для волевого регулирования поведения и деятельности необходимы действия какие
Мир психологии
психология для всех и каждого
Воля: понятие, волевые действия, их структура. Волевая регуляция поведения.
Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:
1. Непроизвольная регуляция:
2. Произвольная регуляция:
3. Волевая регуляция. Структура и содержание волевого действия :
В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, приобретающим иногда и стрессовый характер. Наличие волевого усилия, переживаемого субъектом как его психическая реальность, является очень характерной особенностью волевого акта.
Волевая регуляция – это прижизненное образование. Волевая регуляция связанна с проявлением усилий, реализующих активность личности, направленную на сознательную мобилизацию её психических и физических сил.
Волевое усилие – механизм волевой регуляции, средство мобилизации субъектом своих психических и физических возможностей.
Волевое действие – действие осознанное и целенаправленное, принятое по решению самого субъекта. Ситуация преодоление трудностей как внешних, так и внутренних, детерминированных дополнительными побуждениями, связями с изменениями смысла действия (нельзя с одного раза решить проблему, нужно приложить какие-то усилие).
Волевое поведение – целенаправленное поведение личности, проявляется в умении управлять собой, своими действиями и поступками на основе стремления к достижению определенной цели, путем реализации специальных действий. Специфика волевого регулирования.
Воля и регуляция деятельности.
Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:
В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:
Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С. Л. Рубинштейн).
Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.
Основные характеристики воли. Волевая регуляция поведения. Понятие воли одно из самых древних, его пытался изучить Аристотель. Декарт. Оно было введено как понятие объяснительное. По мнению Аристотеля, понятие воли было необходимым для объяснения порождения действия, основанного не на желаниях человека, а на разумном решении о его существовании. Понимая, что само по себе знание не обладает побудительностью, но постоянно сталкиваясь с реальностью этических поступков человека, когда действие осуществляется не потому, что так хочется, а потому, что так надо, Аристотель был вынужден искать силу, способную инициировать такое поведение.
Проблема воли, по Аристотелю, есть проблема придания предмету действия побудительной силы и тем самым обеспечение побуждения к действию (или торможение при необходимости снижение побудительной силы предмета действия).
Раньше воля рассматривалась как надприродная сила, которая имеет приоритет над другими психическими процессами. Абсолютной воли нет. О воле мы можем говорить тогда, когда возникает побуждение:
Т.о., первой парадигмой, в рамках которой была поставлена проблема воли, было порождение действия человека, идущего от него самого. Рассмотрение воли в контексте порождения действия предполагает прежде всего побудительную функцию воли, а такой подход можно условно обозначить как мотивационный, он является самым мощным в исследовании воли.
Позже был сформулирован второй подход к исследованию воли, подход «Свободного выбора». В рамках этого подхода воля наделяется функцией выбора мотивов, целей и действий. Одной из тенденций развития этого подхода является перевод исследований выбора и, более широко, принятия решений в такие направления исследований, которые прямо не связаны с проблемой воли и имеют свой концептуальный аппарат. Поэтому актуальными задачами подхода «свободного выбора» являются вычленение волевых аспектов проблемы выбора и разработка адекватных методов их экспериментального исследования.
В рамках этого подхода можно выделить два варианта представлений о воле:
Т.о., в современной психологии проблема воли представлена двумя вариантами: как проблема самодетерминации (мотивационный подход и подход «свободного выбора») и как проблема саморегуляции (регуляционный подход).
В психологии свобода выбора понимается, когда человек в результате борьбы мотивов выбирает тот, который более силен. Современными исследователями воли являются Селиванова, Иванников, Платонов, Воля определяется ими как сознательная регуляция человеком своего поведения в результате преодоления внутренних и внешних препятствий на пути и цели. Структура воли: Цель; Уровень притязания; Волевое усилие; Борьба мотивов; Принятие решения; Выполнение.
Функции воли.
В западной психологии:
Волевая регуляция поведения.
Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.
Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.
Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.
Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.
Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.
В обыденном употребление понятие «волевая регуляция» отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных.
Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному.
«Сила воли» как борьба мотивов. Часто силу воли сводят лишь к «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. Имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, т.к. на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности. В таких ситуациях потребность сохраняется, но сопутствующей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия.
Волевая регуляция поведения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность понятий «воля» и «волевая регуляция»
Волевая регуляция поведения – это сознательное управление не только своим поведением, но и своими мыслями, чувствами, желаниями.
Воля обеспечивает преодоление трудностей, стоящих на пути к цели и является высшим уровнем произвольной регуляции деятельности. Это одна из форм отражения, которым выступает цель деятельности. Воля – это компонент психики, обеспечивающий выполнение побудительной и тормозной функций, взаимодополняющих друг друга:
Волевая регуляция характеризуется использованием волевых усилий и является частным видом произвольного управления, т.е. это механизмом самомобилизации. Её необходимость заключается в том, чтобы в поле сознания удерживать объект, над которым размышляет человек, и в течение длительного времени концентрировать на этом объекте внимание.
Все основные психические функции – воображение, восприятие, ощущение, память, мышление, речь, регулируются волей.
В основе суждений о наличии или отсутствии волевой регуляции у человека лежат достигнутые им результаты, которые показывают, что трудность была преодолена.
На бытовом языке волевая регуляция отождествляется с понятием «сила воли», что позволяет делить людей на волевых и безвольных.
Надо сказать, что психологи конкретное содержание волевой регуляции понимают по-разному:
Готовые работы на аналогичную тему
Механизмы волевой регуляции представляют собой сложные функциональные системы и в отдельных структурах мозга не локализуются. Однако центральное значение в этой системе имеют лобные доли коры больших полушарий, поражение которых, как показывают клинические данные, вызывает патологическое безволие – абулию.
Структура волевой регуляции деятельности
Структурной единицей деятельности является действие. Действия могут быть перцептивными, умственными, мнемическими, практическими, причем, в каждом действии выделяется ориентировочная, исполнительная, контрольная части.
Структурной единицей действия является операция. Чтобы начать какую-либо деятельность человек сначала ориентируется в её условиях, знакомится с обстановкой для выработки плана будущих действий.
Определяется отношение между элементами ситуации, их значение, возможности их комбинации. Порядок достижения цели, система представлений о ней, необходимые средства называются ориентировочной основой деятельности, от содержания которой зависит её эффективность.
Осуществляя ту или иную деятельность, субъект находится во взаимодействии с предметным миром, в результате чего происходит преобразование предметной ситуации.
Операции, лежащие в структуре действия, определяются умениями и навыками субъекта деятельности.
Умение – это способ выполнения действий, освоенный субъектом, а навык – это способ совершения операций, приобретаемый при многократном повторении.
Специалисты выделяют перцептивные, интеллектуальные, двигательные навыки поведения. Перцептивные навыки означают одномоментное отражение комплекса признаков тех предметов, которые хорошо знакомы. Интеллектуальные навыки – это стереотипизированные способы решения задач, а двигательные – это система хорошо отработанных движений.
Навыки имеют различную степень обобщенности – широту охвата каких-либо ситуаций, гибкость, готовность к быстрой реализации.
Когда действия закрепляются в качестве навыков и становятся автоматизированными, то сознательная деятельность разгружается, и человек может её направить на решение других задач.
К навыкам относится большая часть повседневных действий человека, которые совершаются быстро и точно.
Выработанный навык ослабляет зрительный контроль над выполнением физического движения и заменяется мышечным контролем, например, опытная машинистка, при печатании текста не смотрит на клавиши.
Новые навыки формируются значительно легче по сравнению с переделыванием уже сформировавшихся.
Навыки имеют нейрофизиологическую основу – это динамический стереотип, т.е. система условно-рефлекторных ответов на определенные раздражители.
Волевые состояния и качества личности
Регуляция деятельности, если она сознательная, требует определенных волевых психических состояний – инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости, уверенности и др.
Данные волевые состояния должны проявляться в течение всей деятельности, но, отдельные её этапы характеризуются тем, что волевые состояния приобретают ведущее значение, например, чтобы выбрать цель, необходима целеустремленность, а чтобы принять решение – важным будет состояние решительности.
С исполнением действий связано состояние настойчивости. Если волевые состояния рассматривать в той последовательности, которая соответствует структуре деятельности, то сначала надо сказать о состоянии инициативности. Это состояние характеризуется переработкой поступающей информации, постановкой целей, путей их решения, определением первоочередных проблем. Для этого состояния характерна повышенная возбудимость и, если цели налицо, первостепенное значение имеет состояние решительности.
Решительность говорит о том, что психическое состояние мобилизуется на быстрый выбор цели и способы её достижения. Решительность, как правило, связана с эмоциональной и интеллектуальной активностью психики. Она не только побуждается чувством, но имеет связь с подавлением различных эмоций, предположением последствий.
Состояние решительности имеет свои индивидуально-типологические особенности. Одни стараются подводить свои решения под общепринятые идеи, принципы, схемы, и принятие решений в этом случае облегчается. Другие предпочитают плыть по течению и не вмешиваться в ход событий.
Быстрое, необоснованное принятие решений является индивидуально-типологической особенностью состояния решительности и возникает оно в связи с тем, что некоторые люди стараются быстрее избавиться от напряжения, вызванного борьбой мотивов. Недостаточная волевая регуляция деятельности скрыта под внешней решительностью.
К объективным факторам, оказывающим влияние на процесс принятия решений, относятся, дефицит времени, тип высшей нервной деятельности человека, особенности взаимодействия сигнальных систем. Например, при недостаточной регуляции первой сигнальной системы со стороны второй будет проявляться суетливость, хаотичность при принятии решений. При недостаточной связи второй сигнальной системы с первой проявляется «затянутость» в принятии решений.
Нерешительность может быть связана с отсутствием необходимых умений и навыков, недостаточной информированностью. Люди к своей нерешительности относятся по-разному.
Такое психическое состояние как целеустремленность, характеризуется сосредоточенностью сознания на основных целях, а уверенность представляет собой ожидание запланированного результата с высокой степенью вероятности на основе учета исходных условий. В результате ко всей деятельности возникает положительное эмоциональное отношение, увеличивается физическая и психологическая активность человека.
Такое психическое состояние как настойчивость помогает преодолеть трудности, контролировать действия и направлять их в нужное русло.
Состояние сдержанности тормозит нежелательные действия и требует значительного волевого усилия, которые подавляют возможные негативные эмоции. В сдержанности проявляется тормозная функция воли.
Волевая регуляция поведения и деятельности.Воспитание личностного роста.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Волевая регуляция поведения и деятельности
Орлянская Галина Николаевна,
Мастер производственного обучения по профессии Парикмахер.
Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.
На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.
Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе (развитии) несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.
Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это — ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те, в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту.
По мнению В.А. И Ванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.
Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.
Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком перед собой вопроса: “Что случилось?” Уже сам по себе характер данного вопроса свидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности.
Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.
Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.
Энергия и источник волевых действий всегда так или иначе связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.
Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.
Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.
При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С.Л. Рубинштейн охарактеризовал их так: “Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаяся от них, осознать самого себя… как субъекта… который … возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними.”.
Волевая саморегуляция личности
ТЕМА: «ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ЛИЧНОСТИ»
Анастасия Андреевна Шипилова
Человек для достижения поставленных целей преодолевает различные трудности, сознательно регулируя свое поведение, в этом проявляется его воля, которая, наряду со стремлением, способна изменить ход поведения – инициировать его, останавливать, менять направление и темп. Волевая регуляция – это такое регуляционное личностное образование, которое характеризует способность индивида к самостоятельному выбору линии поведения, целеустремленное осуществление тех или иных действий, принятие на себя ответственности за их результаты. Проблема волевой регуляции поведения и деятельности достаточно часто становится объектом внимания психологов (Б. Г. Ананьев, В. Вундт, А. И. Высоцкий, О. В. Дашкевич, У. Джемс, К. Левин, Ж. Т. Эббингауз и др.).
Вместе с тем, многие авторы отмечают чрезвычайную отягощенность жизни в современном обществе эмоциогенными и стрессогенными факторами, что свидетельствует об актуальности изучения проблемы психологических механизмов волевой регуляции человека и разработке методов их формирования, развития и совершенствования. Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена требованиями, предъявляемыми современным обществом к произвольной регуляции состояний деятельности человека и недостаточной изученностью психологических механизмов волевой регуляции.
Цель – изучить психологические механизмы волевой регуляции.
Рассмотреть понятия воли и волевой регуляции в историческом и современном аспектах.
Изучить структуру механизмов волевой регуляции.
Рассмотреть развитие механизмов волевой регуляции в онтогенезе.
Для реализации цели и задач исследования использован теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
1. Основные подходы к проблеме воли в психологии
Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями,которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели.
Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше общей функции две другие — активизирующую и тормозящую.
Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий.Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т. п. К этому же классу движений относится отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т. д.Непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при гневе мы непроизвольно стискиваем зубы; при удивлении поднимаем брови или приоткрываем рот; когда чему-то радуемся, то начинаем улыбаться и т. д.
Поведение, как и действия, может быть непроизвольным или произвольным. К непроизвольному типу поведения в основном относятся импульсивные действия и неосознанные, не подчиненные общей цели реакции, например на шум за окном, на предмет, способный удовлетворить потребность и т. д. К непроизвольному поведению относятся и поведенческие реакции человека, наблюдаемые в ситуациях аффекта, когда человек находится под воздействием неконтролируемого сознанием эмоционального состояния.
В противоположность непроизвольным действиям сознательные действия, которые более характерны для поведения человека, направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательность действий характеризует волевое поведение.
Волевые действия отличаются друг от друга прежде всего уровнем своей сложности. Существуют весьма сложные волевые действия, которые включают в себя целый ряд более простых.
Основой усложнения действий является тот факт, что не всякая цель, которая ставится нами, может быть достигнута сразу. Чаще всего достижение поставленной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели.
Еще одним важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препятствия — внутренние или внешние. Внутренними, или субъективными, препятствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий. Например, школьнику хочется играть с игрушками, но в это же время ему необходимо делать домашнее задание. В качестве внутренних препятствий могут выступать усталость, желание развлечься, инертность, леность и т. д. Примером внешних препятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута.
Следует заметить, что не всякое действие, направленное на преодоление препятствия, является волевым.
Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. Поэтому волевые действия могут различаться не только по степени их сложности, но и по степени осознанности.
Обычно мы более или менее ясно осознаем то, ради чего совершаем те или иные действия, знаем цель, достичь которой мы стремимся. Бывают же случаи, когда человек осознает то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это делает. Чаще всего это бывает тогда, когда человек охвачен какими-то сильными чувствами, испытывает эмоциональное возбуждение. Подобные действия принято называть импульсивными. Степень осознания таких действий сильно снижена. Совершив необдуманные действия, человек часто раскаивается в том, что сделал. Но воля как раз в том и заключается, что человек в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.
Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходимо и в ходе выполнения задуманного действия. Осуществляя задуманное действие, мы сталкиваемся со многими трудностями.
2. История изменения взглядов на волю
Из истории психологии известно, что понятие «воля» было введено как объяснительную о зарождении действия, которая основывается не только на желаниях человека, но и на умственном решении о ее осуществления.
В античной философии это понятие очень четко подавал в своих произведениях Аристотель. Он понимал, что знание не имеет стимулирующей силы, но оно постоянно сталкивается с силой нравственных поступков человека, и тогда поведение осуществляется не потому, что так хочется, а потому, что так надо. Философ подчеркивал, что не знания, а другая сила вызывает действие в соответствии с разумом. Эта сипа рождается с умственной части души через сочетание умственного решения со стремлением к действию. В концепции Аристотеля воля определяла не только инициации произвольных действий, но и выбор и регуляцию их при осуществлении. При этом сама воля могла пониматься и как самостоятельная сила (движения души, и как способность человека к определенной активности, которая идет от нее самой.
В дальнейшем интенсивная разработка представлений о свободе начинается только в XVII ст. и продолжается в XVIII-XIX века, по Новому времени, отмеченного бурным развитием естественнонаучных и психологических знаний. Эти представления можно разделить на три направления, которые в современной психологии представлены как мотивационный и регуляционных подходы и подход «свободного выбора».
Мотивационный подход. В рамках этого подхода представления о природе свободы сводятся либо к начальному моменту мотивации действия (желание, стремление, аффекта, или к признанию свободы как тесно связанной с мотивацией, но не идентичного ей способности к побуждение действий, в частности к преодолению препятствий.
К мотивационного подхода в исследовании свободы принадлежат представление о свободе как способность к сознательному умышленного преодоление препятствий. Если мотивация является лишь фактором, инициатором действия, то существование препятствий на пути к выполнению действия и умышленное их преодоления становится формируя фактором волевого акта. Так, как один из признаков свободы рассматривают преодоления препятствий известные психологи Л. С. Выгодский и С. Л. Рубинштейн. Вместе с тем к функции воли они относят и принуждение. При этом, отмечая комплексный характер воли, ученые указывают на важность регулятивной функции.
Всего во всех вариантах мотивационного подхода подчеркивается именно на побудительные функции воли, т. е. акцентируется Мотивационная ее составляющая.
Подход «свободного выбора». Впервые вопрос о спонтанный, ничем не детерминированный свободный выбор поведения поставил античный философ Эпикур. В дальнейшем это привело к выделение проблемы свободы воли.
Позиции представителей этого подхода были принципиально разграничены. Одна часть ученых считала, что многогранность мира проявляется в воле. По их мнению, во Вселенной существует единая мировая воля, которая полностью свободна в своих проявлениях, он ничем не ограничена и поэтому могущественная. У человека же универсальная воля, которая представлена в собственном характере. Он дан человеку от рождения как неизменный и вообще неопознанный. Волю эти ученые трактовали как самостоятельную силу души (ничем не обусловленное и никем не опознаную, способная к свободному выбору (А. Шопенгауэр, У. Джем). Такие идеи считались волюнтаристскими, ибо они объявляли волю высшим принципом бытия и утверждали независимость человеческой воли от окружающей действительности.
Иную позицию занимали те, кто рассматривал волю не как самостоятельную силу, а как способность разума принимать решения (делать выбор). При этом выбор выступал или основной функцией воли, либо только одним из моментов волевой действия (Б. Спиноза, И. Кант, В. Франкл, Л. С. Выгодский, С. Л. Рубинштейн).
Другой план связан с идеей регулирования поведения как особого самостоятельного процесса, который не требует психического образования, которое называется волей. Причины действий при этом связывают с эмоциональным возбуждением, мыслями, нравственными чувствами, которые оказывают действия определенного смысла. В таком случае человек способен к саморегуляции и самоорганизации в ходе деятельности, направленной на достижение цели (И. М. Сеченова, Ч. Шеррингтон, В. К. Калина, Л. М. Веккер, Р. Мэй).
В целом исследование регуляции психических процессов способствовали возникновению в рамках проблемы свободы аспекта саморегуляции. Это направление отделился практически в самостоятельные исследования, где предметом анализа стали приемы саморегуляции.
Ретроспектива развития знаний о свободе в Украине. Украинские психологи не стояли в стороне от проблемы свободы и в разные периоды XX века. обращались к ее изучению. Анализ научных поисков отечественных исследователей обнаруживает различия в их взглядах на природу воли. Вместе с тем установленные украинскими учеными способы воспитания воли помогают современной психологии продвигаться в таких сложных вопросах, как формирование личности с развитой и моральной волей. Обратимся к основным ценностям наших соотечественников из аспекта изучения феноменов воли.
Научные достижения В. К. Котирло связанные с выявлением психологических особенностей волевых проявлений, источников волевой поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста, с установлением значимости объективных препятствий и субъективных трудностей для генезиса детской воли, по определению эффективных путей, средств и условий формирования волевой поведения и воспитанием отдельных волевых качеств у ребенка.
За исходное В. К. Калина выбрал понятие «волевой регуляция. Оно соотносится с другими понятиями волевой сферы личности (волевой действие, волевое усилие, волевые качества) таким образом, что каждое из них отражает одну сторону реализации самосубьективных отноешний Такой подход дал ученому возможность составить систему понятий в новом варианте. «Волевое усилие» рассматривается как наиболее свернутый способ волевой действия, как форма проявления этого действия, волевые качества «- как устойчивые психические образования саморегуляции поведения. В классификации В. К. Калина определены базальную и системные волевые черты личности.
С новой позиции относительно своих предшественников рассматривает И. Д. Бех психологическую природу волевой стимула.В процессуальной структуре воли им выделены два периода: рефлексии и возникновение волевого переживания. В данном подходе особое значение придается формированию мотива к рефлексии как составной волевого процесса. Ученый в логической последовательности определяет то, какой должна быть личностная рефлексия, чтобы осуществился переход от акта понимания общественной требования к акту ее выполнения. Рефлексивный процесс должен собственной силой вызвать эмоциональный образ морального требования, то есть эмоционально окрашенный содержание требования. Эмоциональный образ при правильно организованных воздействий возникает в разных по смыслу ситуациях и может быть сформирован при условии демонстрации общественной требования в виде конкретного события, поступка или их моделей. Созданная таким образом умственно-эмоциональная единство выступает в функции воли как стимул к действию или поступку.
Всего волевой действие для человека проявлением его свободы, независимости от внешних и внутренних проблем. Сущность этой независимости определяется осознанием ею своих возможностей и самой себя. Как отмечает ученый, общественная ценность человека измеряется не тем, сколько она знает, а тем, каким образом и сколько она осуществила. Поэтому формирование воли должна составлять одно из важнейших воспитательных задач.
Итак, история развития представлений о свободе свидетельствует о неоднозначность и многоплановость понимание этого понятия. По современного состояния изучения понятия свободы его еще нельзя подвести под общую психологическую категорию
Признаки творческой личности Введение В настоящее время активно дискутируется вопрос о том, каким должен быть современный учитель, какими знаниями, навыками, качествами,.
Сущность личности в гуманистической концепции воспитания «Сущность личности в гуманистической концепции воспитания». Выполнила: Викторова Л. Л. Оглавление Сущность личности в гуманистической.
Формирование творческой личности Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное.
Изучение деструкций личности педагога Актуальность исследования. В настоящее время, в условиях активной модернизации экономики России и реформирования всей системы образования,.
Некоторые аспекты изучения личности ребёнка В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной.
Родительское собрание «Нравственно-волевая подготовка детей к школе» c элементами сказкотерапии Цели: • Формирование активной педагогической позиции родителей. • Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями. •.
Тренинговое занятие «Стресс и Эмоции: саморегуляция и уверенное поведение» СТРЕСС И ЭМОЦИИ: САМОРЕГУЛЯЦИЯ И УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ Тренинг был создан для работы с детьми 9-х и 11-х классов в рамках подготовки к экзаменам.
Консультация «Воспитываем качество личности — бережливость» У детей в дошкольном возрасте очень быстро развиваются моральные чувства и навыки, а также нормы и правила поведения. Помимо этого у них.