось делом отдаленного будущего – по недостатку средств.
Однако в 2003 г., накануне 100-летия канонизации прп. Серафима, ряд предпринимателей предложили свою помощь. Таким образом, удалось восстановить храм уже к 2004 г. Ныне здесь не только отреставрированы старые фрески, но также написаны новые, воссоздающие историю монашеской общины. Авторы их – московские живописцы Ярослав Рылло и Дарья Шабалина.
Осенью 2004 г. удалось восстановить приделы – первомч. Стефана и свт. Николая. После этого было решено исполнить завет прп. Серафима, предрекавшего, что Казанская будет иметь множество приделов разных святых. К 2008 г. именно так и случилось: здесь появились 5 новых престолов, освященных в честь преподобных жен Дивеевских, а также новомучеников, исповедников XX в. Это:
Службы здесь совершаются часто. Во воскресным дням на литургию приходят ученики монастырской школы. Дети сами поют, помогают в алтаре. На это богослужение приходят их родители, педагоги.
Троицкий собор
Ныне это главный храм обители, здесь же пребывает ее святыня – мощи прп. Серафима. Строительство его благословлено самим угодником Божиим, указавшим даже место, на котором будет стоять величественное здание.
Архитектурный стиль собора неповторим, своеобразен: по замыслу архитектора, А.Е.Турмышева, он соединяет черты русского, византийского стиля и классицизма, как бы символизируя «все языки», славословящие Бога. Высота собора – 54 м, а площадь – 1,5 т. кв.м.
Закладка собора состоялась уже после смерти прп. Серафима, 5 июня 1848 г. Уже во время строительства совершилось немало знамений милости Божией. Рассказывают, что:
Ежедневные службы здесь начались с 1875 г. С 1880-х были пристроены четыре новых придела:
21 сентября 1927 г. здесь состоялась последняя литургия. Храм был закрыт, использовался как зернохранилище, склад. Верующим удалось вернуть его только с 1989 г., службы возобновились с 1990 г., с тех пор совершаются ежедневно.
Преображенский собор
Его возведение также предсказано прп. Серафимом, однако завет основателя был нарушен иером. Иоасафом (Толстошеевым), виновником смуты в общине 1840-х гг.: по замыслу преподобного, храм должен был находиться на одной линии с Троицким, однако на указанном месте возвели другую церковь, Тихвинскую.
После канонизации прп. Серафима ломать ее не стали, а место для собора избрали южнее. Первый взнос на строительство сделал Николай II, приезжавший в Дивеево в 1903 г. на торжества прославления прп. Серафима. В дальнейшем наибольший вклад в строительство внес купец Феодор Васильевич Долгинцев, даже переехавший сюда ради строительства храма, которое началось с 1907 г. В 1916 г., когда собор был завершен, Ф.В.Долгинцев скончался – уже монахом Серафимом.
Проект храма создан А.Ф.Антоновым, стиль его определяется как нео-русский. Это первый храм обители, при строительстве которого использовали новый тогда материал – железобетон. Роспись церкви выполняли иконописцы из Палеха, а также сестры обители.
Освятить храм до 1917 г. не удалось, хотя строительство было завершено к 1916. Однако, началу богослужений помешала неготовность отопительной системы – собор предполагался «теплым». Вслед за тем начались революционные события. Поэтому до 1990-х ее здесь так и не состоялось ни одной службы.
В советское время здесь был сначала гараж, потом стрелковый тир. С 1991 г. здание вернули Церкви. 3 сентября 1998 г. главный престол освящен в честь Преображения Господня.
Троицкий собор — главный храм монастыря. 5 июня 1848 года — начало строительства, 28 июля 1875 года — окончание строительства
Собор имеет также приделы:
Только в 2008 г. артели иконописцев из разных городов России (руководили ею Самарские художники Анатолий и Ольга Беляевы) удалось заново сделать роспись.
В соборе обычно служатся ранние литургии. Кроме того, здесь традиционно особо торжественно совершается празднование:
Благовещенский собор
Он создается во исполнение благословения преподобного, который говорил о храме в конце Канавки. Однако, его завет был нарушен во время нестроений в общине 1840-х гг., и на месте собора появилась небольшая церковь Тихвинской иконы Богородицы. В советские годы она сгорела.
С 2011 г. решено было приступить к исполнению завета преподобного. 6 ноября в обитель прибыл Пояс Пресвятой Богородицы. Именно он стал мерой для будущего храма: «20 поясов в ширину, 30 в длину и 50 в вышину», а само строительство началось после крестного хода со святыней по Канавке.
Благовещенский собор. Внутреннее убранство
Ныне в величественном храме уже идут службы в приделе Успения Богородицы.
Храм Рождества Христова
Это первый храм «Мельничной» общины, построенный исцеленным прп. Серафимом Михаилом Мантуровым. Созданием его руководил сам святой. Например, он пожелал, чтобы освящение храма Рождества Христова совершилось на Преображение Господне. Прп. Серафиму даже пришлось обратиться к опытному уставщику, архим. Иоакиму, для составления особого чина освящения, сочетавшего песнопения двух праздников.
Роспись здесь делали сестры, некоторая часть фресок дошла до наших дней. Колокола церкви заказаны лично прп. Серафимом. Они были невелики, но современники отмечали их чистый, далеко слышный звон.
Закрыв храм с 1927 г., власти снесли купола, отдали здание под государственный учреждения – здесь побывали почта, государственный банк. С начала 1990-х церковь возвращена верующим. К 1993 г. ее удалось восстановить. А с 2008 г. здесь появились два новых придела, посвященные новомученикам начала XX в.
Службы здесь, как правило, монашеские, совершаются нечасто, ведь размеры храма невелики. На престольный праздник, в день Рождества Христова, служится ночная литургия с крестным ходом.
Храм Рождества Богородицы
Это подземный храм под Рождественской церковью. Мысль о его возведении также принадлежит прп. Серафиму, который, по завершении строительства озаботился почтить также Рождение Матери Божией. Таким образом, был сделан подкоп, и появился небольшой храм. Угодник Божий предсказал также, что эта церковь станет усыпальницей. Это сбылось в 2000 г.: тогда в заново освященную церковь (в советские годы она использовалась под овощехранилище) перенесли честные останки Дивеевских преподобных – основательницы обители, а также прпп. Елены и Марфы.
В 1993 г. здесь состоялся первый после возрождения монастыря монашеский постриг: ангельский образ приняли 12 инокинь. Ныне будущие монахини отправляются на пострижение также отсюда.
По завещанию прп. Серафима, в храме Рождества Богородицы:
А вот службы здесь бывают редко, обычно только на насельниц обители. Однако мощи преподобных открыты для поклонения каждый день с 8 до 17 ч.
Колокольня
Это самое высокое здание монастыря. 75-метровая звонница до революции была видна из любой точки не только обители, но и Дивеево. Первоначально колокольня была деревянной, каменная же была заложена при игумении Марии (Ушаковой) в 1894 г. Когда строительство близилось к завершению, оказалось, что здание наклонено. Когда об этом доложили настоятельнице, так лишь сказала, что надо ждать воли об этом деле отца Серафима, как духовного отца сестер. И, хотя многие говорили о том, что здание следует снести, оно устояло, хотя несколько наклонное положение заметно до наших дней.
Серафимо-Дивеевский монастырь в начале ХХ века. Вид с реки Вичкинзы
Здесь было 12 колоколов, самый большой из которых весил 500 пудов. Кроме того, были установлены часы, которые ежечасно играли знакомое всем верующим «Пресвятая Богородице, спаси нас».
В советские годы колокола были уничтожены, здесь повесили ретранслятор для телевидения. Под звонницей, где были врата обители, устроили гараж. Автомобилисты освободили его лишь незадолго до перенесения мощей прп. Серафима.
Реставрацию здания удалось завершить только к 2013 г. Теперь колокольня имеет высоту 78 м, у нее несколько другие, чем были до революции, кресты, купола. Заново отлиты колокола, изготовлены новые куранты, как прежде, играющие «Пресвятая Богородице, спаси нас».
Игуменский корпус
Он построен в 1885 г., а с 1902 г. здесь появилась домовая церковь равноап. Марии Магдалины, небесной покровительницы настоятельницы обители, игум. Марии (Ушаковой). Здесь в дни прославления прп. Серафима (1903 г.) молилась царская семья, прибывшая на торжества. Как память об этом здесь, после нового освящения церкви (2006 г.) находится образ свв. Царственных Страстотерпцев.
Трапезный храм
Он посвящен блгв. кн. Александру Невскому, небесному покровителю императора Александра III. Храм при трапезной появился с 1895 г., а его посвящение связано с потрясшим тогда многих чудом спасения императорской семьи во время крушения поезда в 1888 г..
Новое освящение церкви состоялось 27 ноября 2000 г. Сейчас здесь сделана новая роспись художниками мастерской «Лик» (Палех) взамен утраченной за советские годы.
Казанская деревянная Церковь в поселке Северный
С этой очень скромной церкви, переделанной из жилого дома, началось возрождение обители. Сейчас здесь проводятся таинства Крещения, Венчания, а также совершаются отпевания.
Службы проходят на престольные праздники (дни памяти Богородицы Казанской, 4 ноября и 21 июля) и в день образа Богородицы Живоносный Источник.
Источники
Среди них есть как сохранившиеся с дореволюционных времен, так и вновь открывшиеся.
Прп. Серафима в поселке Цыгановка
По множеству происходящих здесь чудес он известен каждому паломнику. Место находится близ реки Сатис. Появление родника – тоже чудо преподобного, но не прижизненное, а уже посмертное. Старожилы передают, что в 1960-е он явился здесь, трижды ударил посохом, отчего из земли появился родник. Рассказывать о свершившемся, когда на религию шли гонения, было опасно, но люди узнавали о чуде, стремились сюда за исцелениями. Сложностей приходящим к святыне добавляло то, что рядом находился «режимный» объект. Власти попытались засыпать родник, но приехавшему бульдозеристу явился пожилой монах в белом со словами: «Не засыпай мой источник!». Потрясенный рабочий не смог выполнить порученное, а скоро его перевели на другое место.
Сейчас родник преподобного благоустроен: здесь стоит часовня, сделаны купальни.
В честь Казанской иконы Божией Матери
Он считается древнейшим, известным еще с XVI в. По преданию, при появлении родника многие видели Ангелов, несущих Казанский образ. Впоследствии жители не раз возводили здесь часовни, с любовью украшая их образами святых. Во время гонений начала XX в. часовню уничтожили, а иконы выбросили. Позже жители находили их по полям, прятали. Из этих святынь особенно замечательна икона Богородицы Казанской, найденная в 1933 г. Спустя 10 лет икона обновилась, ныне почитается как чудотворная.
Святого Пантелеймона
Родник недавно обустроен в непосредственной близости от Казанского источника, он отстоит от него не более чем на 20 м. Паломники считают одним из самых благоустроенных – здесь есть довольно большой бассейн. Обустройство родника сделано после празднования 100-летия канонизации прп. Серафима, в 2004 г.
Иконы Божией Матери Умиление
Это еще один родник близ древнего Казанского, его также обустроили и освятили в память любимого образа св. Серафима после 2003 г. Паломники говорят, что купание здесь особенно помогает при заболеваниях сердца, сосудов.
Фото мальчика исцеленного от источника прп.Серафима Саровского. Конец XIX в.
Преподобной Александры
Родник известен с конца XVIII в. Посвящение его прп. Александре Дивеевской, основательнице обители, связано с тем, что неподалеку находится ее могила. Именно из нее, по преданию, истек целебный ключ. Это чудо было далеко не единственным: многие видели, как у могилы сами зажигались свечи, блистал необычный свет, многие слышали колокольный звон. Родник же стал еще одним свидетельством святости подвижницы.
Сейчас источник находится не там, где был первоначально: в 1960-е на р. Вичкинзе появилась запруда, родник затопило, но он пробился снова, на нынешнем месте. С 2003 г. здесь освящена часовня.
Иверской иконы Божией Матери
Он находится южнее родника м. Александры, и известен по крайней мере несколько столетий. У крестьян, как рассказывают старожилы, было принято приходить сюда молиться о разных нуждах, но особенно – о дожде во время засухи. Издавна было замечено также, что вода особенно помогает одержимым духами нечистыми. Иверским источник также именовали многие столетия, здесь также постоянно была часовня. Существует она и сейчас. Подробнее об источниках можно почитать здесь: Целебные источники батюшки Серафима Саровского
Святой источник прп. Серафима в Цыгановке
Отзывы о монастырских чудесах и исцелениях
Множество побывавших на святом месте спешат поделиться своими впечатлениями, переживаниями, духовными открытиями.
Вот что рассказывает Артем Фофанов в социальной сети «В Контакте» о чуде, виденном им здесь:
И вот мы идём на встречу Троицкому, ещё не пройдя арку, как видим — нам люди махают, мол обернитесь быстрее, а сами крестятся, на камеру снимают. Мы обернулись и увидели в чистом небе радужный крест, крест был большой, и светлый, радужный, и вдруг мне стало небывало хорошо на душе. И это чувство сохранялось до самого входа в Троицкий, по дороге мы слышали как люди меж собой переговаривались про это чудо.
И тут я понял, во первых радуга всегда дугой — а тут крест, во вторых радуги зимой в — 25 не бывает, тем более в ясный день…»
Особенно же много происходит здесь исцелений. По воспоминаниям современников, при прославлении преподобного счет таким случаям шел на сотни, если не на тысячи. Не меньше их и сейчас.
Вот рассказ инокини А., который приводит сайт монастыря:
«До поступления в монастырь я приезжала паломницей в Дивеево. У меня была больная почка, начальная стадия гидронефрита, почка болела уже десять лет. В 1998 году я впервые попала на источник прп. Серафима. С молитвой зашла в воду. Когда погрузилась в источник, как будто кто-то ребром ударил по почкам. Я даже вскрикнула. Выскочила после такого удара со слезами: „Вот так батюшка Серафим меня встретил». Очень больно было. Неделю пробыли в монастыре, и время как-то незаметно прошло. Вернулись домой, и примерно через месяц я вдруг поняла, что у меня ничего не болит. Ем, что хочу, пью сколько хочу. Так батюшка меня исцелил».
Софья Рожкова пишет в социальной сети «В Контакте» (особенности стиля сохранены):
«Святая Русь», фимиам молитв которой однажды духом видел преподобный Серафим – ныне, к сожалению, прошлое, а возродится ли в будущем? Кто знает… Сюда едут с разным настроем: с верой и без нее, по любви к преподобному или ради «религиозного туризма». Несомненно одно – никто из посетивших Дивеево, не остается таким, как был. Ведь здесь – до сих пор место явственного присутствия Пречистой и множества святых, из которых первый – прп. Серафим.