для какой цели при сверлении тонколистовой заготовки в тисках под нее подкладывают деревянный брусок
Правила техники безопасности
1. При пробивании отверстий работать исправным молотком. Не держать пальцы около рабочей части пробойника.
2. Надежно закреплять деталь в тисках или на столе при сверлении.
3. Проверять надежность закрепления сверла в патроне.
4. При сверлении нельзя сильно нажимать на ручку дрели.
Пробивание и сверление отверстий
1. Посверлите отверстия в подвеске (см. рис. 59, а), ручке совка хозяйственного (рис. 86), крючке для вешалки (см. рис. 59, б) и других деталях, предварительно разметив их положение с помощью кернера.
2. По отверстиям в ручке разметьте отверстия в задней части корпуса совка (см. технологическую карту совка хозяйственного) и пробейте их пробойником.
Новые термины: Сверление, пробойник, штамповочный пресс, пуансон, электродрель.
Вопросы и задания
1. Назовите инструменты, применяемые в учебной мастерской для получения отверстий в заготовках.
2. Для какой цели при пробивании и сверлении отверстий под тонколистовую заготовку подкладывают деревянный брусок?
4. Почему в конце сверления необходимо уменьшить нажим сверла на заготовку?
5. Почему при сверлении дрелью ось вращения сверла должна быть строго перпендикулярна плоскости заготовки?
6. Чем отличается пробойник (бородок) от кернера?
Устройство для пробивки отверстий в металле
Суть технологии
Чаще всего осуществляется пробивка отверстий в листовом металле толщиной 0,5–4 миллиметра, так как из-за особенностей конструкции используемого станка работа с трубами и более толстыми листами практически невозможна.
Сам процесс осуществляется с использованием пуансона – пробойника, изготовленного из твердых сплавов, и матрицы – перфорированной «подложки», на которой размещается заготовка. Пуансоны могут иметь разнообразные формы, что дает возможность нанесения перфорации различных видов.
Получаемые перфорированные листы могут использоваться в самых различных сферах и выступать деталями металлической мебели, каркасов рекламных конструкций, защитными кожухами и решетками.
Координатная пробивка металла
Такой способ получения отверстий подразумевает то, что отверстия будут получены в определенном последовательности. Эта операция может быть использована при изготовлении как простых деталей, так и довольно сложных металлоконструкций. Такая обработка листового металла требует от оборудования и управляющей программы высокой точности, так как ошибки в настройке и программном коде могут привести к получению некондиционной продукции.
Координатная пробивка металла
Пробивка металла, как технологическая операция существует довольно давно, но в последние годы, благодаря появлению систем с числовым программным обеспечение, она существенно видоизменилась. Так, современное оборудование позволяет выполнять операции по пробою отверстий с точность их размещения до 0,05 мм. Координатно пробивное оборудование позволяет обрабатывать стали разных марок толщиной от 0,5 до 8 — 10 мм. Координатная пробивка металлического листа используется при производстве деталей корпусов, крепежных комплектов и пр. Для получения набора отверстий применяют серию ударов пуансона по листу. Порядок пробоя заносится в управляющую компьютерную программу. Кстати, использование компьютерных программ и соответствующего инструмента для пробивки отверстий в металле гарантирует качество готовых изделий.
Читать также: Сталь 09г2с 15 характеристики расшифровка
Применение координатно — пробойных прессов для пробивки отверстий в металле обеспечивает многократное повышение скорости производства и поэтому его применяют для крупносерийного и массового производства деталей из металлического листа.
Методы
Пробивка может осуществляться в ручном или автоматизированном режиме.
Ручной
В данном случае используются специализированные пресс-ножницы. Они могут иметь различный принцип действия: механический, пневматический или гидравлический, но результат будет всегда одинаков.
Процесс выглядит следующим образом:
Из-за ручного контроля данный метод не может обеспечить высочайшей точности и производительности, поэтому на крупных производствах используются автоматические станки с ЧПУ.
Автоматизированный
Для автоматической пробивки применяются высокопроизводительные координатно-пробивные прессы. Предварительно, еще до размещения на столе заготовки, в их память вносится программа, содержащая информацию о расположении и форме всех необходимых отверстий.
Современные станки также называют револьверными, так как они имеют вращающийся барабан, в котором установлены пуансоны различных форм и размеров. В зависимости от программы они автоматически сменяют друг друга без участия человека и остановки работы. Подобная конструкция позволяет производить до 1500 отверстий в минуту.
В отличие от ручного метода, лист-заготовка закрепляется на столе специальными зажимами, которые производят ее перемещение в плоскости согласно внесенной программе. При этом во время работы головка пресса сначала прижимает металлический лист специальным прижимным кольцом, обеспечивающим фиксацию рабочей области, а затем использует соответствующий пуансон.
Благодаря использованию поворотного инструмента станок также может использоваться для осуществления перфорации сложной формы. Кроме того, он обладает дополнительным функционалом и может производить пуклевку, формовку и неполную пробивку, что существенно расширяет возможности изготовления.
Тема: «Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов»
План конспект урока № 39-40
Тема: «Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов»
Цель: ознакомить учащихся с инструментами для получения отверстий в заготовках из тонколистового металла и пластмассы, способами закрепления заготовок и приёмами пробивания и сверления отверстий, правилами безопасной работы; формировать у пятиклассников умения качественно сверлить заготовки из металла и пластмассы по разметке; развивать аккуратность и трудолюбие.
Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой, практическая работа.
Формируемые УУД: личностные, познавательные, коммуникативные.
Опорные понятия: бородок (пробойник), электродрель.
Повторение пройденного материала.
Перед изучением темы целесообразно напомнить обучающимся материал урока 8 (§10 учебника), связанный со сверлением заготовок из древесины.
Фронтальный опрос (рекомендуемые вопросы):
- Как называется инструмент для сверления отверстий? Что такое дрель? Как можно проверить, что сверло закреплено в патроне дрели без перекосов? Каким образом нужно вращать рукоятку дрели в начале сверления отверстия и в конце работы? Для какой цели при сверлении используют подкладную доску?
Сообщение темы и цели урока.
Тема урока: «Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов».
Цель урока – познакомиться с технологией получения отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов.
Изложение нового материала.
Сначала нужно сообщить учащимся, что отверстия в заготовке из жести можно получить, пробив её бородком (пробойником) или просверлив сверлом, напомнить, каково назначение различных свёрл, правила закрепления сверла в патроне дрели. Затем учитель показывает способы надёжного закрепления заготовок на верстаке при пробивании и сверлении отверстий, приёмы разметки центров отверстий, пробивания и сверления отверстий, акцентируя внимание на правилах безопасной работы. Следует сообщить обучающимся о том, что при пробивании отверстий бородком в жестяной заготовке её следует размещать именно на торце деревянного бруска, а не на боковой поверхности, иначе отверстие качественным не получится.
После этого учитель с помощью рисунка 138 из учебника рассказывает обучающимся о том, что на предприятиях для получения одновременно нескольких отверстий применяют специальные штампы. Причём отверстия могут быть не только круглой формы, но и фигурными: в виде звёздочек, квадратов, прямоугольников, треугольников и т. д.
Для получения в заготовках из жести отверстий диаметром до 8 мм применяют бородок (пробойник), который представляет собой стальной стержень, имеющий боёк и рабочую часть (рис. 133). Чтобы пробойник во время работы не скользил в руке, его цилиндрическая поверхность имеет рифления (крестообразную насечку).
Для получения отверстия (см. рис. 133) заготовку (корпус совка) размещают на торце деревянного бруска, устанавливают бородок в нужном месте и ударом молотка пробивают отверстие. При этом края отверстия с нижней стороны заготовки получаются отогнутыми, и их нужно выровнять ударами киянки.
Более качественные отверстия в металлических деталях можно получить сверлением. Сверление выполняют свёрлами с помощью ручной дрели, электродрели (рис. 134, а), дрели-шуруповёрта (рис. 134, б) или сверлильного станка. Приёмы сверления такие же, как и при сверлении древесины (см. §10). При сверлении тонколистовой стали толщиной 0,2…0,4 мм применяют спиральные свёрла с направляющим центром (см. рис. 39, а). Для более толстых заготовок используют обычные спиральные свёрла (см. рис. 39, д).
Рассмотрим технологию сверления на примере изделия «подвеска для настенной полки» (см. рис. 97, а).
Перед сверлением на заготовке размечают центры будущих отверстий. Кернером делают в них неглубокие лунки, чтобы сверло не скользило по заготовке в самом начале сверления (рис. 135).
Затем заготовку закрепляют в тисках (рис. 136), подложив под неё деревянную дощечку. В патроне дрели закрепляют сверло нужного диаметра и сверлят заготовку. При сверлении необходимо постоянно следить за тем, чтобы сверло входило в заготовку строго перпендикулярно поверхности. В конце сверления нажим на заготовку ослабляют.
Сверление также можно выполнять без тисков (рис. 137). Заготовку кладут на подкладную доску и крепят струбциной к крышке верстака.
На предприятиях одновременно несколько отверстий в заготовках пробивают с помощью штамповочного пресса. Пример такого пресса показан на рисунке 138. Заготовку 2 укладывают на матрицу 3, в которой имеются отверстия. Пуансоны 1, закреплённые в верхней плите 6, по направляющим 5 опускаются вниз и пробивают отверстия в заготовке. Отходы 7 в виде кружков с диаметром, равным диаметру отверстий, выталкиваются наружу.
Для сверления листовой пластмассы применяют обычные спиральные свёрла. Однако, для того чтобы пластмасса при сверлении не потрескалась, угол при вершине сверла (см. рис. 39, д), который у стандартных свёрл для сверления древесины и металла составляет 1200, обычно перетачивают на угол 900.
Правила безопасной работы
Перед началом сверления следует проверить надёжность закрепления заготовки в тисках или на верстаке. Сверло в патроне дрели должно быть закреплено без перекосов. Рукоятку дрели вращать плавно, без рывков. Не укладывать дрель на верстак сверлом к себе. Фронтальный опрос по новому материалу.
- Почему дрель не следует класть на верстак сверлом к себе? Почему при сверлении необходимо постоянно следить за тем, чтобы сверло входило в заготовку строго перпендикулярно поверхности? Как вы думаете, каким образом на предприятиях при штамповке используют отходы металла? Можно ли пробивать отверстия бородком в листовой пластмассе?
Далее учащиеся приступают к выполнению задания 26 в рабочей тетради и практической работы № 26 из учебника.
Получить полный текст
Практическая работа № 26.
Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов
В результате выполнения этой работы каждый пятиклассник должен приобрести умения пробивать отверстия в заготовке из жести бородком, а также сверлить отверстия в тонколистовом металле и заготовках из пластмассы ручной дрелью.
Внимание! Заточку свёрл выполняет только учитель!
Распределите обязанности в группе. Подготовьте рабочее место для пробивания и сверления отверстий в заготовках, выберите необходимые инструменты. Получите заготовку у учителя или подготовьте заготовку детали своего проектного изделия. Разметьте центры будущих отверстий. Надёжно закрепите заготовку в тисках или на верстаке. Подберите бородок или сверло нужного диаметра. Установите сверло в патроне и проверьте правильность установки. Пробейте отверстия бородком или просверлите размеченные заготовки. Проверьте размеры полученных отверстий.
Наиболее часто встречающиеся ошибки пятиклассников при сверлении:
- ненадёжное закрепление сверла в патроне; чрезмерный нажим на заготовку при сверлении, приводящий к изгибу или поломке сверла; сверление не под прямым углом к плоскости заготовки; упущение момента соприкосновения ограничителя с поверхностью заготовки, вследствие чего получение глухого отверстия большей глубины, чем нужно.
В связи с этим учитель должен объяснить школьникам правила недопущения этих ошибок.
Критерии оценки качества работы на данном уроке могут быть следующими:
правильность выполнения задания 26 в рабочей тетради; соблюдение правил безопасной работы; точность разметки центров будущих отверстий; правильный выбор бородка и свёрл; надёжность закрепления сверла в патроне; надёжность закрепления заготовки на верстаке; правильное накернивание центров будущих отверстий при сверлении; правильное использование приёмов пробивания отверстия бородком и приёмов сверления с помощью дрели; совпадение оси просверленного и пробитого отверстий с разметкой; качественно выполненные отверстия.
Учитель постоянно следит за соблюдением учащимися правил безопасной работы при пробивании и сверлении отверстий в заготовках.
По окончании урока школьники отвечают на проверочное задание 26 в рабочей тетради.
Правильные ответы к заданию «Проверь себя» по теме «Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов»
Верны ли следующие утверждения?
Утверждение | Да | Нет |
1 | + | |
2 | + | |
3 | + | |
4 | + |
- Почему при пробивании отверстий бородком заготовку кладут не на боковую поверхность, а на торец деревянного бруска? В чём недостаток пробивания отверстий бородком? Для чего накернивают центры будущих отверстий? Для какой цели при сверлении тонколистовой заготовки в тисках под неё подкладывают деревянный брусок? Почему в конце сверления необходимо замедлить скорость вращения сверла и ослабить нажим на заготовку?
Выставление и комментирование отметок за урок. Комплексная оценка выставляется обучающимся по результатам выполнения всех заданий данного урока. Вместе с учениками сделайте выводы по изученному материалу. Домашнее задание. 1) Ответить на вопросы, приведённые в конце § 28 учебника (с. 141).
Расчет необходимого усилия пробивки
Процесс вырубки металла характеризуется тем, что в ходе этого процесса появляется довольно сложная схема нагрузки, которая концентрируется в районе места взаимодействия пуансона, прорубаемого материала и матрицы.
Пуансон изготавливают таким образом, что он входит в материал не всем своим торцем, а только внешней кольцевой частью. Ответное воздействие возникает со стороны матрицы. Причем давление, возникающее в зоне взаимодействия этих трех компонентов, распределяется неравномерно.
Другими словами, в процессе вырубки возникает пара сил, которые формируют круговой изгибающий момент. Под его воздействием лист изгибается. В результате этого изгиба зарождается давление, которое оказывает воздействие на пуансон, и на кромку матрицы. Кроме этого, необходимо учитывать и то, что под действием сил трения появляются касательные усилия. Как видно из выше сказанного, при пробивке возникает неоднородное силовое поле. Поэтому, при проведении расчетов применяют условную величину — сопротивление срезу. В результате, проведенных исследований, сопротивление зависит не столько от свойств металла, но и от уровня наклепа, толщины вырубки, зазоров в паре пуансон/матрица и скорости процесса вырубки.
Читать также: Шины для бензопил штиль
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
§ 28. Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов
Для получения в заготовках из жести отверстий диаметром до 8 мм применяют бородок (пробойник), который представляет собой стальной стержень, имеющий боёк и рабочую часть (рис. 133). Чтобы пробойник во время работы не скользил в руке, его цилиндрическая поверхность имеет рифления (крестообразную насечку).
Для получения отверстия (см. рис. 133) заготовку (корпус совка) размещают на торце деревянного бруска, устанавливают бородок в нужном месте и ударом молотка пробивают отверстие.
Рис. 133. Пробивание отверстий бородком: 1 — заготовка; 2 — тиски; 3 — деревянный брусок; 4 — бородок (пробойник)
При этом края отверстия с нижней стороны заготовки получаются отогнутыми, и их нужно выровнять ударами киянки. Более качественные отверстия в металлических деталях можно получить сверлением.
Сверление выполняют свёрлами с помощью ручной дрели, электродрели (рис. 134, а), дрели-шуруповёрта (рис. 134, б) или сверлильного станка.
Рис. 134. Электродрель (а) и аккумуляторная дрель-шуруповёрт (б): 1 — кнопка включения; 2 — электродвигатель в корпусе; 3 — патрон; 4 — сверло; 5 — корпус с аккумулятором
Приёмы сверления такие же, как и при сверлении древесины (см. § 10). При сверлении тонколистовой стали толщиной 0,2. 0,4 мм применяют спиральные свёрла с направляющим центром (см. рис. 39, а). Для более толстых заготовок используют обычные спиральные свёрла (см. рис. 39, д).
Рассмотрим технологию сверления на примере изделия «подвеска для настенной полки (см. рис. 97, а).
Перед сверлением на заготовке размечают центры будущих отверстий. Кернером делают в них неглубокие лунки, чтобы сверло не скользило по заготовке в самом начале сверления (рис. 135).
Рис. 135. Накернивание центров будущих отверстий: 1 — кернер; 2 — заготовка; 3 — металлическая плита
Затем заготовку закрепляют в тисках (рис. 136), подложив под неё деревянную дощечку. В патроне дрели закрепляют сверло нужного диаметра и сверлят заготовку. При сверлении необходимо постоянно следить за тем, чтобы сверло входило в заготовку строго перпендикулярно поверхности. В конце сверления нажим на заготовку ослабляют.
Рис. 136. Сверление отверстий в заготовке, закреплённой в тисках: 1 — дрель; 2 — патрон; 3 — сверло; 4 — деревянная дощечка; 5 — заготовка; 6 — тиски
Сверление также можно выполнять без тисков (рис. 137). Заготовку кладут на подкладную доску и крепят струбциной к крышке верстака.
Рис. 137. Сверление заготовки, закреплённой на верстаке: 1 — дрель; 2 — подкладная доска; 3 — струбцина; 4 — заготовка; 5 — крышка верстака
На предприятиях одновременно несколько отверстий в заготовках пробивают с помощью штамповочного пресса. Пример такого пресса показан на рисунке 138. Заготовку 2 укладывают на матрицу 3, в которой имеются отверстия. Пуансоны 1, закреплённые в верхней плите 6, по направляющим 5 опускаются вниз и пробивают отверстия в заготовке. Отходы 7 в виде кружков с диаметром, равным диаметру отверстий, выталкиваются наружу.
Рис. 138. Общий вид штампа (а) и процесс пробивания отверстий (б): 1 — пуансоны; 2 — заготовка — металлический лист; 3 — матрица; 4 — нижняя плита; 5 — направляющие колонки; 6 — верхняя плита; 7 — отходы
Для сверления листовой пластмассы применяют обычные спиральные свёрла. Однако, для того чтобы пластмасса при сверлении не потрескалась, угол при вершине сверла (см. рис. 39, д), который у стандартных свёрл для сверления древесины и металла составляет 120°, обычно перетачивают на угол 90°.
Тема : СВЕРЛЕНИЕ ОТВЕРСТИЙ НА СВЕРЛИЛЬНОМ СТАНКЕ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема : СВЕРЛЕНИЕ ОТВЕРСТИЙ НА СВЕРЛИЛЬНОМ СТАНКЕ
Цель : ознакомить с устройствами и приемами работы на настольном сверлильном станке.
Оборудование : настольный сверлильный станок, заготовки металла.
I. Повторение пройденного материала.
1. Беседа по вопросам :
II. Изложение программного материала.
1. Иллюстрированный рассказ.
Учитель. Помимо ручной дрели, электроинструментов, для высверливания отверстий предназначены сверлильные станки.
Запишите и запомните последовательность выполнения операции сверления на станке :
1) убрать со стола станка все лишние предметы;
2) закрепить заготовку в тисках;
4) произвести сверление с плавным нажимом;
5) после окончания сверления плавно поднять шпиндель и выключить станок.
Учитель обращает внимание учащихся на особенности сверления сквозных и глубоких отверстий.
В некоторых случаях такие тиски не используют, а удерживают заготовку ручными тисками.
2 . Инструктирование по правилам безопасности при работе на сверлильном станке
1. Включать сверлильный станок можно только с разрешения учителя.
2. При работе на станке следует пользоваться защитными очками, волосы убрать под головной убор, все пуговицы рабочего халата застегнуть.
3. Не отходить от включенного станка.
4. Не класть посторонние предметы на стол станка.
5. Перед началом сверления следует проверить надежность закрепления заготовки в тисках.
6. Сверло в патроне должно быть закреплено надежно, без перекосов.
III . Практическая работа.
1 . По рисунку ознакомься с устройством сверлильного станка.
2.Запиши в рабочую тетрадь основные характеристики станка.
3.Осмотри станок в мастерской и ознакомься с его основными частями. Запиши в рабочую тетрадь названия основных частей.
4.Получи заготовку у учителя или подготовь заготовку детали твоего проектного изделия. Разметь центры будущих отверстий. Надежно закрепи заготовку в машинных или ручных тисках.
5.Подбери сверло нужного диаметра. Установи сверло в патроне и проверь правильность его установки.
Тема: «Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов»
Тема: «Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов»
Цель: ознакомить учащихся с инструментами для получения отверстий в заготовках из тонколистового металла и пластмассы, способами закрепления заготовок и приёмами пробивания и сверления отверстий, правилами безопасной работы; формировать у пятиклассников умения качественно сверлить заготовки из металла и пластмассы по разметке; развивать аккуратность и трудолюбие.
Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой, практическая работа.
Формируемые УУД: личностные, познавательные, коммуникативные.
Опорные понятия: бородок (пробойник), электродрель.
Повторение пройденного материала.
Перед изучением темы целесообразно напомнить обучающимся материал урока 8 (§10 учебника), связанный со сверлением заготовок из древесины.
Фронтальный опрос (рекомендуемые вопросы):
- Как называется инструмент для сверления отверстий? Что такое дрель? Как можно проверить, что сверло закреплено в патроне дрели без перекосов? Каким образом нужно вращать рукоятку дрели в начале сверления отверстия и в конце работы? Для какой цели при сверлении используют подкладную доску?
Сообщение темы и цели урока.
Тема урока: «Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов».
Цель урока – познакомиться с технологией получения отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов.
Изложение нового материала.
Сначала нужно сообщить учащимся, что отверстия в заготовке из жести можно получить, пробив её бородком (пробойником) или просверлив сверлом, напомнить, каково назначение различных свёрл, правила закрепления сверла в патроне дрели. Затем учитель показывает способы надёжного закрепления заготовок на верстаке при пробивании и сверлении отверстий, приёмы разметки центров отверстий, пробивания и сверления отверстий, акцентируя внимание на правилах безопасной работы. Следует сообщить обучающимся о том, что при пробивании отверстий бородком в жестяной заготовке её следует размещать именно на торце деревянного бруска, а не на боковой поверхности, иначе отверстие качественным не получится.
После этого учитель с помощью рисунка 138 из учебника рассказывает обучающимся о том, что на предприятиях для получения одновременно нескольких отверстий применяют специальные штампы. Причём отверстия могут быть не только круглой формы, но и фигурными: в виде звёздочек, квадратов, прямоугольников, треугольников и т. д.
Для получения в заготовках из жести отверстий диаметром до 8 мм применяют бородок (пробойник), который представляет собой стальной стержень, имеющий боёк и рабочую часть (рис. 133). Чтобы пробойник во время работы не скользил в руке, его цилиндрическая поверхность имеет рифления (крестообразную насечку).
Для получения отверстия (см. рис. 133) заготовку (корпус совка) размещают на торце деревянного бруска, устанавливают бородок в нужном месте и ударом молотка пробивают отверстие. При этом края отверстия с нижней стороны заготовки получаются отогнутыми, и их нужно выровнять ударами киянки.
Более качественные отверстия в металлических деталях можно получить сверлением. Сверление выполняют свёрлами с помощью ручной дрели, электродрели (рис. 134, а), дрели-шуруповёрта (рис. 134, б) или сверлильного станка. Приёмы сверления такие же, как и при сверлении древесины (см. §10). При сверлении тонколистовой стали толщиной 0,2…0,4 мм применяют спиральные свёрла с направляющим центром (см. рис. 39, а). Для более толстых заготовок используют обычные спиральные свёрла (см. рис. 39, д).
Рассмотрим технологию сверления на примере изделия «подвеска для настенной полки» (см. рис. 97, а).
Перед сверлением на заготовке размечают центры будущих отверстий. Кернером делают в них неглубокие лунки, чтобы сверло не скользило по заготовке в самом начале сверления (рис. 135).
Затем заготовку закрепляют в тисках (рис. 136), подложив под неё деревянную дощечку. В патроне дрели закрепляют сверло нужного диаметра и сверлят заготовку. При сверлении необходимо постоянно следить за тем, чтобы сверло входило в заготовку строго перпендикулярно поверхности. В конце сверления нажим на заготовку ослабляют.
Сверление также можно выполнять без тисков (рис. 137). Заготовку кладут на подкладную доску и крепят струбциной к крышке верстака.
На предприятиях одновременно несколько отверстий в заготовках пробивают с помощью штамповочного пресса. Пример такого пресса показан на рисунке 138. Заготовку 2 укладывают на матрицу 3, в которой имеются отверстия. Пуансоны 1, закреплённые в верхней плите 6, по направляющим 5 опускаются вниз и пробивают отверстия в заготовке. Отходы 7 в виде кружков с диаметром, равным диаметру отверстий, выталкиваются наружу.
Для сверления листовой пластмассы применяют обычные спиральные свёрла. Однако, для того чтобы пластмасса при сверлении не потрескалась, угол при вершине сверла (см. рис. 39, д), который у стандартных свёрл для сверления древесины и металла составляет 1200, обычно перетачивают на угол 900.
Правила безопасной работы
Перед началом сверления следует проверить надёжность закрепления заготовки в тисках или на верстаке. Сверло в патроне дрели должно быть закреплено без перекосов. Рукоятку дрели вращать плавно, без рывков. Не укладывать дрель на верстак сверлом к себе.
Фронтальный опрос по новому материалу.
- Почему дрель не следует класть на верстак сверлом к себе? Почему при сверлении необходимо постоянно следить за тем, чтобы сверло входило в заготовку строго перпендикулярно поверхности? Как вы думаете, каким образом на предприятиях при штамповке используют отходы металла? Можно ли пробивать отверстия бородком в листовой пластмассе?
Далее учащиеся приступают к выполнению задания 26 в рабочей тетради и практической работы № 26 из учебника.
Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов
В результате выполнения этой работы каждый пятиклассник должен приобрести умения пробивать отверстия в заготовке из жести бородком, а также сверлить отверстия в тонколистовом металле и заготовках из пластмассы ручной дрелью.
Внимание! Заточку свёрл выполняет только учитель!
Распределите обязанности в группе. Подготовьте рабочее место для пробивания и сверления отверстий в заготовках, выберите необходимые инструменты. Получите заготовку у учителя или подготовьте заготовку детали своего проектного изделия. Разметьте центры будущих отверстий. Надёжно закрепите заготовку в тисках или на верстаке. Подберите бородок или сверло нужного диаметра. Установите сверло в патроне и проверьте правильность установки. Пробейте отверстия бородком или просверлите размеченные заготовки. Проверьте размеры полученных отверстий.
Наиболее часто встречающиеся ошибки пятиклассников при сверлении:
- ненадёжное закрепление сверла в патроне; чрезмерный нажим на заготовку при сверлении, приводящий к изгибу или поломке сверла; сверление не под прямым углом к плоскости заготовки; упущение момента соприкосновения ограничителя с поверхностью заготовки, вследствие чего получение глухого отверстия большей глубины, чем нужно.
В связи с этим учитель должен объяснить школьникам правила недопущения этих ошибок.
Критерии оценки качества работы на данном уроке могут быть следующими:
правильность выполнения задания 26 в рабочей тетради; соблюдение правил безопасной работы; точность разметки центров будущих отверстий; правильный выбор бородка и свёрл; надёжность закрепления сверла в патроне; надёжность закрепления заготовки на верстаке; правильное накернивание центров будущих отверстий при сверлении; правильное использование приёмов пробивания отверстия бородком и приёмов сверления с помощью дрели; совпадение оси просверленного и пробитого отверстий с разметкой; качественно выполненные отверстия.
Учитель постоянно следит за соблюдением учащимися правил безопасной работы при пробивании и сверлении отверстий в заготовках.
По окончании урока школьники отвечают на проверочное задание 26 в рабочей тетради.
Правильные ответы к заданию «Проверь себя» по теме «Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов»