для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила

Выбор методов обучения на основе их классификации.

для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Смотреть фото для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Смотреть картинку для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Картинка про для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Фото для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Смотреть фото для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Смотреть картинку для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Картинка про для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Фото для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Смотреть фото для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Смотреть картинку для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Картинка про для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Фото для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Смотреть фото для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Смотреть картинку для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Картинка про для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Фото для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила

Единой универсальной классификации методов обучения дидактам и методистам создать не удалось. До недавнего времени им это ставилось в вину. Но, думается, что единая классификация методов невозможна в принципе ввиду многокачественности и многофункциональности методов. Единую классификацию мето­дов невозможно создать так же, как, скажем, и единую класси­фикацию людей. Для оценки и выбора методов придется исполь­зовать ряд существующих классификаций, выполненных на осно­ве разных оснований.

Предлагают классифицировать методы по следующим основа­ниям:

— по источнику знаний. Источники знаний – слово, образ, опыт ( иных источников, кроме слова, образа и опыта, не существует);выделяют:

— Словесные (беседа, рассказ, словесные указания),

— Наглядные (наблюдение, рассматривание, показ воспитателя, работа по образцу),

— прак­тические методы (упражнение, эксперимент).

Остановимся чуть подробнее еще на одной классификации методов — по характеру (степени самостоятельности и творче­ства) деятельности обучаемых. Эту весьма продуктивную класси­фикацию еще в 1965 г. предложили И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин. Они справедливо отметили, что многие прежние подходы к мето­дам обучения основывались на различии их внешних структур или источников. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от внутренней активности обучаемых, от характера их де­ятельности, то именно характер деятельности, степень самостоя­тельности и творчества и должны служить важными критериями выбора метода. И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин предложили выде­лить пять общедидактических методов, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучае­мых нарастает.

Информационно-рецептивный (или объяснительно-иллюстративный метод).Учащиеся получают зна­ния, слушая рассказ, лекцию, из учебной или методической ли­тературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, они остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Данный метод находит самое широкое применение для передачи большого мас­сива информации. Им можно пользоваться для изложения и усво­ения фактов, подходов, оценок, выводов.

Репродуктивный метод. К нему относятся применение изучен­ного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых но­сит алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкци­ям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показан­ным образцом ситуациях. Это позволяет закреплять знания и вырабатывать навыки и умения.

Следует обратить особое внимание на значимость проблемного обучения для развития детей, особенно это касается развития творчества. Оно организуется с помощью методов: исследовательско­го, эвристического, проблемного изложения.

Метод проблемного изложения. Используя самые различные ис­точники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ста­вит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, рас­крывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различ­ные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Школьники и студенты становятся как бы свидетелями и соучаст­никами научного поиска.

Частично-поисковый, или эвристический, метод. Он заключает­ся в организации активного поиска решения выдвинутых педаго­гом (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристи­ческих программ и указаний. Процесс мышления приобретает про­дуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и конт­ролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод, одна из разновидностей которого эври­стическая беседа, — проверенный способ активизации мышле­ния, возбуждения интереса к познанию.

Исследовательский метод. После анализа материала, постанов­ки проблем и задач и краткого устного или письменного инструк­тажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия по­искового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы, имитирующие, а иногда и реализующие научный поиск.

для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Смотреть фото для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Смотреть картинку для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Картинка про для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Фото для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила

Рассмотрим применение этих методов на занятии.

Обучение, как правило, начинается

С информационно-рецептивного (или объяснительно-иллюстративного метода) , который состоит в предъявлении учащимся информации разными спо­собами — зрительным, слуховым, речевым и др. Этот метод богат формами (педагогическими приёмами) — словесными и наглядными.

К словесным можно отнести рассказ, беседу, лекции, словесные указания. Объяснение, рассказ, любое слово педагога обращенное к детям, должны быть эмоциональными, чтобы вызвать положительный эмоциональный отклик у детей, пробудить эстетические чувства. Этому способствует образная характеристика предметов и явлений с использованием эпитетов, сравнений, стихотворных и песенных текстов; Вместе с тем нужно так повести беседу, разговор с детьми о создании изображения, чтобы они не просто вспомнили те предметы и явления, которые им предстоит передать в рисунке, лепке, а установили бы связь данной темы с тем, что они изображали раньше, вспомнили способы изображения, которыми они овладели.

Словесные приемы обучения используются и в процессе работы над изображением на занятии: уточнение последовательности действий, напоминание, вопросы к детям в случае, если они что-то забыли, предложение вспомнить, дополнить изображение и т. п. И в ходе занятия может быть применено образное сравнение, художественное слово («деревья пухом зеленеют», «как молоком облитые, стоят сады вишневые» и др.). Это позволяет направить детей на выразительное решение изобразительной задачи.

К наглядным обратимся более подробно учитывая особенности изобразительной деятельности.

наблюдение,демонстрация или рассматривание разнооб­разного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств. Педагог организует восприятие, дети пытаются осмыслить новое содержание, выстроить доступные связи между понятиями, запомнить информацию для дальнейшего оперирования ею. В процессе наблюдений, рассматривания предметов, картин, иллюстраций, обследования дети знакомятся с предметами и явлениями окружающей действительности. К проведению наблюдения, рассматривания педагог должен хорошо подготовиться: выбрать и расположить объект, решить, как к нему лучше подойти, чтобы детям были хорошо видны все его части; продумать, какие вопросы он задаст, чтобы направить внимание детей на те стороны объектов наблюдения или рассматривания которые нужно будет передать в изображении (на форму, цвет, детали и т.п.)

— образец – заранее изготовленный педагогом объект, требующий тщательного повторения. Готовые образцы, созданные учителем, в обучении изобразительной деятельности применяются крайне редко, лишь в тех случаях, когда нет возможности показать детям предмет, игрушку или иллюстрацию. Изготовленный воспитателем (а не художником) образец, не имеет художественной ценности, а, следовательно, не может служить целям эстетического воспитания. С другой стороны образец помогает быстро усвоить некоторые технические приёмы, образец помогает в декоративном рисовании освоить принципы построения орнамента (особенно в традиционных народных росписях), что без постоянно находящегося перед глазами образца трудно даже для взрослого. Готовый образец также применяется в обучении конструированию.

— показ способов действия (показ приёма работы) играет важную роль в обучении рисованию, лепке, аппликации. Дети должны усвоить, как правильно пользоваться инструментами и материалами (кисти, карандаши, стеки, ножницы, краски, цветные восковые мелки и др.). Дети не знают способов передачи формы предметов в рисунке, аппликации, лепке. Они ещё плохо владеют изобразительными, техническими приёмами. Чтобы дети овладели формообразующими движениями руки (направленными на передачу в рисунке, лепке, аппликации формы предметов), способами создания изображения, техническими приёмами им эти способы нужно показать и объяснить.

Было бы неправильно показывать способы изображения на каждом уроке. Это надо делать лишь тогда, когда тот или иной прием (способ) изображения встречается впервые (например вливание цвета в цвет в акварели, декоративный мазок в русой кистевой росписи ит.д.)

В тех же случаях, когда какой-то прием уже знаком детям, показывать его не следует.

-показ порядка действий так же важен на начальных этапах обучения. Педагог сначала последовательно создаёт изображение выделяя этапы работы, обращая внимание на логику и последовательность процесса, на технические приёмы. Затем убирает свою работу и предлагает детям приступить к работе (например можно показать всю последовательность выполнения фигурки дымковского коня, последовательность выполнения рисунка натюрморта с натуры и т.п.).

Нужно отметить, что в отличие от образца рисунок или изделие выполненные воспитателем в процессе показа обязательно убираются, чтобы дети не копировали его, а сосредоточились на своей работе – повторяя технический приём или этап, а не композицию.

Так же важно обратить внимание на обязательное использование наглядных и словесных приёмов совместно, интегрировано. Невозможно выполнять любой из показов молча, без комментариев и пояснений, или рассматривать иллюстрацию вне беседы о ней. И невозможно интересно рассказать о чём-либо на занятии изобразительного искусства, не демонстрируя наглядный материал.

Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктив­ный метод, то есть многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его формы (приёмы) многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта, неоднократное чте­ние и заучивание текстов, повторный рассказ о событии по заранее заданной схеме и др. Предполагается как самостоятельная работа детей, так и совместная деятельность с воспитателем. Репродуктивный метод допускает приме­нение тех же средств, что и объяснительно-иллюстративный: слово, средства наглядности, практическая работа.

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы не обеспечи­вают необходимого уровня развития творческих возможностей и способно­стей детей. Методы обучения, направленные на самостоятельное решение детьми творческих задач это метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, метод и исследовательски метод.В ходе решения каждой задачи они предполагают проявление одной или нескольких сторон твор­ческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творче­ских задач, их дифференциацию в зависимости от подготовленности того или иного ученика.

Исследовательский метод имеет определенные формы: текстовые проблем­ные задачи, опыты и др. Задачи могут быть индуктивными или дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит в твор­ческом добывании знаний и поиске способов деятельности. Еще раз хочется подчеркнуть, что этот метод целиком строится на самостоятельной работе.

Кроме описанных классификаций можно упомянуть ещё такие классификации:

— по соответствующему этапу обучения, на каждом из которых решаются специфические задачи. В этой классификации выделяют:

-методы подго­товки обучаемых к изучению материала, предполагающие возбуж­дение интереса, познавательной потребности, актуализацию ба­зовых знаний, необходимых умений и навыков;

-на методы изуче­ния нового материала;

— на методы конкретизации и углубления знаний, приобретения практических умений и навыков, способ­ствующих использованию познанного;

-на методы контроля и оцен­ки результатов обучения.

— по способу руководства учебной деятельностью непосредствен­ного или опосредованного. Выделяют

— методы объяснения педаго­га,

— разнообразные методы организации самостоятельной работы учащихся.

— по логике учебного процесса. опора на:

— индуктивные и дедуктив­ные методы,

-аналитические и синтетические методы.

— по дидактическим целямвыделяют

— методы организации деятельности обучаемых,

— методы стимулирования деятельности, напри­мер: конкурсы, состязания, игры, поощрения и другие методы проверки и оценки (Ю. К. Бабанский).

Существует позиция, согласно которой целесообразно поэто­му выделять группу

— методов стимулирования и релаксации, по­скольку для современных методик интенсивного обучения харак­терен такой обязательный элемент, как релаксация (расслабле­ние) после периода активной работы.

Современное обучение обязательно должно включать рассмотренные общедидактические методы. Использование их на занятии изобразительной деятельностью осуществляется с учетом его специфики, задач, содержания.

Избранные методы должны соответствовать цели и задачам конкретного момента (занятия), этапу обучения и степени подготовленности детей, возрастным и индивидуальным особенностям детей.(Иными словами – нет плохих методов, есть неправильное и неуместное их применение).

Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения.

Такими условиями могут быть :

— развитие интереса к изучению изобразительного искусства;

— сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью детей с педагогически целесообразной помощью им;

— воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способно­сти;

— последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспече­ние перспектив развития художественного творчества детей;

— обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладно­го искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности пластических искусств в соответствии с возможностями детей;

— целенаправленное, систематизированное использование искусствовед­ческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

— отбор произведений изобразительного искусства изобразительной деятельностью технических средств обучения, особенно видео- и аудиоаппаратуры, и специальных на­глядных пособий;

— активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюде­ния, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов деко­ративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектур­ных деталей;

— введение в занятие творческих, импровизационных и проблемных задач;

— применение разнообразных художественных материалов и техник рабо­ты ими;

— смена видов изобразительной деятельности в течении учебного года (гра­фика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.);

— сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с детьми;

— введение в структуру занятия игровых элементов и художественно-дидак­тических игр; использование элементов соревнования;

— систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий между разными видами деятельности.

Источник

Средства и методы обучения

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Методы обучения и воспитания

В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

I. И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и са­мостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

1. Объяснительно-иллюстративный метод. Учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через эк­ранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.

2.Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгорит­мический характер, т. е. выполняется по инструкциям, предписаниям, пра­вилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

3.Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая си­стему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, пока­зывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы стано­вятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.

4.Частично-поисковый, или эвристический метод. Заключает­ся в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод (одной из разно­видностей которого является эвристическая беседа) — проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах.

5.Исследовательский метод. После анализа материала, поста­новки проблем и задач и краткого устного или письменного инструк­тажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявля­ются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учеб­ной работы непосредственно перерастают в методы научного иссле­дования.

II. Распространенная классификация методов построена на основе выделения источников передачи содержания. Это:

3) наглядные методы.

III. Существует деление методов на:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

По источнику передачи и восприятия учебной деятельности

По логике передачи и восприятия информации

По степени самостоятельности мышления

По степени управления учебной работой

(лекция, рассказ, беседа, объяснение, инструктаж)

Под руководством преподавателя

2 метод демонстрации (приборов, опытов)

Самостоятельная работа обучаемых

Практические (практическая работа, лабораторная работа, решение задач, письменные упражнения, игры)

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности

Методы стимулирования интереса к учению

Методы стимулирования ответственности и долга

Убеждение в значимости учения

Создание эмоционально-нравственных ситуаций

Поощрения и наказания

Создание положительных эмоций по отношению к деятельности

Стимулирование посредством анализа жизненных ситуаций

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью

Методы устного контроля и самоконтроля

Методы письменного контроля и самоконтроля

Методы практического контроля и самоконтроля

для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Смотреть фото для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Смотреть картинку для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Картинка про для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Фото для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила

2) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.

для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Смотреть фото для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Смотреть картинку для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Картинка про для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Фото для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила

для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Смотреть фото для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Смотреть картинку для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Картинка про для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Фото для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Педагогические средства — это материальные объекты, пред­назначающиеся для организации и осуществления педагогиче­ского процесса. К педагогическим средствам относятся:

-учебно-для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Смотреть фото для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Смотреть картинку для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Картинка про для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Фото для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правиладля какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Смотреть фото для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Смотреть картинку для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Картинка про для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правила. Фото для какого метода характерно применение изученного на основе образца или правилалабораторное оборудование,

-технические сред­ства обучения и автоматизированные системы обучения,

-организационно-педагогические средства (учебные планы, эк­заменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и пр).

Виды средств обучения:

§ Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т. д.)

§ Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.)

§ Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т. п.)

§ Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

§ Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)

§ Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т. д.)

§ Тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. п.)

§ Учебная техника (автомобили, тракторы, и т. д.)

Критерии выбора средств и методов обучения

Обучение умениям и навыкам происходит только в практической деятельности, поэтому при постановке такой дидактической задачи необходимы упражнения, работа на тренажерах, анализ производственных ситуаций, решение ситуационных задач, деловые игры.

Для развития творческого профессионального мышления широко используются проблемные методы обучения: эвристические беседы, учебные дискуссии, поисковые лабораторные работы, для развития познавательных интересов и способное самостоятельная работа с дополнительной литературой, анализ производственных ситуаций, решение производственных ситуационных задач.

Беседа требует больше времени, чем простое изложение учебного материала, но зато побуждает участников к размышлению, припоминанию ранее полученных знаний. Это не только развивает их мышление и память, но и создает интерес к работе и состояние активного участия в ней. Беседа дает возможность преподавателю выявить ошибочные представления и суждения студентов, а следовательно, предупредить возможные ошибки в усвоении учебного материала. Репродуктивные методы закрепления знаний (‘пересказ, упражнение по образцу) позволяют добиться запоминания учебного материала и в то же время требуют небольших затрат времени, иногда нескольких минут перед началом учебного занятия.

Источник

23. Особенности методов обучения в высшей школе

Методы обучения в высшей школе

педагогика обучение высшая школа

Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине.

В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия «метод обучения». Так, И. Ф. Харламов дает следующее определение сущности этого понятия: «Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом».

Ю. К. Бабанский считает, что «методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования».

Т. А. Ильина понимает под методом обучения «способ организации познавательной деятельности учащихся».

В педагогике высшей школы сложились различные классификации методов обучения, которые представлены в таблице.

Классификация методов обучения

Словесные, наглядные, практические

Подготовки к изучению нового, изучения нового, конкретизации, углубления, приобретения умений и навыков, контроля и оценки

3. Способ руководства

Объяснения педагога, самостоятельная работа

Индуктивные, дедуктивные, аналитические, синтетические

5. Дидактические цели (по Ю. К. Бабанскому и В. И. Андрееву)

Организации деятельности, стимулирования и релаксации, проверки и оценки

6. Характер деятельности обучаемых (по И. Я. Лер-неру и М. Н. Скаткину)

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский

Уровни умственной деятельности ученика

С помощью учителя (репродуктивный)

Сам ученик (репродуктивный)

3. Проблемное изложение

С помощью учителя (продуктивный)

Продуктивный под руководством учителя

Продуктивный без помощи учителя

1. Объяснительно-иллюстративный метод. Студенты получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и. осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.

Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.

Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

Итак, в педагогической литературе представлен широкий спектр методов обучения. Но какие методы обучения использовать? Какие взять за основу? Какие из них содержат оптимальные обучающие возможности?

Известен подход, в котором удачно обобщен в алгоритме «оптимальный выбор метода обучения» (Ю. К. Бабанский). Он состоит из семи шагов:

Решение о том, будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством педагога; если студент может без излишних усилий и затрат времени достаточно глубоко изучить материал самостоятельно, помощь педагога окажется излишней. В противном случае в той или иной форме она необходима.

Определение соотношения репродуктивных и продуктивных методов. Если есть условия, предпочтение должно отдаваться продуктивным методам.

Определение соотношения индуктивной и дедуктивной логики, аналитического и синтетического путей познания. Если эмпирическая база для дедукции и анализа подготовлена, дедуктивные и синтетические методы вполне по силам для взрослого человека. Они, бесспорно, предпочтительнее как более строгие, экономные, близкие к научному изложению.

Меры и способы сочетания словесных, наглядных, практических методов.

Решение о необходимости введения методов стимулирования деятельности студентов.

Определение «точек», интервалов, методов контроля и самоконтроля.

Продумывание запасных вариантов на случай отклонения реального процесса обучения от запланированного.

5. Основные формы организации учебного процесса в высшей школе

Основными формами организации учебного процесса в высшей школе являются лекции, семинары, самостоятельная работа студентов, лабораторные работы и контроль.

творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие;

Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны. Это родовое понятие: уроки иностранного языка, лабораторные работы, семинарские занятия, практикумы.

развитие творческого профессионального мышления;

профессиональное использование знаний в учебных условиях:

а) овладение языком соответствующей науки;

б) навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;

в) овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.

Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как: повторение и закрепление знаний, контроль, педагогическое общение.

В современной высшей школе наиболее распространены семинарские занятия трех типов: просеминар, собственно семинар, спецсеминар.

Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику в зависимости от учебной специальности. Поэтому в каждом конкретном случае уместны частные методические рекомендации. Из общепедагогических рекомендаций отметим следующие.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах специальностей профилирующими кафедрами, учебной частью, методическими службами учебного заведения.

Высшая школа отличается от средней специализацией, но главным образом методикой учебной работы и степенью самостоятельности обучаемых. Преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов. Студент сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации. Поэтому в каждом вузе, на каждом курсе тщательно отбирается материал для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей.

Самостоятельная работа способствует:

углублению и расширению знаний;

формированию интереса к познавательной деятельности;

овладению приемами процесса познания;

развитию познавательных способностей.

Именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов.

В области контроля можно выделить три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.

Обучающая функция контроля проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала.

Воспитательная функция: наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность студентов, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устранить эти пробелы, формирует творческое отношение к предмету и стремление развить свои способности. В учебно-воспитательном процессе все три функции тесно взаимосвязаны и переплетены.

Систему контроля образуют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные контрольные работы, проектные работы, дневниковые записи, журналы наблюдений. Каждая из форм имеет свои особенности.

По времени педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.

Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение (опрос, контрольные, задания, проверка данных самоконтроля).

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн. педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования.

Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

В современном мире изменились как социально-экономические условия, так и новые приоритеты образования. Это связано с тем, что в высшей школе сменились образовательные парадигмы. Произошел переход от массово-репродуктивных форм и методов преподавания к индивидуально-творческим. Также возросли требования к уровню общекультурной и специальной подготовки выпускников вузов, к подготовке будущих специалистов.

Педагогика высшей школы способствует формированию активной творческой личности студентов; разработке новых подходов к овладению знаниями; созданию новых более эффективных средств, методов и форм обучения и воспитания студентов; проектированию развивающих педагогических процессов, организации для обучающихся такой образовательной среды, в которой они раскрывали бы свои способности и в более короткие сроки овладевали бы профессиональной деятельностью.

1. Громкова М. Т. Педагогика образования взрослых.- М: Просвещение, 1995.

2. Горбатов Д. С. Умения и навыки: О соотношении содержания этих понятий// Педагогика.- 1994.- № 2.- С. 15.

3. Ильин Г. Педагогические проблемы современного отечественного высшего образования// Алма матер: Вестн. высш. шк.- 2005.- № 11.- С. 35.

4. Лагусева Н. Н. Научно-педагогическое сопровождение профессионального воспитания студентов// Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусства.- 2007.- № 4.- С. 124.

5. Педагогика и психология высшей школы/ Под ред. М. В. Булановой-Топорковой.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

6. Петров ПА. Организация воспитания в вузе// Высшее образование в России.- 2006.- № 3.- С. 8.

7. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования.- М.: Аспект Пресс, 1995.

8. Христидис Т. В. Взаимодействие преподавателя и студента в процессе развития педагогических способностей// Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусства.- 2006.- № 1.- С. 131.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *