для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека

Мировоззрение эпохи Возрождения

для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть картинку для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Картинка про для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть картинку для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Картинка про для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть картинку для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Картинка про для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть картинку для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Картинка про для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека

для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть картинку для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Картинка про для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека

для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть картинку для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Картинка про для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека

Культурный феномен эпохи Возрождения (Ренессанса) до сих пор вызывает пристальное внимание к себе со стороны культурологов, историков, философов. В разных странах Ренессанс определяется разными временными рамками. Так, в Италии, Ренессанс начался раньше, нежели в других европейских странах (XIV в.), а в Германии позже всех (XVI в.). Поэтому условно период Возрождения можно заключить между XIV и XVI вв. Сам термин «Возрождение», по отношению к этому культурно-историческому феномену, окончательно утвердился в XVIII в.

Сам термин «Возрождение» означает возвращение к наследию античности. Действительно, итальянские деятели искусства многое черпали из античности, которая представлялась им идеалом в культурном отношении. Однако, безусловно, нельзя говорить о послушном следовании средневековых людей принципам античного мира. Это было невозможно, в первую очередь, из-за разницы в исторических условиях.

Дело в том, что культура Возрождения берет свое начало из средневековой городской культуры, которая в большей степени ориентирована на человека, на его потребности, на сохранение его интимного пространства (ср.: в психологии проводится резкое различие между психологическим пространством сельского жителя и городского). Поэтому мировоззрение культуры Возрождения носит ярко выраженный светский характер.

Культура Возрождения возникла в эпоху, когда старые феодальные отношения разлагались, в наиболее экономически развитых странах и районах Европы (прежде всего в городах Северной и Средней Италии) начали появляться первые ростки раннекапиталистических отношений и из средневекового сословия горожан стали формироваться первые элементы буржуазии. В этих условиях возросшей деловой активности на передний план выдвигалась человеческая личность, обязанная своим положением и успехами не знатности предков, а собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче.

Поэтому важнейшей чертой мировоззрения человека эпохи Возрождения является гуманизм (от лат. humanitas «человечность»), т.е. особое отношение к человеку, заключающееся в том, что человек признавался уникумом. Человек становится высшей ценностью. Его чувства вдруг, неожиданно открытые деятелями культуры этого периода, становятся ценностно-значимыми. Если средневековый мир практически отрицал внутреннюю, духовную, интимную, чувственную жизнь человека, всецело подчиняя его религиозному культу, то Возрождение объявило внутренний человеческий мир ценным и самостоятельным.

Поэтому мы можем говорить о том, что для Возрождения характерен антропоцентризм— человек объявляется высшей ценностью, высшим и лучшим созданием Бога, собственно, сменяет Бога. Все, что есть у человека, это не дары Бога, а результат его же, т.е. человеческой, деятельности. И это мнение было справедливым: культура Возрождения это выход человечества из глубины «темных» средних веков. Но этот выход не был чьим-то подарком — за ним стояла огромная деятельность, огромные человеческие жертвы. Если для средних веков характерна утилизация античного наследия, то Возрождение начинает творить самостоятельно. Возрождение — это ликование человечества, победившего тьму, это праздник, это заслуженная награда за тяжелый труд. Важной идеей эпохи Возрождения является положение о том, что человек — творец самого себя. Он творец собственного счастья, материального благополучия.

Данте, Боккаччо, Петрарка, Шекспир и др. сделали внутренний мир человека объектом своего творческого и художественного внимания. Человек ликует на полотнах живописцев. Леонардо да Винчи проводит анатомические исследования с той целью, чтобы человек стал реальностью, живым, с сухожилиями и костями, слезами и смехом, а не некоей абстракцией, временно пребывающей на земле.

В этом заключается демократический характер Ренессанса.

Однако Возрождение имело и оборотную сторону. Сместив Бога на своем посту, человек получил право на абсолютизацию человеческого начала. Вместе с утверждением права на интимную жизнь пришла идея о вседозволенности. Этические нормы стали рассматриваться не сквозь призму Бога, а сквозь призму Человека. Культура Ренессанса стала максимально телесной, чувственной, и эта чувственность часто сметала чувствительность, эстетика стала превалировать над этикой до такой степени, что стало возможным говорить об антиэстетизме.

для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть картинку для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Картинка про для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека

И в этом случае Церковь оказалась не на высоте. Церковники обозначили свое желание участвовать в этом «празднике жизни». Этические понятия были отброшены в сторону как ненужные. Римские папы пустились в разгул, разврат, материальное накопление заменило духовный подвиг. От высшего духовенства не отставало и низшее. В историю вошли отвратительные случаи предательства, разврата, распущенности как в светском обществе, так и в духовном.

Человека некому было обуздывать — Церковь, которая должна была выполнять роль общественного регулятора, сама стала рассадником моральных преступлений и физических извращений.

Вместе с тем человеческая мысль искала и в то время не только основания для чувственного радостного бытия, но и принципы организации человеческого общества, поскольку социальное неравенство сохранялось. Именно к этому периоду относятся учения об утопическом социализме.

Утопический социализм — комплекс представлений об организации общества на социалистических началах. Эти представления носили мечтательный, не подтвержденный законами общественного развития характер. Свое наименование утопизм получил от название сочинения английского мыслителя Томаса Мора (1478—1535)«Утопия» (1516). В этом диалоге описывался идеальный общественный срой на фантастическом острове Утопия (что с греч. дословно переводится как «Нигдения», место которого нигде нет). В этом обществе ликвидирована частная и даже личная собственность, введено равенство потребления, обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращён до 6 часов; наиболее тяжёлые работы выполняют преступники. Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья представлена ячейкой коммунистического быта, она организована не столько на родственных, сколько на производственных началах.

Другой представитель этого течения — Томмазо Кампанелла (1568—1639), итальянский философ, поэт, политический деятель. В своем произведении «Город Солнца» (1602) Кампанелла рассказывает о выдуманной идеальной коммунистической общине, где упразднены собственность и семья, дети воспитываются государством. Труд тут является почетным и равно обязательным для всех, рабочий день сокращен до 4 часов благодаря высокой производительности и облегчению труда машинами, потому что огромное внимание уделяется развитию науки («магическому знанию»), просвещению и трудовому воспитанию.

Поскольку Церковь эпохи Возрождения и в предшествующий период была вовлечена в различного рода скандалы, связанные отнюдь не с духовной и нравственной природой ее бытования, исторически возникла форма протеста против ее произвола. К этому времени Церковь окончательно скомпрометировала себя введя институт индульгенций. Индульгенция (от лат. indulgentia «снисходительность, милость») означала полное или частичное прощение «грехов», даваемое верующему церковью. Позже это «прощение» оформилось в свидетельство, выданное церковью по случаю «отпущения грехов». С XII—XIII вв. католическая церковь начала в широких масштабах торговлю индульгенциями, принявшую характер беззастенчивой наживы.

В борьбу с Церковью вступили гуманисты. Так, широкое распространение получили знаменитые «Письма темных людей», немецкая сатира начала XVI в., написанная на латинском языке гуманистами К. Рубианом, Г. Буше и У. фон Гуттеном от лица клириков. Письма-пародии высмеивали невежество, тупость, религиозный фанатизм и нравственное убожество схоластов, обнажали пороки папского Рима, тунеядство и распутство монахов.

Широко известным стало произведение Себастьяна Бранта (1458—1521), немецкого писателя-гуманиста и доктора права. В 1494 г. он опубликовал книгу стихотворных сатир «Корабль дураков», где изобличал «рыцарей», промышляющих разбоем, ростовщиков, разоряющих бедных людей, бесчестных правителей, а также корыстолюбивое духовенство.

Все это готовило Реформаицю. Реформация(от лат. reformatio «преобразование, исправление») возникла в XVI в. как широкое, сложное по социальному содержанию и составу участников общественно-политическое и идеологическое движение, принявшее религиозную форму борьбы против католического учения и церкви. Реформация охватила большинство стран Западной и Центральной Европы. Самые общие, глубинные причины, вызвавшие реформацию, связаны с разложением феодального способа производства, зарождением новых, капиталистических отношений и новых классов, обострением социально-политических противоречий.

Наиболее известным деятелем реформации был Мартин Лютер (1483—1546), основатель немецкого протестантизма (лютеранства). Он выступил с 95 тезисами против индульгенций, которые вывесил 31 октября 1517 г. на дверях виттенбергской Замковой церкви. Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения, отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви. Он отвергал церковную догму о том, что Церковь является посредником между Богом и человеком. Лютер объявил веру христианина единственным путем «спасения души», которое даруется ему непосредственно богом (тезис об «оправдании одной верой»); отверг авторитет папских декретов и посланий и требовал восстановления авторитета Священного писания. Роль духовенства Лютер ограничивал наставлением христиан в духе «смирения» и «сокрушения сердца», осознания человеком его полной зависимости от «милости божьей» в деле спасения его души.

Другими реформаторами религиозного учения католицизма выступали У. Цвингли и особенно Ж. Кальвин.

Среди крупных мыслителей-гуманистов этой эпохи стоить назвать нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского (1469—1536), автора знаменитой «Похвалы Глупости», Мишеля Монтеня (1533—1592), оставившего свои замечательные «Опыты», скептически направленных против фантастических преувеличений в оценке человека, против всякого рода догматики.

Источник

Философия эпохи Возрождения, ее специфика

для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть картинку для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Картинка про для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть картинку для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Картинка про для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть картинку для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Картинка про для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть картинку для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Картинка про для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека

для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть картинку для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Картинка про для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека

для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть картинку для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Картинка про для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека

Основные черты мировоззрение в эпоху Возрождения:

1.Ориентация на чел-ка – если в центре внимания античной философии – космос (космоцентризм), в средневековой философии – Бог (теоцентризм), то в философии эпохи Возрождения – человек (антропоцентризм). Признается, что основная деятельность чел-ка происходит в этом мире, счастье можно достигнуть на этом свете, а не в загробном. Бог – начало всех вещей, но чел-к – центр мира.

3.Гуманизм – чел-к – это свободное существо, которое творит самого себя и окружающий мир. Но мы не можем отождествлять гуманизм с атеизмом. Люди в эту эпоху верили в Бога. Получив от Бога свободную волю, чел-к должен сам отвоевывать свое место в окружающем мире. Испорчены мотивы греховности чел-ка, Для философии эпохи Возрождения характерен оптимизм, бесконечная вера в возможности чел-ка.

4.Культ творческой деятельности. Если в античном мире всякая творческая деятельность и труд были презрительными, то в эту эпоху был культ творческой деятельности. Чел-к в ходе этой деятельности создает окружающий мир, его красоту и величие и создает самого себя. Появляется идея промотеизма: чел-к – сотворец мира, он – сотрудник, помощник Бога. Происходит реабилитация человеческого тела – это не тяжкие оковы души. Телесная жизнь – самоценна. Процветает культ человеческого тела.

Источник

Для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

9. Искусство эпохи Возрождения: основные особенности, мировоззренческие основы, периодизация.

Ренессанс (Возрождение) (Renaissance), эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке, достигнув пика в 16 веке и оказав значительное влияние на европейскую культуру. Термин «Возрождение», означавший возврат к ценностям античного мира появился в 15 веке и получил теоретическое обоснование в 16 веке в трудах Вазари, посвящённых творчеству знаменитых художников, скульпторов и зодчих. В это время сложилось представление о царящей в природе гармонии и о человеке как венце её творения.

Важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека. Если в центре внимания философии античности была природно-космическая жизнь, а в средние века — религиозная жизнь — проблема «спасения», то в эпоху Возрождения на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни.

Эпоха Возрождения характеризуется новым уровнем самосознания человека: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, жизнерадостность и свободомыслие становятся отличительными качествами передового человека того времени. Поэтому именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладающих ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди людей своей волей, целеустремленностью, огромной энергией. Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит ярко выраженный гуманистический характер. Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Мыслители эпохи Возрождения, естественно, не могли быть атеистами или материалистами. Они верили в Бога, признавали его первотворцом мира и человека. Сотворив мир и человека, Бог, по их мнению, дал человеку свободную волю, и теперь человек должен действовать сам, определять всю свою судьбу и отвоевывать свое место в мире. В философии этой эпохи значительно ослаблены мотивы греховной сущности человека, «испорченности его природы». Основная ставка делается не на помощь Божию — «благодать», а на собственные силы человека. Оптимизм, вера и безграничные возможности человека присущи философии этой эпохи.

Важным элементом мировоззрения является также культ творческой деятельности. В эпоху Возрождения всякая деятельность воспринималась иначе, чем в античности или в средние века. У древних греков физический труд и даже искусство ценились невысоко. Господствовал элитарный подход к человеческой деятельности, высшей формой которой объявлялись теоретические искания — размышления и созерцания, потому, что именно они приобщали человека к тому, что вечно, к самой сущности Космоса, в то время как материальная деятельность погружает в переходящий мир мнений. Христианство высшей формой деятельности считало ту, которая ведет к «спасению» души — молитву, выполнение богослужебных ритуалов, чтение Священного писания. В целом, все эти виды деятельности носили пассивный характер, характер созерцания. В эпоху же Возрождения материально-чувственная деятельность, в том числе и творческая, приобретает своего рода сакральный характер. В ходе ее человек не просто удовлетворяет свои земные нужды: он создает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире — самого себя. Именно тогда появляется в философии идея прометсизма — человек как сотворец мира, сотрудник Бога. В мировоззрении эпохи Возрождения происходит реабилитация человеческой плоти. В человеке имеет значение не только его духовная жизнь. Человек — это телесное существо. И тело — это не « оковы души », которые тянут ее вниз, обусловливают греховные помыслы и побуждения. Телесная жизнь сама по себе самоценна. С этим связан широко распространенный в эпоху Возрождения культ Красоты. Живопись изображает, прежде всего, человеческое лицо и человеческое тело. Таковы общие характеристики мировоззрения человека эпохи Возрождения. (Лит: А. А. Радугин. Философия )

Периодизация и регионы

Периодизация Возрождения определяется верховной ролью изоискусства в его культуре. Этапы истории искусства Италии — родины Ренессанса — долгое время служили главной точкой отсчета. Специально выделяют: вводный период, Проторенессанс, («эпоха Данте и Джотто», ок.1260-1320), частично совпадающий с периодом дученто (13 в.), а также треченто (14 в.), кватроченто (15 в.) и чинквеченто (16 в.). Более общими периодами являются Раннее Возрождение (14-15 вв.), когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее; а также Среднее (или Высокое ) и Позднее Возрождение, особой фазой которых стал маньеризм. Новая культура стран, расположенных к северу и западу от Альп (Франция, Нидерланды, германоязычные земли), совокупно именуется Северным Возрождением; здесь роль поздней готики(в том числе такого важнейшего ее, «средневеково-ренессансного» этапа как «интернациональная готика» или «мягкий стиль» конца 14-15 вв.) была особенно значительна. Характерные черты Ренессанса ярко проявились также в странах Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и др.), сказались в Скандинавии. Самобытная ренессансная культура сложилась в Испании, Португалии и Англии.

Источник

Культура эпохи Возрождения

для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть картинку для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Картинка про для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть картинку для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Картинка про для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть картинку для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Картинка про для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть картинку для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Картинка про для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека

для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть картинку для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Картинка про для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека

для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть картинку для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Картинка про для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека

Возрождение или Ренессанс (Ринашименто), – одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры с середины XIV по первое десятилетие XVII в. Это эпоха крупных перемен в истории народов Европы. Она характеризуется:

— формированием новых сословий: буржуазия и наемные работники;

— созданием крупных национальных государств и формированием наций.

— эпоха великих географических открытий, когда расширялись границы мира. Изменялся духовный облик человека, человек приобретал черты, помогающие ему освоиться в новом мире. Изобретение книгопечатания помогло духовной революции. Происходит развитие науки и техники.

Эта эпоха делится на четыре периода:

Особенностью ранней буржуазной культуры было обращение к античному наследию (не возврат к прошлому, а именно обращение) Основной чертой идеологии Возрождения становится гуманизм (от лат. homo – человек) – идейное движение, утверждающее ценность человека и человеческой жизни). В Ренессансе гуманизм проявился в мировоззрении, ставившем в фокус мирового бытия уже не Бога, а человека. Своеобразным проявлением гуманизма явилось утверждение примата разума над верой. Человек может самостоятельно исследовать тайны бытия, изучая основы существования природы. В эпоху Возрождения были отвергнуты умозрительные принципы познания, возобновилось опытное, естественно-научное познание.

Были созданы принципиально новые, антисхоластические картины мира: гелиоцентрическая картина Николая Коперника и картина бесконечной Вселенной Джордано Бруно. Наиболее существенным было то, что религия отделялась от науки, политики и морали. Начиналась эпоха становления опытных наук, признавалась их роль как дающих истинное знание о природе. В эпоху Возрождения было выработано новое мировоззрение благодаря творчеству целой плеяды выдающихся мыслителей – это Николай Кузанский, Галилео Галилей, Томмазо Кампанелла, Томас Мор, Никколо Макиавелли и др.

— сочетание с культурными ценностями христианской (католической) традиции.

Наиболее ярко черты Возрождения проявились в Италии. Характеризуя культуру итальянского Возрождения, нельзя забывать, что гуманистическая образованность была доступна небольшому слою, относящемуся к высшему обществу, приобрела аристократический характер. Итальянское Возрождение оказало влияние на широкие слои народа, которое сказалось значительно позднее.

Наиболее полно черты Возрождения проявились во Флоренции, немного позже – в Риме. Не столь интенсивно, как Флоренция, пережили эту эпоху Милан, Неаполь и Венеция.

Эстетическая теория Возрождення продиктовала характерные черты искусства этого периода:

— светский характер и содержание.

— познавательная направленность искусства.

— рациональность искусства Возрождения.

— общественный характер искусства Возрождения и всей художественной жизни.

— происходит освобождение человеческого разума как способности постигать высшие истины бытия от оков догматизма и всякого рода ограничений.

для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Смотреть картинку для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Картинка про для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека. Фото для какой эпохи характерен культ творческой деятельности человека

Последователем Петрарки был Бокаччо, автор «Декамерона» – собрания реалистических новелл, объединенных общими гуманистическими идеалами и представляющими единое целое.

Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становятся ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Первым стал Джотто (1266-1337), освободивший итальянскую фресковую живопись от влияния византийцев. Реалистическую манеру изображения, присущую Джотто, в начале XV в. продолжил и развил Мазаччо (1401-1428). Используя законы перспективы, он сумел сделать изображения фигур объемными.

Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466), автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые вновь после античности представляющих в скульптуре обнаженное тело.

Титаном высокого Возрождения был и великий живописец Рафаэль Санти (1483-1520), создатель «Сикстинской мадонны», величайшего произведения мировой живописи: юная мадонна, легко ступая босыми ногами по облакам, несет людям своего крошечного сына, Младенца Христа, предчувствуя его гибель, скорбя об этом и понимая необходимость принесения этой жертвы во имя искупления грехов человечества.

Следующий этап в ренессансной культуре – позднее Возрождение, которое, как принято считать продолжалось с 40-х гг. XVI в. по конец XVI – первые годы XVII в.

Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В 40-е гг. XVI в. здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. В середине XVI в. папой IV был составлен «Индекс запрещенных книг», впоследствии многократно пополняемый новыми изданиями. В «Индекс» вошли и сочинения некоторых итальянских гуманистов, в частности Джованни Бокаччо. Запрещенные книги сжигались, такая же участь вполне могла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих свои взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. Так, в 1600 г. в Риме на площади Цветов был сожжен великий Джордано Бруно (1504-1600), автор знаменитого сочинения «О бесконечности, Вселенной и мирах».

Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь «манеру» великих деятелей Возрождения. Гуманистическое движение было общеевропейским явлением: в XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров.

В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивную интеллигенцию

Возрождение в Германии неразрывно связано с Реформацией – движением за реформу (от лат. reformat» – преобразование) католической церкви, за создание «дешевой церкви» – без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства. Возглавлял движение за Реформацию в Германии Мартин Лютер (1483-1546), доктор богословия и монах августинского монастыря. Он считал, что вера есть внутреннее состояние человека, что спасение человеку даруется непосредственно от Бога и что прийти к Богу можно и без посредничества католического духовенства. Лютер и его сторонники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест в ответ на требование отречься от своих взглядов, положив начало протестантскому направлению в христианстве.

Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественный подъем и рост национальной культуры. Замечательного расцвета достигло изобразительное искусство. Основные жанры: пейзаж, портрет, бытовая картина. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471-1526), художники Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553). Заметного подъема достигла немецкая литература. Выдающимся представителем немецкой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455-1522), стремившийся показать божественное в самом человеке. Крупнейшими немецкими поэтами эпохи Реформации были Ганс Сакс (1494-1576), написавший множество назидательных басен, песен, шванков, драматических произведений, и Иоганн Фишарт (1546-1590)– автор остросатирических работ.

Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только в начале XVI в. Выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа Рабле (1494-1553), написавший сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». В 40-е г. XVI в. во Франции возникает литературное направление, вошедшее в историю под названием «Плеяды». Возглавляли это направление знаменитые поэты Пьер де Ронсар (1524-1585) и Жоакен Дю Белле (1522-1566). Другими известными поэтами французского Возрождения были Агриппа д’Обинье (1552-1630) и Луиза Лабе (1525-1565).

Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533-1592). Основное его произведение – «Опыты» представляло собой размышление на философские, исторические, этические темы. Монтень доказывал важность опытного знания, прославлял природу в качестве наставницы человека. «Опыты» Монтеня были направлены против схоластики и догматизма, утверждали идеи рационализма, эта работа оказала значительное воздействие на последующее развитие западноевропейской мысли.

Эпоха Возрождения завершилась. Западная Европа вступила в новый период своей истории. Однако идеи и взгляд на мир, характерные для нее, не утратили своей значимости и привлекательности и в XVII в. В русле присущих ей идеалов создавали свои дивные произведения два великих представителя некогда единой художественной школы Нидерландов – Питер Пауль Рубенс (1577-1640), представлявший искусство Фландрии, и Рембрандт ван Рейн (1606-1669), главный живописец голландской школы.

Значение культуры Возрождения заключается в следующем:

— термин «Возрождение» означает стремление общества понять и переосмыслить свое прошлое, возродить его былую славу.

— возрождение открыло миру индивидуальность человека и показало путь к личностному росту. До этого времени отдельного человека воспринимали как биологическую особь. И только в эпоху Ренессанса человек предстает в его неповторимости и способности к творческой деятельности, что является одной из основных черт Возрождения – гуманизмом.

— гуманизм Возрождения рождает стремление к бунту. Для этого периода культуры характерен разрыв со старым миром и утверждение новых форм. Стремление к бунту не выливается в разрыв с религией и церковью, но создает светскую культуру.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *