для какой культуры наиболее важной чертой является заупокойный культ

Заупокойный культ

Обоготворяя явления и силы природы, древние египтяне пытались связать мысль о вечности всегда возрождающейся природы с мыслью о воскресении и вечной жизни умершего и обоготворённого предка. В эпоху Древнего Царства, когда эти древние религиозные представления стали облекаться в богословскую форму, древний бог воды и растительности Озирис постепенно превратился в центральную фигуру заупокойного культа.

Представление об Озирисе, как о боге растительности и воды, восходит к глубокой древности, к эпохе возникновения земледельческого хозяйства. Чувствуя свою полную зависимость от природы, древний египтянин считал, что его земная и будущая загробная жизнь зависит от Озириса: ведь в Озирисе, в этом боге умирающей и воскресающей природы, как бы воплощались скрытые и вечные силы природы. Поэтому воскресение Озириса считалось залогом воскресения человека к новой жизни. Эта мысль чётко выражена в следующем религиозном тексте:

Как воистину Озирис живёт, так живёшь и ты.

Как воистину он не умирает, так не умираешь и ты.

Как воистину он не уничтожается, так не уничтожаешься и ты.

Превращение бога растительности и воды в бога вечной жизни, в судью мёртвых и царя загробного мира запечатлено в древней легенде о том, что Озирис был убит своим злым братом Сэтом, затем воскрес и, наконец, стал владыкой загробного мира. Поэтому, по верованиям древних египтян, человек мог получить вечную жизнь, только уподобившись Озирису и только в том случае, если над его телом будут совершены те же религиозно-магические обряды, которые были совершены над телом Озириса.

С появлением в эпоху Среднего Царства значительного среднего свободного слоя населения заупокойный культ несколько видоизменяется. Религиозно-магические надписи, обеспечивавшие ранее загробную жизнь лишь царям и аристократам, стали появляться на стенках даже скромных саркофагов, в которых хоронили представителей средних слоев населения. Учитывая специфические настроения и желания этих новых кандидатов на загробную жизнь, жрецы стали составлять для них специальные молитвы и заклинания, которые должны были обеспечить умершему «соединение со своей семьёй в загробном мире», «вкушение хлеба в загробном мире» и возможность «не вступать в судебную палату бога». В дальнейшем применение этих религиозно-магических надписей становится доступным всё более широким слоям населения. Молитвы и заклинания, писавшиеся в эпоху Среднего Царства на стенках погребальных ящиков, пишутся в эпоху Нового Царства и в Позднее Время на свитках папирусов, образуя «Книгу Мёртвых», которую правильнее следовало бы называть «Книгой Воскресения» (выхода днём — пер-ем-херу). В «Книге Мёртвых» и в-ряде других религиозно-магических сборников и текстов этого времени содержатся многочисленные заклинания, гимны богам, описание загробного мира и судьбы человека после его смерти.

Среди многих религиозно-магических сборников наиболее крупным и наиболее распространённым была «Книга Мёртвых». Религиозная традиция древних египтян относила время составления этого сборника к эпохе Древнего Царства. Это отчасти подтверждается тем, что отдельные главы «Книги Мёртвых» встречаются уже среди «Текстов Пирамид» времени V–VI династий. Впоследствии некоторые из этих глав, целью которых было обеспечить умершему блаженство в загробном мире, стали писаться на стенках погребальных ящиков и образовали религиозно-магический сборник, получивший условно название «Текстов саркофагов» времени Среднего Царства. Из этих текстов постепенно образовалась «Книга Мёртвых». Состав и содержание «Книги Мёртвых» чрезвычайно пестры и разнообразны. Отдельные главы, следующие одна за другой, не соединены между собой логически. Весь религиозно-магический сборник является на первый взгляд хаотическим нагромождением молитв, песнопений, славословий, величаний, гимнов, заговоров и заклинаний. Некоторые главы сохранили свой древний ритуальный характер, как, например, «Глава открытия уст» или «Глава облачения в чистое одеяние». Большинство глав содержит магические заклинания, которые должны охранить умершего от ужасов загробного мира и обеспечить ему посмертное блаженство. Таковы «Глава отражения всяких змей», «Глава, чтобы не умереть вторично», «Изречение, чтобы не истлеть», «Изречение, чтобы не попасть на плаху бога» и т. п. Таковы, далее, «Изречение вдыхания воздуха и обладания водой», «Изречение превращения в золотого кобчика и в божественного кобчика», «Изречение, чтобы дать душе соединиться с телом», «Изречение восхождения на небо рядом с богом Ра». На развитие этических воззрений указывают главы 1, 18, 30 и 125. В особенности интересна 125-я глава «Книги Мёртвых», в которой описывается посмертный суд над умершим и изображается взвешивание души на весах (психостасия), а также приводится отрицательная исповедь, в которой покойный отрицает совершение им 42 основных грехов. В эту эпоху уже оформляется представление о том, что посмертное блаженство в загробном мире присуждается лишь тому человеку, который вёл на земле праведную жизнь и не запятнал себя грехами и преступлениями. Однако и эти нравственные воззрения всё ещё тесно сплетаются с древними магическими представлениями. Так, например, в 30-й главе «Книги Мёртвых» покойный заклинает своё сердце не свидетельствовать против него на посмертном суде. Эта пёстрая смесь религиозно-магических верований объясняется тем, что «Книга Мёртвых» составлялась, изменялась и редактировалась на протяжении длинного ряда веков. Древние тексты сохранялись в своей традиционной форме вплоть до позднего времени, причём их содержание уже часто становилось непонятным и даже требовало особых толкований, которые, например, сохранились в 17-й главе «Книги Мёртвых».

для какой культуры наиболее важной чертой является заупокойный культ. Смотреть фото для какой культуры наиболее важной чертой является заупокойный культ. Смотреть картинку для какой культуры наиболее важной чертой является заупокойный культ. Картинка про для какой культуры наиболее важной чертой является заупокойный культ. Фото для какой культуры наиболее важной чертой является заупокойный культ

Взвешивание сердца умершего на суде Озириса. Рисунок и часть текста 125-ой главы Книги Мёртвых. Папирус Хунефера.

Новое Царство. XIX династия. Лондон. Британский музей

Лучшие образцы «Книги Мёртвых», написанные на длинных свитках папируса, относятся ко времени расцвета египетской культуры в эпоху XVIII династии. Большинство их было найдено в фиванских гробницах и принадлежало главным образом фиванским жрецам и чиновникам. Папирусы богато украшены тончайшими рисунками, изображающими сцены погребения, совершения заупокойного ритуала, загробного суда и целый ряд других сюжетов, связанных с заупокойным ритуалом и с представлениями о загробной судьбе умершего.

Читайте также

Культ «Высшего существа» и Культ Разума

Культ «Высшего существа» и Культ Разума Упразднив христианские службы и закрыв монастыри, революционеры ввели новую религию — «Культ Разума». Собор Парижской Богоматери был переименован в «Храм Разума» и 10 ноября 1793 года там состоялось грандиозное представление:

Культ Весты

Культ Весты Во времена, когда римские женщины не имели никаких прав, кроме определенных семейным кодексом, существовала группа представительниц прекрасного пола, которым даже консулы уступали дорогу и которые активно участвовали в жизни родного города. То были жрицы

Культ Богини

Культ Богини Одним из наиболее интересных аспектов доисторического культа Богини является то, что религиозный историк Джозеф Кэмпбелл называет его «синкретизмом». В целом это означает, что культ Богини был одновременно и политеистическим, и монотеистическим. Он был

РЕЛИГИЯ И КУЛЬТ

РЕЛИГИЯ И КУЛЬТ «Самым древним достоянием народов, наряду с языком, является религия». В стране, в которой, как нигде более на земном шаре, регулярность явлений природы сказывается в такой определенной, характерной форме, в стране, где вся жизнь обусловливается

III. Культ

III. Культ Обряд, совершаемый во всех храмах Египта во имя фараона и за его счет, происходил в глубокой тайне от всех, во мраке святая святых. Назначенный для этого жрец прежде всего очищался в «Доме Утра». Он брал курильницу, зажигал ее и шел к святилищу, очищая дымом

♦ Домашний культ, общественный культ

? Домашний культ, общественный культ О домашнем культе мы уже говорили не раз: напомним, что к нему прибегали при необходимости совершения обрядов перехода (см. Этапы жизни и обряды перехода, глава 4); он касался лишь конкретного человека или ограниченного сообщества

Культ

Культ Культ, как правило, более стоек, чем религиозные Представления; и действительно, основные объекты зороастрийского культа и ныне те же, что и у пастухов каменного века, а именно вода и огонь. делала жизнь в степях возможной (предполагают, что до V тысячелетия до н.э.

Культ

Культ Различия в развитии религии приводили и к разнообразию культов богов, которые также не были одинаковыми повсюду. Там, где сказывалось влияние других чужеземных культов, находившихся на более высокой ступени развития, как это было, например, на Руси или в землях

Заупокойный культ

Заупокойный культ В культуре Древнего Египта посмертное бытие считалось наиболее важной частью существования, и потому заупокойный культ играл очень важную роль. Не только фараон, а и любой простой египтянин с самого рождения должен был думать о своем посмертии. Он

Культ мертвых

Культ мертвых Представляя духов различных сил природы, как и своих легендарных тотемных предков, в зверином облике, древние китайцы как бы устанавливали связи между силами неодушевленной природы, животным миром и душами своих покойных предков. В том, что такая связь

Культ лжи

Культ лжи Вариации на тему «советская военная угроза» были весьма хлебной темой во все времена существования СССР. Психологическая война – это бесконечно длинная цепочка находок во всем и вся, что делалось за «железным занавесом». Особенно эта война обострилась с 1929

Культ

Культ Объединение общин и формирование первых государств в древнейшую эпоху привело к выделению отдельного сословия жрецов. Вавилонское жреческое сословие всегда имело в своих руках высшую власть. Жрецы являлись посредниками между богами и людьми, учителями и

Погребальный культ и культ предков

Погребальный культ и культ предков Довольно долго у славян сохранялся патриархально-родовой строй. По свидетельству византийских историков, славяне жили племенами и родами, состоявшими из больших семей. Роды и семьи возглавлялись старейшинами. Поэтому у славян

Культ личности или культ великой идеи?

Культ личности или культ великой идеи? В описанных условиях и речи быть не может о борьбе с коррупцией. Победить ее можно, только свергнув власть финансовой экономики, «денежного мешка». И нашей стране удалось этого добиться. Впервые во всемирной истории. Почему же

Источник

ЗАУПОКОЙНЫЙ КУЛЬТ

3. ЗАУПОКОЙНЫЙ КУЛЬТ

Согласно религиозным представлениям египтян, каждый человек обладал несколькими важнейшими характеристиками, в числе которых назывались Сах – тело человека, Шунт – его тень, Рен – его имя, Ах – его приведение, Ба – проявление сущности. Ведущую роль играла Ка – душа человека, являющаяся его бессмертным двойником.

Основным условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего. Забота об этом привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботится о строительстве специальной усыпальницы для тела: египтяне полагали, что бессмертной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от посторонних взглядов пирамиды. Через семьдесят дней после смерти при условии, что его правильно похоронили, с соблюдением всех предписанных обрядов, покойник восставал к новой жизни и мог отправиться в страну вечности.

Путь на тот свет представлялся египтянам настоящей полосой препятствий, где на каждом шагу подстерегала опасность второй смерти. Подробные сведения об этом пути содержаться в «Книге мертвых», Книге о вратах», «Книге о подземных пещерах», «Книге о том что есть в другом мире», в которых перечисляются коварные ловушки, Ожидавшие мертвых, и даются подробные советы как их избежать. В этих книгах приведены гимны, которые следовало исполнять перед богами, чтобы снискать их расположение, даются указания, как убивать подземных крокодилов и змей, как не попасть в сети подземных рыбаков. Там были и магические заклинания, с помощью которых умерший мог обезвредить своих врагов.

Взвесив все «за» и «против», Осирис выносил приговор. В случае неблагоприятного решения умерший должен был закончить свое существование в утробе страшного чудовища Амелит – Пожирательницы – существа с телом гиены и бегемота, с львиной гривой и пастью крокодила. Если же решение было благоприятным, умерший мог вступить в царство Осириса.

Усилия египтян, таким образом, были направлены на то, что бы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Нередко своим земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам.

Важнейшей чертой древнеегипетской культуры было возведение пирамид. В III-II тыс. до н.э. и пирамиды, и храмы – постройки для богов – строились из камня. Строительство пирамид – по сути своей непроизводительные расходы – было разорительным для экономики государства, истощало казну, требовало колоссального напряжения сил и многочисленные жертвы со стороны населения. Если бы египтяне с таким же упорством и самоотверженностью строили дороги, а не пирамиды, Египет развивался бы более динамично.

Пирамиды строились для фараонов и для знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой. Однако тела бедняков не бальзамировались и не помещались в гробницы, а заворачивались в циновки и сбрасывались в кучи на окраинах кладбищ. В жарком и сухом климате Египта эти тела мумифицировались естественным путем, без усилий со стороны человека и могли сохраняться в песках в течение очень длительного времени – многих столетий. Но в любом случае пирамиды свидетельствовали о чрезвычайно сильном неравенстве людей в египетском обществе.

Археологи насчитали около ста пирамид, но не все они дошли до наших дней. Часть пирамид была разрушена уже в древности. Самая ранняя из пирамид – пирамида Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад. Она ступенчатая и возвышается как лестница к небу. В ее отделке использован светотеневой контраст выступов и ниш. Эту пирамиду задумал и воплотил главный царский архитектор по имени Имхотеп. Последующие поколения египтян чтили его как великого зодчего, мудреца и мага. Он был обожествлен и в честь его совершались возлияния перед началом других строительных работ.

Во II тыс. до н. э. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня – это было чуть менее разорительным, да и сами пирамиды становятся меньше. К началу I тыс. до н.э. для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники. Однако и эти тайники грабили также часто, как и пирамиды. Разграбление усыпальниц фараонов было свойственно всем периодам древнеегипетской истории, хотя египтяне боготворили и боялись своих фараонов. Усыпальницами позднего времени являются заупокойный храм фараона Ментухотепа I, построенный в виде скальной гробницы, и возведенный в XV в. До н. э. в долине Дейр-эль-Бахри на трех скальных террасах заупокойный храм царицы Хатшепсут (для украшения его было использовано 200 скульптур).

Источник

Кто есть кто в эпоху средневековья

Исторические типы культуры

В представлении населения древневосточных государств их правители были

Выберите один правильный ответа:

а) земными владыками

б) выбранными народом

в) божественного происхождения

г) жестокими тиранами

д) достойными бессмертия

Черты, характерные для древневосточного типа культуры

Выберите один правильный ответ:

а) информативность и утилитарность

б) иерархичность и каноничность

в) сциентичность и мифологичность

г) практичность и монументальность

д) гармоничность и последовательность

Социальной основой великих культур древнего востока является

Выберите один правильный ответ:

а) ранняя форма демократии

б) республиканское государственное устройство

в) ранняя форма конформизма

г) социальная мобильность

д) деспотический тип государств

Культура древнего мира, которой принадлежит изобретение десятичной системы исчисления

г) Древнего Вавилона

Культура древнего мира, которой принадлежит изобретение книгопечатания

г) Древнего Вавилона

ТИП МИФА ЕГО СОДЕРЖАНИЕ

R1: мифы, в которых в символической форме описывается происхождение мира, его генезис и смысл развития

R2: мифы посвящены выяснению процессов происхождения рода, племени, его институтов и норм

R3: мифы о предстоящем конце мира

R4: мифы, объясняющие происхождение вещей, природных предметов и явлений

R5: мифы о происхождении (в том числе сотворении) человека

Выберите один правильный ответ:

КАСТОВЫЙ СТРОЙ – ОБЩАЯ ЧЕРТА МНОГИХ ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ, НО В КУЛЬТУРЕ ЭТОГО ГОСУДАРСТВА ОН ПРОЯВИЛСЯ С НАИБОЛЬШЕЙ СИЛОЙ

Выберите несколько правильных ответов:

ЧЕТЫРЕ ВАРНЫ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

шииты брахманы кшатрии шудры рабы горожане вайшья

Причины изобретения книгопечатания в Китае

Выберите один правильный ответ:

а) из-за изобретения бумаги

б) приходилось много писать

в) неточное написание иероглифов искажало их смысл

г) легче обучаться по печатным книгам

д) проще ликвидировать неграмотность

Культура, для которой наиболее важной чертой является заупокойный культ

Выберите один правильный ответ:

а) греческая б) римская в) египетская г) византийская д) христианская

Выберите один правильный ответа:

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА НЕ ИЗМЕНЯЛОСЬ СТОЛЕТИЯМИ БЛАГОДАРЯ

изолированному положению страны

вере в загробную жизнь

Выберите один правильный ответ:

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ОСНОВОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫСТУПАЕТ

культурные достижения германских племен

традиции античной культуры

законы Рима и приверженность государственности

Выберите один правильный ответ:

СТАРИННАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ ПЕСНЯ НА ЛАТИНСКОМ ЯЗЫКЕ

Выберите два правильных ответа:

ДЛЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРНЫ ЧЕРТЫ:

креационизм антропоцентризм демократичность теоцентризм рациоцентризм

Выберите два правильных ответа:

ДЛЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРНЫ ЧЕРТЫ:

эсхатологичность аскетизм гуманизм практицизм рационализм

Выберите один правильный ответ:

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ, КОТОРЫЙ ПРИХОДИТ НА СМЕНУ РОМАНСКОМУ СТИЛЮ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРХИТЕКТУРЕ

барокко рококо готика классицизм символизм

7 Культура Средневековья

Выберите три правильных ответа:

НАЗОВИТЕ ТРИ СТРАНЫ, ГДЕ В Х-XI ВЕКАХ ПОЯВЛЯЮТСЯ ПЕРВЫЕ УНИВЕРСИТЫ:

Англия Италия Франция Россия Испания

8 Культура Средневековья

Выберите один правильный ответ:

ПЕРВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОЯВИЛСЯ

в Мадриде в Риме в Болонье в Париже в Амстердаме

9 Культура Средневековья

Выберите один правильный ответ:

скриптории термы акведуки базелики мусейоны

Установите соответствие (твет указывается сочетанием цифры и буквы)

кто есть кто в эпоху средневековья

Источник

Заупокойный культ

Воззрения древних египтян на загробную жизнь фараона и на средства ритуала представляют невиданный интерес. Во времена Древнего царства считалось, что правителя ждет множество привилегий и в загробном мире. Египтян волновало больше всего материальное благополучие правителя после смерти. Вероятно, этим и объясняется сооружение богатой гробницы для него, в которой тело умершего фараона считалось огражденным от всяких опасных случайностей. Ко всему прочему, египтяне заботились о мумификации тела правителя, о погребальном инвентаре, который должен был обязательно его сопровождать после смерти, об обрядах погребального ритуала, а также о заупокойных службах.

для какой культуры наиболее важной чертой является заупокойный культ. Смотреть фото для какой культуры наиболее важной чертой является заупокойный культ. Смотреть картинку для какой культуры наиболее важной чертой является заупокойный культ. Картинка про для какой культуры наиболее важной чертой является заупокойный культ. Фото для какой культуры наиболее важной чертой является заупокойный культ

Заупокойные службы — это чтение особых магических текстов, которые гарантировали умершему царю вечную жизнь и богатство.

Любопытно то, что магические тексты буквально противоречили друг другу. С одной стороны, умершему фараону гарантировалось спокойное существование в его гробнице, а с другой — его душа (ба) и его двойник (ка) могли покинуть гробницу, чтобы соединиться с богами и жить в их обществе в другом мире.

Кстати, мумификация возникла не на пустом месте! Просто египтяне верили, что человек после смерти продолжает жить в своей гробнице, а тело ведь разрушается. Чтобы избежать этого изобрели мумификацию.

Что включал в себя заупокойный культ? Прежде всего, умершего обеспечивали всем необходимым. Фараон даже своим вельможам еще при жизни строил гробницы. Однако были и такие, которые не удостаивались такой чести и строили гробницы за свой счет. Подношения умершему осуществлялись либо за счет его самого, либо за счет короны. Для «кормления» умершего предоставлялись даже земельные участки, однако это было очень убыточно, поэтому дары в его пользу заменили магическими текстами.

Со времени Древнего царства до нас дошли тексты — «обращение к живым»: 1) посетитель некрополя не имеет права приближаться к гробнице, если он ритуально не чист — если он ел, к примеру, запрещенную пищу; 2) посетитель не должен осквернять гробницу ритуально — иначе угрозы умершего будут преследовать его; 3) посетитель не должен наносить ущерб зданию гробницы — иначе гнев умершего ему обеспечен; 4) посетитель должен прочесть текст жертвенной молитвы в пользу умершего, что служило заменой материального подношения.

Жертвенная молитва в пользу умершего была обращена к богам, чтобы те обеспечили его всем необходимым: хлебом, пивом, быками, птицей, разными видами одеяний и т.д. Как вы думаете, к каким богам чаще всего обращались с такой молитвой? Конечно же, к Осирису и Анубису.

Процедура погребения все время менялась, но это нисколько не умаляло ее значение. Обряд «отверзания уст и очей», пожалуй, был наиболее главным! Мумия таким образом как бы «оживлялась» перед погребением.

А чего стоит создание скульптурных портретов умерших, которые потом размещались в сердабе! Это делалось на тот случай, если мумия вдруг разрушится. А в статуи, как думали древние египтяне, могло переселиться ка умершего.

Так как загробный мир считался отражением мира земного, то, соответственно, умершего и там подстерегали разного рода опасности: змеи, крокодилы, голод, ужасы, война. А избежать всего этого опять же можно было с помощью магии. Ведь только умерший знал ее в совершенстве. А живые, в свою очередь, снабжали его магическими текстами, которые играли роль путеводителей в потустороннем мире.

Источник

Каким понятием обозначается нерасчлененность деятельности и мышления человека в первобытной культуре:

Вариант 1.

1. Как по классификации П. Сорокина называется тип культуры, который базируется на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности:

1.идеациональный; 3. духовный;

2.идеалистический? 4. материальный;

2. Как переводится латинское слово, от которого происходит термин «цивилизация»:

1. полис; 3. ойкумена;

2. мегаполис; 4. город?

3. Как в индийской философии и индуизме называется совокупность гражданских, этических и культовых требований, образ жизни, определяемый богами:

4. Как называется вид письма, при котором предметы, события и действия изображаются с помощью условных знаков:

1. каллиграфия; 3. Стиль

2. пиктография; 4. азбука

5. Кто из европейских мыслителей написал работу «Закат Европы», ставшую одним из фундаментальных теоретических обоснований современной культурологи:

1. Ф. Ницше; 3. Г. Спенсер;

2. О. Шпенглер; 4. Дж. Фрэзер?

4. 6.Что в переводе на русский язык означает латинское слово, от которого произошло название культурология:

1. культура; 3. вспашка;

2. агрокультура; 4. обработка, возделывание?

7. Что такое фетишизм:

1. религиозное мировоззрение, утверждающее превосходство веры над разумом;

2. способность к творческому воображению;

3. классификация, группировка однородных предметов по их общим признакам;

4. поклонение предметам, которым приписывается сверхъестественная сила?

8. Кто является основателем буддизма:

1. Заратуштра; 3.Сиддхартха Гаутама Шакьямуни;

2. Лао Цзы; 4. Конфуций?

9. Назовите разновидность культуры, сознательно ориентирующей свои материальные и духовные ценности на «усредненного потребителя»:

1. потребительская культура; 3. коммерческая культура;

2. массовая культура; 4. популярная культура?

10. Как называется направление в западной философии, которое обозначает использование культуры в ее философских аспектах средствами и методами философии:

1. культурфилософия; 3. культурантропология;

2. культурология; 4. культуртрегерство?

11. Как называется общество, понятие которого используется для характеристики культур незападных обществ:

1. индустриальное; 3. постиндустриальное;

2. закрытое; 4. традиционное?

12. Как называется идейное течение и общественное движение «мятежных» групп студенчества, хиппи, альтернативных коммун, получившее наибольшее развитие в 60-70-х гг. ХХ в., совокупность социально-культурных установок, ценностей и ориентаций, противостоящих современной культуре:

1. конформизм; 3. контркультура;

2. бытовая культура; 4. субкультура?

13. Как называется свод положений, имеющих догматический характер; все, что твердо установлено, стало общепринятым:

14. Назовите социолога, определившего культуру следующим образом: «Культура – это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов»:

1. Г. Зиммель; 3. А. Моль;

2. П. Сорокин; 4. А. Мид?

15. Как называется помещение для отправления религиозного культа у мусульман:

16. Как называется терпимость к чужим мнениям и верованиям:

1. реакция; 3. молчание;

2. толерантность; 4. дипломатичность?

17. Как называется процесс начального возникновения какого-либо народа, дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей:

1. социализация; 3. этногенез;

2. инкультурация; 4. социогенез?

18. какую эпоху в формировании культуру называют революцией, связанной с началом развития скотоводства и земледелия:

1. палеолит; 3. неолит;

2. мезолит; 4. энеолит?

19. Когда появился термин «культура» в его современном значении:

20. Как называется отличительная черта греческой культуры – неудержимое стремление древних греков к любым состязаниям во всех сферах общественной жизни:

1. пайдейя; 3. мимезис;

21. Как называется подход к исследованию культуры с точки зрения ценности ее содержания:

1. структурологический: 3. коммуникативный;

2. диалогический; 4. аксиологический?

22. Выберите правильное словосочетание, которым обозначается сохранение тем или иным народом своих исторических традиций:

1. культурное наследие; 3. историческая память;

2. развитие библиотечного дела; 4. развитие архивного дела?

23. Назовите хронологические рамки классицизма:

24. Для какой культуры наиболее важной чертой является заупокойный культ:

1. греческой; 3. египетской;

2. римской; 4. византийской?

25. Как называют культуру, характеризующуюся производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей, элите:

1. аристократическая; 3. технологическая;

2. элитарная; 4. маргинальная?

27. Как называется процесс распространения особенностей, свойств данной исторической культуры на другие культуры:

1. культурная агрессия: 3. культурная диффузия;

2. культурное развитие; 4. культурный бонапартизм?

28. Как называется художественный стиль первой трети 19 в., зародившийся в наполеоновской империи в живописи, архитектуре, прикладном искусстве, являющийся продолжением и завершением классицизма:

1. романтизм; 3. рококо;

29. Как называется современное философско-культурологическое течение, возникшее из постструктуралистической и деконструктивной эстетической практике, нередко рассматриваемое как особое умонастроение:

1. постимпрессионизм; 3. абстракционизм;

2. постмодернизм; 4. экспрессионизм?

30. Культурологическая теория сменяющих друг друга локальных цивилизаций разработана:

1. А.Тойнби; 3. О.Шпенглером;

2. Дж.Фрэзером; 4. М. Блоком?

Вариант 2.

1.Как реализует себя личность в своей взаимосвязи с культурой – она выступает как:

2. Как называется вера в духовные сущности, заключенные в предметах, в одушевленность всех вещей окружающей действительности:

1. магия; 3. фетишизм;

2. тотемизм; 4. анимизм?

3. Как называется высший подъем духовных и физических сил художника в процессе создания им произведения искусства:

1. творчество; 3. вдохновение;

2. второе дыхание; 4. экспрессия?

4.Как называл О. Шпенглер западноевропейскую культуру, характеризующую деятельным существованием, непрерывным становлением, устремленностью в будущее, острым переживанием времени, историзмом:

1. дионисийская; 3. аполлоновская;

2. рыцарская; 4. фаустовская?

5. Как называется понятие, включающее в себя элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени:

2. ритуал; 4. традиция?

6. Когда сформировались стиль и эстетическое направление в Европе – «классицизм»:

1. во Франции в период абсолютизма (17 вв.):

3. в период Возрождения;

4. в период эллинизма?

7. Как называется форма культуры, связанная с обеспечением нормативных способов регуляции деятельности людей в обществе:

2. мораль; 4. религия?

8. Кто из ученых ввел понятие контркультуры как совокупности социально-культурных установок, крайне негативно ориентированных по отношению к ценностям господствующей культуры и противостоящей ей:

1. А. Кребер; 3. Т. Роззак;

2. Л. Уайт; 4. Э. Тайлор?

9. Как называется характеристика состояния общества с точки зрения соблюдения им моральных норм:

1. нравственная культура; 3. правовая культура;

2.этическая культура; 4. мировоззренческая культура?

10.Кто из зарубежных исследователей обнаружил в истории множество локальный цивилизаций:

1. А. Тойнби; 3. 3. П. Сорокин;

2. О. Шпенглер; 4. У. Ростоу?

Каким понятием обозначается нерасчлененность деятельности и мышления человека в первобытной культуре:

1. символизм; 3. символизация;

2. секуляризация; 4. синкретизм?

12. Как называется процесс появления новой отрасли знания о культуре:

1. обретение культурологического статуса науки;

2. формирование культурологии;

3. приобретение культурной автономии;

4. становление культурологии?

13. Что такое даосизм:

1. течение в китайской философии;

2. течение в японской философии;

3. течение в корейской философии;

4. течение в индийской философии?

14. В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, культурологи обычно разделяют ее на следующие три формы. Назовите их:

1. мужская, женская, молодежная:

2. первобытная, рабовладельческая, феодальная;

3. языческая, религиозная, светская;

4. элитарная, народная, массовая.

15. Определите хронологические рамки византийской культуры:

2. конец VII в. – середина IX в.; 4. IV в. – середина XV в.

16. Какое человеческое качество в Средние века составляло высшую ценность в моральном кодексе рыцарства:

1. отвага; 3. щедрость;

2. рыцарская честь; 4. религиозность?

17. Как понимается термин «антикультура» в понятийном аппарате культурологии:

1. деструктивный социальный феномен;

2. устоявшиеся культурные универсалии;

3. синоним понятия «цивилизация»;

4. устаревшие культурные ценности?

18. В какой стране возникли священные книги Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Ахтарваведа:

19. Каким термином в культурологи обозначают систему символов, смыслов, знаков, а также их комбинации, обобщаемые в любом предмете человеческой деятельности:

1. эталон культуры; 3. код культуры;

2. культурный синтез; 4. культурный смысл?

20. Назовите одну из социально-философских концепций ХХ в., в которой утверждается, что необходимыми элементами социальной структуры может быть только высший, привилегированный слой (или слои), осуществляющий функции управления, развития культуры:

2. теория социальной стратификации;

3. теория лидерства:

4. теория героев и толпы.

21. Как называют эллинских авторов, сочинения которых содержат высказывания различных древнегреческих философов:

1. жанристы; 3. софисты;

2. анонимы; 4. доксографы?

22. В какой из стран кастовость как черта многих древневосточных цивилизаций, проявилась с наибольшей силой:

1. Индонезия; 3. Ирак;

23. В отечественной мысли культурология как самостоятельная отрасль научного знания:

1. существовала в виде философии культуры;

2. существовала в виде этнографии;

3. существовала в виде социологии культуры;

4. не существовала; начала формироваться в конце ХХ в.

24. Как называется культура людей, связанных между собой общностью происхождения и территориального пространства, т.е. единством «крови и почвы»:

1. региональная; 3. этническая;

2. усадебная; 4. державная?

25. Что первоначально подразумевалось под словом «культура»:

1.способы обработки земли;

2. правила поведения в обществе;

3. интеллектуальные достижения человечества;

4. создание искусственной природы?

26. Какое понятие наиболее близко культуре эпохи Просвещения:

1. религия: 3. творчество;

27. Какую цель преследует движение и теория «экология культуры»? Это сохранение:

1. памятников культуры: 3. памятников духовной культуры;

2. памятников природы; 4. культурной среды

28. Назовите культурологический термин, которым обозначают состояние длительной неизменности и повторяемости норм, смыслов, ценностей знаний в ущерб новому изменившемуся:

1. догматизм культурный; 3. императив культурный;

2. застой культурный; 4. консерватизм культурный.

29. Какая отрасль культурологического знания открыла и исследовала проблемы аккультурации и взаимовлияния различных типов культур:

1. культурантропология; 3. психология культуры;

2. социология культуры; 4. философия культуры?

30. П. Сорокин выделил три типа культур. Назовите их:

1. идеалистический, чувственный, идеациональный;

2. идеальный, эстетический, этический;

3. рациональный, эмоциональный, духовный;

4. мировой, национальный, региональный.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 3257 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *