для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования

Всё включено: что такое инклюзивное образование

для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Смотреть фото для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Смотреть картинку для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Картинка про для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Фото для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования

Закон гарантирует одинаковые права на образование всем детям без исключения. Но в случае с инвалидами, особенно ментальными, на практике реализация этого права не всегда складывается просто. Нередко в интернатах и школах к таким детям лепят ярлык «необучаемых» и не делают попыток объяснить им хотя бы основы арифметики, чтения и письма. В итоге во взрослую жизнь выходят люди не только без предметных знаний, но и часто без элементарных навыков самообслуживания. Как же устроена система образования для детей с нарушениями умственного развития, разбирались «Известия».

Не всё включено

для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Смотреть фото для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Смотреть картинку для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Картинка про для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Фото для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования

Под определением «ментальная инвалидность» обычно понимают самые разные отклонения: аутизм, дефекты речи, шизофрению, эпилепсию, умственную отсталость. Людей с подобными заболеваниями сложно объединить в одну группу, что в свою очередь затрудняет и разработку единых подходов к их образованию. Кто-то в состоянии освоить программу 5–6-х классов общеобразовательной школы, а у кого-то могут возникнуть сложности даже с чтением и письмом.

Долгое время основными образовательными учреждениями для детей с особенностями развития были коррекционные школы и интернаты. Они должны были обеспечивать и обучение, и воспитание, и лечение, способствуя дальнейшей интеграции в общество. В отличие от обычных школ, в таких учреждениях к работе подключается целый штат специалистов — дефектологи, тифло- и сурдопедагоги, логопеды, олигофренопедагоги. Они могли оказывать помощь детям по разным направлениям.

Главным минусом такого формата обучения эксперты называют изолированность, которая не позволяет ребенку оценивать свои возможности, сравнивать себя со здоровыми сверстниками. В качестве решения проблемы предлагается инклюзивное обучение, которое подразумевает создание безбарьерной образовательной среды и активное вовлечение инвалидов в жизнь общества.

для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Смотреть фото для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Смотреть картинку для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Картинка про для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Фото для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования

В последние годы такую модель стали развивать и в России.

— Первые инклюзивные классы появились усилиями родителей. Сейчас в Москве уже более 300 школ, которые работают по этой системе, — рассказывает «Известиям» эксперт фонда «Обнаженные сердца», клинический психолог Татьяна Морозова. — Важно понимать, что инклюзивные классы — это не те места, где «все равны» и особенности ребенка игнорируют. Это класс, где детям с этими особенностям помогают участвовать в обучении, общении, социальной жизни.

для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Смотреть фото для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Смотреть картинку для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Картинка про для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Фото для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования

По закону родители могут прийти в общеобразовательную школу с заключением медико-педагогической комиссии и их ребенку должны создать все необходимые условия для обучения, начиная с технического оснащения, заканчивая сопровождающим его специалистом-тьютором.

Правда, на деле всё складывается не так легко. Специалистов, которые знают, как работать с такими детьми, в обычных школах нет.

— Ребенку с ментальной инвалидностью показаны особое обучение, специально разработанные способы подачи учебного материала. Притом для каждого типа нарушения методы свои. Это и подобранная визуализация, и частая повторяемость, и постепенность нагрузки.

Большая разница у детей и в темпе усвоения нового материала. Например, знакомство с буквой «А» в обычном классе проходит за один урок. Ребенку с умственной отсталостью на это нужна неделя. Кроме того, такие дети быстро устают и начинают скучать, сидеть под партой, ходить по классу, кричать, хулиганить, — рассказывает Марина Сторина, педагог вспомогательной школы, работающая в своей сфере более 20 лет.

Справляться с такими ситуациями учителям приходится своими силами. Даже тьюторов, которые должны сопровождать детей и помогать в образовательном процессе, в России пока не хватает. Так, на деле инклюзивность чаще всего оборачивается тем, что руководство школы просит родителей забрать ребенка на домашнее обучение, тем самым уничтожая сам принцип включения в социум.

для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Смотреть фото для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Смотреть картинку для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Картинка про для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Фото для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования

Занятия в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья

для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Смотреть фото для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Смотреть картинку для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Картинка про для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Фото для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования

Ситуацию пытаются исправить энтузиасты. С 2016 года компания Ingka Centres вместе с региональной общественной организацией инвалидов «Перспектива» запустила федеральный проект «На урок — вместе», который призван повысить уровень инклюзивной культуры в России. В его рамках оборудуют ресурсные комнаты для занятий, проводятся обучающие семинары и тренинги для учителей, ведется работа с самими школьниками. Последнее, уверены эксперты, особенно важно.

— На «Уроках доброты» детей учат пониманию и толерантному отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья, и уже сейчас мы видим, что ситуация начинает постепенно меняться. В охваченных проектом регионах уровень толерантности к особенным детям и готовность к развитию инклюзивного образовательного формата ощутимо повышается, — уверяет София Трофимова, генеральный директор Ingka Centres в России.

Сменить приоритеты

для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Смотреть фото для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Смотреть картинку для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Картинка про для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Фото для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования

Помимо организации сопровождения и создания дружелюбной атмосферы, для нормального обучения ребенка с ментальными нарушениями нужно менять и сам подход к образованию. Он не должен сводиться к попытке «для галочки» освоить стандартные школьные предметы, уверены специалисты.

— Если до 4–5-го класса дети могут учиться как все, то дальше им становится сложно. Появляются такие дисциплины, как физика, химия, которые с ментальными нарушениями не освоить. Здесь нужно бы разработать индивидуальный маршрут, чтобы у ребенка была возможность уйти на другие предметы, — объясняет Елена Ворошилова, ведущий научный сотрудник ФГНУ «Институт управления образованием РАО.

Оптимальной заменой «сложных» предметов специалисты считают уроки по развитию трудовых навыков.

Мы не говорим о том, что эти дети пойдут на высшее образование, но очень важно, чтоб они могли жить сами, обслуживать себя, создать семью, трудиться. Абстрактные предметы и понятия им даются сложно, но зато предметно-практическая деятельность усваивается прекрасно. К сожалению, в школах с инклюзивной системой, которые я знаю, такой возможности нет, — делится Ворошилова.

для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Смотреть фото для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Смотреть картинку для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Картинка про для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Фото для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования

для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Смотреть фото для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Смотреть картинку для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Картинка про для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Фото для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования

Такого же мнения придерживается и Ирина Буфетова, дефектолог клиники неврологии и эпилептологии «EpiJay».

— На мой взгляд, оптимальная задача для родителей и учителей ребенка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья. — «Известия») — сделать его полезным членом общества, то есть дать ему возможность овладения хотя бы минимальными профессиональными навыками. Как правило, это возможно. Главное — грамотно выстроить образовательный маршрут: развивать мотивацию, желание работать, умение контролировать себя и свои порывы.

Не менее важно, по мнению эксперта, помнить и о бытовых моментах: учить детей распоряжаться деньгами, платить за коммунальные услуги, готовить пищу, избегать мошенников.

Пока ребенку с ментальными нарушениями не будут давать такие базовые знания, говорить о дальнейшем образовании для них не приходится. Оно может быть лишь номинальным.

— Многие московские колледжи открыли группы для детей с инвалидностью. Туда берут всех более-менее вменяемых выпускников спецшкол, а потом выясняется, что программу они не тянут. Но поскольку деньги нужны всем, их как-то доучивают до конца и проводят через экзамены, понимая, что работать они всё равно не будут, — рассказывает Екатерина Зотова, журналист и педагог спецшколы.

для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Смотреть фото для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Смотреть картинку для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Картинка про для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Фото для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования

Организовать подобные занятия в рамках стандартной школьной программы, по мнению специалистов, затруднительно, поэтому для детей со сложными расстройствами предлагается создать спецклассы внутри общеобразовательных школ. Так у них будет возможность и заниматься по собственной программе, и одновременно участвовать в жизни школы, общаться со сверстниками.

Не всё потеряно

Особенно остро в России стоит проблема школ-интернатов и психоневрологических диспансеров, куда обычно попадают дети со сложными нарушениями.

— По закону они также имеют право на образование. Многие из них не могут самостоятельно посещать школу. К ним должны приходить педагоги, но практика, к сожалению, печальная. В интернатах содержится по 400 человек, на них — две нянечки, которые успевают памперсы поменять да бутылочку дать. Ни о каком обучении и воспитании речи вообще не идет. И это самая страшная судьба, — уверена Елена Ворошилова.

для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Смотреть фото для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Смотреть картинку для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Картинка про для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Фото для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования

Занятия с детьми в Центре лечебной педагогики

для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Смотреть фото для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Смотреть картинку для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Картинка про для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Фото для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования

С клеймом «необучаем», которое обычно ставят на подопечных интернатов, эксперты не согласны. Определенными навыками самообслуживания большинство из них все-таки может овладеть. Более того, нередко в эти учреждения попадают и те, чье состояние при других обстоятельствах могло бы существенно улучшиться. Например, если бы родителям таких детей своевременно оказали поддержку и объяснили, как следует поступить.

Эту работу в Москве взял на себя благотворительный фонд компании КПМГ совместно с ЦЛП, «Пространством общения» и Елизаветинским садом. Они запустили в Москве программу раннего вмешательства «Уверенное начало», которая предназначена для детей от 0 до 3 лет с различными двигательными нарушениями или нарушениями сразу в нескольких областях развития. В рамках проекта к семьям, проживающим в Москве (в пределах МКАД), дважды в неделю приезжает консультант по раннему вмешательству и бесплатно проводит часовые занятия с ребенком и одним из его родителей. Специалисты оказывают семье информационную и эмоциональную поддержку, помогают наладить контакты с другими организациями, учат правильному взаимодействию с ребенком.

для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Смотреть фото для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Смотреть картинку для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Картинка про для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Фото для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования

Занятие с ребенком по программе «Уверенное начало»

Однако пока всё это лишь локальные инициативы, которые, как надеются эксперты, смогут в будущем получить широкое распространение.

Внеурочная деятельность

для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Смотреть фото для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Смотреть картинку для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Картинка про для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Фото для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования

Не менее важно развивать детей и вне образовательных учреждений. Сейчас в крупных городах этим активно занимаются музеи и театры, придумывая специальные программы для посетителей с разными видами инвалидности. По-своему реализовали идею инклюзии и в Ботаническом саду МГУ.

— В августе 2017 года при содействии фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» у нас был открыт сенсорный сад. На деревянной площадке — шесть столиков-грядок, в них посажены ароматические растения — мята, лаванда, шалфей и другие. Здесь я занимаюсь с людьми, имеющими нарушения зрения и слуха, — рассказывает Анна Демидова, геоботаник, научный сотрудник и экскурсовод Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород», волонтер фонда «Со-единение». — Я замечаю, что и здоровым детям бывает интересно понаблюдать за нашими экскурсиями. Мне кажется, замечательную традицию «Уроков доброты», где здоровым детям рассказывают, например, о детях слепоглухих, о пальцевой азбуке (дактилологии), можно продолжить и в ботаническом саду. Дети любят игры, так почему бы не поиграть в школу и не познакомить друг друга с растениями?

Источник

Как организовать инклюзивное образование в обычной школе

В современном мире растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). По Закону «Об образовании в РФ» они могут обучаться в любой школе по месту жительства.

Однако не всегда образовательная организация может предоставить адекватные условия, и в этом случае целесообразно прибегнуть к сетевому взаимодействию, чтобы привлечь ресурсы и услуги специалистов других учреждений на договорной основе. О том, как это лучше сделать, рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 29 Энгельсского муниципального района Саратовской области, модератор творческой группы Федеральной инновационной площадки Центра образования «Школа здоровья № 1679» (Москва) Елена Дробышева.

– Ваша школа имеет опыт сетевого взаимодействия с разными организациями. Расскажите, пожалуйста, об этом.

– В нашей школе из 719 учащихся 150 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 56 имеют статус инвалида.

Это ребята разных нозологических групп: с нарушениями интеллекта, расстройством аутистического спектра, задержкой психического развития и сочетанными нарушениями (в том числе тяжелые множественные нарушения развития). Поэтому мы по праву считаем себя инклюзивной школой. Два года назад мы начали выстраивать модель межсетевого взаимодействия, стали осуществлять совместную деятельность с разными учреждениями на договорной основе, причем не только нашего муниципального района, но и организациями и учреждениями Саратовского и других регионов. Сейчас в нашу сеть входят разные организации всех уровней образования – от дошкольных учреждений до политехникума, а также региональная общественная организация инвалидов города Саратова «Ты не один», Центр образования «Школа здоровья № 1679» (Москва), лицей № 1 имени К. С. Отарова города Тырныауза Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики.

– С какой целью выстраивается такое взаимодействие? Какую функцию выполняет каждая организация в сети?

– Учреждение, вступившее на путь межсетевого взаимодействия, должно проанализировать, для каких целей нужен данный вид сотрудничества, каких результатов вы хотите достичь, какие проблемы решить, каких специалистов привлечь на договорной основе. Приведу конкретные примеры.

В вашем учреждении не созданы условия для аттестации детей с легкой степенью умственной отсталости. Для них предусмотрен экзамен по профессионально-трудовому обучению, практическая часть которого проходит в мастерских. Если в вашем учреждении нет оборудованных мастерских, вы можете заключить договор с другой организацией, где такие мастерские есть. В таком случае обучающиеся могут посещать практические занятия в этом учреждении и там же проходить процедуру аттестации. Например, наша школа заключила договор с политехникумом и коррекционной школой для решения этой задачи.

Благодаря планам совместной работы в рамках межсетевого взаимодействия мы оказываем консультативную, методическую помощь педагогам, получаем рекомендации медицинских работников, врачей-специалистов, проводим совместные праздники, посещаем внеклассные мероприятия в других учреждениях.

– Сегодня в школу приходят дети с самыми разными заболеваниями. Как сетевое взаимодействие помогает организовать для них помощь?

– Если в вашем учреждении обучаются дети с интеллектуальными нарушениями, то им нужен постоянный контроль врача-психиатра, слабовидящим детям – консультации офтальмолога, детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата – ортопеда. Такую разнообразную медицинскую помощь реально обеспечить только на договорной основе с поликлиникой или другим близлежащим медицинским учреждением, и тогда специалист регулярно наблюдает таких детей. Целесообразно заключить договор со специалистами центральной или территориальной психолого-медико-педагогической комиссии либо центрами практической психологии с целью получения консультативной помощи или приглашения специалистов на заседания консилиума в своем учреждении. Также в числе ваших партнеров могут оказаться общественные организации и благотворительные фонды, коррекционные школы, учреждения дополнительного образования, среднего профессионального образования, молодежные центры. Если необходимого специалиста нет в вашем городе или районе и территориальный доступ затруднен, то вы можете получить онлайн-консультацию по запросу. Сейчас такая форма дистанционного сотрудничества очень распространена.

– Как финансируется работа специалистов и организаций в рамках сетевого взаимодействия?

– Труд привлекаемого из сторонней организации специалиста оплачивается либо из фонда стимулирующих выплат, либо по договору совместного найма, либо осуществляется на безвозмездной основе по договоренности сторон. В данном случае все решают руководители образовательных организаций на местах.

– Если предположить, что все необходимые специалисты есть в штате учреждения, то как в данном случае выстраивается работа по организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования?

– В данном случае важно организовать командную работу: команда специалистов составляет «дорожную карту» мероприятий на предстоящий учебный год. А потом все эти планы координируются на совместных заседаниях. Важно отслеживать динамику развития конкретного ребенка с ОВЗ, тщательно вести документацию сопровождения. С этой целью командой специалистов нашего учреждения были разработаны кейсы коррекционно-развивающего сопровождения обучающихся с ОВЗ, где отражены все данные ребенка, собраны ксерокопии необходимых документов: протокола психолого-медико-педагогической комиссии, заключения медико-социальной экспертизы и индивидуальной программы реабилитации и абилитации (при наличии инвалидности), а также результаты обследования специалистов психолого-педагогического сопровождения, результаты внутренних мониторингов и т. п.

– Какую нормативно-правовую базу должны иметь учреждения, вступившие на путь инклюзии? Какие условия должны быть созданы?

– Во-первых, такое учреждение должно иметь лицензию на осуществление инклюзивной практики.

Во-вторых, руководители и педагоги образовательной организации должны уметь изучать протокол, который получает ребенок после прохождения процедуры психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальную программу реабилитации и абилитации, которая выдается каждому ребенку-инвалиду после прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ). В этих документах прописаны все необходимые медицинские мероприятия или психолого-педагогическое сопровождение для ребенка и специальные условия для его обучения.

Например, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо предусмотреть архитектурную доступность учреждения, так называемый безбарьерный доступ. В данном случае подразумевается либо отсутствие ступенек при входе в школу, либо пандус. Если в учреждении нет лифтов, то тогда следует построить расписание таким образом, чтобы ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата передвигался только по первому этажу либо перемещался с этажа на этаж с помощью специальных подъемников.

В-третьих, Закон № 273 «Об образовании в РФ», СанПиН, федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ) и федеральный государственный образовательный стандарт образования детей с интеллектуальными нарушениями – нормативные документы, на которые нужно опираться.

В-четвертых, подзаконные акты. Это приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

– Как должны разрабатываться программы для обучения таких детей?

– Структура адаптированной программы одна и та же, а содержание всегда разное и зависит от нозологической группы (заболевание, отклонение в развитии), к которой относится конкретный ребенок.

При написании адаптированной программы лучше прибегнуть к услугам узких специалистов, собрать рабочую группу. Примерные программы, существующие на страницах Интернета, не всегда содержат достоверную информацию.

Кроме того, не нужно забывать о немаловажном нормативном документе – приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» тем учреждениям, которые имеют право на предоставление данной услуги.

– Одной из главных проблем инклюзивного образования является неготовность педагогов к принятию и обучению детей с ОВЗ.

На платформе сайта «Преемственность в образовании» в форме вебинаров можно посмотреть работу с каждой категорией детей: слепыми, глухими, ЗПР и т. д. Здесь обсуждаются не только теоретические основы, но и конкретные практические приемы работы, взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ.

Нельзя забывать и о том, что своевременно получить знания в той или иной области и консультацию грамотного специалиста крайне важно для успешной работы в области инклюзивного образования.

– Родители здоровых детей зачастую выступают против инклюзивного образования. Как перевоспитать взрослых людей с черствым сердцем и стереотипным мышлением?

– Для родителей, так же как для детей и педагогов, надо проводить уроки доброты, общешкольные мероприятия с участием детей с ОВЗ, психологические тренинги.

Данные анкетирования, проведенного в рамках работы творческой группы, показывают, что дети по-разному воспринимают своих сверстников с тем или иным ограничением здоровья. Например, проще всего им общаться с ребятами, имеющими заболевания опорно-двигательного аппарата (с ними готовы общаться около 64% школьников). С детьми, имеющими нарушения речи, слуха и зрения, изъявляют желание общаться 57,7% их здоровых сверстников. Еще меньше сверстники воспринимают ребят с умственной отсталостью (51,1%).

Следовательно, педагогам и психологам есть над чем работать.

Не менее важной задачей школы, вставшей на путь инклюзивного образования, является работа с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. Мамы таких детей, как правило, уже разочарованы по причине своих неудачных попыток получить своевременную квалифицированную помощь для своего ребенка и зачастую впадают в крайности. Они окружают ребенка гиперопекой или предъявляют к нему повышенные требования, иногда и вовсе изолируют его от окружающего мира. Это может быть как благополучная, так и неблагополучная семья, стоящая на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Очень важно раннее выявление детей с ОВЗ. В некоторых регионах проводят мониторинги детей от рождения до 18 лет с целью выявления разных групп нарушений. Чем раньше начинается коррекционная помощь, тем лучше результаты будут в дальнейшем.

При правильной организации инклюзивной практики выигрывают все: здоровые дети, дети с ОВЗ, педагоги. При неправильном подходе все перечисленные категории только теряют.

Источник

Организация инклюзивного образования в системе дополнительного образования

для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Смотреть фото для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Смотреть картинку для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Картинка про для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования. Фото для каких детей предусмотрено инклюзивное образование в учреждениях дополнительного образования Юлия Геннадьевна Тюгашева
Организация инклюзивного образования в системе дополнительного образования

Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети.

Актуальность выбранной темы заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.

Проблема – принятие индивидуальности каждого ребёнка и создание ему таких условий обучения, которые необходимы для удовлетворения его особых потребностей.

Цель – изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через реализацию детьми своих способностей и достижение успехов в учебном процессе не в специализированном учебном заведении, а в системе дополнительного образования, и поэтапное подготовка общества принятию и правильному восприятию детей с ограниченными возможностями.

Задача – показать важность решения данной проблемы в современных условиях развития общества. Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности. Говорить о терпимости к людям с ограниченными возможностями нельзя, если с детских лет не воспитывать здоровых детей и инвалидов вместе. Только совместное обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать личность, которую можно характеризовать, как гармоничную.

Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании. Обсуждая вопросы развития инклюзивного образования в России, в печатных изданиях, на телевидении, в Интернете, ученые, государственные и общественные деятели, педагоги, специалисты коррекционного образования, в основном, говорят об организации и предоставлении образовательных услуг, направленных на получение знаний в детских садах и общеобразовательных школах. Развитие же творческого потенциала, формирование коммуникативных умений, социализация и самореализация детей данной категории, остается без должного внимания. Дополнительное образование рассматривается как углубленное изучение предметов и факультативных курсов.

А вместе с тем, именно дополнительное образование практически без препятствий дает возможность детям с особыми потребностями попробовать свои силы, развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно со здоровыми детьми, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, культурно-досуговой и другими видами деятельности.

Дополнительное образование, не ограниченное рамками классно-урочной системы и обязательными стандартами, располагает большим потенциалом в организации социально-значимой деятельности и досуга детей и подростков, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.

Дополнительное образование – образование через успех. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности переживания каждым ребенком ситуации успеха, что благотворно сказывается на повышении его самооценки, укреплении его личностного достоинства. Особенно важно это для детей, испытывающих трудности в процессе школьного обучения.

Кроме того, дополнительное образование позволяет не только дать возможность «особым» детям почувствовать себя полноценными членами общества, но и учит обычных детей сочувствовать, думать о другом человеке, помогать ему, видеть в нем равноценного и равноправного партнера.

Формируя модель учреждения дополнительного образования детей, реализующего в системе инклюзивный подход, необходимо учитывать интересы, потребности и трудности, возникающие у всех субъектов образовательного процесса в рамках данного направления.

Для педагогов предполагается проводить обучающие семинары, консультации специалистов по организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Необходима и целенаправленная деятельность со здоровыми воспитанниками по взаимодействию с ребятами, имеющими проблемы здоровья. Социальные педагоги должны разработать систему мероприятий, формирующую толерантное отношение к «особым» детям, развивающую лучшие человеческие качества (ответственность, сострадание, потребность помогать и уважать достоинство другого). Это возможно через беседы, диспуты, обсуждение совместно просмотренных видеосюжетов, фильмов, передач на заданную тему, тренинги, ролевые игры и совместную проектную деятельность, культурно-досуговые мероприятия.

Должна разрабатываться и система работы с родителями детей с особыми образовательными потребностями. Кроме консультационных услуг, которые уже существуют, возможно, проведение бесед, обучающих семинаров, круглых столов, информационной поддержки, встреч с представителями общественных и социальных организаций, способных оказывать помощь и поддержку семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с проблемами здоровья. Эта деятельность сложна и требует развития.

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.

На сегодняшний день сложился определенный консенсус относительно важности инклюзивного обучения в образовательных учреждениях и в частности учреждениях дополнительного образования. Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Сущность воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка – психические, физические, интеллектуальные. Таким образом, у него появляется возможность самостоятельной жизнедеятельности в будущем.

У нас в МКУ ДО «Новомайнская ДШИ» р. п. Новая Майна создана программа, на занятиях которой дети с ограниченными возможностями здоровья изучают основы различных видов творчества в соответствии со своими возможностями. Форма работы – индивидуальные, групповые занятия на дому и в классе. Такие занятия частично выполняют функцию социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, приобщают к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира. В процессе обучения одним из самых важных условий для меня, как преподавателя, является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Каждый ребенок – личность, обладающая индивидуальными задатками, а возможно и талантами. Ведущая идея программы – создание комфортной творческой среды содружества и соавторства между воспитанниками и преподавателем, предоставление возможности проявить каждому ребенку свой творческий потенциал, самореализовать себя как личность. Важной задачей является воспитание у них эмоционально-положительного отношения к собственному труду, формирование навыков работы с различными материалами, музыкальными инструментами. Занятия разработаны с учетом возрастных, психофизических особенностей воспитанников, личностных качеств, индивидуальных особенностей детей.В программу включены различные виды творчества: хореография, изобразительное искусство, театральное искусство, хоровое и академическое пение, игра на музыкальном инструменте. Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству, и является необходимым условием формирования творческой личности ребенка. А работа с новыми материалами снимает страх неудачи, формирует уверенность в себе, смелость, самоуважение. Без таких нужных и важных качеств невозможно создать интересные творческие шедевры. Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива учреждения и школьной жизни, в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Так, например, инклюзивное обучение на уроках фортепиано в ДШИ. В последнее время заметно вырос интерес к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Музыка оказывает большое эмоциональное воздействие, способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия. Занятия музыкой способны помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки, помочь им раскрыть свои творческие способности.

В качестве примера приведу некоторые аспекты личного опыта работы инклюзивного обучения детей в классе фортепиано. Нередко ко мне попадают дети с нарушениями развития разного характера, чаще с ЗПР (задержка психического развития). Эти дети характеризуются рядом особенностей и требуют длительной коррекционно-развивающей работы. Учителя общеобразовательной школы нередко обращаютсяк нам с просьбой взять таких детей в школу искусств для решения задач:

1. повышения уровня умственного развития детей;

2. коррекция проблем эмоционально – личностного развития;

3. активизация познавательных процессов;

4. социальная адаптация;

5. развитие коммуникативных навыков;

6. нормализация учебной деятельности.

В этом учебном году у меня появился ученик 1 класса Володя Б. При поступлении в школу Володя показал сильные нарушения речи (много звуков не произносил, не знал счёта, не различал цвета, был скован, фиксировались снижения операционных сторон мышления – «обобщение», «выделение лишнего», «установление закономерности», «последовательность событий», координация движения затруднена, мелкая моторика не развита. За полгода обучения в школе искусств мальчик стал более раскованный, коммуникативный, пальчики его «слушаться», что сказалось на письме. Володя научился читать, рассуждать, самооценка его повысилась; пытается устанавливать причинно – следственные связи, у него появились друзья в классе, а самое главное – познавательная мотивация, позволяющая ему тянуться за детьми в классе.

Поразительные результаты коррекции наблюдались у Анны М. Сейчас она студентка музыкального колледжа, ей 19 лет. А в первом классе общеобразовательной школы вставал вопрос об оставлении её на повторный год обучения или показе на психолого – медико – педагогической комиссии. Психологическая особенность Анны проявлялась в повышенной эмоциональной восприимчивости, внушаемости, частой смене настроения, истощаемости эмоциональных реакций, низкой работоспособности, неустойчивости внимания, мнестических процессов и др. ; затруднены были регулярные механизмы деятельности. Особенно трудно давалось Анне письмо, она не соблюдала строк, буквы были неровные, слова писались вместе или не дописывались слоги в них. Под диктовку не писала вовсе. Девочка не умела рисовать или уровень её рисунков соответствовал возрасту ребёнка 3-х лет. Когда я взяла её на занятия, то наблюдала большую косность пальчиков и рук; сжато и «заморожено» было всё тело. Неполноценность саморегуляции сказывалось в контактах с одноклассниками, они её сторонились, смеялись над странностями поведения. Кропотливый труд с нею дал результаты не только игры на фортепиано, но и занятия по вокалу. Моя цель не только привить детям навыки и приемы работы, но и раскрепостить их, придать им уверенность, смелость в своих силах, развить фантазию и воображение. На занятиях использую разные формы и методы для развития творчества, так как дети с разными формами психического развития и физического развития.Поставленная на уроках цель: создание условий и разработка эффективных методов индивидуального обучения учащихся на уроках фортепиано в ДШИ,решается задачами:

• изучить специально подобранный репертуар и упражнения, с учетом индивидуальных особенностей пианистического аппарата учащихся;

• задействовать в процессе обучения интернет ресурсы;

• побудить к самостоятельной работе над развитием чувства ритма.

• развивать пианистические навыки и слуховой контроль за характером звукоизвлечения и ритмической организацией;

развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти;

• расширение музыкального кругозора учащихся.

• воспитание уверенности в себе;

• воспитание коммуникативных способностей;

• воспитание чувства самообладания, сценической выносливости в публичном выступлении.

1. Алёхина, С. В., Семаго Н. Я., Фадина А. К. Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М. : Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.

2. Ахьямова, И. А.Невербальное общение в музыкальном воспитании дошкольников: теория и практика [Текст]: монография / И. А. Ахьямова ; Урал. гос. пед. ун-т. –Екатеринбург: [б. и. ], 2006. – 118 с.

4. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. [Текст] / В. В. Давыдов. – М., 2006. – 133 с.

5. Мартинсен, К. А.Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано: пер. с нем. / К. А. Мартинсен. — М. : Музыка, 1977. — 128 с.

6. Миндель, А. Я. Разные возможности – равные права – общее жизненное пространство. [Текст] / А. Я. Миндель, О. А. Степанова. = М. : ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.

8. Сафарова. И. Э. Игры для организации пианистических движений (Доинструментальный период) [Текст] / И. Э. Сафарова. Екатеринбург, 1994. – 35 с.

9. Светлова. И. Укрепляем память. [Текст] / И. Е. Светлова – М. : Эксмо, 2004.

10. Фатеева. Е. А. Пальчиковые игры. [Текст] / Е. А. Фатеева. – Тольятти, 2008.

Модель инклюзивного образования в рамках муниципальной инновационной площадки по инклюзивному образованию в ДОУ Презентация в рамках Муниципальной инновационной площадки по инклюзивному образованию в МДОУ. Цель: Комфортное и полноценное пребывание.

Подготовка педагога ДОО к введению инклюзивного образования Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения.

Работа логопеда с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в ДОУ В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А если игра является для ребёнка.

Организация взаимодействия учреждений дополнительного образования с родителями воспитанников Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и различных социальных учреждений. Решение этой проблемы.

Подборка УМК для сопровождения инклюзивного образования Предлагаю подборку методического обеспечения для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Программы ранней помощи для детей с отклонениями.

Организация инклюзивного образования в начальных классах Организация инклюзивного обучения в начальных классах. Инклюзия – это вовлечение в процесс каждого ученика с помощью образовательной программы,.

Статья: «О проблемах развития инклюзивного образования в России». О проблемах развития инклюзивного образования в России. Интеграция и инклюзия в системе специального образования: понятийно-функциональное.

Организация межкружковой интеграции в условиях дополнительного образования Организация между кружковой интеграции в условиях дополнительного образования. В настоящее время перед дошкольным образованием ставится.

Выступление на семинаре «Возможности инклюзивного образования»: Построение инклюзивного процесса в группе детского сада Второй год нашу группу посещает ребенок с ОВЗ. С момента поступления ребенка в группу со всеми специалистами и родителями был разработан.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *