для какой категории населения были сохранены телесные наказания даже после судебной реформы 1864 г
Контрольный тест по теме: «Реформы Александра 2»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1. Что побудило царское правительство провести в 1861 году крестьянскую реформу?
А. поражение в Крымской войне
Б. требования дворянства освободить крестьян
В. крестьянские бунты.
2. Что получили крестьяне в 1861 году?
А. свободу от царских повинностей;
В. право выхода из общины.
3. В чьих руках находилось управление городом по городской реформе?
Б. городская управа;
4. По судебной реформе 1864 года:
А. вводилось равенство всех социальных групп перед законом;
Б.сохранялся принцип сословного суда;
В. отменялась смертная казнь.
5. Для какой категории населения были сохранены телесные наказания даже после судебной реформы 1864г?
6. Для осуществления выкупа земли по закону 19 февраля 1861 года крестьянин единовременно должен был внести 20-25% всей выкупной суммы. Кто выплачивал помещикам остальную часть?
7. Какие выборы проводились в земства по реформе 1864 г?
8. Какое издание было самым популярным в России в период подготовки реформ 1860-1870гг?
В. Московские ведомости.
1. Положение от 19 февраля 1861 г. распространялось на:
А. 45 губернии европейской России;
Б. только на Сибирь;
В. на всю Российскую империю.
2. Где создавались земские учреждения?
А. в губерниях и уездах;
В. только в деревнях.
3. Кому подчинялись земские учреждения?
В. сельскому старосте.
4. Когда впервые в судебный процесс в России был введен адвокат?
5. Что предоставляла крестьянству реформа 1861 г?
А. отмену телесных наказаний;
В. равные сословные права с купечеством.
6. Кому непосредственно подчинялась городская дума по Городовому положению 1870г?
А. городской управе;
7. Военная реформа 1874г:
А.сохраняла 25-летний срок службы;
Б.вводила всеобщую воинскую повинность;
В. объявляла рекрутские наборы.
8. Чье участие в суде было обязательным по судебной реформе 1864 г?
В. присяжного поверенного.
по теме: «Реформы Александра 2»
1-а. 2- б. 3-в. 4- б. 5- б. 6-а. 7- б. 8- а.
1- а. 2- б. 3-б. 4- б. 5- б. 6- в. 7- б. 8- в.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-1386687
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Почти все вузы в России открыли пункты вакцинации от ковида
Время чтения: 1 минута
Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей
Время чтения: 1 минута
Google сможет удалять снимки с детьми из результатов поиска по запросу
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест по истории реформы Александра 2
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
по теме: «Реформы Александра 2»
1.Что побудило царское правительство провести в 1861 году крестьянскую реформу ?
А. поражение в Крымской войне
Б. требования дворянства освободить крестьян
В. крестьянские бунты.
2. Что получили крестьяне в 1861 году?
А. свободу от царских повинностей;
В. право выхода из общины.
3. В чьих руках находилось управление городом по городской реформе?
Б. городская управа;
4. По судебной реформе 1864 года:
А. вводилось равенство всех социальных групп перед законом;
Б.сохранялся принцип сословного суда;
В. отменялась смертная казнь.
5. Для какой категории населения были сохранены телесные наказания даже после судебной реформы 1864г?
6. Для осуществления выкупа земли по закону 19 февраля 1861 года крестьянин единовременно должен был внести 20-25% всей выкупной суммы. Кто выплачивал помещикам остальную часть?
7. Какие выборы проводились в земства по реформе 1864 г?
8.Какое издание было самым популярным в России в период подготовки реформ 1860-1870гг?
В. Московские ведомости.
9. Положение от 19 февраля 1861 г. распространялось на:
А. 45 губернии европейской России;
Б. только на Сибирь;
В. на всю Российскую империю.
10.Где создавались земские учреждения?
А. в губерниях и уездах;
В. только в деревнях.
11. Кому подчинялись земские учреждения?
В. сельскому старосте.
12. Когда впервые в судебный процесс в России был введен адвокат7
13.Что предоставляла крестьянству реформа 1861 г?
А. отмену телесных наказаний;
В. равные сословные права с купечеством.
14. Кому непосредственно подчинялась городская дума по Городовому положению 1870г?
А. городской управе;
15.Военная реформа 1874г:
А.сохраняла 25-летний срок службы;
Б.вводила всеобщую воинскую повинность;
В. объявляла рекрутские наборы.
16.Чье участие в суде было обязательным по судебной реформе 1864 г?
В. присяжного поверенного.
17.Кто был одним из наиболее активных проводников реформ 1860-1870гг?
18.Когда был принят университетский устав, восстанавливающий университетскую автономию?
19. Какой банк был создан в 1860 году для оздоровления финансовой системы России?
Б. государственный банк;
20.К чему привела реформа 1861 г?
А. упрочила феодальные отношения в России;
Б. послужила причиной дворцовых переворотов;
В. сняла препятствия для капиталистического развития России.
1А 2. Б 3.в 4. Б 5 Б. 6а. 7 Б. 8 а. 9 а. 10 б. 11б. 12 б. 13 б.
14 в. 15 б. 16 в. 17 б. 18 б. 19 б. 20 в.
21.. Гласность – представители прессы имели право освещать процесс в печати.
Открытость – суд должен был проходить при открытых дверях в помещении вмещавших достаточно большое количество публики.
Состязательность – весь процесс должен был быть построен по принципу своеобразного состязания между двумя сторонами: прокурором, представлявшим обвинение, и адвокатом, выступавшим в качестве защитника.
1А 2. Б 3.в 4. Б 5 Б. 6а. 7 Б. 8 а. 9 а. 10 б. 11б. 12 б. 13 б.
14 в. 15 б. 16 в. 17 б. 18 б. 19 б. 20 в.
21.. Гласность – представители прессы имели право освещать процесс в печати.
Открытость – суд должен был проходить при открытых дверях в помещении вмещавших достаточно большое количество публики.
Состязательность – весь процесс должен был быть построен по принципу своеобразного состязания между двумя сторонами: прокурором, представлявшим обвинение, и адвокатом, выступавшим в качестве защитника.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДВ-362898
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минобразования Кузбасса рекомендовало техникумам и школам уйти на каникулы до 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Школьных охранников предлагают обучать основам психологии
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для какой категории населения были сохранены телесные наказания даже после судебной реформы 1864 г
1. Для какой категории были сохранены телесные наказания даже после судебной реформы 1864г.?
а) для купцов;
б) для крестьян;
в) для горожан, имевших имущественный ценз ниже 1 тыс. рублей
2. Реформа судебных учреждений 1864г. вводила:
а) гласность судопроизводства;
б) участие присяжных заседателей во всех процессах;
в) участие присяжных заседателей в уголовных процессах;
г) состязательность судебного процесса.
3. Какая категория лиц не могла быть избрана присяжными заседателями по судебной реформе 1864г.?
а) иностранцы;
б) купцы;
в) учителя начальных школ.
4. Что стало высшей кассационой инстанцией в России по судебной реформе 1864г.?
а) Сенат;
б) Судебная палата;
в) Министерство юстиции.
5. Что такое мировой суд?
а) Международный суд в Женеве, разрешавший международные споры;
б) Судебный орган сельской общины;
в) Суд с упрощенным производством в уездах и городах для разбора незначительных дел.
6.Военная реформа 1874г.:
а) вводила всеобщую воинскую повинность;
б) сохраняла 25-летний срок службы;
в) объявляла рекрутские наборы.
7. Кто был освобожден от воинской службы по закону 1874г.?
а) дворяне;
б) священнослужители;
в) рабочие промышленных предприятий
8. В 1865г. были опубликованы Временные правила о печати, которые:
а) ужесточали цензуру в стране;
б) отменяли предварительную цензуру для ряда изданий;
в) отменяли всякую цензуру.
10.Какие реформы подверглись наиболее серьезному пересмотру?
а) военные;
б) судебные;
в) среднего и высшего образования.
11. 12 февраля 1880г. после очередного покушения на Александра II была создана Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия. Кто ее возглавлял?
а) М. Т. Лорис-Меликов;
б) К. П. Победоносцев;
в) Д. А. Толстой.
12. Какие меры предложил М. Т. Лорис-Меликов в своем докладе царю 28 февраля 1881г.?
а) Реорганизацию органов и усиление репрессивных органов;
б) Создание двухпалатного парламента;
в) Введение в Государственный совет определенного количества выборных представителей.
Гуманный век: как Александр II реформировал систему наказаний в Российской армии
О «шельмах» и «градском сдавце»
Представление о военной карьере как об особой разновидности государственной службы начало формироваться на Руси в XV—XVI столетиях. Поначалу в «Русской правде» и других средневековых юридических документах не было такой категории, как воинские преступления, но с началом формирования регулярного войска стало понятно, что существуют проступки, которые способен в силу своего статуса совершить только военный.
«Первые упоминания о воинском преступлении содержатся в Судебнике 1550 года. Речь идёт о «градском сдавце», то есть военачальнике, сдавшем неприятелю крепость, за что предусматривалось наказание в виде смертной казни», — рассказал в интервью RT кандидат юридических наук, доцент Марийского государственного университета Олег Егошин.
Князь Михаил Воротынский при написании «Боярского приговора о станичной и сторожевой службе» 1571 года, который считается первым российским воинским уставом, разработал целую систему наказаний за воинские проступки. Так, за самовольный отъезд с места несения службы станичникам грозила смертная казнь, а за небрежное исполнение своих обязанностей — битьё кнутом.
В 1649 году ряд воинских преступлений был внесён в Соборное уложение, предусматривающее, в частности, такие виды наказаний, как повешение, четвертование, отсечение головы, вырывание ноздрей, битьё кнутом, лишение свободы, ссылку и штрафы. Соборное уложение постоянно менялось и дополнялось, однако продолжало действовать вплоть до начала XIX столетия. Военных могли казнить за участие в бунте, возмущение в войсках, государственную измену и сдачу города врагу. Отдельными указами регламентировалась ответственность за побег и неявку в войска. В мирное время за это могли наказать кнутом, а в военное можно было и поплатиться жизнью.
Первый военно-уголовный кодекс был введён в России в 1716 году — речь идёт об «Артикуле воинском», приложении к Уставу Петра I. В его основу легли шведские образцы. Преступление царь считал не столько нарушением закона, сколько пренебрежением к воинской субординации. В петровском «Артикуле» гораздо точнее, чем во всех предыдущих документах, был прописан состав преступлений. Также регламент предусматривал множество вариантов казни, телесных и моральных наказаний. В частности, царь позаимствовал у шведов битьё шпицрутенами (металлическими шомполами) и ввёл шельмование — позорное наказание для офицеров. «Шельму» лишали всех прав и объявляли вне закона. Смертную казнь при Петре I зачастую после вынесения приговора заменяли каторгой — империя нуждалась в рабочих руках.
«Вводимые в законодательство Петром I разнообразные жестокие воинские наказания не могли действовать долго, не исполнялись на практике и должны были рано или поздно измениться. На протяжении XVIII века законодатель и правоприменитель стали относиться к военнослужащим более «бережно», — отметил Егошин.
Впрочем, несмотря на некоторое смягчение, разработанная Петром система воинских наказаний действовала вплоть до середины XIX столетия. Причём рядовые не особо рассчитывали на смягчение законов, стремясь завоевать расположение конкретных военачальников.
«Полководец Александр Суворов утверждал, что «умеренное военное наказание, смешанное с ясным и кротким истолкованием погрешности, более тронет честолюбивого солдата, нежели жестокость, приводящая его в отчаяние». Такой подход способствовал победе России над турками, поляками и французами», — считает Егошин.
«Телесные наказания выглядели неприлично»
С конца XVIII столетия началась постепенная гуманизация уголовного законодательства в Европе. В 1791 году во Франции было ограничено использование телесных наказаний (хотя окончательный отказ произошёл лишь в 1881-м), в 1820 году от такого вида наказаний отказались Нидерланды, в 1860-м — Италия.
В России в середине XIX столетия началась николаевская реформа военно-уголовного законодательства. В 1839—1845 годах с принятием Военно-уголовного устава и Уложения о наказаниях уголовных и исправительных впервые с петровских времён была предпринята попытка систематизировать систему ответственности военнослужащих за различные правонарушения. В документах давались определения таким понятиям, как «преступление», «покушение», «оконченное деяние». Правонарушения делились на умышленные и неумышленные.
Однако новые документы оказались слишком сложными, запутанными и противоречивыми, что создавало плодотворную почву для различных злоупотреблений. Кроме того, в армии фактически сохранялась система телесных наказаний, введённая ещё Петром I. От вырезания ноздрей официально отказались лишь в 1817 году, от битья кнутом — в 1845-м, однако плети, шпицрутены и розги никуда не исчезли.
В корне ситуация начала меняться лишь при Александре II.
«Поражение в Крымской войне убедительно продемонстрировало, что Российская армия требует масштабных реформ», — рассказал в беседе с RT кандидат исторических наук, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова Олег Айрапетов.
Эксперт отметил, что реформы, развёрнутые в армии новым императором, шли сразу по нескольким направлениям. В частности, была внедрена более современная система комплектования войск, сокращён срок службы, всё меньшую роль стал играть социальный статус человека.
«В этой ситуации телесные наказания в армии выглядели неприлично. Это было атавизмом», — подчеркнул Айрапетов.
В 1863 году в России с некоторыми исключениями (относительно заключённых и рецидивистов) были официально отменены телесные наказания как разновидность уголовной ответственности. Это было отображено в итоге и в Воинском уставе о наказаниях, принятом 5 мая 1868 года. Телесные наказания сохранялись лишь для уже осуждённых военных. Полностью от них отказались формально только в 1904 году.
Наказания в Уставе 1868 года были разделены на уголовные (смертная казнь, в том числе с лишением гражданских прав, каторжные работы, ссылка на поселение в Сибирь, заточение в крепость) и исправительные (временная ссылка, временное заключение в крепости, смирительном доме или гражданской тюрьме, денежные взыскания, содержание в военно-исправительных ротах или военных тюрьмах, гауптвахта).
Наказания, предусмотренные новым уставом, были значительно мягче, чем те, которые содержались в петровском «Артикуле» и даже николаевских уставах. Однако в них очень жестоко карались преступления против мирного населения. В частности, за убийство, разбой или изнасилование, совершённое в военное время, военнослужащие платили жизнью.
Порка вместо заключения
Военное положение или иные особые условия наделяли высшие офицерские чины широчайшими полномочиями. Впоследствии это позволило властям прибегать к жёстким мерам в ходе событий начала ХХ века — с революционерами расправлялись по законам военного времени.
Несмотря на официальный отказ от телесных наказаний, по словам экспертов, рукоприкладство со стороны командиров из армии не исчезло. Впрочем, даже сами солдаты порой предпочитали порку за небольшой проступок тому, чтобы отправиться на несколько месяцев в одиночную камеру. Ведь по уставу под стражу можно было угодить за любое проявление несогласия со своим командиром.
Впрочем, эти порядки всё равно были значительно более гуманными, чем то, что происходило в те же годы в армиях других государств. Например, в Великобритании, по словам Олега Айрапетова, телесные наказания в армии и на флоте широко применялись вплоть до начала 1880-х годов. Российские же реформы, по мнению эксперта, были в целом прогрессивны, хотя и не смогли устранить всех проблем.
«В период Первой мировой войны вновь стала широко применяться смертная казнь, было официально восстановлено наказание розгами, и многие командиры вновь стали отдавать предпочтение жёсткому давлению и физическому насилию над подчинёнными, о чём свидетельствуют письма с фронта, перехваченные военной цензурой. Порке подвергались целые подразделения даже за пустяки. Те, кто отдавал соответствующий приказ, не пытались толком разобраться в ситуации. Ещё сложнее стоял вопрос о наказаниях на флоте. В итоге военная система, основанная на принуждении, показала свою несостоятельность в условиях революционных перемен», — рассказал в беседе с RT Егошин.
При этом эксперт считает, что в реформах 1868 года содержался ряд норм, которые не потеряли своей актуальности до сих пор. В частности, речь идёт о военных тюрьмах — этот относительно гуманный вид воинского наказания успешно применяется в ряде стран и в наши дни, тогда как в России они были отменены в ходе революции 1917 года.
Судебная реформа 1864 г.
Первым шагом в судебной реформе была отмена телесных наказаний 17 апреля 1863 г. Однако она не была доведена до конца. Наказание розгами сохранялось для крестьян, каторжан (в том числе и женщин) и штрафных солдат.
В 1864 г. были утверждены новые судебные уставы. Старые сословные суды были ликвидированы. Вместо многочисленных судебных инстанций для уголовного и гражданского процессов учреждались только две: окружные суды и судебные палаты. В судебные палаты обращались с апелляциями, они разбирали спорные дела, переходившие к ним из окружных судов. Кроме того, судебные палаты рассматривали политические дела, переходившие к ним из окружных судов.
В судебный процесс впервые вводился состязательный порядок. Обстоятельства выявлялись при помощи прений сторон, т. е. судебного спора между государственным обвинителем — прокурором, с одной стороны, и присяжным поверенным — адвокатом, представлявшим защиту, — с другой.
В отличие от прежнего тайного, закрытого суда по реформенный суд стал гласным, открытым. Дела разбирались в присутствии обвиняемого, свидетелей, публики. Отчеты о некоторых судебных процессах печатались в газетах. Вводился институт присяжных заседателей. Присяжными заседателями могли быть лица, имевшие образование, постоянно проживавшие в данном месте, обладавшие небольшим имущественным цензом (не менее 500 руб.) обязательно грамотные и отличавшиеся достойным поведением. В присяжные заседатели попадали лица из господствовавших классов общества. В обязанности присяжных входили обсуждение дела по окончании судебного разбирательства, вынесение решения о степени виновности подсудимого. Вердикт присяжных объявлялся в суде, и суд был обязан формулировать приговор в соответствии с их решением.
Новый суд был отделен от административной власти. Независимость суда от администрации формально достигалась несменяемостью судей. Для засвидетельствования всякого рода актов была учреждена должность нотариусов.
Судебная реформа, хотя она и была наиболее буржуазной из всех реформ 60 — 70-х годов, так как более всего воплотила в себе черты буржуазного судопроизводства, сохраняла еще много элементов дореформенного крепостнического судопроизводства. Сословность суда так и не была уничтожена полностью. Сохранялся крестьянский волостной суд, учрежденный по «Положениям» 19 февраля 1861 г., с наказанием розгами. Был сохранен также суд для духовенства — Духовная консистория. Независимость суда от администрации также не обеспечивалась полностью. Судебный чиновник мог получать чины и награждения от административной власти, поэтому он стремился выслужиться перед прокурором. Администрация обладала правом перемещения судебных следователей от одного судебного округа в другой без их согласия. Начиная со второй половины ‘0-х годов правительство начало вводить ограничения в правах присяжных и гласность судебного процесса.
Новые судебные уставы действовали не везде. Судебная реформа не коснулась Белоруссии, Средней Азии, Сибири. Она не была проведена в ряде губерний севера и юго-востока России (Архангельская, Олонецкая, Уфимская, Оренбургская и Астраханская губернии).
Классовый характер нового суда, его несправедливость для бедных людей с потрясающей силой отобразил Л. Н. Толстой в романе «Воскресение».
И все же, несмотря на ограничения, судебная реформа была большим шагом вперед по сравнению с дореформенным судом. Новый суд благодаря гласности процесса приобретал иногда политическое звучание. Достаточно вспомнить речи на суде рабочего Петра Алексеева, Софьи Бардиной. В отдельных случаях (до 1878 г.) суд присяжных решался выносить даже оправ дательный вердикт по политическим процессам, что имело место в деле Веры Засулич. В целом же царский суд и после реформы 1864 г. оставался одним из надежных орудий правительства, с помощью которого оно поддерживало власть эксплуататоров.
Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.- 512 с.