для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с

Программа коррекции Смешанных видов дисграфии

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Смешанных видов дисграфии

1. Пояснительная записка

1) Актуальность программы.

«Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма» Л.С. Выготский

Современная психология рассматривает письмо как сложную форму речевой деятельности. Письмо формируется сознательно на 5-7 году, в процессе целенаправленного обучения. Способы возникновения развития письма с самого начала выступают как осознанные действия, и только постепенно превращаются в автоматизированный навык.

Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанной дисграфии.

2) Научная обоснованность

При составлении данной программы опираюсь на теорию А.Р. Лурия «О психофизиологической основе письма», на классификацию дисграфии, предложенную сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена в 1989 году. Методические разработки и научные исследования принадлежат ученым таким, как: В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, Г.М. Сумченко, Г.А. Волкова, Ю.Г. Демьянов, СБ. Яковлев, Г.А. Волкова, Л.С. Волкова.

При составлении учебной программы использованы пособия по коррекционной работе с обучающимися, имеющие речевые нарушения:

Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. рецензенты: зав.каф.сурдопедагогики и логопедии НИИ дефектолог АПН СССР, доктор педнаук, профессор Е.Ф. Соботович.

Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.-М.: Просвещение, 2005. Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России.

Адресат программы: об учающиеся 2-4 классов, испытывающие затруднения при овладении письменной речью.

Цель программы: коррекция нарушений письменной речи у обучающихся 2-4 классов.

• Развитие фонематического анализа и синтеза;

• Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова,
предложения и текста;

• Формирование и развитие грамматически правильной речи;

• Формирование и развитие выразительной, связной речи;

• Обогащение словарного запаса;

• Развитие фонематического восприятия;

• Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;

• Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;

• Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового,
зрительного, кинестетического.

• Развитие познавательных процессов: слухового внимания,
зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти,
логического мышления.

3) Рекомендации к применению программы

Данная программа не рекомендована для детей с задержкой психического развития и другими отклонениями в развитии.

Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:

• Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности
языкового анализа и синтеза;

• Работа по преодолению аграмматической дисграфии;

• Работа по преодолению оптической дисграфии;

• Работа по преодолению акустической дисграфии;

Каждый раздел программы включает в себя задачи, содержание коррекционно-логопедической работы. Непосредственно в календарном плане указаны темы коррекционно-логопедической работы.

1. Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза

• формирование, развитие и совершенствование навыка анализа
структуры предложения;

• формирование, развитие и совершенствование навыка слогового
анализа и синтеза;

• формирование, развитие и совершенствование навыка
фонематического анализа и синтеза.

Содержание коррекционно-логопедической работы:

Развитие навыка анализа и синтеза речевых единиц, включающих в себя:

• определение количества, последовательности и место слов в
предложении;

• выделение гласного звука из слога, слова;

• работа по дифференциации гласных и согласных звуков в составе
слова;

• определение количества, места слога в слове;

• составление слов путем перестановки, добавления звуков, слогов;

вычленение первого и последнего звука из слова, определение его
места;

• определение последовательности, количества и позиционного места
в слове.

2. Работа по преодолению аграмматической дисграфии Задачи :

• формирование, развитие и совершенствование умения точного
соотнесения слова с предметом, явлением, действием;

• формирование, развитие и совершенствование полноценных
представлений о морфологическом составе слова;

• формирование, развитие и совершенствование умения
грамматического оформления речи;

• формирование, развитие и совершенствование связной речи.
Содержание коррекционно-логопедической работы:

• уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей,
и дальнейшее его обогащение как путем накопления новых слов,
относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей
активно пользоваться различными способами словообразования.
Последовательное накопление «гнезд» родственных слов.

• уточнение, развитие и совершенствование грамматически
правильного оформления речи путем овладения словосочетаниями,
связью слов в предложениях, моделями различных синтаксических
конструкций.

• развитие навыков связного высказывания, включающее в себя:
установление последовательности высказывания; отбор языковых
средств для построения высказывания в тех или иных целях общения;
совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по
заданным образцам.

3. Работа по преодолению оптической дисграфии Задачи:

• развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза;

• дифференцировка смешиваемых букв на письме.

Содержание коррекционно-логопедической работы:

• уточнение представлений о форме, величине, цвете;

• ориентировка в собственном теле и в окружающем пространстве;

• конструирование и реконструирование букв;

• нахождение, выделение букв.

4. Работа по преодолению акустической дисграфии Задачи :

• развитие слухового восприятия;

• формирование и развитие представлений о звуках;

• развитие фонематического анализа и синтеза;

• развитие навыка дифференциации смешиваемых звуков по звонкости-
глухости, по твердости-мягкости.

Содержание коррекционно-логопедической работы:

• уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков

• сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом
плане.

Продолжительность данной программы зависит от результатов логопедической работы.

Выбор количества часов зависит от уровня сложности речевого нарушения, индивидуальных особенностей детей, скорости усвоения материала. Параллельно с коррекционно-логопедической работой по преодолению различных видов дисграфии должна проводиться работа по развитию познавательной сферы. Курс включает в себя занятия в течение всего учебного года, продолжительностью 45 минут и проводятся 2-3 раза в неделю.

• Для реализации программы необходимо наличие кабинета и соответствующего оборудования.

9). Методы оценки эффективности программы. Предусмотрены следующие проверочные работы:

• Работа с дидактическом материалом;

10). Контингент учеников. Данная программа рассчитана на обучающихся общеобразовательной школы 2-4 классов

I . Коррекционная работа на лексико- синтаксическом уровне

Развитие языкового анализа и синтеза:

1) Развитие анализа структуры предложения:

• Деление предложений на отдельные слова и определение их количества.

• Придумывание предложений по заданным графическим схемам.

• Составление графических схем предложений.

• Определение места данного слова в предложении.

2) Развитие слогового анализа и синтеза:

• Деление слов на слоги при помощи слоговых схем.

• Подбор нескольких слов к заданной графической схеме.

• Составление графической схемы к каждому из данных слов.

• Составление слов из слогов данных вразбивку.

• Придумывание нескольких слов с первым (последним, средним) слогом.

3) Развитие звукового анализа и синтеза:

• Определение количества звуков в слове.

• Определение последовательности звуков в слове.

• Определение места звука в слове.

• Придумывание слова, состоящего из четырех (трех, пяти и т.д.) звуков.

• Составление слов из звуков, данных в беспорядке.

• Составление из данного слова нового путем добавления к нему первого звука.

• Составление слов из звуков данного слова.

П. Коррекционная работа на лексико- грамматическом и грамматико-орфографическом уровне

1. Работа со слогоритмическими схемами слов.

2. Ударение. Смыслоразличительная и форморазличительная роль ударения в устной речи.

3. Выделение в устной речи и на письме ударных и безударных слогов.

4. Развитие лексико-грамматических категорий (однокоренные слова, разбор по составу, синонимы, антонимы, омонимы).

5. Предлоги (выделение предлогов).

6. Приставки (выдел ение приставок).

7. Дифференциация предлогов и приставок.

III . Коррекционная работа на фонетическом уровне

1. Дифференциация фонем, имеющих акустические сходства (звонкие, глухие).

2. Гласные 2-го ряда в начале слова и после гласных: Я

Источник

Дисграфия: виды, причины, профилактика и лечение

Письменной речью ребенок овладевает к моменту поступления в школу или непосредственно в первом классе. Для того, чтобы этот вид речи сформировался без особых трудностей, необходимо овладеть основой письменной речи.

К ней можно отнести:
1. Правильно сформированную устную речь. Способность к аналитико-синтетической речевой деятельности: деление на слова, слоги, звуки, и синтез.
2. Развитое восприятия: пространственное, зрительно-пространственныйгнозис, сомато-пространственные ощущения, знание схемы тела.
3. Сформированность двигательной сферы.
4. Способность к саморегуляции.
5. Сформированность абстрактного мышления.

Если данная основа является нарушенной, то могут возникнуть нарушения письменной речи.

Существуют 4 группы нарушений письма,которые обусловлены возрастной спецификой:
1. Трудности в овладении письмом. Встречается в подготовительной группе в 6–7 лет и в первом классе, проявляется в нечетком знании алфавита. Дети испытывают сложности при переводе звука в букву, и при переходе от печатной буквы к письменной, кроме того испытывают трудности звукобуквенного анализа и синтеза.

2. Нарушение формирования процесса письма. Встречается в 1–2 классе в 7–8 лет, когда дети смешивают печатные и письменные буквы, пропускают слоги, слова.

3. Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в многочисленных стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Диагноз ставится логопедом тогда, когда ребенок овладел техникой письма, в 8–8,5 лет.

4. Дизорфография. Наблюдается, когда ребенок не умеет применять орфографические правила, а также в работе встречаются многочисленные орфографические ошибки.

Виды дисграфии (в зависимости от причин возникновения)
Акустическая (возникает при нарушении фонематического восприятия).

Симптоматика: проявляется в заменах букв,соответствующих близким звукам: свистящие, шипящие, звонкие, глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав. Кроме того, проявляется в неправильных обозначениях мягкости на письме (ПИСМО ЛУБИТ, в смешениях лабиализованных гласных даже в ударном положении (ТУЧА — ТОЧА, ЛЕС — ЛИС).

Процесс распознавания фонем включает в себя разные операции:
• слуховой анализ речи;
• перевод акустического образа в артикулемы;
• соотнесение аккустико-артикуляторного образа с фонемой, выбор фонемы.

Недостаточность какой-либо из этих операций влияет на весь процесс в целом.

Артикуляторно-акустическая (возникает при нарушенном звукопроизношении и фонематическом восприятии).

Симптоматика: замены, пропуски, соответствующие заменам и пропускам в устной речи (иногда такие ошибки могут быть и после коррекции устной речи).
• замены и смешивания парных звонких и глухих согласных (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш);
• замены и смешения свистящих и шипящих (ж-ш);
• замены и смешения аффрикат и компонентов, входящих в их состав (ч — т’);
• замены и смешивания гласных первого ряда и второго ряда приобозначении мягкости согласных (а-я, о-ё, у-ю);
• пропуски мягкого знака, при обозначении мягкости согласного;
•замена и смешение гласных: о, у, е, и.

Аграмматическая (механизм нарушения заключается в морфологических и синтаксических обобщениях).
Наблюдаются следующие ошибки:
• искажение морфемного строя слова;
• замены приставок и суффиксов;
• нарушение конструкции предложения;
• изменение падежа, местоимений и числа существительных;
• нарушение согласования.

Оптическая (возникает при нарушенном зрительном восприятии, а также при несовершенстве зрительной и речевой памяти).
Симптоматика проявляется в заменах и искажениях букв на письме:
• графически сходные, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (в-д, т-ш);
• включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, л-м, х-ж);
• зеркальное написание букв;
• отрыв элементов букв;
• лишние элементы (шишки — шишшики).

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (страдает зрительная и речевая память).
Симптоматика:
• пропуски согласных при стечении (диктант — дитант);
• пропуски гласных (собака — сбака);
• перестановка букв (тропа — ртопа);
• добавление букв (таскали — тасакали);
• пропуски, добавления, перестановки слогов (табурет-бутарет);
• нарушения деления предложения на слова.

Дисграфия проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (например, раздельное написание слова «по бежали»). Стоит отметить, что не всегда письменные ошибки являются признаком нарушения письменной речи. Они могут появляться из-за особого психофизиологического состояния (болезни, усталости, эмоционального напряжения, вида письменной работы (например, только на контрольной работе из-за сильного волнения).

Несколько советов родителям:
1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех.

Автор статьи: Галимова Елена Анатольевна

Источник

Статья: Дисграфия. Виды и основы коррекции

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дисграфия: виды и основы коррекции

Дисграфия – нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма.

Данное нарушение является препятствием для овладения учениками грамоты и грамматики языка. Письменной речью ребенок овладевает к моменту поступления в школу или непосредственно в первом классе. Для того, чтобы этот вид речи сформировался без особых трудностей, необходимо овладеть основой письменной речи.

К ней можно отнести:

1. Правильно сформированную устную речь. Способность к аналитико-синтетической речевой деятельности: деление на слова, слоги, звуки и синтез.

2. Развитое восприятия: пространственное, зрительно-пространственный гнозис, сомато-пространственные ощущения, знание схемы тела.

3. Сформированность двигательной сферы.

4. Способность к саморегуляции.

5. Сформированность абстрактного мышления.

Сегодня специалисты разделяют дисграфию на пять основных форм, каждая из которых зависит от того, какая конкретно письменная операция нарушена или не сформирована. Однако на практике какой-либо вид дисграфии в чистом виде встречается достаточно редко, т.к. в большинстве случаев дисграфия принимает смешанную форму, но с преобладанием какого-либо вида. Установить же его можно по характерным признакам.

1. АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

Акустическая дисграфия – характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков.

СИМПТОМЫ: проявляется в заменах букв, соответствующих близким звукам: свистящие, шипящие, звонкие, глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав. Кроме того, проявляется в неправильных обозначениях мягкости на письме (ПИСМО ЛУБИТ, в смешениях лабиализованных гласных даже в ударном положении (ТУЧА — ТОЧА, ЛЕС — ЛИС).

для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть картинку для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Картинка про для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с

Процесс распознавания фонем включает в себя разные операции:

слуховой анализ речи;

перевод акустического образа в артикулемы;

соотнесение акустико-артикуляторного образа с фонемой, выбор фонемы.

Недостаточность какой-либо из этих операций влияет на весь процесс в целом.

ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Основные задачи коррекционного обучения:

-Развитие фонематического восприятия.

-Обучение простым и сложным формам звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

-Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.

-Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

-Определение положения звука по отношению к другим звукам.

Упражнения для коррекции акустической дисграфии (примеры):

Для коррекции можно использовать специальные альбомы и методические рекомендации к ним.

для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть картинку для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Картинка про для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с

для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть картинку для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Картинка про для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с

для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть картинку для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Картинка про для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с

Также используется специально подобранный речевой материал для отработки проблемных на письме мест и упражнения для коррекции:

для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть картинку для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Картинка про для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с

для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть картинку для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Картинка про для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с

для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть картинку для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Картинка про для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с

2. ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

Оптическая дисграфия – характеризуется неразвитым зрительно-пространственным восприятием.

Симптоматика проявляется в заменах и искажениях букв на письме:

графически сходные, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (в-д, т-ш);

включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, л-м, х-ж);

зеркальное написание букв;

отрыв элементов букв;

лишние элементы (шишки — шишшики).

для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть картинку для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Картинка про для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с

Данная дисграфия связана:

с нерасчлененностью зрительного восприятия форм;

с недифференцированностью представлений о сходных формах;

с недоразвитием оптико-пространственного восприятия и оптико-пространственных представлений;

с нарушением зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза;

ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Основные задачи коррекционного обучения:

Развитие и формирование пространственных и временных представлений.

Развитие конструктивного праксиса.

Развитие мнестических представлений.

Развитие графомоторных навыков и умений.

Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза.

Дифференциация смешиваемых букв.

Упражнения для коррекции оптической дисграфии (примеры):

Для коррекции можно использовать специальные альбомы и методические рекомендации к ним.

для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть картинку для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Картинка про для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с

для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть картинку для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Картинка про для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с

для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть картинку для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Картинка про для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с

Также используется специально подобранный речевой материал для отработки проблемных на письме мест и упражнения для коррекции:

для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть картинку для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Картинка про для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с

для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть картинку для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Картинка про для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с

для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть картинку для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Картинка про для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с

для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть картинку для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Картинка про для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с

3. ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза — это дисграфия, в основе которой лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.

СИМПТОМЫ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

На письме проявляется в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее распространенными при этой форме дисграфии являются искажения звуко-буквенной структуры слова.

• пропуски согласных при стечении (диктант — дитант);

• пропуски гласных (собака — сбака);

• перестановка букв (тропа — ртопа);

• добавление букв (таскали — тасакали);

• пропуски, добавления, перестановки слогов (табурет-бутарет);

• нарушения деления предложения на слова.

для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть картинку для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Картинка про для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с

Данная дисграфия связана:

с языковым недоразвитием ребенка;

языковой анализ и синтез могут быть несформированы как умственное действие. Несформированные сукцессивные процессы, слухоречевая память, произвольное внимание;

с неумением ребенка ориентироваться в речевом потоке;

ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Основные задачи коррекционного обучения:

Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.

Развитие навыков слогового анализа и синтеза

Развитие языкового анализа и синтеза:

Формирование самоконтроля за собственной письменной продукцией.

Упражнения для коррекции дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза (примеры):

Для коррекции можно использовать специальные альбомы и методические рекомендации к ним.

для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть картинку для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Картинка про для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с

для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть картинку для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Картинка про для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с

для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть картинку для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Картинка про для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с

Также используется специально подобранный речевой материал для отработки проблемных на письме мест и упражнения для коррекции:

1. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

2. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

3. Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).

4. Назвать гласные в слове.

5. Записать только гласные данного слова.

6. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.

7. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.

8. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.

9. Записать слова в два столбика (разложить картинки на 2 группы) в зависимости от количества слогов.

10. Выделить первый слог из названий картинок, записать его.

11. Объединить слоги в слове, предложение, прочитать полученное слово или предложение, (например: “улей”, “домик”, “машина”, “луна”, “жаба”). После выделения первых слогов получается предложение: У дома лужа.

12. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:

__буз, ут__, лод__, ка__, ка__даш.

13. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цын, лас, точ, лес, ка).

14. Найти в предложении слова с определённым количеством слогов.

Игра “Отгадайте, кого я называю?”

Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает.

Например: учитель хлопает 3 раза, учащиеся считают, затем встают (Се-рё-жа, А-ри-на).

Цели: развитие умения составлять слова; накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование: карточки со слогами (4–6) каждому играющему.

Учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое: сос, на; чай. КА; вес, на; кА, мыш; бан, кА; ла, ска” ни, тка; ра. Но; кА, кой.

Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

Один из учеников записывает на доске слово по слогам, следующий подбирает слово, которое начинается с последующего слога данного слова (ок-но, но-ра, ра-ма).

Игра “Встречу слово на дороге – разобью его на слоги”.

Цель: развитие навыков слогоделения, внимания, быстроты мышления.

Учитель бросает мяч детям, называет одно-, двух– и трёхсложные слова. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и передает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слово мячом.

Игра «Имя сказочного персонажа»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа и синтеза.

Задачи: развивать фонематический слух; упражнять учащихся в умении делить слова на слоги.

Оборудование: карточки с набором слов.

Имя сказочного персонажа

для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть картинку для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Картинка про для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с

4. АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

СИМПТОМЫ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

замены, пропуски, соответствующие заменам и пропускам в устной речи (иногда такие ошибки могут быть и после коррекции устной речи).

замены и смешивания парных звонких и глухих согласных (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш);

замены и смешения свистящих и шипящих (ж-ш);

замены и смешения аффрикат и компонентов, входящих в их состав (ч — т’);

замены и смешивания гласных первого ряда и второго ряда при обозначении мягкости согласных (а-я, о-ё, у-ю);

пропуски мягкого знака, при обозначении мягкости согласного;

замена и смешение гласных: о, у, е, и.

для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть картинку для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Картинка про для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с

Данная дисграфия связана:

с неправильным произношением звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. Отражает дефектное произношение на письме.

ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

совершенствование речевых навыков;

формирование соответствующих предпосылок интеллекта;

формирование кинестезий и развитие фонематического восприятия;

формирование навыка поэтапного контроля за процессом и результатом письма.

Упражнения для коррекции артикуляционно-акустической дисграфии (примеры):

Для коррекции можно использовать специальные пособия.

для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть картинку для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Картинка про для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с

для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть картинку для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Картинка про для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с

Также используется специально подобранный речевой материал для отработки проблемных на письме мест и упражнения для коррекции:

Упражнения на различение звуков:

-Предложить придумать слова со звуком С и Ш.

-Поднять букву С или Ш в зависимости от раличия ее в услышанном слове.

-Выкладывание под буквами С и Ш картинок, в которых содержатся эти звуки.

-Письменные упражнения в подборе пропущенной буквы в слове (кры_а, кры_а –крыШа, крыСа).

для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть картинку для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Картинка про для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с

для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть картинку для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Картинка про для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с

5. АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

Аграмматическая дисграфия – характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи.

СИМПТОМЫ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

· неправильное употреблении предлогов, рода, числа;

· пропуск членов предложения;

· нарушение последовательности слов в предложении;

· искажение морфемного строя слова;

· замены приставок и суффиксов;

· нарушение конструкции предложения;

· изменение падежа, местоимений и числа существительных;

· нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями.

для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть картинку для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Картинка про для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с

Данная дисграфия связана:

несформированностью у ребенка грамматического строя устной речи.

ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Для формирования грамматического строя речи проводится следующая работа:

Работа над словоизменением

Работа над предлогами

Работа над словообразованием

Обогащение словарного запаса

Упражнения для коррекции аграмматической дисграфии (примеры):

Для коррекции можно использовать специальные альбомы и методические рекомендации к ним.

для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть картинку для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Картинка про для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с

для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть картинку для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Картинка про для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с

для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Смотреть картинку для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Картинка про для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с. Фото для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий придумайте предложения с

Также используется специально подобранный речевой материал для отработки проблемных на письме мест и упражнения для коррекции:

Замени словосочетание словом с приставкой.

Образец: часы на стене – настенные часы

Час перед рассветом

Переход под землей

Почему их так назвали?

Рыболов, лесоруб, пчеловод, свинопас, цветовод, землекоп, дровосек, садовод, сталевар, полотер, скотовод;

Закончить предложения, используя слова, данные в скобках.

Слова для справок : шерсть, стекло, кожа, дерево, мех, сталь.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Данное нарушение является препятствием для овладения учениками грамоты и грамматики языка. Письменной речью ребенок овладевает к моменту поступления в школу или непосредственно в первом классе. Для того, чтобы этот вид речи сформировался без особых трудностей, необходимо овладеть основой письменной речи. К ней можно отнести: 1. Правильно сформированную устную речь. Способность к аналитико-синтетической речевой деятельности: деление на слова, слоги, звуки и синтез. 2. Развитое восприятия: пространственное, зрительно-пространственный гнозис, сомато-пространственные ощущения, знание схемы тела. 3. Сформированность двигательной сферы. 4. Способность к саморегуляции. 5. Сформированность абстрактного мышления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *