до какого числа продлили установку тахографа
Определены сроки установки тахографов на эксплуатируемые физлицами грузовики и автобусы
loriklaszlo / Depositphotos.com |
С 1 ноября 2019 года в Законе о безопасности дорожного движения предусмотрено, что оснащать тахографами грузовые автомобили массой более 3,5 т и автобусы должны и физлица, осуществляющие эксплуатацию таких транспортных средств (ранее – только юрлица и ИП) (приказ Министерства транспорта РФ от 15 октября 2019 г. № 339 “О внесении изменений в отдельные приказы Министерства транспорта Российской Федерации по вопросам оснащения тахографами транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, и транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении”).
В связи с этим Минтранс России определил, до какого момента это оснащение должно быть произведено. Сроки зависят от экологического класса и массы транспортного средства.
ТС категории № 3 (предназначенные для перевозки грузов, с максимальной массой более 12 т)
экологический класс которых не определен
экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже
экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше
до 1 сентября 2020 г.
ТС категории № 2 (предназначенные для перевозки грузов, с максимальной массой от 3,5 до 12 т)
экологический класс которых не определен
до 1 декабря 2020 г.
экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже
экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше
ТС категории М3 (используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения, с максимальной массой свыше 5 т)
экологический класс которых не определен
до 1 ноября 2019 г.
экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже
до 1 февраля 2020 г.
экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше
ТС категории М2 (используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения, с максимальной массой не более 5 т)
экологический класс которых не определен
до 1 августа 2020 г.
экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже
до 1 ноября 2020 г.
экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше
до 1 февраля 2021 г.
принадлежащие многодетным родителям, которые используются ими для перевозки членов своей многодетной семьи
Поправки вступят в силу 15 декабря 2019 года.
В заключение напомним, что с 1 ноября 2019 года изменились правила техосмотра для транспортных средств, которые должны быть оснащены тахографами, а также усилилась административная ответственность за управление и выпуск на линию транспортного средства с неисправным тахографом или вообще без такового в случаях, когда это устройство должно быть установлено на автомобиль в соответствии с законом.
Документы по теме:
Читайте также:
Так, в частности, региональным органам власти рекомендовано развивать пассажирский транспорт общего пользования.
Речь идет о средствах, находящихся в собственности организаций и ИП, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
В памятке перечисляются права потребителей при возникновении ДТП или причинении вреда по иным причинам, особенности обязательного страхования ответственности перевозчика.
В памятке перечисляются права потребителей при возникновении ДТП или причинении вреда по иным причинам, особенности обязательного страхования ответственности перевозчика.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Пока – без штрафов: физлицам дали отсрочку на установку тахографов 16:55, 5 декабря 2019 Версия для печати
Новый приказ Минтранса утверждает тахографы с блоком СКЗИ в качестве обязательных и откладывает срок их установки для физических лиц.
4 декабря Минтранс наконец представил порядок оснащения тахографами грузовиков и автобусов, принадлежащих физическим лицам. «Физикам» всё-таки дали отсрочку, чтобы они успели оснастить свой транспорт контрольными устройствами. Интересно, что для грузового транспорта сроки установки тахографа привязаны к экологическому классу и разрешенной массе транспортного средства.
Владельцы грузовиков с максимальной массой более 12 тонн (N3) могут ездить без тахографа:
Владельцы грузовиков с максимальной массой от 3,5 до 12 тонн (N2) могут ездить без тахографа:
Напомним, с 1 ноября физические лица, эксплуатирующие грузовики массой свыше 3,5 тонн и не являющиеся при этом индивидуальными предпринимателями, обязаны устанавливать на свой транспорт тахографы и соблюдать режим труда и отдыха.
Ранее Минэкономразвития выступило против таких требований, указав на серьезную финансовую нагрузку, с которой неизбежно столкнутся собственники транспорта. Стоимость тахографа с блоком СКЗИ может достигать ₽40 тыс.; для гражданина, не занимающегося предпринимательством, эта сумма может оказаться весьма существенной. Поэтому Минэк порекомендовал ввести отсрочку и дать владельцам грузовиков больше времени на установку тахографов. Похоже, что в транспортном ведомстве прислушались к этой рекомендации.
Опубликованный Минтрансом приказ не только даёт отсрочку физлицам, но и вносит изменения в приказы №36 и №273. Поправки подчеркивают обязанность владельцев грузовиков и автобусов устанавливать тахографы с блоками СКЗИ.
Кроме того, они позволяют выдавать карту предприятия не только ИП или юридическому лицу, но и вообще любому собственнику транспортного средства. Таким образом, теперь блок СКЗИ может быть активирован на физическое лицо.
Что теперь будет?
Один из предпринимателей, занимающийся установкой и обслуживанием тахографического оборудования, рассказал нам, что разделение ТС по тоннажу и экологическому классу может объясняться банальной нехваткой тахографов.
— После 1 ноября все ринулись покупать тахографы, и они закончились. Заводы, выпускающие устройства, сели в лужу, – рассказал наш собеседник. – Поэтому и сделали такую градацию, чтобы установка тахографов носила планомерный характер.
Иной точки зрения придерживается генеральный директор компании-дистрибьютора тахографического оборудования «ФДО-МЕТТЭМ» Юрий Гайлит.
— Экологический класс транспортного средства показывает не только уровень выброса вредных веществ в атмосферу, но и приблизительные сроки и технологии его изготовления.
Чем ниже экологический класс, тем старше автомобиль и тем выше вероятность, что он станет угрозой безопасности.
Примерно та же логика применима к тоннажу: в случае ДТП автомобиль с большой грузоподъемностью нанесет бо́льший урон, чем малотоннажный фургон. Соответственно старые и большие автомобили поставили первыми в списке на оснащение, – отмечает предприниматель.
Поправки к 36 и 273 приказам Минтранса, отмечает Юрий Гайлит, не помешают ИП и компаниям, использующим карты МАП, чтобы не покупать такхографы с блоками криптозащиты. Физическим лицам, однако, придётся приобретать именно такие устройства – или же регистрироваться в качестве ИП:
— Согласно действующему законодательству получение карты МАП для частных лиц не предусмотрено. Для получения карты МАП частное лицо может оформить свою деятельность как индивидуальный предприниматель и подать заявку в соответствующий орган, – подчеркивает эксперт.
В некоммерческом партнёрстве «Содействие развитию тахографических систем» отмечают, что для ИП и юрлиц ничего принципиально нового поправки не принесут.
При этом в партнерстве считают, что эти поправки сильно запоздали: их необходимо было принять к 1 ноября.
— Однозначно нарушен 196 федеральный закон, где написано, что это должно быть сделано к 1 ноября. Кстати, до сих пор не принято постановление правительства о времени управления ТС физическими лицами. В ПДД должна появиться новая глава, но её нет.
Кому жалобу писать? Евгению Дитриху или Алексею Семёнову. А лучше Медведеву. Почему у нас нарушаются законы и никто не несёт за это ответственности?
Перенос требования об установке тахографов на городские автобусы на 1 июля 2021 года
Добрый день, уважаемый читатель.
С 1 июля 2020 года вступило в силу требование, в соответствии с которым все автобусы, которые используются в городском сообщении, должны были оборудоваться тахографами. То есть тахографы стали обязательными для всего городского общественного транспорта. Напомню, что тахограф, это специальный прибор, который позволяет фиксировать нарушения режима труда и отдыха водителями.
При этом изначально тахографы для городских автобусов должны были стать обязательными с 1 июля 2019 года, затем требование перенесли на 2020 год. На этот раз законодатели вновь передумали и отложили требование еще на год.
Информация о Постановлении Правительства №944
2020.07.08 Постановление Правительства Российской Федерации № 944 от 27 июня 2020 года «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2019 г. №382» опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.
Документ вступает в силу 16 июля 2020 года.
Перенос требования о наличии тахографов на городских автобусах на 1 июля 2021 года
Внимание! Требование об установке тахографов на городские автобусы перенесено на 1 января 2022 года.
Изменение внесено в пункт 2 Постановления Правительства №382:
2. Пункт 1 настоящего постановления в части, касающейся оснащения тахографами транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, вступает в силу с 1 июля 2020 г.
2. Пункт 1 настоящего постановления в части, касающейся оснащения тахографами транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, вступает в силу с 1 июля 2021 г.
Изменение сводится к тому, что до 1 июля 2021 года городской общественный транспорт (автобусы) может эксплуатироваться без тахографов.
Примечание. Нужно понимать, что предыдущая редакция документа уже начала действовать с 1 июля 2020 года, а новая редакция начинает действовать только с 16 июля 2020 года.
То есть, с 1 по 15 июля 2020 года тахографы для городских автобусов являются обязательными. И теоретически может быть наложен штраф за их отсутствие.
Отмена тахографов для автобусов, имеющих тахографы ЕСТР
Рассмотрим новый пункт 4, внесенный в Постановление Правительства:
4. Пункт 1 настоящего постановления в части, касающейся оснащения тахографами транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении, не применяется в случае, если в отношении таких транспортных средств выданы карточки допуска транспортного средства к осуществлению международных автомобильных перевозок и указанные транспортные средства оснащены контрольным устройством (тахографом) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств, предусмотренным Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР).
Итак, в документ добавлено исключение, позволяющее не устанавливать российские тахографы на автобусы, на которых уже установлены европейские тахографы (ЕСТР). Причем данное исключение используется только при одновременном выполнении следующих условий:
Если же автобус, оснащенный тахографом ЕТСР, используется в городских или пригородных перевозках, то не смотря на наличие европейского тахографа придется дополнительно установить и отечественный вариант.
В заключение хочу отметить, что требование о наличии тахографов в очередной раз перенесли. При этом обычному водителю или пассажиру совершенно не понятно, с чем связаны постоянные переносы. Так что не исключено, что и через год требование еще раз перенесут. С другой стороны, рано или поздно оно станет обязательным. После этого на все городские автобусы установят тахографы, а их водители не смогут нарушать требования законодательства, связанные с соблюдением режима труда и отдыха водителей:
Сроки установки тахографов на автомобили физических лиц
Внимание! С 1 января 2021 года рассмотренный в данной статье документ утратил силу. То есть все сроки, которые начинались в 2021 и 2022 году автоматически перенесены на 1 января 2021 года.
Добрый день, уважаемый читатель.
С 1 ноября 2019 года начали действовать изменения в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», которые сделали тахографы обязательными для грузовиков и автобусов физических лиц. После обновления закона можно было предположить, что все грузовики и автобусы должны быть оборудованы тахографами до 1 ноября 2019 года, однако оказалось, что это не так.
Сразу же хочу отметить, что в порядке оснащения тахографами используются категории транспортных средств из технического регламента:
Сроки установки тахографов на грузовики тяжелее 12 тонн (категория N3)
Для грузовых автомобилей сроки установки тахографов зависят от экологического класса транспортного средства (его можно найти в ПТС или свидетельстве о регистрации автомобиля):
Экологический класс | Дата установки тахографа |
не определен | 1 марта 2020 года |
1, 2 или 3 | 1 июня 2020 года |
4 или выше | 1 сентября 2020 года |
Чем лучше экологические характеристики грузовика, тем позже на нем должен быть установлен тахограф.
Сроки установки тахографов на автобусы тяжелее 5 тонн (категория M3)
Для автобусов категории М3 (с разрешенной максимальной массой больше 5 тонн) сроки установки тахографов также зависят от экологического класса, указанного в документах:
Экологический класс | Дата установки тахографа |
не определен | 1 ноября 2019 года |
1, 2 или 3 | 1 февраля 2020 года |
4 или выше | 1 мая 2020 года |
Сроки установки тахографов на грузовики от 3,5 до 12 тонн (категория N2)
Сроки установки тахографов для грузовиков с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн:
Экологический класс | Дата установки тахографа |
не определен | 1 декабря 2020 года |
1, 2 или 3 | 1 марта 2021 года |
4 или выше | 1 июня 2021 года |
Сроки установки тахографов на автобусы до 5 тонн (категория M2)
Для небольших автобусов категории М2 срок установки тахографа зависит не только от того, какой экологический класс имеет автобус, но и от того, кому принадлежит сам автобус. Самая большая отсрочка дается автобусам многодетных родителей, используемых для перевозки членов многодетной семьи.
Условие | Дата установки тахографа |
экологический класс не определен | 1 августа 2020 года |
экологический класс 1, 2 или 3 | 1 ноября 2020 года |
экологический класс 4 или выше | 1 февраля 2021 года |
автобус многодетной семьи | 1 января 2022 года |
Примечание. Если многодетной семье принадлежит автобус категории М3 (тяжелее 5 тонн), то тахограф на него устанавливается в общем порядке (сроки рассмотрены чуть выше в тексте данной статьи).
Таблица со сроками установки тахографов для физических лиц
Дата установки тахографа | Транспортное средство и его масса | Экологический класс и другие условия |
1 ноября 2019 года | автобус от 5 тонн | ЭК не определен |
1 февраля 2020 года | автобус от 5 тонн | ЭК 1, 2 или 3 |
1 марта 2020 года | грузовик от 12 тонн | ЭК не определен |
1 мая 2020 года | автобус от 5 тонн | ЭК 4 или выше |
1 июня 2020 года | грузовик от 12 тонн | ЭК 1, 2 или 3 |
1 августа 2020 года | автобус до 5 тонн | ЭК не определен |
1 сентября 2020 года | грузовик от 12 тонн | ЭК 4 или выше |
1 ноября 2020 года | автобус до 5 тонн | ЭК 1, 2 или 3 |
1 декабря 2020 года | грузовик от 3,5 до 12 тонн | ЭК не определен |
1 февраля 2021 года | автобус до 5 тонн | ЭК 4 или выше |
1 марта 2021 года | грузовик от 3,5 до 12 тонн | ЭК 1, 2 или 3 |
1 июня 2021 года | грузовик от 3,5 до 12 тонн | ЭК 4 или выше |
1 января 2022 года | автобус до 5 тонн | автобус многодетной семьи |
Обратите внимание, для всех групп транспортных средств выбраны разные даты, начиная с которых тахографы становятся обязательными. Это должно помочь избежать очередей в пунктах установки тахографов. Однако в любом случае не рекомендую откладывать установку на самый последний момент, т.к. желающих может быть довольно много. А это приведет к очередям.
Срок установки тахографа для городского транспорта
Кроме введения сроков установки тахографов на автобусы и грузовики физических лиц законодатели также перенесли сроки установки тахографов на автобусы юридических лиц, осуществляющие регулярные городские перевозки:
2. Пункт 1 настоящего постановления в части, касающейся оснащения тахографами транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, вступает в силу с 1 июля 2021 г.
Таким образом срок установки тахографов на городской транспорт переносится на 1 июля 2021 года.
Примечание. В первоначальной редакции документа говорилось о том, что тахографы на автобусы, работающие городским общественным транспортном, будут устанавливаться с 1 июля 2020 года. Однако впоследствии требование было перенесено на 1 января 2022 года.
В заключение хочу еще раз отметить, что не стоит откладывать установку тахографа на самый последний момент, т.к. в этом случае возможны серьезные очереди в установочных центрах.
Кроме того, если Вы хотите ознакомиться с полным текстом порядка оснащения тахографами, устанавливающим сроки установки приборов для контроля времени работы водителей, то можете сделать это на следующей странице:
Кому нужен и не нужен тахограф в 2021 году 12:00, 15 июля 2021 Версия для печати
Законы в транспортной сфере периодически меняются, меняя жизнь автовладельцев. Так, в конце прошлого года потерял актуальность Приказ Минтранса Российской Федерации № 36, регламентировавший оснащение средств передвижения тахографами.
Вместо него был утвержден Приказ № 440. Он вступил в силу в первый день 2021-го и будет действовать в течение шести лет. Кто может не устанавливать тахограф, кто обязан это сделать, и какие санкции грозят владельцам, не обеспечившим свой транспорт этим устройством? Рассказываем в нашем материале.
Для чего нужен тахограф
В Приложении №1 нового приказа Минтранса отмечено, что тахограф должен обеспечивать непрерывную и некорректируемую регистрацию данных:
Последний пункт порождает вопрос: обязательна ли установка тахографа для частных лиц или только для предпринимателей? Давайте разбираться!
Кому нужно оборудовать машину тахографом
В первую очередь это бремя ложиться на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Они должны обеспечить устройствами:
Также тахографы необходимы на бортах машин категории M2 и M3, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, определенные Правительством РФ (см. статью 20 федерального закона №196).
Установка тахографов для физических лиц обязательна, если они управляют автобусами или автомобилями с максимальной массой более 3,5 тонн.
Это значит, что частные владельцы всех больших грузовиков и автобусов обязаны оборудовать свой транспорт даже в том случае, если не используют его в коммерческих целях. Исключения в Приказе № 440 предусмотрены только для юрлиц и ИП.
Кому можно ездить без тахографа
Новый приказ Минтранса не распространяется на частных владельцев малых и средних грузовых автомобилей. Они могут ездить на грузовиках без тахографов.
Также тахографами не нужно оснащать ряд ТС, принадлежащих юридическим лицам и ИП. Вот некоторые категории:
С полным списком можно познакомиться в Приложении № 2 Приказа № 440.
К слову, увеличение возраста раритетных автомобилей стало одним из серьезных изменений. Согласно требованиям утратившего силу Приказа № 36, тахографами можно было не оснащать машины старше 30 лет. В новом Приказе освобожден от оснащения транспорт, выпущенный полвека назад или ранее.
Еще раз отметим, что исключения не касаются частников. Если вы на личном транспорте с массой более 3,5 тонн перевозите сельскохозяйственных животных, вам нужен тахограф. Если отправляетесь с семьей в путешествие в автомобиле-доме, вам нужен тахограф. Владеете раритетным грузовиком, которому больше 50 лет, вы вновь обязаны оснастить его контролирующим устройством.
Сроки установки оборудования
До конца 2020 года действовал Приказ Минтранса № 339, он определял сроки установки тахографов. Например, физлица должны были оснастить свои грузовики массой 3,5-12 тонн и экологическим классом 4 или выше до 1 июня 2021 года. Автобусы с массой до 5 тонн, принадлежащие многодетным родителям, можно было оборудовать до начала 2022 года и т.д. Такое временное деление для разных категорий транспорта позволяло не создавать очередей в мастерских по установке устройств.
С началом 2021 года Приказ № 339 утратил силу, соответственно, старые сроки установки тахографов потеряли свою актуальность. Это породило множество вопросов в духе «Нужны ли тахографы на грузовые автомобили для физических лиц?», «Тахографы отменили или нет?» Нет, их не отменили. С 1 января этого года ими должны быть обеспечены все автобусы и грузовики категории С физических лиц, а также ТС юрлиц и ИП, за исключением тех видов автотранспорта, которые мы перечисляли выше.
Санкции за отсутствие устройства
За отсутствие тахографов для физических лиц предусмотрены штрафы. Их суммы прописаны в статье 11.23 КоАП. Если у частника нет контролирующего оборудования, или оно используется неправильно, его обяжут выплатить от 3 000 до 5 000 рублей. Например, наказание ждет того, кто забыл включить тахограф или не вставил в него карту водителя.
Если устройство есть и работает, но владелец транспортного средства не соблюдает режим труда и отдыха, он будет вынужден заплатить от 1 500 до 2 000 рублей.
Та же статья 11.23 КоАП фиксирует штрафы для юридических лиц и ИП. Выпуск на линию ТС без тахографа или с неисправным устройством предполагает взыскания:
Для водителя: 3 000 — 5 000 рублей,
Для должностных лиц: 7 000 — 10 000 рублей,
Для ИП: 15 000 — 25 000 рублей,
Для юрлица: 20 000 — 50 000 рублей.
За несоблюдения режима труда и отдыха грозит:
Водителю: 1 500 — 2 000 рублей,
Должностному лицу: 7 000 — 10 000 рублей,
ИП: 15 000 — 25 000 рублей,
Юрлицу: 20 000 — 50 000 рублей.
В заключении отметим, что главная цель установки и использования контролирующих устройств — предотвратить ДТП, которые часто происходят из-за переутомления водителей. Выстраивание графика работы в соответствии с актуальными законами, отслеживание его выполнение с помощью тахографов помогает сделать движение на дорогах более безопасным.