для каких задач может использоваться механизм получения оборотных данных
Разбор тестирования 1С:Профессионал и PMP
Вопросы по разным конфигурациям 1С и проектному менеджменту
пятница, 6 апреля 2018 г.
Вопросы по оборотным и остаточным регистрам накопления
Принципы разделения регистров накопления на оборотные и остаточные см. в статье.
Правильный ответ первый. Размер обрабатываемой таблицы меньше.
Правильный ответ третий, обороты вычисляются как разница между итогами.
8 комментариев:
Поправочка, речь об остаточном конечно.
Опечатка «по которым остатки в принципе дессмысленны»
Вопрос 12.22 экзамена 1С:Профессионал по Платформе. Какое максимальное количество измерений можно определять для регистра накопления с видов Обороты?
ответ: Количество измерений при использовании агрегатов до 30
при существовании агрегатов и создании более 30-ти измерений при попытке сохранить КБД система выдает ошибку!
ссылка на картинку: https://yadi.sk/i/kJKkQgfx3XfBXq
К сожалению на данном сайте мало ответов по этому разделу. Рекомендую https://flagman.top/about-business/ehkzamen-1s/osobennosti-ispolzovaniya-registrov-nakopleniya-2
Регистр накопления
Регистры накопления — это прикладные объекты конфигурации. Они составляют основу механизма учета движения средств (финансов, товаров, материалов и т. д.), который позволяет автоматизировать такие направления, как складской учет, взаиморасчеты, планирование.
Регистр накопления образует многомерную систему измерений и позволяет «накапливать» числовые данные в разрезе нескольких измерений. Например, в таком регистре можно накапливать информацию об остатках товаров в разрезе номенклатуры и склада, или информацию об объемах продаж в разрезе номенклатуры и подразделения компании.
Структура
Информация в регистре накопления хранится в виде записей, каждая из которых содержит значения измерений и соответствующие им значения ресурсов.
Измерения регистра описывают разрезы, в которых хранится информация, а в ресурсах регистра накапливаются нужные числовые данные. Например, для регистра ТоварныеЗапасы, который имеет следующую структуру:
записи, производящие изменение ресурсов регистра в базе данных, будут выглядеть следующим образом:
Поскольку регистр накопления служит для накопления числовых значений, каждая запись выполняет изменение хранимых ресурсов — движение. Движения, в общем случае, могут либо добавлять некоторые приращения к хранимым ресурсам, либо отнимать их. Если должно выполняться увеличение хранимых ресурсов, — такое движение называется движением прихода («+»), если уменьшение хранимых ресурсов — движением расхода («-»).
Вместе с каждой записью, находящейся в регистре накопления, можно хранить дополнительную произвольную информацию. Для этого служат реквизиты регистра накопления.
Связь с регистратором
Изменение состояния регистра накопления происходит, как правило, при проведении документа. Поэтому каждая запись регистра связана с определенным документом — регистратором, номером строки этого документа, и датой — периодом:
В общем случае значение поле Период может не совпадать с датой документа. Например, документ План продаж может внести в регистр накопления записи о предполагаемых продажах компании несколькими разными датами.
Состав документов, которые могут создавать записи в регистре накопления, задается разработчиком в процессе создания прикладного решения:
Конструктор движений
Алгоритмы, по которым формируются записи в регистре, описываются средствами встроенного языка в процедурах соответствующих документов. Система содержит конструктор движений, который помогает разработчику создавать алгоритмы проведения документа. Подробнее…
Уникальность записей
Система обеспечивает контроль уникальности записей, хранящихся в регистре накопления. Благодаря этому в регистре накоплений не может находиться двух записей, относящихся к одной и той же строке одного и того же документа.
Регистры остатков и регистры оборотов
Существует два вида регистров накопления: регистры накопления остатков и регистры накопления оборотов. Регистр накопления остатков позволяет хранить как итоговые значения ресурсов — остатки, так и изменения этих ресурсов — обороты. Регистр накопления оборотов является более «специализированным» видом регистра накопления и позволяет хранить только изменения ресурсов — обороты.
Существование регистра накопления оборотов связано с тем, что при автоматизации экономической деятельности существует большое количество ситуаций, когда требуется накапливать только обороты, а значения остатков не имеют смысла. Типичным примером использования регистра накопления оборотов является регистр Выручка и себестоимость продаж, хранящий информацию об объемах продаж:
Поскольку регистр накопления оборотов не накапливает остатки ресурсов, для него не имеет смысла «направление» движения ресурсов (приход или расход); накапливается только величина изменения ресурсов. Поэтому все записи регистра накопления оборотов отмечены одинаковыми пиктограммами.
Агрегаты
Для оборотных регистров накопления платформа поддерживает специальный механизм агрегатов, который позволяет значительно ускорить получение данных из регистров, содержащих большое количество записей — сотни тысяч и миллионы записей. Подробнее…
Форма списка и форма набора записей
Для того чтобы пользователь мог просматривать данные, содержащиеся в регистре накопления, система поддерживает форму представления регистра накопления — форму списка. Она позволяет выполнять сортировку и отбор отображаемой информации по нескольким критериям.
Система может автоматически генерировать эту форму. Наряду с этим разработчик имеет возможность создать собственные формы, которые система будет использовать вместо формы умолчанию, в том числе и форму набора записей, которая позволяет добавлять, изменять и удалять записи регистра сведений.
Оборотные регистры накопления, последовательности, нумераторы, регистры сведений
Оборотные регистры накопления
Организация, работу которой мы автоматизируем, помимо контроля остатков материалов на складе, хотела бы организовать учет продажи материалов и учет оказания услуг с возможностью подсчета прибыли от этих операций. Для нахождения показателя прибыли, например, при продаже материалов, нам достаточно знать себестоимость этих материалов и продажную цену. Для нахождения показателя прибыли по оказанным услугам, мы должны, во-первых, знать стоимость оказанных услуг, во-вторых – знать показатель их себестоимости. Показатели себестоимости обычно включают в себя множество данных – заработную плату сотрудников, амортизацию основных средств, общехозяйственные и общепроизводственные расходы (арендную плату, например). Мы упростим задачу, решив, что себестоимость услуг заключается в себестоимости материалов, израсходованных на оказание этих услуг. Данные по прибыли от продаж нам хотелось бы получать ежедневно, а данные по прибыли от оказания услуг – ежемесячно.
Для реализации этих задач нам, во-первых, понадобится документ (или документы), для фиксации в системе продаж материалов и оказания услуг, а, во-вторых – объекты для хранения сведений о проданных материалах, их себестоимости, об оказанных услугах и о материалах, которые были затрачены на оказание этих услуг.
Здесь мы ограничимся разработкой документа реализации материалов и созданием оборотного регистра накопления для хранения данных по реализации и последующего построения на его основе отчетов.
Создадим документ РеализацияМатериалов. Добавим его в состав подсистемы ОперативныйУчетМатериалов. Запретим оперативное проведение документа.
В состав данных документа включим следующие реквизиты:
Имя: Покупатель : Тип: СправочникСсылка.Контрагенты
Имя: ОтветственныйСотрудник: Тип: СправочникСсылка.Сотрудники
Добавим в документ табличную часть Материалы со следующими реквизитами:
Имя: Номенклатура, Тип: СправочникСсылка.Номенклатура
Имя: Себестоимость, Тип: Число, длина 10, точность 2
Имя: Количество, Тип: Число, длина 10, точность 3
Имя: ЦенаПродажи, Тип: Число, длина 10, точность 2
Теперь займемся формой документа. Нам хотелось бы реализовать следующую функциональность – при заполненной данными о номенклатуре табличной части, по нажатию на кнопку РассчитатьСебестоимостьИОстатки, заполнять сведения о себестоимости материалов и об их остатках по выбранному ответственному сотруднику, исходя из данных, хранящихся в регистре накопления ОстаткиМатериалов.
Создадим форму документа, добавим команду формы РассчитатьСебестоимостьИОстатки и переместим ее на командную панель табличного поля, рис. 8.1.
В полях Остаток и Себестоимость пользователь должен увидеть текущие сведения об остатках и себестоимости выбранной номенклатуры, которая числится за выбранным в реквизите документа ответственным лицом. Эти поля должны быть недоступны для редактирования, так как играют лишь вспомогательную, информационную функцию. Для этого у полей МатериалыОстаток и МатериалыСебестоимость установим свойство ТолькоПросмотр, рис. 8.2
Теперь займемся кодом, отвечающим за получение данных по остаткам и себестоимости материалов, которые находятся в табличной части. Действия по получению данных и по заполнению ими табличного поля мы должны выполнять на сервере, для этого создадим серверную процедуру РассчитатьНаСервере() и вызовем ее из процедуры обработчика РассчитатьСебестоимостьИОстатки().
Мы начинаем с такого текста запроса:
В этом запросе нам понадобится откорректировать обращение к таблице документа, который содержит нужные данные. Предполагая, что пользователь может ввести одну и ту же номенклатурную позицию несколькими строками, возможно, собираясь особым образом задать цену продажи для одной и той же позиции, мы не будем группировать запрос по номенклатуре. Мы получим из таблицы все данные, которые мог ввести пользователь – позже мы используем эти данные для заполнения табличного поля.
Комплект вопросов сертификационного экзамена на знание основных механизмов платформы «1С: Предприятие 8» (стр. 34 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 |
2. Автоматически в режиме 1С:Предприятие на основании данных регистра накопления
3. Автоматически в режиме 1С:Предприятие па основании данных таблицы итогов
12.42 Где определяется структура агрегатов?
2. В режиме I С:11редприятие
3. В режиме 1 С:Предприятие и Конфигураторе
12.43 Как осуществляется заполнение агрегатов при изменении данных?
1. Автоматически при проведении документов
2. Автоматически при изменении данных в таблице регистра накопления
3. При обновлении агрегатов
4. При пересчете итогов
12.44 Что может отображаться в таблицах итогов регистров накопления?
1. Данные измерений
3. Данные реквизитов
4. Верны все варианты
5. Верпы варианты I и 2
12.45 Какая часть активных записей может не отображаться в таблицах итогов регистров накопления?
1. Данные измерений
2. Данные реквизитов
4. Верны все варианты
5. Верны варианты 1 и 2
12.46 Какая часть не активных записей может не отображаться в таблицах итогов регистров накопления?
1. Данные измерений
2. Данные реквизитов
4. Верны все варианты
5. Верны варианты I и 2
12.47 Какая часть активных записей никогда не отображаться в таблицах итогов регистров накопления?
1. Данные измерений
4. Верны все варианты
5. Верны варианты I и 2
12.48 В каком режиме работы клиентского приложения доступны интерактивные полные возможности платформы по расчету итогов регистров накопления?
1. В конфигураторе в режиме тестирования и исправления информационной базы по пункту «Пересчет итогов»
2. В режиме 1С:Предприятие при запуске в обычном приложении
3. В режиме 1 С:Предприятие при запуске в управляемом приложении
12.49 Какие варианты пересчета итогов доступны в режиме 1С:Предприятие 8?
1. Пересчитать итоги
2. Пересчитать текущие итоги
3. Пересчитать итоги за период
4. Верны варианты I и 2
5. Верны вес варианты
12.50 Как изменить состояние флажка в колонке «Использование» в расширенном окне управления итогами?
1. Интерактивно переключить состояние флажка в 1С:11редприятие
2. Можно изменить состояние данного флажка в Конфигураторе
3. Изменение состояния флажка осуществляется только при перепостроении агрегатов с признаком использования авто
4. Изменение состояния флажка осуществляется при перепостроении агрегатов
12.51 Как система определяет обороты для регистра накопления с видом остатки?
1. Оборотные данные для регистра накопления остатков система берет из таблицы итогов, в которой хранятся уже рассчитанные обороты
2. Для получения оборотных данных необходимо включить использование агрегатов
3. Оборотные данные для таких регистров не хранятся в системе, а вычисляются в момент обращения к системе за такими данными
12.52 Зачем существует регистр накопления оборотный, если в регистре накопления остатков есть возможность получения оборотов?
1. Для использования в тех случаях, когда информация по остаткам не требуется
2. Для расширения возможностей анализа оборотных данных
3. Для ускорения процесса разработки
4. Верпы варианты I и 2
5. Верны все варианты
12.53 Для каких задач может использоваться механизм получения оборотных данных в регистре накопления с видом остатки?
1. Для упрощения структуры прикладного решения
2. Для ускорения процесса разработки
3. Для оптимизации конфигурации
4. Для получения простых оборотов совместно с остатками
5. Верны все варианты
12.54 Какие типы форм существуют у регистра накопления?
1. Форма списка регистра накопления
2. Форма набора записей регистра накопления
3. Форма записи регистра накопления
4. Верны варианты 1 и 2
5. Верны все варианты
12.55 Опишите действия системы при попытке провести документ?
1. Система, безусловно, проведет документ в оперативном режиме, т. к. для пего разрешено оперативное проведение, но он не проведен и дата равна текущей дате (с точностью до дня)
2. Система откажется проводить документ, т. к. для него разрешено оперативное проведение, а дата больше рабочей даты
3. Система задаст вопрос о режиме проведения («Оперативный», «Неоперативный») и в зависимости от выбора пользователя проведет документ
4. Система, безусловно, проведет документ в неоперативном режиме, т. к. для него разрешено оперативное проведение, а дата документа меньше текущей даты (с точностью до секунды)
12.56 Опишите действия системы при попытке провести документ?
1. Система откажется проводить документ, т. к. для него разрешено оперативное проведение, а дата больше текущей даты
2. Система только запишет документ на требуемую дату, но не проведет его, т. к. для него разрешено оперативное проведение, а дата больше текущей даты
3. Система задаст вопрос о режиме проведения («Оперативный», «Неоперативный») и в зависимости от выбора пользователя проведет документ
4. Система, безусловно, проведет документ в неоперативном режиме, т. к. для него разрешено оперативное проведение, а дата документа больше текущей даты
12.57 Опишите действия системы при попытке провести документ?
1. Система, безусловно, проведет документ в оперативном режиме, т. к. для него разрешено оперативное проведение, но он не проведен и дата равна текущей дате (с точностью до дня)
2. Система откажется проводить документ, т. к. для него разрешено оперативное проведение, а дата больше рабочей даты
3. Система, безусловно, проведет документ в неоперативном режиме, т. к. для него разрешено оперативное проведение, а дата документа меньше текущей даты (с точностью до секунды)
4. Система задаст вопрос о режиме проведения («Оперативный», «Неоперативный») и в зависимости от выбора пользователя проведет документ
12.58 Опишите действия системы при попытке провести документ?
1. Т. к. для документа разрешено оперативное проведение, он проведен и дата равна текущей дате (с точностью до дня), то система задаст вопрос о режиме проведения («Оперативный», «Неоперативный») и в зависимости от выбора пользователя проведет документ
2. Система откажется проводить документ, т. к. для пего разрешено оперативное проведение, а дата больше рабочей даты
3. Система, безусловно, проведет документ в неоперативном режиме, т. к. для него разрешено оперативное проведение, а дата документа меньше текущей даты (с точностью до секунды)
4. Система, безусловно, проведет документ в оперативном режиме, т. к. для него разрешено оперативное проведение, а дата равна текущей дате (с точностью до дня)
12.59 Опишите действия системы при попытке провести документ?
1. Система запросит подтверждение проведения документа в неоперативном режиме или отмены действия, т. к. для него разрешено оперативное проведение, он не проведен и дата меньше текущей даты
2. Система откажется проводить документ, т. к. для него разрешено оперативное проведение, а дата больше рабочей даты
3. Система, безусловно, проведет документ в неоперативном режиме, т. к. для него разрешено оперативное проведение, а дата документа меньше текущей даты
4. Система задаст вопрос о режиме проведения («Оперативный». «Неоперативный») и в зависимости от выбора пользователя проведет документ
5. Система откажется проводить документ, т. к. для него разрешено оперативное проведение, а дата меньше текущей даты
12.60 Опишите действия системы при попытке провести документ?
1. Система, безусловно, проведет документ в неоперативном режиме, т. к. для него разрешено оперативное проведение, он проведен и дата меньше текущей даты
2. Система откажется проводить документ, т. к. для него разрешено оперативное проведение, а дата больше рабочей даты
3. Система откажется проводить документ, т. к. для него разрешено оперативное проведение, а дата меньше текущей даты
4. Система запросит подтверждение проведения документа в неоперативном режиме или отмены действия, т. к. для него разрешено оперативное проведение, а дата меньше текущей даты
5. Система задаст вопрос о режиме проведения («Оперативный», «Неоперативный») и в зависимости от выбора пользователя проведет документ
12.61 Какие условия предметной области могут повлиять на установку свойства «Оперативное проведение» документа в значение «Разрешить»?
1. Когда документ ориентируется на проведение в реальном (настоящем) времени
2. Когда проведение документа не зависит от времени его регистрации
3. Когда документ ориентируется на проведение прошлым временем («задним числом»)
4. Когда документ ориентируется на проведение будущим временем
Как эффективно использовать оборотные средства компании
Деньги — это топливо для компании. Они нужны для покупки сырья, выплаты зарплат, финансирования запасов готовой продукции. Из-за того, что деньги постоянно находятся в обороте, они называются оборотными средствами. Чем быстрее деньги «прокручиваются» в бизнесе, тем выгоднее: каждый круг приносит прибыль.
Что такое оборотные средства
Оборотные средства — это деньги, непосредственно обслуживающие процесс производства: они вложены в сырье, незавершенное производство, готовую продукцию на складе и ту, которая уже отгружена покупателям, но не оплачена. Они включают:
Источники финансирования оборотных средств
Оборотные средства формируются из двух источников:
Потребность компании в оборотных средствах непостоянна. Например, при производстве вина максимальная потребность в оборотных средствах приходится на август-сентябрь — время, когда собирают урожай винограда и нужно закупить сырье для производства. После того, как виноматериал переработан и отправлен на брожение, компания расстается с сотрудниками, нанятыми на сезон, экономит на зарплатах. Объем необходимых оборотных средств снижается.
Как лучше финансировать оборотные средства?
Можно использовать только собственный капитал в расчете на максимальную потребность, это экономически безопасно, но часть денег будет простаивать. Может появиться соблазн потратить их нецелесообразно.
Второй вариант — финансировать оборотные средства только за счет заемного капитала. Это невыгодно и опасно: нужно платить проценты за пользование кредитом, а любая сложность в работе может привести к банкротству.
Эффективнее сочетать эти два метода и за счет собственных средств финансировать некоторый неснижаемый остаток, а дополнительные потребности покрывать заемным капиталом. Неснижаемый остаток включает минимальный размер производственных запасов и минимальный размер незавершенного производства, обеспечивающие непрерывность работы.
Расчет оптимальной величины оборотных средств
Компании важно знать, какой размер оборотных средств оптимальный. Их избыток и недостаток ведет к снижению эффективности работы.
Последствия нехватки оборотных средств:
Последствия избытка оборотных средств:
Избежать негативных последствий поможет нормирование оборотных средств — установка минимальной потребности. Ниже этой нормы опускаться нельзя — будут перебои с производством и отгрузкой готовой продукции клиентам.
Рассмотрим нормирование на примере. Пекарня «Батон» ежедневно выпекает 400 буханок хлеба. Для производства требуется:
Производство занимает два дня, плюс на складе сырья должен быть запас продуктов минимум на один день работы, готовая продукция на складе лежит один день. Использование оборотных средств можно представить в виде таблицы:
Первый день | Второй и третий дни | Четвертый день |
Запасы | Незавершенное производство | Готовая продукция |
100 килограммов муки; 1,5 килограмма соли; 1 килограмм дрожжей. | 160 килограммов теста | 400 буханок |
Норма оборотных средств для производственной компании складывается из трех составляющих: норма для производства, для сырья и для готовой продукции. Рассчитаем ее поэтапно:
1. Норма оборотных средств для сырья:
Потребность в оборотных средствах для сырья = Среднесуточные расходы сырья х Средняя продолжительность хранения
Среднесуточные расходы сырья:
100 х 50 + 1,5 х 10 + 1 х 600 = 5 615 (руб.)
Продолжительность хранения включает время на приемку, разгрузку, сортировку и подготовку к производству. Если рассчитывать ее просто как промежуток между поставками, показатель будет завышен, поэтому используют усредненный показатель:
Средняя продолжительность хранения = Интервал между поставками : 2 + Время на выгрузку, сортировку, складирование + Страховой запас
В нашем примере страховой запас для всех видов сырья будет одинаков и равен одному дню.
Доставка муки производится раз в неделю, выгрузка и приемка занимают один рабочий день.
Средняя продолжительность хранения муки:
7 : 2 + 1 + 1 = 5,5 (дней)
Соль закупают раз в три месяца, времени на приемку не тратят. Средняя продолжительность хранения соли:
90 : 2 + 0 + 1 = 46 (дней)
Дрожжи покупают раз в месяц. Средняя продолжительность хранения дрожжей:
30 : 2 + 0 + 1 = 16 (дней)
По плану производства за год компания потратит:
Средняя продолжительность хранения по всему сырью = Сумма произведений продолжительности хранения каждого вида сырья и годовой потребности в каждом виде сырья : Сумма годовой потребности в сырье
Используем эти данные для расчета средней продолжительности хранения по всему сырью:
(5,5 х 1 825 000 + 46 х 5 475 + 16 х 219 000) : (1 825 000 + 5 475 + 219 000) = 6,7 дня
Потребность в оборотных средствах для сырья:
5 546 х 6,7 = 37 158 (руб.)
2. Норма оборотных средств для производства
Это сумма, которая находится в незавершенном производстве.
Потребность в оборотных средствах для производства = Среднесуточные затраты х Продолжительность производства
Потребность в оборотных средствах для производства:
5 615 х 2 = 11 230 (руб.)
3. Норма оборотных средств для готовой продукции:
Потребность в оборотных средствах для готовой продукции = Среднесуточные затраты х Продолжительность хранения
Хлеб хранится на складе один день, потребность в оборотных средствах для готовой продукции составит:
5 615 х 1 = 5 615 (руб.)
Норма оборотных средств = Потребность в оборотных средствах для сырья + Потребность в оборотных средствах для производства + Потребность в оборотных средствах для готовой продукции
В итоге размер нормированных оборотных средств:
37 158 + 11 230 + 5 615 = 54 003 (руб.)
Эта сумма дает понимание оптимального размера оборотных средств. Если их меньше, могут возникнуть перебои в работе: кончится сырье, не получится испечь нужно количество хлеба, клиенты откажутся от работы с ненадежным поставщиком.
Использование оборотных средств неэффективно, если их размер значительно больше нормы. Компания теряет из-за этого деньги. Если источник финансирования кредит, за пользование им нужно платить проценты. Если это свои деньги, может быть выгоднее их положить на депозит, чем «заморозить» в запасах.
Расчет коэффициента оборачиваемости
Чем больше оборотов сделают деньги, тем эффективнее использование оборотных средств. Цикл состоит из нескольких этапов:
Денежные средства → Сырье и материалы → Незавершенное производство → Готовая продукция → Дебиторская задолженность → Денежные средства
Минимальная продолжительность оборота определяется длительностью производственного цикла, но на практике она всегда больше: запасы хранятся какое-то время на складе, как и готовая продукция.
Цикл меняется в зависимости от отрасли. Так в компаниях, которые работают с клиентами без отсрочки, отсутствует дебиторская задолженность, а в рознице цикл самый короткий:
Денежные средства → Готовая продукция → Денежные средства.
На продолжительность оборота влияет экономическая ситуация и политика компании. Рассчитать продолжительность одного оборота сложно, потому что производственные циклы накладываются друг на друга, поэтому сначала считают коэффициент оборачиваемости. Он характеризует число оборотов, совершаемое каждым рублем оборотных средств, за выбранный период.
Коэффициент оборачиваемости = Выручка за период : Средняя величина оборотных средств
Средняя величина оборотных средств = (Оборотные средства на начало периода + Оборотные средства на конец периода) : 2
Например, у компании «Батон» на начало месяца было 78 000 рублей оборотных средств, а на конец — 62 000 рублей.
Средняя величина оборотных средств:
(78 000 + 62 000) : 2 = 70 000 (руб.)
Если учет ведется не вручную, а с помощью сервиса ПланФакт, сглаживать этот показатель можно вплоть до одного дня. Тогда нужно будет просуммировать оборотные средства по дням и разделить на количество дней в месяце. Чем выше коэффициент оборачиваемости, тем лучше.
Выручка за месяц составила 420 000 (руб.)
Коэффициент оборачиваемости = 420 000 : 70 000 = 6
Продолжительность одного оборота = Продолжительность периода : Коэффициент оборачиваемости
Для упрощения расчетов месяц обычно принимают за 30 дней, квартал — за 90, а год — за 360.
Продолжительность оборота:
30 : 6 = 5 (дней)
Карен Петросян, совладелец и CFO UPMARKET:
«Наш бизнес связан с e-commerce — мы реализуем товары на маркетплейсах и помогаем другим продавцам успешно развивать там свои продажи. В онлайн-ритейле лучше не накапливать запасы — это будет означать, что у вас низкая оборачиваемость товаров, к тому же, за длительное хранение на складах приходится платить.
Наивный ответ на вопрос «как повысить эффективность оборотных средств» — не закупать те позиции, которые будут плохо продаваться. Но проблема в том, что мы не знаем, какой будет спрос, поэтому действует принцип «разумного планирования»: если это новинка, лучше сделать заказ на некрупную пробную партию и регулярно следить за коэффициентом оборачиваемости.
Изменение этого коэффициента также поможет продавцам заработать больше, если товар оказался трендовым и вошел в топ. Если спрос оказался минимальным, то пора запускать скидки, чтобы не уйти в минус. Покупатели очень любят товары со скидкой, а для продавца это реальный способ снова заставить свои оборотные средства работать.
Отслеживать динамику изменений коэффициента оборачиваемости рекомендуем не реже, чем раз в неделю — только так можно определить скорость продаж и вовремя проанализировать конкурентное окружение. Еще один важный совет продавцам – не лениться проводить анализ всех доступных показателей продаж на конкретной площадке в разрезе каждого товара. Это позволит своевременно предпринять стратегически важные шаги и повысить эффективность использования оборотных средств»
Что такое оборотный капитал
Оборотный капитал — это деньги, которые инвестированы в деятельность компании в течение каждого цикла. Это замороженные в бизнесе деньги.
Оборотные средства | Оборотный капитал | |
Кредиторская задолженность | ✔ | |
Запасы | ✔ | ✔ |
Незавершенное производство | ✔ | ✔ |
Готовая продукция | ✔ | ✔ |
Дебиторская задолженность | ✔ | ✔ |
Денежные средства | ✔ |
В чем отличие оборотного капитала от оборотных средств:
Для оборотного капитала и его составляющих также можно рассчитать коэффициенты оборачиваемости и длительность оборота. Чем быстрее оборачивается капитал, тем лучше работают деньги.
Как повысить эффективность использования оборотных средств
Вариант 1. Провести нормирование оборотных средств для производства и запасов, чтобы понимать, какой объем нужен для нормального функционирования компании.
Расчет нормы оборотных средств для компании показал, что для нормальной работы достаточно 54 003 рублей. Это ниже фактического показателя на 15 997 рублей. Сокращение оборотных средств до этой величины увеличит коэффициент оборачиваемости до 7,8, а длительность оборота на 1,1 дня.
Вариант 2. Оптимизировать запасы сырья, чтобы не замораживать в них деньги.
Если проводить контроль качества муки одновременно с разгрузкой, то можно сократить норму оборотных средств для сырья.
Средняя продолжительность хранения муки составит 4,5 дня вместо 5,5.
Средняя продолжительность хранения по всему сырью уменьшится до 5,8 вместо 6,7:
(4,5 х 1 825 000 + 46 х 5 475 + 16 х 219 000) : (1 825 000 + 5 475 + 219 000) = 5,8 дня
Новая потребность в оборотных средствах для сырья:
5 546 х 5,8 = 32 567 (руб.)
В результате длительность оборота уменьшится на 0,3 дня.
Вариант 3. Сократить производственный цикл — повысить производительность труда, приобрести новое оборудование. Предположим, благодаря новой технологии, удалось уменьшить срок производства с двух дней до одного.
Новая потребность в оборотных средствах для производства:
5 615 х 1 = 5 615 (руб.)
Эта мера уменьшает длительность оборота на 0,4 дня.
Вариант 4. Уменьшить запасы готовой продукции. Если отгружать продукцию сразу после производства, потребность в оборотных средствах для ее финансирования сократится до нуля. Экономия также составит 5 615 рублей.
Вариант 5. Вести работу с дебиторской задолженностью, чтобы клиенты быстрее отдавали долги, возвращая деньги в оборот.
В примере не было дебиторской задолженности, но представим, что компания решила отгружать продукцию с отсрочкой платежа и оборотные средства увеличились на 10 000 рублей. Это приведет к росту длительности оборота на 0,7.
Суммарный эффект от четырех вариантов сокращения оборотных средств позволит уменьшить их объем почти в два раза, что сократит длительность оборота с 5 дней до 2,7. Использование оборотных средств станет почти в два раза эффективнее.