для каких раздельных пунктов разрабатывается отдельный тра сдо
orgperevozok.ru
Технология транспортных процессов
Новое
Популярное
Техническо-распорядительный акт (ТРА) станции
Техническо-распорядительный акт (ТРА) — это нормативный документ, который устанавливает порядок использования технических средств станции и регламентирует безопасный и беспрепятственный прием, отправление и проследование поездов по станции, безопасность внутристанционной маневровой работы.
ТРА станции разрабатываются по следующим образцам:
Образец 1 приложения № 10 к ПТЭ (далее — Образец 1) — для сортировочных, пассажирских, пассажирских технических, грузовых и участковых железнодорожных станций;
Образец 2 приложения № 10 к ПТЭ (далее — Образец 2) — для промежуточных железнодорожных станций, разъездов, обгонных пунктов и путевых постов.
Для отдельных промежуточных железнодорожных станций в зависимости от характера выполняемых операций и технической оснащенности железнодорожных станций по решению владельца инфраструктуры, владельца железнодорожного пути необщего пользования допускается составление ТРА станции по Образцу 1.
ТРА разрабатывается и подписывается начальником станции. Разработанный ТРА проверяется ревизором движения хозяйства перевозок (далее — Ревизор движения), после чего согласовывается:
Для станций, разработанных по Образцу 1 — начальником Центра организации работы железнодорожных станций (далее — Центра), руководителями причастных структурных подразделений региональных дирекций функциональных филиалов ОАО «РЖД» (например: начальниками эксплуатационных локомотивных депо, начальниками вагонных эксплуатационных депо, начальниками дистанции пути (дистанции инфраструктуры), начальниками региональных участков дирекций пассажирских обустройств и др.
Для станций, разработанных по Образцу 2 — руководителями причастных структурных подразделений региональных дирекций функциональных филиалов ОАО «РЖД» (например: начальниками дистанции пути (дистанции инфраструктуры), начальниками регионального центра связи и др.).
а) для станций, разработанных по Образцу 1 — начальником дирекции управления движением;
б) для станций, разработанных по Образцу 2 — начальником Центра.
ТРА станции состоит из 3-х разделов:
1 раздел — общие сведения о станции
1.1 Характер работы станции
1.2. Прилегающие к станции перегоны, основные средства сигнализации и связи при движении поездов и порядок их использования для организации движения (перегоны в четном и нечетном направлениях; внутриузловые соединения)
1.3 Перечень ж.д. путей необщего пользования и места их примыкания к путям станции
1.4 Места примыкания путей, переданных в ведение других служб и организаций ж.д. ОАО «РЖД» с указанием границ между ними и путями станции
1.5 Ведомость парков и путей, имеющихся на станции
1.6 Пути, (из числа перечисленных в предыдущем пункте), выделенные для приема, отправления и пропуска поездов с «ВМ», негабаритными грузами и для стоянки вагонов с грузами «ВМ» (в этом пункте указывается порядок действий при обслуживании таких поездов, закрепления их на путях станции, положение стрелок, ограждающих пути, где находятся поезда с опасными грузами, даны места, куда следует отправлять такие поезда при возникновении аварийных ситуаций, описаны пути, на которые разрешен прием таких поездов)
1.7. Стрелочное хозяйство станции (централизированные и нецентрализированные стрелочные переводы, нормальное положение стрелок, система их запирания, освещение стрелок, у кого хранятся ключи от них, порядок перевода стрелок при приеме-отправлении поездов и маневровой работе, и стрелочные переводы, не обслуживаемые дежурным стрелочного поста)
1.8. Места хранения инвентаря, применяемого при нарушении нормальной работы устройств СЦБ
1.9 Наличие на станционных путях специальных устройств для закрепления вагонов
1.10 Районы работы операторов постов централизации, сигналистов и дежурных стрелочных постов (а также в чьем оперативном подчинении находится работник, и основные обязанности, возложенные на работника)
1.11. Пассажирские и грузовые устройства, имеющиеся на станции
1.12. Освещение станционных путей
1.13. Связь распорядительных пунктов по приему и отправлению поездов и производству маневров
1.14. Места нахождения восстановительных и пожарных поездов, аварийноспасательных команд, летучек связи и бригад контактной сети, медицинских и ветеринарных пунктов, полиции
2 раздел — прием и отправление поездов
2.1 Разграничение районов управления и обязанностей каждого дежурного по станции, посту или парку, основные обязанности операторов при ДСП и ДСПП
2.2 Наличие переездов на станции и прилегающих перегонах и порядок действий при неисправности переездной сигнализации (наименование переездов, тип переездной сигнализации, порядок действий ДСП при неисправности переездной сигнализации)
2.3 Порядок прекращения маневров перед приемом или отправлением поезда
2.4 Порядок проверки свободности путей (при наличии и нормальном действии электрической изоляции путей и при ее отсутствии или при нарушении нормального действия этих устройств
2.5 Время, необходимое для приготовления маршрута приема (отправления) поездов при нарушении нормального действия устройств СЦБ
2.6 Как убеждается ДСП в правильности приготовления маршрутов приема, отправления поездов при нормальном и при нарушении нормального действия устройств СЦБ
2.7 Нецентрализованные стрелки, положение и исправность которых разрешается проверять не для каждого поезда (например, при вступлении на смену)
2.8 Порядок пропуска поездов и маневровых составов по путям, расположенным между пассажирским зданием и стоящим на станции пассажирским поездом, если нет переходного моста или тоннеля
2.9 Порядок встречи прибывающих на станцию поездов ДСП или дежурным стрелочных постов и операторами постов централизации
2.10 Порядок убеждения ДСП в прибытии поезда в полном составе
2.11 Порядок приема на станцию поездов при запрещающем показании входного (маршрутного) светофора и по неправильному пути (при отсутствии на этом пути входного светофора)
2.12 Дополнительные меры по обеспечению безопасности стоянки пассажирских, поездов
2.13 Условия приема поездов на станции с перегона, имеющего затяжной спуск (подъем)
2.14 Поезда, провожаемые дежурными стрелочных постов, сигналистами, операторами постов ЭЦ
2.15 Порядок отправления со станции поездов при запрещающем показании выходных светофоров и с путей, где нет выходных светофоров
2.16 Порядок выдачи предупреждений об особых условиях следования отдельных поездов
2.17 Дополнительные указания по приему и отправлению поездов
3 раздел — организация маневровой работы
3.1 Кто распоряжается маневровой работой на станции
3.2 Специализация районов маневровой работы
3.3. Использование при маневрах устройств радиосвязи и парковой связи (вид связи и работники, которым предоставляется право пользоваться устройствами и характер передаваемых ими указаний и сообщений) при нормальной работе связи и при отказе средств связи руководителя маневров с машинистом локомотива
3.4 Основные особенности производства маневров в каждом районе
3.5. Меры безопасности при работе в одном маневровом районе двух и более маневровых локомотивов
3.6. Меры безопасности по предупреждению случаев выхода подвижного состава за границу полезной длины в противоположном конце путей, ухода вагонов на маршруты следования поездов и в другие районы, столкновений маневрового состава в стрелочной горловине
3.7. Порядок перестановки маневровых составов из парка в парк.
Приложения к ТРА станции:
1. Масштабный план железнодорожной станции.
2. Схематический план железнодорожной станции.
3. Продольные профили железнодорожных путей железнодорожной станции.
4. Инструкция о порядке пользования устройствами СЦБ (при их наличии).
5. Выкопировка из схемы питания и секционирования контактной сети (для железнодорожных станций, расположенных на электрифицированных участках). При отсутствии контактной сети прилагается схема продольного энергоснабжения устройств СЦБ.
6. Ведомость железнодорожных путей необщего пользования.
7. Инструкция о порядке работы с вагонами, загруженными опасными грузами класса 1 (взрывчатыми материалами).
8. Инструкция по работе сортировочной горки (при ее наличии).
9. Ведомость занятия железнодорожных приемо-отправочных железнодорожных путей пассажирскими, почтово-багажными и грузопассажирскими поездами. Составляется ведомость пассажирских, сортировочных, грузовых и участковых железнодорожных станций (кроме тех, где пассажирские поезда следуют по соответствующим главным железнодорожным путям без захода на другие приемоотправочные железнодорожные пути), железнодорожных станций оборота пассажирских, пригородных составов и моторвагонных поездов, а также для тех промежуточных железнодорожных станций, где графиком движения предусматривается обгон или скрещение пассажирских, почтово-багажных и грузопассажирских поездов с другими поездами тех же категорий.
10. Регламент переговоров по радиосвязи при маневровой работе.
Техническо-распорядительный акт
Техническо-распорядительный акт (ТРА) — нормативный документ, характеризующий техническое оснащение железнодорожной станции или станции метрополитена и устанавливающий порядок использования технических средств, обеспечивающий безопасность при приёме, отправлении, пропуске поездов и выполнении маневровых работ.
Порядок, установленный техническо-распорядительным актом, является обязательным для работников всех подразделений железной дороги или метрополитена.
Содержание
Железная дорога
ТРА разрабатывается для каждого раздельного пункта, имеющего путевое развитие.
Для отдельных станций, на которых в отдельных парках или системах парков операции по приёму, отправлению поездов и производству манёвров осуществляются вне зависимости от других парков или систем, по решению начальника службы перевозок железной дороги могут разрабатываться отдельные ТРА для каждого такого парка или системы парков.
В случае объединения двух и более станций под единым руководством одного начальника станции для каждой из этих станций разрабатывается отдельный ТРА.
Все требования, предусматриваемые ТРА, должны соответствовать ПТЭ, ИСИ и ИДП, но при этом не повторять положений этих нормативных актов, относящихся ко всем железнодорожным станциям.
Не допускается также переписывать в ТРА требования приказов начальника железной дороги и начальника отделения железной дороги, относящиеся ко всем станциям железной дороги (отделения железной дороги). В отдельных случаях разрешается делать ссылки на соответствующие пункты указанных приказов, излагая только порядок их применения на конкретной станции.
Во избежание возможных разночтений не допускается повторение одних и тех же положений в разных пунктах ТРА одной станции.
Общие сведения, положения и требования, касающиеся конкретной станции, излагаются в ТРА по утверждённым формам:
Как исключение, для отдельных промежуточных станций по решению начальника службы перевозок железной дороги допускается составление ТРА по форме ДУ-41.
Приложения к ТРА
К ТРА железнодорожной станции должны прилагаться:
В экземплярах ТРА на бумажных носителях, находящихся у начальника станции и дежурного по станции, главные пути обозначаются красными линиями, деповские пути локомотивного и вагонного хозяйств — синими, электрифицированные станционные пути (кроме главных) — жёлтыми, а остальные пути — чёрными. Для прочих копий ТРА указанная расцветка необязательна. В электронной версии масштабных планов главные пути изображаются красным цветом, остальные пути — чёрным.
Здания (строения) и другие объекты должны иметь также буквенные обозначения:
Ось пассажирского здания обозначается штрих-пунктирной вертикальной линией. Пассажирские и грузовые платформы, локомотивные и вагонные депо, вагоноремонтные пункты, экипировочные устройства также должны иметь соответствующие надписи.
Постоянные сигналы (светофоры и сигнальные знаки) должны иметь соответствующие литеры и другие обозначения.
Нанесение указанных объектов на масштабные планы станции является обязательным. По указанию заказчика могут наноситься и другие объекты (дистанции пути, дистанции электроснабжения и т. д.).
Метрополитен
ТРА станции составляется начальником станции в соответствии с ПТЭ, ИСИ и ИДП и утверждается начальником службы движения. Форма ТРА и инструкция по его составлению, а также перечень приложений к нему разрабатывается и утверждается управлением метрополитена.
ТРА станции и приложения к нему должны пересоставляться или исправляться при переустройстве путевого развития станции, устройств СЦБ, связи, а также при изменении порядка приёма, отправления поездов или производства маневровой работы.
Первый экземпляр ТРА и приложения к нему должны находиться на посту централизации, а выписки из ТРА с указанием местных особенностей технической работы станции и приложением плана путевого развития, заверенные начальником станции, — в помещении ДДЭ, линейного пункта, мастера мотодепо и в других местах по указанию начальника службы движения.
II. Порядок разработки и заполнения ТРА
Х.Ш. Зябиров
(внесено изменение: распоряжение 2518р от 22.12.2006 г.)
ИНСТРУКЦИЯ
По составлению техническо-распорядительных
актов железнодорожных станций ОАО «РЖД»
I.Общие положения
1.Инструкция по составлению техническо-распорядительных актов железнодорожных станций (далее – станция) устанавливает порядок разработки, согласования и утверждения техническо-распорядительных актов станций (далее – ТРА) и приложений к ним, а также их форму и содержание, порядок внесения изменений и дополнений, выверки, хранения и ознакомления причастных работников.
2. ТРА является нормативным актом станции, регламентирующим обеспечение безопасности движения в местных условиях, и его требования являются обязательными для работников всех служб железных дорог.
3. ТРА разрабатывается для каждого раздельного пункта, имеющего путевое развитие.
Для отдельных станций (независимо от классности), на которых в отдельных парках или системах парков операции по приему, отправлению поездов и производству маневров осуществляются вне зависимости от других парков или систем, по решению начальника службы перевозок железной дороги могут разрабатываться отдельные ТРА для каждого такого парка или системы парков.
В случае объединения двух и более станций под единое руководство одного начальника станции, для каждой из этих станций разрабатывается отдельный ТРА.
4. Для путевых постов без путевого развития при полуавтоматической блокировке, разделяющих межстанционный перегон на межпостовые перегоны, ТРА не разрабатывается. Порядок работы этих постов установлен в главе 3 Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России 16 октября 2000г. № ЦД-790 (далее – ИДП), и при необходимости установления дополнительных условий работы таких постов на железной дороге разрабатываются отдельные инструкции в соответствии с пунктом 3.27 ИДП.
Для постов (блок-постов) примыкания железнодорожных путей общего пользования, имеющих стрелочные переводы, и приписанных к соседней станции, порядок работы отражается в ТРА станции приписки. Отдельные ТРА для таких постов составляются станцией их приписки по решению начальника службы перевозок железной дороги.
Порядок работы вспомогательных постов, обслуживающих примыкания железнодорожных путей необщего пользования на перегоне, устанавливается отдельными инструкциями, прилагаемыми к ТРА станций приписки и утверждаемыми начальником отделения железной дороги, а при отсутствии отделений железной дороги в составе железной дороги – начальником железной дороги. Стрелочные переводы примыканий железнодорожных путей необщего пользования на вспомогательных постах в пункт 1.7 (4) ТРА станций не вносятся.
5. Все требования, предусматриваемые ТРА, должны соответствовать Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным МПС России 26 мая 2000 г. № ЦРБ-756 (далее – ПТЭ), ИДП и Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России 26 мая 2000г. № ЦРБ-757 (далее – ИСИ), но при этом не повторять положений этих нормативных актов, относящихся ко всем железнодорожным станциям. Не допускается также переписывать в ТРА требования приказов начальника железной дороги и начальника отделения железной дороги, относящиеся ко всем станциям железной дороги (отделения железной дороги). В отдельных случаях разрешается делать ссылки на соответствующие пункты указанных приказов, излагая только порядок их применения на конкретной станции.
Во избежание возможных разночтений, не допускается повторение одних и тех же положений в разных пунктах ТРА одной станции. При необходимости допускается делать ссылки на соответствующие пункты ПТЭ, ИДП, ИСИ, приказов начальника железной дороги и начальника отделения железной дороги о применении отдельных пунктов ПТЭ и инструкций на железной дороге (отделении железной дороги), а также на другие пункты ТРА данной станции. Эти документы должны всегда находиться на рабочих местах поездных диспетчеров (далее – ДНЦ), дежурных по станции (далее – ДСП) и других причастных работников.
6.Общие сведения, положения и требования, касающиеся конкретной станции, излагаются в ТРА по утвержденным формам: ДУ-41 – для сортировочных, пассажирских, пассажирских технических, грузовых и участковых станций и ДУ-41а – для промежуточных станций.
Как исключение, для отдельных промежуточных станций по решению начальника службы перевозок железной дороги допускается составление ТРА по форме ДУ-41.
ТРА формы ДУ-41 в обязательном порядке согласовывается:
начальником основного локомотивного депо (ТЧ), обслуживающего вывозную и маневровую работу на данной станции;
начальниками дистанций: сигнализации и связи (ШЧ), пути (ПЧ), электроснабжения (ЭЧ), на территории которых находится данная станция;
начальником вагонного депо (ВЧД), работники которого обслуживают данную станцию.
ТРА формы ДУ-41а согласовывается начальниками дистанций пути и сигнализации и связи.
8. Изменения и дополнения в ТРА могут вноситься только по следующим основаниям:
изменения, внесенные в ПТЭ, ИДП, ИСИ;
изменения и дополнения, внесенные в приказы начальника железной дороги, начальника отделения железной дороги о применении ПТЭ и инструкций МПС России на железной дороге или отделении, касающиеся данной станции (но не всех станций железной дороги или отделения);
изменение путевого развития станции, устройств СЦБ, связи, контактной сети, а также изменение порядка использования технических средств, приема, отправления поездов или производства маневровой работы на данной станции;
изменение технологии работы станции, штатного расписания станции, должностных обязанностей отдельных работников станции;
несоответствие отдельных положений ТРА требованиям ПТЭ, ИДП, ИСИ, приказам начальника железной дороги, начальника отделения железной дороги о применении ПТЭ и инструкций на железной дороге или отделении железной дороги, а также неправильные сведения в первом разделе ТРА о технических средствах на станции;
ошибки и опечатки, допущенные при составлении ТРА;
отсутствие отдельных специфических требований обеспечения безопасности движения, вытекающих из местных условий станции;
несоответствие формы и содержания отдельных пунктов ТРА требованиям настоящей Инструкции.
Изменения и дополнения в ТРА могут вноситься на основании требований ревизоров, зафиксированных в Книге ревизорских указаний (формы РБУ-8), но только по вышеуказанным основаниям с обязательной ссылкой на них в соответствующей записи в книге формы РБУ-8.
Полная переработка ТРА станций в обязательном порядке производится в случае переиздания ПТЭ, ИДП, ИСИ и соответствующих приказов начальника железной дороги, начальника отделения железной дороги, а также при наличии большого количества внесенных в ТРА дополнений и изменений (более 20).
Согласование и утверждение изменений и дополнений в ТРА должны производиться в порядке, установленном в пункте 7 настоящей Инструкции.
9.Основой технологии составления ТРА станций является «Программно-технологический комплекс ведения базы данных техническо-распорядительных актов железнодорожных станций» (далее – ПТК АС ТРА), введенный в действие указанием МПС России от 20 марта 2003 г.
Разделы и пункты ТРА вводятся в систему в соответствии с формами ДУ-41 и ДУ-41а в формализованном виде с использованиемтиповых фрагментов текстов. База данных ТРА станций железной дороги хранится на сервере ИВЦ железной дороги, а ТРА станций всех железных дорог – на центральном сервере ГВЦ ОАО «РЖД».
После ввода черновой версии ТРА в ПТК АС ТРА производится ее распечатка, и ТРА, оформленный начальником (инженером) станции в бумажном варианте, проходит проверку, согласование и утверждение в порядке, установленном в пункте 7 настоящей Инструкции. После утверждения электронная версия ТРА переводится в ПТК АС ТРА из черновой версии в категорию действующих.
Утвержденный ТРА формы ДУ-41 (ДУ-41а), включая приложения, в бумажном варианте хранится у начальника станции.
Службам железной дороги и отделам отделений железной дороги предоставляется возможность просмотра электронного варианта ТРА станций и приложений к нему в ПТК АС ТРА и при необходимости вывода их на печать. Перечень пользователей ПТК АС ТРА устанавливают соответственно начальник железной дороги и начальник отделения железной дороги. Приложения к ТРА станций, не формализованные в ПТК АС ТРА, хранятся в службах перевозок железных дорог и отделах перевозок отделений железных дорог в бумажном виде.
Изменения и дополнения в ТРА после их утверждения также вносятся в электронную версию ТРА (вводятся в текст действующего ТРА). Акты изменений, распечатанные из ПТК АС ТРА, утверждаются и в бумажном виде хранятся у начальника станции до составления и утверждения нового ТРА станции. В бумажный экземпляр ТРА, а также в копии и выписки
изменения вносятся путем замены соответствующих листов (вставленным листам может присваиваться нумерация с индексами – 3а, 3б).
При внесении изменений в пункты ТРА, находящиеся на странице, содержащей отметку об утверждении ТРА, допускается исправление текста вручную со ссылкой на акт изменения, заверенной подписью ДС.
10. ПТК АС ТРА включает в себя также программы составления графических приложений к ТРА – масштабных и схематических планов станций, а также программу автоматизированного расчета норм закрепления железнодорожного подвижного состава (далее – подвижной состав) на станционных железнодорожных путях (далее – пути).
Подробный порядок работы с ПТК АС ТРА изложен в соответствующих руководствах пользователям.
Выписки из ТРА, содержащие необходимые для отдельных работников сведения, должны находиться в рабочих помещениях станции в соответствии с пунктом 15.2 ПТЭ.
Копии и выписки из ТРА выполняются в бумажном варианте и заверяются подписью начальника станции.
В локомотивные и вагонные депо, кондукторские резервы и другие подразделения железных дорог, имеющие специальный самоходный подвижной состав, высылаются копии или выписки из ТРА и необходимые для них приложения в бумажном варианте, заверенные подписью ДС. Порядок выдачи копий и выписок этим подразделениям, а также всех текущих изменений, вносимых в ТРА, устанавливается начальником отделения железной дороги, а при отсутствии отделений – начальником службы перевозок железной дороги.
После установки в подразделениях смежных служб программ, позволяющих просматривать ТРА станций, изменения в ТРА передаются в электронном виде и распечатываются этими службами самостоятельно.
12. На каждой станции должна вестись специальная книга ознакомления работников с ТРА станции и приложениями к нему.
После переработки и утверждения нового ТРА станции указанный порядок ознакомления работников повторяется.
13.Полная выверка содержания ТРА в электронном и бумажном вариантах, копий, выписок из ТРА, включая приложения к ТРА, производится ежегодно по его состоянию на 1 января.
В процессе выверки должно быть проверено соответствие ТРА и приложений фактическому состоянию технических средств и технологии работы станции на начало нового года, наличие необходимых изменений и дополнений, которые должны были быть внесены в течение минувшего года при возникновении оснований, указанных в пункте 8 настоящей Инструкции.
В бумажном экземпляре ТРА, находящемся у начальника станции, копиях и выписках на постах станции и в подразделениях других служб делается отметка о выверке, заверенная подписью начальника станции. Конкретный порядок выверки копий ТРА в подразделениях других служб устанавливает начальник отделения железной дороги, а при отсутствии отделений – начальник службы перевозок железной дороги с учетом наличия ПТК АС ТРА в соответствующих подразделениях.
Выверку приложений к ТРА производят аналогичным порядком те же руководители подразделений, которые подписывают соответствующие приложения. Сведения о произведенной выверке ТРА и приложений, формализованных в ПТК АС ТРА, фамилии, инициалы и должности руководителей подразделений служб, подписавших результаты выверки, вводятся в систему инженером, ответственным за ведение ТРА станции.
Отметки о произведенной выверке приложений, не формализованных в ПТК АС ТРА и хранящихся в отделах (службах) перевозок в бумажном виде, делают вручную инженеры, ответственные за ведение ТРА (станций, отделов перевозок), с указанием фамилий, инициалов и должностей руководителей, производивших выверку, и заверяют эти отметки своими подписями.
Все операции по выверке ТРА и приложений по состоянию на 1 января, включая ввод отметок о выверке в ПТК АС ТРА, должны производиться в декабре месяце и быть закончены не позднее 31 декабря. Выверка приложений, не формализованных в ПТК АС ТРА, на станциях, в отделах и службах перевозок должна быть закончена в течение января месяца.
II. Порядок разработки и заполнения ТРА
Общие сведения
В пункте 1.1(для формы ДУ-41) указывается характер работы станции (сортировочная, пассажирская, пассажирская техническая, грузовая, участковая) и присвоенный ей класс.
В пункте 1.2(1 – для формы ДУ-41а, далее – номера пунктов вскобках – для ТРА формы ДУ-41а) указываются прилегающие к станции перегоны до ближайшего раздельного пункта, находящегося под самостоятельным управлением отдельного ДСП (в том числе путевого поста, блок-поста). Внутриузловые соединения в данный пункт ТРА формы ДУ-41 не включаются.
В подпункте 1.2.1 (1.1) перечисляются прилегающие к станции перегоны, на которые эта станция отправляет нечетные поезда, с указанием числа путей на перегоне и установленных средств сигнализации и связи по каждому пути.
Если станция находится на участке диспетчерской централизации, об этом должно быть указано в подпунктах 1.2.1, 1.2.2 ТРА.
В подпункте 1.2.3 перечисляются соединительные пути между станциями внутри железнодорожного узла с указанием действующих средств сигнализации и связи (аналогично подпунктам 1.2.1, 1.2.2 ТРА).
Пути, соединяющие станции в узле, по которым безостановочно следуют пассажирские поезда, в данный пункт не записываются, а рассматриваются как перегоны (в том числе и нулевые) между раздельными пунктами, движение по которым осуществляется под контролем поездного диспетчера в соответствии с ИДП; такие перегоны записываются в подпункты 1.2.1 (1.1) или 1.2.2 (1.2) ТРА.
Примыкания к станции или на прилегающем перегоне, ведущие на пути необщего пользования, если движение по ним осуществляется поездным порядком (вне зависимости от того, кому принадлежат эти пути – владельцу пути или железной дороге), в подпункты 1.2.1, 1.2.2 ТРА не вносятся, а записываются в подпункт 1.2.3 ТРА формы ДУ-41. При наличии таких примыканий к промежуточным станциям они записываются в пункте 1.1 или пункте 1.2 ТРА в качестве дополнения (примечания). Для примыкания на перегоне, обслуживаемого вспомогательным постом, кроме того, составляется инструкция, прилагаемая к ТРА (см. пункт 4 Общих положений настоящей Инструкции).
Примыкания путей необщего пользования к станционным путям, если подача-уборка вагонов осуществляется маневровым порядком, в подпункт 1.2.3 ТРА (соответственно в пункты 1.1, 1.2 ТРА формы ДУ-41а) не вносятся (указываются только в пункте 1.3 (2) ТРА).
В пункте 1.3 (2) приводятся краткие сведения о примыкающих к станции путях необщего пользования, в том числе указываются и приписанные к станции пути необщего пользования, примыкающие на прилегающих перегонах.
В ТРА включаются только те пути необщего пользования, которые примыкают непосредственно к путям станции или главным путям перегонов. Пути, предназначенные для обслуживания грузоотправителей, грузополучателей, контрагентов, примыкающие к путям основных владельцев (пользователей), в ТРА не включаются, данные о них и порядок обслуживания отражаются в приложении к ТРА ведомость железнодорожных путей необщего пользования и инструкциях о порядке обслуживания и организации движения на этих путях.
В графе 4 указывается номер стрелки примыкания и номер пути, к которому осуществлено примыкание. Могут быть указаны и другие ориентиры, например: «Стрелка 75 в нечетной горловине парка «Б»; «На продолжении пути №__»; «Стрелка №__ на 1 главном пути перегона_____» и т.п. В этой же графе указывается граница пути необщего пользования, например: «Стык рамного рельса стрелки № 75»; «Светофор М46». Места примыкания путей необщего пользования и их границы должны соответствовать указанным их границам в инструкциях о порядке обслуживания и организации движения на соответствующих путях.
В графе 5 указывается, какими предохранительными устройствами от самопроизвольного выхода вагонов с пути необщего пользования, из числа поименованных в пункте 3.30 ПТЭ, оборудованы примыкания, например: «Предохранительный тупик №. », «Сбрасывающая стрелка №. »
В пункте 1.4 указываются примыкания путей, находящихся в ведении других служб.
В данный пункт ТРА включаются пути, переданные эксплуатационным подразделениям служб железной дороги (Т, П, Ш, Э, В). При наличии путевого развития на территории подразделений указанных служб эти пути в перечень пункта 1.5 ТРА формы ДУ-41 не включаются.
Указываются границы между путями, находящимися в распоряжении начальника станции и переданными в ведение других служб и организаций, например: «Локомотивное депо (ТЧ-27), границы – маневровые светофоры М42, М44, М46, включенные в электрическую централизацию станции». Если пути одной службы примыкают к путям другой службы, то указывается граница между ними, например: «Путь ЭЧ-3 примыкает к пути ПЧ-7 стрелкой № 105, граница – предельный столбик указанной стрелки».
В ТРА промежуточных станций формы ДУ-41а, в котором отсутствует соответствующий пункт, при незначительном путевом развитии (не более трех путей) пути, переданные другим службам, могут включаться в общий перечень пункта 3 ТРА с указанием в графе 2 этого пункта принадлежности пути соответствующей службе (подразделению службы), а порядок движения по этим путям указывается в пункте 27 ТРА; в отдельных случаях могут указываться только границы (в примечании к пункту 3 ТРА).
В пункте 1.5 (3) указываются: назначение (специализация) каждого пути, его длина, вместимость и другие сведения, характеризующие путевое развитие станции.
На пассажирских, сортировочных, грузовых и участковых станциях принадлежность путей к тому или иному парку указывается в подзаголовках, предшествующих заполнению сведений, характеризующих пути данного парка, например: «Четный парк приема «А»; «Нечетный сортировочный парк «Б».
В графе 1 этого пункта проставляются номера всех путей, в том числе и главных, входящих в парк или группу путей. Номера главных путей обозначаются римскими цифрами. В ПТК АС ТРА допускается обозначение главных путей арабскими цифрами с добавлением букв «гл.».
В графе 2 напротив каждого номера пути указывается его назначение с учетом характера операций, которые выполняются на этом пути, например: «главный», «приемо-отправочный», «сортировочный», «погрузочно-выгрузочный», «вытяжной», «соединительный», «выставочный».
Для главных и приемо-отправочных путей обязательно указывается тип поездов (пассажирские, грузовые) и направление (четное, нечетное). Например: «Главный. Прием, отправление и пропуск пассажирских и грузовых поездов обоих направлений». «Приемо-отправочный для нечетных грузовых поездов». «Сортировочно-отправочный для четных грузовых поездов».
В графах 3 и 4 указываются стрелки, ограничивающие данный путь (его полезную длину), например: «25, 42»; для тупиковых путей в графе 3 проставляется номер стрелки, ведущей на этот путь, а в графе 4 пишется слово «упора».
В необходимых случаях, когда на станциях с электрической изоляцией путей полезная длина одного и того же пути для нечетного и четного направлений будет отличаться более чем на длину одного условного вагона (14 м), в графах 6 и 7 должны быть указаны данные отдельно по каждому направлению движения.
для всех остальных путей вместимость определяется таким же образом, как и для приемо-отправочных путей, но без вычета длины локомотива (кроме вытяжных путей). Для вытяжных путей из полезной длины пути вычитается длина маневрового локомотива.
Для пассажирских станций, осуществляющих операции по приему, отправлению и обработке только пассажирских поездов, вместимость путей в графе 7 может указываться в физических 4-осных пассажирских вагонах. В этом случае в графе 7 делается отметка о наличии примечания в конце настоящего пункта. Например: «Вместимость путей №______ указана в 4-осных пассажирских вагонах».
В графе 8 при наличии электрической изоляции на пути указывается «Есть», если изоляции пути нет, указывается «Нет». Если изоляция есть только на участке пути, то указывается, на каком он расстоянии от выходного (маршрутного, маневрового) светофора, а для сквозных путей – также и с какой стороны (четной или нечетной). Например: «200 м, нечет. стор.».
В графе 9 указывается наличие контактной сети на пути. Если контактной провод перекрывает путь полностью, ставится слово «Есть», если контактный провод неполностью перекрывает путь, указывается, с какой стороны и на каком протяжении от границы полезной длины пути (светофора, предельного столбика) подвешена контактная сеть, например: «Есть 150 м с четной стороны». При отсутствии контактной сети указывается «Нет».
На станциях стыкования различных видов тягового тока указывается род тока: постоянный, переменный или переключаемый.
В примечании к пункту 1.5 (3) указываются:
1) Длина и тип поездного и маневрового локомотивов, принятых при расчете вместимости главных, приемо-отправочных, сортировочно-отправочных и вытяжных путей.
3) В соответствии с пунктом 5 ИСИ, перечисляются освещаемые и неосвещаемые указатели путевого заграждения на упорах, например: «Указатели путевого заграждения на путях 15 и 23 освещаются, на путях 17, 19 и 21 не освещаются».
4) Наличие на путях колесосбрасывающих (сбрасывающих) башмаков с указанием способа управления (централизованное или местное).
5).Наличие неэлектрофицированных съездов между электрифицирован-ными путями.
6) Станционные пути отстоя подвижного состава собственников на основании договора с железной дорогой указываются в примечании к этому пункту.
В пункте 1.6 (3 в примечаниях)отражаются следующие вопросы:
В подпункте 1.6.2 согласно пункту 16.4 ИДП указываются пути, пред-назначенные для стоянки отдельных вагонов с ВМ и цистерн для перевозки сжи-женных газов, за исключением вагонов, находящихся под накоплением на путях сортировочных парков. Указываются те же требования, что и в подпункте 1.6.1.
В подпункте 1.6.3 указываются пути (место), куда следует направлять вагоны с опасным грузом для выполнения мероприятий, указанных в аварийной карточке, при возникновении утечки, разлива груза, пожара.
В этом подпункте также указывается, что в случае, если маневры по перестановке аварийных вагонов на данный путь(и) могут вызвать допо-лнительную угрозу для жизни людей и объектов станции, ДСП или начальник станции может принять другое решение, в зависимости от обстановки.
В подпункте 1.6.4 указываются пути, предназначенные для приема, отправления и пропуска поездов с негабаритными грузами, которые должны удовлетворять требованиям Инструкции по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, утвержденной 19 октября 2001г. № ДЧ-1835. Для каждого пути должны быть указаны зоны и степени негабаритности, а также дополнительные условия пропуска таких поездов, например: «При пропуске по__пути грузов 6 степени боковой негабаритности на___путях не должно быть подвижного состава (вагонов с негабаритными грузами)».
В ТРА промежуточных станций, разрабатываемых по форме ДУ-41а, сведения, указанные в пункте 1.6 ТРА формы ДУ-41, вносятся в виде примечания к пункту 3.
В пункте 1.7 (4)указывается полный перечень централизованных и нецентрализованных стрелок на станции и требования по их эксплуатации согласно пунктам 15.3 – 15.12 ПТЭ.
В подпункте 1.7.1 (4.1) отражаются вопросы, связанные с эксплуатацией централизованных стрелок.
В этом подпункте указываются также стрелки, управляемые с постов (колонок) местного управления, если эти стрелки не могут передаваться на центральное управление с поста ДСП. Эти посты (колонки) с номерами стрелок записываются отдельно от поста ДСП с заполнением всех граф этого подпункта.
Стрелки, расположенные за границей путей необщего пользования, или путей, переданных другим службам железной дороги, управление которыми осуществляется с поста ДСП, также включаются в этот подпункт с указанием их местонахождения.
В графе 2 в последовательном порядке (в строчку) перечисляются номера всех централизованных стрелок, входящих в тот или иной пост или зону управления стрелками. Спаренные стрелки указываются дробью, например: «5/7». В этой же графе перечисляются предохранительные устройства (сбрасывающие стрелки, остряки, башмаки) централизованного управления, входящие в данный пост (зону).
В графе 3 для каждого поста или зоны управления стрелками указывается, кто переводит стрелки, входящие в этот пост или зону (ДСП, ОПЦ).
В графах 4 и 5 в соответствии с требованиями пункта 11.3 ИДП указывается, в каком порядке работник, управляющий стрелками, убеждается в их свободности от подвижного состава перед тем, как осуществить перевод. При этом в условиях нормального действия устройств централизации в графе 4 записывается «По контрольным приборам». При нарушении нормального действия устройств в графе 5, в зависимости от конкретных условий работы, указывается: «ДСП лично или по докладу ОПЦ, сигналиста»
В примечании к этому пункту перечисляются номера стрелок, оборудованных устройствами пневмообдувки, электрообогрева, автовозврата (включая сбрасывающие стрелки с указанием их нормального положения). Порядок эксплуатации этих устройств указывается в приложении к ТРА «Инструкция о порядке пользования устройствами СЦБ».
В подпункте 1.7.2 (4.2) перечисляются централизованные стрелки, которые могут передаваться на местное управление (из числа стрелок, перечисленных в подпункте 1.7.1), и основные условия пользования такими стрелками. Стрелки, которые управляются только с постов (колонок) местного управления и не могут передаваться на центральное управление ДСП, в этот подпункт ТРА не вносятся (они должны быть включены в подпункт 1.7.1).
В графе 1 перечисляются номера колонок или постов местного управления.
В графе 2 напротив номера колонки (поста управления) перечисляются номера стрелок (строкой), входящих в колонку (пост управления).
В графе 3 перечисляются лица, которым на станции (в соответствии с пунктом 15.9 ПТЭ) вменено в обязанность переводить стрелки с поста (колонки) местного управления.
Графы 4 и 5 заполняются с учетом тех же требований, что и при заполнении аналогичных граф в подпункте 1.7.1 и в зависимости от наличия контрольных приборов на посту (колонке) местного управления.
В подпункте 1.7.3. (4.3) приводятся необходимые данные о нецентрализованных стрелках, находящихся в ведении начальника станции, с разбивкой их по постам и районам. Нецентрализованные стрелки, не обслуживаемые дежурными стрелочного поста, в данный пункт ТРА не вносятся, они включаются в подпункт 1.7.4 (4.4) ТРА.
В графе 1 колонкой перечисляются номера стрелочных районов, где на станции предусмотрено дежурство старшего дежурного стрелочного поста.
Если старший дежурный стрелочного поста назначается только для контроля за работой дежурных стрелочных постов, то графы 2-7, расположенные справа, непосредственно за номером района, не заполняются. Заполнение сведений по этим графам начинается в этом случае строкой ниже номера района, где колонкой перечисляются сведения о стрелочных постах, входящих в каждый район. Если старшему дежурному стрелочного поста вменено в обязанность также и непосредственное обслуживание поста, то номер этого поста в графе 2 проставляется рядом с номером этого района, а далее колонкой перечисляются сведения о стрелках этого и других постов, входящих в район. Если старший дежурный стрелочного поста непосредственно обслуживает стрелочный пост, и других постов под его контролем не имеется, то такой стрелочный пост рассматривается одновременно и как стрелочный район (записываются в одной строке). Если дежурство старших дежурных стрелочного поста не предусмотрено, то графа 1 не заполняется.
На станциях, где отдельные стрелочные посты обслуживаются непосредственно ДСП (помещение ДСП вынесено на стрелочный пост), об этом отмечается в конце пункта: «Стрелочные посты ____ обслуживаются непосредственно ДСП».
В графе 3 перечисляются номера всех стрелок, входящих в стрелочный пост. Номер стрелки записывается напротив номера соответствующего поста. При наличии в распоряжении поста устройств, предотвращающих уход подвижного состава и обслуживаемых дежурным стрелочного поста (сбрасывающие стрелки и башмаки), они также записываются в этой графе.
Графа 4 заполняется для тех стрелок, которые должны устанавливаться в нормальное положение в случаях, предусмотренных в пункте 15.3 ПТЭ. Указываемое положение каждой стрелки должно быть тождественно с нормальным положением этой стрелки, предусмотренным в таблице зависимости маршрутов, стрелок и сигналов данной станции. Нормальное положение стрелок, ведущих на приемо-отправочные пути, указывается лишь в случаях необходимости держать их в этом положении по условиям эксплуатационной работы или безопасности движения.
В графе 5, в зависимости от того, как запирается стрелка, должны быть проставлены следующие сокращенные обозначения:
МЛН – замок Мелентьева;
ШКЗ-Н – шарнирно-коленчатый замыкатель с навесным замком;
ШКЗ – шарнирно-коленчатый замыкатель;
З- закладка (Дополнено. Изм.2518р от 22.12.06)
Для незапираемых стрелок в графе 5 ставится прочерк.
В графе 6 должно быть указано место, где хранятся ключи от запертых стрелок. Для незапираемых стрелок графа 6 не заполняется.
В графе 7 отмечаются сведения об освещении стрелок: для освещаемых – словом «осв.», для неосвещаемых стрелок – словом «неосв.».
Подпункт 1.7.4 (4.4) заполняется применительно к требованиям пункта 15.9 ПТЭ.
В графе 1 указываются номера (наименование) стрелочных районов, в которые входят нецентрализованные стрелки, не обслуживаемые дежурным стрелочного поста.
В графе 2 указываются номера таких стрелок, входящих в этот стрелочный район.
В графе 3 указывается нормальное положение нецентрализованных стрелок в случаях, указанных в пункте 15.3 ПТЭ (см. также подпункт 1.7.3 ТРА).
В графе 4 сокращенными обозначениями, приведенными в подпункте 1.7.3, указывается система запирания стрелок.
В графе 5 указываются работники, которые допускаются для перевода нецентрализованных стрелок.
В графе 6 указывается, на кого возложены техническое обслуживание и очистка стрелок.
В графе 7 указываются работники, у которых хранятся ключи от запираемых нецентрализованных стрелок.
В графе 8 указываются сведения об освещении этих стрелок.
Пункт 1.8 (5) заполняется в соответствии с конкретными условиями работы станции для операторов поста централизации, сигналистов, дежурных стрелочного поста.
В графе 1 перечисляются районы работы и должности работников, например: «Четный приемо-отправочный парк, ОПЦ»; «Пассажирский парк, сигналист поста №…», «Нечетная сторона станции, дежурный стрелочного поста №…».
В графе 2 указывается, в чьем оперативном подчинении находится работник. Например, «ДСП Южного поста», «ДСП поста ЭЦ № 2».
В графе 3 (графа 2 ДУ-41а) перечисляются основные обязанности, которые в условиях данной станции возлагаются на работника, например: «Перевод стрелок с колонки местного управления № _____», «Закрепление подвижного состава на путях ___». В этом пункте основные обязанности работника перечисляются без детализации, касающейся способов их выполнения.
После перечисления основных обязанностей работника в условиях нормальной работы устройств СЦБ указываются его обязанности при нарушении их работы, но без перечисления этих обязанностей, а только со ссылкой на соответствующие пункты и подпункты ТРА. Например: «Выполняет обязанности согласно пунктам 2.4.2, 2.5.2, 2.9.2, 2.11.2, 2.17 ТРА».
В пункте 1.9 (6)устанавливаются пункты хранения навесных замков, курбелей, красных колпачков (отдельно на стрелочные рукоятки и кнопки сигналов), табличек «Выключено», «Дрезина», «Напряжение снято», «Путь занят» для использования их при нарушении нормальной работы устройств СЦБ из-за неисправности или выключения из централизации с указанием необходимого по условиям работы количества этих предметов на каждом посту. Внесение другого инвентаря в этот пункт не допускается.
В графе 1 перечисляются имеющиеся на станции устройства для сортировки вагонов, например: «Механизированная сортировочная горка», «Горка малой мощности», «Профилированная вытяжка № 32 четной системы».
В графе 2 указываются направления, на которые работают эти устройства, например: «На юг в направлении Курск – Харьков».
В графе 3 указывается число путей надвига.
В графе 4 указывается количество спускных путей.
В графе 5 указывается количество сортировочных путей.
В графе 6 указывается наличие оборудования сортировочных устройств. Заполняется в соответствии с перечнем, указанным в ПТК АС ТРА.
В пункте 1.11 указывается наличие на станционных путях башмаконакладывателей и башмакосбрасывателей.
В графе 1 перечисляются пути или парки, где установлены башмаконакладыватели или башмакосбрасыватели.
В графе 2 для этих путей и парков указывается, где (в какой стороне) установлены устройства, например, «Нечетная сторона», «Восточная сторона».
В графах 3 и 4 указывается количество установленных башмаконакладывателей и башмакосбрасывателей.
В пункте 1.12 (24) указывается наличие на станционных путях стационарных устройств для закрепления составов поездов или больших групп вагонов.
В графе 1 перечисляются парки и пути, на которые осуществляется прием (отправление) поездов с закреплением составов стационарными устройствами. Например: «Парк «А», путь № 7».
В графе 2 напротив записи, произведенной в графе 1, указывается, где расположены стационарные устройства. Например: «В нечетном конце ___ пути». Если путь предназначен для приема поездов с разных направлений, то для закрепления состава могут быть установлены два стационарных устройства в обоих концах пути. В этих случаях необходимо указать назначение каждого устройства. Например: «Для закрепления составов поездов, прибывающих с восточного направления».
В графе 3 указывается, какое количество стационарных устройств находится на каждом пути и система управления устройствами.
В пункте 1.13 (7) указывают сведения о пассажирских и грузовых устройствах станции.
В графе 1 указываются пути, у которых или между которыми расположены пассажирские и грузовые устройства.
В графе 2 указывают фактическое наименование пассажирских и грузовых устройств, например: «Высокая пассажирская платформа», «Низкая пассажирская платформа», «Крытый склад (пакгауз)», «Высокая платформа для погрузки-выгрузки багажа и грузобагажа», «Открытая грузовая площадка», «Контейнерная площадка», «Повышенный путь».
При необходимости в этой графе указывается также и специализация устройств, например: «Для электропоездов Самарского направления», «Для дальних пассажирских поездов», «Для выгрузки скота».
В графе 3 для пассажирских платформ указывается длина платформы (в метрах), для других устройств – длина (в метрах) или вместимость (в условных или физических вагонах определенного рода) фронта погрузочно-разгрузочных работ.
В пункте 1.14указывается наличие на станционных путях устройств для экипировки локомотивов, опробования автотормозов, водопоя живности и других устройств.
В графе 1 перечисляются имеющиеся на станционных путях устройства для экипировки поездных локомотивов, опробования автотормозов, водопоя живности и другие устройства, например: «Колонка для набора воды», «Смотровые канавы», «Колонки для опробования тормозов», «Колонки для водопоя живности», «Колонки высоковольтного электроотопления».
В графе 2 указываются места расположения этих устройств, например: «Междупутье 10-11 путей парка «А», «У высокой платформы нечетного сортировочного парка».
В графе 3 отмечается, для поездов каких направлений предназначено устройство, например: «Для нечетных поездов, следующих на Курск», «Для всех поездов своего формирования».
В пункте 1.15 (8) дается характеристика освещения путей в соответствии с наличием осветительных точек и указываются места включения наружного освещения (пост ЭЦ, ЭЦС, ЭЧЭ).
В графе 1 указывается место установки осветительных точек, например: «В междупутье 5-7 путей приемо-отравочного парка «А»; «В южной горловине четного сортировочного парка».
Графы 2-5 заполняются в соответствии с их наименованием.
Пункт 1.16 заполняется по каждому командному пункту станции, который распоряжается приемом, отправлением поездов и маневровой работой, указывается, какой связью располагает этот пункт.
В графе 1 указываются распорядительные пункты по приему, отправлению поездов и производству маневров, например: «Пост МРЦ», «Пост ДСЦ», «Пост ДСПП». В этой графе указываются только распорядительные посты.
В графе 2 указываются виды прямой телефонной связи, которые записываются в следующем порядке: «Поездная диспетчерская с ДНЦ участка___»; «Поездная межстанционная с ДСП станций___»; «Стрелочная с___»; «Прямая внутристанционная с ___»; «Прочие виды прямой телефонной связи_____».
В графе 3 указываются все виды радиосвязи, например: «Поездная с машинистами поездных локомотивов», «Маневровая с машинистами маневровых локомотивов, составителями поездов».
В пункте 1.17 (9) указывается место нахождения (ближайшие станции) восстановительных и пожарных поездов, аварийно-спасательных команд, летучек связи и бригад контактной сети, медицинских и ветеринарных пунктов, милиции.
В графе 1 указывается наименование средств, вызываемых при аварийных и нестандартных ситуациях: восстановительный поезд, пожарный поезд, медицинский пункт, ветеринарный пункт, милиция, летучка связи, бригада контактной сети, аварийно-спасательная команда.
В графе 2 указываются ближайшие станции приписки (местонахождения) подразделений, имеющих средства, указанные в графе 1 этого пункта.
В графе 3 указывается порядок их вызова, например: «По телефону № _________», «Через ДНЦ».
Прием и отправление поездов
В пункте 2.1 указываются районы управления приемом и отправлением поездов ДСП и разграничиваются обязанности, в том числе и в случаях, когда два и более ДСП находятся в одном помещении и работают на разных секциях единого аппарата управления. Если аппарат управления не разделен на секции (т. е. район управления один), а в смене работают два командира в должности ДСП – один за пультом, а другой за оператора (периодически меняются местами с оформлением приема дежурства в журнале движения поездов), то делается запись: «На станции одинДСП»,а в примечании к этому пункту может быть указано, что второй ДСП работает за оператора.
В случаях, когда один из ДСП, работающих на одном посту, назначается старшим смены, в этом пункте устанавливаются его функции как старшего, при этом должно быть исключено прямое вмешательство в работу другого ДСП действиями на пульте управления или дачей команд исполнителям в районе управления другого ДСП.
Если в смене работает один ДСП, то делается такая же запись: «На станции один ДСП».
При наличии операторов при ДСП, дежурных по паркам, принимающих участие в приеме и отправлении поездов или выполняющих связанные с этим операции (ведение журналов, выдача предупреждений и другие), в этом пункте записываются их обязанности, выполняемые по указанию и под контролем ДСП.
При заполнении этого пункта ТРА нужно иметь в виду, что обязанности ДСП по приему и отправлению поездов установлены ПТЭ и ИДП и перечислять их здесь не допускается. В этом пункте идет речь лишь о разграничении обязанностей, если в смене работают два и более ДСП (на разных постах или на одном посту при управлении разными районами станции с пульта, разделенного на секции).
1) «В смене на посту МРЦ работают два ДСП.ДСП-1 распоряжается приемом и отправлением поездов с и на станцию «Б», управляет стрелками и сигналами в южной стороне станции. ДСП-2 распоряжается приемом и отправлением поездов с и на станцию «А», управляет стрелками и сигналами в северной стороне станции. Граница между ними – ось станции».
2) «На станции один ДСП».
3) «Оператор при ДСП:
ведет переговоры по движению поездов с ДНЦ, ДСП станций «А» и «Б»;
ведет журнал диспетчерских распоряжений формы ДУ-58;
ведет журнал движения поездов формы ДУ-2;
по указанию ДСП заполняет бланки предупреждений, письменных разрешений и вручает их машинистам поездов, при переходе на телефонные средства связи ведет журнал поездных телефонограмм».
4) «Дежурный по парку отправленияведет книгудля записи предупреждений, выдает предупреждения на поезда, контролирует закрепление подвижного состава в парке, ведет книгу формы ВУ-14».
В случае если ДСЦ привлекается к выполнению каких-либо операций, связанных непосредственно с приемом и отправлением поездов, в том числе при нарушении нормальной работы устройств СЦБ, его обязанности излагаются в этом пункте ТРА, причем указывается, что он выполняет их по указанию и под руководством ДСП, единолично распоряжающегося приемом, отправлением поездов и отвечающего за обеспечение безопасности движения.
В графе 2 указывается тип переездной сигнализации для транспортных средств. Например: «Автоматическая светофорная сигнализация с автоматическими шлагбаумами», «Устройства заграждения переезда (УЗП)».
В графе 3 указывается порядок действий ДСП при возникновении неисправности переездной сигнализации. Необходимо иметь в виду четыре варианта ситуации:
1) Переезд находится на перегоне ближе к своей станции, контроль исправности переездной сигнализации вынесен на пульт ДСП своей станции, переезд обслуживается дежурным работником, с которым ДСП имеет связь.
2) То же, но без дежурного работника на переезде.
3) Переезд находится ближе к соседней станции, ДСП не имеет контроля состояния сигнализации и связи с дежурным работником на переезде (или таковой отсутствует).
4) Переезд находится в границах своей станции.
В зависимости от этих обстоятельств, в этом пункте должны быть описаны действия ДСП при возникновении неисправности устройств сигнализации на переезде.
В этом пункте речь идет только о неисправности переездной сигнализации. Другие вопросы, связанные с пропуском поездов по переездам (по неправильному пути, с возвращением обратно), должны описываться в пункте 2.19 ТРА формы ДУ-41. В ТРА формы ДУ-41а эти данные вносятся в пункт 27.
Технологические проезды на станциях, не имеющие устройств сигнализации, в этот пункт не вносятся.
В этом пункте не следует повторять содержание пункта 9.1 ИДП о том, какие маневры должны быть прекращены, а нужно указать только конкретный порядок их прекращения.
При необходимости в этом пункте должен быть предусмотрен порядок заблаговременной проверки свободности одного или нескольких путей с ограждением каждого проверяемого пути переносными сигналами остановки.
При наличии и нормальном действии устройств электрической изоляции путей в подпункте 2.4.1 (12.1) записывается: «По показаниям контрольных приборов аппарата управления». При отсутствии электрической изоляции путей подпункт 2.4.1 не заполняется.
В подпункте 2.4.2 (12.2) по каждой группе путей или отдельным паркам указывается порядок проверки свободности путей на станциях, где отсутствует электрическая изоляция, а также на станциях, где она есть, но нормальное ее действие нарушено.
При установлении порядка проверки могут быть использованы способы, рекомендованные в пункте 9.16 ИДП. Если на промежуточных станциях освобождение главных путей проходящими поездами проверяется по хвостовым сигналам этих поездов, то в этом подпункте должны быть указаны дополнительные меры, гарантирующие полное освобождение пути поездом (переговоры по радио с машинистом, работником выходного поста, дежурным по переезду и другие меры).
В пункте 2.5 (13) указывается, как ДСП убеждается в правильности приготовления маршрутов приема, отправления поездов.
В подпункте 2.5.1 (13.1) указывается, как ДСП убеждается в правильности приготовления маршрутов приема или отправления поездов при нормальном действии устройств СЦБ, например: «По показаниям контрольных приборов аппарата управления».
В подпункт 2.5.2 (13.2)указывается, как ДСП должен убеждаться в готовности маршрутов в условиях нарушения нормального действия устройств СЦБ.
В соответствии с требованиями главы 13 ИДП, указывается, каким способом ДСП убеждается в правильности положения стрелок и замыкании (закреплении, запирании) их в маршруте приема или отправления поезда в случаях различных нарушений нормальной работы устройств СЦБ, которые следует сгруппировать по принципу аналогичности действий ДСП:
при ложной занятости, ложной свободности путевых, бесстрелочных и стрелочных изолированных участков, а также при выключении их без сохранения пользования сигналами;
при отсутствии контроля положения централизованных стрелок;
при невозможности перевода централизованных стрелок с пульта управления и переводе их вручную с помощью курбеля;
при неисправности стрелочных замков, шарнирно-коленчатых замыкателей (соответствующего типа) и маршрутно-контрольных устройств;
при выключении стрелок и изолированных участков с сохранением пользования сигналами;
при выключении стрелок без сохранения пользования сигналами;
при неисправности входных, маршрутных и выходных светофоров, но при нормальном действии остальных устройств СЦБ на станции, а также невозможности открытия выходного светофора из-за неисправности первого блок-участка удаления (при автоблокировке) или устройств полуавтоматической блокировки.
В этом подпункте должны быть указаны работники, привлекаемые по указанию ДСП к выполнению операций, связанных с приготовлением маршрутов приема и отправления поездов в перечисленных выше случаях, а также необходимость присутствия на станции ответственных лиц.
Для каждого случая неисправности, из перечисленных выше, следует указать, по разрешающему или при запрещающем показании светофора должен быть принят или отправлен поезд.
В конце подпункта следует указать общий порядок организации поездной и маневровой работы на станции при полном и длительном выходе из строя устройств СЦБ (при наличии соответствующего приложения к ТРА нужно сделать на него ссылку).
Допускается включать отдельные дополнительные положения, вытекающие из специфики местных условий (например, на станциях смены рода тягового тока), но при этом переписывать в данный подпункт требования, установленные в главе 13 ИДП, а также вносить какие-либо тексты, не относящиеся к содержанию, определенному в заголовке пункта 2.5 (13) в утвержденных бланках ТРА, не допускается.
В пункте 2.6. (10)указывается максимальное время, необходимое для приготовления маршрутов приема (отправления) поездов при нарушении нормального действия устройств СЦБ. Это время устанавливается опытным путем с учетом максимального количества операций по данному маршруту: перевод всех стрелок курбелем, запирание их на закладки и навесные замки, закрепление, как минимум, одной стрелки в маршруте типовой скобой.
При меньшем количестве операций (не все стрелки переводятся курбелем, запираются), а также при использовании локомотива для доставки работников к местам выполнения этих операций, маршрут может быть приготовлен за меньшее время. Никаких поправок (в том числе на время года, так как в любое время года погодные условия могут быть одинаково неблагоприятными) и примечаний в этом пункте ТРА делать нельзя.
При проверках действий ДСП главным критерием является полнота и качество выполнения операций, а не затраченное на них время, которое может быть и менее указанного в этом пункте ТРА.