для каких целей в интернет создают порталы
Как правильно ставить задачи для сайта
Все веб-студии или интерактивные агентства начинают общение с обратившимся к ним клиентом с того, чтобы выяснить, а что же, собственно, ему нужно. Тем не менее, за 15 лет развития индустрии мало что изменилось, и до сих пор встречаются вот такие перлы.
При этом во время общения с клиентом прямо чувствуется его отношение типа «давайте пропишем уже эти скучные цели-задачи, и наконец-то поиграем шрифтами». В массе заказчики не измеряют отдачу от сайта: удивительно, но их интересует сам процесс работы над сайтом, а не выгода, которую он принесёт.
В то же время и исполнители, говоря о целеполагании для сайтов, часто говорят скорее о функциональности, нежели собственно о целях.
«Цели-задачи» — это что-то вроде веб-девелоперского карго-культа: большинство студий ставит макет аэропорта из соломы («Сайт должен предоставлять посетителю всю необходимую информацию и формировать солидный имидж компании») и ждёт, когда с неба свалится ящик с консервами.
Поведение потребителя в «цифровую эпоху»
За последние 100 лет человечество очень хорошо научилось продавать нужные и ненужные вещи и услуги, и продолжает набирать обороты. Чтобы лучше продавать, маркетологи создавали разнообразные модели того, как потребитель принимает решение о покупке.
Каждый маркетолог слышал про AIDA (которой уже почти 100 лет) и про «воронку продаж». Особенности этих моделей в их линейности: считается, что потребитель движется по прямой линии, на каждом этапе снимая какое-то возражение и приближаясь к покупке. Линейными моделями активно оперируют до сих пор (включая модные в интернет-маркетинге лидогенерацию и конверсию), но во многих отраслях они уже не работают.
Дело в том, что сегодняшний потребитель устроен так же, как и раньше: он пытается решить свои проблемы с максимальной выгодой для себя. Но у потребителей появились новые возможности для быстрого получения огромного количества информации от других людей, и они стали вести себя немного по-другому.
Между моментом, когда потребитель вспомнил набор брендов, способных решить его проблему, и моментом приобретения товара или услуги ощутимо усилился этап «активной оценки альтернатив». Именно на этом этапе мы лезем в Интернет изучать характеристики товара, читать отзывы других людей, читать обзоры, и так далее.
Сегодня бизнесы уделяют очень много внимания воздействию на потребителя на начальном этапе и этапе покупки (с помощью ATL и BTL), но не сосредотачиваются на этапах активной оценки альтернатив и опыта использования, где влияние зачастую наиболее сильно и ценно.
Сайт как инструмент влияния
Есть несколько идей, о которых мы как исполнители обязаны сообщать заказчикам на предпроектном этапе общения с ними. Просто чтобы убедиться, что они понимают, чего они хотят. Эти идеи напрямую влияют на целеполагание.
1. Сайт как место коммуникации и сайт как продукт
Исторически сложилось, что рынок относится к сайтам как к программному обеспечению — что-то вроде Microsoft Word или пасьянса «Косынка», но открывающемуся в браузере. Мы позаимствовали некоторые языки программирования, подход к разработке, и, к сожалению, загнали своё мышление в рамки.
Безусловно, многие сайты являются скорее программным обеспечением: это сервисы для организации работы, хранения данных, обработки картинок и т.п.
Но огромное количество сайтов (к которым относятся практически все корпоративные сайты и интернет-магазины) гораздо ближе по смыслу к рекламе. Они обеспечивают общение бизнеса с потребителями в попытке убедить их купить (или продолжать покупать) продукт или услугу.
2. Сайт не работает без посетителей
Логичное, но часто забываемое наблюдение — сайт не работает без посетителей. Аудитории. Трафика. Живых людей, которые будут заходить на сайт, потому что им там что-то надо.
Поток посетителей на сайт обеспечивают другие инструменты — поисковая оптимизация, контекстная и баннерная реклама, наружная реклама (с адресом сайта на ней), социальные медиа и так далее.
Следовательно, когда мы говорим о задачах именно сайта (а не интернет-деятельности бизнеса в целом), мы должны говорить только о том, как сайт будет воздействовать на поток посетителей с определёнными характеристиками. Конвертировать. Побуждать к целевому действию.
3. Сайту нужен контент
С точки зрения посетителя сайт представляет собой набор страниц, связанных друг с другом ссылками. С точки зрения бизнеса сайт — это множество точек контакта с посетителем, которые должны выгодно влиять на его дальнейшее поведение (а не просто на некую информированность, осведомлённость и т.п.).
В случае сайта как места коммуникации, повлиять на поведение можно одним-единственным способом — с помощью контента, наиболее ценного для посетителя в данный момент времени с точки зрения содержания и оформления.
Именно контент играет решающую роль в удержании пользователей на нужной для бизнеса траектории «путешествия потребителя», так как он формирует уникальный опыт и переживания, ассоциируемые с бизнесом или брендом (см. Google по запросам «content marketing», «storytelling», «branded content» и смежным).
Яркий пример контент-центрированного подхода содержится в стратегии компании «Coca-Cola» по работе в новых медиа. Крайне рекомендую посмотреть презентацию в двух частях.
В случае сайта как продукта главную роль по-прежнему играет положительный пользовательский опыт использования, поэтому для них важны такие инженерные материи, как проектирование UX (user experience) и юзабилити.
4. У места коммуникации нет главной страницы
Заказчики сайтов привыкли к подходу «я утвержу главную страницу, а дальше пусть менеджер сам разбирается». Проработке главной страницы обычно уделяется основное внимание, а внутренние «дорисовываются».
Однако, у сайта как места коммуникации сегодня нет действительно «главной» страницы. Такой сайт — это набор страниц, на любую из которых посетитель может попасть первой, а первая и является главной в деле его удержания на сайте.
Конечно, большинство сайтов строятся по принципу «дерева», потому что а) мы так привыкли, и б) это довольно естественно с точки зрения навигации. Но в реальности карта потоков посетителей выглядит примерно вот так.
Казалось бы, вывод из этого — что все страницы одинаково важны, и проработке каждой страницы нужно уделять одинаково большое внимание.
Но и это тоже неверно. Каждая страница важна настолько, насколько важна степень влияния на конкретного потребителя в конкретный момент времени.
Если раздел «История компании» реально нужен только директору компании и никак не влияет ни на какие целевые группы, его можно прорабатывать с меньшей тщательностью. Если крупнейшим потенциальным клиентам (которых всего 0,01% от всех посетителей сайта) нужны убедительные доказательства надёжности компании для того, чтобы задуматься о сотрудничестве, то его нужно прорабатывать очень тщательно.
5. Правило одного клика
Долгое время умы веб-мастеров и маркетологов занимало неписаное «правило трёх кликов», согласно которому пользователь должен иметь возможность найти любую интересующую его информацию на сайте в три клика.
Сегодня это правило морально устарело. Если мы работаем на существующем спросе, то посетители попадают на сайт по клику из поисковика по релевантному запросу, с контекстной или медийной рекламы. В идеале они должны попадать сразу на страницу с нужной им в данный момент информацией, не совершив больше вообще никаких кликов.
Мы предлагаем «правило одного клика»: пользователю должно быть достаточно изучить ту страницу, куда он попал, чтобы совершить один клик, максимально выгодный для него с точки зрения «путешествия потребителя».
Если контент, продукт, сервис представляют ценность для потребителя и он вовлечён в коммуникацию, то не играет никакой роли, какое количество кликов он сделает, чтобы удовлетворить свою потребность.
Если контент для потребителя полностью бесполезен, лучший клик, который он может и должен сделать — по крестику в браузере, закрывающему окно или вкладку.
Как ставить задачи для сайта?
1. Всё-таки, цели или задачи?
Сначала разберёмся, чем плоха карго-формулировка «цели-задачи», на аналогии с молотком как инструментом для забивания гвоздей.
Человек | Бизнес | |
---|---|---|
Миссия Чего вообще хочет? | Увеличить комфорт своей жизни | Увеличить комфорт жизни собственников и сотрудников |
Цель Чего конкретно хочет? | Построить экологичный деревянный дом за год | Заработать диджиталлион долларов за год |
Задачи Какими действиями будет достигать? | — Спланировать дом — Купить материалы — Купить инструменты — Построить дом по плану | — Спланировать процесс (бизнес- и маркетинговая стратегии) — Создать инструменты реализации стратегии — Реализовать стратегию |
Инструменты Что поможет решить задачи? | — Молоток и гвозди — Пила — Краски и кисточка | — Сайт — Поисковая оптимизация — Контекстная реклама |
Назначение инструментов Засчёт чего инструмент будет способствовать решению задачи? | Молоток и гвозди нужны для скрепления досок между собой и в данном проекте этот способ более выгоден, чем использование шурупов и отвёртки, либо верёвок для связывания. | Сайт нужен для эффективной коммуникации с потребителями на стадии активной оценки альтернатив, так как спрос на предлагаемый товар сформирован и достаточно велик. |
Таким образом, у сайта самого по себе не может быть цели, как нет цели у лежащего на столе молотка. Цель есть у бизнес-проекта по интернет-продвижению.
Сайт может быть предназначен для решения определённых задач, причём задачи будет решать бизнес (чтобы забить гвоздь, молотком надо махать), а не сайт сам по себе.
Те задачи, для решения которых предназначен сайт, должны быть продиктованы формальной или подразумеваемой стратегией (бизнеса, маркетинга, продаж), и увязаны в некую систему, которую должны одинаково понимать заказчик и веб-студия.
2. Задачи и требования
Назначение инструмента влечёт за собой его функциональные характеристики: молоток должен быть твёрдым и тяжёлым, иметь удобную рукоятку и долгое время не разрушаться. Промышленные дизайнеры, основываясь на этих характеристиках (или требованиях, называйте, как хотите) и используя свои методики, придумывают конструкцию молотка, подбирают материалы и создают инструмент.
Назначение сайта — эффективная коммуникация с потребителями на разных этапах их «путешествия», помощь в наиболее выгодной реализации их потребностей. Следовательно, задачи более низкого уровня, которые помогает решать сайт, связаны с воздействием на определённых посетителей.
Формулировка задачи должна отвечать на вопросы: какие именно люди и что именно должны сделать в результате взаимодействия с сайтом. Для каждой формулировки вы должны уметь объяснить, почему именно они должны делать именно это.
3. Измеримость результата и показатели эффективности
Я вижу возмущение наиболее продвинутых маркетологов: «А где же конкретные цифры?!»
Их нельзя взять из предыдущего опыта, из головы или с сайтов конкурентов, потому что они не подходят. Кто сказал, что конверсия интернет-магазина в 0,1% — это плохо? Всё зависит от аудитории, продуктов, позиции на рынке, известности компании, качества входящего трафика, и только в самом конце — от качества проработки сайта.
4. Идеальный сферический процесс разработки сайта в вакууме
Правильный подход к работе над сайтом выглядит следующим образом.
Сегодня в «обычном» для рынка процессе разработки сайта часть этих этапов либо выкидывается, либо осуществляется веб-студиями (которые не являются маркетологами), из-за чего вложения в интернет-продвижение оказываются не настолько эффективными, насколько могли бы.
Пример блока «Назначение сайта»
Клиника «Улыбка-плюс» — современный стоматологический комплекс, расположенный в центре города, оснащённый современным оборудованием и имеющий в штате высококлассных специалистов.
Маркетинговая стратегия, позиционирование и коммуникативные принципы клиники представлены в документе «Маркетинговая стратегия клиники „Улыбка-плюс“».
1. Назначение сайта
2. Задачи и требования
Сайт должен способствовать в решении следующих задач. (Мы отвечаем на вопрос «Что должно произойти в результате взаимодействия с сайтом?»)
3. Показатели эффективности сайта
Создание интернет-портала
Среди прочих услуг, предлагаемых компаниями, занимающимися разработкой и продвижением сайтов, часто можно найти достаточно дорогой пункт – «Создание интернет-портала». О том, какую пользу может принести портал вам и вашей организации, о типовых этапах разработки и о ценообразовании читайте в нашем материале.
Заказать создание интернет-портала
Что такое интернет-портал
Интернет-портал – в своем роде, новостной сайт, на котором также несколько раз в день появляется актуальная информация но новости – лишь часть функционала этого вида сайтов.
На интернет-порталах ежедневно общаются тысячи пользователей. Они сами создают новые темы для обсуждения, пишут комментарии к уже существующим новостям, делятся публикациями в соцсетях и выполняют множество других действий. Через некоторое время такой портал может разрастись до нескольких сотен или тысяч страниц.
Интернет-порталы обычно имеют два варианта использования.
Первый – корпоративный интернет-портал. Он принадлежит конкретной компании и создан исключительно для внутреннего использования. На таком портале могут храниться инструкции, размещаться корпоративные новости, вестись обсуждение проектов и прочее. Доступ к порталу имеют только сотрудники компании.
Второй – открытый портал. Самый простой пример – городской портал, где помимо новостей всегда присутствует большое количество разнообразных тем. Также популярны открытые тематические порталы, принадлежащие коммерческим сайтам или печатным изданиям.
Какую пользу вам может принести собственный портал
Если вы имеете большой объем полезной информации в определенной области и хотите поделиться ей – создайте портал. Он практически мгновенно привлечет заинтересованных пользователей. Достаточно большая их часть превратится в постоянных посетителей и создаст сообщество, которое будет автоматически рекламировать ваш портал в сети. Ваша выгода – популярность и большое количество посетителей.
Идеальным вариантом получения прибыли с порталов всегда являлась реклама во всех ее проявлениях. Это могут быть как отдельные платные объявления или баннеры, так и коммерческие статьи и обзоры. В любом случае в вашем распоряжении будут сотни страниц, где можно разместить эту рекламу и тысячи потенциальных покупателей, видящих объявления ежедневно.
Создание портала: основные этапы
Создание интернет портала, открытого для пользователей, чаще всего строится по одной схеме. Рассмотри основные этапы:
Специалисты компании-разработчика проводят исследование я с целью выявления целевой аудитории будущего портала и ее интересов. В качестве источника информации могут выступать существующие порталы смежной или похожей тематики.
Параллельно осуществляется определение потребностей будущей аудитории, выявление необходимого функционала и наиболее подходящего варианта представления информации.
Создание прототипа, наглядно показывающего структуру портала. На прототипе проводятся тесты на простоту и понятность использования. Параллельно разрабатывается дизайн, соответствующий целевой аудитории.
Производится верстка и дополнительное программирование. Итогом данного этапа является создание функционирующего портала.
Следующий этап применяется не всегда, но является достаточно важным: производится техническое тестирование на пользователях с различным уровнем знаний. Так как портал охватывает достаточно широкую аудиторию, необходимо убедиться, что любому посетителю, независимо от возраста и опытности, будет удобно и легко им пользоваться. Удобство и простора – залог популярности, напрямую связанной с коммерческой успешностью.
Завершающий этап – исправление обнаруженных недочетов и открытие ресурса для поисковиков, чтобы на него начали попадать первые посетители. Для ускорения популяризации может проводиться рекламная кампания.
Вышеназванные этапы в большей степени присущи только информационно-развлекательным порталам. Создание интернет-портала для компании может существенно отличаться, так в этом случае весь процесс основывается исключительно на требованиях организации-заказчика.
Сколько стоит создание портала
Интернет-портал считается сложной разработкой, так как необходимо реализовать и отладить работу сотен страниц и различных функций. Стоимость технически сложных проектов всегда значительно выше разработки типового сайта, поэтому ценник на создание портала в среднем начинается от 360 тысяч рублей в месяц. Годовой бюджет разработки, развития и поддержки нестандартного корпоративного портала может достигать 4.5 миллиона рублей.
В Cetera, вы можете заказать разработку интернет-портала за безлимитную абонентскую плату в 360 тысяч рублей в месяц. В абонентскую плату включена и разработка, и поддержка, и неограниченное развитие портала после его запуска.
Цели создания сайта
В настоящее время развитие любого направления требует от владельца проекта иметь собственный сайт, который представит этот проект в интернете. Сегодня сайт — это визитная карточка любой компании.
Чтобы создать хороший сайт, следует четко определиться с целями — для чего он создается? Чем он поможет в развитии? Для этого перед началом создания веб ресурса стоит тщательно продумать цели и задачи которые он будет решать.
Цели создания сайта – служат ориентиром для его будущей структуры, навигации, наполнения сайта, а так же определяют выбор платформы для его разработки.
Отличия в целях и задачах сайтов
Можно выделить два основных вида сайтов, различающихся по своим целям:
Коммерческие цели это:
Вот, только небольшой список задач, которые могут выполнять сайты:
В зависимости от цели и поставленных задач следует определиться с видом сайта. Хотя все они похожи и имеют общие характеристики, все же отличия существуют и мы поможем с ними разобраться.
Сайт — визитка
Один из самых простых сайтов, который знакомит клиента с компанией, услугами, товарами и их стоимостью, отзывами предыдущих клиентов и контактами фирмы. Сайт небольшой, содержит 3-5 страниц и создается для маленьких фирм или частных предпринимателей, предлагающих 1-2 вида услуг.
Корпоративный сайт
Та же “Визитка” только с большим функционалом и содержанием. Такие сайты создаются для средних и крупных компаний, которые уже много лет успешно работают на рынке и достигли определенного статуса. Сайт отличается большим количеством информационных разделов, которые содержится на многих страницах. На них представлена информация об:
Многие корпоративные сайты содержат виджеты, позволяющий онлайн-общение с посетителями или предлагающие онлайн-сервисы по подбору продукции или ее параметров.
Интернет-магазин
Этот вид сайта создается для продажи товаров. Такой сайт содержит каталог товаров с ценами и информацию об формировании заказа, способах доставки и оплаты. Существуют интернет-магазины, предусматривающие только получение информации о покупателе, с которым, после формирования заявки, связывается представитель фирмы и уточняет все детали покупки, на каких условиях клиенту удобнее получить и оплатить приобретение.
Основной целью создания интернет магазина является продажа товара своим посетителям.
Новостной сайт
Новостями интересуются практически все пользователи интернета. Именно потому новостные сайты так популярны. Особенностью этого вида веб-ресурса является ежедневное обновление содержания для максимального привлечения аудитории. Такой сайт содержит статьи с заголовками, главной задачей которых является заинтересовать как можно больше посетителей.
Web-портал
Web-порталы объединяют интерактивные сервисы, содержащие различную информацию — новости, объявления, форумы. Порталы, которые ограничиваются определенными рамками — портал города, тематический портал — садоводы, водители и т.п. Для создания такого вида сайта необходимы большая команда мастеров, которые создадут и будут администрировать ваш веб-ресурс.
У каждого веб портала есть свои цели и задачи в зависимости от тематики, которую он представляет.
Лэндинг
Лэндинг создается на одной странице для донесения до своей целевой аудитории только одного сообщения.
Его создают для достижения одной из трех целей:
В отличие от обычного сайта, который может предлагать большой выбор товаров или услуг, у лендинга другая задача — он сконцентрирован на одном виде товара или услуги. Попав на лэндинг, у посетителя есть только два варианта — закрыть его или оставить свою заявку в случае заинтересованности. Посетитель не всегда готов тратить время на детальное изучение предложений. На лэндинге все предельно понятно — вот четко изложенное предложение, вот кнопка, по которой вы его можете заказать. Лэндинг является отличным инструментом для тестирования новых ниш, а также продажи отдельных товаров и услуг.
Блог
Это онлайн дневник, в котором автор публикует информацию от своего имени. Здесь передается личное мнение ведущего блог на различные ситуации, события, происходящие в мире или жизни блогера. Целями создания блогов являются:
Форум
Целью создания форума является живое общение группы пользователей. Выбирается определенная тема, которую посетители обсуждают, делятся своими знаниями, опытом, советами.
Интернет-сервис
Такие сайты создаются для того, чтобы автоматизировать для посетителя определенный процесс — рассылка почты, оплата услуг, специализированные калькуляторы (ипотека, кредит), навигационные программы. Интернет-сервисы могут создаваться как самостоятельные сайты, и как часть всех остальных типов веб-ресурсов.
Что общего в целях различных сайтов
Какой тип сайта вы бы не выбрали — цель остается одна — донести к пользователю информацию так, чтобы в дальнейшем получить от этого прибыль. Для этого стоит позаботиться о следующих характеристиках вашего сайта, которые помогут в достижении вашей цели:
КАЧЕСТВО СТРУКТУРЫ
Структурой сайта называют последовательность страниц и из связей между собой. Она должна быть четко продуманной и спланированной еще на начальных стадиях разработки веб-ресурса. Основные преимущества, которые дает качественная структура:
Качество структуры сайта повышает лояльное отношение пользователей, продвигает ресурс в верхние строки поисковых систем и позволяет избежать переделок и изменений уже действующего веб-ресурса.
КАЧЕСТВО ДИЗАЙНА
Качественный и продуманный дизайн сайта позволяет посетителю быстро, просто и удобно найти и ознакомиться с информацией, которая опубликована на сайте. Дизайн является одной из ключевых составляющих. Он оказывает влияние на посетителя, мотивируя на ознакомление с предложенными товарами, услугами или информацией. Это своего рода искусство, призванное достичь определенной цели и создающееся с соблюдением определенных правил. Существуют четыре главные аспекта, которые показывают всю важность качественного дизайна:
СКОРОСТЬ РАБОТЫ
Скорость работы сайта это параметр, влияющий на поведенческие показатели пользователей и рейтинг ресурса в поисковиках.Долгая загрузка сайта приведет к тому, что в большинстве случаев посетитель покинет его, увеличив таким образом процент отказа, что в свою очередь повлияет на перемещение вашего сайта на низшие позиции в рейтинге поисковика.
Индексация поисковиками
Перед тем, как ваш сайт появится в результате поисковой выдачи, он должен быть проиндексирован поисковой системой. Это значит, что робот-поисковик посетил ваш сайт, проанализировал его и внес в базу данных поисковой системы. На скорость индексации влияет количество внешних ссылок на ваш сайт. Чем раньше ваш сайт будет проиндексирован, тем быстрее он появится в базах поисковиков и начнет работать.
Удобство для пользователей
Удобство для пользователей сайта — это юзабилити — показатель того, насколько пользователю удобно работать с интерфейсом вашего сайта, насколько он понятен и прост. Существует 5 параметров юзабилити:
Юзабилити сайта напрямую связан с его продвижением и достижением главной цели, которую вы ставите перед собой. Понятно, что чем удобнее посетителям будет находиться и работать с вашим ресурсом, тем больше вероятность, что он совершит те действия, которые вы от него ожидаете — купит товар, подпишется на рассылку, зарегистрируется.
Как правильно определить цели для сайта
Чтобы правильно определить цель, с которой создается сайт, сопоставьте задачи, вашей компании и типы веб ресурсов. Так, например, продавать товары и принимать оплаты посредством сайта удобнее всего будет через интернет-магазин. Для продажи рекламы оптимально будет создать информационный SEO-сайт. Для продажи товара — Лендинг.
Так же, рекомендуем вам ответить для себя на несколько вопросов:
Ответы на эти вопросы, помогут вам понять, какой тип веб ресурса вам необходим для того, чтобы организовать эффективное взаимодействие с вашими клиентами по продаже товаров и услуг.
В случае, когда вы ставите перед вашим проектом несколько целей, которых можно достичь созданием нескольких видов веб-ресурса, вам стоит определиться с одним, приоритетным направлением. Иначе вы можете потерять эффективные показатели веб-ресурса.
Заказать разработку целей для сайта
Для того, чтобы ваш сайт стал успешным, следует очень ответственно отнестись к каждому этапу его разработки и создания. К нам обращаются клиенты, которые не всегда могут сами разобраться в видах сайтов, их целях, задачах, которые они выполняют. Наши специалисты перед непосредственным созданием веб-ресурса, тщательно изучают проект клиента, анализируют его компанию, стиль и специфику работы, учитывают его вкусы и предпочтения. Весь этот процесс происходит в постоянном сотрудничеств с клиентом, каждый нюанс детально обсуждается, учитываются все моменты.
Заказать разработку целей, как и сам сайт вы можете в нашей компании. Мы — команда профессионалов, создаем сайты любой сложности. У нас вы можете заказать как полностью разработанный сайт, так и помощь на любом этапе его создания. Мы тщательно изучаем направления вашей деятельности, концепцию вашего проекта и создаем цели, которые должны быть достигнуты вашим веб-ресурсом.