днестр река где находится в какой стране

Днестр судоходный. От транспортной артерии России до угрозы исчезновения полноводной реки

днестр река где находится в какой стране. Смотреть фото днестр река где находится в какой стране. Смотреть картинку днестр река где находится в какой стране. Картинка про днестр река где находится в какой стране. Фото днестр река где находится в какой стране

Как известно, события повести «Белеет парус одинокий» разворачиваются в революционном 1905 году. Это была эпоха расцвета перевозок на Днестре, когда благодаря маленьким речным пароходам множество «хуторков в степи» были соединены с Одессой. Однако первые паровые машины древний Тирас увидел еще в первой половине XIX столетия, при знаменитом генерал-губернаторе Новороссии Михаиле Воронцове.

В его честь первый днестровский пароход так и назывался — «Граф Воронцов» (титул светлейшего князя Михаил Семенович получит в 1852 году). Корабль был построен в Англии, с которой, как известно, Воронцова связывали крепкие узы.

С 1840 года пароход был занят в организации регулярной переправы через Днестровский лиман, между Аккерманом и Овидиополем. Его приобретение аргументировалось необходимостью увеличения сбыта соли из бессарабских озёр, облегчения поставок в Одессу бессарабского зерна, «а равно оживлением вообще промышленности того края».

Спрос на перевозки между Бессарабией и Одессой был так велик, что в будние дни «Граф Воронцов» почти не стоял на якоре. Он применялся для перевозки пассажиров, буксировки барж, нагруженных повозками и скотом.

Тем не менее тарифная политика была выстроена таким образом, что поступления от перевозок не покрывали издержек. Министерство финансов особо отмечало в докладе императору в 1842 году, что дефицит не может идти не в какое сравнение «с пользой, которое доставило пароходство краю».

В августе 1845 года в Одессе на воду был спущен буксирно-пассажирский пароход «Днестр».

«Днестр» был изготовлен по заказу российского правительства также в Англии и в разобранном состоянии доставлен в столицу Новороссийского края. После сборки на стапеле возле Одесской таможни новый пароход был направлен на Днестр, где он присоединился к «Графу Воронцову».

«Днестр» имел гораздо более протяжённый маршрут, поскольку он был занят буксировкой барж между Днестровским лиманом и бессарабским городком Бендеры.

После государственного пароходства в освоение днестровской акватории стали включаться частные инвесторы.

В 1847 году на Днестре появился первый частный пароход, опять же английского производства, но собранный в России — «Луба». Благодаря своей высокой осадке (всего 0,61 м) он смог ходить из Одессы по Днестру до Ямполя в Подольской губернии.

Развитие пароходного дела на Днестре тормозилось сложностью этой реки для судоходства. Река была порожиста в среднем течении, у подольского Ямполя, из-за чего пароходное сообщение между российскими и австрийскими владениями в этом регионе было невозможно. Низовья Днестра отличались извитостью, обилием мелей и корчей (скоплений полузатонувших коряг).

Поэтому транспортное освоение Днестра шло рука об руку с решением вопроса об улучшении условий судоходства. Ещё в 1817 году съезд дворян Подольской губернии одобрил проект устройства канала для соединения Днестра с Одессой.

Спустя несколько лет было создано акционерное общество для улучшения судоходства на Днестре и прокладки от него канала в крупнейший город — порт Северного Причерноморья. Согласно проекту, длина канала должна была составить в 246 верст (около 262 км).

В конце 50-х годов XIX века родился не менее амбициозный проект соединения каналом Одессы и Тирасполя. Планировалось, что эта водная артерия станет не только транспортным коридором, но и будет способствовать орошению близлежащих местностей.

Благодаря подвижничеству одесского купца Суровцова в 1839-1840 годах был реализован проект расчистки старинного канала между двумя руслами Днестра в нижнем его течении. На это ушло всё состояние мецената, но кардинально на условия судоходства данный благородный поступок не повлиял.

Проблема расчистки и углубления русла реки была решена лишь после того, как к этому процессу подключилось государство, о чём речь пойдёт далее.

Появление на Днестре пароходов существенно нарастило здесь перемещение людей и грузовых потоков.

Перед Крымской войной Днестровская линия Новороссийской пароходной экспедиции обеспечивала самые крупные в Причерноморье пассажирские перевозки: в 1850 году — почти 30 тыс. человек, в 1852-м — 34,6 тыс. Стоимость фрахта также быстро росла: за тот же период она увеличилась на треть и составила около 17 тыс. рублей серебром.

Послевоенный период стал новой эрой в развитии днестровского судоходства.

Согласно условиям Парижского мирного договора, Россия утратила выход на Дунай, а вместе с ним и «первенствующий в Бессарабии» речной порт в Измаиле. Соответственно, значение Днестра для взаимосвязи Бессарабии с Одессой и всем Причерноморьем усилилось.

В южных регионах Российской империи наращивалось товарное производство зерна, которое активно транспортировалось по рекам. На смену Новороссийской экспедиции пришло более капиталоёмкое государственно-частное Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ).

Пароходное общество провело в начале 80-х годов исследование судоходных возможностей Днестра. По его итогам была установлена оптимальная осадка пароходов на этой реке в 83 сантиметра. Обновился парк днестровских пароходов, на смену «англичанам» пришли «австрийцы».

Для своих нужд РОПиТ заказало на австрийской верфи «Майер» в Линце серию колёсных проходов под шутливым названием «родственники». На Днестре из этой серии на постоянной основе работали «Сынок», «Дочка», «Брат» и «Сестра». Все они отличались небольшой осадкой. По этой причине, собственно, выбор и был сделан в пользу «Майера», т.к. волжские и камские заводы России специализировались на производстве более крупных судов.

РОПиТ вошло в историю Бессарабии не только благодаря развитию пароходного дела.

В 1870 году компания получила в концессию Одесскую железную дорогу на условиях продления железнодорожной ветки от Тирасполя до Кишинёва и далее до реки Прут. Этот проект был реализован в течении трёх лет, железнодорожное сообщение впервые пришло в Бессарабию.

Господство Российского пароходного общества на Днестре завершилось в 1898 году, когда четверо «родственников» вместе с баржами были проданы судовладельцу и почётному гражданину Херсона Николаю Спозито. На него легла и ответственность за обеспечение пароходной переправы через Днестровский лиман.

Для облегчения подвоза грузов к Аккерманской пристани в 1904 году началось возведение первой на юге Бессарабии конно-железной дороги.

Конец XIX — начало ХХ века стал периодом расцвета частной конкуренции в пароходном хозяйстве Днестра.

Индивидуальные перевозчики и компании судовладельцев наращивали объёмы перевозок, снижая цены. В 1883 г. по Днестру было перевезено 4,4 млн. пудов грузов, в 1886 году — уже 8,5 млн, а в 1889-м — 16,8 млн пудов. В 1913 году по Днестру перевозилось около 10% всех речных грузов Российской империи, почти 190 тыс. пассажиров. К тому времени здесь постоянно работали 12 товарно-пассажирских и 2 пассажирских парохода.

К развитию речных перевозок по Днестру приложили силы и будущий родоначальник российского авиастроения Артур Анатра, и Фёдор Достоевский (единственный сын великого писателя).

Однако, если пассажирские перевозки происходили более — менее упорядоченно (к примеру, по линии Бендеры — Тирасполь — Аккерман), то товаро-пассажирские были очень хаотичны. Газета «Тираспольский листок» по этому поводу писала:

«Эксплуатация днестровских товаро-пассажирских пароходов их владельцами с каждым днем осложняется неудобствами для пассажиров днестровских пароходов. Пароходовладельцы начали игнорировать интересы пассажиров, набирая на пароход грузов в 3-4 раза больше нормы, и пассажирам всех классов приходится преодолевать на палубах баррикады из мешков и ящиков. Жалобы пассажиров на усиленную перегрузку и на большие опаздывания пароходов из-за перегрузки ни к чему не привели».

Относительный порядок в ведении транспортного бизнеса был наведён в феврале 1914 года, когда в Одессе состоялся съезд днестровских пароходчиков. Они учредили Днестровское пароходное общество, создали страховое общество служащих днестровских пароходов. Была создана система распределения издержек и прибылей от совместной экономической деятельности: расходы и доходы по всем судам распределялись между пароходовладельцами.

Бум речных перевозок на Днестре был прямым следствием правительственной политики по улучшению днестровского судоходства.

В декабре 1883 года имперский Государственный совет принял решение о выделении ассигнований на эти нужды, а также ввёл особый дополнительный сбор со стоимости провозимых по реке грузов. Сбор составил 1% от стоимости днестровских грузов сверх ¼-процентного судоходного сбора, существующего по всем рекам Российской империи.

В период 1884 по 1893 год на Днестре были проведены крупномасштабные работы: выемка больших камней из русла реки, расчистка порогов динамитом, углубление наиболее мелководных перекатов и т.п. В общей сложности в расчистку реки было вложено около 1 млн рублей. Однако инвестиции окупились благодаря быстрому росту объёма перевозок, повышения их рентабельности.

Навигация на Днестре была прервана в 1918 году, когда после крушения Российской империи Бессарабия была захвачена Румынией. Тогда Днестр стал ареной боевых действий, а затем и границей между враждебными государствами.

Ненадолго транспортное сообщение по реке восстановилось в 1940 году, затем в 1944-м.

В 1954 году, после возведения Дубоссарской ГЭС, не имеющей шлюзов, судоходство на Днестре оказалось разорванным между двумя изолированными участками. Возведение Днестровского гидроэнергетического комплекса в Черновицкой области Украины привело к снижению уровня воды в реке.

Экологи утверждают, что сегодня Днестр и вовсе находится на грани исчезновения как полноводная река. Это произойдёт, если реализуется проект «Укргидроэнерго» по строительству каскада из шести малых ГЭС в верховье реки.

Некогда важная транспортная артерия, значимый водный ресурс для Причерноморья и всей Восточной Европы рискует превратиться в цепь озёр и болот.

Источник

Река Днестр: карта, фото, описание

все Фото (67)

днестр река где находится в какой стране. Смотреть фото днестр река где находится в какой стране. Смотреть картинку днестр река где находится в какой стране. Картинка про днестр река где находится в какой стране. Фото днестр река где находится в какой стране

. Карта

Частично, невдалекеЛьвовская область, Ивано-Франковская область, Тернопольская область, Черновицкая область, Хмельницкая область, Винницкая область, Одесская область
Впадает вДнестровский лиман, Черное Море
Длина1 362.0 км
Площадь бассейна72 100 кв.км
Доступ туристовсвободный
ИстокСело Волчее, Турковский район, Львовская область, Украинские Карпаты
Средний дебит300.0 м.куб./с
Средний наклон0.6 м/км

Река Днестр является второй по протяженности в пределах Украины (в рейтинге разместилась между Днепром и Южным Бугом) и девятой – в Европе. На отрезке от Галича до Хотина эта река образует Днестровский каньон, являющийся одним из красивейших природных чудес Украины. В своем среднем течении Днестр служит историческим рубежом между культурно-этнографическими регионами Буковиной и Галицией, а в среднем и нижнем – между Подольем и Бессарабией. Бассейн Днестра находится в пределах трех стран: Польши, Украины и Молдовы, однако большая его часть расположена на территории Украины. Здесь он частично охватывает территории семи областей юго-западной Украины (Львовскую, Ивано-Франковскую, Тернопольскую, Черновицкую, Хмельницкую, Винницкую и Одесскую области). Если в Польше находится совсем небольшая часть бассейна – только северо-западные окраины, то в Молдове бассейн Днестра занимает более половины территории этого государства, охватывая ее восточные и северо-восточные районы.

Географическая характеристика

Длина реки Днестр составляет 1362км, а происхождение ее названия до сегодняшнего дня окончательно не установлено. Исследователи предполагают, что его первая часть происходит от слов «Дана», «Дна», «Дон», что означает в переводе «южный». То есть, Днестр – это «Южная река». Существует также много других предположений относительно происхождения названия реки. Согласно историческим данным, Днестр впервые упоминается Геродотом в V веке до н.э. как пограничная с тогдашней Скифией река под названием «Тирас». В те времена так же назывался древнегреческий город – Тирас, находившийся в устье Днестра на западном берегу его лимана. Впоследствии древние ученые Страбон и Птолемей называли реку скифским названием – Тирас, которое происходит от иранского прилагательного «скорый». Нынешнее название реки впервые упоминается в письменных источниках IV века н.э. римским историком Аммианом Марцеллином.

Бассейн реки Днестр на юге и юго-западе граничит с реками, несущими свои воды в Дунай (Прутом и Тиссой), на северо-западе и на западе – с притоками Вислы (Саном и Западным Бугом), на востоке – с Южным Бугом и его притоками, а на севере – с правыми притоками Припяти (Стыром и Горынью). Гидрографическая сетка бассейна является неоднородной, горная и предгорная его части занимают 9% общей площади. На этом участке речная сеть является густой, где преобладают правые притоки, хотя также встречаются и левые. Левые притоки преобладают в среднем течении Днестра, а в нижнем – Днестр принимает большой правый приток Реут, левые притоки здесь являются мелкими и часто пересыхают. Согласно подсчетам ученых, к Днестру стекаются аж 386 притоков. Основные правые притоки Днестра: Стрый, Свеча, Быстрица, Бык, Лимница, Луква, Тлумач, Реут. Левые притоки: Стрывигор, Стрипа, Серет, Смотрич, Студеница, Верещица, Жван, Жванчик, Гнилая Липа, Золотая Липа, Джурин, Збруч, Ничлава, Кучурган, Лядова, Мурафа, Русава, Ушица и Щирка.

Днестр – это самая крупная река западно-украинских областей, начинающаяся и заканчивающаяся на украинской территории. Источники Днестра лежат на северных склонах Карпат, на горе Розлуч, у села Волчье Львовской области, на высоте 700м. На этом участке в бассейне реки леса покрывают склоны Карпат, вершины которых заняты лугами-полонинами. Впоследствии река выходит на Предкарпатье, пересекает юго-западный край Подольской возвышенности. В равнинной части бассейна немного лесов, здесь преобладают лиственные породы: дуб, клен, липа, граб, ясень, а на Подолье в западной части преобладает бук. Эти небольшие участки лесов сосредоточены, как правило, непосредственно на берегах реки, или же на крутых склонах каньона. Позже Днестр протекает по границе Украины с Молдовой, затем проходит по ее территории значительной судоходной рекой, а потом уже снова на территории Украины и впадает в Днестровский лиман.

Русло Днестра является очень извилистым, здесь неравномерно развита речная сеть, которая является густой в верхней части бассейна, особенно правобережной, где в Днестр стекается большое количество притоков, берущих начало в Карпатах. Притоки же, начинающиеся на Подольской возвышенности или на Расточье – маловодные. Днестр в среднем течении принимает левые притоки, а в нижней – их чрезвычайно мало. В своей верхней части до города Самбора Днестр является типичной горной рекой, протекающей в узкой долине между крутыми берегами. На Днестре, возле Самбора почти на 3км протянулся остров, широкой полосой по берегу реки пролегают плавни, где охотятся, пасут скот и заготавливают сено. Позже, на равнине, Днестр протекает по широкой заболоченной долине, а его течение становится гораздо спокойнее. Еще дальше, в глубокой узкой долине в его русле на поверхность выходят плотные известняки и песчаники, а от Каменеца-Подольского – кристаллические породы, среди них – граниты, которые возле поселка Ямполя образуют пороги.

По Днестру протекает много воды, хотя и он, как почти все наши реки, мелеет и заиливается. Его повышенная водоносность объясняется тем, что верхняя часть бассейна реки расположена в Карпатах, где начинаются многоводные правые притоки Днестра, берущие начало на высоте от 800 до 1400м. Сток реки характеризуется постоянным чередованием паводков, которые здесь случаются весной, летом и осенью. Среди правых притоков отмечается Быстрица длиной в 72км, само название которой свидетельствует о стремительном течении. Недалеко от впадения в Днестр, Быстрица принимает правый приток Тисменицу. К высоким паводкам весной приводят дожди и внезапное таяние снега, а летом – сильные ливни, причем летние паводки часто превышают весеннее половодье. Ниже от Самбора, в заболоченных низменностях, во время высоких уровней часть своей воды Днестр отдает в Вишню (приток Сана). Далее Днестр глубоко врезался в гранитную основу Подольской возвышенности и протекает словно в глубоком каньоне. Скалистые высокие берега время от времени напоминают горные хребты. На этих берегах на поверхность выходят слои известняка, сланцев и песчаников, иногда русло даже завалено камнями. Многочисленные скальные обрывы и обнажения имеют статус памятников природы, как например например вблизи сел Трубчин или Вистря.

Река в экономике Украины. Гидроэнергетика и ГЭС

В украинской экономике река Днестр не играет такую большую роль, как Днепр, что обусловлено ее характером и расположением, поскольку Днестр – пограничная река, для которой характерно быстрое течение, удаленность от промышленных центров, многочисленные меандры и мелководье. В прошлом Днестр использовался преимущественно в трех отраслях хозяйства: лесосплав, мельничное и рыбоводство. Так, в 60-тых и 70-тых годах XX века в селе Окопы тогдашнего Борщевского р-на Тернопольской области существовала артель, занимающаяся промышленным выловом рыбы: усач, сом и подуст. Во второй половине XX века реку начали использовать в гидроэнергетике, здесь было построено три значительные по мощности гидроэлектростанции: Дубоссарская ГЭС (1950-1954 гг), Днестровская ГЭС (1973-1983 гг) и Днестровская ГЭС-2 (2000-2009 гг.). В 2015 г. возник проект строительства на Днестре каскада из шести ГЭС, охватывающий три области: Ивано-Франковскую, Тернопольскую и Черновицкую. Однако, экологи и эксперты высказывали категорическое возражение против строительства каскада ГЭС. В связи с этим Ивано-Франковская областная рада в конце декабря 2015 г. проголосовала за мораторий на строительство ГЭС в русле Днестра.

На Днестре существует два крупных водохранилища, созданные с целью обеспечения функционирования соответствующих ГЭС: Днестровское водохранилище (Украина) и Дубоссарское водохранилище (Молдова). В бассейне Днестра на территории Украины построено 62 водохранилища и находятся 5500 прудов. Эти образованные водохранилища и пруды используются для орошения полей, регулирования стока рек, разведения рыбы и осуществление оздоровительных средств. Днестр также используют для водоснабжения населенных пунктов, в частности, Одессы, Белгород-Днестровского, Теплодара, Южного и близлежащих районов.

Туризм, отдых, сплавы по Днестру

Основной плавсредство по Днестру – катамаран, несколько реже используются байдарки и рафты. Кроме того, местные умельцы изготавливают просто невероятные плавучие конструкции из дерева, бочек, понтонов, автомобильных камер и других подручных средств. Для удобства большие катамараны оборудованы сиденьями и палубой для перевозки личных вещей, одно место отводится инструктору. Туры по Днестру имеют форму линейного похода. За один день существует практика преодоления примерно от 10 до 30км, чтобы пройти это расстояние, необходимо на катамаране или рафте провести до 4 до 9 часов. В обеденное время, во время сильной жары или непогоды, группа причаливает к берегу и отдыхает. Сплав по Днестру лучше всего подойдет всем желающим, кто хочет провести время активно, однако (в отличие от, скажем, Черемоша или Прута) не слишком экстремально. Эти туры рассчитаны не только на молодежь, сплав подойдет и активным людям старшего возраста и семьям, на семейный сплав можно брать детей в возрасте от 5-6 лет. Кроме того, сплав на рафтах, катамаранах или байдарках не требует особой физической подготовки. Однако, участники сплавов должны помнить, что кроме купания и созерцания окружающих видов, существует также возможность подкачать мышцы рук, поскольку здесь можно и нужно грести, хотя можно и вовсе этого не делать. На протяжении сплава катамараны причаливают на экскурсии, для пополнения запасов воды или просто ради разминки и отдыха.

Сплавы по Днестру продолжаются преимущественно с мая по сентябрь, в это время может быть очень переменчивой погода: жара сменяется холодными вечерами, а солнечный день может закончиться дождем. В связи с этим в мае и июне нужно, кроме шорт и футболки взять с собой и теплые вещи и не забыть о дождевике. Территория, по которой проходят сплавы на катамаранах и рафтах, более-менее охвачена сетью мобильных операторов Киевстар и Vodafon, однако не на всех участках наблюдается отличное качество связи, кроме того, возможностей подзарядить гаджеты не будет, поэтому использовать технические устройства лучше только в случае необходимости. Вещи участников сплава и общее лагерное снаряжение на катамаранах сплавляется вместе с группой, с целью перевозки вещей катамараны оборудуются палубой. Для того, чтобы во время транспортировки личные вещи не намокли, их необходимо предварительно герметизировать, то есть поместить в полиэтиленовые мешки, в которые необходимо разложить вещи перед тем, как их сложить в рюкзак или сумку. Вместе с другими вещами на судах транспортируется провиант, который необходим для приготовления пищи, что готовится непосредственно на местах стоянок, на каждый прием должны быть свежие и теплые блюда. Во время таких туров предполагается ночевка в палатках, которые проверены в экстремальных условиях и рассчитаны на проживание 2-4 человек. Воду для умывания можно набрать в источнике и при необходимости подогреть на костре, а также существует возможность заказать походную баню.

Экспедиция «Днестр» Общества Льва

Уже несколько десятков лет, начиная с далекого 1988, каждое лето по Днестру путешествует на катамаранах и байдарках любительская экспедиция «Днестр», возникшая под эгидой знаменитого в конце 80х и на протяжении 1990-х годов Общества Льва. Инициатором, основателем и бессменным капитаном этого «мегасплава» является Валентин Стецюк, в прошлом – военный, а по увольнении в запас – независимый ученый-языковед, культуролог и диссидент. Первая экспедиция прошла почти все течение Днестра (от Самбора до Днестровского лимана), но впоследствии из чисто практических соображений несколько сократилась, и теперь, как правило, начинается возле города Галич и завершается вблизи одного из сел над Днестровским водохранилищем. Временные рамки охватывают период наиболее теплой и устойчивой погоды летом – от середины июля до конца августа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *