для планирования и прогнозирования экономического роста используют показатели какие показатели
Тема 7. Прогнозирование темпов роста, структуры и эффективности экономики
Целью изучения данной темы является создание базовой основы подготовки менеджеров по специальности 080507 в области построения моделей различных задач в сфере экономики, формирования у студентов систематизированного подхода к постановке и решению задач прогнозирования. Предлагаемый курс позволит специалистам быстрее адаптироваться к практической работе, лучше ориентироваться в научно-технической информации и литературе по специальности, увереннее принимать решения, возникающие в работе.
Основными задачами изучения темы являются получение студентами углубленных теоретических знаний по применению моделей прогноза, приобретение ими устойчивых навыков выполнения научно-исследовательских работ, умения решать сложные научные проблемы, связанные с построением моделей, включая и многомерные, способности к логическому анализу полученных результатов и определению путей поиска приемлемых решений.
Оглавление
7.1. Национальные счета и эконометрические модели прогнозов
Прогнозирование темпов роста, пропорций, структуры и эффективности экономики страны или отдельного региона осуществляется на основе системы национальных счетов или системы региональных счетов и эконометрических моделей.
При разработке прогнозов создаются математические модели, переменные моделей определяются в рамках системы национальных счетов, взаимосвязи переменных устанавливаются в виде тождеств и функциональных структурных уравнений. Предварительно определяют вид уравнений, отражающих причинно-следственные связи между переменными, а затем с помощью эконометрических методов оцениваются параметры. Получаемая таким образом эконометрическая модель описывает количественное изменение переменных, вызванное изменениями в других переменных, характеризующих экономическую политику и внешние условия функционирования экономической системы.
Модель позволяет определить значения переменных экономической политики, которые отражают желаемое изменение переменных разрабатываемого плана. Модели включают экзогенные – внешние и эндогенные – внутренние переменные.
Экзогенные переменные разделяются на заданные переменные, например, объем мировой торговли, численность населения, и пере менные экономической политики, например государственные расходы, процентные ставки.
Вначале определяются значения экзогенных переменных, причем заданные переменные, а также переменные экономической политики не являются независимыми. После этого рассчитывают параметры уравнений модели и в результате одновременного решения уравнений модели находят значения эндогенных переменных, например, валовой национальный продукт, занятость, цены.
Эндогенные переменные, тесно связанные с экономической политикой, называются переменными плана. Поскольку переменные плана зависят от переменных экономической политики, то органы, ответственные за экономическую политику, могли бы получать желательные прогнозируемые значения переменных плана при соответствующих величинах переменных экономической политики.
Параметры моделей разделяют на две группы. Некоторые параметры могут устанавливаться органами власти, например, ставки налогов, и называются параметрами экономической политики. Другие параметры уравнений моделей принято называть структурны ми параметрами.
Прогнозирование и планирование с помощью эконометрических моделей связано с тем, что предсказываемые величины эндогенных переменных зависят от вводимых значений экзогенных переменных. Поэтому различные величины экзогенных переменных порождают различные величины эндогенных переменных.
Количественные ошибки в экзогенных переменных и параметрах могут быть выявлены по расхождениям между величинами эндогенных переменных, рассчитанных с помощью модели, и их известными значениями. В случае заметных расхождений следует уточнить значения экзогенных переменных и параметров уравнений модели на основе новой информации. Таким образом, можно постоянно улучшать модель и совершенствовать проводимую экономическую политику.
В условиях кризисов и неустойчивости развития в моделях могут наблюдаться не только количественные ошибки. Изменение структуры и траектории развития экономической системы может привести к необходимости изменения структуры и количества уравнении модели для обеспечения удовлетворительной точности прогнозов.
Система национальных счетов, как и система региональных счетов, основываясь на агрегировании экономических показателей, не охватывает всех деталей экономической реальности. В системе счетов находят отражение макроэкономические процессы и процессы, наблюдаемые в масштабах отраслей. В ней отражаются масштабные явления, происхождение которых относится к более или менее отдаленному прошлому и которые во многих случаях потеряли свою динамичность. В развитии могут наблюдаться менее масштабные факты — предвестники будущих тенденций.
В условиях неустойчивого развития необходимо, с одной стороны, сокращать горизонты прогнозирования и планирования, основанного на применении национальных счетов и эконометрических моделей, с другой стороны — дополнять процедуры прогнозирования, планирования анализом ситуации и перспектив развития, используя экспертные методы, выявление скрытых факторов.
Прогнозирование темпов роста, пропорций, структуры и эффективности экономики на основе системы национальных счетов и эконометрических моделей делится на долгосрочное, среднесрочное и текущее, макроэкономическое и балансовое. На практике модели этих прогнозов должны сочетаться. В сочетании моделей эндогенные переменные одних моделей могут быть экзогенными переменными других моделей.
Прогнозирование темпов роста, пропорций, структуры экономики регионов строится на основе системы региональных счетов.
7.2. Модели долгосрочных макроэкономических прогнозов
Модели долгосрочных макроэкономических прогнозов предназначаются для оценки экономического развития во времени на максимально возможную по длительности перспективу и перспективного планирования. Для их построения необходимы временные ряды данных национальных счетов и других показателей за длительные периоды. Долгосрочные модели различаются по степени детализации описания экономической системы и, соответственно, по степени агрегации переменных.
Типичными примерами таких моделей могут служить первые модели японской экономики, построенные при доработке «Десятилетнего плана удвоения национального дохода» на 1961 – 1970 гг. в Японии. При этом были получены две долгосрочные модели, которые использовались для прогнозирования на период до 1975 и 1985 гг. Для сокращения объема рассмотрим только одну из них.
Односекторная простейшая модель долгосрочного развития японской экономики должна была позволить выявить перспективу роста на длительный срок на основе данных счетов национального дохода. Кроме того, модель предназначалась для оценки тенденций роста основных фондов, поскольку эти процессы нельзя достаточно точно изучать при помощи среднесрочных моделей из-за длительных периодов формирования и сроков службы основных фондов.
Для создания модели, преследующей такие цели, необходимы надежные ряды соответствующих данных за длительный период и структурные уравнения, которые отражают структуру экономики. При определении структурных параметров японские экономисты применяли годовые ряды данных за 1906—1960 гг. Для того чтобы объяснить сдвиги в функциональных связях, обусловленных экзогенными факторами, например, такими, как войны, использовались фиктивные переменные.
По существу была построена модель роста на основе функции сбережений и производственной функции. Предполагалось, что факторы производства используются полностью, поэтому возможности экономического роста определяются тремя факторами: во-первых, объемом предложения капитала, устанавливаемым с помощью функции сбережений; во-вторых, параметром научно-технического прогресса, в-третьих, распределением всей суммы капитала между частным и общественным секторами, при этом в производственной функции используется только частный основной капитал.
Общая сумма капитала определялась как величина сбережений, равная сумме частных валовых инвестиций в основные фонды в торгово-промышленном секторе, государственных валовых инвестиций в основные фонды, валовых инвестиций в жилищное строительство и чистого экспорта, за исключением суммы, отражающей изменения в запасах.
В этой модели инвестиции в жилищное строительство устанавливаются с помощью функции, которая оценивает их долю в ВНП, чистый экспорт задается экзогенно, а распределение остальных сумм между частным и государственным сектором задается значением соответствующей экзогенной переменной, характеризующей экономическую политику.
Поэтому в той степени, в какой имеется увеличение инвестиций в непроизводственную сферу – государственных инвестиций в фонды инфраструктуры, инвестиций в жилищное строительство и чистый экспорт, темп общего роста снижается.
Чистый экспорт рассматривается как экзогенная величина, поскольку в рамках экономической политики экспорт – это лимитирующий фактор при определении роста, и, кроме того, учитывалась возможность использования значения чистого экспорта, получаемого из второй, более детализированной модели.
Полученная модель состоит из семи уравнений, но требует проведения итерационных расчетов, так как содержит нелинейные уравнения. Модель оперирует со следующими переменными:
Уравнения, полученные методом наименьших квадратов, имеют достаточно громоздкий вид, вследствие чего здесь не приводятся (их аналитические выражения можно найти в [2]). Итоговые результаты сводятся к следующим.
Доля сбережений в составе ВНП возросла с 9,8 % в 1906 г. до 23 – 25 % в период первой мировой войны. Затем она упала, но начиная с 1925 г. вновь проявилась тенденция роста. Сбережения достигли в 1960 г. уровня, превышающего 30 %, – нормы, исключительно высокой по международным стандартам. Это отношение вычисляется с помощью валовых показателей, включая амортизацию капитала и общие валовые сбережения, – это сумма частных и государственных сбережений. Поэтому не только поведение частных предпринимателей, но и государственная политика существенно влияют на валовые сбережения.
Инвестиции в жилищное строительство выражаются через их взаимосвязь с ВНП. Эластичность равна 1,21. Такое значение эластичности от ВНП связано с быстрым ростом инвестиций в жилищное строительство, в частности в течение 1906 – 1916 гг. Если рассматривать последующие годы, то эластичность меньше единицы, что отражено введением фиктивной переменной.
Для описания технического прогресса в послевоенные годы вводятся фиктивные переменные, так как темп технического прогресса в этот период был особенно высоким. Оценки составили 2,6 % для предвоенных лет и 4,8 % для послевоенных лет. Таким образом, высокий послевоенный темп роста связан с высоким темпом технического прогресса.
Отношение государственных инвестиций к частным инвестициям используется как переменная экономической политики, поскольку в данной модели желаемое отношение между общественным и частным капиталом предполагается определяемым, исходя из политических соображений с учетом далекой перспективы.
7.3. Балансовые межотраслевые модели прогнозов
В прогнозировании и планировании могут быть использованы межотраслевые балансовые модели. Это метод прогнозирования, известный под названием «затраты – выпуск», создан в 20-е годы прошлого века В. Леонтьевым. В связи с распространением этого метода в состав систем национальных и региональных счетов введены отраслевые разделы.
Международные стандарты систем национальных счетов, начиная с 1968 г. включают счета потоков фондов, балансов продуктов, имущества в натуральной и стоимостной формах по отраслям. Эти счета при наличии данных позволяют строить межотраслевые балансовые модели.
Особенности межотраслевых балансовых моделей прогнозов можно видеть на примере модели среднесрочного прогноза, пост роенной японскими учеными.
Модель создавалась для решения двух задач.
Во-первых, дать по каждому сектору, отрасли оценку спроса продукции, импорта, занятости и капитала, согласованную с реальными совокупными оценками расходов, полученными на основе среднесрочной макроэкономической модели.
Во-вторых, сопоставить по секторам прогнозируемые величины индексов промышленного производства, импорта, занятости и валовых частных инвестиций, определяемые межотраслевой моделью, по суммарному объему импорта, занятости и инвестиций с прогнозами макроэкономической модели. Это обеспечивает возможность пересмотра исходных данных и совершенствование моделей для повышения точности прогнозов.
В качестве инструментов экономической политики в межотраслевой модели рассматриваются главным образом переменные и параметры, отражающие отраслевую и внешнеторговую политику, аналогично тому, как используются в макромодели переменные экономической политики и параметры, отражающие налоговую и финансовую политику.
В межотраслевой модели государственные потребительские рас ходы на оборону и образование, инвестиционные расходы на строительство дорог и гидросооружений также являются переменными экономической политики.
Для определенных секторов, которые тесно связаны с политикой в области импортных ограничений и тарифных ставок, значительное влияние оказывают функции импорта. Так, для отрасли, производство которой в будущем определяется либо экономической политикой, либо ее производственными мощностями, продукция определяется экзогенно, а импорт трактуется как разность между спросом и внутренним производством.
Для таких отраслей, как машиностроение и химия, где производство находится под влиянием политики импорта, средний уровень импорта рассматривается как параметр экономической политики.
7.4. Макроэкономическое и межотраслевое балансовое планирование
Планирование развития японской экономики в конечном итоге было построено на основе объединенной модели макроэкономического и межотраслевого балансового прогнозирования. В состав объединенной модели было включено несколько блоков.
Блок денежных доходов и расходов. В этом блоке расходы в денежном выражении, в том числе государственные закупки товаров и услуг, индивидуальное жилищное строительство, чистый экспорт, а также фонд денежной заработной платы и цены на потребительские товары, рассматривались как экзогенные переменные. Они влияли на другие виды расходов и на распределение общих доходов через функции потребления, функции инвестиций и другие функции, связанные с распределением доходов.
Блок продукции и затрат факторов в неизменных ценах. Денежные расходы, определенные в предыдущем блоке, в этом блоке пересчитывались в реальные расходы с помощью фиксированных коэффициентов.
Экспорт в реальном выражении рассчитывался на основе данных о мировой торговле и относительных цен на экспорт с помощью функций экспорта по шести основным товарным группам. Эти общие реальные расходы подразделялись затем по 60 отраслям. Использовалось несколько моделей и преобразующих матриц, чтобы получить объемы продукции, импорта, инвестиций в запасы по отраслям.
Процесс получения плановых величин по отраслям аналогичен процессу, использованному в межотраслевой модели, за исключением изменений в запасах, которые определялись эндогенно.
Затем, исходя, из оценок продукции по отраслям определялись объемы необходимой занятости и капитала с помощью функции спроса на рабочую силу и производственных функций по отраслям. Определялись величины занятости по отраслям на основе функций спроса на рабочую силу исходя из реальных ставок заработной платы и величины добавленной стоимости.
Далее потребности в капитале по отраслям устанавливались на основе этих оценок занятости и добавленной стоимости с помощью производственных функций по 25 секторам экономики. Ставки заработной платы, рассматриваемые как эндогенные величины, рассчитывались в ходе решения системы уравнений, включающих спрос на рабочую силу и коэффициент безработицы.
Величины валовых инвестиций в основные фонды по секторам определялись путем суммирования чистого увеличения капитала, которое находится, исходя из предпосылки его равномерного роста за планируемый период по 25 секторам, а также величин инвестиций на возмещение выбытия по секторам, получаемых на основе предположения, что они растут пропорционально росту капитала.
Из-за нелинейности в модели приходилось прибегать к методу итераций при решении уравнений, относящихся к занятости, ставкам заработной платы и коэффициенту безработицы.
Блок цен. Общая потребность в инвестициях, рассчитанная в предыдущем блоке, затем сопоставлялась с аналогичной величиной, полученной на основе функции инвестиций в первом блоке.
Первая величина может оказаться больше второй, что означает – необходимые инвестиции выше тех, которые получаются исходя из финансовых ресурсов. Тогда уровень цен будет расти под влиянием инфляционного давления. При этом общие реальные расходы будут снижаться до тех пор, пока они не придут в соответствие с реальными производственными мощностями.
Механизм регулирования цены будет действовать до тех пор, пока разрыв между спросом и предложением на реальные инвестиции не будет полностью устранен. Пока не будет достигнуто равновесие между общими реальными мощностями и общими реальными расходами.
В противном случае снижение цен будет носить такой характер, который приведет к увеличению реальных расходов и более высокой потребности в инвестициях в связи с действием процесса дефляции.
Вычислительная процедура этого регулирования была разработана таким образом, что уровень частного потребления меняется в зависимости от разницы между спросом и предложением на инвестиции. При этом новый уровень цен на потребительские товары определялся исходя из отношения денежных расходов на потребление, оцененных в первом блоке, к новой величине частного потребления, исчисленной в реальном выражении. Изменение уровня цен на потребительские товары влияло затем на другие цены через функции относительных цен, принятых в этом блоке, которые в свою очередь вызывали изменения в остальных реальных расходах, кроме расходов на частное потребление.
После получения пересмотренной величины этих реальных расходов вычислительная процедура повторяется до тех пор, пока не будет достигнуто конечное равновесие между реальным предложением и спросом на инвестиции и пока все эндогенные переменные в обоих блоках, относящиеся к реальным факторам производства и ценам, не придут к стационарному состоянию.
Обратная связь с блоком денежных доходов и расходов. После достижения стационарного состояния переменные, фиксируемые экзогенно в первом блоке, такие, как фонд заработной платы, потребительские цены, тоже подвергались пересмотру. Этот пересмотр в дальнейшем требовал новых расчетов эндогенных переменных в первом блоке. На основе пересмотренных оценок необходимо было снова рассчитать показатели второго и третьего блоков.
Такие итеративные приближения проводились до тех пор, пока фонд заработной платы и цены не достигали равновесия.
Подобных детальных среднесрочных и долгосрочных прогнозов и планов в Российской Федерации пока нет. Система среднесрочного и долгосрочного прогнозирования, планирования и эффективного учета пока находится в стадии формирования.
Экономический рост: планирование и прогнозирование
Вы будете перенаправлены на Автор24
Характеристика экономического роста
Когда в стране наблюдается экономический рост, то все показатели экономики, включая занятость населения, инвестиционные потоки, объемы производства и т.д. растут. В дальнейшем такая динамика приводит к еще большим возможностям, например, снижение безработицы до минимума, что будет способствовать росту бюджета страны, максимальное повышение уровня жизни граждан и т.п.
Экономический рост бывает прямой и косвенный. Такие виды экономического роста обеспечиваются за счет определенных действий и мероприятий, если эти мероприятия реально реализовывать грамотно и полноценно, тогда можно говорить об успехе экономической политики.
Экономический рост способствует получению дополнительного финансирования за счет активной инвестиционной политики; применению новейших заграничных технологий и нововведений; дополнительным налоговым отчислениям в бюджет страны.
Экономический рост сопровождается привлечением иностранных инвестиций, которые повышают экономические показатели за счет получения дополнительной прибыли, которую получает страна с налогов, уплачиваемых иностранными предприятиями, работающими на территории конкретного государства.
Прогнозирование экономического роста
Для того чтобы в стране обеспечивался экономический рост необходима четкая, целенаправленная работа в области экономических отношений и взаимодействий.
Прогнозирование экономического роста – это деятельность, основанная на сопоставлении данных экономического характера текущего временного периода с предыдущими временными периодами.
Прогнозирование строится на различных вычислительных, измерительных, аналитических моделях. Каждое государство самостоятельно для себя выбирает, каким образом и для чего оно будет строить прогноз на будущее.
Прогнозирование экономического роста основано:
Готовые работы на аналогичную тему
Итак, прогнозирование экономического роста, сложный и многогранный процесс, основанный на расчете и анализе большого количества данных производственного, торгового, социального характера. Прогнозирование процесс обязательный и длительный, но если, он выдает нужные результаты, то это в дальнейшем перерастает в положительную картину всей экономики страны, так как можно будет спланировать дальнейшие действия по экономическому росту и развитию.
Планирование экономического роста
Планирование экономического роста очень тесно связано с прогнозированием. Прогноз дает более перспективную картину будущего экономики страны, а планирование является тем довершением, которое подстраивается под процесс прогнозирования.
Планирование экономического роста – это совокупность мероприятий экономического характера, направленных на формирование потенциального плана по развитию экономики государства.
Планирование экономического роста заключается в следующем:
Таким образом, планирование экономического роста сложная, но выполнимая задача для государства, к этому надо подходить плавно и логично, ознакомить всех участников с перспективами и обязанностями, для получения наиболее эффективного результата итоговой деятельности, а точнее, экономическому росту и развитию.
Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании
Основой разработки плановых, программных и прогнозных документов являются показатели, позволяющие всесторонне описать социальные и экономические процессы и явления, сформировать, представить и обосновать задания плана, программы, прогноза на проектируемый период.
Показатель — это качественно-количественное представление объекта: социально-экономического процесса, явления. Качественная сторона показателя отражает сущность и принадлежность объекта по месту и времени, а количественная — придает объекту количественную определенность.
Показатели, выступающие в качестве основного мерила состояния объекта, называются критериями. Например, критерий эффективности производительности труда отражает меру экономического эффекта, полученного при затратах живого труда. В качестве критерия эффективности могут выступать максимум прибыли, минимум трудовых затрат и др. Критерий оптимальности — это показатель, выражающий предельную меру экономического эффекта принимаемого решения для сравнительной оценки возможных решений (альтернативных вариантов) и выбора наилучшего из них.
При разработке плановых и прогнозных документов на всех уровнях управленческой иерархии используется, как правило, не отдельно взятый показатель, а система взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга показателей. При формировании системы показателей необходимо соблюдать следующие требования:
показатели должны раскрывать сущность и содержание объекта (процесса, явления); комплексно отражать особенности объекта соответствующего уровня иерархии с позиции его вещественного и стоимостного состояния; соответствовать целям и задачам социально-экономического развития, социальной ориентации национальной экономики; ориентировать на более полное и эффективное использование ресурсов, повышение качества работы во всех звеньях и сферах общественного производства; иметь методологическое единство и сопоставимость с показателями учета и статистики, системы национальных счетов; обладать способностью агрегироваться и дезагрегироваться; быть гибкими и адаптивными, что обеспечивает возможность формирования, во-первых, системы показателей, во-вторых, возможность вхождения в систему более высокого или низкого порядка.
В зависимости от содержания и направления использования всю совокупность показателей, применяемых в планировании и прогнозировании, можно сгруппировать следующим образом:
натуральные и стоимостные;
количественные и качественные;
абсолютные и относительные;
утверждаемые и расчетные;
индикативные и справочные;
синтетические и индивидуальные.
Натуральные показатели характеризуют материально-вещественную сторону производства, потребительские свойства продукции (услуги), ее качество. Они позволяют установить соответствие между объемом производства продукции (услуги) в ее материально-вещественной форме и потребностью в ней, внутриотраслевые и межотраслевые связи, направления движения товарных потоков. Натуральные показатели измеряются в натуральных единицах (тонны, метры, километры, штуки и т.д.).
Ввиду многообразия типов и видов выпускаемой продукции (услуг), имеющей одинаковое назначение, используются условно-натуральные показатели. Они устанавливаются путем приведения этого многообразия к единому измерителю через переводные коэффициенты. Например, все виды топлива можно представить в условном исчислении на основе теплотворной способности каждого вида.
Стоимостные показатели выражают совокупные результаты воспроизводственного процесса в денежном исчислении: производство валового внутреннего продукта, доходы и расходы предприятий, объемы реализованной продукции, амортизация основных средств и т.д. Именно стоимостные показатели обеспечивают взаимную увязку всех разделов прогнозов, планов, программ, позволяют определить масштабы и структуру национальной экономики, ее отдельных отраслей и регионов, установить важнейшие общеэкономические, межотраслевые, отраслевые и территориальные пропорции и т.д.
Количественные показатели характеризуют непосредственно количественные результаты производства или развития отраслей социальной инфраструктуры. Они могут быть объемными и сетевыми. Объемные показатели отражают процессы производства: объем производимой продукции, капитальных работ и т.д. Сетевые — развитие социальной инфраструктуры, например, сети дошкольных учреждений, учебных заведений, больниц, аптек и т.д.
Качественные показатели характеризуют качественную сторону экономического явления, процесса, эффективность производства, качество работы или полезность продукции. Они разделяются на две группы: технико-экономические и экономические показатели. Первые применяются для выражения степени эффективности использования отдельных видов средств и предметов труда, рабочего времени (показатели расходования сырья, материалов, топлива на единицу продукции, производительности оборудования, использования производственных мощностей и т.д.). Экономические показатели характеризуют эффективность использования трудовых и финансовых ресурсов: уровень затрат общественного труда, степень эффективности производства (показатели производительности труда, издержек производства и обращения, рентабельность и др.).
Абсолютные и относительные показатели отличаются характером их представления. Абсолютные показатели представляют количественные параметры объекта: объем производства продукции, услуг, число дошкольных учреждений, количество учащихся и т.д. Они могут представлять объект (процесс, явление) как в натуральном, так и стоимостном выражении. Относительные показатели представляют объект в относительных величинах (в процентах роста или прироста объема производства, в удельном весе). Они представляют объем относительно определенной базы.
Утверждаемые показатели устанавливаются вышестоящими органами и доводятся до нижестоящих. Они носят обязательный характер и являются адресными. Это показатели государственного бюджета (республиканского, местного), государственный заказ, цены на социально значимую продукцию и т.д. При переходе к рыночным отношениям круг утверждаемых показателей ограничен.
Расчетные показатели используются для дополнительной характеристики объекта (процесса, явления), а также для обоснования утверждаемых показателей; их характер – вспомогательный.
Индикативные показатели — выступают в качестве индикаторов (основных параметров), характеризующих социально-экономические процессы и явления, и используются при формировании индикативных планов, программ. В качестве индикаторов социально-экономического развития могут выступать показатели, характеризующие динамику, структуру, эффективность экономики, состояние финансов и т.д. Индикаторы носят рекомендательный характер.
Справочные (информационные) — это различного рода аналитические показатели типа: «в расчете на душу населения», на «10000 населения» и т.д. Например, валовой внутренний продукт на душу населения, количество аптек на 10000 населения и т.д.
В зависимости от степени охвата экономических процессов показатели подразделяются на интегральные, синтетические и частные. Синтетические отражают сложные явления. Выступающие как результат взаимодействия многих экономических, научно-технических и других факторов, обобщают результаты производства или распределения. К ним относятся: валовой общественный продукт, национальный доход, валовой национальный продукт и др. Индивидуальные показатели выражают отдельные, конкретные экономические или социальные явления.
В зависимости от использования показателей в регулировании государством развития экономики их совокупность можно представить и через такие группы: индикаторы, государственный заказ (см.2.4), лимиты и нормативы. Первые две группы были рассмотрены выше.
Лимит — это показатель предельно допустимой величины затрат ресурса для достижения определенных целей. Например, устанавливаемый предельный размер государственных централизованных капитальных вложений для развития межотраслевых производств и решения особо важных проблем. Лимиты устанавливаются, как правило, по остродефицитным ресурсам, наиболее значимым для экономики страны.
Нормативы представляют собой показатели в относительном выражении. Они устанавливаются для отчисления средств предприятий в государственный и местные бюджеты, образования различных фондов денежных средств. В качестве нормативов выступают ставки налогов на добавленную стоимость, экспорт и импорт, доходы и прибыль и т.п. К нормативным показателям относятся также коэффициенты эффективности.
Система показателей планирования и прогнозирования изменяется в зависимости от условий функционирования экономики, целей и задач планируемого (прогнозируемого) периода.