для какого вида контроля широко используются диктанты

Диктант как форма контроля

Многие учителя используют диктанты в своей практике как один из эффективных приемов контроля, поскольку диктант позволяет оперативно организовать проверку знаний всех учащихся класса одновременно.

Известны несколько организационных форм проведения диктантов: фронтальная (диктует учитель или используется звукозапись для воспроизведения текста диктанта); групповая (класс делится на несколько групп и ученики с хорошим уровнем языковой подготовки диктуют текст); парная (ученики диктуют друг другу).

Содержание диктанта, как правило, составляют отдельные слова или связный текст. Однако в последнее время широкое распространение получили диктанты, которые включают связный текст и последующие задания по его содержанию, например: придумать название для текста диктанта; ответить на вопросы по содержанию текста; описать аналогичный случай из своей жизни и т.д.

Этот перечень вариантов заданий может с успехом продолжить каждый учитель.

Данный вид диктанта является, на наш взгляд, наиболее продуктивным, поскольку позволяет не только проверить уровень владения орфографическими навыками, но и способствует совершенствованию умений восприятия иноязычной речи на слух, развитию умений излагать мысли в письменной форме.

Ниже приводятся примеры диктантов с заданиями.

On 1 June, 1992 a French burglar broke into a house in Paris. He went into the living room and stole two pictures. Then he went into the kitchen. He opened the fridge and saw some cheese. He was hungry, so he ate all the cheese. Next he saw two bottles of champagne. He was very thirsty, so he drank both bottles of champagne. Then he felt sleepy. He went upstairs for a rest, but he was tired and he fell asleep. When he woke up the next morning, there were four policemen around the bed.

2. Answer the following questions.

— What is your attitude to the burglar?

— How many pictures did he steal?

— Why did he go upstairs?

— How many policemen were there around his bed next morning?

A Record on Wheels

Many students from Asian countries go to Australia to study English. They also try to travel around and see as much as they can of the country. Few people, however, manage to travel the way one Japanese student did. He crossed Australia from west to east on roller skates. The journey took six months and ended in Sidney.

1. Name as many ways as possible of traveling across a continent like Australia.

2. What sort of problems might a roller skater face during such a long journey? List them.

3. Some people go to trouble to set or break records. Do you?

Источник

Статья «Диктант как метод обучения и форма контроля»

Целью Федеральной целевой программы «Русский язык» на «2016-2020 годы» является распространиние и продвижение русского языка как фундументальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России ( в нашем регионе это особенно актуально). В своей работе на занятиях по русскому языку я использую различные методики. Вот одна из них.

Диктант как метод обучения и форма контроля.

Среди упражнений, с помощью которых происходит формирование умений и навыков, используется списывание (простое и осложненное), обучающие диктанты, а также упражнения творческого характера: конструирование словосочетаний и предложений, изложения и сочинения малых форм; разные виды грамматического разбора. В своей методике я использую следующие виды обучающих диктантов.

Комментированное письмо.Я назначаю комментатора и его помощника. Первый объясняет написание продиктованного и одновременно записывает слово или предложение. Помощник дополняет объяснение, если что-то было пропущено. Главная цель этого вида работы – предупреждение ошибок, поэтому обучающийся должен писать одновременно с комментатором, не опережая его. Попутно развивается орфографическая и пунктуационная зоркость.

Диктант с обоснованием использую в тех случаях, когда к слову можно подобрать проверочное. С помощью такой работы вырабатывается орфографическая зоркость и навык самоконтроля.

Зрительный диктант. 2-3 предложения записываю заранее на доске. Обучающиеся поочередно смотрят на предложение, запоминают его и пишут в тетрадях. При этом я строго дозирую время предъявления примера. Ценность этого вида работы в том, что развивается внимание и зрительная память обучающихся. Текстом для диктанта являются отрывки из любых изучаемых по прграмме произведений. Обучающиеся по моей команде читают пример, запоминают его, затем закрывают книгу и записывают предложение. Затем так же переходят к следующей фразе и т.д.

Выборочный диктант способствует развитию мышления. Из диктуемых примеров или текста выписываются слова или конструкции по моему заданию (например, только слова с чередующимися гласными в корне слова; или только предложения с деепричастными оборотами).

Объяснительный диктант требует уже почти сформированного навыка и носит полуобучающий, полуконтрольный характер.

Самодиктант. Обучающиеся поочередно диктуют слова на заданное правило, что расширяет их словарный запас, учит видеть и удерживать в памяти необходимую информацию. Мониторинг знаний по русскому языку я провожу периодически, и уже на его основании формирую дальнейшую работу.

Источник

Методическая разработка на тему: «Диктант как метод обучения и форма контроля».

Данная работа помогает преподаваелям использовать различные методики при обучении русскоу языку.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: «Диктант как метод обучения и форма контроля».»

Диктант как метод обучения и форма контроля.

Целью Федеральной целевой программы «Русский язык» на «2016-2020 годы» является распространиние и продвижение русского языка как фундументальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России ( в нашем регионе это особенно актуально). В своей работе на занятиях по русскому языку я использую различные методики. Вот одна из них.

Среди упражнений, с помощью которых происходит формирование умений и навыков, используется списывание (простое и осложненное), обучающие диктанты, а также упражнения творческого характера: конструирование словосочетаний и предложений, изложения и сочинения малых форм; разные виды грамматического разбора. В своей методике я использую следующие виды обучающих диктантов.

Комментированное письмо.Я назначаю комментатора и его помощника. Первый объясняет написание продиктованного и одновременно записывает слово или предложение. Помощник дополняет объяснение, если что-то было пропущено. Главная цель этого вида работы – предупреждение ошибок, поэтому обучающийся должен писать одновременно с комментатором, не опережая его. Попутно развивается орфографическая и пунктуационная зоркость.

Диктант с обоснованием использую в тех случаях, когда к слову можно подобрать проверочное. С помощью такой работы вырабатывается орфографическая зоркость и навык самоконтроля.

Зрительный диктант. 2-3 предложения записываю заранее на доске. Обучающиеся поочередно смотрят на предложение, запоминают его и пишут в тетрадях. При этом я строго дозирую время предъявления примера. Ценность этого вида работы в том, что развивается внимание и зрительная память обучающихся. Текстом для диктанта являются отрывки из любых изучаемых по прграмме произведений. Обучающиеся по моей команде читают пример, запоминают его, затем закрывают книгу и записывают предложение. Затем так же переходят к следующей фразе и т.д.

Выборочный диктант способствует развитию мышления. Из диктуемых примеров или текста выписываются слова или конструкции по моему заданию (например, только слова с чередующимися гласными в корне слова; или только предложения с деепричастными оборотами).

Объяснительный диктант требует уже почти сформированного навыка и носит полуобучающий, полуконтрольный характер.

Самодиктант. Обучающиеся поочередно диктуют слова на заданное правило, что расширяет их словарный запас, учит видеть и удерживать в памяти необходимую информацию. Мониторинг знаний по русскому языку я провожу периодически, и уже на его основании формирую дальнейшую работу.

Источник

Использование различных форм контроля.Диктант.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ доклад формы контроля.docx

МКОУ «ГИМНАЗИЯ №1, г. МАЙСКОГО»

ДОКЛАД для РМО учителей иностранного языка

Различные формы организации контроля успеваемости обучающихся

на уроках иностранного языка

Хан Любовь Енисеевна

Различные формы организации контроля успеваемости обучающихся

на уроках иностранного языка

Качество усвоения учебного материала на уроке зависит от многих условий, среди которых важную роль играет контроль.

Контроль уровня владения иноязычными навыками и умениями является неотъемлемой частью процесса обучения иностранным языкам в школе. От правильной организации контроля зависит качество урока в целом и уровень обученности учащихся иначе говоря, уровень сформированности коммуникативных компетенций.

Контроль на уроках иностранного языка может преследовать разные цели, однако во всех случаях он не является самоцелью и носит обучающий характер: он позволяет совершенствовать процесс обучения, заменять малоэффективные приемы и способы обучения на более эффективные, создавать более благоприятные условия для улучшения практического владения языком, для воспитания учащихся средствами иностранного языка.

(слайд №3)В соответствии с этим в педагогической литературе контроль выполняет следующие функции:

6) контрольно-воспитательная и развивающая;

(слайд №4)Существуют различные виды контроля:

текущий (проверка усвоения и оценка результатов каждого урока, постоянное изучение учителем работы всего класса и отдельных учеников. По результатам этого контроля учитель выясняет, готовы ли учащиеся к усвоению последующего учебного материала).

периодический (контроль проверяет степень усвоения материала за длительный период (четверть, полугодие) или материала по изученному разделу отдельным учащимся и классом в целом).

итоговый (контроль проверяет степень усвоения материала за год).

самоконтроль ( учащиеся контролируют сами себя или друг друга).

(слайд № 5)Среди форм контроля можно выделить традиционные :

— домашние контрольные работы

(слайд № 6) и нетрадиционные :

— защита творческих работ и проектов

— урок-экзамен («Смотр знаний»)

— урок творческих заданий

Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски необходимых форм контроля и его организация — это важнейшая задача педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить — всё это должно быть продумано учителем при подготовке к уроку.

Главное требование к выбору форм контроля состоит в том, чтобы они были адекватны тем видам речевой деятельности, которые проверяются.

У каждого учителя должна быть своя система контроля, она должна включать разнообразные средства и приёмы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.

(слайд № 7)Одной из современных форм контроля при обучении иностранным языкам является ТЕСТ.

Слово «тест» в английском языке означает «испытание», «эксперимент», «проверка», «проба». Иногда тест трактуется чрезвычайно широко: под ним понимаются и простые контрольные работы, и контрольно-тренировочные упражнения, и собственно процесс контроля.

Сегодня «тестирование» является основным методом контроля ЕГЭ, поэтому учащиеся должны быть адаптированы к этому методу.

Тест может использоваться для проведения как текущего, тематического, так и рубежного и итогового контроля.

Тестовый контроль дает возможность за сравнительно короткое время проверить освоение учебного материала всеми обуч-ся, измерить конкретный объем и уровень конкретных знаний и умений.

Тестирование по иностранному языку может охватывать любой раздел языка:

тесты на знание устойчивых словосочетаний (фразеологизмы, идиомы)

Как мы видим, тестировать в английском языке можно все, что угодно (любую сферу знаний).

(слайд №8) Методика составления тестов

К содержанию теста предъявляются определенные требования, которые также являются показателями качества теста. Одним из важных требований к содержанию теста считается его системность. Проявлением системного качества теста является различие заданий по степени их трудности. Тест строится как система заданий возрастающей трудности. В него входят легкие задания, с которыми должны справиться большинство учащихся (до 20% заданий от всех заданий теста), задания средней трудности (до 60% заданий теста) и трудные задания, с которыми справятся только наиболее подготовленные учащиеся (до 20% заданий теста).

Системообразующим качеством теста является также время тестирования.

Существуют строгие правила составления тестовых заданий:

1. Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа.

2. Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.

3. Вопрос должен содержать одну законченную мысль.

4. При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда».

5. Вопрос должен быть чётко сформулирован, избегая слова большой, небольшой, малый, много, мало, меньше, больше и т.д.

6. Избегайте вводных фраз и предложений, имеющих мало связи с основной мыслью.

7. Неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок.

8. Не задавайте вопросы с подвохом.

9. Все варианты ответов должны быть грамматически согласованны с основной частью задания. Используйте короткие, простые предложения.

10. Реже используйте отрицание в основной части, избегайте двойных отрицаний, таких как: «Почему нельзя не делать…?»

11. Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов.

12. Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов.

13. Если ставится вопрос количественного характера, ответы располагайте по возрастанию.

14. Лучше не использовать варианты ответов «ни один из перечисленных» и «все перечисленные».

15. Избегайте повторения.

16. Используйте ограничения в самом вопросе.

17. Не упрощайте вопросы.

18. Место правильного ответа должно быть определено так, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу.

19. Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.

20. Проанализируйте задания с точки зрения неверного ответа наиболее подготовленных учеников.

(слайд №9)В современной методической литературе выделяют следующие виды тестовых заданий:

Перекрестный выбор (matching) – задание заключается в подборе пар из двух блоков по тем или иным признакам.

Match these words with the transcriptions :

Множественный выбор ( multiple choice) – задание заключается в выборе правильного ответа из трех и более вариантов(для проверки лексических навыков, грамматических навыков, умений чтения и аудирования).

(слайд №10)( Упорядочение rearrangement) – используется для проверки умения составить связных текст из отдельных частей или предложения из данных слов.

М ake up sentence from the words:

two, in the garden, playing, are, with, kittens, a boll.

Завершение (completion) – учащимся предлагается самостоятельно закончить предложение, руководствуясь смыслом.

Подстановка (substitution) – выполнение задания предусматривает изменение формы слова или структуры предложения в целом.

She ____(have) boys and girl in her class.

(слайд №11) Трансформация – выполнение задания предусматривает изменение предложения согласно образцу.

Внутриязыковое перефразирование – суть задания состоит в передачи своими словами содержания текста.

Он и Юлия учатся в 5 «А» классе. = Он одноклассник Юлии.

Межъязыковое перефразирование – предполагает умение учащихся найти эквивалентную форму для передачи содержания текста, выраженного средствами изучаемого языка.

Бежать сломя голову = быстро бежать.

Клоуз-тесты (cloze test) – предполагает восстановление пропущенных слов в тексте. С его помощью проверяют общий уровень владения языком.

В своей практике я очень часто применяю тестовую форму контроля, как для проверки освоения нового материала, так и для оценки степени усвоения материала за длительный период.

Сегодня «диктанты» воспринимаются обучающимися и учителями как скучное и ничем не примечательное задание, за которое еще и будет выставлена оценка. Но на самом деле существуют различные виды диктантов, которые можно использовать не только как форму проверки грамотности письма, но как средство когнитивного развития личности, стимулирования речевого творчества, потребности к фиксированию собственных мыслей на письме и т. д.

Диктанты – это любые формы записи звучащей речи, которые предполагают те или иные трансформации исходного текста, направленные на его реконструкцию, видоизменение, сужение, расширение, что в то же время позволяет стимулировать речемыслительную деятельность учащихся.

(слайд №13) Виды диктантов:

1. Walking Dictation-» Ходячий диктант».

3. Shadow Dictation (теневой диктант).

Работа в парах. Учитель диктует, один ученик пишет, другой только слушает. Когда учитель закончит диктовать, ученики-слушатели проверяют написанное своих напарников.

4. Song Dictation (песенный диктант).

Учитель показывает картинку, дети записывают слово или наоборот, учитель показывает слово, а дети рисуют картинку.

Учитель пишет на доске четверостишие или короткий текст. Читаем хором,разбираем наиболее сложный по написанию слова. Затем ребята записывают его под диктовку учителя. Текст предварительно стирается с доски.

А) Разучиваем четверостишие с новыми словами, предварительно записанное на доске все вместе хором. Я обычно стираю по очереди строки стихотворения, начиная с последней при проговаривании стихотворения. Таким образом дети каждый раз по памяти воссоздают каждую «исчезнувшую»строку. Затем предлагаю записать стихотворение по памяти.

Б) Учитель задает на дом выучить отрывок текста или стихотворение. На следующий урок дети, диктуя сами себе, пишут на листочках текст, который учили дома.

Каждому ученику в паре предлагаю в случайном порядке иллюстрации одного из двух рассказов. Он располагает картинки в логической последовательности, пишет рассказ, диктует его партнеру, после этого партнеры восстанавливают порядок картинок друг у друга и проверяют правильность записанного диктанта.

ученики рисуют на доске картину, первый элемент которой нарисовал учитель. Затем коллективно описываем ее, после предлагаю как можно подробнее записать в виде самодиктанта.

10. Spelling Dictation(диктант-правописание).

Учитель показывает карточку co словом одному ученику, тот диктует классу слово по буквам, все его записывают. Так учитель просит каждого ученика продиктовать слово, а потом учитель проверяет написанное.

11. “Stop, go back”- диктант предназначен для развития полного понимания аудируемого текста. В отличии от традиционного аудирования с использованием аудиозаписей, ученики имеют возможность управлять скоростью диктанта, т.к в качестве магнитофона выступает сам учитель.

Нарисуйте на доске знаки, обозначающие “Go”, “Stop”,“Play”, “Rewind” и объясните ученикам, что они в любой момент могут остановить «кассету» и начать аудирование сначала.

По команде учеников “Play” учитель начинает читать текст. Ученики стараются записать текст как можно точнее. Когда кто-либо из учащихся начинает испытывать трудности в записи текста за учителем, он говорит “Stop”, “Rewind”, “Play “. Возможность управлять ходом урока и действиями учителя очень нравится ученикам и поэтому даже если самые слабые ученики просят повторить учителя текст снова и снова, обычно это не вызывает возражений у более сильных учащихся. К тому же он имеют возможность проверить записанный ими текст еще раз. Учащиеся, закончившие диктант, передают свои работы учителю. Первый ученик, закончивший текст, получает максимальное количество баллов и признается победителем первого этапа. Далее следует процедура проверки текстов. Учитель может сделать это дома или раздать работы ученикам, вручив им экземпляры аудируемого текста и попросив их проверить работы друг друга. За допущенные неточности и ошибки снижается первоначально набранное учащимся количество баллов, после чего определяются победители и выставляются оценки.

12. Еще одна интересная форма работы с текстом – “Gap” dictation.(диктант с пропусками).

Выберите небольшой текст из вашего учебника. Подготовьте вариант этого текста с пропусками и запишите его на доске. Начните диктовать текст. Диктуйте медленно и попросите учащихся записывать только те слова, которые пропущены на доске.Для тех слов, которые записаны на доске, учащиеся должны оставлять пропуски.Закончив чтение текста, сотрите текст с доски и попросите учащихся заполнить пропуски в их текстах.
По окончании работы ученики открывают учебники и проверяют свои тексты.
13. Text reconstruction dictation (диктант-реконструкция)- формирует у учащихся навыки составления заметок по прослушиваемому тексту. В качестве текста может быть выбран короткий рассказ или диалог.

Во время первого прочтения текста учащиеся ничего не записывают, а только слушают текст, стараясь понять основной смысл.

При втором прочтении текста попросите учеников записывать не все слова, а только те, которые, по их мнению, являются ключевыми. Ученики могут работать индивидуально или в парах. Вы можете облегчить задачу учащимся, подчеркнув значимые в тексте слова интонационно или жестом. После второго прочтения учащиеся приступают к реконструкции прочитанного текста, составляя рассказ или диалог по ключевым словам. Данный вид упражнения полезен для развития навыков как основного, так полного понимания аудируемого текста, а также лексической и грамматической составляющих языковой компетентности.
14. Running dictation. Это такой вид диктанта, который ученики любого уровня будут просить учителя провести снова и снова. Running dictation может быть использован для развития навыков диалогической речи, практики в употреблении лексики, грамматических структур. Вы можете использовать этот вид диктанта для всего в чем, по вашему мнению, ваши учащиеся нуждаются.

15.Выберите подходящий текст, тематически связанный с недавно пройденной темой и предложите им написать whistle dictation(просвистывающий диктант). Отметьте в тексте слова, которые вы будете не диктовать, а «просвистывать». Начинайте диктовать. Ученики слушают текст и пишут. Каждый раз, услышав свист, учащиеся должны самостоятельно выбрать и записать необходимое слово, требующееся по смыслу. Если вы не умеете свистеть или вы стесняетесь свистеть, заменить свист каким-нибудь словом, например “nut” или любым другим забавным словом.

В зависимости от уровня класса я использую на своих уроках подобные виды работ для совершенствования навыка письменной речи.

Я считаю, по сравнению с другими формами контроля диктант имеет ряд преимуществ :

-ученики проявляют активность во время диктанта;

— диктанты-это путь к устной коммуникативной деятельности;

-они полезны в группах учащихся с разными способностями;

-можно проводить в группах с разным количеством учеников

— надежный метод использования только иностранного языка(если учитель ставит такую цель);

— существуют разнообразные формы его проведения;

— материал для диктантов легко приспосабливаемый к разным этапам урока, лексическому или грамматическому материалу и т.д.

Использование новых видов диктантов, включающих в себя разнообразные виды деятельности, способно превратить диктант в одну из самых любимых учащимися форм работы на уроке. Проверка и оценивание такого диктанта проходит с большим энтузиазмом.

Каждая форма контроля имеет свои цели и задачи.

При организации контроля обучающихся учитель может использовать различные формы и виды контроля, составить свою систему контролей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Используемые формы и виды контроля должны соответствовать целям и содержанию учебного материала.

Аванесов, В. Определение педагогического теста.// Управление школой. – 1999. № 29.

Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.:ил.

Гулидов, И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2005. – 240 с.

Михайлычев, Е.А. Технология стандартизации дидактических тестов.// Школьные технологии. – 2001. № 5. – С. 36 – 54.

Пшукова, М.М., Мащенко, М.В. Использование тестов на уроках информатики в младших классах.// Информатика и образование. – 2004. № 11. – С. 75 – 78.

Хубаев, Г.В. О построении шкалы оценок в системах тестирования.// Высшее образование в России. – 1996. № 1. – С. 67 – 81.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *