для жителей какого региона характерны маленькие хороводы
Для жителей какого региона характерны маленькие хороводы
В регионах среднерусской зоны широкое распространение имели уникальные хороводы «с рассуждением», т. е. с применением особых жестов, исполняемых в строго определенной последовательности. А средневолжские «молодцы» и «девицы» танцевали манерно, показывая знания «тонкого городского обхождения».
Пластический стиль южнорусского региона сформировался под воздействием характерных условий труда, природных особенностей, обычаев, обрядов и под влиянием других национальных культур. Руки исполнителей в южных областях России двигались во всех направлениях, «играли». Кисти могли выполнять любое круговое движение. Часто танец сопровождался прищелкивание пальцами обеих рук одновременно. Жесты, задающие и регулирующие темп, были обращены друг к другу и обретали большую уверенность после звонких возгласов: «Ну-ка, ну-ка», «е-щё, е-щё» и др.
На протяжении веков в каждой местности вырабатывались свои приемы, связанные с исполнением танцев определённых форм и разновидностей, с трактовкой традиционных общерусских танцевальных образов и другими факторами, определившими самобытность местной традиции.
Для каждой местности был присущ свой традиционный набор средств выразительности, сообщающий местный колорит фольклорному танцу.
Композиции северных кадрилей кажутся однообразными, перенасыщенными «длиннотами». Кадрили средних областей России, например, московские, тверские имели различные плясовые приёмы. Исполнители в них, сохраняя традиционный рисунок, создавали свои оригинальные композиции.
Старинные уральские и сибирские кадрили славились элегантностью компози- ций, своеобразными соединениями рук в паре, особой пластикой.
Говоря об уральском народном творчестве, прежде всего надо отметить, что его нельзя считать результатом деятельности только русского народа, заселявшего край. Оно интересно и примечательно именно тем, что вобрало в себя различные национальные черты и оттенки.
В отдельных плясках, кадрилях, переплясах отчётливо выделяются элементы, навеянные татарскими, марийскими и другими национальными мотивами. Танцевальное искусство Урала можно разделить на несколько групп: уральские русские танцы, казачьи танцы, фабрично-заводские и национальные.
Многие детали в танце рассказывали о жизни народа. Например, девушки держали руки в кулачках, парни поддерживали девушку ладонью наружу, кисти девушки закрывали краями юбки. Это связано с тем, что на Урале женщины выполняли физическую работу почти наравне с мужчинами и, несомненно, повлияло на характер и манеру исполнения девушек в танце.
В Сибири на протяжении многих десятилетий создавалась своеобразная и ин- тересная по манере исполнения, стилю и характеру песенная и танцевальная культура, основанная на трансформации старинных русских хороводов и плясок, забав и игр, завезённых в Сибирь переселенцами из разных областей Европейской части России. Богатая танцевальная культура переселенцев в новых природных, бытовых условиях претерпела значительные изменения. К примеру, тяжёлая валенная обувь, тёплая одежда вызвали появление своеобразного шага с каблука, тяжеловатой походки, разнообразных мелких дробей. Прыжки, практически, отсутствовали, присядка встречалась редко и то с хлопушкой.
Суровый климат Сибири оказал большое влияние не только на манеру ис- полнения, но и на композиционную структуру танцев. Долгая зима, короткое лето с огромным количеством мошкары мало способствовали проведению досуга на от- крытой местности. Поэтому возникли «маленькие» сибирские хороводы, которые можно было водить в избе. Ещё одной причиной было малое количество дворов в сибирских деревнях. Отсюда широкое распространение получили такие виды пля- сок, как одиночная, парная, перепляс, групповые пляски («Пятера», «Шестера», «Четверка») с небольшим количеством участников. В более позднее время появи- лись кадриль и полька.
Для всего сибирского региона были характерны переплясы типа падебаск, тройной шаг, «гармошка», «ковырялочка», «припадание», мелкие дроби, движения импровизационного характера. Наиболее характерные для сибирского танца фигуры: хождение по кругу, «змейка», «крест», «ручеёк», «цепочка», «прочёс», «стенка на стенку», а также вращение парами.
Интересны движения рук в парно-массовых танцах, особенно в момент вра- щения. Здесь можно было увидеть «свечку», «форточку», «воротца», «крендель» и другие положения. Обычно танец заканчивался притопом правой или левой ногой с обязательным поклоном.
Рассмотрим движения, характерные для различных регионов России [6].
Южнорусский регион: (Белгородская, Орловская, Рязанская, Курская области)
Движение занимает 3 такта музыкального сопровождения.
«Два»- упасть на правую ногу.
Движение начинается с левой ноги. Руки, во время движения подняты вверх и исполняют свободные покачивания вправо, и влево, кисти открыты к зрителю, свободно играют.
Движение занимает 6 тактов музыкального сопровождения.
«Два»- правую ногу перевести на подушечку стопы с ударом в пол, левую приподнять.
Движение исполняется далее с левой ноги. Корпус вместе с открыванием руки чуть поворачивается вправо и влево. Голова наклоняется поочередно к правому и левому плечу.
«Два-и» Правую ногу приставить к левой в VI позицию, чуть присесть на обеих ногах.
Движение № 6- ход назад с подъемом на полупальцы по VI позиции.
Музыкальная фраза 6 тактов. Движение занимает два такта.
«Раз-и»- шаг назад правой ногой.
Движение исполняется сначала с правой ноги. Характер движения пружинный. Голова чуть повернута к зрителю, взгляд на партнера.
«Раз-и»- также с правой ноги.
«Раз-и»- упасть на левую ногу.
Движение может исполняться с усложнением ритма. Триоль ногами может выполняться не сначала 6-тактового музыкального сопровождения, а в конце. Кор- пус раскрепощен, руки свободны.
Движение исполняется во всех направлениях и в продвижении.
Руки на талии. Движение исполняется на четыре такта.
Движение повторяется с другой ноги.
Движения, характерные для северорусского региона России (Вологодская, Архангельская, Псковская области).
Движение исполняется постоянно с правой ноги.
Движения, характерные для центральных регионов России (Московская, Ярославская, Владимирская области).
Движение исполняется в качестве заключения в конце комбинации.
Глава 1. Выразительные средства русского народного танца.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 41»
с. Колмогорово Яшкинский район
Васильченко Е.В.
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Методические рекомендации
Колмогорово – 2013г.
Содержание.
Глава 1. Выразительные средства русского народного танца.
1.1 Русский народный танец. Основные региональные особенности, отличия, манера исполнения………………………………………..……………………………4
1.2. Костюм в русском народном танце…………………………………….…………12
Глава 2. Сравнительный анализ танцевальной культуры регионов России.
2.1.Самобытность хореографического текста………………………………………. 15
2.2 Формы и содержание регионального номера……………………………..……….19
Введение
Цельмоей методической разработки: определить областные и региональные особенности исполнения русского танцевального творчества народа России.
Задача:изучение и сохранение движенческой культуры русского народного танца, фольклора, традиций, быта, обычаев и обрядов.
Методическая рекомендация рассчитана для самостоятельного ознакомления и изучения учащихся школы искусств, поможет более подробно ознакомиться с русской танцевальной культурой, фольклором, бытом, а так же способствует общеэстетическому развитию учащихся.
Глава 1. Выразительные средства русского народного танца.
1.1. Русский народный танец. Основные региональные особенности, отличия, манера исполнения.
ПОВОЛЖЬЕ с Астраханской, Волгоградской, Самарской, Пензенской, Саратовской, Ульяновской областями, Республиками Башкирия, Татария, Калмыкия.
УРАЛЬСКИЙ регион с Курганской, Оренбургской, Свердловской, Челябинской, Пермской областями.
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ регион, куда входят Приморский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области, Чукотский автономный округ, Якутия.
КАЛИНИГР АДСКАЯ область имеет статус свободной экономической зоны.
Русские народные танцы очень разнообразны. В них нашли свое отражение глубоко укоренившиеся в народе традиции, тяготение народа к раскрытию переживаний личного и общественного характера. Танцы, связанные с жизнью народа, отображают его мысли и чувства по средствам композиции и находятся в непрерывном изменении и развитии.
Русский народный танец в каждом регионе отличается только ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем исполнения сложившихся ярких и замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с четким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить все, что нас окружает: природа, труд, быт, народное художественное творчество.
За многолетнюю историю таких танцев создано множество, сосчитать их невозможно, но зато они образуют широкое поле деятельности для создания на основе изучения и обработки этнографического материала сценического танца.
В общерусском танцевальном фольклоре сложились и получили повсеместное распространение определенныетрадиционные формы танцев: хороводные, кадрильные, плясовые, сюжетно-тематические. Но в каждой зоне, в каждом конкретном регионе они имеют свои разновидности. Так, например, север с его суровой природой. Одеваются северяне тепло, оттого пляски здесь степенные, спокойные. Для северных областей характерно подчеркнутое чувство собственного достоинства в манере исполнения плясок и хороводов. Движения у танцующих как бы стелющиеся по полу, «прилегающие», без отрыва подошв. Голова поворачивается и наклоняется вместе с корпусом. Медленные хороводы называются «ходечи» или «ходюги».
В регионах среднерусской зоны имели широкое распространение уникальные хороводы «с рассуждением», т.е. применением особых жестов, исполняемых в строго определенной последовательности.
А средневолжские «молодцы» и «девицы» танцуют манерно, показывая значения «тонкого городского обхождения». Очень любопытна походка основных шагов в отдельных ярославских, костромских, рязанских местных танцев. С годами мода прошла, а где-то в глухих местностях осталось. «Прихрамывание» стало традиционным. И до сих пор отдельные ярославцы, костромичи, рязанцы пляшут под «Козули» с прихрамыванием.
Русский танцевальный фольклор богат различными местными стилями. Для каждой местности присущ свой традиционный набор средств выразительности, сообщающий местный колорит фольклорному танцу. Взять хотя ба для примера кадрильные формы танца. Композиции северных ланце и кадрилей кажутся однообразными, перенасыщенными «длиннотами». Кадрили средних областей России, например Московские, Тверские имеют различные плясовые приемы. Исполнители в них сохраняя традиционный рисунок, создают свои оригинальные композиции, показывают оригинальное мастерство. Четкие дроби девушек и лихи присядки, «коленца» парней являются украшением. Для таких последних фигурах. Ивановские, Шуйские кадрили пластичны, грациозны. В них проявляются качества, свойственныепотомственным ткачам, имеющие дело с тончайшими нитями, изысканными узорами. В самарских кадрилях наблюдаются элементы соревнования танцующих пар и отдельных исполнителей, например «Похвистневская кадриль».
Старинные уральские и сибирские кадрили славятся элегантностью композиций, своеобразными соединениями рук в паре, особой пластикой.
В Сибири на протяжении многих десятилетий создавалась своеобразная и интересная по манере исполнения, стилю и характеру песенная и танцевальная культура, основанная на трансформации старинных русских хороводов и плясок, забав и игр, завезенных в Сибирь переселенцами из разных областей Европейской части России. В праздничные гуляния и игрища вливался поток мудреных кадрилей, виртуозных плясок, лихих переплясов, что говорит о многообразии танцев, привезенных переселенцами. Но богатая танцевальная культура переселенцев в новых природных условиях, бытовых условиях перетерпела значительные изменения. К примеру, тяжелая валенная обувь, теплая одежда вызвали появления своеобразного шага с каблука, тяжеловатой походки, разнообразных мелких дробей. Прыжки, практически, отсутствовали, присядка встречалась редко и то с хлопушкой.
Суровый климат Сибири оказал большое влияние не только на манеру исполнения, но и на композиционную структуру танцев. Долгая зима, короткое лето с огромным количеством мошкары мало способствовали проведению досуга на открытой местности. Поэтому возникли «маленькие» сибирские хороводы, которые можно было водить в избе. Еще одной причиной было малое количество дворов в сибирских деревнях. Отсюда широкое распространение получили такие виды плясок, как одиночная, парная, перепляс, групповые пляски («Пятера», «Шестера», «Четверка») с наибольшим количеством участников. В более позднее время появились кадрили и польки.
Для всего сибирского региона характерны переплясы типа падебаск, тройной шаг, «гармошка», «ковырялочка», припадание, мелкие дроби, движения импровизационного характера.
Наиболее характерные для сибирского танца фигуры: хождение по кругу, «змейка», «крест», «ручеек», «прочес», «стенка на стенку», а так же вращения парами. Интересны движения рук в парно-массовых танцах, особенно в момент вращения. Все движения в плясках исполняются с чуть присогнутыми коленями. Обычно танец заканчивается притопом правой или левой ноги с обязательным поклоном.
1.2. Костюм в русском народном танце.
Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга и сопровождают человека в течении всей его жизни.
Сарафаны имели несколько типов. Глухой косоклинный сарафан, косоклинный распашной сарафан со швом спереди, прямой сарафан.
Девичий головной убор отличался от женского тем, что вверх головы оставался открытым. Он повсеместно имел вид тканевой полоски или ленты, повязанной вокруг головы. Волосы заплетались в одну косу, и украшали ее лентами и нарядными косниками. Севернорусскому женскому костюму были свойственны вышитые украшения, колорит которых отличался сдержанностью, сочетанием белого и красного цветов с добавлением синих, зеленых, желтых вкрапин.
Южнорусская женская одежда состояла из длиной холщевой рубахи с косыми или прямыми поликами, подпоясанной тканевым поясом, и паневы из клетчатой шерстяной ткани, обычно изготавливавшейся самими крестьянами. Женщины носили сложный головной убор, который назывался кичка (сорока), состоявший из нескольких частей и нередко имевший форму рогов. Западнорусская женская одежда включает в свой состав особого вида паневу или полосатую юбку (апдарак). По покрою, по преобладающей расцветке (более светлой), характеру орнамента эта одежда сближается с одеждой украинцев и особенно белорусов. В качестве основного головного убора был полотенчатый головной убор. Русский мужской костюм по сравнению с женским более устойчив и однотипен в старых и новых разновидностях, и имеет очень незначительные различия по регионам.
Мужской костюм состоял из рубахи, штанов (порты), головного убора и обуви. Часто дополнялся пиджаками или жилетками. Мужскую рубаху можно разделить на четыре типа: туникообразную; с прямыми поликами; с узкими нашивками на плечах; на кокетке.
На голове носили шапки разных фасонов (треухи, малахаи, кубанки, папахи). В конце XIX века распространились матерчатые картузы с козырьком.
Наиболее распространенной обувью русских мужчин были лапти. Лапти были основной обувью бедняков, а так же служили рабочей обувью. В южнорусских районах их надевали во время праздников.
По технике плетения лапти делятся на косого, прямого и смешанного плетения.
Глава 2. Сравнительный анализ танцевальной культуры регионов России.
2.1. Самобытность хореографического текста.
Одной из главных особенностей русского народного танца является то, что Россия очень большая страна, в которой климатические условия, географическое положение, трудовая деятельность сыграло очень важную роль в народном творчестве, культуре, танцевальном искусстве.
Танцевальное искусство в каждом регионе отличается свойственной только для этого региона манерой исполнения, лексикой, приемами, стилем исполнения, выразительностью положений рук, оригинальным рисунком.
Для определения самобытности хореографического текста предлагаю рассмотреть три области: Архангельскую, Воронежскую, Иркутскую и Кубанский край. Все эти субъекты находятся в разных краях большой страны, где климатические условия и трудовая деятельность сильно отличаются друг от друга. Архангельская область одна из самых северных областей России, с суровой природой, холодным прохладным летом, что заставляет жителей населяющих Архангельскую область, заниматься оленеводством, охотой, рыболовством, одеваться в теплую одежду. Все это накладывает отпечаток на танцевальное искусство, которое имеет общие черты с танцевальным искусством многих областей России, но отличается манерой исполнения движений, положением рук в танцах, бытующих в данной области.
С давних пор здесь распространенны хороводы. Манера исполнения очень спокойная, степенная. Пляски здесь так же очень спокойные. Характерны лаконичные движения, сдержанность, подкоторой скрывается темперамент. Танцующие переступают с ноги на ногу, не отрывая подошв от пола, как бы скользят, головы иногда слегка наклоняют. Пляску украшают размеренные движения рук. Плавность и строгость движений, медленный поворот головы вместе с корпусом характерны для девичих плясок. При исполнении дробей корпус остается неподвижным.
Пляски юношей отличаются большой подвижностью, свободой и энергичностью. Они много дробят, иногда в свой танец включают небольшие прыжки и подскоки. Реже встречаются присядки и хлопушки.
Танцы Кубани имеют свои особенности в положении рук, в танцевальных движениях.
На манеру танцев, исполняемых в Воронежской области, наряду с переселенцами из различных регионов особое влияние оказывают соседние области.
Танцевальная культура Сибири складывалась на основе общерусской народной хореографии, т.к. население Сибири составляют переселенцы из Европейской части России. Сюда ссылались на каторгу, сюда уходили на промыслы и, следовательно, приносили с собой свою культуру, обычаи, обряды, традиции. Под воздействием климатических условий (морозная зима, жаркое лето), изменение быта, уклада жизни создалась своя неповторимая танцевальная культура, которая имеет только ей присущие особенности. Наиболее характерными для Сибири были хороводные пляски. Отличительной чертой хороводов являлась широта и мягкость движения рук, их положения в паре, когда исполнители стоят вполоборота лицом друг к другу с откинутымикорпусами. Танцующие высоко поднимают колени (особенно мужчины), как бы вытаскивают ногу из снега. Особая походка с носка на каблук или, наоборот, с каблука на всю стопу, но более «тяжелая». В исполнении хороводов движений не так много, но они оригинальны и подчеркивают особенность бытовых условий. Прыжки отсутствуют, присядки и положение «воротца» встречаются редко. Развитию широких движений и рисунков, требующих пространство, не способствовала теснота помещений. Зато очень развиты «дроби». Развитию дробных движений ни чего не мешало, и даже появились сольные пляски «дробки», «дробушки». Дроби составляли и основу парных переплясов, которые называются «немушки».
Типичным в Сибирских танцах являются кружение с чужими партнерами и возврат к своим. Закинуты кверху головы, особенно у мужчин. Сопровождаются танцы обычно прекрасными старинными песнями и частушками.
2.2.Формы и содержание регионального номера.
Форма и содержание танцевальных номеров не менее разнообразна и увлекательна чем лексическое и манерное исполнение номера.
Хороводы имели свои фигуры, которые носили областные названия. Так круг называется «шина», «улитка», «змейка», «кривуля». Здесь часто говорят, что хороводы не водят, а ходят. Отсюда и названия «Ходичи», «Ходецы», «Ходючи». Их называли медленными хороводами и торжественными шествиями.
Игровые хороводы, бытующие здесь бывают двух видов: круговые с солистками, разыгрывающими сюжет песни в середине круга, и не круговые, в которых участники разбиваются на пары. Вначале они движутся колонной друг за другом, выписывая восьмерку, затем выпрямляются в одну линию, и каждая парасамостоятельно разыгрывает сюжет песни. Этот вид хороводов характерен и широко распространен на Севере. Еще эти хороводы называют «игрища». К ним относится «Розочка алая», «Черничек», «Просо» и т.д.
Веселые хороводы «Корзиночка», «Змейка», «Капустка». В хороводах участвовала только толстая молодежь, девушки и парни. Замужние женщины и женатые мужчины являлись только зрителями. Характерным для хороводов Архангельской области является то, что они никогда не соединялись с пляской, хотя пляска здесь также была распространена (она могла быть сольной и массовой). К таким пляскам относится «Восьмерка», «Девятка» или «Восьмерка тройками», пляска «Рогульками», «Перепляс Топтуша» и др.
Для кадрилей Архангельской области характерно приглашение юношами девушек на танец. Встречаются кадрили, где на танец приглашает девушка. Кадрили исполняют по фигурам, которые, как и в большинстве кадрилей разных областей России, имели свои названия, специфические для Архангельской области. Например фигура «шеен» здесь называется «шиной», звездочку называют «колесом» и т.д.
Особое место занимают польки, имеющие самобытное название, композиционное построение и музыкальное сопровождение. Среди них полька «Катя», или полька в два бока, полька «Бабочка» и др.
Наибольшее распространение в Воронежской области получили квадратные хороводы, которые особенно любила молодежь. В этих хороводах все исполнители, стояли линиями по квадрату, видели друг друга, что давало возможность молодым парням и девчатам приглядеться друг к другу, чтобы пригласить потом на пляску, которая начиналась сразу после хоровода. Пляска в Воронежской области исполнялась, как правило, под частушку, которая здесь является одним из ведущих жанров. Самой популярной пляской является «Матаня». И несмотря на то, что название этой пляски можно встретить во многих областях России, с запада на восток от Брянщины до Сибири, с севера на юг от Архангельской до Белгородской области, воронежский вариант, естественно, отличается своеобразной манерой и характером исполнения.
Танцы Иркутской области отличались тем, что носят малую форму: тройки, пятерки, шестерки, восьмерки, каждая из которых сохраняет одну и ту же мелодию и композиционное построение. Малое количество участников в танцах зависело от самой жизни (в Сибири были не очень большие города, села или деревни, как в России, в заимки, состоявшие иногда из нескольких домов и находившиеся на расстоянии десятков километров друг от друга). Их название зачастую происходят от названия села. Например, «Восьмера» села Ухар, «Шестера» села Романова и т.д. Некоторые танцы исполняли только девушки, т.к. мужчины уходили на охоту. Были и парные танцы, где участвовали и девушки и юноши.
Наиболее характерными для Сибири были хороводы и пляски, отдельные фигуры которых напоминают кадриль, но в то же время они оригинальны и самобытны, встречаются Лансье, «ланце», Кадрили, или, как их здесь называют, «кадрелы».
Заключение
Со временем целый ряд элементов перерождается, одни отмирают, другие возникают. Танец обогащается новыми движениями, обогащается его лексика. В нем появляются новые, как простые, так и сложные по технике исполнения движения. Но, к сожалению, очень часто происходит засорения русского народного танца чужеродными формальными схематическими движениями, акробатическими трюками.
Для сохранения чистоты областных особенностей языка необходимо как можно больше обращаться к традиционным литературным источникам, смотреть видеоматериал. Желательно все областные особенности сохранять в чистом виде, не смешивать с другими областями. Характерные черты оставлять традиционными.
Тема о хороводе появилась после прочтения миниатюры Милы Кудиновой
«Всепланетный танец»
Хоровод — древний народный танец славян. Он по праву занимает особую роль в традиции славянского народа. Это символ славянской культуры. Основной фигурой танца является круг. Это своего рода круговая композиция, символизирующая собой солнце. Хоровод являлся неотъемлемой частью любого праздника. Независимо от времени года. Но особую популярность народный танец приобретает на Новогодние праздники, после Пасхи до Петрова дня. Это время, когда наши предки особенно часто водили хороводы. Поэтому художники чаще всего изображают хороводы новогодние и в весенне-летний период.
У всех славянских народов хоровод имел свое название:
Сербское — коло;
Македонское — оро;
Хорватское — коло;
Болгарское — хоро.
Как начинался и проводился хоровод
Одним из основных способов начать хоровод заключался в следующем. Несколько девушек выходили на улицу и начинали припевать песни. Затем к ним присоединялись другие. Как правило, девушки были основой любого хоровода. А парни присоединялись к танцу позже, и придавали хороводу задор и веселье с музыкальными инструментами.
Особенность хоровода заключается в том, что он создает атмосферу единения народа. В момент танца люди ощущают себя единым целым, держась за руки и кружась в различных направлениям. Говоря о движении хоровода, следует сказать, что движение хоровода осуществлялось как по часовой стрелки, так и против часовой стрелки. Посолонь и противосолонь — термины, которые сегодня мало кто знает. Но раньше именно они использовались для описания движения по часовой и против часовой стрелки. По-солонь, то есть движение по солнцу. Противо-солонь — против солнца (против часовой стрелки).
Основные фигуры в хороводе
Теперь необходимо разобраться с основными фигурами в хороводе. Движение по кругу — это лишь вершина айсберга. На самом деле в танце существует минимум 7 форм движения, о которых далее.
Основные фигуры в хороводе:
«Столбы» — чаще всего используется в самом начале хоровода. Несколько человек встают квадратом по парам. По очереди начинается движение от одной пары к другой по мере входа в квадрат новых участников.
«Вожжа» — подразумевает собой движением волнами. Первая волна при этом самая большая. Постепенно волна становится меньше, в итоге превращаясь в точку.
Хоровод — русский народный танец. Затем из точки начинает образовываться спираль. Это фигура называется «Плетень». Начиная движение из точки и создавая спираль, символизируется творение вселенной. Плетень постепенно переходит в круг. Самое известное движение в хороводе сегодня. Круг символизирует завершение этапа сотворения мира.
«Сторона на сторону» — во время выдвижения этой фигуры девушки и парни выстраиваются в шеренгу друг напротив друга. Далее две шеренги начинают сближаться друг с другом и отдаляться. В процессе девушки «случайно» роняют платки, венки. А парни подбирают их, а затем возвращают вещи владелицам. Это фигура показывает взаимодействие мужского и женского начала.
«На четыре стороны» — участники хоровода образуют квадрат. Его стороны при этом символизируют четыре стороны света. Во время движения участники хоровода показывают «сеяние просо», чтобы вскоре собрать урожай.
И наконец, «Плясовая» часть хоровода. Является самой задорной. Во время плясовой части, участники исполняют народные танцы под гармонь. При этом соло-танцоры входят в круг и показывают свою удаль и мастерство.
Часто во время движения хоровода по кругу проводятся различные игры, которые веселят и радуют народ. К таковым относятся гусыня и селезень, пузырь, грушка и т.д. Самым популярным игровым хороводом сегодня является именинный хоровод. Когда именинник стоит в центре, а хоровод ходит по кругу и поет песню про каравай.
И особенно часто хороводы водят у новогодней ёлки. Для детей это неотъемлемая часть новогоднего праздника.
***
Из друзей, подружек
Цепь живым венком,
Что пойдёт-закружит
Плавным ручейком.
Да, забава предков
По сей день живёт, —
Возле ёлки водим
Все мы хоровод.
***
Хоровод, хоровод,
задушевный хоровод!
Как лебёдушка, по кругу
дева каждая плывёт,
Словно павы величавы
и сияют красотой —
От мелодии душевной,
так нетрудно быть такой.
От мелодии душевной
и берёзка поплывёт,
Девы статны, как царевны.
Славься русский Хоровод!