для какого возраста характерно противоречие между потребностью в принадлежности к группе
Тест по возрастной психологии
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Важнейшей составной частью возрастной психологии является ________ психология.
В контексте интимно-личного общения со сверстниками формируется основное новообразование психики подростка – его …
В концепции Скиннера агентами социализации и источниками подкрепления на ранних этапах развития ребенка выступают …
Л. С. Выготский отводил в юношеском возрасте центральную роль развитию …
самосознания и личности
общения со сверстниками
Л. С. Выготский утверждал, что развитие происходит бурно и стремительно в _________ возрастные периоды.
В качестве исследовательских стратегий возрастной психологии выделяют …
констатацию и формирование
формирование и развитие
констатацию и коррекцию
наблюдение и констатацию
В качестве трех ступеней в развитии ребенка К. Бюлер определял: инстинкт, _________ и интеллект.
Возрастная психология опирается на представления о психике человека, разработанные в _________ психологии.
Ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте является ________ игра.
В отечественной психологии считается, что потребность в социальном контакте основана на удовлетворении взрослым потребности ребенка в …
Гипотеза о периодичности процессов развития Д. Б. Эльконина заключается в закономерном чередовании периодов преимущественного развития личностной и ___________ сферы.
В. В. Давыдов сформулировал положение о том, что содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и ______________ учащегося.
Деятельность, в которой происходит формирование моральных норм и ценностей подростка, – это …
интимно-личное общение со сверстниками
Для эффективной организации обучения младшего школьника важно, чтобы мотив имел ________ характер.
Зрительное и слуховое сосредоточение младенца на лице говорящего взрослого является _____________ компонентом комплекса оживления.
Концепции, относящиеся к ___________ подходу, полагают, что движущей силой психического развития является борьба внутренних противоречий.
Концепция развивающего обучения школьников была разработана под общим руководством …
Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова
Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева
А. Н. Леонтьева и В. В. Давыдова
П. Я. Гальперина и В. В. Давыдова
Мелкая моторика и крупные движения рук представляют _________ компонент психологической готовности к школьному обучению.
Начальные этапы становления возрастной психологии в России относятся к(ко) …
второй половине XIX века
второй половине ХХ века
первой половине XIX века
первой половине ХХ века
Новообразованием, знаменующим начало развития теоретического мышления у младших школьников, является …
способность к обобщению
Одна из основных линий развития мышления в раннем детстве, связанная с усвоением речи, – это формирование …
Особенность развития, заключающаяся в том, что периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений, характеризует …
тенденцию к устойчивости
переход стадий развития в уровни
Одним из важных механизмов формирования идентичности Э. Эриксон считает …
Одной из основных мировых теорий развития интеллекта, мышления, повлиявших на осмысление педагогического процесса, является …
операциональная концепция Ж. Пиаже
прагматическая функциональная психология У. Джеймса
теория проб и ошибок Э. Торндайка
ассоциативная психология Д. Гартли
Основное направление развития мышления в школьном возрасте – переход от конкретно-образного к _________ и рассуждающему мышлению.
Основными психологическими потребностями подростка являются: стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипация» от взрослых, признание своих прав со стороны других людей и стремление к
общению со сверстниками
поиску смысла жизни
Относительная самостоятельность ребенка в сочетании с потребностью в освоении предметного мира определяют особенности социальной ситуации развития ребенка ______________ возраста.
Понятие «Я-концепция» как представление человека о самом себе было введено …
По мнению З. Фрейда, Эдипов комплекс обнаруживается на ________ стадии психического развития.
По мнению Л. С. Выготского, источником психического развития ребенка являются ____________ формы бытия взрослого.
По Л. С. Выготскому, проявление ребенком инициативы собственного действия, стремление все делать самому является одним из симптомов проявления кризиса трех лет и называется …
Первым целенаправленным действием грудного ребенка является _________ предмета.
Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности как задача возрастной психологии предполагает ответ на вопрос …
«как могут быть достигнуты цели?»
Психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций, рассматривается как …
Психическое развитие ребенка представляет собой лишь процесс накопления опыта с позиции …
концепции конвергенции двух факторов
Поведение подростка, проявляющееся в противопоставлении требованиям других людей, в демонстративной браваде, прогулах и даже нелепых на первый взгляд поступках, представляет поведенческую реакцию …
Развитие памяти в ______________ возрасте проходит три этапа: моторная, эмоциональная, образная память.
Развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек является _________ изучения возрастной психологии.
Рассмотрение личности в аспекте ее поэтапного становления, включающего ряд психосоциальных кризисов, которые требуют от индивида активного самоопределения, характерно для ________ теории Э. Эриксона.
Своеобразное, специфическое для данного возраста, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью Л. С. Выготский назвал …
социальной ситуацией развития
динамикой развития возраста
условием психического развития
Способность различать противоречия между мыслями, словами и поступками является важным аспектом интроспекции в ___________ возрасте.
Стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых характеризует реакцию …
Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте характеризуется …
особым типом отношений «ребенок – учитель»
интимно-личностным общением со сверстниками
формированием соподчинения мотивов
рождением «жизненной перспективы»
Согласно Э. Эриксону, в дошкольном периоде от 3 до 6 лет, названном «возрастом игры», разворачивается конфликт между _________ и виной.
Согласно Э. Эриксону, основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности» закладываются в …
Стадия развития личности по Э. Эриксону, которой присуще трудолюбие, выраженное чувство долга и стремление к достижениям успеха, называется …
Согласно Л. С. Выготскому, движущей силой развития является …
Согласно Л. С. Выготскому, критерий выделения возрастных периодов должен быть внутренним по отношению к самому развитию и …
Согласно учению Л. С. Выготского, характерным для кризиса семи лет изменением в поведении ребенка является потеря детской …
Согласно Л. С. Выготскому, ведущую роль в познавательном развитии ребенка в дошкольном детстве играет …
Согласно Л. С. Выготскому, в ___________ фазе подросткового возраста происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются первые сексуальные влечения.
Согласно точке зрения А. Н. Леонтьева, к концу дошкольного возраста у ребенка впервые наблюдается феномен «_________», связанный с осознанием незаслуженной награды.
Согласно теории трех ступеней развития К. Бюлера, высшей стадией развития, на которой происходит приспособление к ситуации путем изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации, является …
Самооценка младшего школьника отличается …
Симптом кризиса трех лет, описанный Л. С. Выготским и заключающийся в стремлении сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием, называется …
Стержневой линией психического развития ребенка, от которой зависят все другие психические процессы, Ж. Пиаже рассматривал становление …
Теория конвергенции двух факторов В. Штерна учитывает роль наследственности и ________ в психическом развитии ребенка.
Уровень развития мотивационной сферы, стремление занять свое особое место в системе социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность характеризуют ___________ готовность ребенка к школьному обучению.
Учение, в котором организм рассматривается как «биологическая матрешка», заключающая в себе зародыши всех последующих поколений, называется …
Утверждение, что новорожденный ребенок подобен tabula rasa (чистой доске), принадлежит …
Целью формирующего эксперимента является …
изучение закономерностей происхождения того или иного психического новообразования
выявление наличного уровня психологического явления или качества
сравнение результатов испытуемых, первоначально сходных во всех отношениях
тестовое обследование детей
Центральной задачей младшей школы является формирование …
практических навыков чтения
практических навыков письма и счета
Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является …
построение жизненных планов на будущее
возникновение стержневых личностных интересов
Д. Б. Эльконин считал, что у ребенка в раннем детстве, младшем школьном возрасте и ранней юности развивается ________ сторона деятельности.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Стендовый доклад. Мониторинг школьного обучения
Стендовый доклад. Методическая система обучения
Порядок организации учебной деятельности
Диагностические ситуации для школы
Программа наблюдения за учащимися
Развлечение «На летней полянке» (для детей младшего дошкольного возраста на улице)
Особенности реформирования высшего образования ГДР и ФРГ
Современное состояние высшего образования Германии
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5246212 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Почти все вузы в России открыли пункты вакцинации от ковида
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Если младший школьный возраст является периодом относительно спокойного анатомо-физиологического созревания организма ребенка, развития его психических процессов, становления характера и направленности, то средний школьный возраст — подростковый — есть возраст бурного, неравномерного роста ребенка во всех отношениях. Этот период считают переломным, переходным от детского к взрослому состоянию.
В этом периоде и у мальчиков, и у девочек происходит интенсивный рост длины и массы тела. При этом девочки в начальной фазе этого периода обгоняют мальчиков в темпах роста в длину «ив массе тела. Однако после 12 лет у девочек снижаются темпы увеличения роста, ас 14 лет и темпы увеличения массы тела.
Рост как мальчиков, так и девочек происходит главным образом за счет удлинения конечностей, а рост грудной клетки отстает от увеличения длины тела. При этом индивидуальные различия в этом возрасте в росте и массе тела весьма велики. Подростки выглядят несколько угловато, нескладно, и в ряде случаев они осознают эту свою внешнюю нескладность тела, стесняются ее и мучительно переживают этот временный недостаток.
Неравномерно развивается и сердечно-сосудистая система: развитие кровеносной системы отстает от значительного роста объема сердца. Эта особенность и начало интенсивной деятельности желез внутренней секреции приводит к временным нарушениям в деятельности нервной системы (повышенная возбудимость, вспыльчивость, реакции типа аффектов).
Самым важным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание. Оно начинается у девочек раньше — в 11 —12 лет и заканчивается к 13—14 годам, а у мальчиков начинается в 12—13 лет и заканчивается к 15—16 годам.
Однако следует иметь в виду, что межиндивидуальные различия в этом отношении довольно велики. «У раносозревающих мальчиков (акселераты) вторичные половые признаки становятся заметными уже на 11-м году жизни, а максимальный рост приходится на 13-й год. Их поздносозревающие ровесники (ретарданты) отстают на 2 года. Акселерантки превосходят в росте ровесниц ретарданток, пока те не пройдут период скачка в росте, но в конечном счете, ретардантки становятся выше и стройнее. Максимум различий в размерах и весе между рано- и поздносозревающими девочками приходится на 12—14 лет. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение АД (артериального давления), повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря => неуравновешенность.
Это состояние удачно выразил американский подросток: «В 14 лет мое тело будто взбесилось». Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.
Неизбежным, естественным и нормальным является появление у подростков полового влечения и соответствующих мыслей, чувств, переживаний, специального интереса к противоположному полу, вообще к вопросам сексуального характера в книгах, кинофильмах. Это одно из важнейших психических новообразований, и учителя должны относиться к этому бережно, без особой тревоги, но внимательно, чтобы не допустить у учащихся появления извращенных интересов и переживаний. Следует использовать метод переключения внимания подростков на другие интересы: спорт, общественно полезная работа, кружковая работа и т. д.
В этом возрасте происходит становление доминирующих интересов, у части подростков возникают профессиональные намерения.
Важным психическим новообразованием подросткового возраста является развитие произвольности всех психических процессов. Подросток уже вполне самостоятельно может организовывать свое внимание, память, мышление, воображение. Быстро развиваются смысловая логическая память, понятийное мышление. При этом мышление подростка приобретает способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям, т. е. способность строить логические рассуждения на основе выдвинутых гипотез. Подросток становился способным к умственным экспериментам, к мысленному решению задач на основе каких-то предположений. Предметом мышления становится не только решение внешне заданных задач, но и сам процесс своего мышления, т. е. мышление приобретает рефлексивный характер. Конечно, все эти новые качества психических процессов получат свое дальнейшее развитие в старшем школьном возрасте.
Различия между мальчиками и девочками проявляются в следующем: девочки обычно превосходят мальчиков в словесно-речевой деятельности, мальчики же в массе превосходят девочек в решении пространственных задач и в математических способностях.
Для учащихся средних классов характерно развитие волевых черт характера — настойчивости, упорства в достижении цели, в умении преодолевать преграды. При этом у многих из них, особенно у мальчиков, явно проявляется сознательное стремление к развитию своих волевых качеств.
«Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникающее у него представление о себе как уже не ребенке, он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым. Своеобразие этой особенности, названной чувством взрослости, заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, хотя есть потребность в признании его «взрослости» окружающими.
Эта особенность личности подростка определяет направленность его социальной активности: он стремится воспринять и усвоить нормы, ценности и способы поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Подростки стремятся к самостоятельности, к известной независимости, они очень чувствительны к оценкам взрослых, к умалению их достоинств, их прав. Отношение к ним как к «маленьким» их обижает и отталкивает от взрослых. При этом девочки больше, чем мальчики, озабочены тем, что о них думают другие, значительно более чувствительны к критике, к насмешкам.
У школьников этого возраста возникает критичность сознания, они видят недостатки в поведении, в деятельности взрослых, особенно пристрастно относятся к родным и учителям, подмечая все их промахи. Важной особенностью для их сознания является потребность в доказательствах, они ничего не хотят принимать на веру.
Очень своеобразно складываются взаимоотношения между подростками. Если в младшем школьном возрасте взаимоотношения сверстников носили в основном ситуативный характер, то в подростковом возрасте складываются уже товарищеские и дружеские отношения между сверстниками. При этом они строятся по нормам взрослой морали, товарищества и дружбы. Тем самым подростки в практике таких взаимоотношений усваивают основы морали взрослых. Интимно-личное общение сверстников становится в этом возрасте главнейшей потребностью и важнейшим фактором развития их самосознания, морально-мировоззренческой и эмоциональной направленности.
Отсутствие друга является для подростка весьма болезненным фактом. Появление дружеских связей — первое личностное достижение подростка в сфере отношений. Значение таких связей тем более велико, что «обеспечить» подростку дружеский круг общения родные часто не в состоянии. Это первая проблема в сфере отношений, которую должен решить сам подросток. При этом девочки обычно предпочитают искать друзей среди более взрослых девочек, а мальчики — среди сверстников.
Большое место в общении подростков занимают разговоры, обсуждения любых вопросов. Разговоры зачастую носят малосодержательный характер и мешают учебному процессу.
Средний школьный возраст имеет, конечно, много особенностей, которые могут вызвать негативные отношения между подростками и взрослыми. Но если их учесть и организовать взаимоотношения взрослых (в первую очередь родных и учителей) с подростками разумно, в соответствии с их новыми потребностями, возникшими психическими новообразованиями, если дать им возможность правильно и содержательно, в полном соответствии с целями и задачами воспитания и обучения, осуществлять свои новые потребности, то никаких особых негативных явлений может и не возникнуть и этот период станет значительной вехой в нравственном, морально-мировоззренческом становлении личности.
Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте
Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками.
Подростки проявляют повышенную чувствительность к психологическому давлению, часто усматривая его даже там, где его нет. Вместе с тем, для данного возраста характерно стремление к общению с человеком, способным понять и озвучить(тем самым помочь осмыслить) те проблемы, которые скорее «ощущаются», чем понимаются подростком.
Подростничество — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному совершенствованию, — это самопознание, самовыражение, самоутверждение, самореализация.
Для того, чтобы ученик мог реализовать себя в процессе учебной деятельности, очень важно чтобы он осознавал мотивы учения, так как от степени их осознания зависит проявление интеллектуальной и волевой активности ученика, формирование его отношения к учению. Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов учения может побудить ребенка к проявлению стремления к обучению, и в дальнейшем к саморазвитию.
Мотивация самореализации возникает на основе существующих у личности определенных потребностей и способностей их воплощения и развития. Под мотивацией самореализации будем понимать осознанную систему побуждений, представляющую собой иерархическую структуру движущихся сил поведения и деятельности личности, целенаправленного процесса раскрытия и опредмечивания сущностных сил личности в ее многообразной социальной деятельности.
Формирование деятельности, в основе которой лежит мотивация самореализации, сопровождается явными положительными переживаниями и отношениями к тому, что делает ученик. Эта мотивация лежит в основе любой творческой активности ребенка и является необходимым условием для развития творческой личности и создание нового продукта в любой сфере деятельности.
Формирование мотивационной сферы происходит наиболее интенсивно в первые 10-15 лет жизни, но продолжается уже с меньшей скоростью и продуктивностью в течение всей жизни человека. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка, знаменуется кардинальными изменениями в структуре личности ребенка из-за качественного сдвига в развитии самосознания.
Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы, профессиональных намерений, идеала и развитием самосознания. В соответствии с возрастными особенностями, для учащихся среднего звена мы выделяем следующие мотивы в структуре мотивации самореализации:
мотив достижения (потребность в достижении своей цели, потребность в самореализации и самоутверждении, стремление быть признанным в кругу сверстников); широкие социальные мотивы ( осознание общественной значимости, мотивы морального долга) мотив общения ( стремление к продуктивному сотрудничеству, стремление к созданию полноценного эмоционального фона в общении).
Приведенный состав мотивов охватывает основные направления мотивационной сферы личности учащихся, учитывает ее возрастные особенности. Указанные мотивы образуют определенную, присущую подростковому возрасту устойчивую систему мотивов – мотивацию самореализации.
Основное средство формирования мотивации самореализации – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности. Это возможно при организации задачных, проблемных ситуаций, где ученик сталкивается с трудностью, которую он не может решить при помощи имеющихся у них запасов знаний; сталкиваясь с трудностью, он убеждается в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации.
Очень ярко это прослеживается в имитационно-игровой ситуации, в контекст которой включены социально и личностно значимые смыслы. Вместо традиционной цели «запомнить и ответить» возникает цель реального достижения, а процесс учения приобретает черты непроизвольности, состязательности, сотрудничества. Но такая игра непременно должна содержать в себе соревнование и конфликт, принятие роли и экспертную оценку, анализ результата. Таким образом, имитационно-игровая ситуация делает явными скрытые противоречия жизни, усиливает состояние состязания не только с окружающими учениками, но и самим собой. Тогда эта ситуация создаст мотивационную сферу, характеризующуюся творчеством, эвристическим, партнерским состоянием личности, имеющую в основе диалогичность, а значит ту, в которой учащийся сможет реализовать себя как личность.
Особенности личности подростков
Движущие силы личностного развития подростка определяются преодолением противоречий между физическим, психическим, социальным и нарождающимся духовным развитием. Бурное физическое развитие, сопряженное с нарушением схемы тела, несбалансированность интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы личности, проявляющаяся в эмоциональной неуравновешенности, нередко вызывает у подростков состояние дискомфорта. Актуализируется потребность в упорядочивании разрозненных фрагментов своего « Я», «Кто Я?», «Какой Я?», – основные вопросы, ответы на которые пытаются найти подростки в общении со сверстниками и взрослыми, чье мнение является для них значимым.