для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела

Акваловер

Аквариумистика — аквариум новичкам, аквариум любителям, аквариум профессионалам

Форма тела рыб

для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела. Смотреть фото для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела. Смотреть картинку для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела. Картинка про для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела. Фото для какой рыбы характерна обтекаемая форма телаСамое читаемое

За все время эволюции в водной среде рыбы выработали форму тела идеально подходящую для плавного скольжения, быстрых рывков, развития большой скорости и наоборот «зависания» в водной среде. И все это — при минимальных затратах энергии.
Эти факторы идеально воплощаются в гладком, покрытом слизью теле рыбы, без шеи, с заостренной головой. Однако в зависимости от поведения и конкретной среды обитания (слоя воды, скорости течения и других условий обитания), форма тела рыбы также может быть различной.

Различая «конструкции» тела рыбы, аквариумист сможет представить, в каких слоях воды предпочитают жить приобретенные им рыбки, а также циркуляция водной среды какой интенсивности им необходима.

Упрощенно эти различия выглядят следующим образом.
Рыбы-пловцы, держащиеся в верхних и средних слоях воды с сильным течением имеют удлиненное торпедо- или стреловидное тело, с плоской спиной и слабо выраженным, отклоненным назад спинным плавником.

Рыбы, живущие в тех же условиях, но в спокойной, стоячей воде, имеют вытянутую с боков форму тела и более развитые плавники.

Обитающие в среде с «обильным подводным интерьером или растительностью»: коряги, заросли растений, скалы и др. рыбы, имеют коренастое, часто уплощенное с боков тело, обычно с большими плавниками.

Форма тела придонных рыб плоская, с хорошо развитыми грудными плавниками, которые помогают рыбам передвигаться по дну.
для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела. Смотреть фото для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела. Смотреть картинку для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела. Картинка про для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела. Фото для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела
Специалисты выделяют 12 типов формы тела рыб:

1) Стреловидная: заостренная голова, одинаковая высота тела по всей длине, спинной плавник отклонен назад и находится над анальным (имитация «оперения стрелы»). Это хищники (щуки, сарганы), обитающие в средних и верхних слоях воды, не передвигающиеся на большие расстояния, но развивающие высокие скорости и нападающие на свою добычу из засады.

2) Торпедовидная (часто путают с веретеновидной): голова заострена, тело закруглено, тонкая хвостовая часть, часто имеет дополнительные плавники. Это рыбы, перемещающиеся на большие расстояния: скумбрии, тунцы, акулы.

3) Веретеновидная (самая распространенная форма тела рыб): голова немного заострена, тело сжато с боков. Эти рыбы обитают во всех слоях воды, а также в водоемах различной интенсивности течения и с разнообразным подводным ландшафтом.

4) Симметрично сжатое с боков тело: тело высокое, сжатое с боков, и имеет достаточно небольшую длину. Характерно для обитателей коралловых рифов, водоемов с большими зарослями (скалярии). Благодаря особенностям скелета, эти рыбы быстро маневрируют среди зарослей или кораллов и уходят от хищников. Еще примеры рыб, имеющих симметрично сжатое с боков тело: солнечники (Zeus), рыба-луна (Mola mola L.), лещ.

5) Несимметрично сжатое с боков тело: глаза расположены на одной стороне тела. Это в первую очередь малоподвижные рыбы, обитающие на дне: камбалообразные (Pleulonectiformes). Почти все они плавают на одной стороне тела, передвигаются с помощью длинных спинного и анального плавников.

7) Игловидная: удлиненная, скрытая в костном панцире, имитирует острые листья растений, в зарослях которых прячутся эти рыбы. Вбок не передвигаются, движение вверх-вниз происходит, благодаря спинному плавнику: морские иглы (Syngnathus).

8) Лентовидная: удлиненная, но в отличие от угревидной формы сильно сжатая с боков. Это позволяет ей иметь бОльшую площадь соприкосновения с водой и жить в средних слоях воды: рыба-сабля (Trichiuridae), сельдяной король (Regalecus).

9) Уплощенное в дорзовентральном направлении тело: очень сплюснуто в спинно-брюшной области, обычно имеет развитые грудные плавники, глаза расположены на одной стороне тела. Это малоподвижные донные рыбы: многие скаты (Batomoгрha), морской черт (Lophius piscatorius L.).

10) Шаровидная: малоподвижные, раздувающиеся в случае опасности, рыбы: рыба-шар (Sphaeroides), рыба-еж (Diodon).

11) Астеролепидная (или кузовковидная): рыбы покрыты костным панцирем, спасающим от хищников. Это придонные рыбки, часто обитатели коралловых рифов.

12) Макруровидная: высокая в передней части и суженная с задней, особенно в хвосте, с большой головой и глазами. Глубоководные малоподвижные рыбы: макрурусообразные (Macrurus), химерообразные (Chimaeriformes).

Однако существуют и виды, не попадающие ни под одно из этих описаний. Форма их тела — комбинация из нескольких вышеперечисленных вариантов.

Источник

Форма Тела Рыбы. Какие Бывают Формы? | Внутреннее Строение Рыбы

Обтекаемая Форма Тела Рыбы, также имеет функцию Дыхания с помощью Жабер, и функцию передвижения с помощью хвоста и плавников.

У рыб, которые любят быстрое течение (Форель, Хариус, Кумжа и др.) форма тела Веретенообразная, а у Рыб, обитающих на тихой воде, (Карась, Лещ, Плотва, Карп и др.), бока Сжаты.

Оглавление:

Какие Бывают Формы Тела Рыб | Множество Различных Форм

Форма тела рыбы позволяет ей юрко перемещаться среди водной растительности и поворачиваться в вертикали. А, вот донные рыбы малоподвижны, и имеют толстое, округлое тело, редко сплюснутое.

для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела. Смотреть фото для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела. Смотреть картинку для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела. Картинка про для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела. Фото для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела

Несмотря на такое множество различных форм, чаще всего встречаются Рыбы с заостренной головой (Без шеи), которая незаметно переходит в туловище, а дальше – в Хвостовой Отдел.

Тут именно жаберный отдел обозначает границу между головой и туловищем, а анальное отверстие – границу между туловищем и хвостом.

У Разных Рыб, Форма Головы Тоже Разная, и По Положению Рта Тоже Имеются Различия:

Например, у Леща рот приспособлен для взятия пищи Со дна (он даже может вытягиваться, как хоботок);

А у Щуки – для схватывания добычи;

А вот у Чехони, которая питается около самой поверхности воды различными падающими насекомыми, рот Верхний.

Да и Зубы у Рыб Тоже Самые Различные:

У Щуки кроме острых клыков на нижней челюсти в пасти есть еще Множество острейших мелких зубов (с наклоном внутрь пасти). И рыбешка, попавшая в пасть такой зубастой хищнице, конечно, обречена;

А вот у карповых рыб зубы расположены в самой глотке. С помощью таких зубов рыба может перемалывать (дробить) грубую пищу.

Поступательное движение достигается плавным образом с помощью хвостового плавника, а также волнообразными изгибами тела.

Другие Плавники в Основном Выполняют Направляющие и Координирующие Функции:

Парные плавники (грудные и брюшные) поддерживают рыбу в горизонтальном положении и способствую ее поворотам;

Непарные плавники (спинной и хвостовой) являются килями.

Плавники состоят из костных лучей с натянутой на них перепонкой. Размеры, форма, цвет и положение всех плавников у различных рыб самое различное.

Внутреннее Строение Рыбы | Отличия

Наличие у рыб Плавательного пузыря (Гидростатический орган), позволяет им находиться в определенных слоях воды, путем изменения своего удельного веса. Всплывание или Погружение рыбы зависит от объема самого Плавательного пузыря.

Но есть рыбы, у которых отсутствует плавательный пузырь (например, бычок), и для того чтобы ему подняться на поверхность, приходится приложить большие усилия.

для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела. Смотреть фото для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела. Смотреть картинку для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела. Картинка про для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела. Фото для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела

Почти все рыбы покрыты чешуей и слизью, и не зря. Именно они играют Важную роль в защите особи от механических повреждений, зубов хищника, паразитов, либо различных микроорганизмов.

Размеры чешуи колеблются от микроскопических (Угорь) до весьма Крупных, например, у Сазана.

Тела рыб отличаются друг от друга не только по своей форме, но и по Окраске, которая приспособлена к Цветовым и Световым условиям водоема.

Те рыбы, которые обитают в Зарослях Водных Растений (прячутся от врагов или же сами используют растительность, как место для засады). Имеют на теле различные полосы или пятна, которые делают их менее заметными;

Рыбы же, плавающие ближе к поверхности воды, имеют другую, но тоже защитную окраску. Спинка у них обычно темная – поэтому хуже видны сверху (например, для птиц), а бока и брюшко – светлые, серебристые, они маскируют рыбу при наблюдении снизу – защита от хищных рыб.

Своеобразную Темную Окраску тела имеют Донные рыбы, так они лучше сливаются с фоном дна.

В этом отношении Наиболее показателен цвет Камбалы: она может буквально слиться по цвету с фоном дна, а если нужно (например, в другом месте), то и поменять окраску под цвет дна.

Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Поиск по рыбе

Самые популярные способы ловли щуки. Фото и видео

Судак

Самые популярные способы ловли судака. Фото и видео

Окунь

Все о ловле окуня. Фото и видео

Все о ловле леща. Фото и видео

Плотва

4 основных правила. Фото и видео

Карась

Снасти и оснастка. Топ-2 популярных. Фото и видео

Сазан

Лучшие советы от профессионалов. Фото и видео

Правильная тактика на крупного карпа. Фото и видео

5 необходимых вещей для ловли сома. Фото и видео

Жерех

Основные правила в ловле жереха. Фото и видео

Налим

За налимом в холодное время ночью. Фото и видео

Хариус

Успешно ловить хариуса в любое время года. Фото и видео

Форель

Как, и на что ловить форель. Фото и видео

Голавль

Самые популярные способы ловли голавля

Сейчас читают:

Об Авторе

Обратная Связь

Вопрос-Ответ

Мы в Яндекс Дзен

Политика конфиденциальности

Пользовательское соглашение

Поиск по Сайту

Мы используем файлы cookie для обеспечения работоспособности сервиса, улучшения навигации и маркетинговых активностей Ulovanet. Нажимая «Принять и продолжить», вы соглашаетесь с нашей
Политика конфиденциальности

Cookie и настройки приватности

Мы можем запросить сохранение файлов cookies на вашем устройстве. Мы используем их, чтобы знать, когда вы посещаете наш сайт, как вы с ним взаимодействуете, чтобы улучшить и индивидуализировать ваш опыт использования сайта.

Чтобы узнать больше, нажмите на ссылку категории. Вы также можете изменить свои предпочтения. Обратите внимание, что запрет некоторых видов cookies может сказаться на вашем опыте испольхования сайта и услугах, которые мы можем предложить.

These cookies are strictly necessary to provide you with services available through our website and to use some of its features.

Because these cookies are strictly necessary to deliver the website, refuseing them will have impact how our site functions. You always can block or delete cookies by changing your browser settings and force blocking all cookies on this website. But this will always prompt you to accept/refuse cookies when revisiting our site.

We fully respect if you want to refuse cookies but to avoid asking you again and again kindly allow us to store a cookie for that. You are free to opt out any time or opt in for other cookies to get a better experience. If you refuse cookies we will remove all set cookies in our domain.

We provide you with a list of stored cookies on your computer in our domain so you can check what we stored. Due to security reasons we are not able to show or modify cookies from other domains. You can check these in your browser security settings.

These cookies collect information that is used either in aggregate form to help us understand how our website is being used or how effective our marketing campaigns are, or to help us customize our website and application for you in order to enhance your experience.

If you do not want that we track your visit to our site you can disable tracking in your browser here:

We also use different external services like Google Webfonts, Google Maps, and external Video providers. Since these providers may collect personal data like your IP address we allow you to block them here. Please be aware that this might heavily reduce the functionality and appearance of our site. Changes will take effect once you reload the page.

Google Webfont Settings:

Google Map Settings:

Google reCaptcha Settings:

Vimeo and Youtube video embeds:

Подробнее о нашей политике конфиденциальности и файлах cookies вы можете прочесть на странице Политики конфиденциальности.

Источник

Какие приспособления имеют животные к жизни в водной среде. Подскажите пожайлуста!

обтекаемая форма тела

наличие слизи на теле

подкожный слой жира

2. Высокая плотность воды является также причиной того, что механические колебания (вибрации) хорошо распространяются в водной среде. Это имело важное значение в эволюции органов чувств, ориентации в пространстве и коммуникации между водными обитателями. Вчетверо большая, чем в воздухе, скорость звука в водной среде определяет более высокую частоту эхолокационных сигналов.

4. Электропроводность открыла возможность эволюционного формирования электрических органов чувств, обороны и нападения.

У жуков-плавунцов – плавательные ножки, похожие на весла.

Только в водной среде встречаются неподвижные, ведущие прикрепленный образ жизни животные: гидроиды (Hydroidea), коралловые полипы (Anthozoo), морские лилии (Crinoidea), двустворчатыемоллюски (Bivalvia) и др

обтекаемая форма тела

наличие слизи на теле

подкожный слой жира

2. Высокая плотность воды является также причиной того, что механические колебания (вибрации) хорошо распространяются в водной среде. Это имело важное значение в эволюции органов чувств, ориентации в пространстве и коммуникации между водными обитателями. Вчетверо большая, чем в воздухе, скорость звука в водной среде определяет более высокую частоту эхолокационных сигналов.

4. Электропроводность открыла возможность эволюционного формирования электрических органов чувств, обороны и нападения.

У жуков-плавунцов – плавательные ножки, похожие на весла.

Только в водной среде встречаются неподвижные, ведущие прикрепленный образ жизни животные: гидроиды (Hydroidea), коралловые полипы (Anthozoo), морские лилии (Crinoidea), двустворчатыемоллюски (Bivalvia) и др

емная жизнь зародилась в воде. Все что сейчас ползает, бегает и растет на земле, что летает над землей и “роется” под землей – все это когда-то вышло из моря.

Постепенно рыбы, птицы и звери расселились в разных местах. Одни облюбовали себе леса, другие зарылись под землю, третьим понравились живописные луга.
Ну, а те, кто остался верен водной среде и остался жить в водоемах.

У жителя водной среды должны быть определенные приспособления, многие из них можно обнаружить уже в его внешности. Для плаванья нужны соответствующая форма тела, покрытие его облегчающее движение в воде. Аппарат передвижения включает особые конечности, специальные выросты или иной вариант двигателя.

●Приспособления к водной среде:
Форма тела должна быть всегда обтекаемой при самых разных ее вариантах, например::
— сплюснутой с боков (карась),
— сплюснутой в спино-брюшном направлении (пиявка),
— круглой в поперечном сечении (угорь),
-каплевидной (жук-плавунец),
-торпедообразной (кальмар).

●Тело должно минимизировать трение о воду. Это достигается особенностями его покровов:
.- покров слизи (рыба);
-очень гладкая («полированная») твердая поверхность (морская черепаха),
-мягкий слой на поверхности твердого корпуса (кит).

●Конечности:
-имеют плавательную перепонку (лягушка),
-преобразованы в плавники (дельфин),
-преобразованы в ласты (тюлень).

●Специальные выросты и приспособления к движению в воде могут включать:
-плавательную перепонку вокруг тела или специальную типа «зонтик» (каракатица, медуза),
-водоструйный («реактивный») двигатель (кальмар, личинка стрекозы),
— хвост с плавником (рыба).

●В воде тоже приходится дышать, и такое дыхание организовано по определенным правилам. Органы дыхания различны:
-жабры (рыба),
-дыхательная трубка (ранатра),
-воздухозаборники (водяные жуки, клопы),
— запасание воздуха под водой в виде пузыря (паук серебрянка),
— формирование пузыря, заменяющего легкое (жуки-плавунцы).

●Основное правило окраски для водных животных диктует соотношение яркости света в воде. Когда смотришь сверху, то видишь темное дно, а при взгляде из воды – светлое небо. Отсюда характерная приспособительная окраска всех живущих в воде. Верхняя часть тела у них темная, маскирует их на фоне темного дна, а нижняя – светлая, маскирует на фоне светлого неба. Из-за этой особенности окраски:
большинство водных жителей резко двуцветные: темный верх и светлая нижняя (брюшная) сторона.

☆☆☆Живут организмы в определенных местах, и каждый из них обязательно приспособлен к своей среде обитания. Из-за того, что всем здесь живущим приходится приспосабливаться к одним и тем же воздействиям извне, организмы из одной среды становятся похожими между собой. Зная это экологическое правило можно уже по внешности предположить, вместе обитают эти существа или нет, а также в какой среде живет данный организм. На планете имеются 4 среды обитания: водная, подземная, воздушная и внутриорганизменная. Любой организм может служить средой обитания многим паразитическим и мутуалистическим организмам☆☆☆.
● Вопрос был о рыбе, поэтому и говорили только о приспособлении к конкретной (водной) среде обитания.

обтекаемая форма тела

наличие слизи на теле

подкожный слой жира

2. Высокая плотность воды является также причиной того, что механические колебания (вибрации) хорошо распространяются в водной среде. Это имело важное значение в эволюции органов чувств, ориентации в пространстве и коммуникации между водными обитателями. Вчетверо большая, чем в воздухе, скорость звука в водной среде определяет более высокую частоту эхолокационных сигналов.

4. Электропроводность открыла возможность эволюционного формирования электрических органов чувств, обороны и нападения.

У жуков-плавунцов – плавательные ножки, похожие на весла.

Только в водной среде встречаются неподвижные, ведущие прикрепленный образ жизни животные: гидроиды (Hydroidea), коралловые полипы (Anthozoo), морские лилии (Crinoidea), двустворчатыемоллюски (Bivalvia) и др

2. Высокая плотность воды является также причиной того, что механические колебания (вибрации) хорошо распространяются в водной среде. Это имело важное значение в эволюции органов чувств, ориентации в пространстве и коммуникации между водными обитателями. Вчетверо большая, чем в воздухе, скорость звука в водной среде определяет более высокую частоту эхолокационных сигналов.

4. Электропроводность открыла возможность эволюционного формирования электрических органов чувств, обороны и нападения.

У жуков-плавунцов – плавательные ножки, похожие на весла.

Только в водной среде встречаются неподвижные, ведущие прикрепленный образ жизни животные: гидроиды (Hydroidea), коралловые полипы (Anthozoo), морские лилии (Crinoidea), двустворчатыемоллюски (Bivalvia) и др

2. Высокая плотность воды является также причиной того, что механические колебания (вибрации) хорошо распространяются в водной среде. Это имело важное значение в эволюции органов чувств, ориентации в пространстве и коммуникации между водными обитателями. Вчетверо большая, чем в воздухе, скорость звука в водной среде определяет более высокую частоту эхолокационных сигналов.

4. Электропроводность открыла возможность эволюционного формирования электрических органов чувств, обороны и нападения.

У жуков-плавунцов – плавательные ножки, похожие на весла.

Только в водной среде встречаются неподвижные, ведущие прикрепленный образ жизни животные: гидроиды (Hydroidea), коралловые полипы (Anthozoo), морские лилии (Crinoidea), двустворчатыемоллюски (Bivalvia) и др

Источник

Открытый урок по биологии в 7 классе по теме «Надкласс Рыбы. Внешнее строение рыб»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Разработка открытого урока по биологии

Тема урока: Надкласс Рыбы. Внешнее строение рыб.

Цель: раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде.

Задачи: познакомить учащихся с особенностями внешнего строения рыб в связи с водной средой обитания; научить объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные изменения в их строении; продолжить формирование познавательного интереса, умений наблюдать за живыми животными, работать с учебником.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Средства обучения: учебник; небольшая живая рыбка в банке с водой; фотографии, рисунки, таблицы с изображением рыб; мультимедийная установка.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные направления эволюции хордовых;

— общую характеристику надкласса Рыбы.

Учащиеся должны уметь:

— определять систематическую принадлежность животных к изучаемому таксону;

— работать с живыми животными;

— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

— наблюдать за поведением животных в природе.

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторную работу под руководством учителя;

— наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

— сравнивать животных изученных таксономических групп между собой;

— обобщать и делать выводы по изученному материалу;

— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении таксона;

— избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

— работать с учебником, тетрадью, дидактическими материалами;

— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

— развитие и формирование интереса к изучению природы;

— развитие интеллектуальных и творческих способностей (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать);

— развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.

I . Организационный момент

Вступительное слово учителя ( 3 мин. )

— Здравствуйте, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. А теперь проверьте, все ли готово у вас к уроку.

II . Мотивация учебной деятельности

— А о ком мы сегодня будем говорить, узнаем, отгадав загадку:

Можем быть и храбрыми.

В ней мы дышим жабрами.

С чешуей и плавниками

Проплываем тут и там

Мы по рекам и морям. (Рыбы)

-Ребята, а по каким признакам вы угадали, что это рыба?

-Верно, мы сегодня на уроке будем говорить о жителях морских глубин – о рыбах.

И так, тема урока « Надкласс Рыбы. Внешнее строение рыб ». Слайд

А что же мы можем и должны узнать о рыбах? Помогите мне заполнить схему.

(Организуется работа по заполнению схемы. Ученики называют особенности строения рыб в связи с жизнью в воде):

для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела. Смотреть фото для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела. Смотреть картинку для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела. Картинка про для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела. Фото для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела

И так цель нашего урока : Слайд раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи со средой обитания.

— Рыбы имеют сложное строение по сравнению с ранее изученными животными, поэтому сегодня мы познакомимся только с внешним строением рыб.

Цель всей нашей работы отражена в программе.

Далее учитель говорит на фоне шума волн.
III . Изучение нового материала

(Слайд) Рыбы – это типичные водные животные. Появились более 400 млн. лет назад. Известно около 20 тыс. видов. Различаются по форме тела, размерам и массе.

В зависимости от строения, питания, размножения и образа жизни делятся на 2 класса: Костные и Хрящевые.

СТАНЦИЯ «ЗАГРУЗОЧНАЯ» (3 мин)

Цель: проверка и закрепление знаний по вопросу «Общая характеристика типа Хордовые».

Задание: прочитайте текст и вставьте пропущенные слова ( записываем на листе контроля).

1. Животные с внутренним скелетом, представленным хордой, относятся к типу …

2. Над хордой расположен трубчатый тяж – это …

3. Под хордой расположена … система в виде трубки.

4. Для хордовых характерна … симметрия тела.

5. В типе хордовых выделяют два подтипа: Бесчерепные и …

Взаимоконтроль. Обменялись листочками. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл. Слайд

Подвели итог и в таблицу.

Слайд Музыка и видеофрагмент плавающих рыб с признаками хрящевых (акулы) и костных (окуня) рыб.

Погружение прошло успешно, мы видим проплывающих мимо нас рыб. Давайте познакомимся с ними поближе и сделаем остановку на следующей станции.

СТАНЦИЯ «ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ» (3 мин.)

Цель: изучение классификации рыб.

Задание: слушая мою мини-лекцию заполнить таблицу

Давайте же, определим с истематическое положение рыб. Слайд

Подтип : Черепные (позвоночные)

А надкласс Рыбы подразделяется на два класса:

Класс: Хрящевые, Костные

Примечание: можно воспользоваться информацией в учебнике В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс» § 21 стр. 97 пункты «Хрящевые рыбы» и «Костные рыбы».

Взаимоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.

Подвели итог и в таблицу.

Итак, мы познакомились с классами рыб, теперь давайте попробуем выяснить как же рыбы приспособились к жизни в водной среде. Отправляемся в путь,

СТАНЦИЯ «ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД!» (5 мин)

— Ребята, а какова цель посещения этой станции? Найдите ее в своей программе.

Цель: изучение зависимости скорости передвижения рыб от формы тела.

Задания обязательного уровня: (ответы записывать в лист контроля)

Рассмотрите рисунок 83 на стр. 99.

1.Какие отделы тела есть у рыб? (голова, туловище, хвост)

2.Прочитайте на стр. 97 в разделе «Костные рыбы» 1й абзац. Какой может быть форма тела у рыб? Заполните схему. Слайд

кругообразная для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела. Смотреть фото для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела. Смотреть картинку для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела. Картинка про для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела. Фото для какой рыбы характерна обтекаемая форма телазмееобразная

вытянутая торпедообразная сплюснутая

Задания повышенного уровня сложности:

3. Рассмотрите рисунок 82 на стр. 98 и определите: (Слайд)
1 вариант – самую быструю рыбу; ( рыба-меч)
2 вариант – самую медленную рыбу.( Луна-рыба)

4. Прочитайте текст и объясните, почему у большинства рыб обтекаемая форма тела?

Обтекаемая форма тела – это форма, при которой голова и тело плавно расширяются, а затем плавно сужаются.

( В процессе эволюции большинство рыб приобрело обтекаемую форму тела, облегчающую преодоление сопротивления водной среды.)

5. Какое приспособительное значение в жизни рыб имеет обтекаемая форма тела? (При ответе на вопрос используйте знания из курса физики и свой жизненный опыт).

(На способность развивать большую скорость движения. Для погони за добычей и спастись от более крупного хищника).

Самоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ +1 балл, максимально 5 баллов. Подвели итог и в таблицу.

Слайд , демонстрирующий различную окраску рыб.

— Ребята! Посмотрите, какие разные по окраске рыбы, они словно демонстрируют нам свои наряды. Вот мы и прибыли на следующую станцию.

СТАНЦИЯ «ДЕФИЛЕ»( 3 мин.)

Какова цель посещения?

Цель: изучение особенностей окраски тела рыб. Слайд

Задание. Прочитайте вопросы, обсудите в парах и подготовьте устные ответы.

Взаимоконтроль. Критерии оценки: за индивидуальные устные ответы + 1 балл. Подвели итог и в таблицу.

IV . ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2 мин). « Неболейка»

— Ребята, сейчас сезон вирусных инфекции, чтобы не заболеть, давайте проведем самомассаж биологически активных зон кожи.

Чтобы горло не болело,

Мы его погладим смело. (Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху

Чтоб не кашлять, не чихать,

Надо носик растирать. (Указательными пальцами растирать крылья носа.)

Лоб мы тоже разотрём,

Ладошку держим козырьком. (Приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны – вместе.)

«Вилку» пальчиками сделай,

Массируй ушки ты умело! (Раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону.)

Знаем, знаем – да-да-да, нам простуда не страшна! (хором) (Потирать ладошки друг о друга.)

— Присаживайтесь, продолжим наш урок.

— Но, как же, рыбы приспособились не только жить в воде, но и передвигаться в ней порой с огромной скоростью. Давайте посетим следующую станцию.

СТАНЦИЯ «ЭТО ИНТЕРЕСНО» (3 мин).

Цель: выявление приспособлений у рыб для передвижения в водной среде.

Задание: прослушайте объяснение учителя (лекция + фронтальная беседа)

1. Вспомните из курса физики: какими свойствами отличается водная среда от воздушной среды ? Большое сопротивление (в воде передвигаться тяжелее, чем на воздухе) и плотность (воды равна 1).

2. Этим сопротивлением является сила трения. Какие приспособления помогают рыбам увеличить скорость движения и уменьшить при этом сопротивление или силу трения? ( Чешуя и слизь). Каково их назначение?

(Слайд) Один из самых примитивных и древних типов чешуиплакоидная чешуя хрящевых рыб (акул и скатов): разбросанные по коже зубчатые пластинки. Оттого акулья кожа напоминает наждачную бумагу и при прикосновении к ней можно поцарапаться.

У древних костных рыб (осетровых) другой тип чешуи – ганоидная (в виде ромбиков и нигде не накладывается друг на друга). У большинства костных рыб чешуя уложена как черепица и может быть двух видов: ктеноидная (гладкая) и циклоидная (с шипиками). Этот тип чешуи лучше приспособлен для плавания.

Рост чешуи и годичные кольца.

Таким образом, чешуя выполняет защитную функцию и поддерживает форму тела.

В коже рыб располагаются железы: слизеотделительные и ядоотделительные.

А теперь проведем маленький эксперимент: в стакан или плоскую чашу опустим деревянный брусок, железный предмет, определим что утонет, а что нет и почему. Погрузим рыбу (мертвую) – утонула. Почему? А живая не тонет. Почему?

Ответ: у рыб плавательный пузырь с газом, а у акул – жир.

3. Почему рыбы не тонут в воде, ведь их вес больше плотности воды?

Стремятся сделать плотность = 1 или близкой к ней. Т.к. у мышц и скелета плотность больше 1, то нужны специальные меры – «поплавки». Чаще всего эту роль играют запасы жира в печени, особенно акулы. У костных рыб жир + плавательный пузырь – это, наполненный газом мешок, который заполняется газом из газовой железы.

Увеличение объема пузыря уменьшает плотность тела и способствует свободному передвижению к поверхности воды. Уменьшение объема увеличивает плотность тела и облегчает погружение.

4. Что необходимо рыбам для движения? Плавники и мышцы. (Слайд)

Плавники:
а) парные: грудные и брюшные (как «весла») – горизонтальное положение, повороты, движение вверх, вниз.

Мышцы прикреплены к позвоночнику и сокращаются поочередно: при сокращении мышц правой стороны тело изгибается вправо, левой – влево, и рыба движется волнообразно.

6.Боковая линия . (Слайд) Это своеобразный орган, благодаря которому рыба ориентируется в потоках воды, избегает столкновений с препятствиями, воспринимает приближение добычи, хищника.

7. Жабры .(Это орган дыхания рыбы, у костных рыб они прикрыты крышками, у хрящевых рыб жаберных крышек нет)

8. Вкус и обоняние. (Слайд)

Задание: установите соответствие между строением и приспособлениями рыб к жизни в воде (к цифре подберите соответствующую букву). Таблица есть и в листе контроля! Ответ записать по форме после таблицы.

Взаимоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл (максимально 5 баллов).

Итак, мы побывали на разных станциях и изучили рыб, давайте подведем некоторые итоги. Сосчитайте количество набранных баллов.

Если вы набрали 19 баллов и больше, просто здорово! Вы – молодец!

V .Закрепление изученного материала

— А сейчас вы сможете улучшить свой результат, выполнив лабораторную работу.

СТАНЦИЯ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ» (Контроль учителя).

Цель: закрепление знаний о приспособлениях рыб к среде обитания.
Задание: выполнить лабораторную работу по инструкции.

Лабораторная работа. « Особенности внешнего строения рыб, связанные с их образом жизни»

Оборудование: ванночки с рыбой.

Прочитайте всю работу.

Рассмотрите (в течение 1 минуты) выданных рыб и ответьте на вопросы:

1.Отметьте, какую форму тела имеет рыба.

2. Из каких отделов состоит тело рыбы.

3. Определите расположение рта у рыб (спереди или на нижней стороне головы).

4. Имеется ли чешуя на теле рыбы?

5. Какие органы обеспечивают движение рыб?

Задания 2-го уровня (повышенный)

1. Каково значение формы тела?

2. Рассмотрев выданную рыбу, определите, к какому классу рыб она относится.

3. Назовите виды плавников у рыб.

Сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в водной среде.

Учащиеся совместно делают вывод о приспособленности рыб к водной среде обитания по результатам лабораторной работы :

— обтекаемая форма тела;

— голова плавно переходит в туловище, а затем в хвостовой отдел;

— маскирующая окраска тела – темная спинная сторона и более светлая – брюшная;

— кожа покрыта чешуей, слизью – защищают тело и препятствуют трению в воде;

— наличие плавников – непарных (препятствуют вращению рыбы вокруг своей оси, осуществляют поступательное движение и функцию руля), а парные плавники – обеспечивают поддержание равновесия и повороты;

— наличие жаберных крышек, участвующих в дыхании рыб

VI .Подведение итогов урока

Цель: подведение итогов.

Ребята! Сегодня мы выявили приспособления рыб для жизни в воде. Им трудно, но они живут там, им надо совсем немного – это чистая вода, а от человека зависит лишь одно – не мешать. И тогда печальный список Красной книги не пополнится новыми видами!

VII . Домашнее задание:

прочитать § 21, повторить приспособления рыб к жизни в воде;

по выбору выполнить одно из творческих работ:

а) вспомнить пословицы и поговорки о рыбах;

б) вспомнить художественные произведения, посвященные рыбам;

в) подготовить сообщение по теме «Интересные сведения из жизни Хрящевых рыб».

А сейчас я прошу вас оценить свое отношение к пройденной теме.

Цель: оценить свое отношение к пройденной теме.

Задание: выберите букву и запишите ее.

а) понял хорошо;
б) не все было понятно;
в) ничего не понял.

А закончить урок хочу оптимистическими словами:

О рыбах знаем много мы,

И в то же время мало:

И нужно всем: и вам и нам,

Чтоб их побольше стало!

На этом урок окончен. Спасибо за активность! До свиданья!

для учащихся по теме «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб».

систематизация и закрепление знаний по теме «Тип Хордовые»;

знакомство с особенностями строения и приспособлениями рыб для жизни в воде;

формирование умения работать в режиме доверия.

Цель: проверка и закрепление знаний по вопросу «Общая характеристика типа Хордовые».

Задание: прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

Животные с внутренним скелетом, представленным хордой, относятся к типу ….

Над хордой расположен трубчатый тяж – это ….

Под хордой расположена …… система в виде трубки.

Для хордовых характерна ……. симметрия тела.

Самоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.

Цель: изучение классификации рыб.

Задание: Просмотреть видеофрагмент, слушая мою мини-лекцию и заполнить таблицу.

Примечание: можно воспользоваться дополнительной информацией в учебнике стр. 97 пункты «Хрящевые рыбы», «Костные рыбы».

1 Взаимоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.

Цель: изучение зависимости скорости передвижения рыб от формы тела.

Задания обязательного уровня:

! ответы в лист контроля.

1. Рассмотрите рисунок 83 на стр. 99.

Какие отделы тела есть у рыб?

2. Прочитайте на стр. 97 в разделе «Костные рыбы» 1 й абзац.

Какой может быть форма тела у рыб? Заполните схему.

Задания повышенного уровня сложности:

3. Рассмотрите рисунок 82 на стр. 98 и определите:

1 вариант – самую быструю рыбу;

2 вариант – самую медленную.

4. Прочитайте определение.

Обтекаемая форма тела – это форма при которой, голова и тело плавно расширяются, а затем плавно сужаются.

Объясните, почему у большинства рыб обтекаемая форма тела?

5. Какое приспособительное значение в жизни рыб имеет обтекаемая форма тела? (При ответе на вопрос используйте знания из курса физики и свой жизненный опыт).

Самоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл, максимально 5 б.

Цель: изучение особенностей окраски тела рыб.

Задание. Прочитайте вопросы, обсудите в парах и подготовьте устные ответы.

Критерии оценки: за индивидуальные устные ответы + 1 балл.

Цель: закрепление знаний о приспособлениях рыб к среде обитания после беседы.

Задание: установите соответствие между строением и приспособлениями рыб к жизни в воде (к цифре подберите соответствующую букву). Таблица есть и в листе контроля! Ответ записать по форме после таблицы.

Взаимоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл (максимально 5 б).

Сосчитайте количество набранных баллов в таблице.

Цель: закрепление знаний о приспособлениях рыб к среде обитания.

Задание: выполнить лабораторную работу по инструкции.

«Внешнее строение и передвижение рыб».

Прочитайте всю работу.

Рассмотрите (в течении 1 минуты) выданных рыб и ответьте на вопросы:

Задания 1 го — базового уровня (обязательные для всех).

1. Отметьте, какую форму тела имеет рыба.

2. Из каких отделов состоит тело рыбы.

3. Определите расположение рта у рыб (спереди или на нижней стороне головы).

4. Имеется ли чешуя на теле рыбы?

5. Какие органы обеспечивают движение рыб?

6. Каково значение формы тела?

7. Рассмотрев рыбу в аквариуме, определите, к какому классу рыб она относится.

8. Назовите виды плавников у рыб.

Цель: подведение итогов. Сосчитайте количество баллов, набранных вами.

Цель: оцените свое отношение к пройденной теме, выбрав букву.

а) понял хорошо; б) не все было понятно; в) ничего не понял

ученика 7-го класса _______________________

Дата:
Тема урока
: «Надкласс Рыбы. Внешнее строение рыб»

1. Станция «Загрузочная»

Взаимоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.

2. Станция «Знакомые незнакомцы»

Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.

3. Станция «Полный вперед!»
Задания обязательного уровня:
1. Отделы тела рыбы:
2.

для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела. Смотреть фото для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела. Смотреть картинку для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела. Картинка про для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела. Фото для какой рыбы характерна обтекаемая форма тела

Задания повышенного уровня сложности:

4. Обтекаемая форма тела у рыб для

5. Обтекаемая форма тела имеет следующее приспособительное значение –

Самоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл, максимально 5 баллов.

Взаимоконтроль. Критерии оценки: за индивидуальные устные ответы + 1 балл.

5. Станция «Это интересно»

Задание: установите соответствие между строением и приспособлениями рыб к жизни в воде (к цифре подберите соответствующую букву).

Ответ записать по форме после таблицы.

Взаимоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл (максимально 5 баллов).

Сосчитайте количество набранных баллов в таблице.

6. Станция «Исследовательская»

Цель: закрепление знаний о приспособлениях рыб к среде обитания.

Задание: выполнить лабораторную работу по инструкции (смотри программу).

Лабораторная работа. «Внешнее строение и передвижение рыб».

Расположение рта у рыб

Чешуя на теле рыбы –

Органы, обеспечивающие движение рыб.

Задания 2-го уровня.

Значение формы тела

Рыба относится к классу

Виды плавников у рыбы:

Домашнее задание: прочитать § 21, повторить приспособления рыб к жизни в воде.

А) вспомнить пословицы и поговорки о рыбах;

Б) вспомнить художественные произведения, посвященные рыбам;

В) подготовить сообщение по теме «Интересные сведения из жизни Хрящевых рыб».

урока по биологии по теме « Надкласс Рыбы. Внешнее строение рыб», в 7 классе

Цель урока: раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Образовательная: познакомиться с внешним строением рыб, выявить особенности внешнего строения в связи со средой обитания.

Развивающая: формировать умение наблюдать за живыми животными, самостоятельно выбирать нужную информацию из предложенного материала (видеоролик); Продолжить формировать умение работать с учебником, рисунками.

Воспитательная: развитие эмоций при просмотре видеоролика, воспитывать бережное отношение к природе

1 . Учащиеся в ходе работы должны иметь представлении об особенностях внешнего строения рыб.

2. Сформировать представление приспособленности рыб к факторам водной среды.

3. Продолжить формировать навыки работы с учебным материалом, живыми объектами.

Формы организации работы детей : фронтальная, индивидуальная, парная

Формы организации работы учителя : Организационная, обучающая, контролирующая.

На данном уроке я постаралась создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации. На уроке использовалось сочетание методов фронтальной работы, самостоятельной, индивидуальной, парной работы, что обеспечивает более полное его усвоение. Применялись элементы технологии ИКТ, здоровьесберегающие, технология проблемного изучения.

На уроке применялись различные методы обучения: наглядные, практические, поисковые, словесно-репродуктивные. Работа проходила в сотрудничестве с учителем.

Осуществлялись межпредметные связи с физикой, литературой, обеспечением безопасности жизнедеятельности, также прослеживалась связь с жизнью.

Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.

Урок составлен с учетом возрастных особенностей учащихся.

Так как урок является вторым в изучении типа Хордовые, первым в изучении подтипа Позвоночные.

Согласно требованиям ФГОС, прочитав загадку, предложила определить тему урока.

Дальше ориентировала учащихся на цель урока, что является основным моментом для подведения их к восприятию нового материала, для уяснения результатов урока. От того, насколько заинтересует детей цель урока, будет зависеть их работоспособность, эмоциональный контакт с учителем.

Урок был построен с использованием мультимедийной презентации. Новые понятия, изучаемые на уроке, проходят через слайдовую презентацию, которая способствует усвоению материала учащимися с разными ведущими каналами восприятия, разными доминирующими полушариями головного мозга.

В ходе урока уделено внимание познавательным исследовательским действиям (поиск информации при просмотре видеоролика). Изучение нового материала сопроводила использованием видеоролика для реализации в полной мере принципа наглядности и доступности.

Урок соответствовал интересам и темпераменту детей. На уроке гармонировали словесные и наглядные методы обучения.

В ходе урока использовала вопросы, ответы на которые основываются на знаниях полученных ранее, а так же способствуют получению новых знаний необходимых при изучении нового материала.

Для реализации здоровьесберегающих технологии использовала в качестве физминутки самомассаж биологически активных зон кожи.

Важное значение для усвоения основного материала учащихся на уроке имеет этап закрепления знаний. На этом этапе урока проведена лабораторная работа с последующим выводом, что немаловажно для закрепления.

Внимание учащихся акцентировалось на выделении главного, на установлении взаимосвязей особенностей внешнего строения рыб и водной среды обитания.

Важным требованием к любому уроку является требование организационного характера, среди которых, особенно велико значение рационального использование времени на уроке, обеспечение нормального темпа обучения и оптимальной учебной нагрузки учащихся. Считаю, что этапы урока по времени были оптимальны.

В завершении урока дано задание на дом, где кроме учебного материала даны задания творческого характера. Характер домашнего задания, полученного учащимися, позволяет не только закрепить новые знания, активизировать их, но и ориентирует их на познавательную активность. Таким образом домашнее задание также обеспечивало целостность и завершенность всего урока, было подчинено его цели.
Общие результаты урока.
В ходе урока был полностью реализован план урока, его цели и задачи. Урок нацеливал учащихся на восприятие нового, способствовал установлению связей между темами, разделами.

Материал урока подавался не лекционно, а создавались проблемные ситуации, в ходе которого учащиеся сами находили ответы. В целом, по моему мнению, предметные и метапредметные результаты были в основном достигнуты, достижение личностных результатов требует системного подхода в дальнейшей деятельности.

Активность учащихся была достаточно высокой. Со стороны учащихся была проявлена заинтересованность в работе, в получении ими новой информации. Использование различных методов, приемов и средств обучения позволили оживить процесс восприятия и закрепления материала, сделать урок более наглядным и динамичным, используемые методы являются оптимальными для данного класса.

Самоанализ открытого урока по биологии.

Урок был проведён с учащимися 7 класса (все учащиеся в классе – 3 ученицы и 1 ученик- со средним уровнем возможностей). Тема урока «Внутреннее строение рыбы», на неё отводится один час . Урок проведен согласно тематическому планированию.

Место урока в системе уроков: Третий урок главы: «Тип Хордовые». Данный урок является уроком закрепления изученного материала, т.к. тема «Внутренне строение рыбы» была частично рассмотрена на предыдущем.

Цель: Изучить особенности внутреннего строения рыб и его усложнение в сравнении с бесчерепными животными, формирование комплекса знаний о системах внутренних органов рыб; совершенствование умений выделять проблему в теме занятия, формулировать познавательные цели, контролировать и оценивать достижение результата, строить содержательную коммуникацию при работе в группе.

Задачи: развитие знаний о внутреннем строении рыбы; развитие умений выявлять зависимость внутреннего строения рыбы от среды обитания; развитие умений выполнять лабораторную работу; углубление представлений о материальном единстве и возможности познания окружающего мира;

формирование личностных представлений о ценности рыб;

— формирование уважительного отношения к родному краю при изучении рыб, обитающих в водоемах Республики Коми;

определить особенности внутреннего строения рыб, проанализировав их функции;

находить органы и определять их принадлежность к определенной системе ;

анализировать информацию из разных источников, структурировать ее через перевод текстовой в таблицу;

провести контроль, оценку и коррекцию знаний по определению внутренних органов рыбы через выполнение тренировочных заданий;

выразить в ходе рефлексивной деятельности свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Критерии достижения цели урока : обучающийся знает расположение внутренних органной рыбы и их значение.

Тип урока: урок «закрепление изученных знаний при выполнении лабораторной работы»

Материально-техническое обеспечение: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа проектор, презентация, лабораторное оборудование

— компьютер, интерактивная доска, мультимедиа проектор, презентация, лабораторное оборудовани

Содержание урока строилось на основе учёта программных требований, требований учебных стандартов с применением интерактивной доски. Занятие соответствовало теме и целям.

Использованы фронтальная, индивидуальная формы работы, работа в парах и в группе, сочетание которых способствовало эффективной организации учебной деятельности.

На уроке применялись различные методы обучения: наглядные, практические, поисковые, словесно-репродуктивные. Работа проходила в сотрудничестве с учителем.

Осуществлялись межпредметные связи с физикой, химией, литературой, обеспечением безопасности жизнедеятельности, также прослеживалась связь с жизнью.

Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.

1 этап: Организационный (на экране: рыбы, обитающие в водоемах Республики Коми – реализация регионального компонента).

3 этап: Постановка учебной цели и задачи. Учащимся было предложено изучить инструкцию к лабораторной работе и определить цели и задачи (работа с учебником). В целях формирования навыков ЗОЖ при проведении инструктажа, был затронут вопрос о соблюдении личной гигиены при работе со свежей рыбой (межпредметная связь с ОБЖ).

4 этап: Проведение лабораторной работы для реализации поставленной цели. Итоги работы оформляются в виде таблицы (умение структурировать знания в виде таблицы).

В ходе самостоятельной работы учащиеся работают с наглядным материалом (свежая рыба), с текстом параграфа, учатся выделять главное, используют знания, полученные на предыдущем уроке.

В целях формирования уважительного отношения к родному краю было озвучено, что объектом исследования будет Печорская зельдь.

По ходу работы обсуждались следующие вопросы:

-Ребята, в какой среде обитают рыбы: в наземно – воздушной, в почвенной, в водной или в организменной (развитие умений выявлять зависимость внутреннего строения рыбы от среды обитания)?

-Если посмотреть на строение дыхательной системы, которую вы сейчас описываете: какие приспособления есть у рыб для жизни в водной среде (развитие умений выявлять зависимость внутреннего строения рыбы от среды обитания)?

— Почему рыбы не замерзают зимой (реализация межпредметных связей с физикой и химией)?

— В выводе укажите: у рыб, по сравнению с ланцетником, более простое или более сложное строение (в целях изучения особенностей внутреннего строения рыб и его усложнения в сравнении с бесчерепными животными)?

В ходе лабораторной работы проведено исследование внутреннего строения рыбы, это вызвало большой интерес учащихся.

5 этап: Первичное закрепление (сопоставление данных из своей таблицы в тетради с готовой таблицей на экране). Самооценка (учащиеся оценивают свою работу и ставят оценку карандашом).

6 этап: Применение знаний в новой ситуации: самостоятельная работа с использованием интерактивной доски.

Решение проблемной задачи, озвученной в начале урока, диалог с учителем (развитие навыков конструктивного диалога).

7 этап: Подведение итогов урока: рефлексия деятельности.

8 этап: Домашнее задание: используя свои знания, составьте кроссворд из названий рыб, обитающих в наших водоемах, (мин. 6 слов- объем домашнего задания определен с учетом особенностей класса)- реализация регионального компонента, выполнение Д.З. подразумевает использование своего жизненного опыта, позволяет актуализировать имеющиеся знания для изучения следующих тем: «Основные систематические группы рыб» и «Промысловые рыбы».

Материал урока подавался не лекционно, а создавались проблемные ситуации.

Активность учащихся была достаточно высокой. Со стороны учащихся была проявлена заинтересованность в работе, в получении ими новой информации. Использование различных методов, приемов и средств обучения позволили оживить процесс восприятия и закрепления материала, сделать урок более наглядным и динамичным, используемые методы являются оптимальными для данного класса.

Темп урока оптимален. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся.
Стремилась на каждом из этапов урока активизировать деятельность учащихся. В целом, по моему мнению, предметные и метапредметные результаты были в основном достигнуты, достижение личностных результатов требует системного подхода в дальнейшей деятельности.

Урок результативен, так как учащиеся активно, с интересом и правильно выполняли задания. Материал детьми усвоен, о чём свидетельствует работа учащихся в процессе закрепления изученного материала.

Считаю, что цели, поставленные в начале урока, достигнуты

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *