до какого числа начальник важнейшей железнодорожной станции формирует рабочую группу по подготовке
Распоряжение ОАО «РЖД» от 2 апреля 2013 г. N ЦТ-56/р «Об утверждении «Указания о порядке подготовки и назначения машинистом и помощником машиниста локомотива»
2. Заместителю начальника Дирекции тяги Жукову Ю.И. организовать изучение прилагаемого Указания причастными подразделениями.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя начальника Дирекции тяги Путинцева С.В.
Вице-президент ОАО «РЖД»,
начальник Дирекции тяги
Указание
о порядке подготовки и назначения машинистом и помощником машиниста локомотива
(утв. ОАО «РЖД» 2 апреля 2013 г.)
1.1 К локомотивной бригаде относятся работники, осуществляющие управление и обслуживание локомотивов: машинист, помощник машиниста.
1.2 Машинистом локомотива может быть назначен кандидат в машинисты, имеющий свидетельство на право управления локомотивом формы ТУ-123, выданное согласно приказу от 11.11.1997 г. N 23/Ц соответствующего вида тяги, а также заключение машиниста-инструктора о допуске к самостоятельному управлению локомотивом на конкретных участках и железнодорожных станциях.
1.3 Помощником машиниста локомотива может быть назначен кандидат в помощники машиниста, имеющий свидетельство формы ТУ-153 соответствующего вида тяги, выданное согласно приказу от 28.10.1999 г. N 39/Ц.
1.4 Свидетельство машиниста локомотива формы ТУ-123, помощника машиниста формы ТУ-153, выданное организациями, не входящими в систему ОАО «РЖД» независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, не дает право выезда на железнодорожные пути общего пользования.
1.5 Локомотивная бригада формируется из машиниста локомотива, помощника машиниста локомотива.
1.6 При приеме на работу вновь, для выполнения этапов непосредственно связанных со стажировкой и практической подготовкой профессиональным навыкам на рабочем месте, руководителем эксплуатационного локомотивного депо с кандидатом на помощника машиниста локомотива должен быть заключен срочный трудовой договор, на срок не более одного месяца (ст. 59 ТК РФ).
2 Назначение помощником машиниста локомотива
2.1 Для назначения помощником машиниста локомотива кандидат на помощника машиниста локомотива должен:
— иметь свидетельство помощника машиниста локомотива формы ТУ-153 (порядок выдачи свидетельства формы ТУ-153 регламентирован приказом от 28.10.1999 г. N 39/Ц) и квалификацию слесаря по ремонту локомотивов не ниже 3-его разряда;
— иметь заключение врачебно-экспертной комиссии о годности к работе помощником машиниста локомотива;
— иметь заключение о психологической профессиональной пригодности по результатам профотбора;
— иметь заключение от машиниста локомотива, проводившего его стажировку на помощника машиниста локомотива о допуске к самостоятельной работе в данном виде тяги;
— иметь акт о проведении испытаний в комиссии эксплуатационного локомотивного депо при назначении на помощника машиниста.
2.2 Кандидат на помощника машиниста локомотива, проходит практическую и теоретическую подготовку дублером помощника машиниста. За время прохождения стажировки кандидат на помощника машиниста должен выполнить не менее шести поездок (смен) на обслуживаемых участках (станциях).
Инженером по охране труда эксплуатационного локомотивного депо разрабатывается программа стажировки, которая выдается руководителю стажировки (машинисту, выполняющему подготовку кандидата).
Во время проведения практической подготовки кандидата в помощники машиниста, машинист осуществляющий подготовку, проводит ознакомление кандидата в помощники машиниста с нормативной документацией (в том числе по охране труда), технико-распорядительными актами станций обслуживаемых участков, порядка действий в нестандартных ситуациях, особенностей конструкции и эксплуатации локомотива в необходимом объеме по кругу выполнения должностных обязанностей.
2.3 После завершения стажировки с кандидатом в помощники машиниста машинист-инструктор проводит с ним собеседование в присутствии машиниста, проводившего его практическую подготовку. По результатам собеседования машинист локомотива, проводивший практическую подготовку кандидата в помощники машиниста локомотива, выдает ему заключение (приложение А) о допуске к самостоятельной работе на конкретных участках и станциях.
2.4 При наличии у кандидата в помощники машиниста локомотива, заключения психолога, заключения машиниста локомотива, проводившего практическую подготовку кандидата в помощники машиниста, о допуске к самостоятельной работе на конкретных участках и станциях, кандидат в помощники машиниста допускается к испытаниям в комиссии эксплуатационного локомотивного депо знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, нормативных документов ОАО «РЖД» по обеспечению безопасности движения работниками, принимаемыми в ОАО «РЖД» на работу, связанную с движением поездов и маневровой работой.
Результаты испытаний оформляются актом (приложение Б) при назначении помощником машиниста локомотива эксплуатационного локомотивного депо.
В том случае, если работник при проведении испытаний дважды показал неудовлетворительные знания, действие срочного трудового договора прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник (кандидат на помощника машиниста) должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения.
2.5 Машинист-инструктор, представляет прошедшего практическую подготовку и испытания в комиссии локомотивного депо кандидата в помощники машиниста заместителю начальника эксплуатационного локомотивного депо для проведения с ним собеседования (приложение В).
По результатам собеседования начальник эксплуатационного локомотивного депо по согласованию с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации издает приказ о назначении помощником машиниста локомотива и заключает трудовой договор.
2.6 При назначении на самостоятельную работу помощником машиниста локомотива машинист-инструктор контролирует выдачу следующей документации:
— служебного формуляра помощника машиниста;
— предупредительного талона по безопасности движения;
— предупредительного талона по охране труда;
— удостоверения о допуске к работе на электроустановках с присвоением соответствующей группы электробезопасности;
— выписок из приказа начальника железной дороги об установленных скоростях движения на участке обслуживания.
3 Назначение машинистом локомотива
3.1 При назначении машинистом локомотива кандидат должен иметь следующий перечень документов:
— свидетельство формы ТУ-123 на право управления локомотивом соответствующего вида тяги;
— заключение врачебно-экспертной комиссии о годности к работе машинистом локомотива, заключение о психологической профессиональной пригодности по результатам профотбора;
— рекомендацию машиниста локомотива, проводившего его практическую подготовку к работе машинистом локомотива;
— акт о проведении испытаний в комиссии эксплуатационного локомотивного депо кандидата в машинисты, при назначении на должность машинистом локомотива;
— заключение машиниста-инструктора данной колонны локомотивных бригад, о допуске к самостоятельному управлению локомотивом на конкретных участках и станциях.
Машинист-инструктор производит подбор кандидатов для подготовки и последующего назначения на самостоятельную работу машинистами локомотивов из числа помощников машинистов, имеющих свидетельство на право управления локомотивом соответствующего вида тяги.
По рекомендации машиниста-инструктора (приложение Г) кандидат в машинисты на период подготовки для обучения режиму вождения поездов, управлению автотормозами, изучению профиля железнодорожного пути и расположения сигналов, утвержденным приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо закрепляется за опытным машинистом, имеющим класс квалификации не ниже третьего и стаж работы машинистом не менее трех лет с отдельным указанием порядка проведения данному работнику первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте, а также сообщается руководитель и количество смен стажировки. Инженером по охране труда эксплуатационного локомотивного депо разрабатывается программа стажировки, которая выдается кандидату, руководителю стажировки (машинисту, выполняющему подготовку кандидата). В указанный период кандидат в машинисты допускается к управлению локомотивом под непосредственным контролем машиниста, о чем производится соответствующая запись в служебных формулярах кандидата и машиниста (приложение Д).
Практическая подготовка кандидатов для работы машинистами осуществляется круглогодично и при этом должна быть по продолжительности не менее трех месяцев. При подготовке кандидата первозимника, во время подготовки, особое внимание уделяется вопросам, связанным с работой в зимних условиях.
Машинист локомотива по результатам подготовки выдает кандидату в машинисты письменную рекомендацию (приложение Е).
Если кандидат в машинисты имел ранее опыт работы машинистом локомотива в структуре ОАО «РЖД» и перерыв в работе машинистом локомотива составляет менее пяти лет, то по ходатайству прикрепленного машиниста-инструктора разрешается сократить срок практической подготовки до двух месяцев.
Обучение проводится по утвержденной программе и согласно графику, которые разрабатываются в каждом локомотивном депо в отдельности с учетом местных условий.
Курс программы составляет 40 часов обучения.
Отработка практических навыков и проверка знаний кандидата в машинисты проводятся машинистом-инструктором на тренажерах и действующих локомотивах.
3.3 После завершения подготовки и обучения кандидата в машинисты машинист-инструктор проводит с ним собеседование с участием машиниста, который производил его подготовку.
3.4 При наличии письменного заявления от кандидата (приложение З) в машинисты, заключения психолога, положительной рекомендации машиниста, проводившего практическую подготовку кандидата в машинисты, и положительной рекомендации машиниста-инструктора по подготовке и обучению работников локомотивных бригад, а при его отсутствии машиниста-инструктора данной колонны локомотивных бригад, кандидат в машинисты допускается к прохождению испытаний в комиссии эксплуатационного локомотивного депо.
Результаты испытаний заносятся в акт о проведении испытаний помощника машиниста локомотива при назначении на должность машинистом (приложение И), с записью в журнал формы РБУ-10.
3.6 По результатам КЗП машинист-инструктор представляет начальнику локомотивного депо заключение о возможности допуска кандидата к самостоятельной работе машинистом, которое затем передается в отдел кадров эксплуатационного локомотивного депо (специалисту по управлению персоналом) и вкладывается в личное дело данного работника (приложение Л). Заключение также записывается в служебный формуляр машиниста формы ТУ-57 (приложение М).
3.7 Машинист-инструктор данной колонны локомотивных бригад, представляет прошедшего практическую подготовку и со сдачей зачетов в комиссии локомотивного депо кандидата в машинисты начальнику эксплуатационного локомотивного депо для проведения с ним собеседования. Итоги собеседования записываются в служебный формуляр машиниста (Приложение Н). По результатам собеседования начальник эксплуатационного локомотивного депо по согласованию с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации издает приказ о назначении кандидата машинистом локомотива (Приложение О).
3.8 Для самостоятельной работы машинистом, машинистом-инструктором с учетом рекомендаций психолога в первую совместную поездку формируется новая локомотивная бригада, в соответствии с требованиями «Положения о локомотивной бригаде ОАО «РЖД» от 29.12.05 г. N ЦТ-40″. Перед первой совместной поездкой вновь сформированная локомотивная бригада проходит в установленном порядке инструктаж у начальника эксплуатационного локомотивного депо или лица его замещающего с записью в служебный формуляр (Приложение П).
3.9 При назначении машиниста локомотива на самостоятельную работу машинист-инструктор контролирует выдачу машинисту следующей документации:
— служебного формуляра машиниста;
— предупредительного талона по безопасности движения;
— предупредительного талона по охране труда;
— служебного удостоверения с отметкой о сдаче в отдел кадров прав управления;
— удостоверения о допуске к работе на электроустановках с присвоением соответствующей группы электробезопасности;
— выписку из приказа начальника железной дороги об установленных скоростях движения на участке обслуживания, расположения и ТРА станций на данных участках, режимных карт и служебного расписания движения поездов.
3.10 К работе без помощника машиниста локомотива допускаются машинисты:
— на основании личного заявления (приложение Р) о согласии на работу без помощника машиниста;
— имеющие заключение врачебно-экспертной комиссии о годности к работе без помощника машиниста;
— имеющие заключение о психологической профессиональной пригодности по результатам профотбора;
— дополнительно прошедшие повышение квалификации на курсах целевого назначения для работы без помощника машиниста в технической школе (учебном центре);
— не имеющие за последние шесть месяцев взысканий за нарушения действующих инструкций по выполняемой работе и трудовой дисциплины.
На основании представленных документов, приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо утверждается список кандидатов на машинистов локомотива, работающих в «одно лицо».
Машинистом-инструктором проводится КЗП в установленные сроки и по плечам обслуживаемых участков в четном и нечетном направлениях.
После проведения контрольно-заключительных поездок машинистом-инструктором производится соответствующая запись в служебном формуляре (приложение С) машиниста и дается письменное заключение (Приложение Т) о возможности самостоятельной работы в «одно лицо».
Прошедшим теоретическое и практическое обучения, проводится собеседование с комиссией под председательством начальника эксплуатационного локомотивного депо. Комиссии должны быть представлены следующие документы:
— личное заявление машиниста локомотива;
— заключение врачебно-экспертной комиссии о годности к работе машинистом;
— заключение психолога о профессиональной пригодности;
— отчет по выполнению КЗП с машинистом-инструктором на участках обслуживания (Приложение К);
— свидетельство о прохождении повышения квалификации на курсах целевого назначения для работы машинистом в «одно лицо».
— заключение машиниста-инструктора о возможности работы машинистом локомотива в «одно лицо».
После прохождения собеседования издается приказ начальника эксплуатационного локомотивного депо о допуске к работе данного машиниста в «одно лицо».
3.11 При перемещении на новый участок обслуживания и изменении вида движения машинист локомотива допускается к самостоятельному вождению поездов (производству маневровой работы) после выполнения с ним КЗП, получения им заключения машиниста-инструктора и сдачи зачетов в комиссии эксплуатационного локомотивного депо по знаниям ТРА и расположения станций, профиля пути обслуживаемого участка.
В случае перехода машиниста на работу на локомотивы того же вида тяги, но другой серии, рода тока или системы передачи, он должен пройти повышение квалификации на курсах целевого назначения. По итогам обучения сдать проверочные испытания в комиссии эксплуатационного локомотивного депо в знании особенностей конструкции этого локомотива.
Машинист-инструктор оформляет повторное заключение машинисту при перерыве его работы более шести месяцев на обслуживаемом участке, станции в маневровой работе.
3.12 При перерыве в работе машиниста локомотива более одного года допуск к самостоятельной работе выполняется в соответствии с порядком, определенном п. 3.1 настоящей инструкции.
3.13 При изменении вида тяги или движения вновь (из грузового в пассажирское или маневровое, из пассажирского в грузовое или маневровое, из маневрового в грузовое) назначаются не менее шести ознакомительных поездок. После выполнения дублерских поездок машинистом-инструктором проводится КЗП на одном из обслуживаемых участков четного и нечетного направлениях с последующей выдачей заключения.
3.14 В случае перевода машинистов на обслуживание незакрепленных участков и с целью подготовки прикомандированных работников локомотивных бригад для самостоятельной работы на обслуживаемых участках в локомотивном депо, проводятся теоретические занятия по изучению плана и профиля обслуживаемых участков, расположения на них раздельных пунктов и станций, светофоров, сигнальных указателей и знаков, тоннелей, мостов и других технических обустройств, особенностей вождения поездов на участках и работы на станциях, ТРА станций, установленных скоростей движения и т.д. Для прикомандированных локомотивных бригад курс теоретического обучения должен составлять не менее 6 часов. Локомотивным бригадам выдаются режимные карты, с профилем пути, схемами и выписками из ТРА станций обслуживаемого участка.
После проведения с работниками локомотивных бригад теоретических занятий они направляются на сдачу экзамена и проверку качества теоретических знаний в комиссию под председательством начальника эксплуатационного локомотивного депо. Результаты испытаний оформляются в журнале РБУ-10. По результатам проведенных испытаний издается приказ начальника эксплуатационного локомотивного депо о проведении стажировки. Приказом назначается машинист, имеющий класс квалификации и стаж работы в должности машиниста локомотива на данном участке не менее трех лет, который будет проводить стажировку на новом участке обслуживания.
— 1-ая поездка в качестве дублера машиниста, при этом к машинисту, выполняющему обкатку, временно закрепляется помощник машиниста, который в дальнейшем будет работать с прикомандированным машинистом;
— 2-ая поездка выполняется дублером машиниста самостоятельно под контролем машиниста, при этом отрабатывается взаимодействие с помощником машиниста, с которым он будет работать в дальнейшем.
Стажировка выполняется на полное плечо по каждому участку обслуживания в обоих направлениях.
В маневровом и хозяйственном движении стажировка проводится на каждой станции обслуживания, на которых планируется работа локомотивных бригад продолжительностью не менее 2-х смен.
После стажировки и получения письменного заключения (рекомендации) от машиниста на самостоятельную работу прикрепленный машинист-инструктор проводит с дублером машиниста КЗП на полное плечо по каждому участку обслуживания в четном и нечетном направлениях или на каждой станции в течение полной смены (с охватом всех путей не общего пользования). По результатам КЗП, машинист-инструктор оформляет машинисту заключение о допуске к самостоятельной работе на новом участке обслуживания с обязательной записью в служебный формуляр формы ТУ-57, бланк заключения хранится в личном деле работника в отделе кадров эксплуатационного локомотивного депо.
Распоряжение ОАО «РЖД» от 30 марта 2015 г. N 806р «Об утверждении Положения о технической учебе работников Дирекции железнодорожных вокзалов»
2. Начальнику службы технической политики и инноваций Дирекции железнодорожных вокзалов Мошенко Я.О. ознакомить (под роспись) и организовать до 1 апреля 2015 г. изучение с причастными работниками Положения.
3. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на главного инженера Дирекции железнодорожных вокзалов Белоногова А.В.
Положение
о технической учебе работников дирекции железнодорожных вокзалов
(утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 30 марта 2015 г. N 806р)
1. Термины, определения и сокращения
1.1 техническая учеба: Совокупность мероприятий, направленная на периодическое восстановление и непрерывное повышение уровня профессиональных знаний и навыков работников без отрыва от производства.
1.2 кабинет технической учебы: Помещение, предназначенное для проведения занятий по технической учебе, оснащенное необходимыми техническими средствами обучения (тренажерами, макетами, компьютерами с доступом к системе дистанционного обучения ОАО «РЖД»), наглядными средствами обучения (схемами, плакатами, альбомами и др.), видеоустановками для демонстрации технических фильмов, а также учебной и инструктивной литературой и нормативными документами. Допускается совмещение кабинетов технической учебы с кабинетами по охране труда без снижения требований к уровню технической оснащенности.
1.3 учебный класс: Помещение, предназначенное для проведения в основном теоретических занятий по технической учебе, оснащенное компьютерами с доступом к системе дистанционного обучения ОАО «РЖД», и минимально оснащенное плакатами, схемами, учебной литературой, инструкциями.
1.4 дистанционное обучение: Взаимодействие преподавателя и обучающегося на расстоянии посредством информационных технологий, отражающее все присущие учебному процессу компоненты.
1.5 система дистанционного обучения: Программно-аппаратная среда, обеспечивающая управление электронными дистанционными курсами, их доставку до обучающихся посредством сетевых технологий и сбор различной статистической информации о процессе обучения.
1.6 электронный дистанционный курс: Совокупность учебных материалов в электронном виде, позволяющем взаимодействовать с системой дистанционного обучения и передавать в нее данные о процессе обучения.
1.7 тестовый блок: обязательный элемент электронного дистанционного курса, содержащий проверочные вопросы для проверки усвоения темы занятия обучающимся.
1.8 предсменный инструктаж: элемент процесса технической учёбы в ОАО «РЖД», в основном представляющий собой краткое (не более 15 минут) ознакомление работника с регламентирующими документами и инструкциями по действиям в нестандартных и чрезвычайных ситуациях, а также по охране труда. Также могут содержать иную тематику.
1.9 технические средства обучения: тренажеры; тренажерные комплексы; обучающие и тестирующие программы; модели, макеты узлов, устройств, оборудования и инструмента.
1.10 организационно-технические средства: компьютеры; организационная техника (принтеры, сканеры, МФУ и пр.); мультимедийное оборудование (проекторы, экраны, интерактивные доски и пр.); телевизоры, DVD.
1.11 в настоящем Положении применены следующие сокращения:
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована ссылка на стандарт СТО РЖД 08.020.2014 «Организация технической учебы работников ОАО «РЖД». Общие положения».
3.2 Настоящее Положение устанавливает требования к организации технической учебы руководителей, специалистов, служащих и работников рабочих профессий. Перечни работников, подлежащих технической учебе, приведены в Приложениях 1, 2, 3*.
3.3 Каждый работник, подлежащий технической учёбе, несёт персональную ответственность за соответствие уровня своих профессиональных знаний и навыков требованиям, предъявляемым к занимаемой им должности.
3.4 Требования настоящего Положения обязательны для исполнения всеми работниками структурных подразделений ДЖВ.
3.5 Места проведения технической учёбы и состав преподавателей в региональных дирекциях железнодорожных вокзалов и на железнодорожных вокзалах устанавливаются соответствующим организационно-распорядительным документом начальника РДЖВ и начальника вокзала.
3.6 Занятия по технической учебе могут проводить наиболее опытные руководители и специалисты со стажем работы по профессии не менее 1 года, имеющие профильное образование (высшее или среднее профессиональное). Также к проведению технической учебы могут привлекаться работники рабочих профессий со стажем работы по профессии не менее 1 года. Проводящий техническую учебу должен иметь необходимый уровень знаний по изучаемой теме, уметь ясно изложить материал, продемонстрировать применение соответствующих методов и приемов выполнения работы, ответить на вопросы работников.
3.7 Каждый преподаватель (включая руководителя) должен самостоятельно повышать свой профессиональный уровень и систематически в установленном порядке проходить курсы повышения квалификации в лицензированных учебных центрах. Повышение профессионального уровня инженерно-технических работников, ведающих вопросами технической учёбы, может проводиться на методических семинарах по организации технического обучения, в том числе с использованием дистанционных технологий, обучения по индивидуальному плану в специализированных центрах, также возможно использование Интернет-форумов, чатов, конкурсов лучших разработок занятий и др.
3.8 К проведению занятий по технической учёбе могут привлекаться работники смежных профессий, специалисты по охране труда, охране окружающей среды, санитарные врачи, преподаватели учебных заведений и др.
3.9 Разработка учебно-методических материалов и обеспечение техническими средствами обучения осуществляется силами ДЖВ, РДЖВ и руководства вокзалов. При необходимости для разработки материалов могут привлекаться сторонние специалисты и организации.
3.10 Техническая учёба включает теоретические и практические занятия. На проведение практических занятий отводится не менее 30% от общего времени занятий в год.
3.11 Основными формами занятий по технической учёбе являются: лекции, практические работы, индивидуальные занятия, консультации, тренинги (в том числе, с использованием различных видов тренажеров, включая компьютерные), а также аудио- и видеоконференции, аудио- и видеолекции и др.
3.12 При наличии необходимой материально-технической и методической и учебно-методической базы проведение теоретических занятий по технической учёбе, проверка знаний и самоподготовка может проводиться с использованием сетевого дистанционного обучения в соответствующих системах(-е) дистанционного обучения ОАО «РЖД» в соответствии с учетом раздела 5 настоящего Положения и руководящих документов ОАО «РЖД» в области технической учебы. В остальных случаях техническая учеба может осуществляться с использованием традиционной лекционно-семинарской и/или кейсовой технологии.**
3.13 Проведение практических занятий по технической учёбе допускается только в очной форме с учетом пункта 1.10 настоящего Положения.
3.14 Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение производится при изменении руководящих документов ОАО «РЖД», касающихся организации и проведения технической учебы.
4. Организация технической учебы
4.1 Ответственность за организацию технической учебы работников на всех уровнях управления возлагается на первых руководителей или главных инженеров РДЖВ и вокзалов.
4.2 Ответственные специалисты на местах назначаются организационно-распорядительным документом, изданным начальником РДЖВ и (или) начальником вокзала.
4.3 Руководители ДЖВ:
— осуществляют организационное руководство технической учебой работников РДЖВ и вокзалов;
— контролируют качество ее организации и проведения, внедрение эффективных форм и методов обучения;
— организовывают и обеспечивают создание и развитие учебно-производственной базы и учебно-методических материалов для проведения технической учебы в соответствии с утвержденными планами.
4.4 Руководители РДЖВ и начальники вокзалов:
— организуют разработку годовых планов проведения технической учебы;
— совершенствуют учебно-производственную базу проведения технической учебы, организуют разработку и изготовление (приобретение) учебно-методических материалов, технических средств обучения;
— осуществляют подбор специалистов для проведения технической учебы.
4.5 Специалисты на местах, ответственные за техническую учебу:
— разрабатывают годовые планы технической учёбы с учётом специфики деятельности РДЖВ и вокзалов;
— формируют потребность и график разработки учебно-методических материалов в формате электронных дистанционных курсов (Приложение 4),
— организуют хранение копий конспектов занятий.
4.6 Методическое сопровождение технической учебы работников ДЖВ осуществляет:
5. Планирование технической учебы
5.1 Основным документом, регламентирующим порядок проведения технической учебы работников, является план технической учебы (Приложение 5).
5.2 На основании анализа состояния безопасности движения, охраны труда, отказов в работе технических средств, внедрения новой техники и технологий, исходя из фактического профессионального уровня работников, с учётом нормативных документов Российской Федерации и ОАО «РЖД», ДЖВ и местных условий, разрабатываются методические рекомендации для составления годовых планов технического обучения на местах до 15 августа текущего года. Рекомендации утверждаются руководителем ДЖВ и направляются в РДЖВ не позднее 1 сентября текущего года. В годовые планы на местах включаются те разделы рекомендаций, которые являются актуальными для РДЖВ и вокзалов. Также в годовые планы могут включаться и другие актуальные мероприятия, не указанные в рекомендациях.
5.3 С учетом методических рекомендаций на местах ответственные специалисты составляют годовые учебно-тематические планы технической учёбы отдельно для категорий работников с учетом групп профессий с ежемесячной (обязательно для работников, связанных с обеспечением безопасности движения поездов) или ежеквартальной разбивкой.
Годовые планы утверждаются первыми руководителями или главными инженерами до 20 сентября текущего года.
5.4 Планом технической учебы предусматривается тематика, периодичность, место и продолжительность занятий, форма их проведения и преподаватель для каждой категории работников, подлежащих технической учёбе.
5.5 Ответственное лицо на местах по итогам прошедшего года анализирует организацию, состояние и проведение технической учёбы и до 15 января текущего года готовит организационно-распорядительный документ об организации технической учебы в текущем году.
В данном документе должны быть отражены:
— ответственные за проведение занятий;
— периодичность проведения занятий;
— состав комиссий по принятию зачетов или перечень лиц, допущенных к принятию зачетов.
5.6 В течение учебного года план технической учёбы может быть скорректирован ввиду изменения технологии работы, ввода новой техники, ввода/изменения нормативных документов, случаев нарушения безопасности движения поездов и охраны труда. Изменения в плане утверждаются руководителем и доводятся до всех причастных работников.
5.7 Утвержденный план должен быть размещен в местах доступных для ознакомления всеми работниками подразделения.
5.8 Работнику необходимо предоставить возможность использования учебных материалов и пособий в доступном для него месте в соответствии с изучаемыми темами.
5.9 По каждой отдельно изучаемой теме преподаватель должен иметь конспект, содержащий контрольные вопросы и перечень используемой литературы.
Допускается использование для проведения занятий как централизованно разработанных конспектов, так и конспектов, разработанных преподавателями. Во втором случае конспекты согласовываются с руководителем обучения и утверждаются руководителем подразделения.
6. Особенности проведения и содержание технической учебы
6.1 Периодичность и продолжительность технических занятий для категорий работников, связанных с обеспечением безопасности движения поездов или повышенной опасностью труда, должны составлять не менее одного планового занятия продолжительностью 2 часа в месяц. Для остальных категорий работников, подлежащих технической учёбе, периодичность и продолжительность занятий должны составлять не менее одного занятия продолжительностью 2 часа в квартал.
6.2 Техническая учеба по утвержденному плану проводится в рабочее время с сохранением обучаемым работникам установленного размера заработной платы, за исключением проведения технической учёбы в форме самоподготовки. Когда проведение технической учёбы в рабочее время невозможно, она проводится в свободное от работы время, с согласия работника, оговоренного в трудовом договоре. Условия оплаты определяются Коллективным договором ОАО «РЖД».
6.3 Руководители РДЖВ и вокзалов должны предоставлять работникам возможность получения теоретических знаний в форме самоподготовки. Возможность качественной самоподготовки работников должна обеспечиваться следующими мерами:
— заблаговременное информирование работника о темах технического обучения на предшествующий период (в соответствии с п. 2.4);
— доступность электронных дистанционных курсов по темам плана технической учёбы в СДО (с учетом п. 1.12);
— предоставление работникам доступа в свободное от работы время к компьютерным устройствам, позволяющим взаимодействовать с СДО и находящимся в местах проведения технических занятий;
— обеспечение возможности получения консультаций по темам технического обучения у специалистов;
— предоставление работникам доступа к техническим библиотекам;
— обеспечение работников действующими в ОАО «РЖД» основными нормативными документами.
6.4 Для работников, отсутствующих на очередном занятии по уважительной причине, должны организовываться повторные (дублирующие) занятия в группе или индивидуально.
6.5 Проверка знаний работников может проводиться: в конце планового занятия, ежемесячно или ежеквартально, после изучения тем, перечисленных в плане технической учёбы.
6.6 Проверка знаний работников проводится комиссией, которую назначает руководитель РДЖВ и вокзалов. В состав комиссии помимо преподавателей привлекаются руководители подразделений, мастера и другие специалисты.
6.7 Для проверки знаний обучаемых работников составляются перечни вопросов по каждой теме. Перечни вопросов должны быть утверждены руководителем РДЖВ и вокзалов. Контрольные мероприятия в СДО должны проводиться под контролем преподавателя (ответственного работника), обеспечивающего идентификацию личности испытуемого.
6.8 В малочисленных группах допускается прием зачетов в одно лицо ответственным за проведение учебы. Перечень подразделений, в которых допускается прием зачетов в одно лицо, устанавливается в РДЖВ.
6.9 Основной формой контроля знаний обучающихся является зачет. Зачет может проходить в виде тестирования в СДО (с учетом п. 1.11), устного или письменного опроса по билетам, собеседования.
6.10 Уровень знаний обучающихся оценивается как «зачет» или «незачет».
6.11 Оценка теоретических знаний в СДО производится по 100-балльной шкале.
6.12 Работники, пропустившие контрольные мероприятия или не выдержавшие проверку, обязаны пройти проверку/повторную проверку знаний в течение не более 30-ти календарных дней после планового контрольного мероприятия или выхода на работу после отсутствия по уважительной причине (длительная болезнь, командировка и т.п.).
6.13 Учёт проведённых теоретических и практических занятий, посещаемость, результаты проверки знаний должны фиксироваться в журнале, приведенном в Приложении 6 настоящего Положения и/или, при использовании СДО, в электронном журнале, являющимся одним из элементов СДО. Форма электронного журнала должна быть согласована с учебным центром главного вычислительного центра ОАО «РЖД» перед началом очередного учебного года.
6.14 При использовании СДО и электронного журнала оценки за проверку теоретических знаний заносятся в электронный журнал автоматически.
6.15 При использовании СДО и электронного журнала оценки за практические занятия заносятся в электронный журнал преподавателем, проводящим практическое занятие, вручную, если тренажёры для практических занятий не позволяют это делать в автоматическом режиме.
6.16 Данные по технической учёбе, накапливаемые в СДО, могут учитываться кадровыми службами для принятия кадровых решений и планирования личной карьеры работника.
6.17 Каждый работник, подлежащий технической учебе, с целью повышения своих профессиональных навыков должен использовать все имеющиеся возможности, предоставляемые ОАО «РЖД» в рамках технической учебы.
6.18 Занятия по технической учёбе в обязательном порядке должны включать:
— изучение основных инструкций по безопасности движения;
— изучение нормативных документов, технологических карт и иных документов, регламентирующих работу ДЖВ;
— анализ состояния безопасности движения в ОАО «РЖД», разбор причин имевших место случаев отказов устройств, чрезвычайных ситуаций и аварий, нарушений должностных инструкций, правил охраны труда, технологии производства работ;
— отработку практических навыков по действиям в нестандартных ситуациях, а также в условиях чрезвычайных и аварийных ситуаций;
— отработку практических навыков по использованию средств производства с целью более четкого выполнения своих должностных обязанностей;
— совершенствование навыков в своевременном выявлении и устранении неисправностей технических средств непосредственно на рабочих местах;
— изучение и освоение передовых методов безопасной работы, вопросов охраны труда, охраны окружающей среды, правил перевозок опасных грузов;
— изучение и практическое применение на своих рабочих местах методов бережливого производства, а также передовых приёмов и методов повышения эффективности и обеспечения безопасности технологических процессов и организации профессиональной деятельности;
— особенности работы в летний и зимний период;
— особенности работы с клиентами, в том числе с организованными группами и маломобильными группами населения.
6.19 Для всех работников, подлежащих технической учебе, не менее одного раза в неделю проводятся плановые предсменные инструктажи.
6.21 Время проведения одного Инструктажа, включая проверку знаний, составляет не более 15 минут. Инструктажи могут проводиться как в СДО, так и в устной форме индивидуально или для группы работников.
6.23 Темы и порядок проведения Инструктажей, порядок фиксации факта проведения устанавливаются соответствующими нормативными документами ДЖВ.
6.24 Инструктажи в 3-ю и 30-ю недели календарного года должны в обязательном порядке содержать тематику по безопасности труда с описанием возможных опасных ситуаций (причин риска) при выполнении технологического процесса работниками и изучением мероприятий по недопущению травмирования работников на производстве.
7. Особенности реализации дистанционного обучения. Использование методов дистанционного обучения в технической учебе
7.1 На малых вокзальных комплексах с незначительным штатом работников ввиду их удаленности допускается использовать аудио- и видеосвязь для проведения занятий по технической учебе.
7.2 Порядок проведения дистанционных курсов определен стандартом СТО РЖД 08.020.2014 «Организация технической учебы работников ОАО «РЖД». Общие положения».
8. Критерий оценки качества проведения технической учёбы
8.1 Для оценки состояния технической учебы рассматриваются результаты контрольных проверок, технических ревизий, комиссионных осмотров. Основные критерии оценки качества проведения технической учёбы содержатся в Приложении 7.
8.2 При использовании СДО для организации и проведения занятий по технической учёбе могут также оцениваться следующие показатели:
— средний балл за теоретические знания обучаемого работника (при условии ведения электронной формы журнала по технической учёбе в СДО);
— процент работников, успешно выполнивших практические работы;
— фактический уровень компетенций работников и отклонение уровня компетенций от требуемого для данной должности и др.
8.3 Допустимым уровнем для признания успешности освоения теоретического материала за учебный период (месяц, квартал, блок-тему) при дистанционном обучении считается получение 85 и более баллов из 100 возможных баллов. Допустимый процент отклонения уровня компетенций устанавливается на уровне в 10-15 процентов.
9. Контроль качества организации и проведения технической учёбы
9.1 Контроль качества организации и проведения технической учебы осуществляют руководители ДЖВ, РДЖВ и вокзалов.
9.2 При использовании СДО для проведения занятий по технической учёбе руководители РДЖВ и вокзалов осуществляют контроль качества с помощью информационной аналитической системы онлайн мониторинга результатов технической учёбы.
9.3 Для доступа к аналитической информации в системе мониторинга используется разграничение полномочий пользователей на основании выделенных ролей.
9.4 Контроль качества организации и проведения технической учёбы по СДО должен включать следующие мероприятия:
— массовая самопроверка обучающихся с использованием блоков проверки знаний (при использовании самоподготовки в системе дистанционного обучения);
— массовое проведение контрольных мероприятий в присутствии преподавателя или специалиста, ответственного за организацию и проведение технической учёбы;
— выборочная контрольная проверка знаний на предприятиях.
10. Учёт и отчётность
Квартальный отчет по техническому обучению представляется в ДЖВ и в РДЖВ не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом (Приложение 8).
11. Материально-техническая база технической учёбы
11.1 Места проведения занятий по технической учёбе должны быть соответствующим образом оборудованы. Рекомендуемый перечень оснащенности кабинетов технической учебы приведен в Приложении 9.
11.2 Структурные подразделения должны ежегодно составлять план мероприятий по оснащению учебной базы техническими средствами обучения с указанием наименования оборудования, его количества и планируемых источников финансирования для приобретения и монтажа (Приложение 10).
11.3 Планы должны учитывать применение технологий дистанционного обучения и обеспечивать оснащение мест проведения теоретических занятий персональными компьютерами с выходом в сеть передачи данных ОАО «РЖД» для обеспечения процесса самоподготовки и проведения контрольных мероприятий по технической учёбе в системе дистанционного обучения с заданной периодичностью.
11.4 ДЖВ ежегодно собирает, обобщает и утверждает составленные и утвержденные РДЖВ планы мероприятий по оснащению учебной базы техническими средствами обучения (в т.ч. персональными компьютерами) с указанием наименования оборудования, его количества и источников финансирования для приобретения и монтажа.
* На должности, не указанные в перечнях, но подлежащие техническому обучению, издается отдельный приказ по РДЖВ, где прописывается к какой категории работников, подлежащих технической учебе, относится должность.
** 1. Сетевая дистанционная образовательная технология (сетевая технология) предусматривает обеспечение обучающихся учебно-методическими материалами, обмен информацией и диалог обучающихся с преподавателем, а также администрирование учебного процесса на основе использования компьютеров и сети Интернет (Интранет).
2. Кейсовая образовательная технология (кейсовая технология) предусматривает комплектование наборов (кейсов) учебно-методическими материалами, как на бумажных, так и на электронных носителях с открытым доступом к ним обучающихся для самостоятельного изучения и последующую очную форму проверки знания.
Перечень
категорий работников, подлежащих технической учебе (руководители) вокзалов