для учителя совместная деятельность с учениками является составляющей какой деятельности
Совместная деятельность учителя и ученика как способ взаисодействия
Совместной деятельностью считается та деятельность, при которой
1) ее задачи воспринимаются как групповые, требующие кооперации при решении;
2) существует взаимная зависимость при выполнении работы, которая требует распределения обязанностей, взаимного контроля и ответственности.
Основным механизмом совместной деятельности считается подражание.
В процессе сотрудничества происходит динамичное преобразование ролевых отношений педагогов и учащихся в равноправие. Наиболее высоким уровнем развития сотрудничествасовместной деятельности является творческое сотрудничество.
Традиционно обучение планируется и организуется педагогом в форме индивидуальной и фронтальной работы. Это деятельность построена = рядом, но не вместе.
Задачам совместной учебной деятельности отвечает групповая (коллективная) работа на уроке.
Два основных вида групповой работы:
1. единая – делятся на группы, которые выполняют идентичные задания;
2. дифференцированная – решение собственной задачи, которая связана с общей учебной задачей.
В отличие от традиционной формы, индивидуальная работа приобретает выраженную коллективистическую направленность, поскольку служит целям совместной деятельности школьников, объединяя индивидуальные усилия каждого отдельного ученика.
Конфликты в совместной деятельности.
Конфликт– это противоречие между участниками совместной деятельности является межличностный конфликт. Недисциплинированность, расхлябанность, несерьезное отношение к учебе того или иного ученика, и излишняя авторитарность, нетерпимость учителя – основные причины острых межличностных столкновений.
Дифференцированный подход к межличностным конфликтам позволяет извлечь из них максимальную пользу.
По содержанию межличностные конфликты могут быть деловыми и личными.
Продуктивное разрешение конфликта может быть только в том случае, если педагог осуществляет тщательный анализ причин, мотивов, приведших к созданию ситуации.
Условия развития совместной деятельности.
1. В совместной деятельности должны быть воплощены отношения ответственной зависимости;
2. Деятельность должна быть социально ценной, интересной;
3. Социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться;
4. Совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями.
Совместная деятельность педагогов и учащихся как способ реализации педагогического взаимодействия
Понятие совместной деятельности. На психическую активность и работоспособность человека существенно влияет совместная деятельность.
Совместной (коллективной) считается деятельность, при которой:
1) ее задачи воспринимаются как групповые, требующие кооперации при решении;
2) существует взаимная зависимость при выполнении работы, которая требует распределения обязанностей, взаимного контроля и ответственности.
В последнее время сложилось мнение, что совместная (коллективная) деятельность нивелирует личность. Однако получены экспериментальные данные, доказывающие возможность развития каждого члена группы, участвующего во взаимодействии, и особенно там, где уровень взаимодействия наиболее высок. Установлено, что среди единомышленников, объединенных даже на короткое время общей деятельностью или обстоятельствами, человек чувствует себя более уверенным, испытывает состояние духовного подъема и собственной значимости.
Основным механизмом воздействия в процессе совместной деятельности является подражание. Ученики подражают только любимому учителю или референтному соученику. Поэтому важно, чтобы среда содержала образцы для подражания и чтобы эти образцы соответствовали возможностям ребенка. При наличии образцов для подражания совместные действия будут средством продуктивной учебной деятельности даже в том случае, если ученик еще не владеет системой познавательных и исполнительных действий, необходимых для данной деятельности.
Сотрудничество как смысл совместной деятельности. Смыслом совместной деятельности в учебном процессе является сотрудничество его участников. В процессе сотрудничества происходит динамическое преобразование ролевых отношений педагогов и учащихся в равноправные, что выражается в изменении их ценностных ориентации, целей деятельности и самого взаимодействия. Наиболее высоким уровнем развития сотрудничества в совместной деятельности является творческое сотрудничество, которое позволяет ее участникам наиболее полно реализовать свои внутренние резервы.
Структура сотрудничества в процессе взаимодействия изменяется от совместного, разделенного с учителем, действия к поддержанному действию и далее, к подражанию и к самообучению. Установка на творчество реализуется лишь в том случае, если формы сотрудничества ученика с учителем специально организуются и обеспечиваются изменение, перестройка этих форм в процессе обучения.
Сотрудничество становится продуктивным, если:
— осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач не в конце, а в начале процесса усвоения нового предметного содержания;
— организовано как активное сотрудничество с учителем и другими учениками;
— в процессе обучения происходит становление механизмов саморегуляции поведения и деятельности учащихся;
— осваиваются умения образования целей.
Совместная деятельность в обучении. Традиционно обучение планируется и организуется педагогом в форме индивидуальной и фронтальной работы. Необходимость индивидуальной работы на уроке обусловлена особенностями учебного материала, задачей формирования у учащихся самостоятельности. Результаты этой работы (сочинения, диктанты, изложения, контрольные работы и т.д.) полностью зависят от усилий конкретного школьника. Это деятельность учащихся, построенная по принципу «рядом, но не вместе». В данном случае, даже когда цели работы каждого исполнителя идентичны, ее реализация не предполагает совместных усилий и взаимопомощи, а следовательно, это не совместная деятельность.
Большое значение в организации учебной деятельности отводится фронтальной работе класса: при объяснении нового материала, проверке пройденного материала. В этих случаях учитель работает со всем классом, поскольку поставлена общая задача. Процесс усвоения знаний при фронтальных формах работы остается сугубо индивидуальным для каждого ученика, а результаты этого процесса (полученные знания) благодаря самой специфике обучения и существующим формам оценки работы учащегося не формируют отношений ответственной зависимости. Поэтому учебная деятельность не выступает в сознании ученика как совместная, коллективная. По существу, фронтальная работа представляет собой один из вариантов индивидуальной деятельности школьников, тиражированной по числу учеников в классе, и также не является совместной деятельностью.
Задачам совместной учебной деятельности отвечает групповая (коллективная) работа на уроке.
Иной в этих условиях становится и индивидуальная работа учащихся. В отличие от традиционной формы она приобретает выраженную коллективистскую направленность, поскольку служит целям совместной деятельности школьников, объединяя индивидуальные усилия каждого отдельного ученика. Коллективная деятельность стимулирует индивидуальную активность, формируя и поддерживая при этом в классе отношения ответственной зависимости.
Конфликты в совместной деятельности. Наиболее эффективным взаимодействие педагога и учащихся оказывается в случае ориентации обеих сторон на сотрудничество в условиях совместной деятельности. Однако, как показала педагогическая практика, наличие общей цели еще не гарантирует отсутствия различных трудностей и противоречий в ее организации и осуществлении.
Отражением этих противоречий между участниками совместной деятельности является межличностный конфликт. Он представляет собой некую ситуацию взаимодействия людей, которые либо преследуют взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими сторонами цели, либо стремятся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы.
Конфликтное взаимодействие понимается как реализация участниками конфликтной ситуации своих антагонистических позиций. При этом их действия, связанные с достижением своих целей, тормозят решение задач противников. Как показывают наблюдения, отношение педагогов к межличностным конфликтам и их действия в ситуациях конфликтного взаимодействия неоднозначны. Так, учителя с авторитарным стилем общения нетерпимы к любой конфликтной ситуации. Они считают ее угрозой своему авторитету. Поэтому любая конфликтная ситуация, участником которой является авторитарный учитель, переходит в стадию открытого столкновения.
Дифференцированный подход к межличностным конфликтам позволяет извлечь из них максимальную пользу.
Межличностные конфликты, возникающие между педагогами и учащимися, по своему содержанию могут быть деловыми и личными. Частота и характер конфликтов зависят от уровня развития классного коллектива: чем выше этот уровень, тем реже в нем создаются конфликтные ситуации. В сплоченном коллективе всегда имеется общая, поддерживаемая всеми его членами цель, а в ходе совместной деятельности формируются общие ценности и нормы. В этом случае имеют место по преимуществу деловые конфликты между педагогом и учащимися, которые возникают как следствие объективных, предметных противоречий совместной деятельности. Они имеют положительный характер, так как направлены на определение эффективных путей достижения общегрупповой цели.
Однако и такой конфликт не исключает эмоциональной напряженности, ярко выраженного личного отношения к предмету разногласий. Но личная заинтересованность в общем успехе не позволяет конфликтующим сторонам сводить счеты, самоутверждаться путем унижения другого. В отличие от конфликта личного характера после конструктивного решения вопроса, породившего деловой конфликт, взаимоотношения его участников нормализуются.
Многообразие возможных конфликтных ситуаций в классе и способов конфликтного взаимодействия требует от педагога поиска оптимальных путей разрешения конфликта. Своевременность и успешность его разрешения являются условием того, что деловой конфликт не переходит в личностный.
Контрольные вопросы и задания
1. Какова сущность педагогического взаимодействия?
2. Какова роль общения в развитии личности?
3. Каковы общие стратегии межличностного взаимодействия?
4. Какие существуют виды отношений педагогов с учащимися? Дайте краткую характеристику каждому виду.
5. Что можно предпринять для улучшения межличностных отношений?
6. Какие феномены педагогического взаимодействия можно рассматривать как позитивные (негативные)?
7. Чем отличается совместная деятельность от взаимодействия?
8. Какую роль играют конфликты в совместной деятельности?
9. Каковы возможные пути развития совместной деятельности?
Литература
Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъективных отношений – М., 1988.
Статья «Взаимодействие учителя и учащихся, как основа эффективного обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Взаимодействие учителя и обучающихся на уроке, как основа эффективного обучения.
Учителя, всю свою жизнь идут рядом со своими воспитанниками. Постоянно находятся в поиске способов и путей достижения целей воспитания и обучения. Порой, даже сами чего-то не зная, не умея, учатся вместе с детьми, добывают знания и учат этому своих учеников.
Полноценное включение ребёнка в деятельность резко отличается от традиционной передачи ему готового знания: теперь педагог должен организовывать работу детей так, чтобы они сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях. Действия учеников становятся более активными, творческими, самостоятельными, а роль учителя сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Очень важно научить детей получать удовольствие от процесса познания, формируя тем самым устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению.
Каждый педагог в ходе педагогического взаимодействия должен соблюдать ряд условий:
а) постоянно поддерживать у воспитанника желание учиться;
б) предоставлять каждой личности условия для самостоятельных открытий, приобретения нового опыта творческой жизнедеятельности;
в) создавать коммуникативные условия для поддержки активности воспитанников;
г) стимулировать совместное с учеником продуктивное общение в процессе учебной деятельности;
д) стимулировать правильные взаимоотношения на уроках;
е) способствовать становлению личности воспитанника.
При взаимодействии учителя с учениками, деятельность учителя представляет собой многообразие педагогических воздействий на учеников. На уроке учитель заинтересовывает учеников, вводит новый материал, объясняет те или иные явления, демонстрирует образцы, инструктирует, задает вопросы, требует ответов, организует и руководит работой учеников. Эти взаимоотношения учеников и учителя начинаются с первых дней школьного обучения.
В сотрудничестве учителя и ученика особое значение имеет учёт психологических закономерностей формирования ведущей мотивации у детей. Учитель должен опираться на реальные познавательные интересы и желания учеников. Это является обязательной предпосылкой деятельности, как и всякой деятельности вообще. Мотивацию у детей можно создать за счёт использования широкого контекста общих познавательных и социальных мотивов учеников (стремление учеников дать правильный ответ, высказать собственное мнение, показать перед лицом сверстника свои способности). В данном случае учитель опирается на положительные эмоции ученика, вызванные хорошей оценкой.
Остановлюсь на некоторых компонентах активного взаимодействия учителя и учеников на уроке.
В дружеской атмосфере, используя все компоненты процесса обучения, принципы, которыми руководствуется учитель, методы и технологии, мы сможем добиться эффективности процесса обучения.
Уроки в школе – это значительная часть жизни детей, требующая элементарного комфорта, благоприятного общения.
С момента первой встречи с первоклассником начинается процесс взаимодействия учителя и ученика. Очень важно учителю создать дружескую атмосферу, атмосферу психологической поддержки на уроках, сделать процесс познания для малышей желанным и расположить ребёнка к себе так, чтобы он с удовольствием шёл в школу, ждал встречи с товарищами и учителем.
Каждый день, приходя в класс, стараюсь создать на уроке атмосферу доброжелательности и зарядить всех хорошим настроением. Лишь находясь на волне радости и эмоционального подъёма дети быстрее включаются в работу и активны на уроке. В данном случае хорошую службу служит, удачно подобранный «Организационный момент» на уроке, а также стиль общения, не авторитарный, а дружеский.
Например, работа с 1 классом накладывает на учителя огромную ответственность, когда стараешься не только научить, но и удивить, и влюбить ребёнка в предмет, школу. Часто использую на уроках стихи, игровые моменты, элемент сказки, когда нужно привлечь внимание детей.
Работая над поверкой домашнего задания, задумываешься, как сделать его кратким и в то же время задействовать большинство детей. Здесь на помощь приходят и средства обратной связи – светофоры, и тестовые задания, и живой фронтальный опрос.
Кстати светофорчики очень помогают во время устного счёта на уроках математики, на устных диктантах. А в 1 классе в добукварный период при составлении звуковых схем.
Для младших школьников игра является ведущим типом деятельности, главным инструментом познания мира.
Игра – это то, что делает детство золотым веком человеческой жизни, сказочной порой удивительных открытий. Игра – один из главнейших способов становления личности ребенка, овладения им основными навыками общения, формирования творческой индивидуальности, где человек раскрывает свои порой дремлющие, неожиданные для окружающих возможности. Именно игра позволяет почувствовать истинную свободу творчества.
Стараюсь на уроках использовать игровые моменты. Это активизирует деятельность на уроке. На этапе закрепления изученного, дети с удовольствием включаются в работу, если звучит команда: «Поиграем?» Иногда 5-10 мин веселой игры решают сразу несколько проблем. А скучные цифры и правила оживают, воплощаются в реальные действия и предметы. Используя таблички, картинки, настоящие предметы и игрушки, можно театрализовать условия задачи и решить ее как маленькую инсценировку.
Элементы театрализации в процессе обучения.
Малыши на уроках быстро устают не только от сидения за партой, но и от невозможности общаться друг с другом, потому что нельзя нарушать тишину. Нужна коллективная игра, в которой каждый имеет возможность принять участие на равных с другими, привыкая к очередности без необоснованной обиды. Такой игрой может стать коллективное сочинение рассказа, сказки, невероятной истории. Чтобы дети не перебивали друг друга и не старались раньше времени вступить в игру, необходим предмет, который дает право говорить и передается в определенном порядке, заранее объявленным и принятым детьми как условие игры. Это может быть игрушка – герои сказки, мультфильма или символ «власти» – корона, скипетр, флажок им и т. д. В зависимости от выбранного предмета выстраивается содержание игры.
На уроках чтения ставим небольшие сценки, играем в радиотеатр. Исполняя роли, дети лучше понимают характер героя, запоминают сюжет рассказа.
Сотрудничество в парах и группах.
Очень часто на уроках используется работа в паре. Умение сотрудничать играет большую роль в жизни ребенка. Успешное сотрудничество в паре способствует повышению эффективности работы и дает ощущение эмоционального комфорта, удовлетворение и радость от взаимодействия с другим человеком. Для этого можно предложить ребятам игру «Раскрашивание варежек». Раздаются шаблоны варежек. Одному на левую руку, другому – на правую. Нужно раскрасить свою пару варежек. У ребят только один набор фломастеров, время ограничено – 4 минуты. Дети должны договориться между собой, учесть желания свои и партнера. Он сам анализирует свой опыт в паре и узнает о практике других. Таким образом, его личные знания обогащаются, он начинает понимать, как нужно работать в паре, чтобы добиться большей эффективности. Ребенок осознает и принимает идею договора.
Работа в группах создаёт работу в мини коллективе, где ребята, пытаясь использовать опыт взаимодействия в классе, стараются договориться между собой, распределив роли, чтобы достичь результата. Обсуждение в группе имеет развивающее значение для каждого ребенка. Такая работа играет большую роль во взаимообучении, для развития коммуникативных умений. (Выражать в речи свои мысли и действия;
— строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
— использовать речь для регуляции своего действия.
— адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
— аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь).
Применение технологии проблемного обучения, учит ребят ставить вопросы (проблемы) и искать на них ответы – важнейший фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду. …..
На каждом уроке я привлекаю учащихся к самостоятельному определению понятий. На основании наблюдений, описаний ученики выделяют существенные признаки предмета или явления. Главное в решении познавательной проблемы – привлечь школьников к решению данной проблемы, заинтересовать их новой деятельностью.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы школьников и педагога, подразумевает их сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Каждый ученик вкладывает в свой проект знания, творчество и большой труд. Это могут быть и индивидуальные работы, и групповые, и коллективные.
Китайская мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь».
Технологию проектного обучения использую в работе, как дополнение к другим видам обучения. В практике использую предметные и межпредметные проекты, которые нашли широкое распространение на уроках окружающего мира и литературного чтения, технологии. К примеру, «Подводный мир», «Растения зимой», «Народные сказки».
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Использование ИКТ позволяет учителю проводить уроки:
• на высоком эстетическом и эмоциональном уровне
• привлекает большое количество дидактического материала
• повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 раза
• обеспечивает высокую степень дифференциации обучения
Здоровьесберегающие педагогические технологии
Это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Использую физминутки, различные упражнения для осанки и глаз.
Как и каждый учитель на уроках стараюсь использовать разноуровневые задания, учитывая способности ребят. Сильные ученики получают на уроках дополнительные задания. Так мы подпитываем интерес к учёбе и в то же время можем уделить внимание слабоуспевающим.
Взаимодействие учителя и учеников происходит на каждом этапе урока. Урок пришёл к завершению, а учителю важно, с каким настроением ребёнок уйдёт на перемену, затронули его проблемы, решаемые на уроке, понял ли он новый материал или ему нужна помощь.
Очень важно подвести итог урока. Ведь в этот момент дети озвучивают самое главное, к чему шли весь урок, чему научились, что понравилось, что вызвало затруднение.
Так, ребята раскрашивают смайлик, который им подходит. В одно мгновение учитель видит, как прошёл урок. А дети учатся быть самокритичными, учатся самоанализу.
Таким образом, мы рассмотрели, что процесс взаимодействия на уроке учителя и учеников – это взаимный процесс между учителем и учениками. И здесь важными, влияющими на эффективность обучения становятся все компоненты процесса обучения, принципы, которыми руководствуется учитель, методы и технологии, используемые в работе. Если процесс обучения выстраивать в таком ключе, то ученики смело будут переходить в среднее звено и радовать своих учителей.
Совместная деятельность педагогов, родителей и обучающихся как фактор развития образовательной системы школы.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Атуева Мария Эмануиловна,
учитель немецкого языка высшей квалификационной категории
МКОУ Новочановская СОШ Барабинского района Новосибирской области
Выступление на родительском собрании по теме
«Совместная деятельность педагогов, родителей и обучающихся как фактор развития образовательной системы школы».
Взаимодействие педагогов, родителей и учащихся в школьном коллективе одновременно происходит в разных системах: между школьниками (сверстниками, старшими и младшими), между взрослыми и учащимися (родителями и детьми, педагогами и детьми), между взрослыми (учителями между собой и учителями и родителями). Все системы взаимосвязаны, влияют друг на друга, поэтому для них характерны некоторые общие черты. В то же время каждая из этих систем имеет свои особенности и относительную самостоятельность. Наша цель— координация совместной деятельности педагогического коллектива, учащихся и их родителей по созданию образовательного пространства школы и в конечном итоге повышению качества образования в школе.
Члены родительского комитета школы принимают участие в проведении общешкольных родительских собраний, содействуют руководству школы в
совершенствовании условий образовательного и воспитательного процесса,
По итогам этого конкурса ежегодно администрацией школы и родительским комитетом организуется совместный отдых учащихся победителей конкурса и их родителей на базе отдыха «Лазурная».
Классные руководители школ округа постоянно ищут эффективные механизмы взаимодействия школы и родителей, повышают свою профессиональную квалификацию. Они привлекают родителей к оценке уровня воспитанности учащихся, практикуют проведение совместных мероприятий, ставят своей целью установление доверительных отношений с родителями, часто посещают семьи учащихся. На заседаниях родительских комитетов класса рассматриваются различные вопросы жизнедеятельности класса.
Проведены родительские собрания: «Трудности адаптации первоклассников в школе», «Физическое развитие младшего школьника в школе и дома», «Агрессивные дети: причины и последствия детской агрессии», «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка», «Трудовое участие ребенка в жизни семьи», «Учебные способности ребенка», «Роль общения в жизни школьника», «Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека», «Половые различия и половое созревание», Роль семьи в развитии моральных качеств подростка», «Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребенка», «Особенности организации учебного труда ребенка в 10 классе», «Оказание практической помощи родителями при подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ», «О сквернословии». Просвещением родителей (родительский всеобуч) занимаются классные руководители, в функции которых входит разработка материалов к лекциям, организация круглых столов, тематики индивидуальных консультаций.
Другая традиция нашей школы это шефство сельской общественности над классными коллективами. Инициатором в своё время выступила родительская общественность. Была разработана программа муниципальной экспериментальной площадки «Наставничество шефство в воспитательной системе школы как форма сотрудничества» а сейчас это является одним из основных направлений в воспитательной работе школы.
В каждом классе шефы были выбраны в начале года, составлен совместный план работы. В течение года шефы участвуют в классных мероприятиях: «День матери», «День класса», «8 марта», 23 февраля, День дублёра. Дети знают своих шефов, радуются их приходу, делятся своими результатами обучения.
Сами шефы выражают удовлетворенность общением с детьми, имеют возможность наблюдать своих собственных детей в детском коллективе. Но все отмечают загруженность на работе. Особо хочется отметить работу шефов Шестаковой Татьяны Михайловны, Васильевой Татьяны Анатольевны, Козловой Ларисы Николаевны, Джафаровой Татьяны Николаевны.
Главным звеном методической работы в школьном округе являются координационный совет и межшкольные методическое объединение учителей-предметников. Деятельность методических объединений направлена на реализацию задач школьного округа, отслеживание результатов деятельности учителей, результатов успеваемости обучающихся по предметам. В течение учебного года проводится по два заседания в год, на которых обсуждаются проведённые открытые уроки и внеклассные мероприятия.
Социально-психологическая служба школы путем опросов и анкетирования родителей выявляет их мнения о деятельности школы, проблемы взаимодействия семьи и школы, потребности родителей в разных видах образовательных услуг и т. п.
Все школы округа сотрудничают с культурнодосуговыми объединениями находящимися на территории сёл. Наше сотрудничество включает в себя подготовку и организацию праздников, митинга к 9 мая, спектаклей, концертов к знаменательным датам, спортивных соревнований. Дети с удовольствием посещают кружки в СКДО «Свет очага»: Народные инструменты, танцевальный, вокальный, рукодельница и другие. Традицией стало совместное проведение Масленицы, соревнований по биатлону, Нового года. Очень интересно прошло празднование Дня села.
В нашей школе работает 10 творческих объединений и 2 спортивные секции по 6 направлениям: спортивное, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, эколого-биологическое, научно-исследовательское, интеллектуально-познавательное. Это позволяет вовлечь во внеурочную предметную деятельность большее количество обучающихся, создает возможности для раскрытия талантов, умений и способностей детей в разных предметных областях независимо от их интеллектуального потенциала. В школе проводятся межпредметные недели , учащиеся принимают активное участие в мероприятиях районного, областного, регионального уровня, становясь призёрами и победителями.
С целью укрепления здоровья детей в период летних каникул в школе работает оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей. Это также помогает решить проблему летней занятости учащихся, для которых в рамках работы лагеря предлагается интересная и познавательная программа.
С 2006 года создано и работает НОУ, это общество учащихся, проявляющих интерес к самостоятельной творческой исследовательской деятельности, стремящихся расширять свой научный кругозор. Ученики приобретают навыки исследовательской деятельности, публичных выступлений, совместной работы в команде, осознают меру своей ответственности за результат ы коллективного дела, чувствуют гордость за себя, родителей и одноклассников. Работой НОУ руководит правление, состоящее из президента, руководителя пресс-службы, заместителя директора школы по УВР. Один раз в год проходит межшкольная научно-практическая конференция НОУ «Факел», в которой участвуют обучающиеся со всех школ округа. В исследовательской деятельности принимают участие и учащиеся начальной школы. Так в начальных классах на родительских собраниях, в индивидуальных беседах учителей с родителями и учениками выявляются интересы учащихся, и учителя предлагают темы проектов, исследований. Затем в течение некоторого времени родители и дети в домашних условиях разрабатывают свои проекты, периодически получая консультации учителя. Итогом является презентация исследований на районном конкурсе исследовательских работ младших школьников. В старших классах помощь родителей носит консультационный характер. Руководитель пресс-службы совместно с замом по УВР ведёт «Книгу достижений школы».
Распространение информации о школе и учебном процессе, информирование общественности, родителей, заинтересованных лиц о деятельности школы, пропаганда достижений школы; создание электронных презентаций школы, разработка сайта школы — всё это в ведении школьного информационного центра, идейными вдохновителями которого стали Конева И.И и Кормачев Д.А.
Информационная деятельность также представлена работой информационно- библиотечного центра. Информационно-библиотечный центр является одним из важнейших подразделений методической службы школы. Здесь есть все необходимое: компьютеры для работы и педагогов, и учащихся, выход в Интернет, телевизор, копировальная и множительная техника, читальный зал на 10 посадочных мест. Н а базе школьной библиотеки недостаточно учебников, поэтому возникает насущная необходимость в привлечении родителей в лице спонсоров. Совместная деятельность родителей, детей, учителей при создании ресурсов медиатеки а также при обеспечении технической поддержки медиатеки играют позитивную роль в налаживании взаимодействия всех участников образовательного процесса. С 2011 года школа внедряет региональный проект «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области. В реализации проекта участвуют Новочановская школа с Филиалами Уст-Тандовской и Сизевской, Кармаклинская, Кожевниковская, Новоярковская и Новониколаевская. Идёт апробация новых технологий и методик. Конечно, есть проблемы и нерешённые вопросы. Однако наш опыт показывает, что наиболее адекватным способом позиционирования инновационных образовательных программ является сетевое взаимодействие, развитие сетевого образования и образовательных сетей.
Таким образом, в условиях тесного сотрудничества с другими образовательными учреждениями школа успешно развивается, совершенствуя эффективную систему разноуровневого развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, осуществляя единство методической, научной и образовательной функций процесса подготовки выпускников к дальнейшему обучению
Все это позитивно влияет на удовлетворенность родителей и учащихся как заказчиков образовательных услуг, а значит, на качество образовательного процесса.