Ручное изготовление ювелирных изделий из благородных металлов и природных минералов
e-mail:
office@matrixplus.ru tender@matrixplus.ru
icq:
613603564
skype:
matrixplus2012
телефон
+79173107414 +79173107418
г. С аратов
Химия для очистки ювелирки
Нередко ободковый каст предусматривается быть изготовленным с узором, т. е. ажурным (табл. 5.7).
Таблица 5.4 Пример процесса изготовления глухого каста для круглых и овальных вставок
Пример процесса изготовления глухого каста для граненых вставок таблица 5.5
Таблица 5.6 Пример процесса изготовления гладкого ободкового каста
При изготовлении каста с напайными крапанами каждую составляющую его часть (основу и крапаны) выполняют отдельно, а затем собирают. Крапаны изготовляют из заготовок ролщиной 0,7- 1 мм, а основу (царгу) делают в виде невысокого глухого каста. Общая же высота такого каста не должна превышать высоты обычного каста. Крапаны напаивают на основу, сохраняя симметричность расположения. После сборки каста крапаны выравнивают по высоте, основание (низ) каста запиливают заподлицо с крапанами.
Таблица 5.7 Пример процесса изготовления ободкового ажурного каста
Таблица 5.8 Пример процесса изготовления крапанового каста
Крапановые касты можно изготовить не только из листового проката, трубок (царг), но и из проволоки (табл. 5.9).
Рис. 5.4. Модификации крапановых кастов
Таблица 5.9 Пример процесса изготовления крапанового каста из проволоки
Таблица 5.10 Пример процесса изготовления открытого корнерового каста
Таблица 5.11 Пример процесса изготовления встроенного корнерового каста
Каст каре представляет собой квадратную пластину с просверленными в ней отверстиями точно по радиусу вставки. Длина граней пластины чуть больше диаметра вставки, которая удерживается четырьмя корнерами, сформированными из металла с помощью штихеля и корне-вертки в углах каста.
В фаденовом касте вставки, как и в касте каре, укладывают в юстированные гнезда отверстий, просверленных в металлической пластинке, и закрепляют корнерами. Отличие его от каре в том, что вставки лежат не в отдельных квадратах, а друг за другом в ряд настолько плотно, что почти соприкасаются рундистами.
На металлической основе тиктового каста закреплено столько вставок, что она похожа на брусчатую мостовую. Изготовляют тиктовый каст подобно фаденовому с той лишь разницей, что вставки располагают в несколько параллельных рядов. При этом рундисты их почти соприкасаются со всех сторон. В оставшихся промежутках формируют закрепочные корнеры.
широкого применения для дезинфекции на объектах железнодорожного транспорта, пищевой промышленности, ЛПУ, ветеринарного надзора
Моющие средства
для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- «Фаворит К» и «Фаворит Щ», внутренняя и наружная замывка вагонов.
Для какого каста создается предварительный прототип украшения
5.3. Изготовление кастов
Рис. 5.3. Касты
Нередко ободковый каст предусматривается быть изготовленным с узором, т. е. ажурным (табл. 5.7).
Примечание. Крапановые касты могут быть также с узором (ажурные), с напайными крапанами (эскизы 8 и 9); к крапановым кастам относится и так называемый кармазиновый каст (эскиз 10).
Рис. 5.4. Модификации крапановых кастов
Крапановые касты можно изготовить не только из листового проката, трубок (царг), но и из проволоки (табл. 5.9).
Каст каре представляет собой квадратную пластину с просверленными в ней отверстиями точно по радиусу вставки. Длина граней пластины чуть больше диаметра вставки, которая удерживается четырьмя корнерами, сформированными из металла с помощью штихеля и корневертки в углах каста.
Примечание. К встроенным кастам относятся касты под названием каре (эскиз 5), фаденовый (эскиз 6), тиктовый (эскиз 7).
В фаденовом касте вставки, как и в касте каре, укладывают в юстированные гнезда отверстий, просверленных в металлической пластинке, и закрепляют корнерами. Отличие его от каре в том, что вставки лежат не в отдельных квадратах, а друг за другом в ряд настолько плотно, что почти соприкасаются рундистами.
На металлической основе тиктового каста закреплено столько вставок, что она похожа на брусчатую мостовую. Изготовляют тиктовый каст подобно фаденовому с той лишь разницей, что вставки располагают в несколько параллельных рядов. При этом рундисты их почти соприкасаются со всех сторон. В оставшихся промежутках формируют закрепочные корнеры.
В практике ювелирного дела встречается немало других видов кастов, из которых чаще других применяются касты овальные, в форме капли, прямоугольные с усеченными углами, в форме «маркиза», касты фантазийных форм; способы их изготовления во многом схожи с рассмотренными выше.
Модельно- литейная оснастка по чертежам заказчика. Изготовление модельно-литейной оснастки.
Что собой представляет бриллиант в оправе? Типы окантовки драгоценного камня.
Правильная закрепка бриллиантов на драгоценном изделии делает комфортным пользование серьгами, подвесками, кольцами и ожерельями, и предупреждает потерю драгоценного камня. Некачественные крепления могут царапать и раздражать кожу, цепляться за одежду, вытягивая из нее нитки. От типа оправы зависит красота и изысканность драгоценности, а также неповторимая игра одного или нескольких алмазов, закрепленных в ней.
Оправа подчеркнет красоту бриллианта
Прежде чем приступить к выбору драгоценности, инкрустированной природными алмазами, определитесь с типом оправы, на которой держится камень.
В зависимости от вида обрамления закрепленный в изделии алмаз может казаться большего или меньшего размера, а его блеск станет изысканно ярким либо слегка тусклым. Качественно выполненная закрепка позволит скрыть инородные включения и дефекты, приковывая взгляд только к идеально полированным граням драгоценного камня.
У профессиональных ювелиров выработано правило установки натуральных бриллиантов высокой категории чистоты только в оправу белого золота и платины. Внимание покупателя акцентируется на драгоценном камне, а белые блики лишь подчеркнут его идеальную чистоту и дороговизну.
Для цветных бриллиантов больше подходит красное или желтое золото, которое выгодно смотрится на фоне фантазийного алмаза.
Металл оправы.
Выбор металла для оправы сводится не только к тому, какой цвет предпочли бы вы, но также и к тому, насколько прочным будет ваше кольцо.
Платина — популярный выбор для людей, которые хотят белое кольцо, стойкое к износу. Однако, этот металл — также один из самых дорогих.
Белое золото — также хороший выбор, если вы хотите металл, который будет таким же белым как платина, но не таким дорогим.
Этот материал немного менее прочен, и белое золото необходимо повторно покрывать родием каждые несколько лет, чтобы восстановить его цвет, когда верхний слой обода начнет стираться.
Желтое золото — хороший выбор, если вы любите цвет, но не забывайте, что этот металл более мягкий, чем платина или белое золото. Если вам важна долговечность, то вы должны рассмотреть 10 или 14-каратное золото: чем ниже карат золота, тем тверже и прочнее сплав.
Не очень популярные серебряные оправы
Потребителей интересует, вставляют ли бриллианты в серебро и можно ли приобрести такие изделия по сравнительно недорогой цене. Учитывая белый цвет и блеск этого металла, алмаз вполне может быть вставлен в оправу из него. Но здесь требуется учитывать общепринятые правила.
Некоторые закрепщики считают, что даже в золотой оправе бриллиант смотрится недостаточно хорошо. Они предпочитают закреплять алмазы в таком металле, как платина, имеющим равномерный белый блеск и увеличивающим стоимость изделия.
До XVIII-XIX вв, пока ничего не было известно о платине и палладии, входящем в состав белого золота, натуральный бриллиант крепился в оправу из серебра. Она не отличалась высокой прочностью, но подчеркивала чистоту алмаза.
После обретения технологии получения платины и палладия предпочтение отдается именно этим металлам.
Сегодня оправа из серебра считается недостаточно элитной и дорогой, поэтому используется редко. Бриллианты в серебре закрепляются при подготовке именных украшений, символизирующих торжественную дату или семейное событие.
Дружные и враждующие небесные тела
Выбирая украшения в соответствии с учением об астроминералогической совместимости, нужно принимать во внимание особенности планет, которые покровительствуют содержащимся в изделии камням. Теория говорит о том, что сочетать камни, относящиеся к враждующим планетам, в одном украшении нельзя.
Основные типы крепления бриллиантов
Выбор оправы для бриллианта и закрепки часто определяется не личным предпочтением ювелира, а размером, формой, типом огранки и цветом алмаза. Обращается внимание на наличие царапин, трещин и других производственных дефектов.
Профессионалы выбирают один из трех основных типов закрепления драгоценных камней в оправе:
Наиболее популярна закрепка с помощью крапанов или небольших металлических лапок. Они оставляют алмаз практически полностью открытым, позволяя ему играть всеми цветами солнечного спектра.
Бриллиант вставляется в небольшое гнездо и зажимается четырьмя едва заметными лапками или крапанами. Чтобы надежно укрепить драгоценный камень большего размера ювелиры фирмы Тиффани & Co довели число крапанов до шести. Этот метод был запатентован как закрепка Тиффани и его не имеют права использовать другие ювелиры.
Но встречается большое количество красивейших оправ, имеющих 6 специальных лапок, надежно удерживающих бриллианты различного размера.
Для крепления маленьких камней, располагающихся друг за другом, используют разновидность крапановой закрепки, получившую название Паве.
От чего зависит сверкание бриллианта
Великолепие сверкающего бриллианта – одно из величайших его качеств. Три понятия используются для объяснения сверкания бриллианта.
Бриллианция (сверкание) – способ отражения света, прошедшего в бриллиант и отраженного от его граней. Чем лучше огранка, тем ярче сверкание бриллианта.
Сцинтилляция – вспышки света, возникающие при движении бриллианта, источника освещения или наблюдателя. Негативная сцинтилляция относится к затемнениям в бриллианте.
Искристость – или «игра» камня используется для объяснения радужных оттенков, возникающих в бриллианте в результате отражения света. Хорошо ограненный бриллиант порождает больше цветовых оттенков.
Глухое крепление и его преимущества
Глухая закрепка считается самым надежным способом инкрустации драгоценностей алмазами. Это крепление не дает минералу выпасть и потеряться, но визуально уменьшает размеры камня.
Такая оправа прикрывает большую часть алмаза, который как бы погружается в специальное гнездо. Инкрустация драгоценных камней с помощью глухой закрепки позволяет надежно защитить алмаз от внешних повреждений и сохранить его ценность. Но на бриллиант падает меньше лучей света, что неизбежно отражается на блеске и игре.
Чтобы устранить этот недостаток, ювелирами разработана полуглухая закрепка драгоценных камней. Красивая оправа охватывает алмаз не по всему периметру, а только с двух противоположных сторон. При этом боковые части самоцвета остаются открытыми для солнечного света, увеличивая блеск.
Отдельным плюсом глухой и полуглухой закрепок стало отсутствие острых частей, которыми можно случайно зацепить одежду, волосы и повредить кожу.
Размер конструкции.
Помимо типа оправы, большую роль играет размер самой конструкции украшения. Чем более массивная и большая конструкция, тем менее выразительным будет на ее фоне смотреться драгоценный камень.
Он просто затеряется в ней. Для того чтобы этого не допустить, нужно чтобы размер установки был сопоставим с размером камня.
С другой стороны, если само украшение или кольцо будет слишком маленьким для большого камня, то будет бросаться в глаза его непропорциональность и неуместность в этом изделии.
Слишком крупный камень может нарушить баланс и перевесить украшение. Конструкция драгоценности должна гармонично дополнять и выделять бриллиант, подчеркивая его красоту.
Надежная и дорогая корнеровая закрепка
Наиболее сложной в производстве считается корнеровая закрепка. Она требует от закрепщика высочайшего мастерства и открывает перед ним неограниченные возможности по созданию элитных ювелирных изделий.
Алмаз вставляется не в специально подготовленное гнездо или каст, а в саму пластину из металла. Поясним, почему корнеровая закрепка считается самой надежной и дорогостоящей.
Для надежности в ней просверливается отверстие, которое с помощью специальных инструментов фрезеруется на конус. Затем вырезается углубление ниже посадочного места, в которое вставляется бриллиант. Из окружающего самоцвет металла вырезаются стружки, надежно фиксирующие алмаз в оправе.
Для работы ювелир использует специальные резцы штихели, с помощью которых проводится подрезка металла и придание изделию особенного вида.
Корнеровая закрепка для бриллиантов считается самой трудоемкой и занимает много времени закрепщика, но у нее есть одно очень важное преимущество перед другими способами крепления драгоценных камней.
Это преимущество заключается в возможности проведения перезакрепки камней, уже находившихся в оправах и имеющих различные размеры и форму огранки. Усаживая алмазы на нужную глубину ювелир скрывает их дефекты, придавая изделию необычность и красоту.
Использование для камня специальных посадочных мест
Суть процесса закрепки драгоценного камня в оправе заключается в помещении его в специально подготовленное гнездо или каст. Этот каст должен идеально подходить под конкретный бриллиант и тип его огранки.
В дальнейшем алмаз нужно закрепить максимально надежно, исключая возможность его выпадения из ювелирного изделия и утери. В процессе установки используются различные методы и способы крепления. Их главная цель — создание целостного ювелирного изделия, в котором центром внимания станет бриллиант или россыпь драгоценных камней.
Среди самых простых видов закрепок есть, так называемый, глухой каст. При нем камни устанавливаются в специально подготовленную «чашку» с плоским дном, покрытым фольгой. Это увеличивает блеск алмаза, который закрепляется при помощи крапанов.
Перстень с такой оправой выглядит богато, но камни держатся не очень крепко и надежно.
Особенности полной и частичной оправы.
Полное обрамление драгоценного камня окружает его со всех сторон, тогда как частичная оправа охватывает только его часть.
Преимущество частичной оправы в том, что она закрывает лишь кусочек камня, позволяя ему раскрыться в полной мере.
Для частичной окантовки подходят алмазы и другие прозрачные камни, поскольку это позволяет проникать большему количеству света на поверхность, что увеличивает их сияние и блеск.
Также частичное обрамление позволяет легко и почти беспрепятственно очистить камни в случае необходимости.
Основная проблема частичной окантовки состоит в том, что камни не полностью закреплены и могут сместиться, а незащищенная часть может быть легко разбита или испорчена.
Наиболее распространенные виды кастов
В последнее время получила широкое распространение полуглухая закрепка без опоры. Зажатый в кольце камень как будто висит в воздухе, не соприкасаясь с основой. На самом деле имеются небольшие секции на рундисте, в пазы которых крепятся удерживающие пружинки. Лучше всего этот тип подходит для кристаллов с огранкой «Принцесса».
Может использоваться ободковый каст, обеспечивающий освещение камня и сбоку, и снизу. С помощью специального инструмента в верхней ободковой части по периметру каста вырезают специальные пазы, в которые помещают бриллиант. Ободковые касты могут быть узорчатыми или ажурными, придавая изделию дополнительную красоту.
Крапановый каст расположен на специальной опоре в виде полки. Нужно чтобы камень крепился лапками и был максимально открыт для солнечных лучей.
Разновидностью крапанового считается кармезиновый каст, в котором вокруг основного бриллианта закрепляется россыпь камней меньшего размера.
Корнеровый каст представляет собой столбики, сформированные из окружающего камень металла. При этом не важно какое золото или платина используется для изготовления оправы. Главное, чтобы к ее нижней части был обеспечен максимальный доступ света.
Анализ пропорций
Пропорции бриллианта очень сильно влияют на его сверкание. При огранке квалифицированный огранщик использует математическую формулу, чтобы достигнуть лучших пропорций, от которых зависит блеск и вид бриллианта. Хорошо и правильно ограненный бриллиант обладает высоким качеством и великолепно выглядит. Посмотрите на диаграмме составные части бриллианта.
Каст (оправа камня) — общая деталь всех ювелирных изделий с камнями. Существуют два типа кастов, различающихся принципом держания камня, — глухие и крапановые. В глухих — камни удерживаются сплошными стенками по всему периметру каста, а в крапановых — отдельными стойками (крапанами), выоезан-ными в касте или напаянными на него. От вида украшения, образца и огранки камня зависят конструкция и техника исполнения кастов. Форма и размеры кастов также зависят в основном от формы, огранки и размеров камня. Говоря о размерах каста, имеют в виду размеры камня, который может быть закреплен в данном касте. При изготовлении кастов используют различные виды заготовок: толстостенные трубочки, плоский ленточный прокат, штампованные полуфабрикаты.
Глухие касты круглой формы. Для мелких, до 3 мм в диаметре, круглых камней в качестве глухих кастов (рис. 70) используют отрезки толстостенных (толщина стенки 0,4—0,6 мм) трубок — царги. Внутренний диаметр трубок делается таким, чтобы камень не проваливался в отверстие, а при наложении камня сверху на торец трубки поясок был примерно в половину толщины стенки. Таким образом, диаметр камня является как бы средним диаметром трубки. Высота царги выбирается в зависимости от образца, но не менее высоты камня. Паять фугу — шов под пайку — удобнее в заготовке (нена-резанной трубке). Касты для камней больших диаметров делаются коническими, в форме усеченного конуса. Каст, как правило, суживается книзу под углом 20°. Конусность гарантирует камень от провала, к тому же облегчает впасовку (плотную подсадку) каста в изделие.
Конические касты диаметром до 5 мм изготовляют двумя способами: сколачиванием цилиндрического каста диаметром, подогнанным под камень, на конус и с расколачиванием цилиндрического каста меньшего диаметра до размера камня. По первому способу запаянную царгу сколачивают в отверстии проколотки (рис. 71). Делая царгу из проката, длину заготовки рассчитывают по формуле расчета длины заготовки на обручальное кольцо, а за ширину заготовки принимают высоту каста. Заготовку с запиленными на месте будущего шва концами сворачивают круглогубцами в кольцо и фугуют, проколачивая через отверстия проколотки до образования плотной фуги. Фуги запаиваются и царга осаждается в соответствующее отверстие на глубину каста.
По второму способу запаянную царгу (тянутую из трубки или свернутую из проката), сделанную на размер меньше камня, расколачивают конусным пуансоном (расколоткой) до размера камня (рис. 72). Расколачивают каст на правоч-ной плите, а правят расколоткой. Такое обжатие дает ровную поверхность и предохраняет каст от разрыва по фуге. Толщина стенки для кастов диаметром 3—
Касты для камней диаметром 6 мм и выше при индивидуальном исполнении расколачивают на шпераке (рис. 73). Шпе-рак представляет собой маленькую двухроговую наковальню с одним коническим рогом, другим пирамидальным (прямоугольным). Цилиндрическую заготовку сворачивают из проката толщиной 0,6—0,8 мм и по фуге спаивают. При расчете заготовки на каст исходят исключительно из размеров камня, причем чем больше камень, тем тщательнее выполняют расчет.
Ширина заготовки в любом случае диктуется высотой камня и слагается из высоты павильона камня, толщины рун-диста и высоты обжимного пояска (верхней части каста, оставленной для закрепки камня). Размеры павильона и рундиста снимаются непосредственно с камня. У небольших камней снимают высоту всего камня, а высоту обжимного пояска оставляют 0,5—1,0 мм. Запас от шипа до нижнего основания каста получается вытяжкой во время расколачивания на шпераке.
Длина заготовки зависит и от диаметра камня, и от его высоты. При определенной конусности с увеличением высоты каста будет увеличиваться и разница между диаметрами нижнего и верхнего оснований каста. Для расколачиваемого каста цилиндрическую заготовку делают по размеру малого основания, чтобы затем расколотить из него конус с размером большого основания, равным камню. Соотношение высоты каста (ширины заготовки и разницы диаметров оснований) 3 : 1. Например, у каста высотой 6 мм разница
Для удобства формулы для расчета диаметра малого основания по размеру кам-
Ня (диаметру верхнего основания) относительно толщины и ширины проката сведены в табл. 16.
Формулы расчета длины заготовки на касты
Примечание: Формулы для расчета длины заготовки на касты при толщине стенки каста более 1,0 мм могут быть использованы для крапановых кастов.
Для примера рассчитаем по формуле, приведенной в табл. 16, длину заготовки на тот же каст диаметром 10 мм, высотой
9 мм, толщиной стенки 0,8 мм: 3D—5,8— =3* 10—5,8’=24,2 мм. Обычно высота камня увеличивается с увеличением его диаметра, постоянная высота бывает только у стандартных камней Так, высота 10-миллиметрового камня может быть от
6 до 9 мм, а в некоторых случаях и больше. Однако безгранично расти высота камня тоже не может, и даже у камней диаметром более 20 мм высота каста редко превышает 15 мм.
Заготовку на каст (рис. 74, а) сворачивают в кольцо (рис. 74, б) и фугуют круглогубцами. Сфугованную заготовку (рис. 74, в) спаивают по фуге. После отбеливания приступают к расколачиванию на шпераке, который предварительно вбивав ют ножкой в торец бревна (65—70 мм высотой). Располагают шперак коническим рогом от себя, и на него до упора надевают цилиндрическую заготовку (см. рис. 73). Расколачивают заготовку металлическим молотком, пальцами вращая заготовку и расклепывая ее стенки по окружности ближнего к себе (к утолщению рога) края. По мере расклепывания каст глубже садится на рог и все большая площадь захватывается молотком для удара. Вращая каст по окружности и равномерно распределяя удары, следят за тем, чтобы каст принимал ровную конусность, стенки нижнего (малого) основания при этом почти не расклепывают. Когда раз-
Мер каста приблизится к норме для точного определения, верхнее основание запиливают напильником и камень накладывают на каст. Диаметр камня должен быть меньше наружного диаметра каста и больше внутреннего, так чтобы для закрепки камня осталось 0,4—0,5 мм стенки.
После расколачивания каст отжигают (иногда отжиг проводят в процессе расколачивания) и обрабатывают. Нижнее основание каста заполняют напильником параллельно верхнему и перпендикулярно оси, а снаружи каст опиливают, выравнивая забоины и другие дефекты. Крупные касты опиливают в руках, а мелкие насаживают на деревянные цигалки (стержни). Если каст должен быть гладким, без прорезного (ажурного) узора, то после опиливания изготовление круглого каста считают законченным.
Ажурный каст для глухой закрепки камня (рис. 75) имеет сквозной, прорезной узор. В заготовке отличается от гладкого тем, что высота каста припускается на 0,1 мм больше. Для получения ажурного каста сначала изготовляют гладкий. Таким образом, гладкии каст является полуфабрикатом ажурного. Процесс изготовления ажурного каста из гладкого начинается с разметки. Опиленный каст циркулем размечают по высоте на три пояска: верхний — закрепочный, нижний — рант и средний — ажурный. Высота закрепочного пояска зависит от высоты рундиста камня (Лр) и высоты бортика — припуска для захвата (закрепки) камня. Обычно высота закрепочного пояска равна hp-|-1,5 мм, с увеличением размера камней — Hp >-+ 2,0 мм. Бортик оставляется 0,5—1,0 мм, а на остальное расстояние не доходит до ажурного пояска, образовывая карниз (упор) для камня. Высота ранта диктуется видом украшения. Для колец, например, высота его от 2 до 4 мм, в редких случаях больше, что зависит от диаметра каста и размера кольца (чем больше диаметр каста и меньше размер кольца, тем выше должен быть рант). Для остальных изделий рант может быть от 1,5 до 2,5 мм.
Высота ажурного пояска ограничивается закрепочным пояском и рантом.
Разметив каст по высоте, приступают к вычерчиванию узора на ажурном пояске (рис. 76,а). Четко вычерченный контур рисунка облегчает вырезание узора. Весь узор каста вырезают лобзиком и, где возможно, обрабатывают надфилями. Участки, которые по условию рисунка должны быть вырезаны, предварительно засверли-вают, если они замкнуты элементами узора. Участки, прилегающие к ранту или закрепочному пояску, не засверливаются.
Для удобства вырезания и обработки узора каст расчленяют по пояскам. Вначале лобзиком отрезают закрепочный поясок (рис. 76, б). Открытые участки, подлежащие вырезанию, на ажурном пояске удаляют, внешний контур рисунка обрабатывают начисто и шабруют. Затем закрепочный поясок припаивают и отрезают (рис. 76, в). Дальнейшее вырезание узора — удаление участков замкнутых и прилегающих к ранту — производят после отрезания ранта. Наружный контур узора обрабатывают, шабруют, и после этого припаивают рант (рис. 76, г). Спаивая расчлененный каст, следят за тем, чтобы пояски полностью совместились, иначе придется опиливать каст повторно, после чего стенки могут оказаться тонкими. Внутренний контур узора удобнее обрабатывать после полной сборки каста.
В отличие от высоких кастов, рассчитанных по полной высоте камня, существуют низкие глухие касты, которые изготовляют без учета высоты камня. Низкий глухой каст (рис. 77) является практически закрепочным пояском. Высота его определяется так же, как закрепочного пояска ажурного каста. В низкие касты вставляют камни без шипа — кабошоны, таблицы, геммы и др. Основой (карнизом) этих кастов служит плоский, припаянный снизу, рант, на который плотно садится плоское основание камня. В отличие от других глухих кастов низкий каст делают цилиндрическим, рассчитывая длину заготовки по формуле расчета заготовки на обручальное колько. Убедившись, что размер каста совпадает с размером камня (в данном случае камень должен плотно входить внутрь каста), нижнее основание выравнивают напильником и припаивают к пластине (будущему ранту) толщиной 0,8—1,0 мм. Пластину выбирают таких размеров, чтобы оправа полностью уместилась на ней, а толщина ее обеспечивала жесткость каста в зависимости от его размера. Напаянный на пластину каст опиливают по внешнему (чистовому) размеру, затем вырезают центральную часть пластины (донышко), оставляя внутренний рант 1,0—1,5 мм. Ширина ранта (карниза) определяется величиной и характеристикой камня. Если условиями образца не предусмотрены дополнительные элементы, например нижний рант или дикель, то после заправки внутреннего ранта изнутри каст можно считать готовым.