до какого числа подать сведения о выборе ведения трудовых книжек
Продлен срок уведомления работников о возможности перехода на электронные трудовые книжки
Работодателям необходимо проинформировать своих работников о праве выбора формы трудовой книжки до 31 октября 2020 г. включительно. Прежний срок 30 июня был продлен в связи с длительным периодом работы в удаленном режиме большинства российских компаний.
Способ уведомления сотрудников при этом сохраняется – работодателю следует уведомить каждого работника в письменной форме об изменениях в трудовом законодательстве по формированию сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника сделать выбор, подав письменно одно из заявлений о сохранении бумажной трудовой книжки или о ведении трудовой книжки в электронном виде.
Напомним, с начала текущего года данные о трудовой деятельности работников формируются в электронном виде. К настоящему времени в Марий Эл уже 6318 организаций направили в Пенсионный фонд России сведения о трудовой деятельности на 107610 человек.
Организации представляли информацию только в том случае, если за отчетный период происходили прием на работу, перевод работника на другую должность или увольнение либо работник подавал заявление о выборе формы трудовой книжки.
Заявление о выборе ведения трудовой книжки в электронном виде подали 6963 человека.
Сведения для электронных трудовых книжек направляются всеми компаниями и предпринимателями с наемными работниками. Самозанятые граждане не представляют отчетность о своей трудовой деятельности.
Подробнее об электронных трудовых книжках читайте на сайте ПФР
Истек срок уведомления об «электронных трудовых». Что дальше?
эксперт в сфере трудового законодательства и кадрового делопроизводства
Ответим на главные вопросы работодателей и кадровиков
В октябре 2020 года завершился срок, в который работодатели были обязаны уведомить работников о выборе ведения трудовой книжки и собрать у них заявления. Как теперь принимать на работу?
Используйте правильную терминологию. «Электронная трудовая книжка» — это обывательское понятие, его не существует в нормативных правовых актах. Вспоминайте, мы говорили об этом на вебинарах и уроках весь 2020 год. И в статье мы используем единую терминологию: «предоставление сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ». Будем говорить профессионально и грамотно — это не так сложно, как кажется.
1. Спрашивать ли работников о способе ведения трудовой книжки после 31.10.2020?
С одной стороны, работодатели при приеме на работу после этой даты больше не обязаны уведомлять работников о происходящих изменениях в законодательстве.
С другой стороны, работник обязан до 2021 года сделать выбор и написать заявление:
Согласитесь, есть некая рассогласованность.
Предлагаем на выбор два варианта:
В конце статьи есть шпаргалка
2. Останется ли у работников после 2020 года возможность подавать заявления о дальнейшем ведении бумажной трудовой книжки или отказе от нее?
Законодатели не забыли о тех, кто не имел возможности написать заявление в 2020 году:
Работники, которые пожелали остаться с бумажными трудовыми книжками и написали заявления об этом, не утратили права изменить свое решение в последующем. А это значит, что даже после 2020 года они смогут обратиться к своему работодателю с заявлением о выборе предоставления им сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ.
3. Как узнать, предоставлял или нет работник заявление о выборе варианта внесения сведений о трудовой деятельности на предыдущем месте работы?
Кажется, что в теории вопрос очевиден. Если работодатель знает, а главное соблюдает законодательство, то при приеме на работу работник предъявляет трудовую книжку с последней записью о подаче заявления о предоставлении сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ и (или) форму СТД-Р или СТД-ПФР.
Но на практике может возникнуть ситуация, когда работник приносит трудовую книжку, в которой последняя запись о расторжении (прекращении) трудового договора. Возможны как минимум два варианта развития событий:
4. Как быть, когда у работника две трудовые книжки или прежний работодатель не внес соответствующие записи?
Законодатели это не учли, но. На практике у работника может быть несколько трудовых книжек:
Также есть работодатели или работники кадровых служб, которые не отследили изменения или не поняли их:
В итоге у нас есть работники, которые писали заявления об отказе ведения бумажной трудовой книжки, но в их в трудовой это не отражено. Если работодатель все же сдавал по ним отчетность, то информация будет внесена в информационную систему ПФР. Но работодатель, к которому этот работник устраивается, из документов, предъявляемых при приеме на работу, этого не узнает.
Законодательно вопрос не решен. Но не стоит паниковать. Оснований для привлечения текущего работодателя к ответственности нет. Если вы столкнетесь с такой ситуацией, просто продолжите вести на работника трудовую книжку, предоставите отчет СЗВ-ТД с информацией о приеме на работу в ПФР. Риск здесь лишь в дополнительной ответственности за ведение, учет, хранение, выдачу трудовой книжки, которая на самом деле должна храниться у работника. Ну и, конечно же, это лишняя работа для вас.
Выводы
В статье мы дали практические рекомендации, как поступать работодателям с работниками, которые устраиваются на работу после 31.10.2020, в части изменений, связанных с переходом на предоставление сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ.
В 2021 году нас ждут изменения в форме СЗВ-ТД. Будем держать вас в курсе и давать практические рекомендации по работе.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Примеры записей в трудовую (оформление титульного листа, внесение исправлений, совместительство становится основным) 632.6 КБ
Заканчивается срок для подачи заявлений о выборе формы трудовой книжки
До 31 декабря 2020 года включительно каждый работник должен подать письменное заявление о переходе на электронную трудовую книжку (ЭТК) или о сохранении бумажной версии документа. Об этом напомнили специалисты ПФР на своем сайте.
Как известно, в этом году работодатели обязаны были уведомить каждого работника о праве выбрать форму ведения трудовой книжки — электронную или бумажную. Соответствующие уведомления следовало направить сотрудникам до 31 октября 2020 года (см. « Срок уведомления работников о переходе на электронные трудовые книжки продлен »).
В свою очередь работник, получивший уведомление, должен до конца 2020 года принять решение о том, хочет ли он перейти на ЭТК, или намерен сохранить бумажную версию документа. Подробнее об извещении работников и образце уведомления см. в статье: « Электронные трудовые книжки: что работодатели должны сделать в 2020 году ».
Если работник предпочтет электронный формат, работодатель должен зафиксировать этот факт в бумажной трудовой книжке и вернуть ее сотруднику (см. « Минтруд уточнил, как заверить запись о ведении электронной трудовой книжки при выдаче работнику бумажного экземпляра »). При этом бумажная книжка не потеряет своей силы. Она останется источником сведений о трудовой деятельности работника за периоды до 2020 года.
СПРАВКА
Сейчас в электронной версии трудовой книжки фиксируются только сведения о работе с 2020 года. Но с 2021 года по желанию работника в нее можно включить записи о трудовом стаже за все предыдущие периоды. Соответствующий законопроект № 1052422-7 находится на рассмотрении в Госдуме.
Если работник выберет бумажную трудовую книжку, то работодателю придется вносить сведения в обе версии документа — и в бумажную, и в электронную.
Как быть, если работник не подаст заявление до конца 2020 года? Чиновники отвечают, что в этом случае нужно продолжить вести его трудовую книжку на бумаге.
Также в фонде напоминают, что, если человек впервые трудоустроится в 2021 году или позже, все сведения о периодах его работы следует вносить только в ЭТК. Оформлять бумажную трудовую книжку не надо.
ВАЖНО
После того, как работник выберет форму ведения трудовой книжки, работодатель должен сдать отчет по форме СЗВ-ТД. Подробнее см. « Как правильно заполнить и сдать форму СЗВ ‑ ТД ».
Истек срок уведомления об электронных трудовых: сложности выбора и перехода
До 31 октября 2020 года работодатели обязаны были уведомить сотрудников о формировании сведений о трудовой деятельности в электронном виде — то есть о переходе на электронные трудовые книжки (Постановление Правительства РФ от 19.06.2020 № 887). Теперь у работников остается два месяца на то, чтобы определиться с формой ведения трудовой. В соответствии с Федеральным законом от 16.12.2019 № 439-ФЗ это нужно сделать до 31 декабря 2020 года.
Сотрудник может оставить себе бумажную трудовую книжку или перейти на ЭТК. В обоих случаях работодатели должны будут подавать отчет по форме СЗВ-ТД в случае кадровых событий.
В этой статье мы рассмотрим следующие вопросы:
Нужно ли подавать форму СЗВ-ТД о выборе трудовой за уволившегося сотрудника
Форма СЗВ-ТД подается только на тех работников, у которых в течение отчетного периода произошли какие-либо кадровые события. Работодатели обязаны отчитаться:
Выбрать бумажную трудовую книжку (ст. 66 ТК РФ) или передачу в электронном виде сведений о трудовой деятельности (ст. 66.1 ТК РФ) сотрудник может до 31 декабря 2020 года (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ). Если работник не сделал выбор до указанного срока, работодатель продолжает вести его трудовую книжку, как и сказано в ст. 66 ТК РФ.
Заявление на выбор трудовой книжки подается добровольно. Если работник не направил такое заявление работодателю — подавать отчет по форме СЗВ-ТД по нему не нужно.
В обсуждаемой ситуации работодатель обязан уведомить ПФР только об увольнении сотрудника. Форма СЗВ-ТД с кадровым событием «увольнение» подается на следующий день после издания соответствующего приказа (Постановление Правительства РФ от 26.04.2020 № 590).
Можно ли не оформлять новому сотруднику бумажную трудовую книжку
Рассмотрим две ситуации:
В бумажной трудовой нет записи о выборе сведений о трудовой деятельности
Если работник на предыдущем месте работы выбрал электронную трудовую книжку, то работодатель обязан выдать ему бумажную трудовую на руки. Перед этим в нее вносится запись о том, что работник подал заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ.
При увольнении работнику выдают форму СТД-Р (утв. Приказом Минтруда РФ от 20.01.2020 № 23Н), которая содержит сведения о периоде работы у данного работодателя.
При приеме на новое место работы этот сотрудник представляет форму СТД-Р. В данном случае новый работодатель не должен заводить на него бумажную трудовую.
Если сотрудник трудоустраивается с бумажной трудовой книжкой, в которой отсутствует запись о выборе сведений о трудовой деятельности, новый работодатель продолжает вести бумажную трудовую.
Отчет по форме СЗВ-ТД подается и в том случае, если работник выбрал ведение трудовой книжки в бумажном формате (ст. 66.1 ТК РФ). При приеме сотрудника отчитаться в ПФР нужно на следующий день после издания приказа (Постановление Правительства РФ от 26.04.2020 № 590).
Работодатель может уточнить у сотрудника, подавал ли он на предыдущем месте работы заявление о выборе формы ведения трудовой книжки.
Работодатель не может принять от нового сотрудника заявление о выборе формы трудовой книжки до момента заключения трудового договора и издания приказа — соискатель еще не является его работником. Соответственно, до принятия заявления необходимо работника трудоустроить.
Поскольку на момент заключения трудовых отношений работник использует бумажную трудовую книжку, он должен передать ее работодателю (ч. 1 ст. 65 ТК РФ). Работодатель должен принять ее и внести запись о трудоустройстве на работу (письмо Минтруда РФ от 07.10.2020 № 14-2/ООГ-15729).
Только после этого сотрудник может подать заявление о выборе сведений о трудовой деятельности. Работодатель вносит в бумажную трудовую соответствующую запись и выдает ее на руки работнику.
Трудоустройство на первое место работы
В соответствие с п. 8 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ, бумажная трудовая книжка не оформляется, если сотрудник впервые трудоустраивается на работу после 31 декабря 2020 года. Формирование сведений о трудовой деятельности производится в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ.
Если же сотрудник трудоустраивается до 31 декабря 2020 года, ситуация не столь однозначна.
По закону работодатель должен вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, если это место работы является для сотрудника основным (ст. 65 ТК РФ).
После оформления трудового договора и издания приказа о приеме на работу работодатель должен в течение недели оформить новому сотруднику трудовую книжку и внести в нее запись о приеме (п. 8 Положения о ведении трудовых книжек, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225). Соответствующие рекомендации дал заместитель руководителя Роструда Иван Шкловец на горячей линии.
Указанная норма не отменена, а поскольку работник устраивается на первое место работы до 31 декабря 2020 года, то работодатель не освобожден от обязанности завести трудовую книжку.
Однако существует нюанс — те самые пять дней с момента трудоустройства, после которых работодатель начинает вести трудовую книжку. По мнению онлайнинспекции.рф, если работник в этот период подаст заявление о выборе электронного сохранения сведений о трудовой деятельности, то работодатель может не заводить на него трудовую книжку.
Если же сотрудник, проработавший у работодателя свыше пяти дней, не подаст заявление о выборе формата, работодатель обязан будет оформить ему трудовую книжку в соответствии со ст. 66 ТК РФ.
Напомним, что разъяснения, размещенные на сайте «Онлайнинспекция.рф», не являются правовыми актами, а носят рекомендательный характер (письмо Роструда от 11.06.2019 № ПГ/13385-6-1).
Источник: справочно-правовой сервис для бухгалтера Контур.Норматив
налоговый журналист Контур.Норматива
Каковы сроки перехода на электронные трудовые книжки
Когда подать заявление
Формирование электронных трудовых книжек россиян началось с 1 января 2020 года. Для всех уже работающих переход к новому формату сведений о трудовой деятельности доброволен – только с согласия человека.
Единственное исключение – кто впервые устроится на работу с 2021 года. У таких людей все сведения о периодах работы изначально будут вести только в электронном виде без оформления бумажной трудовой книжки.
Остальным до 31 декабря 2020 года включительно необходимо подать письменное заявление работодателю в произвольной форме о ведении трудовой книжки в электронном виде или о сохранении бумажной версии.
Если не подать заявление
При сохранении бумажной трудовой книжки работодатель наряду с электронной продолжит вносить сведения о трудовой деятельности в бумажную версию. Для работников, которые не подадут заявление в течение 2020 года (несмотря на то, что они трудоустроены), работодатель тоже продолжает вести трудовую книжку на бумаге.
Лица, не имевшие возможности по 31 декабря 2020 года включительно подать работодателю одно из письменных заявлений, вправе сделать это в любое время, подав работодателю по основному месту работы, в том числе при трудоустройстве, соответствующее письменное заявление. К таким лицам, в частности, относятся:
1 | Работники, которые по состоянию на 31.12.2020 не исполняли свои трудовые обязанности и ранее не подали одно из письменных заявлений, но за ними в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы, в том числе на период: |
Сколько хранить бумажную книжку
Если человек выбирает электронную трудовую книжку, это не значит, что бумажная трудовая перестает использоваться и теряет свою значимость.
Необходимо сохранять бумажную трудовую, поскольку она является источником сведений о трудовой деятельности до 2020 года. В электронном варианте фиксируют только сведения начиная с 2020 года.
Срок сдачи в ПФР
Также с 1 января 2020 года введена обязанность для работодателей ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, идущего за отчётным месяцем, в котором произошло кадровое мероприятие (прием, перевод, увольнение и др.), либо работником подано заявление о выборе ведения сведений о трудовой деятельности, сдавать в ПФР сведения о трудовой деятельности, на основе которых будут формируются электронные трудовые книжки. Это отчёт по форме СЗВ-ТД.
При представлении указанных сведений впервые в отношении зарегистрированного лица работодатель одновременно указывает сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя.
Начиная с 1 января 2021 года в случаях приема на работу или увольнения сведения о трудовой деятельности нужно сдавать в Пенсионный фонд не позднее 1 рабочего дня, идущего за днем издания документа-основания приема на работу или увольнения (обычно это приказ руководителя).
Задачи работодателя на 2020 год
Работодатели в течение 2020 года должны: