днем голосования на выборах всегда является какой день недели

Днем голосования на выборах всегда является какой день недели

Положения ст. 63.1 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.

Статья 63.1. Дни голосования на выборах, референдумах

(введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

1. По решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума и не подлежит пересмотру. Законом может быть предусмотрено, что указанное решение при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.

2. Право принятия решения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, в случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней принадлежит комиссии, организующей подготовку и проведение выборов, референдума более высокого уровня.

3. В случае принятия решения о проведении голосования в течение нескольких дней подряд предусмотренные настоящим Федеральным законом сроки избирательных действий, действий по подготовке и проведению референдума, осуществляемых до дня голосования или после него, отсчитываются от последнего из указанных дней голосования, если настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное. Если определенные действия осуществляются либо могут осуществляться (не могут осуществляться) в день голосования или в предшествующий ему день, такие действия осуществляются либо могут осуществляться (не могут осуществляться) соответственно в любой из указанных дней голосования или в предшествующий им день, если настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное.

4. По решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, в период, определенный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, может быть проведено голосование с использованием следующих дополнительных возможностей реализации избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации:

а) голосование избирателей, участников референдума вне помещения для голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах);

б) голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено.

5. Законом может быть предусмотрено, что указанное в пункте 4 настоящей статьи решение при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.

6. Право принятия решения о проведении голосования с использованием дополнительных возможностей, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, в случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней принадлежит комиссии, организующей подготовку и проведение выборов, референдума более высокого уровня.

7. В случае принятия решения о проведении голосования в соответствии с настоящей статьей голосование по открепительным удостоверениям и досрочное голосование, предусмотренное пунктом 2 статьи 65 настоящего Федерального закона, не проводятся.

8. Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования в последний день голосования.

9. Иные особенности голосования, установления итогов голосования в дни голосования, предусмотренные настоящей статьей, устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Источник

Днем голосования на выборах всегда является какой день недели

Статья 64. Порядок голосования

1. Время начала и окончания голосования на выборах, референдуме устанавливается законом. Продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов. Законом может быть предусмотрено, что в случае, если при проведении выборов в органы государственной власти, референдума субъекта Российской Федерации на территории избирательного участка, участка референдума расположено место жительства избирателей, участников референдума, рабочее время которых совпадает с временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или вахтовым методом), по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации время начала голосования на этом избирательном участке, участке референдума может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа. При совмещении дня голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, Палату Представителей Парламента Союзного государства, на референдуме Российской Федерации время начала и окончания голосования определяется в соответствии с федеральным законом.

2. О времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей, участников референдума не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования – в порядке и сроки, которые предусмотрены законом, но не позднее чем за пять дней до дня голосования.

3. В день голосования перед началом голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим избирателям, участникам референдума, лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, пустые ящики для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов – при его использовании), которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии.

4. Каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.

7. Голосование проводится путем нанесения избирателем, участником референдума в бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор.

8. Бюллетень заполняется избирателем, участником референдума в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, указанного в пункте 10 настоящей статьи.

9. Если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии выдает избирателю, участнику референдума новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей, участников референдума против фамилии данного избирателя, участника референдума. Испорченный бюллетень, на котором член комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, заверяется также подписью секретаря участковой комиссии, после чего такой бюллетень незамедлительно погашается.

11. Заполненные бюллетени опускаются избирателями, участниками референдума в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании.

12. Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают закон о выборах, референдуме. Мотивированное решение об этом принимается участковой или вышестоящей комиссией в письменной форме. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению отстраненного члена участковой комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

13. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, доверенным лицам и уполномоченным представителям избирательных объединений, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей, участников референдума для участия в голосовании.

14. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена возможность голосования избирателей, участников референдума по почте. При этом учитываются голоса избирателей, участников референдума, поступившие в соответствующую комиссию не позднее окончания времени голосования в день голосования. Порядок голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума до урегулирования этого вопроса федеральным законом определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

15. При проведении выборов, референдума вместо голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе, может проводиться электронное голосование. Общее число избирательных участков, участков референдума, где проводится электронное голосование, не должно превышать 1 процент от числа избирательных участков, участков референдума, образованных на территории, на которой проводятся выборы, референдум, а если 1 процент от числа избирательных участков, участков референдума, образованных на территории, на которой проводятся выборы, референдум, составляет менее пяти избирательных участков, участков референдума, указанное общее число не может быть менее пяти избирательных участков, участков референдума. Решение о проведении электронного голосования принимается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Порядок электронного голосования, подсчета голосов избирателей, участников референдума и установления итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, форма протокола участковой комиссии об итогах голосования, а также особенности установления вышестоящими комиссиями итогов голосования и определения результатов выборов, референдума с учетом итогов электронного голосования устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

1. В комментируемом пункте содержится норма, согласно которой продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов. При этом время начала и окончания голосования устанавливается конкретными законами о выборах. Так, Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» установлено, что голосование проводится с 8.00 до 20.00 часов по местному времени. С учетом нормы, определившей единые дни голосования (статья 10 комментируемого Федерального закона), в комментируемом пункте содержится однозначное требование о соблюдении норм конкретного федерального закона о времени начала и окончания голосования в случае совмещения дня голосования на выборах различного уровня с федеральными. Кроме того, в законах субъектов Российской Федерации целесообразно предусматривать одинаковое время голосования на региональных и муниципальных выборах, референдуме субъекта Российской Федерации и местном референдуме.

В комментируемом пункте, в отличие от прежней редакции Федерального закона, содержится новая норма, дающая право ИКСРФ, в целях предоставления избирателям (участникам референдума), рабочее время которых совпадает с временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или вахтовым методом) возможности принять участие в выборах в органы государственной власти, референдуме субъекта Российской Федерации на территории избирательного участка, участка референдума, где расположено их место жительства, своим решением перенести время начала голосования на более раннее время, но не более чем на два часа.

2. Согласно пункту 7 статьи 19 комментируемого Федерального закона списки избирательных участков, участков референдума с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, город­ского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, – руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения (города Москвы и города Санкт-Петербурга), а при проведении выборов в органы местного самоуправления поселения – главой местной администрации поселения не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Комментируемый пункт предписывает дублировать информацию о месте нахождения помещения для голосования в более поздний срок, а также сообщить о времени голосования, установленном в соответствии с пунктом 1 комментируемой статьи, ТИК или участковым комиссиям.

3. Исходя из положений пунктов 1 и 3 комментируемой статьи, до начала времени голосования заинтересованным и уполномоченным лицам должны быть предъявлены пустые переносные и стационарные ящики для голосования (отсеки для бюллетеней при использовании технических средств подсчета голосов). Таким образом, наблюдатели и иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 комментируемого Федерального закона, должны получить доступ в помещение для голосования до начала времени голосования. Определяя время начала работы участковой комиссии, следует также учитывать, что на выборах в органы местного самоуправления и местном референдуме может использоваться институт досрочного голосования, который в соответствии с пунктами 6–9 статьи 65 комментируемого Федерального закона требует проведения до начала голосования определенных действий с конвертами, оставленными досрочно проголосовавшими избирателями (участниками референдума).

Согласно пункту 32 статьи 68 комментируемого Федерального закона участковые комиссии при голосовании на выборах, референдуме вместо стационарных ящиков для голосования используют технические средства подсчета голосов по решению ЦИК России или на основании ее поручения по решению соответствующей ИКСРФ. При этом в случае совмещения выборов разных уровней использование этих технических средств подсчета голосов (ТСПГ) избирателей обязательно при подсчете голосов на всех выборах всех уровней. Перечень избирательных участков, участков референдума, на которых используются ТСПГ, определяет ЦИК России или по ее поручению соответствующая ИКСРФ.

4. Положения комментируемого пункта обеспечивают реализацию принципов избирательного права: тайного голосования, свободного волеизъявления граждан. Из положений комментируемого пункта следует, что бюллетень не может быть выдан иному гражданину, кроме избирателя (участника референдума), предъявившего документ, удостоверяющий личность, и расписавшегося в получении бюллетеня в соответствии с пунктом 6 комментируемой статьи. Незаполненный бюллетень ни при каких обстоятельствах не может быть передан одним избирателем (участником референдума) другому избирателю (участнику референдума) или постороннему лицу.

5–6. Избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме выдаются избирателям (участникам референдума), включенным в списки избирателей (участников референдума), по предъявлении паспорта или заменяющего его документа (подпункт 16 статьи 2 комментируемого Федерального закона), а в случае, когда избиратель (участник референдума) голосует по открепительному удостоверению – по предъявлении наряду с паспортом или заменяющим его документом открепительного удостоверения. Бюллетень избирателю (участнику референдума) выдает член комиссии с правом решающего голоса, ответственный за выдачу бюллетеней. Согласно пункту 5 статьи 75 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» члены УИК с правом решающего голоса получают от председателя УИК избирательные бюллетени для выдачи избирателям и расписываются в их получении.

При получении бюллетеня избиратель (участник референдума) проставляет в списке избирателей (участников референдума) серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия избирателя (участника референдума) либо по его просьбе эти данные могут быть внесены в список избирателей (участников референдума) членом комиссии с правом решающего голоса. Избиратель (участник референдума) проверяет правильность произведенной записи и расписывается в получении бюллетеня, а если голосование проводится по нескольким бюллетеням, то избиратель (участник референдума) расписывается за каждый бюллетень. Не исключаются ситуации, когда избиратель (участник референдума) получает не все бюллетени, которые выдаются на соответствующем участке, например, если он голосует по открепительному удостоверению на федеральных выборах, при этом на соответствующей территории одновременно проводятся еще и выборы в органы местного самоуправления, на которых указанный избиратель не обладает активным избирательным правом. В этом случае избиратель (участник референдума) расписывается только за те бюллетени, которые ему выданы.

В комментируемом пункте закреплена норма, в соответствии с которой член участковой комиссии, выдавший избирателю (участнику референдума) бюллетень, ставит в соответствующей графе списка избирателей (участников референдума) свою подпись. Если избирателю (участнику референдума) было выдано несколько бюллетеней, то член комиссии все равно ставит только одну подпись.

7. Несмотря на неоднократно вносившиеся предложения о законодательной конкретизации требований к знаку, вносимому в бюллетень избирателем для фиксации своего волеизъявления, комментируемый Федеральный закон не предписывает избирателю никаких правил (вносится «любой знак»). Целесообразно, чтобы знаки, используемые избирателями, были унифицированными, например, либо +, либо V, поскольку наличие в бюллетенях индивидуально определенных (для каждого избирателя) знаков ставит под сомнение результаты волеизъявления в связи с возможным нарушением тайны голосования и должно влечь соответствующую проверку.

Избиратель может проставить в бюллетене любые знаки в таком количестве квадратов, в каком это предписано соответствующим законом. Самый распространенный случай голосования – по мажоритарной избирательной системе относительного или абсолютного большинства по одномандатным избирательным округам – предполагает нанесение одного знака в одном квадрате. При голосовании по многомандатным избирательным округам закон может предусмотреть нанесение знака как в одном квадрате, так и в нескольких, при этом каждый избиратель имеет право поставить любые знаки в одинаковом количестве квадратов (пункт 2 статьи 5 комментируемого Федерального закона).

При голосовании по открытым спискам кандидатов, при применении иных систем голосования (кумулятивный вотум, система единственного передаваемого голоса) в бюллетене могут проставляться и иные отметки.

8–10. Комментируемые пункты обеспечивают реализацию принципа тайного голосования. Не рассматриваются как нарушение тайны голосования случаи, когда избиратель (участник референдума), не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, сообщит комиссии о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. При этом комментируемый Федеральный закон установил ограничения для круга лиц, которые могут оказать эту помощь избирателю (участнику референдума). Сведения о лицах, оказывающих помощь избирателю (участнику референдума), – их фамилия, имя, отчество, серия паспорта или заменяющего его документа – заносятся членом комиссии в соответствующую графу (графы) списка избирателей (участников референдума). Бюллетень, погашенный в соответствии с пунктом 9 комментируемой статьи 64, включается в число погашенных бюллетеней, указываемое в строке 7 протокола об итогах голосования. По сравнению с предыдущей редакцией комментируемого Федерального закона в пункте 9, в целях сокращения числа актов, составляемых участковой комиссией, изменен порядок действий с испорченным бюллетенем – вместо составления акта на испорченном бюллетене, как правило, на его лицевой стороне, делается соответствующая запись, заверяемая подписями члена и секретаря участковой комиссии. Конкретный текст записи федеральный законодатель не определил, но из текста должно быть однозначно понятно, что данный бюллетень испорчен.

11. Комментируемый Федеральный закон не предусматривает иных вариантов распоряжения бюллетенем, кроме как опускание его в ящик для голосования (ТСПГ).

12. Председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в этом помещении. В случае отсутствия председателя комиссии его заменяет заместитель председателя, а в случае отсутствия заместителя председателя – секретарь или любой другой член участковой комиссии, должным образом уполномоченный ею. Комментируемый пункт четко распределил функции комиссии и правоохранительных органов по поддержанию законного порядка голосования. Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатели и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство о выборах, референдуме. Участковая комиссия может только коллегиально определить, нарушает ли то либо иное лицо, по ее мнению, требования закона, в частности, требования о тайне волеизъявления (статья 7) и свободе голосования (пункт 3 статьи 3), о недопустимости проведения агитации в день голосования (статья 49), о недопустимости вмешательства в деятельность комиссии должностных лиц (пункт 7 статьи 3 комментируемого Федерального закона). Реализация решения, принятого комиссией, возложена на правоохранительные органы, которые также должны принять меры по привлечению нарушителей к уголовной (статьи 141 и 142 УК РФ) или административной (статьи 5.2, 5.3, 5.6, 5.10–5.12, 5.14, 5.16, 5.22 и 5.23 КоАП РФ) ответственности. Комментируемый пункт содержит дополнение, согласно которому мотивированное решение, в случае нарушения закона о выборах в помещении для голосования, вправе принять и вышестоящая комиссия.

13. Запрет, содержащийся в комментируемом пункте, распространяется на лиц, которые заинтересованы или могут быть заинтересованы в результатах голосования.

15. Комментируемая статья содержит новый комментируемый пункт, который введен Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ и допускает вместо голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе (в документальном виде), проведение электронного голосования, при этом ограничивает число избирательных участков, участков референдума, где проводится электронное голосование. С учетом того, что правила, изложенные в комментируемой статье (например, в пунктах 3, 5, 7 и 11), иных статьях комментируемого Федерального закона в связи с отсутствием бюллетеня как материального источника информации имеют специфику реализации, федеральный законодатель предоставил ЦИК России право установления порядка электронного голосования, подсчета голосов избирателей (участников референдума), установления итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, формы протокола участковой комиссии об итогах голосования и особенностей установления вышестоящими комиссиями итогов голосования и определения результатов выборов, референдума с учетом итогов электронного голосования.

_______________
1 См.: постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 7 августа 2003 года № 20/144-4 «О временном порядке голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2003. № 9, постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 21 августа 2006 года № 184/1171-4 «О внесении изменений во Временный порядок голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления» в части приведения положений пунктов 1.2 и 4.1 указанного Временного порядка в соответствие с новой редакцией постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 160 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2006. № 8 (199), а также постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 сентября 2006 года № 187/1182-4 «О внесении изменений во Временный порядок голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2006. № 9 (200).
2 По состоянию на 1 января 2007 года какой-либо нормативный правовой акт по данному вопросу отсутствует. Венецианской комиссией на 51-й сессии (5–6 июля 2002 года) утверждены «Руководящие принципы относительно выборов», где в пункте 3.2 записано, что голосование по почте должно допускаться лишь в том случае, если почта работает надежно и безопасно. Международные избирательные стандарты. Сборник документов. М.: Изд-во «ВЕСЬ МИР», 2004. С. 624–628.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *