для какой категории лиц допустима деловая визитная карточка без адреса
Деловой этикет. Правила поведения, общения, дресс-кода
Не секрет, что успешная карьера зависит не только от качества работы, но и от соответствия принятым в компании стандартам. Однако есть общие правила, следуя которым вы сумеете вписаться в новый коллектив и быть на высоте в любой ситуации. Книга известного специалиста по этикету поможет вам грамотно составить резюме, успешно пройти собеседование, наладить хорошие отношения с коллегами, быть на хорошем счету у руководства, провести даже сложные переговоры, достойно и уместно выглядеть как в рабочее время, так и на корпоративных мероприятиях. Удобная структура книги (правила делового этикета в алфавитном порядке от А до Я) позволит вам легко найти нужную информацию.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Деловой этикет. Правила поведения, общения, дресс-кода предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Визитная карточка отражает контактную информацию о человеке или организации. В повседневном общении визитную карточку принято называть «визитка».
Информация на карточке содержит название компании и ее логотип, контактные данные: адрес, телефонный номер, факс, адрес электронной почты, мобильный телефон, скайп, а также фамилию и имя владельца, его должность, звания, ученую степень.
Визитная карточка часто используется не только для передачи контактных данных, но в целях рекламы. Чтобы ваша карточка отличалась от других визиток, особое внимание следует уделить ее цветовой гамме и дизайну, соответствующему предоставляемым услугам.
Многие оставляют обратную сторону визитки чистой, чтобы делать на ней в случае надобности пометки.
Визитная карточка передается деловым партнерам, клиентам, новым знакомым; она отражает имидж владельца, в связи с чем стоит особенно внимательно относиться к выбору дизайна, оформлению карточки и правилам ее вручения.
Стоит различать виды визитных карточек: личная, семейная, деловая визитка сотрудника или руководителя фирмы.
Личные карточки используются в дружеском, неформальном общении, оформляются в любом понравившемся владельцу стиле, содержат имя и удобный способ связи с владельцем.
На семейной визитке принято указывать имена супругов, при желании — детей. Указывать домашний адрес не принято, достаточно домашнего или мобильного номера телефона супругов. Подобная визитка часто украшается фотографией семьи или, например, домашнего любимца.
Визитная карточка человека, предлагающего профессиональные услуги в частном порядке (фрилансера), является разновидностью личной карточки. Указываются координаты, телефон, вид деятельности, время работы. Тематическое оформление карточки обычно отражает вид деятельности владельца.
Визитная карточка сотрудника фирмы, или деловая визитка, — стандартная карточка, принятая на данном предприятии. Деловая визитка содержит имя, отчество и фамилию сотрудника, его должность, название фирмы, адрес (юридический и фактический), телефон, факс, электронную почту, сайт компании.
Деловая визитка используется в бизнесе, вручается клиентам и партнерам на встречах и переговорах. Предпочтительно, чтобы деловая визитка была матовая, а не глянцевая.
В крупных фирмах и корпорациях внешний вид карточки для сотрудников разных отделов стандартизирован и она изготавливается с применением корпоративной символики и цветов.
Корпоративная визитная карточка призвана отразить информацию о компании, в связи с чем имя конкретного служащего на ней может быть не указано. На корпоративной карточке представлены информация о компании, виды деятельности и предоставляемых услуг, обозначаются все возможные виды связи: юридический и почтовый адрес, адрес офиса, контактные телефоны, факс, сайт компании. На обратной стороне часто предлагается схема проезда. Подобные карточки широко используются для рекламы на выставках и конференциях.
На визитной карточке депутатов любого уровня, а также государственных служащих может изображаться флаг и герб страны или региона.
В международном бизнесе рекомендуется иметь комплекты визитных карточек и на русском, и на иностранном языке, например на английском.
В странах Востока, в Японии и Китае будет оценено старание сделать визитные карточки на их родном языке. Не самым удачным решением является изготовление двусторонней визитки на двух языках.
Визитную карточку вручают для продолжения общения и обмена контактами. Ее можно предложить самому: «Я оставлю вам свою визитную карточку» — или вручить по просьбе партнера: «Как мне с вами связаться?» — «Вы сможете ко мне обратиться по этим телефонам».
Не принято вручать визитную карточку незаинтересованному лицу, а также раздавать карточки всем участникам мероприятия.
Предложение об обмене визитками производится согласно субординации: сначала рассматривается статус, затем возраст и, наконец, гендерный признак. Младший вручает визитную карточку старшему, мужчина — женщине. На вручение карточки женщина может не отвечать. На встрече первыми вручают визитку хозяева, посетители предлагают свою в ответ.
Визитную карточку предпочтительно вручить лично, с глазу на глаз, иначе карточку придется предложить всем участникам разговора.
Не принято обмениваться визитками во время застолья. Исключением может стать деловая встреча или бизнес-ланч в ресторане, но и здесь рекомендуется вручить карточку после завершения трапезы, иначе партнеру придется прерывать трапезу, убирать полученную визитку и доставать свою.
Если вам вручили визитку, ее полагается внимательно рассмотреть и прочитать, а не убирать сразу в сумочку или визитницу. Можно сказать несколько слов, например о дизайне, или заметив не только телефон, но и адрес электронной почты: «Обязательно загляну на ваш сайт». Получая визитную карточку, следует поблагодарить партнера: «Спасибо, буду рад нашему дальнейшему сотрудничеству».
Вручающий визитку должен внятно, четко и неторопливо произнести свою фамилию, особенно если она написана на иностранном языке или вы представляетесь иностранцам. Получающий визитку должен внимательно вслушаться в произношение.
Если фамилия оказалась слишком трудной, попросите произнести ее еще раз: «У вас такое красивое, но трудное имя, будьте добры, произнесите его еще раз». Не стоит смущаться переспрашивать, намного хуже, когда вы обратитесь к человеку неправильно.
Визитные карточки не принято хранить в карманах, они быстро помнутся. Тем более неуважительно положить в карман только что полученную карточку. Чтобы визитки не рассыпались и сохраняли достойный вид, предпочтительно хранить их в специальной визитнице.
Согласно общим правилам, в ответ на предложенную карточку полагается предложить свою. В случае отсутствия визитной карточки допустимо, извинившись, сообщить, что у вас нет с собой визитки, и записать телефон на листе бумаги, однако представители бизнес-кругов, особенно из стран Востока, могут решить, что человек не заинтересован в сотрудничестве или относится к развитию отношений недостаточно серьезно.
Не полагается вручать личную визитную карточку в ответ на деловую или корпоративную, подвергая сомнению репутацию фирмы. Использование деловых визиток в личных целях допустимо.
Не принято использовать деловые визитки в светской жизни и вкладывать карточку с указанием должности в личный поздравительный букет или подарок, если только презент не преподносится от имени организации.
Если вы получили карточку, но не отдали свою, постарайтесь передать или отправить ее собеседнику в течение нескольких дней.
В случае, когда хозяин офиса или предприятия по какой-либо причине не вручил посетителю визитную карточку, а посетитель хотел бы оставить свои координаты, не стоит нарушать правила и вручать визитку хозяину первым, лучше оставить карточку у секретаря.
Визитную карточку также допустимо передать через одного из сотрудников, оставив ее с пометкой о цели вручения и положив ее в незапечатанный конверт.
Деловая визитная карточка, передаваемая через секретаря или посредника, вручается в незаклеенном конверте, в отличие от личной визитной карточки в светской жизни, конверт с которой заклеивается.
На визитку, доставленную по почте или с курьером, принято ответить в течение 24 часов. Может быть отправлена ответная визитка или письмо, допустим телефонный звонок.
На деловых визитках возможно предусмотреть в правом верхнем углу место для внесения надписи «для кого», в случае если владелец собирается рассылать визитки. Полагается также указывать повод ее отправления.
Отправляя карточку по почте или с посыльным, на визитной карточке вы можете сделать целевые пометки. Допустимо сделать содержательные надписи, но в третьем лице: «Поздравляет с юбилеем», «Благодарит за поздравление».
При общении с зарубежными партнерами вы можете использовать принятые в странах Запада пометки. Это первые буквы французских слов, которые пишутся карандашом на оборотной стороне визитной карточки в левом нижнем углу.
Визитная карточка
Деловой этикет
До недавнего времени визитные карточки в нашей стране считались прерогативой дипломатов и высоких должностных лиц. Но в последнее время этот полезный обычай получает все более широкое распространение.
В современной практике используются деловые, личные и семейные визитные карточки. Встречаются случаи и комбинированных визитных карточек, содержащих как служебные, так и личные данные о ее владельце.
Общие требования к шрифту визитных карточек заключаются в том, что он должен быть легко читаем. Имя, как правило, выделяется легко читаемым полужирным шрифтом слегка большего размера. Не рекомендуется использовать сложные готические или декоративные шрифты. Будьте осторожны с использованием курсивного начертания шрифтов, особенно, если у вас редкая или труднопроизносимая фамилия или же речь идет о карточке на иностранном языке.
Как правило, визитная карточка должна иметь черный текст на белом фоне, напечатанный поперек карточки без каких-либо рамок или завитушек. В последнее время типографии предлагают широкую гамму цветных карточек, карточек на пластмассе или даже на коже, но нормы строгого этикета не рекомендуют далеко отходить от черно-белой гаммы. Предпочтительней сосредоточиться на выборе отменного качества бумаги, которая может быть слегка тонирована, иметь сатинированную поверхность. Старайтесь избегать и глянцевой поверхности карточек. Цветные и необычные карточки пока остаются уделом художников, типографов, а также коммивояжеров, работников служб сервиса и рекламных агентов. Черная рамка на визитной карточке допускается в знак траура.
Разновидностью личной карточки является семейная визитная карточка. Она используется при знакомстве, направлении поздравлений друзьям семьи, прилагается к подаркам. Необходимо помнить, что имя жены ставится перед именем мужа. Адрес на семейной визитке может не указываться.
Деловая визитная карточка без адреса также не соответствует нормам этикета (исключение составляют дипломаты и высшие государственные должностные лица). Если у вас меняется адрес, и вы еще не знаете своих новых телефонов, то лучше указать официальный адрес вашей организации, телефон секретариата или канцелярии.
В случае, если организация имеет несколько филиалов, то на деловых визитных карточках ее представителей могут быть указаны несколько адресов.
Разновидностью деловой и личной визитки является комбинированная визитная карточка, где наряду со служебным адресом (в левом нижнем углу) указывается и домашний адрес (в правом нижнем углу). Такие карточки уместны для научных и творческих работников, которые часто работают дома. Женщины, как правило, не указывают на таких карточках свой домашний адрес, ограничиваясь номером телефона.
Ответы на тесты по дисциплине «Деловое общение. Тест 39»
66. Как нужно разговаривать по телефону с усталым человеком?
а) спокойным, понимающим тоном;
б) приветливо;
в) бодро; (верно)
г) раздраженно.
67. Если ваш мобильный телефон зазвонил во время разговора с руководителем:
а) ни в коем случае не прерывайте беседу с ним, на звонок отвечать не стоит – просто отключите аппарат; (верно)
б) стоит извиниться и ответить на звонок максимально кратко;
в) необходимо выйти и поговорить в другом помещении;
г) все зависит от степени важности этого звонка.
68. Чьи визитные карточки по своему оформлению могут отходить от строгих норм этикета?
а) сотрудников магазинов и предприятий сферы услуг; (верно)
б) дипломатов и высших государственных должностных лиц;
в) научных и творческих работников;
г) оформление визитных карточек не по нормам этикета не допускается.
69. Для какой категории лиц допустима деловая визитная карточка без адреса?
а) для сотрудников магазинов и предприятий сферы услуг;
б) для дипломатов и высших государственных должностных лиц; (верно)
в) для научных и творческих работников;
г) оформление визитных карточек не по нормам этикета не допускается.
70. Для какой категории лиц уместны комбинированные визитные карточки?
а) для сотрудников магазинов и предприятий сферы услуг;
б) для дипломатов и высших государственных должностных лиц;
в) для научных и творческих работников; (Верно)
г) оформление визитных карточек не по нормам этикета не допускается.
Для какой категории лиц допустима деловая визитная карточка без адреса
Правила оформления визиток. Деловой этикет.
Правила оформления визиток
Общие требования к шрифту визитных карточек заключаются в том, что он должен быть легко читаем. Имя, как правило, выделяется легко читаемым полужирным шрифтом немного большего размера. Не рекомендуется использовать сложные готические или декоративные шрифты. Будьте осторожны с использованием курсивного начертания шрифтов, особенно, если у вас редкая или труднопроизносимая фамилия или же речь идет о карточке на иностранном языке.
Как правило, визитная карточка должна иметь черный текст на белом фоне, напечатанный поперек карточки без каких-либо рамок или завитушек. В последнее время типографии предлагают широкую гамму цветных карточек, карточек на пластмассе или даже на коже, но нормы строгого этикета не рекомендуют далеко отходить от черно-белой гаммы. Предпочтительней сосредоточиться на выборе отменного качества бумаги, которая может быть слегка тонирована, иметь сатинированную поверхность. Старайтесь избегать и глянцевой поверхности карточек. Цветные и необычные карточки пока остаются уделом художников, типографов, а также коммивояжеров, работников служб сервиса и рекламных агентов.
Знаете ли Вы, какой угол визитной карточки нужно загнуть, оставляя ее лакею, чтобы обозначить, что целью визита было осведомиться о здоровье хозяина? Мы тоже. А ведь всего каких-то сто лет назад это знание было таким же необходимым для выживания в аристократических кругах, как и умение танцевать или поддерживать светскую беседу. В свое время визитки были неотъемлемой частью этикета, и правила их употребления были не менее сложны, чем правила пользования столовыми приборами. Визитные карточки в те времена дополняли ряд таких понятий, как титул, чин, земля, лошади. Кроме того, они представляли целую область (поли)графического искусства, со своими шедеврами, канонами и табу.
Однако традиции использования визиток в нашей стране были прерваны, и те, кто начал снова внедрять их в наш обиход, опирались лишь на смутные литературные ассоциации.
Некоторые правила делового этикета
Обмен визитными карточками ведётся строго по ранжиру, начиная с самых высокопоставленных членов делегации. Если партнёры находятся на одном должностном уровне, первым вручает визитную карточку младший по возрасту. Если Вы встречаетесь в Вашем офисе, этикет обязывает Вас первым вручить визитную карточку, так как хозяева делают это первыми. Вручая визитную карточку, произнесите свою фамилию вслух, чтобы партнёр мог без ошибок её произносить. Принимая визитную карточку, прочитайте вслух имя партнёра и усвойте его должность.
Во время переговоров следует положить карточки перед собой, расположив их в том же порядке, в каком сидят партнёры.
Ни в коем случае нельзя мять чужие визитные карточки, делать на них пометки, вертеть в руках на глазах хозяина. Это воспринимается как знак неуважения. В менее официальных случаях в зависимости от характера отношений с адресатом на визитных карточках делаются надписи, обязательно в третьем лице. Например: «Благодарит за новогоднее поздравление», «Поздравляет с национальным праздником», «Благодарит за внимание», «С наилучшими пожеланиями» и т. д.
Если Вы не застали партнёра в офисе, оставьте свою визитную карточку у секретаря, загнув верхний правый угол, а затем расправив его. Загиб свидетельствует, что Вы лично оставили визитную карточку, а это воспринимается как знак наибольшего уважения и почтения. Карточка может быть передана и с шофёром или курьером, но в этом случае она не загибается. Считается грубым нарушением этикета, если загнутую карточку поручают завести курьеру или шофёру. На полученные по почте или завезённые визитные карточки следует отвечать также визитными карточками в течение 24 часов.
Какие заказывать визитки?
Любая визитная карточка, оставшаяся у собеседника, создает у него ассоциацию с ее владельцем. Поэтому она должна быть сделана так, чтобы вызывать положительные эмоции у того, кто на нее смотрит. Независимо от того, каким подходом руководствовались при ее заказе (для красоты или для дела), визитная карточка должна быть стильной, хорошо сверстанной и качественно отпечатанной.
Анализ задачи начинается с ответов на три вопроса:
· Для чего нужны эти визитки?
· Кому они предназначаются?
· Как ими будут пользоваться?
Естественно форму и содержание визитной карточки, следует связать с родом деятельности компании. Например, если они принадлежат фирме страхования автомобилей, уместно сделать их на самоклеящейся бумаге и с ярким оформлением, чтобы владельцы машин могли (и захотели!) наклеивать их в салоне машины.
Скажем несколько слов о необходимости визитных карточек. Развитая индустрия производства визитных карточек и их доступность привела к тому, что в некоторых странах их наличие при деловых контактах стало не только желательным, но и обязательным условием. Например, если в России или во Франции к отсутствию визитки при ведении переговоров партнер отнесется снисходительно и просто запишет информацию на листе бумаги, то в Японии бизнесмен, извиняющийся, что у него кончились визитки, полностью себя компрометирует. Собеседник воспримет это либо как несерьезность человека, либо, что еще хуже, как неуважение к себе. Тем более что он знает, что визитки при желании можно изготовить в течение нескольких минут в специализированных фотоавтоматах или в оперативных печатных салонах (расположенных на всех центральных улицах, в аэропортах, гостиницах или универмагах) или получить их за пару часов, заказав у консьержки и вообще не выходя из гостиничного номера.
Статья взята с сайта Визитка.NET. Полиграфической студии ЛексДизайн
Деловые визитки: секреты этикета и любопытные факты
«Рядом с кафе «Бом» в скоропечатне заказал он себе визитные карточки, небольшого размера, под мрамор: «Симеон Иоаннович граф Невзоров».
А.Н. Толстой, «Похождение Невзорова»
Визитки. Без них невозможно представить делового человека. Теперь можно с уверенностью переделать поговорку – «покажи мне свою визитку, и я скажу, кто ты». Казалось бы, этот небольшого формата кусочек плотной бумаги не отличается от миллиона других. Но у каждого из них есть своя особенность.
Также визитки славятся своим этикетом. В чем-то он похож на чайную церемонию. Возможно, такое сравнение не случайно. Ведь первые визитки появились именно в Китае между 2 и 3 веком до нашей эры.
История визиток
Если сейчас наличие визиток – это личное желание, то в древние времена китайские чиновники специальным указом были обязаны иметь карточки на красной бумаге с написанными на них именами и должностями. На первых визитках не было ничего лишнего. Все четко и точно.
Первая печатная визитка появилась в Германии. Она датируется 1786 годом. Как и во Франции, право ношения визиток предоставлялось только людям из высшего общества.
Итальянские аристократы решили усовершенствовать скучную визитную карточку: в 16-17 веках жители Флоренции и Венеции, главные законодатели мод, обладали гравированными карточками. А изготовление визиток стало отдельным ремеслом, напоминавшим слияние магии и искусства.
В Россию представительские карточки пришла в эпоху императрицы Екатерины Великой. Первые русские карточки были изящны и самобытны, их оформлением занимались прославленные российские художники. Но уже к 19 веку излишняя помпезность сменилась на сдержанную простоту. На первый план вместо орнаментов и гравюр выходит красота шрифтов. Во времена Пушкина визитные карточки представляли собой белый прямоугольник, на котором указывались имя, отчество и фамилия. Адрес тогда никто не писал. Любопытен тот факт, что в России визитки назывались «билетами». Также было различие между мужскими и дамскими карточками. Женские визитки были миниатюрными и изящными, а вот мужские подчас достигали размера почтового конверта.
Приезжая с визитом, принято было оставлять свой «билет» в прихожей на серебряном подносе. Часто этот самый поднос держало в лапах чучело медведя. Если гость не заставал хозяина дома, то было принято загибать верхний левый угол визитки. Хранили «билеты» в специальных коробочках и шкатулках из совершенно различного материала: будь то кожа или дерево. Также появились и первые визитницы с прорезями для карточек.
После 1917 года визитки «вышли из моды». И возродилась эта мода относительно недавно, с приходом рыночных отношений. Хотя в СССР тоже были свои визитные карточки. В отличие от дореволюционных на них сначала писалась фамилия, а потом уже имя и отчество владельца.
Какие бывают визитки. И как с ними жить и работать
В современной России визитки приобрели исключительно деловые качества. Тем не менее, у визитных карточек есть свой этикет и правила вручения. Главное – помнить, что обмен визитками – это целая церемония.
Различаются два вида карточек: рабочая и личная. На рабочей, или представительской, карточке нет ни телефонов, ни адресов. Только ФИО. Это очень удобно для публичных людей. На личной карточке указана вся контактная информация. Ее вручают только в том случае, если в дальнейшем Вы намерены продолжить знакомство.
Обычно визитки вручают по старшинству. То есть, следует соблюдать иерархию. Принимается во внимание должность и возраст человека. Также не забудьте о милых женщинах – дамы вперед.
Визитка представляет не только самого человека, но и ту организацию, где он трудится. Поэтому такая карточка накладывает на владельца дополнительные обязательства. Чтобы доказать Вашу учтивость по отношению к партнеру, подавайте визитку лицом к получателю. Тогда не будет проблем с переворачиванием карточки и лишней суматохи.
Этикет визиток
В странах Азии есть свой оригинальный способ вручения визитных карточек. Японцы подают визитку двумя руками с поклоном. Чем выше ранг получателя, тем ниже поклон. Также если компания, которую Вы представляете, существует уже давно, и Вы имеете контакты с азиатскими партнерами, то Вам просто необходимо отметить сколько лет Вашей фирме, как давно она на рынке.
Кстати, что для русского простительно, то для японца – позор. Если у российского бизнесмена кончились визитки, то это не так уж и страшно. Совсем по-другому данная ситуация воспринимается в Японии. Неимение визиток при деловом контакте считается неуважением к собеседнику.
В стране Восходящего Солнца вообще очень развит культ визиток. Так, европеец, который получил карточку от своего партнера из Японии и небрежно просмотрел ее или отправил в карман, считается невежей. Лучше положите их в специальную коробочку. Ваши партнеры это оценят.
В Великобритании к этикету визиток относятся очень лояльно. Так что смело складируйте карточки в карманы. Но, тем не менее, моветоном считаются грязные и неряшливые визитки. Все-таки английская чопорность дает о себе знать.
В Арабских странах нельзя подавать и принимать визитки левой рукой. Такое правило связано с особенностями вероисповедания. Также делается и в Индии.
А теперь о местах обитания визиток. По общему этикету карманы брюк предназначены для личных вещей. Нагрудный карман пиджака – для декоративного носового платка. Расчески и ручки носят во внутреннем кармане пиджака. Там же, в специальной коробочке, нашлось место и визиткам. Дамы могут положить карточки в свои элегантные сумочки.
Самое неподходящее место для вручения визиток – это застолье. Исключение, пожалуй, является деловая встреча в ресторане. Также для вручения визиток совсем не подходят сауны, бассейны и места отдыха. Делу время, а потехе – час.
Если Вы получили визитку, то обязательно поблагодарите того, кто ее вам вручил. Назовите фамилию или имя-отчество. Если же перед Вами иностранец со сложнопроизносимым для русского человека ФИО, то попросите произнести его свое имя. Потом также сделайте сами. Не стесняйтесь переспросить или замешкаться. Главное – понять друг друга.
Отправляясь куда-нибудь с визитом, свою карточку сначала отдайте хозяину, а уже потом – гостям или посетителям. Если же Вы не можете сами присутствовать на мероприятии, то можно послать карточку с курьером. Как в старые-добрые времена. Как и в 19 веке, нужно загнуть левый верхний угол визитки. При этом карточку необходимо вложить в конверт. Заклеивать конверт не надо.
Также у визиток есть и свои условные знаки. Обычно они пишутся в левом нижнем углу.
p.f. — поздравление (pour feliciter)
p.r. — выражение благодарности (pour remercier)
p.c. — выражение соболезнования (pour conolaence)
p.f.n.a. — поздравление с новым годом
p.p.c — прощание при отъезде на длительный срок
p.p. — представление
Также в этикете визиток существуют и свои протекции. Вы можете послать свою карточку вместе с карточкой человека, уже знакомого получателю. Таким образом, его визитка представит Вас и даст надлежащие рекомендации.
Некоторые правила оформления визиток