для каких организаций отчетность в фнс через интернет является обязательной
ФНС России разъяснила особенности представления бухотчетности в электронном виде
urfingus / Depositphotos.com |
Налоговым законодательством установлено, что представлять налоговую отчетность (расчеты) по ТКС через российского оператора электронного документооборота должны те налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек (аналогичное правило действует и для вновь созданных), а также крупнейшие организации (п.3 ст. 80 Налогового кодекса). Кроме того, представить электронную отчетность нужно и тем, для кого применительно к конкретному налогу (страховым взносам) такая обязанность непосредственно прописана в НК РФ. Например, при представлении налоговой отчетности по НДС, независимо от организационно-правовой формы плательщика и количества наемного персонала (п. 5 ст. 174 НК РФ).
В остальных случаях, как разъясняет налоговая служба, сохраняется возможность представления налогоплательщиками налоговой отчетности на бумажном носителе (письмо ФНС России от 8 октября 2020 г. № ЕА-3-26/6827@).
При этом, обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа по ТКС (ст. 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Но для отчетности за 2019 год для субъектов малого предпринимательства предусмотрена возможность представления отчетности в виде электронного документа или на бумажном носителе.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Налоговая служба сообщает, что с 1 апреля 2021 года будут доступны способы удаленного получения электронной подписи, например, при наличии действующего квалифицированного сертификата электронной подписи, или с использованием сведений из единой системы идентификации и аутентификации и информации из единой биометрической системы, а также с использованием информации, указанной в документе, удостоверяющем личность гражданина РФ за пределами территории РФ, содержащем электронный носитель информации с записанными на нем персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные (п. 8 ст. 1 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 476-ФЗ).
А с 1 января 2022 года ФНС России будет предоставлять хозяйствующим субъектам электронную подпись и средства криптографической защиты информации на безвозмездной основе.
Отчетность через интернет
Сервис поможет сдать отчетность в ФНС и другие контролирующие органы
Все направления отчетности
Сервис напомнит о сроках сдачи отчётности, поможет быстро подготовить документы и проверит их перед отправкой.
Обычно обязанность сдавать отчёты в электронном формате зависит от численности сотрудников — общей или среднесписочной. С 2020 года действуют новые критерии, согласно которым ИП и организации должны отчитываться в контролирующие органы по телекоммуникационным каналам связи — ТКС.
Кто сдаёт электронную отчётность в 2020 году
Отчётность в электронном виде обязаны сдавать следующие категории налогоплательщиков:
Все остальные налогоплательщики могут выбрать удобный для себя формат сдачи отчётности — электронный или на бумаге. Но некоторые декларации по закону нужно сдавать онлайн — например, декларацию по НДС.
Электронная отчётность в ФНС
Налоговая принимает исключительно в электронном виде следующие документы:
Налогоплательщики на ОСНО должны отчитываться по НДС за каждый квартал. Кроме них декларацию подают спецрежимники, которые выделяют НДС в счетах-фактурах, а также налоговые агенты. При этом организационно-правовая форма налогоплательщика и численность сотрудников не имеют значения.
Бухгалтерскую отчётность сдают в электронном виде с 1 января 2020 года все предприятия. Исключение составляют только малые предприятия, у которых:
С 2021 года малые предприятия также будут обязаны сдавать электронную бухгалтерскую отчётность.
Важно: бухгалтерскую отчётность в Росстат больше не сдают.
Установлены новые правила отчётности по НДФЛ. Расчёт 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ необходимо сдавать в электронном виде, если число сотрудников, которые получили доход, более 10 человек.
Расчёт по страховым взносам также сдаётся по ТКС при соблюдении следующих условий:
число сотрудников, получивших доходы — более 10 человек;
при расчёте сотрудников учитываются также внешние совместители и лица, работающие по договору ГПХ;
число сотрудников учитывается за текущий период, а не за предыдущий.
Те налогоплательщики и страхователи, у которых численность сотрудников не превышает установленные пределы, могут отчитываться в налоговую на бумаге.
Электронная отчётность в ПФР
Обязанность работодателя сдавать отчёты в Пенсионный фонд по ТКС также зависит от численности сотрудников: если в компании работает 25 человек и более, необходимо отчитываться в электронном виде. Этот критерий действует для всех форм отчётности.
Важно: чтобы отправлять электронные отчёты, нужно стать участником электронного документооборота с ПФР. Для этого необходимо подписать соглашение с отделением ПФР об обмене документами в системе ЭДО Пенсионного фонда.
Электронная отчётность в ФСС
Установлены особые правила для сдачи расчёта 4-ФСС — по взносам «на травматизм». В электронной форме его нужно сдавать, если количество застрахованных лиц превышает 25 человек. Срок сдачи электронного расчёта — до 25 числа месяца, следующего за отчётным периодом.
Все остальные страхователи могут сдавать 4-ФСС на бумаге до 20 числа месяца, следующего за отчётным периодом.
Штрафы
За несоблюдение обязательной электронной формы отчётности предусмотрены штрафы. ФНС и ФСС налагают штраф в размере 200 рублей, а ПФР — 1000 рублей.
О штрафах не придётся беспокоиться, если вы подключите «Астрал Отчёт 5.0». Сервис поддерживает сдачу отчётности по всем основным направлениям: ФНС, ПФР, ФСС и Росстат. «Астрал Отчёт 5.0» напомнит о сроках сдачи отчётности, поможет быстро подготовить отчётные документы и проверит их перед отправкой.
Продукты по направлению
Сервис передачи отчетности в контролирующие органы из программ «1С:Предприятие»
Онлайн-сервис для передачи отчетности в контролирующие органы
Выбираем сервис сдачи отчётности
Контролирующие органы всё чаще предпочитают обмениваться информацией с бизнесом через Интернет. Тех, кто может сдавать отчёты на бумаге, становится всё меньше, и скоро не будет совсем — ФНС разработала концепцию развития ЭДО, согласно которой к 2025 году весь документооборот в России станет электронным. А это значит, что все без исключения ИП и организации будут обязаны сдавать электронную отчётность. Поэтому лучше заранее выбрать сервис, который подойдёт вашему бизнесу.
Кто обязан сдавать электронную отчётность в 2021 году
По закону, в электронном виде обязательно сдавать:
Также в электронном виде отчитываются крупнейшие налогоплательщики и те ИП и организации, у которых среднесписочная численность сотрудников более 100 человек.
Этот список постепенно пополняется. Рано или поздно электронная отчётность станет обязательной для всех.
Какими способами можно сдать электронную отчётность
Отчитываться в контролирующие органы можно через посредника или самостоятельно — на порталах контролирующих органов или через оператора ЭДО.
Отчётность через посредника
Существуют организации, которые специализируются на сдаче отчётности за других. Клиент заключает с ними договор, и всё делают за него. Плюсы такой схемы — простота и дешевизна. Но есть и значительные минусы:
Отчётность через порталы КО
Также можно сдавать отчёты в личном кабинете на сайте того или иного контролирующего органа. Для этого нужна квалифицированная электронная подпись. Плюсы такого способа:
К минусам можно отнести следующие:
Отчётность через оператора ЭДО
Суть способа: клиент заключает договор с оператором электронного документооборота, который, в свою очередь, предоставляет клиенту сервис для сдачи отчётности и КЭП на руководителя или другого уполномоченного сотрудника.
Сервисы имеют разный набор функций, но в основном они схожи — есть набор форм отчётности, которые периодически обновляются в соответствии с изменениями в законах, есть календарь отчётности, подсказки по заполнению и автозаполнение на основе уже имеющихся данных, напоминания и возможность отправлять сообщения и запросы в КО.
Плюсы отправки отчётности через оператора ЭДО:
К минусам можно отнести:
Отправка отчётности через оператора ЭДО имеет явно больше преимуществ. Но для начала нужно выбрать сервис для сдачи отчётности.
Какие бывают сервисы для сдачи электронной отчётности
Сервисы делятся на две большие категории: десктопные и облачные. Десктопные сервисы, или программы, необходимо устанавливать на компьютер. У них есть свои преимущества и недостатки.
Автоматизация налогового и бухгалтерского учёта в одной программе. Это особенно актуально для тех, кто ведёт учёт в программных продуктах 1С.
Такие программы дорого стоят.
При создании отчётов можно использовать данные из товароучётной системы, а не делать отдельные выгрузки.
Для установки программы компьютер должен соответствовать техническим требованиям. Если не соответствует, придётся покупать новое «железо».
Разработчики регулярно обновляют сами программные компоненты и формы отчётов.
Все документы хранятся на компьютере, поэтому нужен большой объём памяти на жёстком диске.
У таких программ всегда есть техническая поддержка и множество пошаговых инструкций по работе.
Такие программы бывают сложными в работе и требуют обучения сотрудников, что предполагает дополнительные финансовые и временные затраты.
Облачные сервисы работают онлайн, то есть, пользователю нужны только компьютер или ноутбук с установленным на него сертификатом КЭП и доступ в интернет.
Простой, интуитивно понятный интерфейс.
Не все сервисы можно связать с учётной системой, чтобы заполнить формы автоматически. Иногда отчёт нужно создавать в сторонней программе и только потом загружать в сервис.
Есть техническая поддержка 24/7.
Условная свобода рабочего места — на рабочем компьютере должен быть установлен СКЗИ и сертификат ЭЦП, иначе не получится отправить отчёт.
Все данные хранятся на сервере и не занимают места на компьютере.
Работа зависит от интернета: если с ним возникли неполадки, не получится заполнить отчёт в самом сервисе.
Регулярные обновления сервиса и форм отчётности.
При покупке сервиса для клиента изготовят и КЭП.
Как выбрать сервис для сдачи отчётности
Нельзя однозначно сказать, какие сервисы лучше — десктопные или онлайн. При выборе нужно руководствоваться потребностями конкретного бизнеса.
На что нужно обратить внимание, выбирая сервис для сдачи отчётности:
Сдавайте электронную отчётность во все контролирующие органы с помощью веб-сервиса « Астрал Отчёт 5.0 ». Умный редактор отчётов поможет разобраться в заполнении новых форм, а список дел на главной странице напомнит о сроках сдачи.
Электронка-2021: какую отчетность надо будет сдавать исключительно в электронном виде
Постепенно сужается круг налогоплательщиков, которые могут сдавать отчетность по-старинке, на бумаге. Как правило, лишая такой «бумажной возможности» очередную группу налогоплательщиков, власти мотивируют свое решение тем, что на практике все равно большинство так и так сдают отчеты по ТКС. Мы хотим напомнить вам, какие отчеты, кому и куда надо сдавать в электронном виде и расскажем, какие изменения в этом плане грядут в 2021 году.
В общем случае критерий, обязывающий сдавать налоговые отчеты только в электронном виде — это численность от 100 человек. Такая норма заложена в п.3 ст. 80 НК. Однако для отдельных отчетов предусмотрены свои правила.
Декларация по НДС сдается в электронном виде независимо от объемов бизнеса налогоплательщика.
Однако, есть некоторые исключения. Сдать декларацию на бумаге могут:
Правила сдачи декларации по НДС в 2021 году не меняются.
РСВ, 2-НДФЛ, 6-НДФЛ
Отчетность по НДФЛ и страховым взносам (формы РСВ, 2-НДФЛ и 6-НДФЛ) сдаются исключительно в электронном виде, если численность сотрудников составляет от 10 человек. В 2021 году порядок сдачи этих отчетов также не изменится (хотелось бы верить).
4-ФСС, СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД
При численности сотрудников от 25 человек отчетность в ПФР и ФСС сдается в электронном виде.
Предлагается уменьшить численность работников, при которой страхователи обязаны представлять в форме электронного документа сведения на работающих у них застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры ГПХ, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы) в ПФР, а также расчеты по страховым взносам в ФСС до 10 человек.
То есть сдавать 4-ФСС, СЗВ-М, ССВ-СТАЖ и СЗВ-ТД надо будет электронно, если у вас численность более 10-ти человек.
Бухотчетность
Если в 2020 году бухгалтерскую отчетность за 2019 год некоторые организации могли еще сдать на бумаге, то уже в следующем году ситуация изменится.
Для субъектов малого предпринимательства был предусмотрен переходный период. Но с 2021 года и они тоже будут сдавать баланс в ИФНС для размещения его в ГИР БО только в электронном виде через оператора электронного документооборота.
Все помнят, что сейчас мы не дублируем бухотчетность в статистику? И, кстати, о ней.
Статотчетность
Сейчас статистическая отчетность может предоставляться в Росстат как в бумажном, так и в электронном виде (п.7 ст.8 Федерального закона № 282-ФЗ от 29.11.2007.
Однако уже в 2021 году организации и ИП обяжут сдавать отчетность в Росстат только в электронном виде.
Отправка статистических данных в электронном виде потребует наличия электронной цифровой подписи. В проекте указано, что подпись может быть любой, по выбору респондента.
Вместе с тем малый бизнес в 2021 году еще сможет сдавать отчеты в Статистику на бумаге. Эту категорию налогоплательщиков обяжут сдавать статотчетность электронном только с 2022 года.
Не забудьте, что в 2021 году малый бизнес подпадает под сплошное статнаблюдение. Сдать эти новые отчеты можно будет также в бумажном виде.
Подведем итоги
Обобщим все вышесказанное в сводной таблице.
Кто сдает отчетность исключительно в электронном виде
Кто из вас продолжает отчитываться на бумаге? Почему не переходите на электронную отчетность? Нам интересно ваше мнение — расскажите в комментариях, что заставляет вас оставаться приверженцем бумажных отчетов.
Своим клиентам мы предлагаем сдавать отчеты только электронно, да еще сами же их формируем. А бухгалтера с нами не только освобождаются от рутины, но и зарабатывают. Хотите к нам?
Электронная отчетность: кто обязан отчитываться в контролирующие органы через интернет
В течение года компании и предприниматели сдают множество отчетов в различные контролирующие органы: ИФНС, ПФР, ФСС, Росстат. Одни отчеты можно сдать только в электронной форме через интернет, другие — либо через интернет, либо на бумаге, в зависимости от численности персонала. Мы взяли самые распространенные виды отчетности и выяснили, кто и в какой форме должен ее сдавать.
Отчетность в налоговую через интернет
По налогам
По общему правилу, для организаций и предпринимателей способ сдачи налоговой отчетности зависит от численности персонала. Организации и ИП, у которых среднесписочная численность за предшествующий год превысила 100 человек, должны отчитываться перед ИФНС строго в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (то есть через интернет). Это относится и ко вновь созданным (в том числе реорганизованным) компаниям с численностью работников более 100 человек. Наконец, электронная форма отчетности обязательна для налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших. У всех прочих организаций и ИП есть выбор: они могут отчитываться как по интернету, так и на бумаге. Это следует из пункта 3 статьи 80 НК РФ.
Однако из данного правила есть исключение — налог на добавленную стоимость. Все плательщики НДС и налоговые агенты, вне зависимости от количества сотрудников, обязаны отчитываться в электронной форме. Такое же правило предусмотрено для тех, кто не является плательщиком НДС, либо освобожден от уплаты этого налога, но выставляет покупателям счета-фактуры.
Об этом говорится в пункте 5 статьи 174 НК РФ.
Еще одно исключение — расчет сумм налога на доходы физических лиц по форме 6-НДФЛ. Сдавать его на бумаге позволено тем, кто выплатил доходы менее чем 10-ти человекам. Остальные обязаны отчитаться электронно (п. 2 ст. 230 НК РФ).
По взносам
Способ сдачи отчетности в фонды по взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, а также на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством тоже зависит от численности персонала. Так, расчеты по страховым взносам (РСВ) необходимо отправлять через интернет, если среднесписочная численность работодателя за предшествующий период превышает 10 человек. Это относится и ко вновь созданным (в том числе реорганизованным) компаниям с численностью работников более 10 человек.
Все остальные плательщики взносов могут представить РСВ как через интернет, так и на бумаге. Это следует из пункта 10 статьи 431 НК РФ.
Особняком стоят главы крестьянских (фермерских) хозяйств. У них нет обязанности сдавать РСВ в электронной форме, каким бы ни было количество участников такого хозяйства (п. 3 ст. 432 НК РФ).
Добавим, что начиная с отчетности за 2020 год, в состав РСВ входит информация о среднесписочной численности работников (см. «Расчет по страховым взносам за 2020 год нужно сдать по новой форме»).
Годовая бухгалтерская отчетность
Начиная с отчетности за 2019 год есть только один допустимый способ сдачи годового баланса — электронный, по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (см. «Бухгалтерскую отчетность будут принимать только через интернет»).
Электронная отчетность в ПФР
Форма СЗВ-СТАЖ
Не позднее 1 марта все страхователи должны представить в Пенсионный фонд сведения о стаже застрахованных лиц п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ ; далее Закон № 27-ФЗ ( ). Отчитываться нужно по форме СЗВ-СТАЖ, ОДВ-1 и другим формам, утвержденным постановлением Правления ПФР от 06.12.18 № 507п.
Способ представления сведений о стаже зависит от количества застрахованных лиц, включенных в отчет. Если количество составляет 25 и более человек, сведения необходимо сдать в электронном виде. Если в отчете отражено 24 человека или менее, можно представить сведения «на бумаге». Данное правило закреплено в пункте 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ.
Форма СЗВ-М
Способ представления сведений по форме СЗВ-М зависит от количества застрахованных лиц, включенных в отчет. Если количество составляет 25 и более человек, сведения необходимо сдать в электронном виде. Если в отчете отражено 24 человека или менее, можно представить сведения «на бумаге». Данное правило закреплено в пункте 2 статьи 8 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ.
Форма СЗВ-ТД
В связи с появлением электронных трудовых книжек введена форма СЗВ-ТД.
В 2020 году ее следует сдать, если работник устроился в штат, перевелся на другую постоянную работу, подал заявление о выборе формы трудовой книжки (бумажная или электронная) или уволился. В каждом из этих случаев срок для сдачи отчета — не позднее 15-го числа месяца, следующего за тем, в котором произошло соответствующее событие. Если сведения сдаются впервые, одновременно нужно представить сведения о трудовой деятельности у этого же страхователя по состоянию на 1 января 2020 года.
Если же работник устроился в 2019 году или ранее, и в 2020 году не увольнялся, не переводился и не подавал заявления о выборе формы трудовой книжки, надо поступить следующим образом. Сдать на него СЗВ-ТД по состоянию на 1 января 2020 года в срок не позднее 15 февраля 2021 года (см. «Общая отчетность по форме СЗВ‑ТД: кто должен сдать сведения до 15 февраля и как заполнить отчет»).
В 2021 году и далее при приеме на работу и при увольнении сотрудника сдать СЗВ-ТД нужно будет не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа или другого кадрового документа. При переводе на другую постоянную работу и при подаче заявления о выборе формы трудовой книжки СЗВ-ТД нужно представить не позднее 15-го числа месяца, следующего за тем, в котором произошло это событие. Если трудоустройства, перевода, увольнения и заявления относительно трудовой книжки не будет, то сдавать отчет не нужно.
Страхователи, у которых в предшествующем месяце работало 25 и более застрахованных лиц, должны сдавать СЗВ-ТД через интернет. Для этого можно воспользоваться бесплатной программой Пенсионного фонда, а можно применить любой другой сервис.
Реестры застрахованных лиц
Работодатели, уплачивающие за своих сотрудников дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, должны формировать реестры застрахованных лиц по форме ДСВ-3. Реестры представляются в Пенсионный фонд не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором дополнительные взносы были перечислены.
Отчетность в ФСС в электронном виде
Страхователи должны ежеквартально отчитываться по взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний по форме 4-ФСС. Способ представления зависит от среднесписочной численности застрахованных лиц. Так, расчеты по форме 4-ФСС необходимо присылать через интернет, если среднесписочная численность за предшествующий период превышает 25 человек. Это относится и ко вновь созданным (в том числе реорганизованным) компаниям с численностью работников более 25 человек. Все остальные плательщики взносов могут представить 4-ФСС как по интернету, так и «на бумаге».
Реестры сведений для выплаты больничных
С января 2021 года во всех регионах пособие по больничным листам работники получают не от работодателей, а напрямую из ФСС. Работодатели обязаны сдавать в фонд соцстрахования реестры сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий (см. «С 2021 года во всех регионах России пособия будут выплачиваться напрямую из ФСС»).
Заметим, что при сдаче реестров наиболее комфортно чувствуют себя те страхователи, которые используют для подготовки и проверки отчетности веб-сервисы (например, систему для отправки отчетности «Контур.Экстерн»). Там все актуальные форматы устанавливаются автоматически, без участия пользователя. В автоматическом режиме обновляется и проверочная программа. Если данные, которые ввел страхователь, не соответствуют контрольным соотношениям, система обязательно предупредит его об этом и подскажет, как можно исправить ошибки.
Отчетность в Росстат
Могим компаниям и ИП необходимо представить те или иные формы статистического наблюдения.
По закону средние и крупные предприятия должны отчитываться перед статистикой в электронной форме. У субъектов малого предпринимательства в 2021 году есть выбор — они могут сдать формы как на бумаге, так и по интернету. С 2022 года даже малый бизнес обязан перейти на электронную отчетность в Росстат (см. «Статистическую отчетность можно сдать только через интернет»).
Однако, в статистическом ведомстве сообщили, что временно продолжат принимать сведения на бумажных носителях до внесения поправок в постановление Правительства РФ от 18.08.08 № 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета» (см. «Статистическую отчетность временно разрешили сдавать «на бумаге»»).
Штрафы для нарушителей
Если налогоплательщик, который обязан отчитаться перед ИФНС в электронной форме, сдаст отчет «на бумаге», ему придется заплатить штраф в размере 200 руб. ( ст. 119.1 НК РФ ).
Для страхователей, нарушивших порядок представления в ПФР сведений в виде электронных документов, предусмотрена санкция в размере 1 000 руб. (ст. 17 Закона № 27-ФЗ).
Страхователю, не соблюдающему порядок представления формы 4-ФСС в электронной форме, назначат штраф в размере 200 руб. (п. 2 ст. 26.30 Закона № 125-ФЗ).
Заметим, что на практике сдача бумажной отчетности вместо электронной нередко приводит к другим, более неприятным для бизнеса последствиям. Нарушители просто-напросто рискуют испортить отношения с представителями контролирующих органов. Чиновники берут нарушителей «на карандаш» и относятся к их отчетности, а также к их деятельности более скептически, чем к отчетам добросовестных плательщиков. Кроме того, контролеры начинают чаще использовать различные формальные основания для отказа в приеме отчетности. А это, в свою очередь, чревато штрафами за нарушение сроков сдачи отчетности.