для какого вида водопользования установлены наиболее жесткие нормативы пдк
Приложение. Гигиенические нормативы ГН 2.1.5.2280-07 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования». Дополнения и изменения N 1 к ГН 2.1.5.1315-03
ГАРАНТ:
Настоящие ГН вводятся в действие с 15 декабря 2007 г.
Гигиенические нормативы ГН 2.1.5.2280-07
«Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования»
Дополнения и изменения N 1 к ГН 2.1.5.1315-03
(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2007 г. N 75)
Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования
Лимитирующий показатель вредности
1-Гидроксиэтилидендифосфоновой кислоты медьаммонийный комплекс
1-Гидроксиэтилидендифосфоновой кислоты монокалиевая соль
1-Гидроксиэтилидендифосфоновой кислоты триаммонийная соль
1-Гидроксиэтилидендифосфоновой кислоты тринатриевая соль
1-Гидроксиэтилидендифосфоновой кислоты цинковый комплекс
1-Гидроксиэтилидендифосфоновой кислоты цинкового комплекса динатриевая соль
25988-97-0 68583-79-1 42751-79-1
Сульфиды и сероводород (по H2S)
Хлористый циан (по цианид-иону)
Названия индивидуальных веществ в алфавитном порядке приведены в соответствии с правилами Международного союза теоретической и прикладной химии (IUРАС) и обеспечены регистрационными номерами информационно-поисковой системы химической реферативной службы (CAS) для облегчения идентификации веществ.
Величины ПДК приведены в мг вещества на 1 л воды (мг/л). Наряду с величинами ПДК указан класс опасности и лимитирующий показатель вредности, по которому установлены ПДК:
Вещества разделены на четыре класса опасности:
Указатель
основных синонимов, технических, торговых и фирменных названий веществ и их порядковые номера в таблице N 1
Синонимы, технические, торговые и фирменные названия веществ
Для какого вида водопользования установлены наиболее жесткие нормативы пдк
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Федерального агентства водных ресурсов от 15 марта 2017 г. N 02-26/1486 «О внесении изменений в нормативные правовые акты»
В связи с утверждением Правительством Российской Федерации, Минприроды России, Минсельхозом России ряда нормативных правовых актов, касающихся вопросов нормирования сбросов веществ со сточными водами в водные объекты, осуществления государственного мониторинга водных объектов и др., сообщаем следующее.
В Перечне указаны как конкретные вещества, например алюминий, медь и др., так и группы веществ, например алкилсульфонаты, НСПАВ, АСПАВ, КСПАВ, АОХ, лигносульфонаты, хлорфенолы, диоксины, тиосульфаты и др.
Перечень веществ, входящих в группы, является открытым, в сточных водах нормируется не группа веществ, являющихся, например НСПАВ, а конкретное вещество, относящееся к группе.
Учитывая изложенное при поступлении на утверждение проектов НДС веществ, не содержащихся в Перечне, следует обращать внимание на возможность отнесения веществ к группам веществ, содержащихся в Перечне.
При этом для расчета НДС используются нормативы качества воды (общие требования к составу и свойствам поверхностных вод для различных видов водопользования, перечень ПДК веществ в воде водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения) для конкретных веществ, входящих в группы.
В случае наличия в сбросах веществ, имеющих утвержденные в установленном порядке ПДК, и не включенных в Перечень, информацию о них прошу направлять в Управление на электронную почту o_romanova@favr.ru
Указанные приказы Росстандарта размещены в сети Интернет, в том числе по ссылке http://burondt.ru/informacziya/dokumentyi/dokument.html?DocType=4
Обращаю Ваше внимание, что в соответствии со статьей 60 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
3. Приказом Минприроды N 598 отменен пункт 8 Методики, устанавливавший требования к сбросу сточных, в том числе дренажных, вод в границе населенного пункта.
Требования к сбросу сточных, в том числе дренажных, вод в границе населенного пункта содержатся в пункте 6.7. СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», согласно которому сброс сточных и дренажных вод в черте населенных мест через существующие выпуски допускается лишь в исключительных случаях при соответствующем технико-экономическом обосновании и по согласованию с органами государственной санитарно-эпидемиологической службы. В этом случае нормативные требования, предъявленные к составу и свойствам сточных вод, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к воде водных объектов питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования.
Согласно пункту 7.4. СанПиН 2.1.5.980-00 при сбросе сточных вод в черте населенных мест контрольный створ должен быть расположен непосредственно у места сброса.
Вышеуказанные требования относятся ко всем типам выпусков сточных вод.
Согласно пункту 6 Методики, в случае одновременного использования водного объекта или его участка для различных нужд для состава и свойств его вод принимаются наиболее жесткие нормы качества воды из числа установленных.
4. Приказом Росрыболовства от 22.12.2016 N 857 признаны утратившими силу приказ Росрыболовства от 18.01.2010 N 20 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения»; подпункт 1.4 пункта 1 и приложение 6 Методических указаний по разработке нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Федерального агентства по рыболовству от 04.08.2009 N 695.
Приказ Минсельхоза вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования, т.е. 13.04.2017 г.
В приказе Минсельхоза не содержится ПДК на «СПАВ».
После вступления в силу приказа Минсельхоза России, при осуществлении государственного мониторинга водных объектов и определении качества воды водных объектов, утверждении НДС, определении нормативов допустимого воздействия на водные объекты рыбохозяйственного значения и др., прошу руководствоваться вышеуказанным приказом Минсельхоза.
Начальник Управления ресурсов вод и регулирования водохозяйственной деятельности | Д.В. Савостицкий |
Обзор документа
Правительством РФ был утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры госрегулирования в области охраны окружающей среды.
В нем указаны как конкретные вещества, например алюминий, медь и др., так и группы веществ, включая алкилсульфонаты, НСПАВ, АСПАВ, КСПАВ, АОХ, лигносульфонаты, хлорфенолы, диоксины, тиосульфаты и др.
Список веществ, входящих в группы, является открытым. В сточных водах нормируется не группа веществ, являющихся, например НСПАВ, а конкретное вещество, относящееся к группе.
Поэтому при поступлении на утверждение проектов нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ, не содержащихся в перечне, следует обращать внимание на возможность их отнесения к группам веществ, указанных в перечне.
При этом для расчета НДС используются нормативы качества воды (общие требования к составу и свойствам поверхностных вод для различных видов водопользования, перечень ПДК веществ в воде водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в т. ч. нормативы ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения) для конкретных веществ, входящих в группы.
Также даны другие разъяснения, касающиеся сброса сточных вод.
Для какого вида водопользования установлены наиболее жесткие нормативы пдк
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОДЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ С ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ
Assessment of water quality of water bodies from ecological view points
Дата введения 2020-05-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов» (ФГБУ РосНИИВХ) и Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения (РАВВ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 343 «Качество воды»
Введение
Разработка настоящего национального стандарта обусловлена введением Федеральных законов [1], [2], распоряжений Правительства РФ [3], [4]. При этом совершенствование природоохранного законодательства не предполагает обеспечения баланса между промышленной и экологической политиками [5].
Целью настоящего стандарта является разработка с экологических позиций системы оценки качества (класса качества) поверхностных проточных вод и исследования динамики их состояния для водотоков и водоемов.
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт распространяется на любые экспертные заключения, связанные с оценкой негативного воздействия на водный объект (факта причинения ему вреда/ущерба) в результате хозяйственной деятельности путем оценки качества вод поверхностных водных объектов с экологических позиций.
1.2 Настоящий стандарт устанавливает термины, базовые показатели, алгоритм определения класса качества, истощения вод, деградации экосистем водных объектов с экологических позиций.
1.3 Стандарт предназначен для:
— государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, в полномочия которых входят задачи мониторинга, контроля, экспертизы, защиты, сохранения, реабилитации водных объектов от негативного воздействия сбросов сточных, ливневых вод, загрязненных подземных вод;
— юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с образованием производственных сточных вод, подлежащих государственному учету и регулированию и отводимых (сбрасываемых) в водные объекты;
— научных, проектных и иных организаций, предоставляющих услуги в области сохранения и реабилитации поверхностных водных объектов.
1.4 Настоящий стандарт рекомендуется использовать экологическим службам хозяйствующих субъектов при подготовке всех видов документации, относящейся к сфере использования поверхностных водных объектов при оценке негативного воздействия при обосновании вреда, ущерба от сбросов сточных, ливневых вод, загрязненных подземных вод, образующихся в результате хозяйственной деятельности.
1.5 Представленные в стандарте термины, комплексные критерии качества воды водных объектов, алгоритмы выявления истощенных, деградировавших рек/участков рек в результате негативного воздействия хозяйственной деятельности на водные объекты используют в следующих процедурах:
а) обоснование условий водопользования при регулировании водопользования, в том числе и на основе наилучших доступных технологий (НДТ);
б) оценка и анализ уровня истощения, деградации качества воды водного объекта при обосновании:
1) вреда/ущерба, причиненного в результате хозяйственной деятельности водопользователей;
2) платы за негативное воздействие последствий водохозяйственной деятельности;
3) факта истощения, деградации водных объектов или их участков;
4) использования водных объектов или их участков с гидрохимическим и гидробиологическим статусом, соответствующим нормативным требованиям;
5) использования водных объектов или их участков, подлежащих экологической реабилитации, и др.;
в) научно-аналитическое сопровождение производственного и государственного контроля негативных воздействий хозяйственной деятельности.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 17.1.3.07 Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды водоемов и водотоков
ГОСТ Р 57075 Методология и критерии идентификации наилучших доступных технологий водохозяйственной деятельности
ГОСТ Р 57007 Наилучшие доступные технологии. Биологическое разнообразие. Термины и определения
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
аналит-маркер: Аналит, обеспечивающий характеристику определенного типа негативного воздействия на компоненты природной среды в виде результата количественного анализа.
3.2 базовые (оценочные) показатели качества вод: Группа показателей (аналитов-маркеров), в совокупности обеспечивающих однозначные выводы о качестве/классе качества воды поверхностного водного объекта с экологических позиций.
3.3 базовый показатель антропогенной нагрузки; : Комплексный удельный показатель, характеризующий суммарную кратность разбавлений загрязненных (сточных) вод, условно необходимую для снижения концентраций базовых аналитов-маркеров негативных воздействий до их безвредного содержания.
вред окружающей среде: Негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
3.5 деградация водного объекта: Состояние водного объекта, сопровождаемое ухудшением качества воды, снижением самоочищающейся способности, снижением комплектности водной экосистемы, нарушением экологического благополучия.
3.7 импактный мониторинг качества воды: Мониторинг качества воды водных объектов (по базовому показателю антропогенной нагрузки) и, при необходимости, фаз состояния водных экосистем в смежных створах, зонах и на участках локальных антропогенных воздействий на основе детерминационного анализа, необходимого и достаточного для объективного экспертного заключения о качестве воды водного объекта и состоянии его экосистемы с экологических позиций.
истощение вод: Постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.
качество воды: Характеристика состава и свойств воды, определяющая пригодность ее для конкретных видов водопользования.
класс качества воды: Уровень качества воды, установленный в интервале числовых значений свойств и состава воды, характеризующих ее пригодность для конкретного вида водопользования.
3.11 комбинированный подход: Практика государственного регулирования водопользования, обеспечивающая для всех категорий объектов негативного воздействия предупреждение/предотвращение процесса деградации водных экосистем путем сочетания гидрохимического и биотического регламентирования обязательных условий водопользования в совокупности с использованием НДТ и эффективного экономического механизма рентабельного водопользования на основе соблюдения баланса уровня затрат на внедрение водоохранных мероприятий и платежей за загрязнение.
критерий качества воды: Признак или комплекс признаков, по которым производится оценка качества воды.
критерий качества воды: Признак, по которому производится оценка качества воды по видам водопользования.
нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду: Нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и/или отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и/или акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.
нормы качества воды: Установленные значения показателей качества воды по видам водопользования.
самоочищение вод: Совокупность природных процессов, направленных на восстановление экологического благополучия водного объекта.
3.17 сопряженный мониторинг качества вод: Мониторинг качества вод, выполняемый в исследуемых створах водного объекта одновременно по гидрохимическим и гидробиологическим показателям.
Для какого вида водопользования установлены наиболее жесткие нормативы пдк
2.1.5. ВОДООТВЕДЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ, САНИТАРНАЯ ОХРАНА ВОДОЕМОВ
Обоснование гигиенических нормативов химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования
Дата введения: с момента утверждения
1. ПОДГОТОВЛЕНЫ под руководством д.м.н. Г.Н.Красовского и д.м.н. З.И.Жолдаковой коллективом авторов: к.м.н. Н.А.Егоровой, д.м.н. З.И.Жолдаковой, к.м.н. О.О.Синициной, к.х.н. Н.В.Харчевниковой (НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н.Сысина РАМН).
2. УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 15 октября 1998 года.
Введение
Настоящие методические указания являются вторым переработанным и дополненным изданием «Методических указаний по разработке и научному обоснованию предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде водоемов» и подготовлены взамен указанного документа, который был издан в 1976 году и не переиздавался. За этот период накоплены новые данные о взаимодействии веществ и организма, веществ и водной среды в таких аспектах как:
— закономерности развития токсического процесса «доза-время-эффект»;
— соотношение общетоксических и специфических, в т.ч. отдаленных эффектов;
— особенности проявления материальной и функциональной кумуляции от режима воздействия;
— зависимость стабильности и трансформации веществ от влияния физических, химических и биологических факторов;
— количественные соотношения между пороговыми дозами и концентрациями веществ по трем признакам вредности: органолептическому, общесанитарному и токсикологическому.
Обобщение этих материалов нашло отражение в новых критериях, принципах и методах нормирования, на основании которых:
— разработана гигиеническая классификация опасности веществ, загрязняющих воду;
— обоснованы методы изучения и новая классификация стабильности и трансформации веществ в воде;
— создана система методов прогноза токсичности и опасности веществ; определены значимость, условия и ограничения использования результатов экспресс-экспериментов для расчета параметров хронической токсичности;
— систематизированы критерии установления пороговой дозы в подостром эксперименте (ПД или Lim ) и при хроническом воздействии (ПД или Lim );
— установлены дифференцированные коэффициенты перехода от ПД к МНД;
— предложен алгоритм оценки способности веществ к кумуляции;
— усовершенствованы методы изучения способности веществ вызывать специфические, в т.ч. отдаленные эффекты;
— уточнены методы определения пороговых концентраций по органолептическому и общесанитарному признакам вредности (ПК и ПК );
— определены особенности обоснования нормативов в воде в зависимости от области применения веществ;
— внедрена концепция комплексного нормирования с учетом ДСД и рекомендовано использовать ДСД при установлении региональных нормативов;
— разработаны методы установления ПДК и ОДУ для смесей постоянного состава;
— созданы отечественные базы данных о токсичности и опасности веществ, получена возможность использования зарубежной информации (в частности, по системе Internet), что позволяет перейти от получения эмпирических данных к планированию исследований на основе имеющихся данных о близких по свойствам и строению веществах.
Полученные новые данные позволили разработать систему последовательного (этапного) обоснования гигиенических нормативов веществ в водных объектах, которая положена в основу данного методического документа.
Настоящие методические указания предназначены для специалистов учреждений медицинского профиля, аккредитованных на право проведения исследований по обоснованию гигиенических нормативов веществ в воде.
1. Общие положения
В соответствии с законодательством Российской Федерации гигиенические нормативы предназначены для охраны всех видов вод, используемых населением, в том числе поверхностных, подземных водоисточников и водопроводной воды. Предусматриваются следующие виды нормативов:
— Предельно допустимые концентрации (ПДК).
— Ориентировочные допустимые уровни (ОДУ).
Значимость ПДК и ОДУ в системе водно-санитарного законодательства определяется тем, что:
— соблюдение этих нормативов создает благоприятные условия водопользования, обеспечивая безопасность воды для здоровья населения;
— наличие нормативов позволяет рассчитать нормы ПДС и использовать их при предупредительном и текущем санитарном надзоре;
— сопоставление реальных уровней содержания веществ в воде с их ПДК или ОДУ дает возможность судить, в какой мере вредны и при каких условиях могут быть безвредными промышленные и другие загрязнения, а также оценить эффективность водоохранных мероприятий;
— гигиенические нормативы необходимы при выборе приоритетных показателей загрязнения воды;
— сертификация материалов, реагентов, оборудования, технологий, используемых в системах водоснабжения и очистке сточных вод проводится с использованием гигиенических нормативов мигрирующих в воду веществ.
1.1. В настоящем документе приведены методы обоснования гигиенических нормативов отдельных или объединенных технологией производства (например, целлюлозно-бумажной, нефтехимической промышленности, цветной, черной металлургии и т.п.) химических соединений как с учетом общих закономерностей токсичности и опасности, так и особенностей нормирования групп веществ однонаправленного применения (ПАВ, средств бытовой химии, красителей, лекарственных средств, реагентов, применяемых в водоподготовке) и препаратов постоянного смешанного состава.
1.2. Общие критерии и принципы разработки гигиенических нормативов:
— использование системы последовательного обоснования нормативов веществ как основы планирования исследований;
— переход от эмпирического получения данных по единой стандартной схеме нормирования к различным по сложности схемам исследований и оценки результатов в зависимости от свойств и особенностей токсического действия нормируемого химического соединения;
— обязательное использование методов прогноза токсичности и опасности веществ для планирования экспериментов и верификации полученных результатов;
— комплексное изучение неспецифических и специфических реакций организма на интоксикацию с учетом предполагаемого или известного механизма действия вещества (и/или близких по структуре веществ);
— изучение стабильности и оценка относительной опасности исходного вещества и продуктов трансформации как одного из ведущих критериев вредности;
— использование результатов эпидемиологических исследований для коррекции величин ПДК и принятия решения о необходимости обоснования региональных нормативов;
— в перспективе, по мере накопления соответствующих данных:
— учет «судьбы» вещества в окружающей среде;
— применение альтернативных методов оценки токсичности и опасности веществ;
— оценка иммунотоксического действия веществ и др.
2. Нормативные ссылки
2.2. Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 года N 665 с изменениями и дополнениями от 30 июня 1998 года N 680.
3. Схема последовательного (этапного) обоснования нормативов веществ в воде
Особенность гигиенического нормирования химических веществ в воде заключается в том, что при установлении ПДК учитывается несколько признаков вредности: органолептический, токсикологический и общесанитарный. Минимальная из двух (или трех) величин рекомендуется как ПДК с указанием лимитирующего признака вредности.
Оптимальный объем экспериментов следует определять в зависимости от токсичности и опасности конкретного вещества.
3.1. Составной частью схемы является классификация опасности веществ, загрязняющих воду.
В классификации веществ используется несколько критериев (табл.3.1).
Классификация опасности веществ при этапном обосновании ПДК (ОДУ) веществ в воде
Последовательность оценки опасности веществ