для уроков какого типа характерно широкое использование словесных и наглядных методов
Для уроков какого типа характерно широкое использование словесных и наглядных методов
1. Типичные признаки урока по физической культуре:
• Урок – основная форма занятий, имеющих образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место которых предопределяется программой, планом и расписанием.
• Деятельностью занимающихся управляет педагог по физическому воспитанию, который организует занятие, обучает, воспитывает занимающихся, направляет их деятельность.
• Строго соблюдается частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь.
• Поведение и взаимоотношения участников урока, а также внешние условия его проведения (обстановка, инвентарь и оборудование) регламентируются так, как это необходимо для решения его главных задач.
• Контингент занимающихся, как правило, постоянен и относительно однороден.
Занятия, характеризуемые такими признаками можно назвать собственно-урочными. В системе физического воспитания они наиболее широко представлены в программах образовательных учреждений, особенно в школьных.
Аналогичные признаки имеют спортивно-тренировочные занятия, организуемые тренерами в ДЮСШ, спортклубах, командах и т. п. Однако они характеризуются следующими особенностями: 1)направленностью на совершенствование в избранном виде спорта; 2)широкой вариативностью занятий в спорте.
Эффективность любого урока связана, прежде всего с четкой, правильной постановкой задач, решаемых в его основной части.
По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков:
• Уроки закрепления и совершенствования учебного материала. В четвертном плане обозначаются буквами «З» и «С».
Для урочных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, которая состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.
2. Подготовительная часть урока
Основные компоненты подготовительной части: водно-организующая часть, общая и специальная разминка.
Водно-организующая часть (3 – 5 минут), начинается с построения класса (группы), отметки посещаемости, краткой и чёткой постановки задач на урок. Затем начинается разминка, которая подразделяется на общую и специальную.
Общая разминка – представляет собой относительно неспецифичный по отношению к основной части урока раздел разминки. Общая разминка способствует активизации деятельности различных функциональных систем, опорно-двигательного аппарата и для повышения общей работоспособности организма занимающихся. В качестве общей разминки наиболее пригодны хорошо разученные ранее, сравнительно просто дозируемые упражнения локального и общего воздействия. Чаще всего это ходьба, бег, комбинированные с маховыми, вращательными, прыжковыми и другими движениями, а также гимнастические упражнения без предметов и с предметами, позволяющие избирательно воздействовать на различные мышечные группы. В общую разминку могут быть включены разнообразные виды упражнений и способы их выполнения (включая игровые, танцевальные, упражнения с партнёром и др.), если они соответствуют назначению данной разминки.
Специальная разминка – необходима для обеспечения специфического оптимального врабатывания систем организма в направлении, адекватном особенностям следующей за ней деятельности в основной части занятия. Поэтому выбор средств специальной разминки более ограничен, чем для общей разминки: в каждом случае он прямо зависит от особенностей основной части урока.
Наиболее распространёнными формами общей организации поведения занимающихся в подготовительной части являются фронтальная и дифференцировочно-групповая формы (как и в других частях урока).
При использовании фронтальной формы проведения разминки, преподаватель показывает и объясняет каждое упражнение и затем занимающиеся синхронно (чаще всего под счёт) выполняют данное упражнение. Фронтальная форма организации занимающихся позволяет преподавателю управлять поведением занимающихся, исключить неоправданные паузы, способствует выработке навыков коллективного поведения. Однако эта форма организации занимающихся затрудняет индивидуальный подход.
При диффереренцировочно-групповой форме организации – занимающихся подразделяют на отделения по уровню подготовленности или полу. Каждое отделение получает и выполняет свои задания. Руководство работой в отделениях преподаватель осуществляет совместно с помощниками.
Продолжительность подготовительной части величина не стандартная, её надо изменять в зависимости от особенностей состояния занимающихся и характера деятельности, предстоящей в основной части урока. Практически, например, в часовом урочном занятии подготовительной части уделяют от 7 – 10 до 15 минут (10 – 15 % от общего времени урока).
3. Основная часть урока
В основной части решаются основные задачи урока. Основная часть урока, направленного на решение одной главной задачи, строится в порядке последовательного выполнения действий, вносящих свой парциальный вклад в реализацию данной задачи. Такой урок в физическом воспитании называется однаправленным или уроком избирательной направленности. Он строится чаще всего по закономерностям углублённого разучивания сложных двигательных действий, либо по закономерностям обеспечения достаточно значительного тренировочного эффекта, необходимого для избирательного воздействия на те или иные физические способности.
В комплексном уроке в его основной части выделяются две или три части, в которых решаются неоднородные задачи. Для рационального построения комплексного урока, необходимо предвидеть характер взаимодействия между различными сторонами его содержания с тем, чтобы обеспечить положительные взаимодействия и минимизировать отрицательные.
Продолжительность основной части урока в различных ситуациях не остаётся постоянной, хотя при стандартном времени уроков по физической культуре в общеобразовательных школах она менее вариативна. Основная часть составляет в среднем 2/3 времени от всего урока (
4. Заключительная часть урока
Цель заключительной части урока – постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние. Адекватным фактором восстановления здесь служит активный отдых в форме упражнений, отличающихся от упражнений, вызвавших утомление в основной части (так называемые «контрастные упражнения»).
Подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся, сообщаются домашние задания для самостоятельного выполнения физических упражнений, для подтягивания слабых мест.
Продолжительность заключительной части урока 8 – 10 минут (
Классификация уроков в зависимости от решаемых задач
По признаку преимущественной направленности на решение образовательных, оздоровительных или воспитательных задач различают четыре разновидности уроков.
1. Комбинированные уроки. В них примерно в одинаковой мере представлены все три группы задач физического воспитания.
3. Уроки с преимущественно воспитательной направленностьдифференцируются в зависимости от конкретных задач нравственного или эстетического воспитания.
4. По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков:1) вводные уроки(в начале учебного года, четверти или раздела программы); 2) уроки освоения нового материала. Для них характерны широкое использование словесных и наглядных методов, невысокая «моторная» плотность;3) уроки закрепления и совершенствованияучебного материала;4) контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовленности занимающихся, проверки усвоения знаний, умений и навыков и т.п.; 5) смешанные (комплексные) уроки направлены обучение технике движений, воспитание физических качеств, контроль за уровнем физической подготовленности занимающихся и др.
По признаку вида спорта: уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания и т.д.
Структура урока физической культуры. Структура— это взаимосвязанное и последовательное расположение во времени всех элементов содержания занятия. Части урока: подготовительная, основная, заключительная. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок.
Методические задачи:1) снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, самомассаж); 2) регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание); 3) подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся;4) сообщение домашнего задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями, для подтягивания «слабых мест». Длительность заключительной части урока 3-5 мин.
Урочные формы занятий в физическом воспитании и спорте
1. Типичные признаки урока по физической культуре:
• Урок – основная форма занятий, имеющих образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место которых предопределяется программой, планом и расписанием.
• Деятельностью занимающихся управляет педагог по физическому воспитанию, который организует занятие, обучает, воспитывает занимающихся, направляет их деятельность.
• Строго соблюдается частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь.
• Поведение и взаимоотношения участников урока, а также внешние условия его проведения (обстановка, инвентарь и оборудование) регламентируются так, как это необходимо для решения его главных задач.
• Контингент занимающихся, как правило, постоянен и относительно однороден.
Занятия, хаpaктеризуемые такими признаками можно назвать собственно-урочными. В системе физического воспитания они наиболее широко представлены в программах образовательных учреждений, особенно в школьных.
Аналогичные признаки имеют спортивно-тренировочные занятия, организуемые тренерами в ДЮСШ, спортклубах, комaндах и т. п. Однако они хаpaктеризуются следующими особенностями: 1)направленностью на совершенствование в избранном виде спорта; 2)широкой вариативностью занятий в спорте.
Эффективность любого урока связана, прежде всего с четкой, правильной постановкой задач, решаемых в его основной части.
По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков:
• Уроки закрепления и совершенствования учебного материала. В четвертном плане обозначаются буквами «З» и «С».
Для урочных форм хаpaктерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, которая состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.
2. Подготовительная часть урока
Основные компоненты подготовительной части: водно-организующая часть, общая и специальная разминка.
Водно-организующая часть (3 – 5 минут), начинается с построения класса (группы), отметки посещаемости, краткой и чёткой постановки задач на урок. Затем начинается разминка, которая подразделяется на общую и специальную.
Общая разминка – представляет собой относительно неспецифичный по отношению к основной части урока раздел разминки. Общая разминка способствует активизации деятельности различных функциональных систем, опopно-двигательного аппарата и для повышения общей работоспособности организма занимающихся. В качестве общей разминки наиболее пригодны хорошо разученные ранее, сравнительно просто дозируемые упражнения локального и общего воздействия. Чаще всего это ходьба, бег, комбинированные с маховыми, вращательными, прыжковыми и другими движениями, а также гимнастические упражнения без предметов и с предметами, позволяющие избирательно воздействовать на различные мышечные группы. В общую разминку могут быть включены разнообразные виды упражнений и способы их выполнения (включая игровые, танцевальные, упражнения с партнёром и др.), если они соответствуют назначению данной разминки.
Специальная разминка – необходима для обеспечения специфического оптимального вpaбатывания систем организма в направлении, адекватном особенностям следующей за ней деятельности в основной части занятия. Поэтому выбор средств специальной разминки более ограничен, чем для общей разминки: в каждом случае он прямо зависит от особенностей основной части урока.
Наиболее распространёнными формами общей организации поведения занимающихся в подготовительной части являются фронтальная и дифференцировочно-групповая формы (как и в других частях урока).
При использовании фронтальной формы проведения разминки, преподаватель показывает и объясняет каждое упражнение и затем занимающиеся синхронно (чаще всего под счёт) выполняют данное упражнение. Фронтальная форма организации занимающихся позволяет преподавателю управлять поведением занимающихся, исключить неоправданные паузы, способствует выработке навыков коллективного поведения. Однако эта форма организации занимающихся затрудняет индивидуальный подход.
При диффереренцировочно-групповой форме организации – занимающихся подразделяют на отделения по уровню подготовленности или полу. Каждое отделение получает и выполняет свои задания. Руководство работой в отделениях преподаватель осуществляет совместно с помощниками.
Продолжительность подготовительной части величина не стандартная, её надо изменять в зависимости от особенностей состояния занимающихся и хаpaктера деятельности, предстоящей в основной части урока. Пpaктически, например, в часовом урочном занятии подготовительной части уделяют от 7 – 10 до 15 минут (10 – 15 % от общего времени урока).
3. Основная часть урока
В основной части решаются основные задачи урока. Основная часть урока, направленного на решение одной главной задачи, строится в порядке последовательного выполнения действий, вносящих свой парциальный вклад в реализацию данной задачи. Такой урок в физическом воспитании называется однаправленным или уроком избирательной направленности. Он строится чаще всего по закономерностям углублённого разучивания сложных двигательных действий, либо по закономерностям обеспечения достаточно значительного тренировочного эффекта, необходимого для избирательного воздействия на те или иные физические способности.
В комплексном уроке в его основной части выделяются две или три части, в которых решаются неоднородные задачи. Для рационального построения комплексного урока, необходимо предвидеть хаpaктер взаимодействия между различными сторонами его содержания с тем, чтобы обеспечить положительные взаимодействия и минимизировать отрицательные.
Продолжительность основной части урока в различных ситуациях не остаётся постоянной, хотя при стандартном времени уроков по физической культуре в общеобразовательных школах она менее вариативна. Основная часть составляет в среднем 2/3 времени от всего урока (
4. Заключительная часть урока
Цель заключительной части урока – постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние. Адекватным фактором восстановления здесь служит активный отдых в форме упражнений, отличающихся от упражнений, вызвавших утомление в основной части (так называемые «контрастные упражнения»).
Подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся, сообщаются домашние задания для самостоятельного выполнения физических упражнений, для подтягивания слабых мест.
Продолжительность заключительной части урока 8 – 10 минут (
10 – 15 % от общего времени урока).
Формы построения занятий в физическом воспитании
По признаку основной направленности различают уроки общей физической подготовки (ОФП), уроки профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), спортивно-тренировочные уроки, методико-практические занятия.
По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков:
1) уроки освоения нового материала. Для них характерны широкое использование словесных и наглядных методов, невысокая «моторная» плотность; 2) уроки закрепления и совершенствования учебного материала;3) контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими знаний, умений и навыков и т.п.; 4) смешанные (комплексные) уроки направлены на совместное решение задач обучения технике движений, воспитания физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др.
По признаку вида спорта различают уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания и т.д.
Для малых форм занятий характерны: 1) относительно узкая направленность деятельности занимающихся по сравнению с урочными и крупными формами занятий. 2) незначительная продолжительность занятий (от 2—3 до 15— 20 мин) 3) низкий уровень функциональных нагрузок.
К крупным формам занятий неурочного типа относятся: 1) самостоятельные (самодеятельные) тренировочные занятия. Они требуют от занимающихся определенной «физкультурной грамотности», особенно методического характера, для правильного построения занятия, корректного регулирования нагрузки, осуществления самоконтроля; 2) занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера. К ним можно отнести занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, ушу, турпоходы, ходьбу на лыжах, массовые игры и т.п.
К соревновательным формам организации занятий относятся:1) собственно спортивные соревнования, предполагающие максимальную реализацию возможностей занимающихся. Для них присущи: четкая регламентация предмета, способов и условий состязаний официальными правилами, регулирования порядка состязаний, наличие судейства и др.; 2) соревновательные формы занятий (например, контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов и др.).
Относительно всех других форм физического воспитания учащихся урок физической культуры имеет следующие преимущества:1) является самой массовой формой организации, систематических занятий школьников физическими упражнениями;2) проводится на основе научно обоснованной программы физического воспитания, рассчитанной на длительный срок обучения;3) осуществляется под руководством педагогов по физической культуре и спорту с учетом возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;4) способствует направленному развитию и физической подготовке учащихся, оптимизации их физического состояния.
— обеспечение первоначальной организации занимающихся и психического настроя на занятие;- активирование внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся;- обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности (выполнение несложных физических упражнений);- обеспечение специальной готовности к первому виду упражнений основной части урока (выполнение подводящих и подготовительных упражнений).
— снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление самомассаж);- регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание);- подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся (здесь необходимо предусмотреть дальнейшее стимулирование сознательной активности занимающихся на последующих уроках);- сообщение домашнего задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями, для подтягивания «слабых мест»
Результативность урока физической культуры во многом зависит от того, насколько преподаватель будет претворять намеченный им план, применять наиболее рациональные методы организации деятельности занимающихся и методические приемы, продуктивно использовать имеющиеся оборудование, инвентарь, технические средства обучения, учитывая при этом специфику места проведения занятия (спортивный зал или пришкольная спортивная площадка, стадион или парк, ровная или пересеченная местность), температурные условия, подготовленность школьников, их возрастные и индивидуальные особенности.
Организационное обеспечение урока предусматривает:1) создание санитарно-гигиенических условий;2) материально-техническое обеспечение;3) выбор способа (метода) организации деятельности занимающихся на уроке, который позволит наилучшим образом выполнить поставленные задачи.
11. Требования к уроку.
Урок физической культуры обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решения педагогических задач, местом каждого урока в ряду других общеобразовательных уроков и в режиме учебного дня. Все это указывает на необходимость соблюдения ряда требований к его организации и проведению. К основным из них относятся следующие.
1. Четкость постановки целей и задач. Урок решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. В ходе организации учебной деятельности на уроке преподаватель обеспечивает не только овладение двигательными умениями и навыками, развитие основных физических качеств, усвоение обязательного минимума знаний по физической культуре, но и содействует воспитанию личностных качеств учащихся (смелость, настойчивость, коллективизм и т.д.). Формулировки задач урока, как правило, предельно конкретны, лаконичны, учитывают состав учащихся, их возраст, физическое развитие и подготовленность, обеспечивают преемственность предыдущих занятий с последующими и с возможно большей определенностью отражают планируемые конечные результаты. Оптимальное количество задач, решаемых на одном уроке, — не более 2—3.
2. Соответствие состава учебного материала учебной программе и характеру поставленных задач. Внепрограммный материал может использоваться лишь с целью индивидуализации обучения.
3. Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом дидактической цели и задачи урока. Ни одна дидактическая цель или задача не может быть успешно решена без заранее обдуманного отбора учебного материала с учетом конкретных особенностей темы, с одной стороны, и достигнутого уровня подготовленности, возрастно-половых особенностей учащихся, с другой.
4. Тесная связь уроков с предыдущими и последующими. Каждый урок имеет преемственную связь по направленности педагогических задач, содержанию учебного материала, объемам и интенсивности нагрузок с последующими и предыдущими уроками.
5. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Учебный процесс становится эффективным только при условии учета индивидуальных особенностей занимающихся и учебного материала.
6. Постоянное видоизменение содержания урока, методики его организации и проведения.Разнообразие содержания, методики и процессуального обеспечения урока способствует формированию интереса у учащихся к занятиям физическими упражнениями и побуждает их к активной деятельности.
7. Обеспечение травмобезопасности урока. Повышенная травмоопасность урока физической культуры обусловлена тем, что его специфическим содержанием является разнообразная двигательная деятельность на гимнастических снарядах, со снарядами и без снарядов. Неправильная организация учебно-воспитательного процесса может привести к различным травмам учащихся (ушибы, вывихи, сотрясения, переломы и др.). Хорошо продуманная организация урока, приемы и способы помощи и страховки, особое внимание, уделяемое упражнениям с повышенной травмоопасностью (соскоки с гимнастических снарядов, лазание по канату, метание гранаты и др.), позволяют исключить травмирование на уроках.
8. Постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности учащихся.На каждом уроке обеспечивается оперативное управление деятельностью учащихся. Оно осуществляется на основе анализа и оценки выполнения учебных заданий и реакции организма на нагрузки с учетом субъективных ощущений занимающихся.
Методы организации деятельности занимающихся на уроке.
1. Фронтальный методхарактеризуется выполнением всем составом класса одного и того же задания независимо от форм построения учащихся (в колоннах, нескольких шеренгах, в круг). Этот метод широко используется во всех частях урока, но преимущественно в подготовительной и заключительной. Однако нужно стремиться как можно больше использовать фронтальный метод и в основной части. При этом обеспечивается высокая моторная плотность (можно успеть больше сделать за счет увеличения времени непосредственно на двигательную деятельность обучающихся), что очень существенно.
2. Групповой методпредусматривает одновременное выполнение в нескольких группах разных заданий преподавателя. Разделение занимающихся на группы и определение содержания заданий осуществляются с учетом пола, уровня подготовленности и других признаков (например, по росто-весовым показателям на уроках баскетбола, борьбы). Этот метод используется преимущественно в средних и старших классах. Но его применение требует специальной подготовки помощников учителя из числа наиболее подготовленных учеников и их заблаговременного инструктирования по учебному материалу предстоящего урока.
3. Индивидуальный методзаключается в том, что учащимся предлагаются индивидуальные задания, которые выполняются самостоятельно. Как правило, индивидуальные задания предназначены для занимающихся, значительно отличающихся от основного состава класса по своей подготовленности, особенностям и способностям, а иногда по состоянию здоровья. Метод широко применяется в спортивных играх и преимущественно в старших классах.
4. Круговой методпредусматривает последовательное выполнение занимающимися серии заданий (упражнений) на специально подготовленных местах («станциях»), как правило, расположенных по кругу зала или спортивной площадки. Обычно в круг включается от 4 до 10 упражнений («станций»). На каждой «станции» выполняется один вид упражнений или двигательных действий. Их состав подбирается с расчетом на комплексное развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма. Весь круг проходят от 1 до 3 раз без интервала или с определенным интервалом отдыха между «станциями». Метод применяется в средних и старших классах.
При изучении и выполнении различных двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к учащимся снижаются. Материал учебной программы проходят с облегчением сложности, сокращением длительности упражнений и количества их повторений. Исключаются упражнения, связанные с большими мышечными напряжениями. Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением пре-пятствий, в эстафетах. Двигательные задания школьникам данной группы могут быть как групповыми, так и индивидуальными.
К основным правилам страховки и страховки-помощи относятся:
1 знание техники и понимание особенностей структуры осваиваемого упражнения; 2 правильный выбор места расположения страхующего в соответствии с наиболее трудными и опасными элементами выполнения упражнения, где наиболее вероятен срыв или падение; 3 не осуществлять страховку, стоя на каком-либо предмете; 4 при осуществлении страховки выполнения упражнения на гимнастических снарядах (например, на брусьях) располагать руки таким образом, чтобы исключить вероятность их попадания «на излом”, между телом, выполняющего упражнение и гимнастическим снарядом; 5 приёмы страховки-помощи применять по мере необходимости на начальных этапах освоения движений или при внесении элементов его усложнения; 6 применение приёмов поддержки и помощи должно способствовать боле быстрому освоению движений и поэтому должно осуществляться ровно настолько, насколько это необходимо каждому конкретному занимающемуся для предотвращения падения или неудачного приземления.
Особенно важное значение самостраховка имеет на занятиях гимнастикой, где следует по возможности больше внимания уделять совершенствованию техники выполнения разнообразных кувырков, группировок после различных падений в разных условиях и положениях тела. Это может облегчить нежелательные последствия срывов, падений и не только при выполнении гимнастических упражнений, но и многих других.
При выполнении беговых упражнений, как правило, преобладают травмы нижних конечностей. Поэтому особое внимание следует обращать на правильную постановку стопы, учитывать характер покрытия или особенность грунта, рельефа местности в процесс кроссовых занятий и т.п.
При выполнении прыжковых упражнений необходимо помнить о том, что в момент приземления (наиболее травмоопасный момент) следует ноги держать полусогнутыми и напряжёнными с последующей обязательной группировкой.
С целью самостраховки и предупреждения травматизма во время занятий подвижными и спортивными играми следует, прежде всего, во время разминки хорошо подготовить к работе лучезапястные суставы и пальцы кистей рук, а также голеностопные и коленные суставы. Очень полезной для решения задачи предупреждения травматизма является специальная акробатическая подготовка, учитывающая особенности конкретной спортивной игры.