для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры

III. Примирительные камеры

для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры. Смотреть фото для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры. Смотреть картинку для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры. Картинка про для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры. Фото для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры. Смотреть фото для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры. Смотреть картинку для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры. Картинка про для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры. Фото для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры. Смотреть фото для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры. Смотреть картинку для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры. Картинка про для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры. Фото для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры. Смотреть фото для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры. Смотреть картинку для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры. Картинка про для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры. Фото для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры

для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры. Смотреть фото для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры. Смотреть картинку для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры. Картинка про для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры. Фото для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры

для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры. Смотреть фото для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры. Смотреть картинку для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры. Картинка про для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры. Фото для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры

II. Фабрично-заводские комитеты

I. 8-часовой рабочий день

Рабочего дня, организации фабрично-заводских комитетов

Фабрикантов и заводчиков о введении восьмичасового

Рабочих и солдатских депутатов и Петроградским обществом

Соглашение между Петроградским Советом

и примирительных камер (1917 г., марта 10)

Между Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов и Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков состоялось соглашение о введении на фабриках и заводах восьмичасового рабочего дня, фабрично-заводских комитетов и примирительных камер.

1) Впредь до издания закона о нормировке рабочего дня на всех фабриках и заводах вводится восьмичасовой рабочий день (8 часов действительного труда) во всех сменах.

2) Накануне воскресных дней работа производится в течение 7 часов.

3) Сокращение часов работы не должно влиять на раз­мер заработка рабочих.

4) Сверхурочные работы допускаются с согласия фаб­рично-заводских комитетов.

1) На всех заводах и фабриках учреждаются фабрично-заводские комитеты (советы старост), избранные из числа рабочих данного предприятия на основе всеобщего равно­го и т. д. избирательного права.

2) Задачей этих комитетов является: а) представитель­ство рабочих данного предприятия в их сношениях с пред­ставительными и общественными учреждениями; б) форму­лировка мнений по вопросам общественно-экономической жизни рабочих данного предприятия; в) разрешение вопро­сов, касающихся внутренних взаимоотношений между са­мими рабочими предприятия; г) представительство от рабо­чих перед администрацией заводов и фабрик и владельцами предприятий по вопросам, касающимся взаимоотношений между ними и рабочими.

1) Примирительные камеры учреждаются на всех заводах и фабриках для разрешения недоразумений, возникающих из взаимоотношений владельцев предприятий, администрации и рабочих.

2) Примирительные камеры состоят из равного числа выборных представителей от рабочих и администрации предприятия.

5) В случае, если примирительные камеры не достигнут соглашения между рабочими и предпринимателями, воп­рос переносится на разрешение Центральной примири­тельной камеры.

6) В Центральную примирительную камеру входят выбор­ные представители в равном количестве, как от Совета рабо­чих депутатов, так и от общества фабрикантов и заводчиков.

IV. Удаление мастеров или лиц администрации без раз­бора дела в примирительной камере, а тем более насиль­ственное удаление (самосуд) недопустимо[254].

§ 3. Изменения государственного строя России после Февральской революции

6 марта министр юстиции А. Ф. Керенский передал в Прави­тельствующий сенат подлинники актов об отречении Нико­лая II и отказе Михаила от царства. Сенат определил опублико­вать эти акты и в лице Керенского приветствовал новое прави­тельство, передав признательность за быстрое восстановление законности и порядка, и предоставил себя в распоряжение Временного правительства. Керенский произнес прочувство­ванную речь: «Счастлив, что на мою долю выпало передать в учреждение, созданное гением великого Петра для охраны права и законности, акты первостепенной важности, обнаро­дование которых завершает собою упразднение старого строя».

Активность, публицистичность, подчеркнутая демократич­ность поведения заметно отличали Керенского от последующих министров, имен которых население не успевало запоминать. Он возглавлял самые заметные акции Временного правитель­ства. Так, 2 марта он послал распоряжения иркутскому военно­му губернатору и енисейскому губернатору о немедленном и полном освобождении арестованных членов Государственной думы и обеспечении им почетного возвращения в Петроград. В этот же день он призвал адвокатуру (близкий ему институт — он сам был адвокатом) к участию в установлении истинного правосудия. Он приветствовал советы присяжных поверенных, «всегда стоявших на страже права и свободы народа», а также просил петроградский совет присяжных поверенных оказать Министерству юстиции содействие в действии реформирова­ния ведомства и создании правильного правосудия.

для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры. Смотреть фото для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры. Смотреть картинку для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры. Картинка про для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры. Фото для каких целей на промышленных предприятиях создавались в 1917 г примирительные камеры

Бурная деятельность Керенского привела его на должность военного и морского министра, а затем председателя Времен­ного правительства.

До созыва Учредительного собрания Временное правитель­ство сосредотачивало в своих руках законодательную и исполни­тельную власть. Оно стало высшим органом государства по воп­росам законодательства, надзора и верховного управления, заменив императора, Госсовет и Государственную думу, которая фактически не действовала с марта 1917 г. По вопросам, требу­ющим рассмотрения в законодательном порядке, правительство издавало постановления за подписью всех членов. В порядке вер­ховного управления, на основании действующих законов, изда­вались указы правительства и распоряжения министров.

С одной стороны, такая концентрация власти в революци­онный период должна была способствовать преодолению кри­зиса. С другой стороны, она противоречила программным уста­новкам кадетской партии, стремившейся к созданию правово­го государства. Поэтому для координации законодательной деятельности правительства в марте 1917 г. было создано Юри­дическое совещание. На него возлагались следующие обязаннос­ти: «обсуждение вопросов публичного права, возникающих в свя­зи с установлением нового государственного строя»; подготовка юридических заключений по законопроектам по поручению пра­вительства. Юридическое совещание состояло из 7 специалистов в области права во главе с кадетом Ф. Ф. Кокошкиным.

В Обращении к населению России (март 1917 г.) правитель­ство заявило, что считает своим долгом еще до созыва Учреди­тельного собрания начать реорганизацию государственного строя на новых принципах свободы, законности, равноправия. В первую очередь была объявлена полная амнистия по полити­ческим и религиозным делам, свобода слова, печати, собра­ний, отменены сословные, религиозные, национальные огра­ничения, смертная казнь, упразднена цензура.

В апреле 1917 г. правительство приняло постановление о со­браниях и союзах. Отныне все российские граждане имели пра­во «без особого на то разрешения образовывать общества и со­юзы в целях, не противных уголовным законам». Образованные общества и союзы получили право объединяться с другими об­ществами и союзами и иными организациями (в том числе с обществами и союзами, образованными за границей). Прину­дительное закрытие общества или союза становилось возмож­ным лишь по решению суда.

Временное правительство стремилось сохранить государ­ственный аппарат. Поэтому оно ограничилось упразднением жандармерии и полиции. В марте правительство отстранило от должности губернаторов и вице-губернаторов. Их обязанности были возложены на комиссаров Временного правительства, призванных осуществлять контроль за исполнением законов на местах. По инициативе Юридического совещания в мае 1917 г. было принято постановление «О судах по административным делам». Административный судья обладал правом рассматри­вать дела по протестам комиссаров правительства на местные органы и жалобы местных органов на комиссаров; по жалобам правительственных учреждений на земские органы.

В мае 1917 г. Временное правительство значительно расши­рило компетенцию земств. К ведению органов местного само­управления были отнесены вопросы охраны труда, создания бирж труда, общественных мастерских, устранение дороговиз­ны. Исполнительными органами земств стала милиция.

Однако первоочередными стали задачи, связанные с нор­мализацией экономической жизни страны и установлением со­циального мира. Временное правительство приступило к пла­номерному государственному регулированию экономической жизни и трудовых отношений. С этой целью формируется цент­рализованная система государственных регулирующих органов.

29 апреля 1917 г. было принято постановление правитель­ства «Об учреждении земельных комитетов». Повсеместно уч­реждались губернские, уездные, волостные земельные комите­ты, которые комплектовались на выборной основе. Возглавлял эту систему Главный земельный комитет. В их ведении находи­лись вопросы сельского хозяйства и эксплуатации земли. Коми­теты становились проводниками постановлений центральной власти на местах. Они имели право приостанавливать действия частных лиц, направленные к обесценению сельскохозяйствен­ных и муществ, если эти действия не вызывались общественной и государственной необходимостью, а также возбуждать перед Главным земельным комитетом вопросы об изъятии такого имущества из распоряжения частных лиц.

5 мая 1917 г. было создано Министерство продовольствия. В его компетенции находилось снабжение армии и населения продовольствием, содействие производству продовольствия, регулирование производства, потребления, цен на продукты и предметы первой необходимости.

В июне 1917 г. правительством был создан Экономический совет (орган, возглавивший всю регулирующую систему) и Главный экономический комитет (исполнительный орган при Совете). Экономический совет во главе с министром — председателем правительства должен был решать общие вопросы эко­номической политики. В его состав вошли все министры, пред­ставители Советов, кооперативов, влиятельных предпринима­тельских организаций, известные экономисты (П. Пальчин-ский, П. Струве, В. Громан, П. Маслов и др.).

Главный экономический комитет составили назначенные правительством представители министерств. Права Главного экономического комитета были чрезвычайно широки и заклю­чались в следующем:

— устанавливать планы снабжения и распределения продук­тов, предельные и твердые цены, планы массовых заготовок, планы и условия перевозок всех грузов, планы распределения рабочей силы;

— назначать реквизиции, принудительное изъятие недви­жимых имуществ и налагать секвестр;

— устанавливать основания закрытия предприятий или со­кращения их деятельности.

Временное правительство установило ряд государственных мо­нополий. 25 марта 1917 г. была введена государственная монопо­лия на торговлю хлебом. Постановление «О передаче хлеба в рас­поряжение государства и о местных продовольственных органах» требовало, чтобы хлеб передавался местным продовольственным органам по твердым ценам. В случае обнаружения скрытых запасов предусматривались реквизиции по половинной цене. Для «заве-дывания продовольственным делом» создавались губернские, уез­дные, городские и волостные продовольственные комитеты из представителей общественных организаций, местного самоуправ­ления. В их компетенции находились учет запасов, осуществление реквизиций, определение условий поставок продовольствия госу­дарству, контроль над ценами и т. д. Кроме того, комитеты обла­дали правом вмешиваться в систему хозяйствования (определяли количество постоянных и временных рабочих в хозяйстве).

16 июля 1917 г. было принято «Положение о передаче до­нецкого топлива в распоряжение государства и о государствен­ной монополии торговли донецким топливом». Все ранее зак­люченные коммерческие сделки объявлялись утратившими силу. Все донецкое топливо распределялось между потребите­лями на основании плана, составленного Особым совещанием по топливу. В случае отказа выполнять условия монополии пре­дусматривались реквизиции по половинной цене.

Временное правительство широко использовало нормирова­ние цен, чем ограничивало свободу торговли. Твердые цены были установлены на основные виды сырья (металлы, ткани, кожи и т. д.), топлива, сельскохозяйственную продукцию, часть готовых изделий (сельскохозяйственные машины и ору­дия). Твердые цены распространялись на казенные и частные поставки, их нарушение приводило к реквизициям.

5 мая 1917г. было учреждено Министерство труда во главе с меньшевиком М. И. Скобелевым. Государство в лице министер­ства должно было вмешиваться в социальные отношения и ре­гулировать трудовые конфликты. Оно состояло из шести отде­лов:

1. Отдел законодательных предположений;

2. Отдел охраны труда;

3. Отдел урегулирования взаимоотношений между трудом и капиталом;

4. Отдел социального страхования;

5. Отдел рынка труда;

6. Отдел статистики.

Позднее образовались три комитета: по распределению ра­бочей силы, послевоенной демобилизации и условиям труда на государственных предприятиях. 11 июля 1917 г. правительство издало закон о местных комиссарах Министерства труда. Ко­миссары труда назначались министром труда до момента созда­ния инспекций труда. Закон предусматривал назначение 40 комиссаров, но к концу августа их насчитывалось только 20. На комиссаров возлагались следующие обязанности:

— осуществлять надзор за исполнением трудового законода­тельства и страхованием рабочих;

— организовывать примирительные камеры и третейские суды;

— организовывать биржи труда и местную рабочую статис­тику;

— защищать интересы труда в регулирующих учреждениях.

Временное правительство настаивало на том, чтобы конф­ликты между трудом и капиталом подлежали обязательному примирительному разбирательству. Поэтому оно предпринима­ло шаги для организации разного рода примирительных учреж­дений. В марте 1917г. при участии правительства была образова­на Центральная примирительная камера в Петрограде. Позднее Примирительная камера появилась при Министерстве труда. 5 августа 1917 г. было издано Положение о примирительных уч­реждениях. Примирительные камеры организовывались по предприятиям, по районам, по отдельным отраслям промыш­ленности. Они состояли из равного числа рабочих и предпри­нимателей. В случае возникновения конфликта стороны обра­щались к комиссару труда с просьбой о возбуждении процесса. Однако решения примирительных камер не были принудитель­ными. В случае отказа сторон выполнить решение примиритель­ной камеры предусматривалась возможность обращения к третейским судам — высшим примирительным инстанциям. Решение третейского суда было обязательным. В случае недо­стижения соглашения между сторонами предусматривалась возможность обращения в Центральную примирительную ка­меру. В области земельных и сельскохозяйственных отношений обязанности разрешения споров возлагались на земельные ко­митеты. Они могли учреждать примирительные камеры по образцу третейских судов. Их решения являлись обязательными для сторон.

25 июля 1917 г. был принят закон об обеспечении рабочих на случай болезни. Согласно ему во всех промышленных пред­приятиях с числом рабочих не менее 5 человек учреждались больничные кассы. Взносы рабочих равнялись взносам пред­принимателей. Кассы передавались в управление рабочих.

19 августа 1917 г. правительство издало закон о биржах труда. Согласно закону в городах с числом жителей не менее 50 тыс. учреждались биржи труда. В их задачи входили регистрация спроса и предложений труда, сбор статистических сведений о безработных. Биржи образовывались из представителей рабочих и работодателей на паритетных началах. Биржи труда были бесплатными и соблюдали нейтральность. Предприятия, на кото­рых происходили стачка или локаут, не могли пользоваться ус­лугами бирж. Однако до конца октября было открыто только 27 бирж труда из намечавшихся 90.

В апреле 1917 г. вышло постановление правительства о рабо­чих комитетах. Рабочие комитеты учреждались на частных и ка­зенных предприятиях. Члены комитетов избирались на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Они под­лежали увольнению только по решению примирительных уч­реждений. К предметам ведения комитетов относились вопросы представительства рабочих предприятия перед администрацией (заработная плата, рабочее время, правила внутреннего распо­рядка и т. д.), правительственными и общественными учрежде­ниями. Рабочие комитеты должны были способствовать введе­нию экономической борьбы рабочих в организованные рамки и помочь правительству в его борьбе с экономическим кризи­сом и социальной конфронтацией.

На деле рабочие комитеты действовали за рамками закона. В правительство постоянно поступали заявления от промыш­ленников о фактах вмешательства фабзавкомов в распоряжения администрации и владельцев предприятий, о захватах управле­ния предприятий. В среде активистов фабзавкомов росло стрем­ление перейти от захвата отдельных предприятий к захвату уп­равления народным хозяйством в целом (резолюция I Конфе­ренции фабрично-заводских комитетов Петрограда от 1 июня 1917г.).

Возраставшие требования рабочих об увеличении заработ­ной платы заставили правительство ограничить прибыли про­мышленности для умиротворения народных масс. 12 июня были приняты три налоговых закона: об установлении едино­временного налога на доходы, о повышении ставок обложения по подоходному налогу и налогу на сверхприбыль (военную прибыль). Согласно этим законам, норма обложения высших доходов была доведена с 12,5 до 30%. Законы расширяли круг предприятий и частных лиц, подлежавших обложению налогом на военную сверхприбыль за 1916—1917 гг. Предельный размер обложения прибыли повышался до 90%.

Временное правительство не решило один из основных воп­росов революции — аграрный. Постановление по земельному вопросу от 19 марта провозгласило, что решение о проведении земельной реформы может принять только Учредительное со­брание. До его созыва министру земледелия было поручено провести подготовительную работу, собрать необходимые ма­териалы для решения земельного вопроса. Постоянные кресть­янские волнения заставили правительство принять постановле­ние «Об охране посевов» (11 апреля 1917 г.). Продовольствен­ные комитеты получили право контроля за обработкой земли. Незасеянные земли подлежали принудительной передаче в аренду другим земледельцам. В случае насильственной порчи посевов в результате народных волнений было гарантировано владельцам возмещение убытков. Окончательная дискредита­ция Временного правительства в глазах крестьянства произош­ла летом 1917 г., когда в деревню были направлены воинские отряды для принудительной реквизиции хлеба по твердым це­нам.

5 марта для заведования отдельными министерствами Ис­полнительный комитет Думы назначил особых комиссаров из состава депутатов. На Министерство юстиции были назначены В. А. Маклаков, М. С. Аджемов, В. М. Баскаков. Министром юс­тиции был назначен А, Ф. Керенский.

В связи с тем, что «между солдатами, населением и рабочи­ми возникают в городе печальные недоразумения», были обра­зованы временные суды, состоявшие из трех членов — мирово­го судьи, представителя армии и представителя рабочих, име­ющих равные права. Первое упоминание о временных судах датировано 3 марта, а 8 марта для них опубликована инструк­ция. Временным судам были подсудны деяния против личности и имущественной безопасности граждан, против общественно­го порядка и спокойствия, в том числе посягательства против общественного порядка и спокойствия, а также посягательства против нового порядка. Суд имел право налагать следующие наказания: выговор, замечание, внушение, штраф не свыше 1000 руб., арест не свыше 3 месяцев, тюремное заключение не свыше 1,5 лет. Более серьезные дела передавались в другие органы. Решения временного суда обжалованию не подлежали, но могли быть отменены Министерством юстиции в порядке надзора. Также в функцию судов входил надзор за тем, чтобы никого не содержали под стражей без надлежащего постановления Временного правительства. Всех неправильно задержан­ных суд должен был немедленно освобождать. Но благие наме­рения разошлись с действительностью. Прокурор Петроград­ской судебной палаты в смятении обращался к министру юсти­ции: число арестованных уже к середине марта достигло нескольких тысяч, положение осложняется с каждым днем; он предлагал образовать Комиссию по арестованным, включаю­щую председателя и членов — мирового судью, товарища про­курора, по одному представителю от Совета рабочих депута­тов, от общественного градоначальства, от Государственной думы, от Главного тюремного управления и от адвокатуры. Ко­миссия должна вести регистрацию арестованных; суды — рабо­тать в две смены, аресты — производиться только по письмен­ному приказу прокурора.

Указом 5 марта 1917 г. при министре юстиции была создана Чрезвычайная следственная комиссия для расследования про­тивозаконных действий бывших министров, главноуправляю­щих и других высших должностных лиц. Комиссия просуще­ствовала до Октябрьской революции. Деятельность ее заключа­лась в допросах высших царских чинов, генералов, придворных лиц, а также отдельных партий. Комиссия выявила множество фактов нарушения законности и принципов судопроизводства: гласности и несменяемости судей, независимости судей в рас­смотрении дел; зафиксировала случаи смягчения наказания погромщикам (черносотенцам, полицейским), применения те­лесных наказаний к политическим заключенным; установила факты невозбуждения или прекращения судебных дел в отно­шении секретных сотрудников полиции и провокаторов и т. п.

6 марта Временное правительство выпустило Указ об амни­стии. В документе говорилось о предании навсегда забвению де­яний, совершенных по политическим побуждениям (за исклю­чением побуждений изменнического свойства). 12 марта 1917 г. Временное правительство отменило смертную казнь.

Были изданы постановления об отмене розог, оков, смири­тельной рубашки, о сокращении на полсрока заключения жен­щин, облегчении участи лиц, совершивших уголовные пре­ступления. Льготы предоставлялись также выразившим готов­ность послужить Родине на фронте на передовых позициях. Ранее были определены льготы для женских батальонов. 17 марта 1917 г. Временное правительство выпустило постановление об облегчении участи лиц, совершивших уголовные пре­ступления, в котором предполагалось:

— заменить смертную казнь ссылкой в каторжные работы на 15 лет;

— освободить от наказания всех присужденных к наказанию не выше заключения в крепости и тюрьме;

— лицам, присужденным к каторге, сократить срок наполо­вину, бессрочную каторгу заменить срочною на 15 лет;

— лиц, выразивших готовность послужить Родине на поле брани в рядах защитников Отечества, условно освободить от наказания;

— наполовину сократить срок неотбытого наказания при добровольном возврате лиц, бежавших из мест заключения;

— распространить льготы на дезертиров, если они явятся не позже 1 мая (затем срок продлевался до 15 мая и т. д.);

— освободить от каторжных работ и перевести в разряд ссыльнопоселенцев несовершеннолетних лиц, осужденных в каторгу на срок менее 4 лет, и др.

Мероприятия в сфере юстиции проводились постоянно. Принимались документы о временном возложении на членов Петроградского окружного суда обязанностей мировых судей в пределах петроградского столичного и уездного судебно-миро-вых округов, о возврате залогов, установленных в качестве га­рантии явки к следствию и суду, и проч.

5 мая 1917 г. министром юстиции стал П. Н. Переверзев. Но­вые люди заняли многие ключевые посты. Руководителем Глав­ного тюремного управления был назначен профессор А. Жиже-ленко. Уже 8 марта 1917 г. он издал указ тюремной инспекции и администрации: «Прошу не забывать, что главная задача нака­зания — перевоспитание человека, имевшего несчастье впасть в преступление в силу особенностей своего характера или не­благоприятно сложившихся внешних обстоятельств. Все, что способно умалить личные достоинства человека, должно быть устранено из режима лишения свободы. Предлагается не при­менять телесных наказаний, наложение кандалов. Чины тюрем­ной администрации, нарушавшие тюремный долг или совер­шившие преступления по службе, немедленно предаются суду». 10 марта Главное тюремное управление созвало совещание об урегулировании мест заключения, обсуждались вопросы созда­ния единого «банка данных» — списка всех заключенных для выдачи справок о них в это запутанное время, вопрос взаимо­отношений с надзирателями — ставленниками старого режима и другие проблемы.

При Министерстве юстиции действовала Комиссия по по­милованию: министр принимал просьбы о помиловании или облегчении участи заключенных и передавал их для принятия решения Временному правительству. Вообще в Минюсте созда­валось множество комиссий по различным вопросам: Комис­сия, предназначенная разобраться с арестами в Кронштадте (создана 13 марта), Комиссия по пересмотру учреждения су­дебных установлений (провела совещание в мае), Комиссия по пересмотру уставов уголовного и гражданского судопроизвод­ства, Комиссия по пересмотру и введению в действие Уголов­ного уложении 1903 г. Временное правительство издавало много постановлений по проблемам юстиции: 26 апреля — об отмене ссылки, о должностях в Министерстве юстиции, 4 мая — о временном устройстве местного суда. Еще в 1912 г. в обязан­ность прокурорам было вменено особенно внимательно сле­дить за составом присяжных заседателей, которые, как счита­лось, зачастую не отвечают необходимым требованиям по сво­им человеческим и профессиональным качествам. Циркуляр Временного правительства Минюсту гласил, что такой надзор не соответствует закону, граждане России не нуждаются в опе­ке! 5 мая на особом совещании при Министерстве юстиции бурно обсуждался вопрос об обязательности в существующих условиях соблюдения принципа несменяемости судей. Новый министр высказался за возможность снятия судей, однако де­мократическое большинство с энтузиазмом отстояло этот принцип.

Но уже вскоре стали приниматься решения по ужесточе­нию правового режима. В июне 1917 г. председателям судебных мест было приказано вне очереди рассматривать дела о пре­ступлениях на железных дорогах и водных путях. 20 июня под­нимается вопрос о восстановлении уголовных дел, уничтожен­ных во время событий в конце февраля — начале марта 1917 г. 17 июля при Минюсте была организована Следственная ко­миссия для расследования степени участия отдельных частей войск и чинов гарнизона Петрограда и его окрестностей в вос­стании 3—5 июля 1917.г., 29 августа — Чрезвычайная комис­сия для расследования дела о бывшем Верховном главноко­мандующем генерале Корнилове и соучастников его. 19 сен­тября Министерство юстиции обратилось к прокурорам в связи с тем, что на местах в угрожающей степени участились случаи нарушения государственного порядка и правильного течения общественной и экономической жизни различными «самочинными» организациями, а также случайными скопи­щами, действующими под влиянием преступных подстрека­тельств. Чрезвычайно возросло количество тяжких общеуголов­ных посягательств — против личной свободы, жизни и имуще­ства граждан.

Быстрая смена главных действующих лиц стала постоянным признаком жизни общества в целом и деятельности Министер­ства юстиции в частности. 6 июля 1917 г. Временное правитель­ство освободило от возложенных обязанностей министра юсти­ции Переверзева.

10 июля министром юстиции и членом Временного прави­тельства назначается член Государственной думы И. Н. Ефре­мов, а 25 июля — А. С. Зарудный.

3 сентября Зарудный «освобождается согласно заявлению oi возложенных на него обязанностей по означенной должнос­ти», 25 сентября — присяжный поверенный округа Москов­ской судебной палаты П. Н. Малянтович назначается мини­стром юстиции. Еще в мае была упразднена назначаемая част! членов Госсовета. Последний министр юстиции Временногс правительства 20 октября 1917 г. дал распоряжение об аресте Ленина. 24—26 октября вооруженное восстание в Петрограде положило конец кризису верховной власти. Временное прави­тельство было низложено. ИзСмольного, тысячекратно повто­ренные по всей огромной стране и в мире, по-разному услы­шанные и воспринятые, прозвучали слова: «Социалистическая революция, о необходимости которой все время говорили большевики, свершилась!». И эти слова-набат были началом; дело же революции в многомиллионной и многонациональной России продолжалось более 70 лет и при всей своей неодноз­начности стало главным событием XX в.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *