для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия

Что такое дизартрия? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Раскатовой Ольги Викторовны, логопеда со стажем в 4 года.

для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Смотреть фото для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Смотреть картинку для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Картинка про для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Фото для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофиядля какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Смотреть фото для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Смотреть картинку для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Картинка про для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Фото для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия

Определение болезни. Причины заболевания

Чаще всего причиной дизартрии является гипоксия плода во время беременности, т. е. недостаток кислорода, поступающего плоду от его матери. Она может возникать при различных обстоятельствах:

Неблагоприятное действие могут иметь травмы, полученные ребёнком в родах, серьёзные инфекционные заболевания нервной системы, перенесённые в раннем детском возрасте и имевшие различные осложнения, к примеру, менингит.

для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Смотреть фото для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Смотреть картинку для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Картинка про для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Фото для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия

Таким образом, дизартрия бывает как врождённой, так и приобретённой.

Симптомы дизартрии

Одним из симптомов дизартрии является нарушение или невозможность удержания позы органов артикуляции и/или серии их переключений. Ребёнок при этом не может принять заданную позицию языка/губ, например, поднять язык за верхние зубы и удержать его несколько секунд, опустить за нижние зубы и зафиксировать там. Ребёнок затрудняется цокать языком (упражнение «Лошадка») и удерживать подбородок и губы в улыбке неподвижными. Возможен вариант, когда мышцы лица и язык слишком напряжены. Или же язык всё время расслаблен, безвольно лежит внизу, рот постоянно приоткрыт. Это кажется просто привычкой, но для опытного логопеда и невролога это знак, говорящий о слабости мышц органов артикуляции, а значит, о слабой их иннервации (снабжении нервами).

Возникают проблемы звукопроизношения. Это наиболее очевидный для родителей и всех окружающих симптом. Многие согласные звуки вообще отсутствуют, ребёнок их не произносит, даже по достижении пятилетнего возраста, когда речь уже должна быть сформирована.

Или же звуки есть, но некоторые из них явно искажены. Возможны различные варианты искажения:

Нарушается темпо-ритмическая организация речи. Окружающие отмечают, что речь сбивчивая, очень быстрая, ребёнок глотает части слов или выбрасывает слова из фразы целиком. Реже, наоборот, говорит медленно, тихо, слабо, как старая пластинка, растягивая фразы. Речь обычно смазанная, создается ощущение «каши во рту» у ребёнка.

Дыхание при произнесении у ребенка-дизартрика сбивчивое, он будто бы задыхается, нужно время, чтобы отдышаться и продолжить разговор.

Патогенез дизартрии

Патогенез дизартрии определяется органическим поражением нервной системы (как центральной, так и периферической). Происходит это под влиянием вредоносных факторов, чаще во внутриутробном периоде развития, в момент родов или в раннем детстве.

для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Смотреть фото для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Смотреть картинку для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Картинка про для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Фото для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия

Классификация и стадии развития дизартрии

Бульбарная дизартрия является следствием повреждения бульбарной группы черепно-мозговых нервов: языкоглоточного, блуждающего и подъязычного. Характеризуется слабостью мышц артикуляции, снижением тонуса мышц. В результате речь невнятная, крайне замедленная, лицо обеднено мимикой.

для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Смотреть фото для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Смотреть картинку для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Картинка про для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Фото для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия

Подкорковая дизартрия имеет место при поражениях подкорковых узлов головного мозга. Отличается наличием гиперкинезов — насильственных мимических движений, неконтролируемых ребёнком. Тонус мышц меняется от нормального к повышенному. Страдает темпо-ритмическая организация речи.

для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Смотреть фото для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Смотреть картинку для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Картинка про для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Фото для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия

Мозжечковая дизартрия наблюдается при поражении мозжечка или его связей с другими структурами нервной системы. Отличается скандированной, «рубленной» речью. Нет плавности перехода от одного слова к другому.

для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Смотреть фото для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Смотреть картинку для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Картинка про для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Фото для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия

для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Смотреть фото для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Смотреть картинку для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Картинка про для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Фото для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия

Псевдобульбарная дизартрия отмечается при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, соединяющих ядра черепных нервов ствола головного мозга с корой. Характеризуется невозможностью организовать чёткие ритмичные движения. В раннем детстве такой ребенок часто пепёрхивается, с трудом жуёт, в более старшем возрасте обнаруживается ряд проблем с речью в связи с плохой подвижностью артикуляционных мышц, речь крайне невнятна.

Выделяется несколько степеней дизартрии [6] :

Первая степень. Чаще всего говорят о стёртой дизартрии, в этом случае дефекты звукопроизношения могут быть едва заметны окружающим. Они выявляются логопедом, при коррекции отличаются особой стойкостью, а значит, времени и сил придется потратить много. Как правило, такие дети наблюдаются у невролога на 1-2 году жизни, но благодаря пластичности детской нервной системы многие симптомы к 4-5 годам компенсируются, ребёнок «перерастает» их. Неприятным сюрпризом оказываются устойчивые проблемы со звукопроизношением в дошкольном возрасте.

Дети с первой и второй степенью дизартрии, как правило, имеют достаточно сохранное мышление.

Третья степень. Понимание речи ребёнка-дизартрика затруднено для окружающих. Часто бывает не понятно, что говорит рёбенок. Неречевая симптоматика выражена чрезвычайно ярко. Критический уровень недоразвития речи самым негативным образом отражается на поведении и на мыслительных процессах ребёнка. Можно говорить о нарушении работы почти всех психических функций: памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.

Четвёртая — самая тяжелая степень. Речь практически всегда непонятна даже самым близким людям или же отсутствует вообще.

На полную коррекцию звуков в речи можно рассчитывать при первой и второй степенях. Третья и четвертая степень диагностируется при грубых поражениях, например, у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), прогноз коррекции здесь менее оптимистичный.

Осложнения дизартрии

Если нарушение не корректировать, у ребёнка-дизартрика могут возникнуть неприятные последствия или, выражаясь медицинским языком, осложнения. Ввиду нечёткого произношения звуков, нарушается их восприятие. Это приводит к смешению нескольких звуков в речи.

Проблема 1: сложности в школе с письмом. К примеру, ребёнок не может чётко назвать звук, присутствующий в слове ([С] или [Ш], [Л] или [В]) и, соответственно, не знает, какую букву нужно написать. Как следствие, у него низкая успеваемость.

Проблема 2: проблемы в общении со взрослыми. Невнятная речь мешает социализации ребёнка среди взрослых, становится причиной неуверенного поведения, не позволяет задавать вопросы и развиваться.

Проблема 3: сложности в общении с ровесниками. Некоторые дети могут насмехаться над ребёнком-дизартриком, что приводит к психологическим комплексам и неуспешности в своей среде.

Диагностика дизартрии

При диагностике дизартрии, необходимо ознакомиться с медицинской картой ребёнка. Прежде всего интересует ранний период развития, диагнозы и назначения следующих врачей:

Логопеду необходимо исследовать различные аспекты деятельности ребёнка.

Далее исследуется артикуляционный аппарат. Производится общий осмотр, проверка удержания одной позы, чёткого повторения серии поз, отмечается наличие синкенезий (содружественных излишних движений), гиперсаливации (повышенного слюновыделения) как неврологического симптома.

для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Смотреть фото для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Смотреть картинку для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Картинка про для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Фото для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия

Произносительная сторона речи оценивается с учётом места и способа голосообразования, места и силы речевого выдоха, анализируется фразовая интонация.

Необходимо также оценить развитие смысловой стороны речи, лексико-грамматический компонент, связную речь как таковую.

Диагностику должен проводить специалист-логопед, чтобы сделать правильный вывод и отдифференцировать диагнозы, имеющие схожую симптоматику: стёртую дизартрию от полиморфной дислалии (сложной формы картавости), тяжелую степень дизартрии от алалии (грубого недоразвития или полного отсутствия речи).

для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Смотреть фото для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Смотреть картинку для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Картинка про для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Фото для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия

Лечение дизартрии

Корректируется дизартрия довольно сложно и долго.

Проблема эта медико-педагогического характера и требует комплексного подхода. Наряду с логопедом должны подключиться другие врачи. Необходимо наблюдение невролога, как основного специалиста по нервной системе. Для оценки физического слуха нужен отоларинголог: даже малейшее ослабление слуха ведёт к неверному восприятию звуков речи, что отражается на произношении. Нарушение зрения затрудняет восприятие артикуляции, поэтому рекомендуется консультация офтальмолога. При нарушении поведения, эмоционально-волевой сферы потребуется помощь психотерапевта.

Детям с тяжёлой формой дизартрии рекомендовано посещение специализированного речевого детского сада. Детям школьного возраста — спецшколы для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.

Если в ходе обследования были выявлены другие патологии нервной системы, может быть назначена медикаментозная терапия. Важно знать, что это компетенция невролога и психиатра, логопед такие вопросы не решает и не имеет права назначать какие-либо медикаменты.

Прогноз. Профилактика

Родителям детей с неврологическими диагнозами, рекомендовано пристально следить за их речевым и психическим развитием. Если речь ребёнка в три года отсутствует или понятна только самым близким членам семьи, а окружающие её не понимают — это повод обратиться к логопеду.

Во избежание неречевых проблем, сопровождающих дизартрию, нужно как можно раньше (с 3-4 лет) начинать развитие в кружках дополнительного образования или работать с детьми дома. Лепка и рисование разовьют зрительный, тактильный анализатор и мелкую моторику, занятия музыкой благотворно повлияют на слуховой анализатор. Ребёнок будет не только успешно узнавать звуки музыки, оценивать их гармонию, но и лучше постигать речевые звуки, легче складывая их в слоги и слова.

для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Смотреть фото для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Смотреть картинку для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Картинка про для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Фото для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия

Логоритмические занятия или танцы для самых маленьких, физические упражнения для детей постарше разовьют чувство ритма, координацию тела, ориентацию в пространстве. А главное, все эти занятия укрепят нервную систему ребёнка, эмоционально-волевую сферу, разовьют внимание и усидчивость. Как следствие, возможные проблемы с речью решатся гораздо легче!

Для детей с первой и второй стадиями прогноз будет благоприятным при условиях раннего начала занятий с логопедом и неврологом. Крайне важно неукоснительное выполнение всех заданий, старательная и добросовестная работа, причём строго дозированная: нельзя допускать переутомления ребёнка. Полезней заниматься 3-4 раза в день по 5-7 минут, качественно выполняя все рекомендации логопеда. Работать нужно терпеливо, в течение долгого времени (зависит от особенностей ребёнка и от количества нарушенных звуков). В этом случае можно рассчитывать на полную коррекцию речи: нормативное произношение, хорошую дикцию.

Речь детей третьей и четвёртой стадии дизартрии (особо тяжёлые нарушения) вывести в абсолютную норму вряд ли удастся, но значительно улучшить речевое общение, сделать ребёнка вербально понятным для окружающих и тем самым избежать многих психологических проблем, вполне возможно.

Как и в более лёгких случаях, нужно со всей ответственностью подходить к коррекции, не допускать халатного отношения к работе, поддерживать в ребёнке мотивацию, не позволять капризничать, отлынивать от работы, но и не перетруждать!

Успех обеспечивается как профессионализмом логопеда, так и индивидуальными способностями ребёнка, серьёзным отношением родителей к коррекции. Если гимнастика делается не ежедневно, а от случая к случаю, рекомендации логопеда не выполняются в должной степени, толку в таких занятиях будет мало — лишь потерянное время и деньги.

Источник

Для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.

Дизартрия встречается и у детей и у взрослых. У взрослых в результате очагового поражения мозга может быть как афазия (распад речи), так и дизартрия (невнятная речь).

Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения.

Перинатальные причины: к ним относят травмы женщины во время беременности, лекарственная и химическая интоксикация, инфекционные заболевания (краснуха, гепатит, паротит, грипп, оспа, ангина и т.д.). Несовместимость крови по резус фактору; анемия беременной, которая приводит к гипоксии плода, вредные привычки и наследственные заболевания.

Натальные причины: акушерская патология, стремительные или затяжные роды, неправильное предлежание плода, преждевременные роды, кровоизлияние в мозг ребенка, асфиксия, родовая травма.

Постнатальные причины: гемолитическая болезнь новорожденного (желтушка), неероинфекции, менингит, полиэнцефалит, опухоли головного мозга, нарушение кровообращения, черепно-мозговые травмы.

Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже — нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, на¬пример врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.

Механизмы дизартрии определяются локализацией и тяжестью поражения мозга. Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи.

К таким структурам относятся:

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случая имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.

При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц. Такие нарушения называются анартрией (а — отсутствие данного признака или функции, артрон — сочленение).

Основные клинические признаки:

Формы дизартрии.

Различают следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (или под¬корковую), мозжечковую, корковую.

Бульбарная дизартрия.

Является одним из проявлений бульбарного паралича, происходит поражение периферического звена кортико-мускулярного пути. Бульбарная дизартрия возникает при поражении ствола головного мозга, он же называется продолговатым мозгом. Кроме ядер черепно-мозговых нервов находятся ядра блуждающего нерва и дыхательный центр, поэтому если поражение происходит в перинатальный период, то состояние ребенка оказывается не совместимым с жизнью, потому что поражается дыхательный центр. Поэтому в детском возрасте бульбарной дизартрии не бывает, такие дети не выживают.

Причины бульбарного паралича: опухоли нижних отделов ствола мозга, энцефалиты, невриты вирусной и дифтерийной этиологии, а так же осложнения после воспаления среднего уха.

Проявления бульбарного паралича:

Расстраиваются произвольные и непроизвольные движения, Х акт глотания в виде попёрхивания, жидкая пища попадает в нос, это все обусловлено снижением или отсутствием глоточного рефлекса, так же расстраивается жевание, наблюдается гипомемия или амимия, проявляется в невозможности закрыть рот и удерживать его в таком положении. Так же наблюдаются двигательные расстройства, наблюдается атрофия мышц. И на основе этих симптомов проявляется бульбарная дизартрия.

Проявления бульбарной дизартрии:

Отмечается дисфония, глухой или гнусавый голос, что приводит к оглушению согласных и назализации всех звуков.
Симптом диспросодии – потеря мелодичности речи.

Так же при бульбарной дизартрии наблюдается ограничение движений губ, языка из-за вялости, параличей и порезов. Язык неподвижно и расслабленно лежит в ротовой полости. При высовывании языка наблюдается дивиация, отклонения языка в сторону. Поэтому у такого бального речь не внятная, смазанная, замедленная, наблюдается многочисленные искажения звуков, особенно губных, из-за поражения лицевого и тройничного нерва, а все смычные согласные преобразуются в щелевые.

Псевдобульбарная дизартрия.

Возникает при двух стороннем поражении двигательного нерва корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола.

Проявления псевдобульбарного паралича:

Основное проявление гипертонус мышц. Так же наблюдаются порезы конечностей и нарушение чувствительности у них. При этой форме нарушаются только произвольные движения, непроизвольные остаются сохранными. При этом параличе наблюдаются такие насильственные явления как насильственный смех или плач, из-за не способностей контролировать эти движения. Так же наблюдается гиперлефлексия, поэтому усиливается глоточный рефлекс. При этой форме наблюдаются содружественные движения.

Выделяют две формы: спастичная и паретичная.

Для псевдобульбарной дизартрии характерно повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре по типу спастичности — спастическая форма псевдобульбар¬ной дизартрии. Реже на фоне ограничения объема произволь¬ных движений наблюдается незначительное повышение мы¬шечного тонуса в отдельных мышечных группах или понижение мышечного тонуса — паретическая форма псевдобульбарной дизартрии. При обеих формах отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата, в тяжелых случаях — почти полное их отсутствие.

Экстрапирамидная дизартрия.

Эту форму называют еще подкорковая дизартрия, потому что она обусловлена поражением подкорковых структур мозга.
Причины те же что и при бульбарной и псевдобульбарной дизартрии.

Нарушение речи зависит от трёх факторов:

Нарушения при экстрапирамидной дизартрии:

Наблюдается недостаточное развитие подкорковых, двигательных автоматизмов. Так, например врожденный подкорковый автоматизм обеспечивающий голосоподачу не используется и мы можем наблюдать как происходит артикулирование без голоса.

При экстрапирамидной дизартрии слоги теряют фонетическую слитность и произносятся раздельно ( встреча – ф т р э ч а). Менющийся мышечный тонус зависит от эмоционального состояния, нет стабильной артикуляции и поэтому нет стабильных нарушений звукопроизношений. Так же нет постоянных нарушений фонаций. В спокойном состоянии ребенок будет говорить лучше, чем при посторонних. В состоянии эмоционального напряжения мышечный тонус резко повышается, и появляются насильственные движения. Так же из-за того что мышечный тонус постоянно меняется ребенку сложно удерживать артикуляторную позу, осознать и закрепить ее, поэтому возникают трудности при автоматизации звука.

Расстройства просодической стороны речи:

Страдает мелодика, интонация и темп речи, утрачивается эмоциональный оттенок речи. Речь становится монотонной, немодулированной, неритмичной в замедленном темпе. При произнесении предложения происходит затухание к концу фразы. Может наблюдаться такое явление как потеря импульса речи. Появляется внезапные остановки в речи, иногда больному трудно начать речь.

Гиперкинезы в речевой мускулатуре:

Речевой гиперкинез сопровождается утрированной мимикой, сопровождается гиперкинезом головы, тела и конечности. Если гиперкинезы наблюдаются в межреберных мышцах, то нарушается дыхание и голосообразование, нарушается плавность речи и появляются выкрик. Такие непроизвольные движения лицевых мышц, гримасы достаточно неприятны для окружающих и создают впечатление отсталого человека.

Мозжечковая дизартрия.

Обусловлено поражением мозжечка и его связи с другими структурами мозга.
Основное проявление мозжечковой дизартрии – это нарушение координированных речевых движений.

В речевом процессе обнаруживаются следующие явления:

Корковая дизартрия.

Дизартрия, которая обусловлена поражением коры головного мозга.

При корковой дизартрии отсутствует парез или паралич, а так же не наблюдается дискоординация в работе речевого аппарата.

Основной симптом – это артикуляторная апраксия (нарушение произвольных движений) и некоторые нарушения просодики в виде замедленности темпа речи и нарушения интонации.

Различают афферентную и эфферентную корковую дизартрию.

При эфферентной корковой дизартрии поражение локализуется в нижних отделах прематорных полей доминантного полушария. Развивается кинетическая артикуляторная апроксия. В речи происходит распад ритмических слоговых структур. При этом нарастает напряженность речи и степень ее локализации. Темп речи замедляется, появляется персеверации и нарушения звукопроизношения.

Афферентная корковая дизартрия наблюдается при поражении нижних отделов постцентральных полей. При этом развивается кинестетическая (ощущение) артикуляционная апраксия. И поэтому в речи смешиваются аппозиционные звуки. Больной не знает какой звук произнес (толи г, ш, с). При этом больной пытается найти правильную позу и эти поиски замедляют темп речи. При этом нарушен пальцевый праксис (мелкая моторика).

Все эти формы можно увидеть у взрослых, реже у детей.

Источник

Виды дизартрии у детей

для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Смотреть фото для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Смотреть картинку для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Картинка про для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Фото для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофияДизартрией называют речевые нарушения, обусловленные поражением ЦНС. Для расстройства характерно снижение подвижности речевого аппарата, в результате страдает артикуляция. Дизартрия у детей может стать причиной неправильного произношения слов, нарушений письма и чтения, а также общего недоразвития речи, либо полного ее отсутствия.

Среди различных логопедических патологий дизартрия занимает второе место по распространенности, чаще встречается лишь дислалия. Поэтому сегодня большое внимание специалистов и родителей обращено на это речевое нарушение.

Причины развития

Дизартрия не является самостоятельным заболеванием, хотя часто именно это нарушение речи является основным проявлением различных патологий ЦНС. В большинстве случаев (до 85 %) дизартрия сопровождает детский церебральный паралич. Пороки развития нервной системы могут быть вызваны самыми разными причинами:

Указанные выше причины приводят к поражению отделов мозга, контролирующих движение, мозжечка, базальных ганглий, ствола головного мозга, нервных волокон и мест их соединения с мышцами.

Проявления дизартрии бывают различными, и зависят они от того, какая именно часть ЦНС поражена.

Основные признаки

Если у ребенка имеется такое речевое нарушение, как дизартрия, то его артикуляционные мышцы будут находиться в состоянии гипотонии. От этого речь становится нечеткой, а также возникают другие проблемы, обусловленные бульбарными нарушениями.

Среди наиболее распространенных симптомов дизартрии можно выделить такие проявления:

При тяжелых формах дизартрии вследствие паралича речевых мышц может наблюдаться полная немота. Такое состояние называют анартрией.

Все проявления дизартрии обычно бывают очень стойкими, трудно поддаются коррекции.

Виды дизартрии

Существует несколько способов классификации данного речевого нарушения. Клинические формы дизартрии выделяются исходя из того, какие именно участки и отделы ЦНС были поражены:

Псевдобульбарная дизартрия

для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Смотреть фото для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Смотреть картинку для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Картинка про для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Фото для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофияЭту форму, в свою очередь, условно делят на три степени, исходя из тяжести протекания патологии. Легкая степень патологии не связана с грубыми нарушениями моторики артикуляционного аппарата. У такого ребенка медленные движения языка, они недостаточно точные. Отсутствуют проблемы с жеванием и глотанием, иногда возможно поперхивание.

Речь часто замедленная, звуки смазаны, особенно сложные по артикуляции (ж, ш, р, ц, ч). При произношении звонких звуков наблюдается недостаточное участие голоса, также возникают сложности при выговаривании мягких звуков, поскольку к основной артикуляционной поза добавляется подъем средней части языка к твердому небу.

Звуковые нарушения часто приводят к тому, что ребенок испытывает трудности при анализе звуков, страдает фонематическое развитие, могут возникать ошибки при письме. В то же время практически отсутствует нарушение грамматического строя, лексики и структуры слова. То есть, при легкой форме псевдобульбарной дизартрии у ребенка наблюдается фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) речи, другие признаки патологии можно обнаружить только при тщательном обследовании.

Если у ребенка умственное развитие и слух не пострадали, то регулярные занятия с логопедом при поликлинике или образовательных учреждениях помогут исправить ситуацию.

Легкая форма псевдобульбарной дизартрии, так же как и тяжелая, встречаются редко. Наиболее многочисленную группу составляют дети с патологией средней степени тяжести. Прежде всего, их отличает амимичность: из-за паралича лицевых мышц ребенок не может надувать щеки, сомкнуть или вытянуть губы.

Заметны также ограниченные движения языка: ребенок не в состоянии удерживать его в одном положении, поворачивать в стороны или поднимать. Очень сложно дается переход от звука к звуку при смене артикуляционных поз, из-за малоподвижного неба голос приобретает назальный оттенок. Речь очень невнятная, поскольку губы малоподвижны и часто сомкнуты, окружающие с трудом понимают ребенка.

Данная степень псевдобульбарной дизартрии сильно осложняет процесс обучения ребенка в школе, поэтому таким детям часто рекомендуют занятия в специализированных заведениях, где практикуется индивидуальный подход к учащимся с этим нарушением речи.

Тяжелую форму псевдобульбарной дизартрии называют анартрией. Это полная бездеятельность речевого аппарата на фоне глубоко поражения мышц. У ребенка с данной формой нарушения постоянно открыт рот, нижняя челюсть отвисает, а лицо похоже на маску. В речи могут иметься отдельные звуки, но чаще она отсутствует полностью.

Крайняя степень дизартрии является тяжелейшим нарушением речи, сложно поддающимся коррекции. Однако при отсутствии умственных отклонений ребенок может проходить обучение в специализированных школах. Занятия с логопедом, основанные на особых методиках, позволят такому ребенку успешно овладеть навыками письма и получить знания по основным школьным предметам.для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Смотреть фото для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Смотреть картинку для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Картинка про для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Фото для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия

Как уже упоминалось выше, деление на степени тяжести довольно условное, четких границ между этими состояниями никто не устанавливал. Общим для всех этих форм речевого нарушения является то, что искажение звуков не оказывает влияние на ритмический контур слова. То есть ребенок произносит слова с разным количеством слогов и соблюдает ударность. Но при стечении согласных, ребенок может «терять» один звук, например, белка превратится в бека и т.д.

Кроме того, сложности при переходе от одного звука к другому, приводит к замене согласных. Вместо слова «ножницы» ребенок скажет но-си-сы. Язык остается в одной артикуляционной позе, характерной для произношения звука «С», а не перестоится для правильного произношения звуков «Ж» и «Ц».

Дети-дизартрики часто испытывают проблемы со звуковым анализом. Они вряд ли пройдут общепринятые тесты, определяющие уровень этого навыка. Третьеклассник с данным нарушением речи в слове «кот» обнаружит, например, четыре звука К, А, Т, А. При отборе картинок с изображением слов, начинающихся на звук «Б», этот ребенок также выберет слова, начинающиеся на звук «П» и т.д.

Лечение дизартрии

Поскольку дизартрия может являться проявление самых разных расстройств нервной системы, то и единой схемы лечения этой патологии не существует. Ребенка, прежде всего, должен обследовать врач невропатолог. Он же и осуществляет лечение. Занятия с логопедом являются в этом случае вспомогательными, они входят в комплекс лечебных мероприятий, куда также включается:

При обнаружении симптомов дизартрии у своего ребенка необходимо как можно быстрее обратиться к специалистам. Чем раньше врачи и логопеды начнут заниматься с дизартриком, тем выше шанс нормализовать речь и избежать трудностей с обучением в школе.

Даже легкая форма дизартрии требует коррекции, прежде всего это связано с тем, что сам ребенок чувствует стеснение. Он осознает ошибки своей речи и обижается, когда его не понимают окружающие. Все это приводит к тому, что ребенок-дизартрик замыкается в себе и вовсе перестает общаться с окружающими его людьми.

Работа по нормализации речи должна вестись не просто логопедом, а специалистом-дефектологом с достаточной квалификацией и опытом. При коррекции дизартрии используются особые логопедические методики, без знания которых невозможно оказать помощь ребенку-дизартрику. Ну и, конечно, логопед-дефектолог должен иметь большое терпение и выдержку, потому что коррекция дизартрии обычно протекает трудно и занимает много времени. Ребенок может не идти на контакт, отказываться выполнять предложенные задания или выполнять их неправильно.

для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Смотреть фото для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Смотреть картинку для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Картинка про для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофия. Фото для какой формы дизартрии характерны атония арефлексия атрофияНесмотря на все старания специалистов, в некоторых случаях коррекция не приносит желаемых результатов. Причиной этого могут быть проблемы в семье. Чтобы ребенок заговорил, его необходимо окружить любовью и заботой. Поддержка родителей имеет огромное значение.

Профилактика

Достаточно часто родители детей, страдающих дизартрией, винят в этом себя. Но данное речевое нарушение во многих случаях развивается по независящим от человека причинам. Предсказать развитие дизартрии во внутриутробном периоде не сможет ни один врач, но соблюдение беременной женщиной таких правил позволит снизить риск развития всевозможных патологий ЦНС:

Избегайте стрессов, больше времени проводите на свежем воздухе, старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

Для предотвращения развития дизартрии в раннем детстве, необходимо обеспечить ребенку правильный уход. Травмы головы и всевозможные заболевания, особенно инфекционные, подрывают здоровье малыша и негативно сказываются на его развитии.

Будьте внимательны к себе и к своему ребенку, ваше здоровье в ваших руках!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *