для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента

Г) модель организации государственного управления, основанную на объединении политической компетенции региональными структурами власти.

4.Федерализм представляет собой:

а) модель организации государственной власти, в которой власть разделяется между региональными правительствами и центральным правительством и каждый тип правительства имеет область принятия окончательных решений;

б) модель организации государственной власти, в которой власть разделяется между региональными правительствами, каждое из которых имеет область принятия окончательных решений;

в) модель организации государственной власти, в которой власть разделяется между структурами центральной власти, каждая из которых имеет область принятия окончательных решений;

г) модель организации государственной власти, в которой власть между региональными и центральным правительствами объединяется.

5.Понятие «форма правления»означает:

а) административно-территориальное деление страны;

б) политический режим в государстве;

В) структуру высших органов власти в государстве и распределение

власти между ними;

г) легитимность ____________________власти.

6.При какой форме правления глава исполнительной власти избирается на всеобщих выборах:

а) парламентской республике;

б) президентской республике;

в) полупрезидентской республике;

г) дуалистической монархии.

7.Для какой формы правления характерно формирование правительства парламентом:

а) парламентской республики;

б) президентской республики;

в) полупрезидентской республики;

г) абсолютной монархии.

8. Для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента:

а) парламентской республики;

б) президентской республики;

в) полупрезидентской республики;

г) парламентской монархии.

9. В президентской республике правительство несет политическую ответственность перед:

б) президентом;

г) Центральным банком.

10. Каково государственное устройство России по Конституции 1993 г.:

б) федеративное;

Тема 13. Политическая идеология

1. Политическая идеология, объявляющая высшими ценностями справедливость и социальное равенство – это:

Г) социализм.

2. Политическая идеология, для которой высшими ценностями являются нация и выражающее ее интересы государство – это:

Г) национализм.

3. Политическая идеология, отстаивающая свободу рынка и предпринимательства – это:

в) либерализм;

4. Идеология, обосновывающая сохранение сложившегося общественного порядка – это:

б) консерватизм;

5. Кто из перечисленных авторов трактовал идеологию как «коллективное бессознательное (мышление) определенных групп, которое скрывает действительное состояние общества, как от себя,

так и от других, и тем самым стабилизирует его»:

в) К. Мангейм;

6. Русский революционер, автор книги «Государственность и анархия»:

а) М. Бакунин;

7. Теоретик консерватизма:

а) Э. Берк;

б) Н. Махно;

9. Автор афоризма «Конечная цель − ничто, движение − все»:

б) Э. Бернштейн;

10. Теоретик и основоположник современной западной социал-демократии:

а) Э. Бернштейн;

Тема 14. Политические элиты

1. Кто из перечисленных авторов рассматривал государство как аппарат насилия, обеспечивающий господство одного класса над другими?

б) К. Маркс;

2. Какую цель преследуют группы интересов в политике:

а) стремление оказать влияние на власть с целью реализации своих интересов;

б) стремление реализовать собственные интересы независимо от госу-

в) стремление к изменению политического режима;

г) стремление стать политической партией.

3. Укажите автора теории элиты:

в) Г. Моска;

4. Кому из названных мыслителей принадлежит «теория циркуляции элит»:

а) В. Парето;

5. Стратегическая функция политической элиты:

а) определение политической программы действий путем генерирования новых идей;

б) укрепление стабильности и единства общества;

в) представление, выражение и отражение в политических программах интересов различных социальных групп и слоев населения;

г) все перечисленное.

6. Для авторитарной тенденции характерна:

а) закрытость механизма формирования политической элиты;

б) отрытость механизма формирования политической элиты;

в) широкая социальная база формирования элиты;

г) неограниченный круг лиц, отбирающих элиту.

7. Для демократической тенденции характерна:

а) узость селектората;

б) отсутствие конкуренции в отборе;

в) низкие требования к личностным качествам претендентов;

Г) открытость процесса отбора элиты.

8. Системой рекрутирования политической элиты является:

а) антрепренерская;

9. Под политическим рекрутированием понимают:

а) разделение общества на привилегированное меньшинство и пассивное большинство;

б) использование власти для получения социальных привилегий;

в) политическую социализацию;

Г) избрание в выборные органы власти.

10. Автором «железного закона олигархии» является:

Г) Р. Михельс.

Тема 15. Политические партии, организации и движения. Партийные системы

1. Политическая партия представляет собой:

а) политическую структуру, ставящую своей целью контроль за процессом принятия решений государственными органами власти;

б) организацию, целью которой является лоббирование интересов определенных социальных групп;

в) институт, включающий в себя ограниченное число иерархически ранжированных групп интересов, которые монополизируют право представительства соответствующих сфер общественной жизни перед государством;

Г) институт, который выражает интересы определенной социальной группы (групп) и/или идеологию и стремится к государственной власти для их реализации.

2. Массовая партия – это:

а) разновидность партии, отличающейся стремлением подорвать легитимность существующего режима;

Б) хорошо организованное объединение, основными признаками которого являются: широкое, активное членство, определенная идеология и мировоззрение, строгая дисциплина, неукоснительное соблюдение устава и программы ее приверженцами, существование на

членские взносы;

в) организация, представляющая собой «объединения нотаблей», целью которых выступает проведение выборов, победа на них определенных кандидатов и сохранение связи с ними;

г) слабоструктурированное объединение последователей вокруг харизматического лидера.

3. Кадровая партия – это разновидность партии, для которой характерно:

а) широкое, активное членство, определенная идеология и мировоззрение, строгая дисциплина, неукоснительное соблюдение устава и программы ее приверженцами;

б) преследование единственной цели – контроля за процессом принятия решений государственными органами власти;

в) «объединения нотаблей», целью которых выступает проведение выборов, победа на них определенных кандидатов и сохранение связи с ними;

г) слабоструктурированное объединение последователей вокруг харизматического лидера.

4.Отличительной чертой правительственной партии выступает:

а) ведущая роль в формировании правительства;

б) нахождение у власти не менее двух сроков подряд;

в) монополия на власть;

г) решающая роль правительства в ее формировании.

5.Представительство интересов политического меньшинства осуществляется:

а) массовой партией;

б) правительственной партией;

в) оппозиционной партией;

г) кадровой партией.

6.Разновидность партии,отличающаяся стремлением подорвать легитимность существующего режима,в политологии обозначается понятием:

а) системной партии;

б) антисистемной партии;

г) правительственной партии.

7.Политическая партия,которая выступает за социальную защиту людей труда,социальную помощь и справедливость,является:

в) левой;

8.Политическая партия,которая выступает за гарантии прав человека,стимулирование инициативы граждан,ограничение вмешательства государства в социальную и экономическую сферы,свободу предпринимательства и снижение налогов,является:

а) правой;

9.Какой из перечисленных конфликтов способствовал формированию религиозных партий:

а) между центром и периферией;

б) между городом и селом;

в) между государством и церковью;

г) между собственниками и рабочими.

10.Какой из перечисленных конфликтов способствовал формированию социалистических и рабочих партий:

Источник

Форма правления государства

Под формой правления понимается структура и статус высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также порядок взаимоотношений между ними. По формам правления государства делятся на монархии и республики.

Большинство монархий ограниченные, конституционные (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Дания, Испания, Япония и др.). В них полномочия монарха строго ограничены законодательными системами. Монарх не участвуют в законодательной деятельности, законы принимаются парламентом, правом вето, где оно существует, монархи практически не пользуются. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Оно осуществляет реальное управление страной.

Институт монархии во многих странах (особенно европейских) сохраняется потому, что олицетворяет единство нации и незыблемость ее политической системы. Монархии обеспечивают преемственность в политическом развитии, являются охранителями традиций.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентская, президентская и смешанная.

Правительство обладает исполнительной властью, нередко законодательной инициативой, а также правом ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента. В большинстве стран членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Это позволяет привлекать в правительство не только лидеров правящих партий, но и наиболее влиятельных представителей парламентского большинства. Тем самым обеспечивается контроль над парламентом и массовая партийная поддержка.

Парламентские республики существуют в таких, например, странах, как Италия, Германия, Греция, Швейцария, Индия и Австралия. Они отличаются частой сменой правительств и внеочередными парламентскими выборами.

В президентской республике глава государства одновременно выступает и в качестве главы правительства. Чаще всего он избирается непосредственно народом, руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим. Сам (а в США с одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним.

Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент обычно обладает правом вето на решения парламента. Для успешного выполнения своих обязанностей президент и парламент должны наладить взаимодействие, даже если оба института контролируются различными партиями.

Впервые президентская республика как форма правления была введена в США на основе Конституции 1787 года. В Западной Европе она не получила распространения. В странах же с длительными авторитарными традициями (в Латинской Америке, Азии, Африке) эта форма правления нередко трансформируется в «суперпрезидентскую республику» с полудиктаторскими полномочиями у президентов.

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентской и президентской.

К числу таких стран, по мнению большинства ученых, относится и Российская Федерация. Полупрезидентская (смешанного типа) республика в России характеризуется наличием сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской республики.

Конституция России предусматривает, что Президент России формирует Правительство и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117). Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В 2008 году в Конституцию России была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Источник

Формы государственного правления

Понятие «форма государственного правления» (или просто «форма правления») отвечает на вопрос, кто «правит» в государстве, то есть кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть.

Характеристика формы правления требует обратить внимание на следующие моменты:

Типичные черты монархической формы государственного правления:

Форма правления зависит прежде всего от типа общества. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В государствах буржуазного типа сохранились лишь формальные черты монархического правления. Вместе с тем монархия является весьма гибкой и жизнеспособной формой государственного правления, несомненно имеющей ряд позитивных качеств, не утративших значения для современности. Так, в 1975 г. народ Испании на плебисците высказался за установление монархии. Монархические настроения существуют и в современной России.

В историческом аспекте монархии можно подразделить на древневосточные

восточные деспотии, основанные на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет), рабовладельческие античные (например, древнеримская монархия), феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные).

С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монархии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха по конституции ограничена представительным органам. Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества и в настоящее время существует в Англии, Дании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др. Государства этой формы правления функционируют в демократическом режиме.

Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

а) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, отсутствует какой бы то ни было ее дуализм;
б) исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом;
в) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах;
г) главой государства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;
д) законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.

Характерным примером парламентарной монархии является Великобритания.

Более широкое распространение, чем монархия, имеет в современном мире республиканская форма правления.

Для республиканской формы государственного правления характерны следующие черты:

Современная республика может быть президентской и парламентской.

Для президентской республики характерно:

а) соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);
б) президент избирается населением или его представителями на выборах (выборщиками);
в) президент самостоятельно (не исключен парламентский контроль) формирует правительство, и оно ответственно перед президентом, а не парламентом;
г) президент наделен такими полномочиями, которые в значительной степени позволяют ему контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента.

Главной отличительной особенностью парламентской республики является принцип политической ответственности правительства перед парламентом. В целом же она характеризуется следующими чертами:

Парламентскими республиками являются Италия, ФРГ, Греция, Исландия, Индия и др.

Некоторые страны относят к «полупрезидентским» (президентско-парламентским) республикам (Франция, Финляндия, Россия).

Форму правления тоталитарного государства называют «извращенной формой республики» или «партократической» республикой, которой присущи все черты тоталитарной организации.

Источник

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента. Смотреть фото для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента. Смотреть картинку для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента. Картинка про для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента. Фото для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента. Смотреть фото для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента. Смотреть картинку для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента. Картинка про для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента. Фото для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента. Смотреть фото для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента. Смотреть картинку для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента. Картинка про для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента. Фото для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента. Смотреть фото для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента. Смотреть картинку для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента. Картинка про для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента. Фото для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента

для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента. Смотреть фото для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента. Смотреть картинку для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента. Картинка про для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента. Фото для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента

для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента. Смотреть фото для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента. Смотреть картинку для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента. Картинка про для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента. Фото для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента

Монархия – это форма правления, где власть передается по наследству и где монарх формирует высшие органы власти. Монархия существовала в различных странах в течение веков и сегодня она имеет место примерно в трети стран мира. Монархии бывают абсолютные и конституционные. В абсолютных монархиях управление осуществляется монархом, в руках которого концентрируется вся полнота власти. Такие монархии сегодня крайне редки и сохранились лишь в Саудовской Аравии, Катаре, Омане, ОАЭ. В конституционных власть монарха ограничена конституцией и законами. Существуют также парламентские монархии, где власть реально принадлежит не главе государства в лице монарха, а главе правительства, который избирается парламентом. Монарх осуществляет в основном представительские функции. В реальности парламентарные, конституционные монархии мало чем отличаются от республик.

Республика – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республики бывают парламентские и президентские. Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Ее формальной отличительной чертой является отсутствие должности премьер-министра. Президентская республика строится теоретически по принципу жесткого разделения властей. Независимость исполнительной и законодательной власти усиливает избрание президента и парламента на отдельных выборах. К тому же члены правительства не могут быть одновременно депутатами парламента.

Такая форма правления предполагает, что парламент не имеет права распускать правительство или смещать президента, а президент не может распустить парламент и назначить новые выборы. Но в исключительных случаях (нарушение Конституции, совершение преступления) парламент может возбудить дело об импичменте президента.

В президентской системе парламентское большинство и правительство могут принадлежать к различным политически партиям, но президентская республика полностью исключает многопартийность в исполнительной власти.

Типичным примером президентской республики являются США. Она характерная также для таких стран Латинской Америки, как Бразилия, Колумбия, Мексика, Боливия, Панама и др.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной чертой парламентской республики является наличие должности премьер-министра, котором принадлежит реальная власть. Премьер-министр может с согласия правительства распустить парламент и назначить новые выборы.

В настоящее время парламентская республика существует в Италии, ФРГ, Швейцарии, Финляндии, Ирландии, Индии, Израиле, Турции и т.д.

для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента. Смотреть фото для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента. Смотреть картинку для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента. Картинка про для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента. Фото для какой формы правления характерно право роспуска президентом нижней палаты парламента

Существует также смешанная или полупрезидентская форма правления. Классический пример такой модели – Франция. Здесь в структуре исполнительных органов власти наряду с президентом имеется должность премьер-министра. Президент избирается всеобщим голосованием, является главой государства и главой правительства, обладая правом назначать премьер-министра и утверждать министров по предложению последнего с учетом парламентского большинства. Правительство ответственно по конституции перед парламентом, но президент имеет право роспуска нижней палаты парламента.

Форма государственного устройства – это национально-территориальная организация государства, раскрывающая соотношение центра и мест, отдельных частей государства между собой и центром. В этом отношении выделяют унитарные государства, федеративные и конфедерации.

Унитарные государства отличаются единой конституцией и гражданством, единой системой высших органов власти, права и судопроизводства. Они характеризуются централизованным руководством административно-государственными единицами и отсутствием обособленных государственных образований. В рамках унитарных государств возможна широкая национальная или территориальная автономия. Как правило, ими являются мононациональные государства (Китай, Испания, Франция, ЮАР, Румыния и др.

Федерация – союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований (республик, штатов, кантонов, провинций, земель) и обладающих определенной самостоятельностью, так как имеют свою конституцию, правительство, административно-территориальное деление, законодательство.

Основными признаками федерации являются: единый контроль со стороны федеральных органов власти над всеми территориями, входящими в федерацию, и отсутствие у ее субъектов права выхода из федерации; исключительное право федерального правительства на осуществление внешней политики; возможность изменения конституции страны только с согласия членов федерации; отсутствие у федерального правительства права на одностороннее изменение границ субъектов федерации; наличие двухпалатного парламента федерации с равным представительством каждого из субъектов федерации хотя бы в одной из палат; наличие двойной системы: судебной, правовой, гражданства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *