для каких целей применяется стратегическая матрица макфарлана
Необходимое зло
Скудные ресурсы
Монополия
Свободный рынок
Первенство
Центральное планирование
В этом случае имеется центральный отдел, координирующий ИС-стратегию и бизнес-стратегию, а начальник ИС-отдела должен быть частью управленческого аппарата, занятого принятием решений.
Фирмы с такой стратегией обычно пытаются связать потребности фирмы с развитием ИТ и вкладывают в исследования крупные суммы. Необходима сильная поддержка высшего руководства.
В этом случае избегается бюрократия центрального планирования, менеджеры-пользователи решают, какие у них потребности в информации и как их удовлетворить, высшее управление не вовлекается в этот процесс.
Здесь отдел ИС является монопольным распространителем ИТ.
Когда менеджмент рассматривает ИТ как скудный ресурс, он пытается ограничить его использование. Главный вопрос здесь: сколько ресурсов займет проект и через какое время он окупится?
В этом случае фирма рассматривает ИТ как необходимое зло, которое нужно для достижения целей, и проект будет осуществляться лишь в случае, когда станет абсолютно необходим для достижения деловой цели.
В любое время фирма может применять одну из шести стратегий или смешивать их, при смене обстоятельств менять их, но это всегда глубокоинтеллектуальный труд.
Эта матрица похожа на матрицы, созданные Бостонской консалтинговой группой и General Electric и полезна для выбора стратегии фирмы.
Выделяются 4 класса фирм, на которые ИТ будет иметь различное влияние: стратегический класс, оборотни, фабричный класс, класс поддержки.
Стратегический класс. Сюда попадают фирмы, настоящее и будущее которых зависит от использования ИТ для ежедневной деятельности: банки, страховые компании и т.д. Фирмы этой категории должны придерживаться стратегии центрального планирования или первенства ввиду высокой корреляции между успешным использованием ИТ и успехом фирмы.
Оборотни. Эти фирмы не сильно зависят от ИТ, но могут в будущем планировать ее широкое применение, чтобы «подстелить соломки» своему конкурентному преимуществу. Такие фирмы должны придерживаться стратегии центрального планирования, первенства и свободного рынка.
Фабричных-класс. Это те фирмы, в которых хотя и может существовать зависимость повседневных операций от ИТ, но которые работают в отраслях, где ИС не может стать источником конкурентного преимущества. Здесь рекомендуется стратегия монополии и скудности ресурсов.
Класс поддержки. Такие фирмы обычно используют ИТ для поддержки, например системы пароля. Им рекомендуется стратегия скудности ресурсов, хотя возможны случаи применения монополии и свободного рынка.
Разработка стратегического плана ИС состоит из 4 шагов:
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Внедрение информационного менеджмента на предприятие
Главная > Реферат >Информатика
2. РЕШЕТКА ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Рик Маес построил концептуальную схему, которую можно назвать решеткой информационного менеджмента (см. рис. 1).
Рис. 1 Решетка информационного менеджмента
С помощью данной схемы можно описать любую организацию на операционном, структурном и стратегическом уровне. Окружение организации задано «ресурсами» и «средой». В этой решетке можно выделить три вертикали и три горизонтали (см. рис. 2)
Рис. 2 Вертикали и петли информационного менеджмента
2.1. Описание организации на основе решетки информационного менеджмента
С помощью решетки информационного менеджмента, построенной Риком Маесом, опишем предприятие «РуссАлко» на операционном, структурном и стратегическом уровне.
1. Инструмент информационного менеджмента: рутинная петля ИМ
На уровне рутинной петли осуществляется использование информации и ИТ в качестве стандартного ресурса или поддержки других ресурсов для обеспечения деятельности конечных пользователей. В ее рамках проявляются навыки и умения сотрудников, применяются стандартизированные ИТ-ресурсы. Применение новых технологий может порождать новую практику для работников организации. Механизмы групповой работы, характер приложений для конечных пользователей позволяет создавать механизмы обмена опытом, понимания общей схемы функционирования организации (уровень структуры).
Характеристика предприятия «РуссАлко», влияющие на свойства рутинной петли ИС:
Тип производства – производство и продажа алкоголя
Наличие запаздываний по выработке и реализации решений – отсутствуют
2. Петля мощности и решение задач управления ИС на структурном уровне организации
Петля мощности формируется структурным уровнем организации и информационной системы. Фактически она представляет собой цепочку бизнес-модель – архитектура ИС – ИТ-инфраструктура. Петля мощности определяет возможности организации, поскольку на рассматриваемом уровне ИТ принимает инфраструктурный характер. На уровне структуры определяется бизнес-модель, оргструктура организации, тип менеджмента, доминанта функций, процессов, проектов и интеллектуальной деятельности.
На вертикали «бизнес» (бизнес архитектура) в рамках петли мощности осуществляется создание бизнес модели организации, определение основных возможностей для бизнеса и перепланировка основных бизнес-процессов.
В рамках рассматриваемой петли определяется информационно-коммуникационная архитектура. Цель – развитие организационной информационно-коммуникационной ахитектуры и модели знаний.
Технологическая составляющая данной петли – организация технологических систем: по оборудованию, по управлению данными и знаниями, системным программным обеспеченьем. В данном узле решетки информационного менеджмента находятся базовые элементы ИТ-инфраструктуры ИС и прикладных систем.
Характеристика предприятия «РуссАлко», определяющие свойства петли мощности ИС:
Характер автоматизации – АСУП, АСУТП
Ориентация на знания
Иерархия управления, иерархия ИС и ИТ
Фрон-офисная и бэк-офисная системы, фронтальная ИС:
Способ создания ИС – установка ПО по автаматизациии и обучение персонала
Ориентация на функциональное разделение управленческого труда, на управление процессами, поддержку интеллектуальной деятельности, на управление проектами
Готовность руководства к риску и расширения бизнеса
Количество и разнообразие данных – обработка документооборота по продажам внутри организации
Методы формирования стратегической петли организации и портфеля приложений ИС:
На рассматриваемом уровне решетки ИМ определяются возможности организации в контексте конкурентной среды и бизнес миссии. Задача – определить дифференцирующие, стратегические возможности для бизнеса.
Идентификация и определение основных возможностей для бизнеса и использования ИТ и ИС – цель стратегической петли. Это включает в себя повторяющееся сканирование различных сред организации, «промеривание» ИС и ИТ, и изменение стратегической позиции организации.
На уровне стратегии осуществляется определение продуктов и услуг организации, позиционирование организации на рынке, выбор подходящего уровня операционного качества, дифференциации продукции и обслуживания. В рамках стратегической горизонтали принимаются решения о слияниях, партнерствах и стратегических союзах.
Информационно-коммуникационная вертикаль на этом уровне требует следующих решени::
Формирование общей внешней и внутренней информационно-коммуникационной стратегии организации, позиционирование организации по ее основной информационно-коммуникационной стратегии, определение информационно-коммуникационных базовых возможностей
Определение общей стратегии организации относительно управления знаниями
Определение возможностей использования и распространения информации и знаний
Решение об информационно-коммуникационном руководстве
Принятие решений о стратегических партнерствах с провайдерами технологий
Определение политики относительно стратегического решения сделать/купить информационно-коммуникационные технологии
При движении сверху вниз по решетке ИМ (автоматизация алкогольного бизнеса) произойдет сокращение штата персонала, а следовательно меньше затрат, сокращение рутинной работы, улучшение аналитических отчетов. Так же внедрения сайта-визитки, как части маркетинга и рекламы (адреса, контакты, схема проезда).
Инновация по внедрению сайта потребует найма web-разработчика и SEO-специалиста для разработки и продвижения в ТОП рейтинг поисковых систем. Возможна работа дистанционно (на дом или по интернету).
При автоматизации всего алкогольного предприятии достаточно одного специалиста, который настроит АСУ, обучит персонал.
2.2. Описание организации на основе решетки информационного менеджмента
Директор определяет стратегию развития организации (1 куб), структуру бизнеса (4 куб), занимается финансовыми операциями с бухгалтером (7 куб). Провизоры стратегически рассчитывают и делают заказы с помощью АСУ (2 куб). Торговые представители занимаются продажами и маркетингом (куб 8). Администратор занимается стратегий ИТ (куб 3) и решением технических процессов, поддерка АСУ (куб 9)
Рис. 3. Описание организации на основе решетки информационного менеджмента
2.3. Матрица МакФарлана
МакФарлан (McFarlan) предложил матрицу для позиционирования организаций (Strategic Grid McFarlan). Организации располагаются в рамках квадрантов данной матрицы в соответствии с степенью своей зависимости от ИТ. и ИС. Все ИС в организации могут быть сгруппированы в четыре класса, для чего используются две характеристики — текущая и будущая зависимость организации, подразделения или человека от ИТ.
Рис. 4 Матрица МакФарлана как инструмент информационного менеджмента
Оценка текущей зависимости предприятия от ИТ
1.Зависимость повседневных операций от ИТ – оценка по пятибалльной шкале: 5
2. Надежность защиты информации – оценка по пятибалльной шкале: 3
3. Обеспечение обмена данными между ранее разработанными ИС и другими программными продуктами, функционирующими на предприятии – оценка по пятибалльной шкале: 4
4. Оперативность работы сотрудников – оценка по пятибалльной шкале: 4
Оценка будущей зависимости предприятия от ИТ
1.Возможность ИС стать конкурентным преимуществом – оценка по пятибалльной шкале: 3
2. Модификация существующего бизнеса за счет использования ИС – оценка по пятибалльной шкале: 3
3. Возможность консолидации информации – оценка по пятибалльной шкале: 4
4. Наличие специальных средств анализа состояния системы в процессе эксплуатации – оценка по пятибалльной шкале: 3
5. Усиление каналов сбыта за счет использования ИТ – оценка по пятибалльной шкале: 4
Среднее значение будущей зависимости организации от ИТ и ИС равно примерно 4.
Текущая зависимость от ИТ.
Будущая зависимость от ИТ.
Рис. 5 График позволяющий определить местонахождение предприятия в матрице МакФарлана
Потенциальные системы — те, у которых текущая зависимость низка и возможна высокая будущая зависимость (важные для достижения успеха в будущем — экспертные системы, и т.п.). На данный момент предприятие «РуссАлко» относится к потенциальным системам, так как она в будущем будет зависеть от системы АСУ.
Любая вновь создаваемая система относится к классу потенциальных. На ее создание уже тратятся ресурсы, текущей зависимости не существует, однако будущая зависимость возможно велика. «Правильное» движение — потенциальная ИС —> стратегическая ИС —» ключевая ИС. При таком движении происходит исчерпывающее использование возможных воздействий ИТ. на бизнес. На данный момент организация движется в «правильном» направлении. В будущем при завершении автоматизации будет происходить движение по квадрантам матрицы МакФарлана. Из потенциальной ИС перейдет в стратегическая ИС.
Описание ОАО «ТрансКредитБанк» на основе решетки информационного менеджмента
Рис. 1 Решетка информационного менеджмента
С помощью данной схемы можно описать любую организацию на операционном, структурном и стратегическом уровне. Окружение организации задано «ресурсами» и «средой». В этой решетке можно выделить три вертикали и три горизонтали (см. рис. 2)
Опишем «Рис. 2 Вертикали и петли информационного менеджмента
ТрансКредитБанк» с помощью решетки информационного менеджмента на операционном, структурном и стратегическом уровне.
Рутинная петля ИМ
На уровне рутинной петли осуществляется использование информации и ИТ в качестве стандартного ресурса или поддержки других ресурсов для обеспечения деятельности конечных пользователей. В ее рамках проявляются навыки и умения сотрудников, применяются стандартизированные ИТ-ресурсы. Применение новых технологий может порождать новую практику для работников организации. Механизмы групповой работы, характер приложений для конечных пользователей позволяет создавать механизмы обмена опытом, понимания общей схемы функционирования организации (уровень структуры).
Характеристика «ТрансКредитБанка», влияющие на свойства рутинной петли ИС:
· Тип производства – расчетно-кассовое обслуживание, прием вкладов физических и юридических лиц, обмен валюты.
· Наличие запаздываний по выработке и реализации решение – отсутствует.
· Особая роль знания – экономическое образование для управляющих и персонала.
· Использование автоматизированных и традиционных ИТ – система банк-клиент.
· Ориентированная на массовое обслуживание клиента и не клиентоориентированная организация – ОАО «ТрансКредитБанк» ориентировано на физических и юридических лиц.
Петля мощности и решение задач управления ИС на структурном уровне организации
Петля мощности формируется структурным уровнем организации и информационной системы. Фактически она представляет собой цепочку бизнес-модель – архитектура ИС – ИТ-инфраструктура. Петля мощности определяет возможности организации, поскольку на рассматриваемом уровне ИТ принимает инфраструктурный характер. На уровне структуры определяется бизнес-модель, оргструктура организации, тип менеджмента, доминанта функций, процессов, проектов и интеллектуальной деятельности.
На вертикали «бизнес» (бизнес архитектура) в рамках петли мощности осуществляется создание бизнес модели организации, определение основных возможностей для бизнеса и перепланировка основных бизнес-процессов.
В рамках рассматриваемой петли определяется информационно-коммуникационная архитектура.
Цель – развитие организационной информационно-коммуникационной архитектуры и модели знаний.
Технологическая составляющая данной петли – организация технологических систем: по оборудованию, по управлению данными и знаниями, системным программным обеспеченьем. В данном узле решетки информационного менеджмента находятся базовые элементы ИТ-инфраструктуры ИС и прикладных систем.
Характеристика ОАО «ТрансКредитБанк», определяющие свойства петли мощности ИС:
· Ориентация на знания
· Иерархия управления ИС и ИТ
· Фрон-офисная и бэк-офисная системы, фронтальная ИС
· Способ создания ИС – установка ПО по автаматизациии и обучение персонала
· Ориентация на функциональное разделение управленческого труда, на управление процессами, поддержку интеллектуальной деятельности, на управление проектами
· Готовность руководства к риску и расширения бизнеса
· Количество и разнообразие данных – обработка документооборота по вкладам внутри организации
3. Методы формирования стратегической петли банка и портфеля приложений ИС:
На рассматриваемом уровне решетки ИМ определяются возможности банка в контексте конкурентной среды и бизнес миссии. Задача – определить дифференцирующие, стратегические возможности для бизнеса.
Идентификация и определение основных возможностей для бизнеса и использования ИТ и ИС – цель стратегической петли. Это включает в себя повторяющееся сканирование различных сред организации, «промеривание» ИС и ИТ, и изменение стратегической позиции организации. В рамках стратегической горизонтали принимаются решения о слияниях, партнерствах и стратегических союзах.
Матрица МакФарлана
МакФарлан (McFarlan) предложил матрицу для позиционирования организаций (Strategic Grid McFarlan). Организации располагаются в рамках квадрантов данной матрицы в соответствии с степенью своей зависимости от ИТ. и ИС. Все ИС в организации могут быть сгруппированы в четыре класса, для чего используются две характеристики — текущая и будущая зависимость организации, подразделения или человека от ИТ.
Рис. 3 Матрица МакФарлана как инструмент информационного менеджмента
Оценка текущей зависимости банка от ИТ:
1. Зависимость повседневных операций от ИТ – оценка по пятибалльной шкале: 5
2. Надежность защиты информации – оценка по пятибалльной шкале: 5
3. Обеспечение обмена данными между ранее разработанными ИС и другими программными продуктами, функционирующими на предприятии – оценка по пятибалльной шкале: 5
4. Оперативность работы сотрудников – оценка по пятибалльной шкале: 5
Среднее значение текущей зависимости организации от ИТ и ИС равно 5.
Оценка будущей зависимости предприятия от ИТ:
1. Возможность ИС стать конкурентным преимуществом – оценка по пятибалльной шкале: 4
1. Модификация существующего бизнеса за счет использования ИС– оценка по пятибалльной шкале: 5
2. Возможность консолидации информации – оценка по пятибалльной шкале: 4
3. Наличие специальных средств анализа состояния системы в процессе эксплуатации – оценка по пятибалльной шкале: 5
4. Усиление каналов сбыта за счет использования ИТ– оценка по пятибалльной шкале: 5
Среднее значение будущей зависимости организации от ИТ и ИС равно (≈5).
Рис. 4 График позволяющий определить местонахождение предприятия в матрице МакФарлана
Организация «ТрансКредитБанк» попадает в куб стратегических ИС.
Стратегические системы — те, у которых текущая зависимость и будущая зависимости высоки. В настоящее время ОАО «ТрансКредитБанк» относится к стратегическим системам.
Первоначальное позиционирование ИС или организации в квадранте матрицы МакФарлана не является «пожизненным». Возможен переход из одного квадранта в другой.
Рассмотрим возможные стратегии для ОАО «ТранКредитБанк» с данным типом стратегических систем:
Определение потребности предприятия в типе необходимой информационной системы на основании матрицы МакФарлана (на примере ООО «DNS»)
Defining the needs of the enterprise type information system on the basis of the matrix of MacFarlan (on the example of LLC «DNS»)
Выходные сведения: Борисов С.А., Колесов К.И. Определение потребности предприятия в типе необходимой информационной системы на основании матрицы МакФарлана (на примере ООО «DNS») // Иннов: электронный научный журнал, 2016. №1 (26). URL: http://www.innov.ru/science/economy/opredelenie-potrebnosti-predpriyati/
Авторы:
Борисов Сергей Александрович, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Нижний Новгород, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, управление и финансы», e-mail: ser211188@yandex.ru
Колесов Кирилл Игоревич, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Нижний Новгород, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, управление и финансы»
Borisov Sergei Aleksandrovich, Nizhny Novgorod state technical University n. a. R. E. Alekseev, Nizhny Novgorod, Russian Federation, candidate of economic Sciences, docent of the Department «Economics, management and Finance», e-mail: ser211188@yandex.ru
Kolesov Kirill Igorevich, Nizhny Novgorod state technical University n. a. R. E. Alekseev, Nizhny Novgorod, Russian Federation, candidate of economic Sciences, docent of the Department «Economics, management and Finance»
Компании, работающие в классе производственных систем, используют информационные системы в своей повседневной деятельности. Вместе с тем, их использование, как правило, не может привести к созданию ключевых преимуществ в отрасли. Как правило, в данном классе используются такие системы, как: MRP,ERP, WMS.
Класс поддержки – в нем информационные технологии используются исключительно для поддержки (например, для смены пароля).
Рассмотрим применение матрицы МакФарлана для выбора класса информационной системы, которая может быть применена для совершенствования бизнес-процессов на ООО «DNS».
Компания DNS является российской компанией, которая специализируется на продаже компьютерной, цифровой и бытовой техники, а также производитель компьютеров (сборочное производство). На начало 2015 года сеть насчитывала более 940 магазинов в 350 городах России.
Практически перед любым современным предприятием возникают определенные трудности, которые необходимо решать определенными управленческими методами.11. В ходе анализа работы компании «DNS» было замечено, что компания в связи с большим количеством покупателей не успевает обслужить всех клиентов. Прежде всего это связано с тем, что при покупке товара информационная система долго занимается опознаванием товара по артикулу, в связи с этим теряется часть клиентов. Также это связано с тем, что в редких случаях корпоративная база даёт сбои, и из-за этого образуются очереди в кассу.
Таким образом, возникает потребность в совершенствовании информационного обеспечения на предприятии. Для выбора типа средств совершенствования достаточно удобным инструментом, как указывалось выше, является Матрица МакФарлана. Проиллюстрируем, как компания может применить данный инструмент для выбора требуемого класса информационной системы.
Определим, к какому классу будет относиться необходимая нам информационная система. Для облегчения решения данной задачи сначала воспользуемся матрицей МакФарлана, рис.1.
Для определения класса информационной системы сначала опишем координаты точек, соответствующих каждому из классов системы. Исходя из ранее высказанных соображений, имеем следующие логические соотношения: вспомогательные ИС (низкая текущая зависимость от ИТ, низкая будущая зависимость от ИТ), ключевые ИС (высокая текущая зависимость от ИТ, низкая будущая зависимость от ИТ), потенциальные ИС (низкая текущая зависимость от ИТ, высокая будущая зависимость от ИТ), стратегические ИС (высокая текущая зависимость от ИТ, высокая будущая зависимость от ИТ).
Кроме того, приведем формулs для расчета уровня текущей и будущей зависимости компании от ИТ. Она может быть записана в следующем виде (1):
СЭО (х) = , (1)
Формула для нахождения будущей зависимости предприятия от ИТ схожа по виду с формулой (1) и может быть представлена в следующем виде (2):
СЭО (y) = , (2)
В общем случае, количество параметров n и m может не совпадать.
В качестве параметров для оценки текущей зависимости компании от ИТ могут быть рассмотрены следующие: [9,10,12,14]
-зависимость повседневных операций от информационной системы (в том числе зависимость предприятия от скорости обработки поступающей информации, наличие специализированных инструментов для специфических отчетов);
-надежность защиты информации (включая возможность проверки прикладной информационной системы стандартными средствами операционных систем и внутренние системы защиты информации в самой прикладной информационной системе);
-обеспечение обмена данными (включая интегрируемость формата файлов, используемых в информационной системе, с другим программным обеспечением, необходимым для работы, возможность импорта/экспорта файлов в течение требуемого промежутка времени);
-оперативность работы сотрудников (включая легкость освоения работы с системой, скорость реагирования системы на вводимые пользователем данные),
-функциональная локализация ИС (выполнение информационной системы функций, предусмотренных технической спецификацией).
В качестве параметров (критериев) для оценки будущей зависимости компании от использования информационной системы могут быть рассмотрены следующие:
— возможность ИС стать конкурентным преимуществом (например, с помощью информационной системы определенные транзакции могут осуществляться быстрее, чем традиционным, ручным способом, улучшения имиджа компании, принятие ее пользователями как современной из-за использования информационных систем);
— модификация существующего бизнеса за счет использования информационных систем (например, в банковской сфере различные электронные продукты, такие как электронные деньги, карты, личные кабинеты на сайте в сети Интернет и др.);
-возможность консолидации информации (например, внедрение одной информационной системы вместо нескольких, концентрация информации из различных информационных систем в одном информационном хранилище);
— наличие специальных средств анализа состояния системы (возможность системы к восстановлению работоспособности);
— усиление каналов сбыта за счет использования ИТ(например, клиенты могут узнать больше о фирме, у который существует сайт в сети Интернет, многие современные потребители любят совершать покупки с использованием интернет-сайта).
Оценка текущей зависимости предприятия от ИТ по пятибалльной шкале осуществлялась по следующим параметрам:
2. Надежность защиты информации – (3)
3. Обеспечение обмена данными – (3)
4. Оперативность работы сотрудников – (4)
5. Функциональная локализация ИС – (2)
Среднее значение экспертной оценки между параметра, характеризующее текущую зависимость от ИТ:
СЭО (x) = = 2,8.
Среднее значение текущей зависимости организации от информационной технологии и информационной системы – 2,8 балла.
Оценка будущей зависимости предприятия от ИТ по пятибалльной шкале осуществлялась по следующим параметрам:
1. Возможность ИС стать конкурентным преимуществом – (4)
2. Модификация существующего бизнеса за счёт использования ИС – (5)
3. Возможность консолидации информации – (5)
4. Наличие специальных средств анализа состояния системы – (4)
5. Усиление каналов сбыта за счет использования ИТ – (5)
Среднее значение экспертной оценки между параметра, характеризующее будущую зависимость от ИТ:
СЭО (у) = = 4,6.
Среднее значение будущей зависимости организации от ИТ и ИС – 4,6 балла.
Далее, после выбора класса наиболее предпочтительной системы, необходимо выбрать параметры(критерии) для сравнительного анализа информационных систем данного класса, представленных на рынке. В качестве таких критериев могут быть рассмотрены, например, такие как: стоимость, надежность, степень интегрируемости с другими программными продуктами, отказоустойчивость и т.п. После этого, одной из разновидностей экспертного метода может быть выбрана наиболее предпочтительная информационная система к внедрению.
Таким образом, матрица МакФарлана является очень важным шагом в выборе наиболее предпочтительной информационной системы, ее задача состоит в отсеве решений, которые не соответствуют решению проблемы, представленной перед предприятием, тем самым упрощая дальнейшую процедуру выбора наиболее подходящей организации информационной системы.
Так, выбранный в рамках данной статьи, класс потенциальных информационных систем предполагает использование следующих стратегий в области информационных систем и ресурсов: центральное планирование, первенство и свободный рынок. Это означает, что несмотря на то, что на текущий момент времени организация может и не чувствовать острой необходимости в приобретении или совершенствовании информационных систем, в данном случае, систем управления взаимоотношениями с потребителями (CRM), однако в дальнейшем наличие и стабильная работа таких информационных систем смогут стать дополнительным конкурентным преимуществом компании.
1. Борисов С.А. Выбор эффективных инновационных решений в области информационных систем управления: Дис. канд.экон.наук, Н.Новгород, 2013.- 197 с.
2. Борисов С.А. Определение «информационной интенсивности» организации с использованием матрицы МакФарлана / С.А.Борисов, А.Ф.Плеханова//Российское предпринимательство.-2013.- №6 (228 ).- С.76-81
3. Борисов С.А. Выбор эффективной информационной системы для автоматизации деятельности предприятия./С.А. Борисов, Д.Ю.Ковылкин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.-2013.-№06 (53).-С.102-108
4. Борисов С.А. Выбор информационного обеспечения для управления проектами/ С.А. Борисов, А.Ф. Плеханова // Материалы XI Всероссийской школы-конференции молодых ученых 9-12 сентября 2014 года «Управление большими системами».- Москва.-2014.- С.508-519.
5.Годин В.В. Управление информационными процессами в информационных системах организаций: Дис. доктора экон.наук, Москва, 2005.- 347 с.
6. Годин В.В. Информационные технологии и требования к менеджеру 21 века // Менеджмент в России и за рубежом, 2001. № 2.
7. Григорьева Д. Р. Место криптовалюты в информационных технологиях в экономике / Д. Р. Григорьева, Л. И. Багирова // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 53-55.
10. Зайцев Д.А., Корнилов Д.А. Разработка алгоритма совершенствования информационного обеспечения инновационной деятельности IT-предприятий / Д.А. Зайцев, Д.А. Корнилов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2015. №6/2015 (78). URL: http://www.uecs.ru
11.Иванов С.Н. Информационные технологии в экономике/С.Н.Иванов, С.А. Кузьменко, А.В. Харьковский//Горный информационно-технический бюллетень (научно-технический журнал), 2007. №2, том 17.
13. Новикова В.Н. Оценка инновационной деятельности в экономических системах при наличии неуправляемых факторов: Дис. канд.экон.наук, Н.Новгород, 2011.
14. Сингина А. А. Управление ИТ-рисками при эксплуатации информационных систем / А. А. Сингина, М. В. Набока // Технические науки в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, май 2011 г.). — М.: Ваш полиграфический партнер, 2011. — С. 22-25.
16. Шушкин М. А. Интернет вещей: информационное обеспечение инновационной деятельности предприятий как ключевой фактор их конкурентоспособности // Экономика и бизнес: теория и практика, 2015. № 8, С. 146-148.
17. Bhavani. Information technology in India, its previous and current status, future and impact on other sectors, 01-Aug-2011. Available at: http://www.indiastudychannel.com/resources/143597-Information-technology-in-India-its-previous-and-current-status-future-and-impact-on-other-sectors.aspx
18.Gokul,N. Information Technology- a full review, 13-Mar-2012. Available at: http://www.indiastudychannel.com/resources/149926-Information-Technology-full-review.aspx
19. McFarlan, F. W. (1981). «Portfolio approach to information systems.» Harvard Business Review (September-October 1981): 142—150
20. Manjini, A. IT sectors growth in India and there scope in future, august-2011. Available at: http://www.indiastudychannel.com/resources/143586-IT-sectors-growth-in-India-and-there-scope-in-future.aspx
2. Borisov S.A. Opredelenie «informacionnoi intensivnosti» organizacii s ispolzovaniem matrici MakFarlana./S.A.Borisov_ A.F.Plehanova//Rossiiskoe predprinimatelstvo.2013. №6 (228), p.76- 81
3. Borisov S.A. Vibor effektivnoi informacionnoi sistemi dlya avtomatizacii deyatelnosti predpriyatiya./S.A. Borisov, D.Yu.Kovilkin//Aktualnie problemi gumanitarnih i estestvennih nauk.2013, №06 (53), p.102-108
6. Godin V.V. Informacionnie tehnologii i trebovaniya k menedjeru 21 veka // Menedjment v Rossii i za rubejom, 2001. № 2.
7. Grigoreva D. R. Mesto kriptovalyuti v informacionnih tehnologiyah v ekonomike [Tekst] / D. R. Grigoreva, L. I. Bagirova // Molodoi uchenii. — 2015. — №7. — p. 53-55
13. Novikova V.N. Ocenka innovacionnoi deyatelnosti v ekonomicheskih sistemah pri nalichii neupravlyaemih faktorov. Dis. kand.ekon.nauk. N.Novgorod, 2011.
14. Singina A. A. Upravlenie IT_riskami pri ekspluatacii informacionnih sistem [Tekst] / A. A. Singina_ M. V. Naboka // Tehnicheskie nauki v Rossii i za rubejom_ materiali mejdunar. nauch. konf. g. Moskva, mai 2011 g. — M._Vash poligraficheskii partner, 2011. — p. 22- 25.
17. Bhavani. Information technology in India_ its previous and current status_ future and impact on other sectors_ 01_Aug_2011. Available at: http//www.indiastudychannel.com/resources/143597_Information_technology_in_India_its_previous_and_current_status_future_and_impact_on_other_sectors.aspx
18. Gokul,N. Information Technology- a full review, 13-Mar-2012. Available at: http://www.indiastudychannel.com/resources/149926-Information-Technology-full-review.aspx
19. McFarlan_ F. W. _1981,. «Portfolio approach to information systems.» Harvard Business Review _September_October 1981, p.142—150