до какого года были губернии

Этот день в истории: 1708 год — губернская реформа Петра I

до какого года были губернии. Смотреть фото до какого года были губернии. Смотреть картинку до какого года были губернии. Картинка про до какого года были губернии. Фото до какого года были губернии

29 декабря 1708 года указом Петра I территория Российской империи была разделена на 8 губерний: Московскую, Ингерманландскую, Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую.

Губернская реформа Петра I диктовалось необходимостью совершенствования системы административного деления, которое во многом устарело к началу XVIII века. В XVII веке территория Московского государства делилась на уезды — округа, имевшие с городом тесные хозяйственные связи. Во главе уезда стоял воевода, присланный из Москвы. Такой порядок был неэффективен: уезды по своему размеру были чрезвычайно неравномерны — иногда очень крупные, иногда очень маленькие.

Впоследствии Пётр увеличил число губерний еще на три, образовав Рижскую, Астраханскую и Нижегородскую, а Смоленскую ликвидировал как самостоятельную, поделив её между Московской и Рижской губернией.

Во главе губерний были поставлены губернаторы, на которых не возлагалось никаких задач по устройству местного благосостояния. Они должны были: собирать казённые сборы, блюсти за тем, чтобы все повинности, падавшие на губернию, были исполнены, чтобы определённое с губернии количество рекрутов и работных людей было доставлено в срок.

После первой петровской реформы губернии не делились на уезды, а составлялись из городов и прилегающих к ним земель, а также разрядов и приказов. В 1710—1713 годах они были разделены на доли (административно-фискальные единицы), которые управлялись ландратами.

В 1727 году губернии стали делиться не только на провинции, но и на уезды, были выделено 7 новых губерний. В 1744 году были образованы две новые губернии — Выборгская и Оренбургская — общее количество губерний достигло 16, при этом прибалтийские губернии вместо провинций и уездов делились на дистрикты.

Поскольку империя продолжала расширяться, к 1766 году количество губерний увеличилось до 20, а к 1775 — до 23. 7 ноября 1775 года Екатерина II подписала указ, в соответствии с которым размеры губерний были уменьшены, их число увеличено вдвое, ликвидированы провинции (в ряде губерний внутри них были выделены области) и изменена нарезка уездов.

Позже были учреждены наместничества. Екатерининская реформа была завершена в 1785 году, и в её результате территория Российской империи стала делиться на 38 наместничеств, 3 губернии (Петербургскую, Московскую и Псковскую) и 1 область на правах наместничества (Таврическую). К концу царствования Екатерины II Россия делилась на 50 наместничеств и губерний и 1 область.

Источник

До какого года были губернии

Губернаторы появились в России в великую эпоху петровских реформ. До этого Московское государство делилось на уезды, во главе которых стояли присланные из Москвы воеводы. К началу XVIII века управление уездами из центра было крайне громоздким, неудобным и уже не отвечало потребностям страны. Еще одной важной причиной административно-территориальной реформы Петра стала необходимость мобилизации всех ресурсов для ведения Северной войны.

Для всенародной пользы учинить

Первая губерния на территории России – Ингерманландская – была создана в 1706 году для управления территориями, на которых фактически продолжались боевые действия Северной войны. Таким образом, губерния в петровском понимании – это фактически военно-административный округ под властью военного генерал-губернатора. Однако тяжелая и изнурительная для России война продолжалась, и она потребовала от Петра распространить полученный опыт на всю территорию страны.

18 декабря 1708 года Петр I издал указ, согласно которому учреждалось восемь губерний – Московская, Ингерманландская (с 1710 года – Санкт-Петербургская), Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская, Сибирская.

В мае 1719 года губернии были поделены на провинции, позднее было введено более дробное деление, образовано 250 уездов. При губернаторах создавались губернские канцелярии, куда постепенно начали передаваться гражданские дела.

Во главе губерний были поставлены губернаторы – преимущественно военачальники. Они командовали расположенными в губернии войсками и в то же время были главными начальниками гражданского управления.

Первым губернатором нашего края был Александр Данилович Меншиков: он стоял во главе сначала Ингерманландской, а затем Санкт-Петербургской губернии. Генерал-губернатором он был вплоть до своей опалы в 1727 году и за 20 лет решил много важных дел: благоустройство столицы, возведение царских резиденций, строительство крепостей, дороги на Волхов и т.д.

Новая система местного управления была закреплена инструкцией от 12 сентября 1728 года. Согласно ей губернаторы обязаны были исполнять законы и распоряжения, исходящие от царской власти, Сената и коллегий, охранять покой на вверенной им территории, ловить беглых крепостных, вести борьбу с воровским разбоем. Губернатор отвечал за обеспечение противопожарной безопасности, принятие мер по предотвращению эпидемий, должен был требовать соблюдения чистоты на улицах и торгах губернии. В ведении губернаторов находились местные тюрьмы, рекрутские наборы, вопросы строительства и хозяйства. Кроме того, им следовало еще и «следить за состоянием умов».

Недремлющим оком в губернии своей взирает…

Институт губернаторства достиг своего расцвета в царствование просвещенной государыни Екатерины II. Желая укрепить местную власть, она 21 апреля 1764 года издала «Наставление губернаторам». В его основе лежала мысль императрицы об образовании в каждой губернии «высшего правительства», которое бы находилось буквально на месте. По этому документу глава губернии подчинялся лишь императрице и Сенату и именовался «главой и хозяином губернии».

В «Наставлении» отмечалось, что губернии – это главные части России. «Все целое не может быть отнюдь совершенно, если части его в непорядке и неустройстве пребудут», – говорилось в документе.

Пункт IV «Наставления. » гласил: «Губернатор недремлющим оком в Губернии своей взирает на то, чтобы все и каждый по званию своему исполнял с возможным радением свою должность, содержа в ненарушимом сохранении указы и узакононения наши, чтоб правосудие и истина во всех судебных, подчиненных ему местах обитали, и чтоб ни знатность вельмож, ни сила богатых совести и правды помрачать не могла, а бедность вдов и сирот, тщетно проливая слезы, в делах справедливых утеснена не была».

При чрезвычайных ситуациях – пожаре, голоде, эпидемии, бунтах и иных катастрофах – губернатор должен был возглавлять борьбу с этими бедствиями, становясь главноначальствующим единым надо всеми. Наконец, губернаторам вменялось один раз в три года объезжать губернию, чтобы лично убеждаться в состоянии дел и знать все воочию, а не понаслышке.

Важнейшим делом Екатерины II стала губернская реформа 1775 года. С нее начался процесс создания генерал-губернаторств. К этому моменту Россия делилась на 23 губернии, 66 провинций и до 180 самостоятельных уездов. Согласно императорскому указу 1775 года Россия была разделена на 40 наместничеств, или губерний, во главе которых были поставлены наместники (генерал-губернаторы). Наместник назначался лично государыней. По ее замыслу, генерал-губернаторы должны были осуществлять общий надзор над местной администрацией, не вмешиваясь в текущее управление.

Блюстители неприкосновенности

Император Павел I, сменивший на русском престоле Екатерину II, в 1797 году ликвидировал несколько губерний, а половину перекроил: некоторые уменьшил, а другие, наоборот, увеличил. Он же упразднил звание генерал-губернатора, поставив во главе каждой губернии начальника края – губернатора.

Начало XIX века ознаменовалось реформами Александра I, в том числе введением системы министерств. Применительно к губернаторам это породило проблему – как совместить новое звено власти с существующим институтом губернаторства. Особенно остро эта проблема проявлялась во взаимоотношениях института губернаторства с Министерством внутренних дел. В условиях отсутствия четких границ между функциями управления и контроля полномочия губернаторов, генерал-губернаторов и министерств нередко противоречили друг другу.

В 1837 году при Николае I был принят «Общий наказ гражданским губернаторам», определивший полномочия начальников губерний. Они охватывали все стороны общественной жизни и социально-экономического развития. Документ называл губернаторов «блюстителями неприкосновенности верховных прав самодержавия, пользы государства и повсеместного, точного исполнения законов, уставов, Высочайших повелений, указов Правительствующего сената и предписаний начальства». Одной из форм контроля императора и центральных властей над деятельностью губернаторов стала система специальной ежегодной отчетности.

А вот что говорилось в утвержденной 29 мая 1853 года Николаем I инструкции генерал-губернаторам: «Имея постоянное и тщательное попечение о благе жителей вверенного ему края, Генерал-губернатор есть местный высший блюститель порядка во всех оного частях, непрестанно ревизующий все действия мест и лиц ему подведомственных для предупреждения или для прекращения нарушения законов, всего противного безопасности и пользе общей или же несообразного с видами Верховного Правительства, известными ему, как лицу, полным доверием Государя Императора облеченному».

Генерал-губернаторы обладали широким авторитетом в рамках вверенной им территории, поэтому смена лиц во главе того или иного генерал-губернаторства нередко влекла за собой и смену политического курса в одной отдельно взятой губернии.

В период Великих реформ императора Александра II губернаторы сохранили свою власть в губерниях, однако в структуре губернского правления произошли заметные изменения. Оно фактически превратилось в исполнительный орган при начальнике губернии.

Земская реформа дала мощный толчок к развитию местного самоуправления, которое в то же время оставалось под контролем и присмотром губернаторов.

Объём власти губернатора зависел от того, введены ли в его губернии судебные уставы, земские учреждения, а также судебно-административная реформа 1889 года. Судебные уставы устраняли губернатора от участия в отправлении правосудия.

Система губернаторской власти просуществовала в России до Февральской революции. 5 марта 1917 года, через три дня после отречения Николая II от престола, председатели губернских земских управ получили циркулярную телеграмму, возвещавшую о том, что «Временное правительство признало необходимым временно устранить губернаторов и вице-губернаторов от исполнения обязанностей». Управление губернией временно возлагалось на председателей губернских земских управ – в качестве губернских комиссаров Временного правительства со всеми правами, предоставляемыми действующими узаконениями губернатору.

После Октябрьской революции и Гражданской войны на смену губернаторам пришли председатели губернских исполнительных комитетов, а затем председатели областных, краевых и республиканских Советов народных депутатов.

Поэты, ученые, драматурги, полководцы

Среди дореволюционных российских губернаторов и генерал-губернаторов нередко встречались люди с независимым, а порой и крутым характером, несомненными администраторскими способностями и политическими талантами. Среди них были нередко выдающиеся военачальники, деятели науки, культуры, искусства, просвещения. Один из самых ярких примеров – поэт Гавриил Романович Державин, который в мае 1784 года был назначен первым гражданским губернатором только что образованной Олонецкой губернии. В 1786 – 1788 годах он служил Тамбовским губернатором.

Первый русский гидрограф Фёдор Иванович Соймонов в 1757 – 1763 годах был сибирским губернатором. Граф Яков Ефимович Сиверс, являвшийся в 1764 – 1776 годах новгородским губернатором, а затем еще пять лет – новгородским генерал-губернатором, был одним из членов-учредителей Вольного экономического общества, руководил проектированием Мариинского канала.

Николай Иванович Хмельницкий, занимавший в 1829-1837 годах пост смоленского губернатора, был известным русским драматургом. А будучи губернатором, стремился воплотить идеалы гуманизма и просветительства: занимал либеральную позицию в конфликтах крестьян и помещиков, был терпим к раскольникам, поощрял благотворительность. Однако хозяйственные дела в губернии он запустил, за что впоследствии и пострадал…

Известный англоман пушкинского времени Николай Иванович Кривцов, приятель Пушкина и адресат нескольких его стихов, был тульским (1823 – 1824), воронежским (1824 – 1826) и нижегородским (1827) губернатором.

Последний губернатор Олонецкой губернии Александр Фёдорович Шидловский (он занимал этот пост в 1916-1917 годах) был известным ученым-краеведом. Он основал Архангельское общество по изучению Русского Севера, организовал несколько научных экспедиций, в том числе на Печору.

Среди петербургских генерал-губернаторов были прославленный полководец Михаил Илларионович Кутузов (в 1801 – 1802 годах) и внук генералиссимуса Суворова – Александр Аркадьевич Суворов (в 1861 – 1866 годах). Поэт Тютчев в одном из своих стихов назвал последнего «гуманным внуком воинственного деда»…

Достойно вошел в историю генерал-губернатор Восточной Сибири (в 1849-1861 годах) Николай Николаевич Муравьев-Амурский, вернувший России Амур, уступленный Китаю еще в конце XVII века. Заметный след на генерал-губернаторском поприще оставила группа генералов-«кавказцев». Среди них – Александр Иванович Барятинский, друг императора Александра II, наместник на Кавказе и главнокомандующий армией, которая нанесла решительное поражение Шамилю.

Нередко работа в губернаторской должности служила ступенькой в карьере на пути к посту премьер-министра. Самый яркий пример – Петр Аркадьевич Столыпин. Будущий премьер до этого в разные годы занимал посты уездного предводителя дворянства в Ковно, затем – Гродненского и Саратовского губернатора.

Губернаторы во главе области

Институт губернаторства вернулся в нашу страну после радикальных государственных изменений в 1991 году. В современной России губернатор – это высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (края, области, автономного округа, города), возглавляющее исполнительную власть на территории субъекта Российской Федерации.

С 1991 года по 1995 год губернаторы назначались Президентом России. С 1995 по 2005 год губернаторы избирались жителями субъектов России в рамках прямого, равного и тайного голосования. С 2005 год по 2012 года губернаторы назначались законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по представлению Президента России. С 1 июня 2012 года вступил в силу закон, возвращающий прямые выборы высших должностных лиц региона.

Первым губернатором (сначала – главой администрации) Ленинградской области стал в октябре 1991 года Александр Семенович Беляков, занимавший этот пост до ноября 1996 года.

Первым избранным губернатором Ленинградской области стал в ноябре 1996 года Вадим Анатольевич Густов. На выборах в сентябре 1999 года губернатором был избран Валерий Павлович Сердюков, 21 сентября 2003 года он был переизбран на второй срок. В июле 2007 года В. П. Сердюков по представлению Президента России был утверждён в этой должности депутатами Законодательного собрания Ленинградской области.

В мае 2012 года по представлению Президента России Законодательное собрание Ленинградской области утвердило Александра Юрьевича Дрозденко в должности губернатора Ленинградской области.

Сергей Евгеньев
Материал подготовлен по заказу Избирательной комиссии ЛО

Источник

Губернская (областная) реформа
Петра I Великого

Губернская реформа Петра I Великого — комплекс административно-территориальных преобразований, изменивший принцип деления страны на отдельные области — губернии, провинции и дистрикты (уезды). Также называется областной реформой Петра I.

Преобразования проводились в два этапа:

первый этап (1708-1714) был направлен прежде всего на повышение качества обслуживания армии — к созданным 8 (к 1714 году губерний было уже 11) губерниям были приписаны соответствующие военные части и верфи;
второй этап (1719-1721) вводил понятие провинции и дистрикта, укрепляя вертикаль власти и увеличивая эффективность налогообложения.

Причины и предпосылки

Армия и флот нуждались в полноценном и непрерывном оснащении, а также пополнении личного состава боевых частей.

Слишком громоздкий и устаревший административный аппарат.

Во время великого посольства Петр I увидел европейскую организацию административных органов и взял её за основу

Цели и задачи

Введение нового принципа административно-территориалного деления, для обеспечения всем необходимым армии и флота

Укрепление вертикали власти, повышение эффективности налогообложения

Модернизация административного аппарата в соответствии со шведскими стандартами

Кратко о сути и содержании губернской реформы
Петра I Великого

I Этап

II Этап

Система управления

Была предпринята попытка ввести в строй губернского управления основы избираельного управления. При губернаторе предполагался совет «ландратов» (8—12 советников), избираемый местным дворянством. Однако, вместо выборов, ландраты назначались из дворянства Сенатом или губернатором. Поэтому через пять лет, ландраты были ликвидированы.

Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян и сами подбирали себе помощников, контролирующих отрасли управления:

Главой провинции обычно был воевода, земских комиссаров ведали в уезде финансовым и полицейским управлением.
Крупные города губерний обладали отдельной городской администрацией — магистратами.

Провинции в свою очередь были разделены на дистрикты, управлявшиеся земскими комиссарами. Таким образом, областная реформа разделила местное самоуправление на три звена: губерния, провинция, дистрикт.

Источник

Губернская реформа 1775 года

Губернская реформа Екатерины 2 в ноябре 1775 года стала ответом власти на крестьянскую войну Пугачева. Эта война/восстание отчетливо показало неэффективность местного управления, когда местные органы власти были наделены достаточной властью, но использовать ее для поддержания порядка в стране не могли. Поэтому главная реформа Екатерины 2 это реформа губернская, или, как ее еще называют, реформа системы местного управления.

Губернии в России появились в период правления Петра 1. Вначале их было 8, но к эпохе Екатерины 2 их насчитывалось уже 20. Губернии делились на провинции, которые делились на уезды. Ими управляли воеводы и канцелярии. Эта система изжила себя, поскольку обладала практически безграничной властью на местах, в результате чего часто были злоупотребления.

Цели и средства реформы

Губернская реформа 1775 года преследовала цели:

Суть реформы

1 ноября 1775 года императрица Екатерина 2 приняла Указ “Учреждение для управления губерний Всероссийской империи”. Так началось изменение местного управления. Суть губернской реформы (изменения системы местного управления) Екатерины 2 тезисно может быть выражена так:

Реформа создавало губернское правление, состоящее из: губернатор (1 чел), прокурор (1 чел) и сотник (2 чел). Все назначались лично императором. Они подчинялись генерал-губернатору, который курировал несколько соседних губерний, а через него непосредственно императору(рице). Функции губернского правления:

В целом же структура управления после реформы была следующей.

до какого года были губернии. Смотреть фото до какого года были губернии. Смотреть картинку до какого года были губернии. Картинка про до какого года были губернии. Фото до какого года были губернии

Таблица: Система управления губерниями по губернской реформе 1775 года Екатерины 2

Административное делениеУправляющийОсобенности
Генерал-губернаторствоГенерал-губернаторКонтролировал несколько губерний. Лично подчинялся царю.
ГубернияГубернаторПолучал всю полноту власти в конкретной губернии.
ГородГородничийУправлял городом. Подчинялся губернатору. Назначался Сенатом.
УездКапитан-исправникУправлял уездом и его органами власти. Подчинялся губернатору. Избирался уездными дворянами на 3 года.

Основные органы управления россией по реформе:

Наместничество

В 1775 году было создано всего 2 генерал-губернаторства (наместничества): Смоленское (генерал Глебов) и Тверское (генерал Сиверс). Эксперимент оказался удачным. Начиная с 1777 года начали появляться новые наместничества, а к 1779 году крупнейший из них были: Владимирское, Псковское, Могилёвское, Нижегородское, Полоцкое, Ярославское, Рязанское, Орловское и другие.

Историческое значение

Историческое значение губернской реформы 1775 года заключается в изменении структуры местного управления страной. Эта структура имела как положительные так и отрицательные моменты. Если же рассматривать общие изменения, то изменилось:

Источник

Губернии и области Российской империи по состоянию на 1914 год

до какого года были губернии. Смотреть фото до какого года были губернии. Смотреть картинку до какого года были губернии. Картинка про до какого года были губернии. Фото до какого года были губернии

до какого года были губернии. Смотреть фото до какого года были губернии. Смотреть картинку до какого года были губернии. Картинка про до какого года были губернии. Фото до какого года были губернии

Губернии и области Российской империи с поуездным, окружным и т. п. делением на 1914 год. В скобках указаны даты существования губерний, названия административных единиц, имеющих названия, отличные от названий губерний, уездов, округов и т. п.

Содержание

Административное деление Российской империи

Административное деление Европейской России

В числе этих губерний, к Остзейским губерниям относили 3 губернии: Курляндскую, Лифляндскую, Эстляндскую.

На территории Европейской России имелись генерал-губернаторства: Московское (город Москва и Московская губерния) и Киевское (Волынская, Киевская и Подольская губернии). Кронштадт управлялся отдельным военным губернатором.

Административное деление Привислинского края (Царства Польского)

Царство Польское (термины «Привислинский край» и «Привислинские губернии» использовались в официальных документах с эпохи Александра III) состояло из 9 губерний (Варшавская, Калишская, Келецкая, Ломжинская, Люблинская, Петроковская, Плоцкая, Радомская, Сувалкская).

До 1913 года существовала Седлецкая губерния, упраздненная при образовании Холмской губернии.

Все губернии Царства Польского входили в состав Варшавского генерал-губернаторства.

Административное деление Кавказа

По определению закона, Терская и Кубанская области составляли Кавказ, а все остальные регионы — Закавказье.

Все регионы, кроме Ставропольской губернии, и город Баку входили в состав Кавказского наместничества.

Ставропольская губерния, хотя и входила в состав Кавказского края, не отличалась по своему управлению от губерний Европейской России.

Административное деление Сибири

Административное деление Среднеазиатских владений

Административное деление Финляндии

Все финляндские губернии входили в состав Финляндского генерал-губернаторства.

Административные единицы, сгрупированные по особенностям государственного управления

Губернии, управляемые по «Общему учреждению губернскому»

«Общее учреждение губернское» [3] описывало стандартную унифицированную структуру губернского управления с губернатором, вице-губернатором, губернским правлением и прочими губернскими учреждениями (см. Губернские учреждения). Многие законодательные акты Российской империи вводились в действие только для губерний, управляемых по «Общему губернскому учреждению».

Губернии и области, управляемые по особенным учреждениям

По «Учреждению об управлении губерний Царства Польского» [4] управлялись 9 губерний: Варшавская, Калишская, Келецкая, Ломжинская, Люблинская, Петроковская, Плоцкая, Радомская, Сувалкская. До 1913 года существовала Седлецкая губерния, упраздненная при образовании Холмской губернии. Все эти регионы составляли Варшавское генерал-губернаторство. Холмская губерния управлялась по тому же уложению, но с некоторыми модификациями, так как не подчинялась Варшавскому генерал-губернатору.

По «Учреждению управления Кавказского края» [5] управлялись 13 регионов: губернии Бакинская, Елизаветпольская (Елисаветпольская), Кутаисская, Тифлисская, Черноморская, Эриванская, области Батумская, Дагестанская, Карсская, Кубанская, Терская и округи Сухумский и Закатальский. Все эти регионы составляли Кавказское наместничество. Управление Черноморской губернией имело особенности.

Ставропольская губерния управлялась по тому же Учреждению, но с изъятием её из власти кавказского наместника (с 1899 года).

«Положение об управлении областей Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской» [8] устанавливало особые правила управления этими пятью регионами.

«Учреждение сибирское» [9] устанавливало порядок управления 10 регионами Сибири. Внутри этого документа для различных частей Сибири устанавливались различные порядки управления. По организации государственного управления Сибирь разделялась на следующие зоны:

Управление Финляндией, имевшей собственную конституцию и сейм, было полностью обособлено от всей остальной империи.

Губернии с земскими учреждениями

Перечень административных единиц Российской Империи

На 1914 год Российская империя состояла из 101 части: 78 губерний (в том числе 8 финляндских губерний), 21 области и 2 округов.

Некоторые из губерний и областей были объединены в 8 генерал-губернаторств, а Кронштадт управлялся единственным в империи военным губернатором.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *