для какого помещения выделяется уборочный инвентарь
Маркировка уборочного инвентаря в 2021 году
Согласно требованиям СанПиНа уборочный инвентарь (тележки, мопы, емкости, ветошь, швабры, урны, совки, сгоны, ершики, ведра, щетки) должны иметь четкую маркировку или цветовое кодирование.
Для каких помещений выделяется уборочный инвентарь
Для помещений различных по функциональному назначению и видов уборочных работ. С кодированным по цветам или промаркированным инвентарем намного проще поддерживать высокий уровень гигиены помещения и отслеживать его перемещение по учреждению, тем самым не допуская перехода из одной зоны в другую, предотвращая распространение бактерий и избежать перекрестного загрязнения.
Зачем нужна маркировка уборочного инвентаря
Маркировка уборочного инвентаря по СанПиНу, образец которой приведен в этой статье, необходима для предотвращения перекрестного обсеменения болезнетворными микроорганизмами во время уборки разных зон одного и того же учреждения. Маркировка инвентаря для уборки помещений регламентируется сводом Санитарных правил и норм.
С 1 января 2021 года утратило силу постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 (ред. От 10.06.2016) «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10».
И вступило в силу новое постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44 «Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2020 № 61953).
С какой целью используется маркировка уборочного инвентаря
На предприятиях сектора HoReCa (Hotel, Restaurant, Café/Catering – Отель, Ресторан, Кафе/Кейтеринг) при несоблюдении маркировки уборочного инвентаря можно допустить порчу продовольственных товаров, а также допустить распространение инфекции приводящей к тяжелым заболеваниям.
Маркировка уборочного инвентаря в медицинских учреждениях и ЛПУ (лечебно-профилактических учреждениях)
Предотвращает распространение внутрибольничных инфекций.
СанПиН маркировка уборочного инвентаря в школе, ДОУ (детских садах), образовательных учреждениях
Занимает особое внимание, поскольку правильная уборка и маркировка в детских учреждениях-залог здоровья детей. Маркировка регламентируется СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Маркировка уборочного инвентаря на предприятиях общественного питания
Не регламентируется по четкому назначению цветов. Поэтому каждое предприятия самостоятельно может обозначать свои цвета для каждой зоны. Например, красный цвет – для уборки мясного цеха, синий – для рыбного, зеленый – для овощного, желтый – для мучного цеха. Зачастую сотрудники задаются вопросом какого цвета используется инвентарь для уборки зоны раздачи? – можно использовать зеленый цвет, также его можно использовать для уборочного инвентаря барных стоек и столов, где пища потребляется.
Еще один часто встречающийся вопрос: требуется ли специально промаркированный уборочный инвентарь для холодильных камер? – ответ, однозначно «Да!», для уборки каждой группы помещений (горячего и холодного цеха, мясного и рыбного цеха, мучного и кондитерского цеха, цеха по приготовлению полуфабрикатов, заготовочного цеха, неохлаждаемых складских помещений, холодильных камер, вспомогательных помещений, санитарных узлов) выделяют отдельный промаркированный уборочный инвентарь, согласно требованиям СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов».
Виды маркировки:
Цветовое кодирование уборочного инвентаря
Очень часто работники различных сфер сталкиваются с вопросом, каким цветом кодируется ветошь и уборочный инвентарь для уборки санузлов согласно международной клининговой системы маркировки, ответ на этот вопрос приведен в таблице ниже.
Красным цветом помечают инвентарь, который используется в помещениях с большой степенью бактериального загрязнения (туалеты, ванные комнаты, кладовые для грязного белья). | |
Зеленый цвет используют для маркировки инвентаря, к которым предъявляются более строгие требования к чистоте (операционная, места по хранению, приготовлению и потреблению пищевых продуктов, кухня, барная стойка). | |
Синий или голубой цвет наносится на оборудование и инвентарь, используемое для мест с небольшим загрязнением (коридор, ресепшн-зоны, витрины, вестибюль, офис, больничная палата, ординаторская, номер гостиницы, классы в школах и дошкольных учреждениях). | |
Желтый цвет используют для маркировки инвентаря используемого для уборки условно-грязных помещений (спортивные залы, складские и подсобные помещения). | |
Уборочный инвентарь с маркировкой белого цвета можно применять для уборки в остальных помещениях. |
Какого цвета используется инвентарь для уборки внешней территории (улицы)?
Ответ на этот вопрос стоит начать с основного требования: инвентарь, который используется для уборки внешней территории должен быть отдельным от инвентаря, используемого для уборки внутри помещений, также не допускается их совместное хранение и обработка. Уличный инвентарь должен иметь свою маркировку согласно требованиям СанПиН желтого или оранжевого цвета.
Как проводится маркировка уборочного инвентаря
Инвентарь можно разделить на две группы:
Маркировка уборочного инвентаря (образец)
Масляной краской на черенке щетки или рукоятки швабры наносится маркировка, если черенок или рукоятка выполнены из дерева, то применяется способ выжигания
Салфетки для уборки используются различных цветов для каждой зоны
Маркировка половых тряпок и тряпок для уборки
Считается обязательным действием на всех предприятиях, маркируются тряпки методом нашивки цветного ярлычка на угол тряпки, что является уже устаревшим, на сегодняшний день, методом. В профессиональной среде такие тряпки именуются мопами, на которых уже есть нашитые ярлычки четырех различных цветов, при использовании мопа в определенной загрязненной зоне три ярлычка ненужного цвета отрезаются.
Маркировка швабр по СанПиНу
Должна наносится на черенок или рукоятку швабры. Вы конечно можете наносить маркировку масляной краской или маркером, но это ненадежный и устаревший метод, поскольку краска и маркер быстро стираются с поверхности. На сегодняшний день рукоятки от компании ТТС (TTS) разработаны с учетом требований СанПиН и имеют маркировку колпачка определенного цвета на конце рукоятки. Еще одним преимуществом таких рукояток является их эргономичность – они являются телескопическими и подстраиваются под рост оператора.
Маркировка ветоши в медицинских учреждениях согласно СанПиН
Согласно СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» раздел I: п. 11.5.
Уборочный инвентарь для медицинских учреждений
Тележки, мопы, емкости, ветошь, швабры должны иметь четкую маркировку или цветовое кодирование с учетом функционального назначения помещений и видов уборочных работ и храниться в выделенном помещении. Ветошь маркируют следующим образом: синим цветом маркируют ветошь для уборки в ординаторских, палатах; красным цветом – для уборки санузлов; зеленым цветом – перевязочные, процедурные кабинеты; желтым цветом – подсобные помещения.
Схема цветового кодирования уборочного инвентаря в медицинских учреждениях должна располагаться в зоне хранения инвентаря.
Инвентарь для мытья туалетов должен иметь маркировку цветом сигнализирующим особое внимание. Уборочный инвентарь для туалета: тряпки, ведра, щетки маркируют и хранят отдельно от другого уборочного инвентаря.
Инвентарь для уборки туалетов должен иметь четкую маркировку красного цвета, которая используется в помещениях с большой степенью бактериального загрязнения. В специальной литературе часто встречается такое определение, что уборочный инвентарь для уборки санузлов должен иметь сигнальную маркировку.
Должен ли быть промаркирован краской уборочный инвентарь для производственных, подсобных и вспомогательных помещений? – о твет на этот вопрос-однозначно «Да!» Так же такой уборочный инвентарь должен храниться в отдельных помещениях, оборудованных специальными моечными ваннами ( мойка для уборочного инвентаря ) и сливными устройствами с подводкой горячей и холодной воды, а также регистром для сушки уборочного инвентаря.
Маркировка уборочного инвентаря по СанПиНу в офисах, магазинах, парикмахерских
Проводится в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10 (пункт 11.5), которое подразумевает цветовое кодирование уборочного инвентаря в 4 цветовых зонах убираемых помещений: красный, желтый, синий и зеленый.
Хранение уборочного инвентаря:
Использованный уборочный инвентарь подлежит обеззараживают в растворе дезинфицирующего средства. По окончанию уборки помещений уборочный инвентарь обеззараживают, а затем прополаскивают в воде и сушат.
Для какого помещения выделяется уборочный инвентарь
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УБОРКА НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Общие технические требования
Дата введения 2019-10-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ») и Акционерным обществом «Институт региональных экономических исследований» (АО «ИРЭИ») при участии Саморегулируемой организации «Ассоциация региональных уборочных компаний» (СРО АРУК), Некоммерческой организации «Ассоциация русских уборочных компаний» (АРУК), Некоммерческой организации «Ассоциация российских уборочных компаний», г.Санкт-Петербург (АРУК Санкт-Петербург), и при поддержке Департамента торговли и услуг города Москвы
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 346 «Бытовое обслуживание населения»
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к предоставлению услуг профессиональной уборки (клининговых услуг) на предприятиях различных отраслей промышленности, за исключением предприятий пищевой, атомной промышленности и особо чистых производств.
Настоящий стандарт содержит основные требования к организации уборки (клининга), рекомендуемым технологиям, методам и оборудованию для проведения уборки, а также требования к контролю качества профессиональной уборки на предприятиях различных отраслей промышленности.
Настоящий стандарт определяет основные требования к поддержанию санитарно-гигиенического состояния на предприятиях различных отраслей промышленности, проведению текущей и генеральной уборки помещений с выполнением общих и специализированных работ, а также к внешней уборке зданий и прилегающих территорий.
Настоящий стандарт распространяется на услуги профессиональной уборки, оказываемые юридическими лицами различных организационно-правовых форм, а также индивидуальными предпринимателями.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.007 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 17216 Чистота промышленная. Классы чистоты жидкостей
ГОСТ 24869 Промышленная чистота. Общие положения
ГОСТ Р 51109 Промышленная чистота. Термины и определения
ГОСТ Р 51610 Чистота промышленная. Установление норм промышленной чистоты при разработке, производстве и эксплуатации продукции
ГОСТ Р 51752 Чистота промышленная. Обеспечение и контроль при разработке, производстве и эксплуатации продукции
ГОСТ Р ИСО 14644-5 Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды. Часть 5. Эксплуатация
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 51870, ГОСТ Р 57595 и ГОСТ Р 51109.
4 Основные положения
4.1 Услуги профессиональной уборки на промышленных предприятиях должны соответствовать требованиям действующего законодательства, в том числе [1]-[6], ГОСТ Р 51870 и настоящего стандарта.
4.2 Основные технологические процессы профессиональной уборки на промышленных предприятиях связаны с предоставлением таких услуг, как услуги по санитарному содержанию:
— внутренних помещений административно-бытовых комплексов (АБК) предприятий;
— внутренних помещений производственных зданий и сооружений, в том числе по очистке оборудования и предметов обстановки на производственных и складских участках;
— и внешнему благоустройству территорий, прилегающих к промышленным объектам, внутризаводских территорий;
— внутренних и внешних поверхностей транспортных средств предприятия.
4.3 Профессиональную уборку помещений промышленных предприятий и прилегающих территорий может проводить профессиональная уборочная компания (клининговая компания) или персонал предприятия, владеющий технологиями профессиональной уборки.
4.4 Профессиональные клининговые компании, привлекаемые для проведения уборки на промышленных предприятиях, обязаны работать в соответствии с графиком работы предприятия (в т.ч. круглосуточно).
4.6 Выбор технологических процессов профессиональной уборки на промышленных предприятиях определяется с учетом типа и интенсивности основных загрязнений, уровня чистоты производственных и вспомогательных помещений, а также согласно ГОСТ 17216, ГОСТ 24869, ГОСТ Р 51109, ГОСТ Р 51610, ГОСТ Р 51752.
4.7 Способ уборки полов должен отвечать санитарно-гигиеническим условиям производственного процесса предприятия, правилам пожарной безопасности, соответствовать материалам и устройству пола.
4.8 Сухая уборка (удаление пыли) на производствах, в цехах, на отдельных участках и в зонах, в которых образуется мелкодисперсная пыль (деревообрабатывающие, целлюлозно-бумажные предприятия, мукомольные производства, окрасочные камеры и т.п.), обеспечивается применением специального уборочного оборудования (промышленных пылесосов во взрывозащищенном исполнении), соответствующего требованиям пожарной безопасности по категориям взрыво-, пожароопасности. Использование методов подметания или сдувания сжатым воздухом запрещается.
4.9 Удаление загрязнений, представляющих собой комплекс смазочных масел с металлической пылью и стружкой, на предприятиях металлообрабатывающих и машиностроительных отраслей производят специальными очищающими средствами.
4.10 Скопление снега у наружных стен зданий и сооружений промышленных предприятий подлежит постоянной уборке во избежание попеременного намокания и замораживания.
4.11 Удаление снеговой массы с крыш и покрытий зданий промышленных предприятий производят при достижении величины снежного покрова:
4.12 Остекление световых фонарей очищают от снега сразу после сильного снегопада.
4.13 Масла и эмульсии своевременно удаляют с покрытий полов для предотвращения образования скользкости, а также разрушения цементных, бетонных полов и перекрытий.
4.14 Работы в зонах постоянного действия опасных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ, выполняют с соблюдением требований [7].
4.15 Работы с использованием химических средств и материалов производят в соответствии с требованиями [8], [9].
5 Требования к инвентарю и оборудованию
5.1 Оборудование, инвентарь, расходные материалы и химические средства, используемые при оказании услуг по санитарному содержанию всех объектов, подлежащие обязательному подтверждению соответствия, должны иметь сертификат соответствия, или декларацию о соответствии, или разрешение на применение в Российской Федерации.
5.2 Для проведения профессиональной уборки на промышленных предприятиях необходимо использовать инвентарь, предназначенный только для профессиональной уборки.
5.2.1 Держатели мопов (швабры), уборочные тележки, ведра, щеточные изделия, приспособления для мойки стекла и другой инвентарь должны быть выполнены из полимерных материалов, металлов, резины и допускать обработку растворами сильнокислотных и сильнощелочных очищающих средств, а также должны быть стойкими к воздействию масел, металлической стружки и опилок.
5.2.2 Не допускается использование ведер из оцинкованного металла для приготовления растворов кислотных (рН менее 4) и сильнощелочных (рН более 10) очищающих средств.
5.2.3 Текстильные протирочные материалы (мопы, тряпки, салфетки, насадки) должны быть выполнены из тканых и нетканых натуральных, искусственных и синтетических волокнистых (микроволоконных) материалов, допускающих ручную и машинную стирку при температуре от 90°С до 100°С. Текстильные протирочные материалы должны хорошо впитывать и легко отдавать влагу.
Стиральные машины для стирки мопов, салфеток, тряпок должны быть установлены в местах комплектации уборочных тележек.
5.3 Текстильные протирочные материалы должны быть выстираны и уложены на стеллажи или развешаны для просушки. Сушка протирочных материалов на отопительных приборах не допускается.
5.4 Инвентарь должен иметь цветовое кодирование или четкую маркировку в зависимости от функционального назначения убираемых помещений промышленных предприятий и видов уборочных работ. Схему цветового кодирования размещают в зоне хранения инвентаря.
5.5 Запрещается использование одних и тех же текстильных материалов в различных помещениях промышленных предприятий без стирки.
5.6 Хранение инвентаря должно быть осуществлено в отдельных помещениях в чистом виде. Держатели мопов, швабры и щетки хранят в горизонтальном положении на специальных подставках или в вертикальном положении, закрепленными в держателях, исключающих касание подошв держателей мопов и швабр, а также ворса щеток поверхности пола.
5.7 Все работы по ручной уборке помещений промышленных предприятий выполняют с использованием необходимых средств индивидуальной защиты (СИЗ), специальной одежды и специальной обуви.
5.8 Для проведения механизированной уборки на промышленных предприятиях используют оборудование и технику, предназначенные для профессиональной уборки.
5.9 Для удаления металлической стружки, загрязненной смазочно-охлаждающей жидкостью, используют промышленные пылесосы и циклоны.
5.10 Уборочный инвентарь и оборудование после проведения работ подлежат очистке, высушиванию и хранению. Текстильные материалы стирают и сушат.
6 Требования к химическим средствам для уборки
6.1 Применяемые химические очищающие средства, средства по уходу за поверхностями, дезинфицирующие средства, противогололедные реагенты и материалы должны быть экологически безопасными, соответствовать современным требованиям, не причинять вреда здоровью людей, животных и не оказывать негативного воздействия на окружающую среду.
6.2 Химические очищающие средства, средства по уходу за поверхностями, дезинфицирующие средства и противогололедные материалы не должны иметь к моменту использования истекший срок годности.
6.3 Моющие и дезинфицирующие средства должны обладать низкой токсичностью при ингаляционном воздействии, не иметь резкого запаха, раздражающего действия на кожу и слизистые оболочки глаз и верхних дыхательных путей. Рабочие растворы не должны оказывать аллергенного действия на организм человека при соблюдении режима их использования в соответствии с инструкцией. Допускается применение моющих и дезинфицирующих средств 3-4 класса по ГОСТ 12.1.007.
6.4 Информация по безопасному применению моющих и дезинфицирующих средств должна содержать сведения о СИЗ при работе с ними, о приемах и методах труда, исключающих опасное воздействие на жизнь и здоровье работников промышленных предприятий.
6.5 Агрессивные химические средства используют в соответствии с технологическими инструкциями, включающими методы подавления коррозионного и разрушающего воздействия этих средств на материалы и изделия, нейтрализации кислот и щелочей в целях недопущения порчи покрытий, оборудования и механизмов.