для каких работ используется лампа пробник
Проверка тока с помощью контрольной лампы
Это один из самых старых способов проверки исправности электрической сети. В данном случае старый не означает – надежный. Контрольная лампа – опасный инструмент. Безопаснее пользоваться специальными индикаторными приборами. Давайте разберем, чем же опасны контрольные лампы.
Принцип работы контрольной лампы
Чаще всего в качестве контрольной используют лампу накаливания. Она светится за счет протекания электричества через вольфрамовую нить накаливания. Металл разогревается и светится при подаче номинального переменного напряжения 220 В. Если питание сильно превышено, то стеклянная колба взорвется или перегорит. Если напряжение мало, то нить накала не сможет разогреться — свечения не возникнет.
Согласно электрической схеме контрольная лампа подключается к фазному и нулевому проводу. Электричество протекает по замкнутой цепи через фазный, нулевой провод, нить накаливания источника света.
Схема протекания тока при проверке контрольной лампой
При обрыве одного из проводов свечения источника света не будет.
Принцип работы указателя напряжения
Рассмотрим два варианта: двухполюсный/однополюсный индикаторы напряжения.
Проверка сети двухполюсным индикатором
Такой указатель состоит из двух заизолированных проводов со щупами и корпуса со встроенным светодиодом или неоновым индикатором. Щупами проверяется состояние электрической сети: если есть обрыв, то индикатор не загорится.
Схема протекания тока при проверке двухполюсным измерителем
Принцип действия, схема протекания электричества аналогична контрольной лампе за одним принципиальным исключением: внутри корпуса индикатора добавлено сопротивление. Резистор сводит к минимуму силу тока, которая протекает через двухполюсный указатель.
Однополюсный указатель или индикаторная отвертка работает по другому принципу.
Внешний вид индикаторной отвертки
Электрическая схема индикаторной отвертки
В ней за счет встроенного токоограничивающего резистора на выходе создается минимальная сила тока. Она безопасна для человека. Путь протекания электричества выглядит так:
Схема протекания тока при проверке индикаторной отверткой
Цепь электрического тока при проверке индикаторной отверткой: источник тока – провод –отвертка — тело человека – земля. Наличие или отсутствие свечения индикатора подскажет об имеющемся обрыве.
Опасность контрольной лампы
Контрольная лампа опасна для здоровья человека. Ток, который протекает через нее, составляет доли ампера. Например, для источника света мощностью 40 Вт сила тока составит:
где Р – мощность источника света;
U – напряжение сети.
Безопасным для человека является переменный ток, не превышающий 10 мА, то есть 0,01 А.
Как видно из расчетов, сила тока, протекающая через контрольную лампу, в 18 раз превышает допустимую.
Особенно опасна проверка сетей 380 В.
Сила тока, протекающая через индикаторы напряжения значительно ниже. В самом плохом варианте она составляет несколько миллиампер. А чаще всего это микроамперы. То есть безопасное для человека значение.
Кроме того против использования контрольных ламп говорят следующие риски:
Индикаторы напряжения лишены всех перечисленных недостатков. Они безопасны, стоят недорого.
Выводы
Бывалые электрики продолжают пользоваться контрольными лампами. При соблюдении техники безопасности и уверенности в собственных силах это допустимо. Например, при однократной проверки сети, когда индикаторной отвертки нет под рукой.
В других случаях безопаснее пользоваться указателями напряжения. Они надежны, стоят недорого. В качестве примера можно привести:
Отвертка-индикатор (пробник) ОП-2э ИЭК TPR20
Может находить проблемы в скрытой проводке. Цена: 200 рублей.
Подробно об индикаторных отвертках
Индикаторная отвертка, несмотря на простоту, функциональный инструмент. С равным успехом применяется профессиональными электриками и далекими от этой сферы, людьми. С помощью устройства определяют полярность аккумулятора, находят пробой электропроводки в стене, проверяют напряжение на скрытом кабеле, определяют фазный и нулевой провод на месте подключения клавишного выключателя, бытовой техники, исключают риск перегрева и выхода из строя техники от неправильного монтажа.
Виды и устройство индикаторных отверток
Тестер включает жало из металла, выступающий в роли проводника, резистор, преобразующий электричество до безопасной величины. Индикационный элемент в электрической цепи отвертки — неоновая лампочка, либо светодиод, который устанавливается после резистора. Индикатор соединяется с токопроводящим контактом на торце или корпусе рукоятки.
Принцип работы пробника прост. Жало прибора прикладывают к проводу, ток, если это фаза, проходит через тестер, резистор (сопротивление) на лампу или диод, а затем в землю. При работе с устройством, человек выполняет функцию заземляющего элемента. Когда ток проходить через резистор, его значение падает до безопасных величин, пользователь не ощущает, когда ток проходит через тело.
Такая конструкция заложена в основу простейших и универсальных моделей тестеров. Выделяют несколько видов индикаторных отверток:
Простые
В корпус установлена рабочая электрическая схема, со стандартным набором элементов: транзистор, резистор, индикатор — неоновые лампочки. Нулевая фаза — человек, который замыкает контактную пластину. Инструмент не функционален — определяет напряжение на проводе, но часто не срабатывает при напряжении в сети меньше 60 Вольт. Не подходит для поиска обрыва сети.
Со светодиодами
Модели имеют конструктивные и функциональные отличия от примитивной модели. В качестве индикатора установлен светодиод, позволяющий проверять цепь при напряжении, не превышающем 60 Вольт. В пробниках этого типа бывает биполярный транзистор, батарейки, которые дают возможность выполнять бесконтактную проверку. Светодиодные пробники подходят для определения обрывов в электрической цепи, тестируют схемы электрооборудования.
Универсальные
Портативные устройства с широкими возможностями. Инструментом этого типа выполняют тестирование контактным и бесконтактным способом, определяют обрыв, короткое замыкание с помощью «прозвона» сетей, в этом помогает световое и звуковое оповещение. Универсальные пробники используют при ремонте или настройке электронных приборов, транспорта, предназначены для работы с постоянным и переменным током. Работает тестер на батарейке, за зарядом которой следят. Если аккумулятор потеряет заряд, работать универсальная отвертка не будет.
Тип индикаторной отвертки выбирают в зависимости от предполагаемых работ. Для использования в быту достаточно простой модели, а для работы с электронными приборами выбирают универсальное устройство.
Где купить
Чтобы максимально быстро приобрести отвертку, можно посетить ближайший специализированный магазин. Оптимальным же, по соотношению цена-качество, остаётся вариант покупки в Интернет-магазине АлиЭкспресс. Обязательное длительное ожидание посылок из Китая осталось в прошлом, ведь сейчас множество товаров находятся на промежуточных складах в странах назначения: например, при заказе вы можете выбрать опцию «Доставка из Российской Федерации»:
Тестер. Правила эксплуатации
Когда и как пользоваться индикаторной отверткой правильно, какие существует требования к личной безопасности пользователя?
Перед проверкой скрытой электропроводки следует обесточить помещение. Оголенные электропровода, проверять только тестером, не следует к ним прикасаться руками или проводниками. Нельзя использовать прибор во влажных помещениях, проверять исправность электрических цепей сырыми руками, будет ощутим проходящий через тело ток.
На корпусе инструмента не должно быть трещин, щелей и других повреждений. Если есть даже незначительные повреждения, устройство требуется заменить. Чинить поврежденный тестер не выгодно, покупка нового обойдется дешевле.
Проверка исправности прибора
Перед началом работы с отвёрткой следует убедиться в исправности инструмента.
Простой и быстрый способ, проверить устройство — вставить щуп-проводник поочередно в каждое отверстие розетки. Электрическое гнездо должно быть под напряжением. Если инструмент исправен, то при попадании на фазу загорится индикатор, извещающий о напряжении на контакте. Отсутствие светового сигнала и звукового, если это универсальный тип, говорит о неисправности тестера, выполнять проверку электрооборудования им нельзя.
Правила работы с разными типами тестеров
Принцип тестирования электрических сетей и оборудования простыми, светодиодными и универсальными отвёртками имеет некоторые отличия. Для получения достоверного результата необходимо следовать основным правилам работы с пробниками.
Проверка простым индикатором
Этот тип устройства помогает быстро определить наличие фазы, нагрузки на кабеле или розетке.
Тестер берут в руку, зажимают контактную поверхность.
Важно! Прикасаться к жалу устройства нельзя, по нему будет проходить напряжение в 220 Вольт, если проверяется розетка, плафон или выключатель.
Пробник прикладывают поочередно к контактам, определяют результат по индикатору.
Щуп прибора подносят к одному проводу, контакту, чтобы не произошло замыкания нуля и фазы. Результат получается поверхностный — такая проверка показывает наличие или отсутствие напряжения. Для более точного результата используют более универсальный тип тестера.
Проверка отверткой со светодиодом
Необходимо знать, как пользоваться отверткой индикатором со светодиодом, чтобы получать точные данные при проверке техники и электрической сети.
Поиск фазного провода осуществляется по аналогии с простым тестером — пальцем замыкается цепь фазоопределителя, жало прикладывается к контактам.
Светодиодное устройство, в отличие от примитивного пробника, поддерживает функцию бесконтактного тестирования. При такой проверке не нужно замыкать контакт, им достаточно приложить отвертку к проводу, коробу или стене, где проходит скрытая проводка. Чувствительный прибор отреагирует сигналом диода на наличие напряжения в этом участке.
У бесконтактного способа тестирования есть минус — чувствительный прибор может показать наличие напряжения при обрыве сети. К плюсам можно отнести яркость светового сигнала, очень удобно при ярком освещении и возможность работать с низким напряжением.
Правила проверки универсальной индикаторной отверткой
Принцип проверки универсальным устройством почти не отличается от предыдущих типов тестеров. На многих моделях есть табло, на которое выводятся цифровые значения напряжения. Работать с таким прибором легче, но по стоимости они превышают более простые модели пробников.
На корпусе тестера находится контактная площадка для замыкания внутренней цепи и тумблер для переключения режимов работы устройства. При необходимости можно выставить контактный, бесконтактный и чувствительный режимы. На всех моделях стандартные буквенные обозначения режимов:
O — работа выполняется по классическому варианту: пальцем замыкается сеть, проводник (жало) прикладывается к тестируемому элементу.
L — бесконтактный режим. К проверяемому объекту подносится или прикладывается контактная часть, обычно это торец рукоятки тестера. Если прибор попал под воздействие электрического поля, световой и звуковой сигналы оповещают о наличии напряжения.
H — высокочувствительный режим работы. Проверка бесконтактная, с низким порогом срабатывания. Эта функция помогает быстро найти скрытую электропроводку.
Основные виды проверки
В зависимости от типа и функциональности индикаторной отвертки, проводят контактную и бесконтактную проверку техники, оборудования, электрической сети.
Контактный способ
Бесконтактный способ
Поиск обрыва
Бывает, что при подключении прибора через удлинитель, он не работает, чтобы исключить поломку механизма, нужно проверить его на возможный обрыв.
Индикаторная отвертка берется за жало, торец рукоятки (пяточку) прикладывают к изоляции удлинителя, включенного в исправную розетку. Диод загорается, пробник ведут по всей длине провода. В том месте, где лампочка тухнет, возник перелом кабеля.
Когда с первой проверки не найден обрыв, необходимо выдернуть из розетки вилку удлинителя, перевернуть, затем воткнуть снова, повторить тестирование. Если действия не выявили неисправность удлинителя — проблема в приборе.
Скрытая электропроводка
Концы, замурованного в стену провода, прикладывают к «пяточке» и щупу отвертки. Если индикатор подает сигнал, обрыва в проводке нет, если провод поврежден, диод не загорится. Провод можно нарастить, если невозможно дотянуться пробником от одного конца до другого. Перед наращиванием дополнительную проводку проверить по аналогии.
Подвох электрической цепи
Бывает, что при тестировании розетки, пробник показывает наличие напряжения сразу на двух проводах. Возникает такой результат, если произошел обрыв нуль, а фаза по замкнутой цепи пошла дальше. Возможные причины:
Фазоопределитель своими руками
Как сделать индикаторную отвертку своими руками, чтобы использовать ее для исследования электрооборудования.
Сделать ее можно используя простую электрическую схему. Собранный тестер позволит определить наличие напряжение в розетке, патроне и других электрических приборах.
Для сборки схемы необходимо взять резистор 2.5 МОм, резистор 100 Ом, транзистор, подойдет, КТ-312, светодиод и источник напряжения 3.5 вольта (батарейки). При сборке пробника учитывают, что база транзистора расположена справа, эмиттер слева, а коллектор в центре.
К коллектору транзистора припаивают минус светодиода. К плюсу диода припаивается резистор номиналом 100 Ом. К эмиттеру КТ-312 припаивается минус источника питания. К выводу резистора на 100 Ом припаивается положительный вывод с источника питания. К базе транзистора припаивается резистор на 2.5 Мом, он будет исполнять роль щупа.
Проверку самодельным тестером выполняют по известному алгоритму. Вместо контактной площадки палец прикладывают на плюс или минус источника питания. Свободный вывод резистора прикладывают к клемме выключателя, контакту патрона, помещают поочередно в отверстия розетки.
При попадании на контакт под напряжением светодиод будет загораться, ничего не произойдет, если контакт резистора попадет на нуль.
Заключение
В заключение темы стоит отметить, что индикаторная отвертка любого типа должна быть в каждом доме. Устройство простое, работа с ним не требует особых навыков и сверхспособностей. С помощью этого устройства можно легко выявить проблему в электрической цепи квартиры, предотвратить поломку электроприбора, правильно произвести монтаж выключателей и розеток, избежать повреждения электропроводки во время ремонтных работ.
Видео по теме
Инструменты: Автоэлектрика. Немного о мультиметре с лампочкой и пробнике.
В последнее время на драйве в разных сообществах, появилась тенденция благотворить автомобильный пробник на двух светодиодах. В свое время я их наделал очень много, и считал его панацеей. Но как оказалось автоэлектрику этот простой на первый взгляд прибор, может доставить много хлопот. И после просветления я им почти не пользуюсь. МУЛЬТИМЕТР С ЛАМПОЧКОЙ РУЛЯТ. И ниже попробую объяснить почему. Далее познакомимся с пробником поближе. Рассмотрим плюсы и минусы.
Перейдем к плюсам :
+Показывает наличие или отсутствие напряжения
+Удобен и компактен
+Можно прозвонить провод
+Найти тахо сигнал
+При наличии кнопки управлять слаботочным выводом реле
Минусы:
-На игле имеется напряжение равное напряжению элементов питания
-Низкое входное сопротивление от сотен Ом до несколько КОм
-Не видит 5 вольтовую шину
-Показания не могут быть достоверны.
Сам по себе мультиметр тоже не лишен недостатков, а в связке с лампочкой мощнейший инструмент.
Бывают случаи когда какой либо блок (ECМ, ВСМ или обычная фара) не работают. Причиной тому может послужить провод с оголившей изоляцией, и в следствии попадании влаги провод корродирует, окисляется, образуется купорос (кому как привычнее). При беглом взгляде на провод все хорошо. Позваниваем пробником светодиод светится красным светом свидетельствуя о наличии напряжени, смотрим мультиметром он нам это подтверждает. Однако если параллельно мультиметру мы подключим лампочку, то картина станет нагляднее. А именно мы увидим просадку напряжения или полное его отсутствие. Хотя мультиметр и пробник нам говорили обратное.
Также не редко бывают случаи плохой массы или контакта, если мы прозвоним пробником то светодиод светится зеленым светом говоря о том что контакт есть. Однако мультиметр может показать сопротивление 2 Ома, казалось бы не существенное сопротивление, но если это в проводке AIR BAG где сопротивление пирапотрона от 2 до 3 Ом и к нему прибавится сопротивление плохого контакта. То 5 Ом в цепи подушек безопасности воспринимается как высокое сопротивление, и высвечивается ошибка B0012 0D (прим. chevrolet cruze). Еще одно очко не в пользу пробника.
Что бы не пустословить приведу примеры написанного выше (если возникнут сомнения можете повторить дома) :
P.S : Написанию данного поста сподвигло публикации данного пробника несколькими людьми, а в коментах все восхищаются. Говорят какой он хороший не заменимый. Теперь вы знаете его и обратную сторону, а мастера попавшие на бабки, при помощи данного инструмента давно им не пользуются. Данный и антологичные пробники удобны допщику, но автоэлектрику не пригодны.
Метки: мультиметр, пробник.
Комментарии 70
вообще недоверяю пробникам покупным сделаных из корпуса вилки прикуривателя…
у меня своя схема «вечного»пробника, которая никогда еще не подводила. два диода, два светодиода, два сопротивления, и акб на 4-6вольт от автономной сирены
Про окислившийся и разрушившийся провод внутри изоляции:
Вопрос, как узнать эталонное сопротивление провода, учитывая, что клеммные контакты съели по 1 Ому.(=2 Ом)?
…
Сижу голову ломаю.Очень буду рад помощи.
В джипике, на полу провода пучком идут, от капота, под машину, в бензобак и датчик уровня.Общая длина, около 5 метров(может и больше)Как их прозвонить, в сборе?чтобы понять, где колбасит, в клеммных колодках, или самих проводах?
И если протыкать участки проводов, как их лучше загерметизировать, чтобы не разрушались?
…
Заранее благодарен.
Только с лампочками можно полевую сборку в модуле спалить. Аккуратно надо с ними.
Не все там в коментах восхищались, я сразу сказал, что он фуфло и привел пример, что из-за блока предохранителей на насос приходило только 10В, а эта хрень показала бы, что напряжение есть.
Имелось виду подавляющее большинство, те кто не в теме.
Полностью согласен с каждым написанным Вами словом.
Один старый автоэлектрик показал на стартере ЗиЛа. Взял лампочку с одним разрезанным проводом и фактически включил последовательно с массой и обмотками статора в месте слабой изоляции появился дымок, обмотку заизолировал, проверил еще раз — норма. Потом последовательно с массой и щеточным узлом, в одном из изоляторов обнаружилась микротрещина заполненная угольной пылью тоже искрение и дымок, изолятор на замену, контрольная проверка — норма. Конечно нарушение ТБ, но сдуру можно и гвоздь отверткой закрутить. Сам пользовался — помогает.
Среди приборов автоэлектрика не увидел лампочки 220 В 80-100 Вт с разрывом одного провода для диагностики стартеров на предмет определения точки замыкания (щеточного узла и проч.) на массу. Применяется ли такой вариант?
Со стартерами, равно как и с их диагностикой проблем не было. И этот метод я не знал, можете рассказать по подробнее?
Отличный пробник, уже штук тридцать стер)) у меня они как расходник. Один минус на 24в взрываются батарейки, не на долго хватает. Просто надо с головой подходить к любой проверки тестером.
Каждому инструменту — свое место в работе. И мультиметр нужен, и контролька, и светодиодный, и постолограф.
Немного о мультиметре с лампочкой и пробнике.
В последнее время на драйве в разных сообществах, появилась тенденция благотворить автомобильный пробник на двух светодиодах. В свое время я их наделал очень много, и считал его панацеей. Но как оказалось автоэлектрику этот простой на первый взгляд прибор, может доставить много хлопот. И после просветления я им почти не пользуюсь. МУЛЬТИМЕТР С ЛАМПОЧКОЙ РУЛЯТ. И ниже попробую объяснить почему. Далее познакомимся с пробником поближе. Рассмотрим плюсы и минусы.
Перейдем к плюсам :
+Показывает наличие или отсутствие напряжения
+Удобен и компактен
+Можно прозвонить провод
+Найти тахо сигнал
+При наличии кнопки управлять слаботочным выводом реле
Минусы:
-На игле имеется напряжение равное напряжению элементов питания
-Низкое входное сопротивление от сотен Ом до несколько КОм
-Не видит 5 вольтовую шину
-Показания не могут быть достоверны.
Сам по себе мультиметр тоже не лишен недостатков, а в связке с лампочкой мощнейший инструмент.
Бывают случаи когда какой либо блок (ECМ, ВСМ или обычная фара) не работают. Причиной тому может послужить провод с оголившей изоляцией, и в следствии попадании влаги провод корродирует, окисляется, образуется купорос (кому как привычнее). При беглом взгляде на провод все хорошо. Позваниваем пробником светодиод светится красным светом свидетельствуя о наличии напряжени, смотрим мультиметром он нам это подтверждает. Однако если параллельно мультиметру мы подключим лампочку, то картина станет нагляднее. А именно мы увидим просадку напряжения или полное его отсутствие. Хотя мультиметр и пробник нам говорили обратное.
Также не редко бывают случаи плохой массы или контакта, если мы прозвоним пробником то светодиод светится зеленым светом говоря о том что контакт есть. Однако мультиметр может показать сопротивление 2 Ома, казалось бы не существенное сопротивление, но если это в проводке AIR BAG где сопротивление пирапотрона от 2 до 3 Ом и к нему прибавится сопротивление плохого контакта. То 5 Ом в цепи подушек безопасности воспринимается как высокое сопротивление, и высвечивается ошибка B0012 0D (прим. chevrolet cruze). Еще одно очко не в пользу пробника.
Что бы не пустословить приведу примеры написанного выше (если возникнут сомнения можете повторить дома) :
P.S : Написанию данного поста сподвигло публикации данного пробника несколькими людьми, а в коментах все восхищаются. Говорят какой он хороший не заменимый. Теперь вы знаете его и обратную сторону, а мастера попавшие на бабки, при помощи данного инструмента давно им не пользуются. Данный и антологичные пробники удобны допщику, но автоэлектрику не пригодны.