до какого года кремль был белокаменным
Красно-белый Кремль когда и почему
Речь не о политике, а о том, когда главный символ нашей страны перестал быть белокаменным.Все уже слышали про то, что Кремль был белым. Про это уже написано много статей, но люди до сих пор умудряются спорить. А вот когда его начали белить, и когда перестали? По этому вопросу утверждения во всех статьях расходятся, как и мысли в головах людей. Одни пишут, что белить начали в 18 веке, другие, что ещё в начале 17, третьи пытаются привести доказательства, что кремлёвские стены и вовсе не белили. Повсюду растиражирована фраза о том, что Кремль был белым до 1947 года, а потом вдруг Сталин приказал его перекрасить в красный. Так ли это было? Давайте, наконец-то, расставим все точки над и, благо источников хватает, и живописных, и фотографических.
Разбираемся с цветом Кремля: красный, белый, когда и почему —>
Москва белокаменная еще раньше былаПосле пожара 1365 года Кремль при Дмитрии Донском был построен уже из белого камня. Тогда стены имели длину почти 2 километра, то есть были лишь на 200 метров короче современных.
Об этой стройке Н. Кончаловская писала:
На дороге, близ Коломны,
День-деньской народ снует:
Для Кремля с каменоломни
Возят камень целый год.
И былой стене на смену,
Строит каменную стену,
Строит башни и мосты
Внук Ивана Калиты.
Но опустошительные пожары и землетрясение 1446 года сильно повредили стены, и последний раз Кремль был перестроен при Иване III, в конце XV века.
Итак, нынешний Кремль был построен итальянцами в конце 15 века, и, конечно же, они его не белили. Крепость сохраняла естественный цвет красного кирпича, в Италии есть несколько подобных, самый близкий аналог — замок Сфорца в Милане. Да и белить фортификационные сооружения в те времена было опасно: когда пушечное ядро попадает в стену, кирпич повреждается, побелка осыпается, и хорошо видно уязвимое место, куда следует целиться повторно, для скорейшего разрушения стены.
Итак, одно из первых изображений Кремля, где хорошо виден его цвет — икона Симона Ушакова «Похвала Владимирской иконе Божией Матери. Древо государства Российского. Написана она в 1668 году, и Кремль тут красный.
Впервые, в письменных источниках побелка Кремля упоминается в 1680 году.
Историк Бартенев, в книге «Московский Кремль в старину и теперь» пишет: «В докладной записке, поданной 7 июля 1680 г. на имя царя, сказано, что укрепления Кремля «не белены», а Спасские ворота «прописаны были черленью и белилом в кирпич». В записке спрашивалось: выбелить стены Кремля, оставить их как есть или расписать «в кирпич» как Спасские ворота? Царь повелел выбелить Кремль известью…»
Так что, по-крайней мере с 1680-х годов нашу главную крепость БЕЛИЛИ!
1766 год. Картина П. Балабина по гравюре М. Махаева. Кремль тут явно белый.
1797, Жерар Делабарт. Сами видите.
1819, художник Максим Воробьёв.
В 1826 году в Москву приезжал французский писатель и драматург Франсуа Ансело, он в своих мемуарах описал белый Кремль: «На этом мы покинем Кремль, мой дорогой Ксавье; но, снова оглядываясь на эту древнюю цитадель, пожалеем о том, что, исправляя разрушения, нанесенные взрывом, строители сняли со стен вековую патину, придававшую им столько величия. Белая краска, скрывающая трещины, придает Кремлю видимость молодости, не соответствующую его форме и зачеркивающую его прошлое».
1830-е, художник Раух.
1842, дагеротип Леребура, первое документальное изображение Кремля.
1850, Йозеф Андреас Вейс.
1852 год, одна из самых первых фотографий Москвы, Храм Христа Спасителя строится, а стены Кремля побелены.
1856, подготовка к коронации Александра II. К этому событию побелку местами обновили, конструкции на Водовзводной башне — каркас для иллюминации.
Тот же 1856 год, вид в противоположную сторону, ближняя к нам — Тайницкая башня со стрельницей, выходящей на набережную.
Фотография 1860 года.
Фотография 1866 года.
1866-67 год.
1879 год, художник Пётр Верещагин.1880 год, картина английской школы живописи. Кремль всё ещё белый. По всем предыдущим изображениям делаем вывод, что кремлёвская стена вдоль реки белилась в 18 веке, и так и оставалась белой до 1880-х годов.
1880-е годы, Константино-Еленинская башня Кремля изнутри. Побелка постепенно осыпается, и обнажает красно-кирпичные стены.
1884 год, стена вдоль Александровского сада. Побелка сильно осыпалась, подновили только зубцы.1897, художник Нестеров. Стены уже ближе к красному, чем к белому.
1909 год, облезные стены с остатками побелки.
Тот же 1909 год, на Водовзводной башне ещё хорошо держится побелка. Скорее всего её белили в последний раз позже, чем остальные стены. Из нескольких предыдущих фотографий становится ясно, что стены и большинство башен последний раз белили в 1880-е годы.
1911 год. Грот в Александровском саду и Средняя Арсенальная башня.
С.Виноградов. Московский Кремль 1910-е гг.
1911 год, художник Юон. В реальности стены были, конечно, более грязного оттенка, разводы от побелки более явные, чем на картине, однако общая гамма уже красная.
1914, Константин Коровин.
Пёстрый и облезлый Кремль на фотографии 1920-х годов.Кремль. Хромолитография из собрания Библиотеки конгресса США, 1890 год.
При реставрации кремлевских стен и башен в 1947 году – к празднованию 800- летия Москвы. Тогда в сталинской голове и возникла мысль перекрасить Кремль в красный цвет: Красный флаг на красном кремле на Красной площади – что б все звучало в унисон и идеологически верно.
Это указание товарища Сталина кремлевские работники выполняют и по сей день.
Конец 1940-х, Кремль после реставрации к 800-летию Москвы. Тут башня уже явно красная, с белыми деталями.
И ещё две цветные фотографии 1950-х годов. Где-то подкрасили, где-то оставили облезлые стены. Не было тотальной перекраски в красный цвет.
1950-е.
Но с другой стороны всё оказалось не так просто. Некоторые башни выбиваются из общей хронологии побелки.
1778, Красная площадь на картине Фридриха Гильфердинга. Спасская башня красная с белыми деталями, однако стены Кремля побелены.
1801, акварель Фёдора Алексеева. Даже при всей пестроте живописной гаммы, видно, что Спасскую башню всё-таки побелили в конце 18 века.
А после пожара 1812 года вновь вернули красный цвет. Это картина английских мастеров, 1823 год. Стены неизменно белые.1855, художник Шухвостов. Если хорошо приглядеться, видно, что цвета стены и башни различаются, башня темнее и краснее.
Вид из Замоскворечья на Кремль, картина неизвестного художника, середина 19 века. Здесь Спасская башня снова выбелена, скорее всего, к торжествам по случаю коронации Александра II в 1856 году.
Фотография начала 1860-х годов. Башня белая.
Ещё одна фотография начала — середины 1860-х годов. Побелка башни кое-где осыпается.
Конец 1860-х. И тут вдруг башню опять покрасили в красный цвет.
1870-е. Башня красная.
1880-е годы. Красная краска облезает, кое-где видны вновь выкрашенные места, заплатки. После 1856 года Спасскую башню больше никогда не белили.
Никольская башня
1780-е годы, Фридрих Гильфердинг. Никольская башня ещё без готической верхушки, украшена раннеклассическим декором, красная, с белыми деталями. В 1806-07 годах башня была надстроена, в 1812 году подорвана французами, разрушена почти на половину, и восстановлена уже в конце 1810-х годов.
1823 год, свеженькая Никольская башня после восстановления, красного цвета.
1883, башня белая. Возможно, побелили её вместе со Спасской, к коронации Александра II. И обновили побелку к коронации Александра III в 1883 году.
1912 год. Белой башня оставалась вплоть до революции.
1925 год. Башня уже красная с белыми деталями. Красной она стала в результате реставрации 1918 года, после революционных повреждений.Красная площадь, Парад физкультурников, 1932 год. Обратите внимание на свежевыбеленные к празднику стены Кремля
Троицкая башня
1860-е годы. Башня белая.
На акварели английской школы живописи 1880 года башня серая, такой цвет даёт подпортившаяся побелка.
И в 1883 году башня уже красная. Выкрашена или почищена от побелки, скорее всего, к коронации Александра III.
Подведём итоги. По документальным источникам, Кремль впервые побелили в 1680 году, в 18 и 19 веках он был белым, за исключением Спасской, Никольской и Троицкой башен в определённые периоды. Стены последний раз побелили в начале 1880-х годов, в начале 20 века побелку обновили только на Никольской башне, возможно ещё на Водовзводной. С тех пор побелка постепенно осыпалась и смывалась, и к 1947 году Кремль естественным образом принял идеологически верный красный цвет, в некоторых местах при реставрации его подкрасили.
Стены Кремля сегодня
фото: Илья Варламов
На сегодняшний день в некоторых местах Кремль сохраняет естественный цвет красного кирпича, возможно, с лёгким тонированием. Это кирпичи 19 века, результат очередной реставрации.
Стена со стороны реки. Тут хорошо видно, что кирпичи покрашены в красный цвет. Фотография из блога Ильи Варламова
Кремль, красный или белый? Безграмотным декоммунизаторам на заметку.
Все уже слышали про то, что Кремль был белым. Про это уже написано много статей, но люди до сих пор умудряются спорить. А вот когда его начали белить, и когда перестали? По этому вопросу утверждения во всех статьях расходятся, как и мысли в головах людей. Одни пишут, что белить начали в 18 веке, другие, что ещё в начале 17, третьи пытаются привести доказательства, что кремлёвские стены и вовсе не белили. Повсюду растиражирована фраза о том, что Кремль был белым до 1947 года, а потом вдруг Сталин приказал его перекрасить в красный. Так ли это было? Давайте, наконец-то, расставим все точки над i, благо источников хватает, и живописных, и фотографических.
Разбираемся с цветом Кремля: красный, белый, когда и почему —>
Итак, нынешний Кремль был построен итальянцами в конце 15 века, и, конечно же, они его не белили. Крепость сохраняла естественный цвет красного кирпича, в Италии есть несколько подобных, самый близкий аналог — замок Сфорца в Милане. Да и белить фортификационные сооружения в те времена было опасно: когда пушечное ядро попадает в стену, кирпич повреждается, побелка осыпается, и хорошо видно уязвимое место, куда следует целиться повторно, для скорейшего разрушения стены.
Итак, одно из первых изображений Кремля, где хорошо виден его цвет — икона Симона Ушакова «Похвала Владимирской иконе Божией Матери. Древо государства Российского. Написана она в 1668 году, и Кремль тут красный.Впервые, в письменных источниках побелка Кремля упоминается в 1680 году.
Историк Бартенев, в книге «Московский Кремль в старину и теперь» пишет: «В докладной записке, поданной 7 июля 1680 г. на имя царя, сказано, что укрепления Кремля «не белены», а Спасские ворота «прописаны были черленью и белилом в кирпич». В записке спрашивалось: выбелить стены Кремля, оставить их как есть или расписать «в кирпич» как Спасские ворота? Царь повелел выбелить Кремль известью…»
Так что, по-крайней мере с 1680-х годов нашу главную крепость белили.
1819, художник Максим Воробьёв.
В 1826 году в Москву приезжал французский писатель и драматург Франсуа Ансело, он в своих мемуарах описал белый Кремль: «На этом мы покинем Кремль, мой дорогой Ксавье; но, снова оглядываясь на эту древнюю цитадель, пожалеем о том, что, исправляя разрушения, нанесенные взрывом, строители сняли со стен вековую патину, придававшую им столько величия. Белая краска, скрывающая трещины, придает Кремлю видимость молодости, не соответствующую его форме и зачеркивающую его прошлое».
По документальным источникам, Кремль впервые побелили в 1680 году, в 18 и 19 веках он был белым, за исключением Спасской, Никольской и Троицкой башен в определённые периоды. Стены последний раз побелили в начале 1880-х годов, в начале 20 века побелку обновили только на Никольской башне, возможно ещё на Водовзводной. С тех пор побелка постепенно осыпалась и смывалась, и к 1947 году Кремль естественным образом принял идеологически верный красный цвет, в некоторых местах при реставрации его подкрасили.
Разрушительные последствия большевизма:
2) всеобщее образование
3) включение социальных лифтов, в результате чего бывшие крестьянские дети стали конструкторами, архитекторами и т.д.
4) бесплатная медицина, повышение продолжительности жизни, искоренение эпидемий на территории страны
5) победа над самой сильной армией мира в 40е
кто хочет избавиться от таких последствий скорее всего долбоящер
До звезды ещё не доебались? А то может кому-то хочется двухглавого орла обратно водрузить.
Какая-то околоукраинская ересь же
ляттть, ссср сдох скоро 30 лет назад, а эти до сих пор не опомнились. Это, айда на борьбу с феодализмом, например.
а был он на самом деле был он зеленый. Просто картину ниже раскрашивал художник-дальтоник.
MoscowWalks? те самые? Усольцев?
За статью спасибо, очень интересно.
Ну Москва звалась Белокаменной не просто так.
Маленькие секреты большого дворца
Расположенный на Боровицком холме Большой Кремлевский дворец выполнял функции временной императорской резиденции во время пребывания двора в Москве. Главный фасад этого самого крупного ансамбля на территории Кремля обращен к реке. Новый императорский дворец был построен по инициативе Николая I в 1838-1849 гг. под общим руководством архитектора Константина Тона. Этот комплекс получил название «Большой Кремлевский дворец».
Большая императорская корона Российской империи.
Екатерина II рядом с Большой Императорской короной, Державой и Скипетром справа от неё. (С картины Алексея Антропова, 1765-66 г.)
В начале 1930-х внутри БКД был построен гигантский зал заседаний Верховного Совета СССР. Для этого уничтожили два лучших парадных зала царского дворца: Андреевский и Александровский. Во время реконструкции 1993-1999 гг. они были восстановлены. Сегодня весь комплекс БКД, кроме Оружейной палаты, является главной резиденцией президента Российской Федерации.
Трон Российской Империи.
По личному повелению Николая I ещё при строительстве дворца зал был посвящен ордену Андрея Первозванного. Андреевский зал стал тронным залом большого дворца и главным императорским залом Московского кремля. В 1932 году был превращён в зал заседаний, где проходили партийные съезды. Последнюю перестройку (восстановление) зала провели в 1994-1998 годах. Сегодня Андреевский зал восстановлен в таком же виде, в котором и был построен изначально.
Примыкающий к Андреевскому Александровский зал получил свое имя в честь ордена Святого Александра Невского, учрежденного Екатериной I в 1725 году. Также, как и Андреевский, в 1930-е годы был разрушен и превращён в зал заседаний Верховного совета СССР. В 1994-1998 годах восстановлен
Чашу с изображением фантастического зверя нашли на раскопках в Кремле
Археологи во время раскопок в Большом Кремлевском сквере нашли уникальную поливную чашу с изображениями человека и фантастического животного.
О находке сообщается на сайте Института археологии РАН.
Чаша датируется XV веком. Она украшена оттисками штампов, на которых можно увидеть лицо человека и стилизованное изображение какого-то фантастического животного. Археологи сообщают, что аналогов у этой чаши нет, лишь в Твери в указанный период использовалась близкая по технологии изготовления керамика.
Всего археологи нашли около 400 предметов, которые, как отмечается, указывают на «высокое благосостояние и социальное положение владельцев усадеб», которые ранее находились на месте раскопок. Среди находок обломки драгоценных поливных чаш XIV века, которые были привезены из Золотой Орды и Византии, стеклянный перстень из столицы Волжской Булгарии, железная шпора и набор массивных железных предметов (сковорода и замок с цепью).
Раскопки в Большом Кремлевском сквере начались в 2019 году. Тогда археологи нашли остатки здания Приказов (центральный орган управления государством в XVI-XVII веках). Раскопки были возобновлены в 2020 году. Специалисты планировали продолжить изучение здания Приказов, исследовать культурные отложения на месте объекта, чтобы найти самые ранние из них (залегают на глубине от 3 до 5 м между кладками фундаментов). В текущем сезоне один из главных результатов — выявление остатков городских усадеб с плотной застройкой XIV — первой половины XVI веков на территории, где ранее находились административные здания. На этом месте нашли глубокие ямы-погреба и остатки печей.
До XIX века пушки считались сложным в инженерном отношении и весьма дорогим изделием, поэтому каждая пушка имела собственное имя, часто обыгрываемое в художественном оформлении ствола. Одна из пушек, установленная на красивом лафете в Кремле, это «Лев», отлитый в 1705 году Карпом Балашевичем в малороссийском Глухове.
Он изображен на казенной части ствола, вокруг герба литеры «А.Е.Г.И.М.В.Ц.В.З.», ниже герба рельефная надпись: «За державы великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всея великия и малые и белые России самодержца. Старанием же и коштом ясновельможного его милости пана Иоана Мазепы гетмана войска его царского пресветлого величества запорозкого вылита сия армата в Глухове року 1705 месяца априля дня 3 Карп Балашевич сего дня мастерил»
Первоначального изображения герба на стволе у не сохранилось, Но тот же самый герб повторен на декоративном лафете 1835 года, он гораздо крупнее, более рельефен и хорошо заметен издали.
Герб на лафете, это, как выше и говорилось, деталь уже далеко не времён Мазепы, а более поздняя художественная работа петербургских мастеров. Общеизвестное негативное отношение к мятежному гетману тем не менее не помешало воспроизвести его герб на лафете.
Иван Мазепа использовал разновидность польского герба «Курч», в его основе фигура в виде буквы «Y», пересеченная горизонтальной чертой и поставленная на горизонтальное основание, сопровождаемая по сторонам полумесяцем и звездой. Но рисунок герба не был постоянным, иногда полумесяц со звездой заменялись двумя полумесяцами, иногда их не было вовсе (на лафете в Московском Кремле они как раз отсутствуют).
Герб Мазепы, нарисованный Е. Нарбутом в издании 1915 года. Герб Мазепы в 18 веке часто сопровождали буквы «IМГВЕЦПВЗ», т.е. «Иван Мазепа Гетман войска Его Царского Пресветлого Величества Запорожского».
Где использовалась пушка, которая ныне стоит в Кремле, достоверно не известно. Возможно ее использовали против шведских войск, а возможно после перехода Мазепы на сторону Карла XII уже и против российской армии.
Любопытно то, что в 1980 году сотрудники высшей школы КГБ им. Ф.Э. Дзержинского (ныне Академии ФСБ) совершенно случайно обнаружили, что пушка «Лев» все эти годы была заряжена!
В канале пушки последовательно находились пороховой заряд, деревянный пыж, чугунное пушечное ядро, вновь деревянный пыж, заряд из чугунной картечи и камней и еще один деревянный пыж. Так что поднеси кто-нибудь к запальному отверстию огонь, и пушка бы дала выстрел картечью и ядром в направлении Троицкой башни.
Скорее всего пушку готовили к защите одной из крепостей на территории Украины, но выстрел из нее так и не сделали, а перед транспортировкой в Москву орудие забыли разрядить, и оно более 200-лет было готово к бою.
Сейчас, конечно же, заряд в стволе мазепинской пушки отсутствует. Так что проходить в Кремль через Троицкие ворота снова безопасно. (С.)
Кремлёвские затворницы
У меня была мечта создать монументальную историческую картину. Спустя годы учёбы, в 2019 году, я написала полотно размером 197х312 см.
История России всегда вызывала у меня большой интерес. Особенно история 16-17 вв. Я заинтересовалась, бытом, жизненным укладом царской семьи, и, конечно, положением женщины – царской дочери, сестры (царевны). Жизнь русской царевны очень сильно отличалась от жизни европейской принцессы. Для женщины существовало очень много ограничений. Русские царевны жили в своих теремах словно затворницы. Посещение церковной службы, пожалуй, было самым радостным событием в жизни царской дочери.
Свою работу я назвала «Кремлевские затворницы». На картине изображена царевна, выходящая со своей свитой из Успенского собора Московского кремля.
Это не конкретное историческое лицо, а, скорее, собирательный образ.
Во времена Софьи царица и царевны редко выходили из своих покоев. Они не получали хорошего образования. Занимались рукоделием. Общались только с женщинами и девушками из знатных боярских родов. Редко могли общаться с родствениками-мужчинами: отцом, братьями. Даже приближенные к царю лица ни разу не видели царицы и царевен.
Русская царевна не могла выйти замуж и создать семью. Брак с иноверцем был запрещен, как и брак с человеком не царских кровей. Многие царевны уходили в монастырь. Хотя и в тереме жизнь была похожа на жизнь монастырскую. Положение изменилось лишь благодаря Петру I в начале 18 века.
При работе над картиной «Кремлевские затворницы» моей целью было изобразить фрагмент из жизни русской царевны, попытаться максимально приблизиться к эпохе 16-17 вв.
Буду рада Вашим комментариям!
Замена символов эпохи
До 25 октября 1935 года башни Кремля в Москве украшали огромные медные позолоченные двуглавые орлы, которые были частью герба Российской империи. С момента, когда большевики захватили власть, вопрос о снятии кремлевских орлов поднимался неоднократно. Однако, решение все время по тем или иным причинам переносилось. И только к октябрю 1935 года началась поэтапная замена орлов на пятиконечные звезды.
Первая Кремлевская звезда была установлена 25 октября 1935 года на вершине Спасской башни Кремля. В течение следующей недели были установлены еще три звезды, на Троицкой, Никольской и Боровицкой башнях.
Каждая Кремлевская звезда была изготовлена из нержавеющей стали и покрыта медью. Кремлевские звезды были украшены серпом и молотом с обеих сторон, сделанных из полудрагоценных Уральских самоцветов. Установка первых звезд не оправдала ожиданий, так как поверхность камней быстро утратила свой блеск и потребовала новой огранки.
В 1937 году все Кремлевские звезды были заменены на новые, выполненные из рубинового стекла. Их установка совпала с празднованием 20-летия Октябрьской революции.
История монастыря, где крестили царей
Он находился на территории Московского Кремля с 14 по 20 век.
Метрика Чудова монастыря с описанием зданий церквей (в том числе внутреннего убранства), хранящейся утвари, икон. Конец XIX века. Главархив Москвы
В 1357 году хан Джанибек позвал в Орду митрополита Алексия сотворить чудо — вылечить от слепоты мать хана Тайдулу. Алексий смог вернуть ей зрение, и в благодарность ему дали ханских наместников и позволили заложить в Кремле Чудов монастырь.
Монастырь рос, в нем были устроены церкви во имя Святителя Алексия, Благовещения Пресвятой Богородицы и домовая церковь во имя Святого Апостола Андрея Первозванного.
С 16 века монастырь был местом крещения великих царей и князей. Там крестили сыновей и дочь Ивана Грозного, царя Алексея Михайловича, императора Петра I, императора Александра II.
Во время пожара в 1812 году библиотека Чудова монастыря сильно пострадала. Но многие рукописи сохранились.
После революции 1917 года монастырь был закрыт. В декабре 1929 года он был полностью разрушен для освобождения привилегированной территории под строительство правительственного здания Президиума Верховного Совета, по проекту И.Рерберга.
На сегодняшний день создан музей археологии Чудова монастыря.
Обмен недовольными взглядами между военнослужащим 1-й роты Кремлёвского полка и курящей девушкой у Кремлевской стены, 2000 год.
Псков: древнейший город России
Прогуливаясь по современному Пскову, в первую очередь обращаешь внимание на несколько рядов мощных средневековых стен, которыми опоясан город. Некоторые участки этих укреплений имеют ухоженный вид, некоторые почти сравнялись с землей и теряются в зарослях среди домов. Эти стены – скелет, вокруг которого вырос город, его основа. Во времена расцвета Псков считался одной из самых больших и неприступных крепостей в Европе.
Сам город возник на месте контактов многих народов. Территории вокруг него постоянно делили между собой славянские, прибалтийские и финно-угорские племена. Псков был участником многих войн. Поэтому горожане не жалели сил на постройку укреплений. Каменный Кремль или, как называют его псковичи, Кром, возведенный здесь, стал одним из первых на Руси.
Расположенный на скалистом мысу при слиянии рек Великой и Псковы Кром со своими круглыми башнями разных размеров, производит сильное впечатление. Глядя на его каменные стены, похожие на укрепления средневекового замка, представляешь, как тяжело было рыцарям-крестоносцам взять древний город.
Интересен тот факт, что в Кроме никто не жил. Здесь собиралось народное вече, хранились запасы продовольствия (видимо, поэтому Кремль называли Кромом, так как «кром» происходит от слова «кърм» – еда), стояли клети, которые охраняли сторожевые собаки – «кромские псы». Кража из Крома считалась тяжким государственным преступлением и каралась смертной казнью. Сейчас на территории Кремля находится Троицкий собор – главный храм Пскова и Псковской земли.
Достопримечательности Псковского Крома.
Вид на Псковский Кремль со смотровой площадки Власьевской башни. Здесь хорошо видны Башня князя Довмонта или Смердья башня, Троицкая башня и Довмонтов город.
Довмонтов город – архитектурный комплекс в центре Пскова, представляющий собой остатки и фундаменты древних храмов и городских построек, вскрытые археологами. Свое название Довмонтов город получил в честь литовского князя Довмонта, который во второй половине XIII века бежал во Псков, принял крещение и впоследствии был избран князем. Любопытный факт: если в большинстве городов древней Руси княжеский титул переходил по наследству, то во Пскове и Новгороде это была выборная должность. Что касается личности Довмонта, то он особенно ярко проявил себя на военном поприще, неоднократно отражая атаки наступавших с запада ливонских рыцарей. Впоследствии князь был причислен к лику святых, а его мощи сейчас покоятся в Троицком соборе. Довмонтов город часто называют «Псковскими Помпеями».
Башня князя Довмонта или Смердья башня. Название Смердья происходит от слова смерд, холоп, человек из черни, крестьянин. Рядом с ней первоначально находились единственные ворота, которые вели на вечевую площадь. В XII веке в южной части крепостной стены Псковского Кремля со стороны реки Псковы были пробиты вторые ворота, получившие название Великих или Троицких, существующие до сих пор. По легенде, при перенесении мощей святого князя Всеволода-Гавриила в Троицкий собор рака встала неподвижно, не желая пройти через Смердьи ворота. Той же ночью святой Всеволод-Гавриил явился во сне одному псковичу и сказал, что не хочет идти в те врата, которые зовутся Смердьими. После этого случая были пробиты новые врата от реки Псковы, через которые пронесли мощи святого в церковь святой Троицы.
Троицкая башня стоит в переломе стены над рекой Псковой, рядом с главными воротами Крома. В середине XVII века на Троицкой башне были сделаны городские часы, а башню стали называть Часовой. В Часовой башне есть мозаичная икона Святой Троицы и особый проход – захаб (коридор для защиты крепости), представляющий собой очень интересное изобретение – всего двое воинов могли, встав плечом к плечу, отбивать атаки вражеских отрядов.
На крепостной стене Псковского кремля висит огромный меч. Одни называют его Мечом Александра Невского, другие – Мечом Довмонта. Этот памятный знак установили в год 730-й годовщины Ледового побоища. Большой прямоугольный щит – воинское знамя, на котором изображены герб и план Пскова. На псковском гербе – барс с поднятой когтистой лапой. На круглых пластинах, укрепленных под щитом, находятся гербы городов, принимавших участие в битве: Пскова, Новгорода, Владимира, Твери и Переславля-Залесского.
Приказная палата. Это административное сооружение XVII века, представляющее собой мощную каменную постройку со стенами более 2 метров в толщину и четырехскатной металлической кровлей. До 1692 года на месте палаты стояла деревянная Приказная изба, где располагались поместный, разрядный, посольский, судный и денежный «столы» – отделения. Сегодня в палатах размещается музей, в котором воссозданы характерные для органов власти трёхсотлетней давности интерьеры, вплоть до рукописных документов на рабочих столах. В отзывах часто пишут, что экспозиция не очень большая и будет интересна не всем. Зато здесь можно увидеть на макете, как выглядел не дошедший до нас Довмонтов город на входе в Псковский Кром.
Свято-Троицкий кафедральный собор. Это единственный из больших храмов Пскова, сохранившийся до наших дней. Троицкий собор – сердце Псковского Кремля, великолепный образец русской религиозной архитектуры. Всё в его облике строго, утончённо и возвышенно: величественная золотая глава и четыре изящные главки вокруг, беленые стены, летящие ввысь окна под самыми куполами и крыльцо с широкой лестницей. История собора началась в 10 веке, когда на территории Кремля по распоряжению княгини Ольги началось возведение собора, которому было предписано стать главным городским храмом. Перед началом Ледового побоища князь Александр Невский молился именно здесь. В пределах собора располагается церковь преподобного Серафима Саровского с древней усыпальницей. В крипте Троицкого собора захоронены псковские князья, представители духовенства и архиереи, а также мифический юродивый Никола Салос, в 1570 году вступившийся за город перед карательными войсками Ивана Грозного.
Внутри Свято-Троицкого кафедрального собора.