дизельное топливо какой класс опасности
К какому классу относится дизтопливо?
Все вещества, относящиеся классу нефти и нефтепродуктов, являются пожароопасными, поэтому имеют определенную классификацию по степени воздействия на окружающую среду. Каждая жидкость имеет определенную температуру воспламенения, поэтому требует конкретных условий при хранении и транспортировке. Для всех, кто хочет купить бензин оптом или ДТ, есть определённые правила безопасности. При работе с данными веществами как производители, так и перевозчики обязаны соблюдать требования ГОСТа, которые определяют правила, касающиеся хранения и транспортировки как солярки (ДТ) так и бензина.
Характеристики дизельного топлива как опасного груза
Наверняка многим будет интересно узнать, к какому классу опасности относится дизельное топливо, поскольку данная информация позволяет понять особенности и правила его перевозки. Если говорить о характеристиках такого груза, то здесь можно выделить следующее:
При перевозке дизельного топлива используются цистерны с горизонтальным расположением, имеющие круглое эллиптическое сечение. Чаще всего они изготавливаются из алюминиевого сплава или же низкоуглеродистой стали с внутренним антистатическим покрытием.
Все отсеки снабжаются отдельной заливной горловиной с обязательной установкой пламегасителя. Все современные транспортные средства, предназначенные для перевозки дизельного топлива, оснащаются волнорезами для противодействия гидравлическим ударам, донными клапанами, расширителями коробами датчиками и отдельными системами рекуперации.
Класс опасности дизтоплива и классификация
Точный класс опасности и стоимость дизельного топлива зависит от его марки, поскольку горючая жидкость делится на следующие виды в зависимости от температуры окружающей среды:
Учитывая температуру самовоспламенения ДТ (для летнего 69 до 119 °C, а для зимнего — от 62 до 105 °C), все виды данного топлива относятся к категории «Опасный груз», поэтому должны иметь соответствующую маркировку. Стоит добавить, что в перечне ООН под №1202 дизельное топливо располагается под первым номером, что говорит о высоких требованиях в плане обеспечения противопожарной безопасности.
Требования к перевозкам ДТ мелкими партиями и в цистернах
Согласно требованиям, дизельное топливо разрешается перевозить не только автомобильным, но также железнодорожным, морским и воздушным транспортом. Вместе с тем, наиболее распространенным средством транспортировки является автомобильный, где используются специализированные цистерны. Учитывая высокий класс опасности дизтоплива, при перевозке его в объеме, до 1000 литров, выделяют ряд требований:
При перевозке топлива в цистернах водитель должен иметь путевой лист, а также соглашение еврообразца о международных перевозках, если доставка осуществляется по СНГ. Помимо этого, транспорт обязан быть укомплектован порошковым огнетушителем, а также дополнительными средствами пожаротушения.
Особенности автомобильной перевозки дизельного топлива
Перевозчики хорошо знают о том, к какому классу относится дизтопливо, поэтому оснащают автомобили соответствующими средствами, которые обязаны быть при транспортировке опасного груза. Что касается особенностей перевозки, то здесь выделяют следующие:
Важно понимать, что любое дизельное топливо, какой класс опасности указывается в соответствующих документах, представляет собой огнеопасную жидкость. По этой причине крайне важно неукоснительно соблюдать технику безопасности при перевозке любого ДТ вне зависимости от марки и класса.
К какому классу опасности относится дизельное топливо?
К какому классу опасности относится дизельное топливо, и каковы нормативы перевозок? Дизельное топливо – опасный груз и к его перевозкам предъявляются строгие требования пожарной безопасности. В Перечне ООН 1202, ДТ стоит под первым номером.
Поэтому, при транспортировке дизтоплива должны строго соблюдаться необходимые правила пожарной безопасности. Каждый перевозчик опасных грузов должен иметь определенный пакет документов, который утвержден Правилами дорожной перевозки опасных грузов.
Перевозка ДТ мелкими партиями
Перевозки дизельного топлива осуществляются железнодорожным, морским, воздушным и автомобильным транспортом. Остановимся на требованиях к автомобильному транспорту, так как это на сегодня самый распространенный и недорогой способ перевозки ДТ небольшими партиями.
Перевозки ДТ до 1000 литров:
Количество перевозимого топлива определяется без учета ДТ, залитого в бак автомобиля.
Перевозки ДТ в цистернах
Требования к перевозкам нефтепродуктов указаны в ГОСТ 1510-84. Если автотранспортом перевозится топливо объемом свыше 1000 литров (1 кубический метр), то необходим пакет обязательных документов:
Требования к цистерне по перевозкам ДТ:
Топливная компания «ExpressDiesel» не только реализует по выгодным ценам все виды ДТ, но и предлагает перевозки топлива по северо-западному региону собственным автотранспортом, полностью соответствующим всем нормативам ГОСТ.
Классы опасности нефти и нефтепродуктов
Необходимость ГСМ, других нефтепродуктов для автотранспортной отрасли, смазки промышленного оборудования, машин, механизмов очевидны, но при всех преимуществах их использования, огромными недостатками являются свойства самостоятельно воспламеняться и сильно гореть.
Большинство нефтепродуктов при этом быстро испаряются и токсичны, способны электризоваться при транспортировке.
Такой «букет» отрицательных эксплуатационных характеристик формирует высокую степень пожароопасности нефти, а так же товарных продуктов получаемых из нее.
Резервуары хранения нефтепродуктов и сырой нефти
Классы опасности нефти и нефтепродуктов
Нефть – это природный токсин, при контакте с кожей приводит к сухости, стойкой пигментации, воспалительным процессам. Жидкие нефтепродукты опасны для человека, природной среды из-за наличия в них легко испаряющихся токсичных веществ, способных быстро вызвать острые отравления, характеризующиеся повышением возбудимости нервной системы, падением уровня кровяного давления, потерей обоняния.
Основной документ ГОСТ Р 51858-2002 Нефть. Общие технические условия.
Классы опасности нефти, нефтепродуктов определяют следующие нормативные документы:
ГОСТ 12.1.007-76 классифицирует все вещества по токсичности, степени комплексного вредного воздействия на человеческий организм путем вдыхания, попадания в желудок, на кожные покровы, способного привести к смерти:
Класс опасности по 12.1.007-76 для нефти, нефтепродуктов при транспортировке по трубопроводам, при операциях по отбору проб – 3 класс, то есть по степени воздействия на человека – это умеренно опасные вещества.
Класс опасности нефти, товарных продуктов при хранении в резервуарах, закрытых емкостях, таре и в ходе лабораторных исследований – 4 класс, что определяет их в таких условиях, как мало опасные вещества.
Пределы концентраций паров компонентов нефти, ее продуктов в воздухе производственных, складских помещений указаны в ГОСТ 12.1.005-88.
Кроме того, ГОСТ 31378-2009, регламентирующий технические условия всех видов сырой нефти, делит их на 4 класса в зависимости от содержания в них свободной серы и ее токсичных, обладающих высокой коррозионной активностью, химических соединений, включая сероводород – от малосернистой, где их до 0,6% до особо высокосернистых с содержанием больше 3, 51%.
По своим физико-химическим свойствам нефть, нефтепродукты относятся к ЛВЖ, а не к ГЖ.
Пожарная опасность нефти, нефтепродуктов – 3 класс опасности, согласно ГОСТ 19433-88, устанавливающего классификацию, маркирование опасных грузов и подразделяющего нефтепродукты на 9 классов опасности: от взрывчатых материалов – 1 класс, ЛВЖ – З класс опасности, до прочих опасных веществ, относящихся к 9 классу.
Отходы нефтепродуктов, к которым относятся шламы, а также отработанные нефтепродукты, по ГОСТ Р 57703-2017, регламентирующим обращение с такими отходами, их ликвидацию, по токсичности относит их также к 3 классу опасности.
Следует помнить, что степень их пожарной опасности нисколько не ниже, чем у товарных нефтепродуктов.
Выводы: к какому классу опасности относится нефть и нефтепродукты?
Сырая нефть по ГОСТ Р 51858-2002 в ходе производства работ по перекачке, отбору проб – к 3 классу – умеренно опасным веществам, при хранении в надземных, подземных резервуарах, в закрытой таре или лабораторных испытания – к 4 классу опасности – мало опасным веществам (п. 6.1- 6.5), пожарная опасность нефти (ЛВЖ)– 3 класс.
Источники:
ГОСТ 305-82 Топливо дизельное. Технические условия.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Diesel fuel. Specifications
Дата введения 1983-01-01
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
Т.Х.Мелик-Ахназаров, Е.М.Серегин, Б.А.Энглин, B.C.Азев, О.П.Наметкин, Т.Н.Митусова, А.А.Кукушкин, С.А.Бнатов, Ф.В.Туровский
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31 марта 1982 г. № 1386
3. ВЗАМЕН ГОСТ 305-73 и ГОСТ 4749-73
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
5. Ограничение срока действия снято по Протоколу Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)
6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (сентябрь 1997 г.) с Изменениями 1, 2, 3, 4, 5, утвержденными в апреле 1983 г., июне 1987 г., июне 1989 г., декабре 1989 г. и июле 1990 г. (ИУС 7-83, 11-87, 11-89, 4-90, 11-90)
Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, получаемое из продуктов переработки нефти.
Допускается изготовлять топливо с присадками, допущенными к применению в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
1.1. В зависимости от условий применения устанавливаются три марки дизельного топлива:
(Измененная редакция, Изм. № 4, 5).
1.2. По содержанию серы дизельные топлива подразделяются на два вида:
1.3. Коды ОКП дизельного топлива приведены в табл. 1.
3-0,2 минус 35, высший сорт
3-0,2 минус 35, первый сорт
3-0,2 минус 45, высший сорт
3-0,2 минус 45, первый сорт
Примеры условного обозначения
Топливо летнее с массовой долей серы до 0,2 % и температурой вспышки 40 °С:
Топливо дизельное Л-0,2-40 ГОСТ 305-82
Топливо зимнее с массовой долей серы до 0,2 % и температурой застывания минус 35 °С:
Топливо дизельное 3-0,2-35 ГОСТ 305-82
Топливо арктическое с массовой долей серы 0,4 %:
Топливо дизельное А-0,4 ГОСТ 305-82
Разд. 1. (Измененная редакция, Изм. № 4).
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Дизельное топливо должно быть изготовлено в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, утвержденной в установленном порядке.
2.2. По физико-химическим показателям топливо должно соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 2.
1. Цtтановое число, не менее
2. Фракционный состав:
50 % перегоняется при температуре, °С, не выше
96 % перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше
3. Кинематическая вязкость при 20 °С, мм/с (сСт)
4. Температура застывания, °С, не выше, для климатической зоны:
По ГОСТ 20287 с дополнением по п. 5.2 настоящего стандарта
5. Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны:
По ГОСТ 5066 (второй метод)
6. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже:
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин
для дизелей общего назначения
7. Массовая доля серы, %, не более, в топливе:
8. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более
9. Содержание сероводорода
10. Испытание на медной пластинке
11. Содержание водорастворимых кислот и щелочей
12. Концентрация фактических смол, мг на 100 смтоплива, не более
13. Кислотность, мг КОН на 100 смтоплива, не более
14. Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более
15. Зольность, %, не более
16. Коксуемость, 10 %-ного остатка, %, не более
17. Коэффициент фильтруемости, не более
18. Содержание механических примесей
19. Содержание воды
20. Плотность при 20 °С, кг/м, не более
21. Предельная температура фильтруемости, °С, не выше
1. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать и поставлять топливо марок А и З (с температурой застывания минус 45 °С) с цетановым числом не менее 40.
2. Топливо марки З с цетановым числом не менее 45 по требованию потребителей допускается вырабатывать с температурой застывания не выше минус 40 °С.
3. По согласованию с потребителем для дизельного топлива марки З, получаемого из летнего топлива с применением карбамидной депарафинизации, допускается температура помутнения не выше минус 11 °С при температуре застывания не выше минус 35 °С. Остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л.
4. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать топливо марки З (из летнего топлива) с температурой застывания минус 35 °С с применением депрессорной присадки, при этом остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л. Топливо с присадкой допускается к применению при температуре окружающего воздуха не ниже минус 15 °С.
5. Для дизельных топлив марок З и А, вырабатываемых из бакинских нефтей, допускается зольность не более 0,02 % (кроме топлив, предназначенных для газовых турбин) и концентрация фактических смол не более 60 мг на 100 смтоплива.
6. В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг КОН и концентрации фактических смол на 10 мг на 100 смтоплива.
7. Дизельное топливо марок Л, З, А высшего сорта должно выпускаться с нормами по показателям, указанным ниже:
коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более: для марки Л 0,20, для марок З и А 0,10;
10. Примечания 1-6 не распространяются на дизельное топливо всех марок высшего сорта, а также поставляемое на экспорт.
При поставке топлива на экспорт наряду с показателями, указанными в табл. 2, определяют и указываютв сопроводительной документации цвет по ГОСТ 2667 и предельную температуру фильтруемости по ГОСТ 22254.
11. Для техники, эксплуатируемой при подземных разработках и в карьерах, применяют топливо с содержанием серы не более 0,2 %.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3, 4, 5)
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Предельно допустимая концентрация паров топлива в воздухе рабочей зоны 300 мг/м.
Дизельное топливо относится к малотоксичным веществам 4-го класса опасности.
Топливо раздражает слизистую оболочку и кожу человека.
3.2. Оборудование, аппараты слива и налива, с целью исключения попадания паров топлива в воздушную среду рабочего помещения, должны быть герметизированы.
3.3. В помещениях для хранения и эксплуатации дизельного топлива запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении.
3.5. При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой, а при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.
3.6. При отборе проб, проведении анализа и обращении в процессе транспортных и производственных операций с топливом применяются индивидуальные средства защиты согласно типовым нормам, утвержденным Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС.
3.7. Емкости, в которых хранится и транспортируется топливо, а также трубопроводы должны быть защищены от статического электричества.
4.1. Дизельное топливо принимают партиями. Партией считают любое количество однородного по своим показателям качества топлива и сопровождаемого одним документом о качестве.
4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы от удвоенной выборки.
Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.
4.4. Показатель по п. 21 табл. 2 определяют для топлива, предназначенного для экспорта.
Характеристики дизельного топлива как опасного груза
Дизельное топливо жидкий светлый нефтепродукт с низкой температурой вспышки (до 60°C), легкоиспаряемый, взрывоопасный уже при концентрации в воздухе 2-3%, малотоксичный. Классифицируется как вещество 3 класса опасности, подкласс 3.3, номер ООН (UN) 1202.
Керосин характеризуется еще большей летучестью и испаряемостью, меньшим содержанием масел (легкая фракция). Горюч, температура вспышки в диапазоне 28-45°C, взрывоопасен, опасная концентрация в воздухе 2-3%. Класс опасности 3, подкласс 3.3, номер ООН (UN) 1223.
Транспортировка керосина и дизельного топлива
Доставка светлых нефтепродуктов осуществляется наливом в грузовых отсеках специализированных морских судов, в цистернах железнодорожным и автомобильным транспортом, а так же различными видами транспорта в емкостях меньшего объема.
Тара для перевозки и хранения керосина и дизельного топлива выполнена из прочного пластика, стали, алюминиевого сплава с защитным антистатическим внутренним слоем, с плотно завинчивающейся крышкой и прокладкой, обеспечивающей герметичность упаковки. Группа упаковки III.
Для целей перевозки и хранения тара должна быть промаркирована с указанием наименования, номера ООН (UN) вещества, класса опасности. Тара с дизельным топливом должна располагаться в транспортном средстве вертикально и быть надежно закреплена.
Перевозка дизельного топлива без соблюдения правил ДОПОГ разрешена в случае, если топливо предназначено для функционирования самого транспортного средства, либо транспортируемого в таре в количестве не более 60л.
Транспортировка керосина и дизельного топлива в количестве до 1000л разрешается без согласования маршрута и разрешения Минтранса, но транспортное средство должно быть промаркировано соответствующими табличками, согласно ДОПОГ.
Особенности автомобильной перевозки коммерческих партий дизельного топлива и керосина
Автоперевозки опасных веществ 3 класса осуществляются исключительно специализированными транспортными средствами.
Автомобиль и прицеп обязательно маркируются соответствующими знаками опасности:
Конструктивные особенности цистерны для перевозки светлых нефтепродуктов
Специальные требования к цистернам для перевозки нефтепродуктов, жидких горючих веществ – наличие техпаспорта, обязательная регистрация в Ростехнадзоре.
Правила безопасности на транспорте
Нормы заполнения транспортировочной тары для керосина и дизельного топлива — не более 95% объема емкости.
Дизельное топливо, и керосин при попадании на кожу и слизистые может вызвать жжение, местное раздражение. На поверхности воды, почвы образуют маслянистую, водонерастворимую, воздухонепроницаемую пленку, ограничивая доступ кислорода.
Перевозка дизельного топлива и керосина в количествах свыше 1000л подлежит согласованию в управлении автодорожного надзора с обязательным получением разрешения Минтранса.
Внимание! Вещества относятся к горючим. Не размещать вблизи открытого огня, избегать перегрева. Запрещено перевозить в одном транспортном средстве или в сцепке с окисляющими веществами (5 класса основной или дополнительной опасности).
Компания ФПОГ имеет большой опыт доставки газойлей, керосина и дизельного топлива различных составов, в том числе автопоездами на значительные расстояния.
Транспортировка опасных грузов по территории России, СНГ и Европы осуществляются на регулярной основе, поэтому маршруты движения уже согласованы заранее и заказчикам не придется терять время в ожидании необходимого транспорта и документов. Все виды перевозок опасных веществ осуществляются в соответствии с регламентом и требованиями ДОПОГ, с полным соблюдением режимов, мер контроля и техники безопасности, что делает доставку надежной и сохранной.
Получить консультацию специалиста относительно правил перевозки нефтепродуктов и топлива, а так же рассчитать стоимость перевозки вы можете, заполнив заявку внизу.