до какого года существовала киевская русь
До какого года существовала киевская русь
До сих пор историки выдвигают различные теории насчет возникновения Киевской Руси в качестве государства. Уже долгое время за основу взята официальная версия, по которой датой зарождения называется 862 год. Но ведь государство не возникает «на голом месте»! Невозможно себе представить, что до указанной даты на территории проживания славян были одни дикари, которые без помощи «со стороны» не могли создать свою собственную державу. Ведь, как известно, история движется по эволюционному пути. Для возникновения государства должны быть определенные предпосылки. Попробуем разобраться в истории Киевской Руси. Каким образом это государство было создано? Почему пришло в упадок?
Возникновение Киевской Руси
В данный момент отечественные историки придерживаются 2-х основных версий возникновения Киевской Руси.
К сожалению, до конца IX столетия никаких упоминаний о славянах в летописях нет. Подозрительно, что Рюрик «пришел править русским государством», когда в нем уже были свои традиции, обычаи, собственный язык, города и корабли. То есть Русь не возникала на пустом месте. Древнерусские города были очень хорошо развиты (в том числе и с военной точки зрения).
Согласно общепризнанным источникам, датой основания древнерусского государства считают 862 год. Именно тогда в Новгороде стал править Рюрик. В 864 году его сподвижники Аскольд и Дир захватили княжескую власть в Киеве. Спустя восемнадцать лет, в 882 году, Олег, которого принято называть Вещим, захватил Киев и стал великим князем. Он сумел объединить разрозненные славянские земли, и именно в его правление был совершен поход на Византию. К великокняжеским землям присоединялись все новые и новые территории и города. В период правления Олега между Новгородом и Киевом не было крупных столкновений. Во многом это происходило по причине кровных уз и родства.
Становление и расцвет Киевской Руси
Киевская Русь была могущественным и развитым государством. Ее столица была укрепленным форпостом, расположенным на берегу Днепра. Взять власть в Киеве означало стать во главе огромных территорий. Именно Киев сравнили с «матерью городов русских» (хотя такого титула вполне был достоин и Новгород, откуда в Киев прибыли Аскольд и Дир). Статус столицы древнерусских земель город сохранял вплоть до периода татаро-монгольского нашествия.
Период междоусобиц и распада Киевской Руси
К сожалению, в Киевской Руси не была выработана понятная и однообразная система престолонаследия. Различные великокняжеские земли за военные и другие заслуги раздавались дружинникам.
Лишь после окончания правления Ярослава Мудрого был установлен такой принцип наследования, который предполагал передачу старшему в роде власти над Киевом. Все другие земли делились между членами рода Рюриковичей в соответствии с принципом старшинства (но и это не могло убрать все противоречия и проблемы). После смерти правителя оставались десятки наследников, претендующих на «трон» (начиная от братьев, сыновей, а заканчивая племянниками). Несмотря на определенные правила наследования, верховная власть зачастую утверждалась с помощью силы: через кровопролитные столкновения и войны. Лишь немногие самостоятельно отказывались от управления Киевской Русью.
Претенденты на титул великого киевского князя не чурались самых страшных деяний. В литературе и истории описывается страшный пример со Святополком Окаянным. Он пошел на братоубийство только ради того, чтобы получить власть над Киевом.
Многие историки приходят к выводу о том, что именно междоусобные войны и стали тем фактором, который привел к распаду Киевской Руси. Осложняло положение и то, что XIII веке активно стали нападать татаро-монголы. «Мелкие правители с большими амбициями» могли объединиться против врага, но нет. Князья занимались внутренними проблемами «на своем участке», не шли на компромиссы и отчаянно отстаивали собственные интересы в ущерб другим. В результате Русь на пару столетий попала в полную зависимость от Золотой Орды, а правители были вынуждены платить дань татаро-монголам.
Предпосылки грядущего распада Киевской Руси сформировались еще при Владимире Великом, который решил дать каждому из 12 сыновей свой город. Началом же распада Киевской Руси называют 1132 год, когда скончался Мстислав Великий. Тогда сразу 2 мощных центра отказались признавать великокняжескую власть в Киеве (Полоцк и Новгород).
В XII в. наблюдалось соперничество 4 основных земель: Волынской, Суздальской, Черниговской и Смоленской. В результате же междоусобных столкновений Киев периодически разграбляли, сжигали храмы. В 1240 году город был сожжен татаро-монголами. Влияние постепенно ослабевало, в 1299 году резиденция митрополита была перенесена во Владимир. Для управления русскими землями больше не надо было занимать Киев
Древнерусское государство (Киевская Русь)
Древнерусское государство. Государство, существовавшее в восточнославянских землях с конца IX в. до второй трети (согласно другой точке зрения, до середины) XII в. и объединявшее значительную часть восточнославянских земель (а в конце X – начале XI вв. – практически все их).
Возникновение. Древнерусское государство образовалось около 882 г. в результате объединения новгородским князем Олегом Вещим государств, условно именуемых в науке «Новгородским» и «Киевским».
Столица: Киев.
Самоназвания: Русь, Русская земля; «Древнерусским государством» (или «Киевской Русью») оно именуется в исторической науке.
Глава государства: Великий князь русский; до середины XI в. его именовали заимствованным у хазар титулом «каган» (в исторической науке главу Древнерусского государства именуют великим князем киевским).
Герб. Для периода с 960-х гг. по 1054 г. известен герб великого князя русского (кагана). При Святославе Игоревиче (964 – 972 гг.) и Святополке Окаянном (1015 – 1016 и 1018 – 1019 гг.) это был двузубец, при Владимире Святославиче (978 – 1015 гг.) и Ярославе Мудром (1016 – 1018 и 1019 – 1054 гг.) – трезубец.
Законодательство Древнерусского государства в конце IX – Х вв. было устным («Закон русский»). На протяжении XI – начала XII вв. складывается свод писаных законов – Русская Правда (образованный такими законодательными памятниками, как Правда Ярослава, покон вирный, Урок мостникам, Правда Ярославичей и Устав Владимира Мономаха).
Функции государственного аппарата в конце IX – конце Х в. выполняли дружинники великого князя (кагана); с конца Х в. известны такие должностные лица, как вирники, мытники, мечники.
Общественный строй. В советской историографии Древнерусское государство считалось раннефеодальным – т.е. таким, характер которого определялся складыванием в это время феодальных отношений. По мнению ученых ленинградской школы И.Я. Фроянова, феодальный уклад в Древнерусском государстве отнюдь не был системообразующим.
Периоды истории государства. В истории Древнерусского государства можно выделить четыре больших периода.
1) Около 882 – начало 990-х гг. Государство носит федеративный характер; входящие в него территории восточнославянских племенных союзов пользуются широкой автономией и вообще слабо связаны с центром. Поэтому Древнерусское государство этого периода часто характеризуется как «союз союзов племен». После смерти в 972 г. Святослава Игоревича государство вообще распадается на три независимые «волости» (Киевскую, Новгородскую и Древлянскую, вновь объединенные Ярополком Святославичем только около 977 г.).
2) Начало 990-х гг. – 1054 г. В результате ликвидации Владимиром Святославичем большинства племенных княжений и замены племенных князей наместниками (сыновьями) великого князя русского (кагана) государство приобретает черты унитарного. Однако в результате усобицы между Ярославом Мудрым и его братом Мстиславом Владимировичем (Лютым), в 1026 г. оно вновь распадается – на две половины (с границей между ними по Днепру), – и только после смерти в 1036 г. Мстислава Ярослав восстанавливает единство государства.
3) 1054 – 1113 гг. Согласно завещанию Ярослава Мудрого, государство вновь принимает черты федерации. Оно считается общим достоянием княжеского рода Рюриковичей, каждый из которых имеет право княжить в той или иной области («волости»), но должен подчиняться старшему в роде – великому князю русскому. Однако в результате начавшегося в XI в. бурного роста городов (потенциальных областных центров) и упадка значения Днепровского торгового пути (то и дело перекрывавшегося половцами) роль Киева как единого центра, контролирующего Днепровский путь, начинает падать, и федерация обнаруживает тенденцию к превращению в конфедерацию (т.е. к распаду единого государства).
4) 1113 – 1132 гг. Владимиру Мономаху (1113 – 1125 гг.) и его старшему сыну Мстиславу Великому (1125 – 1132 гг.) удается приостановить начавшийся распад Древнерусского государства и вновь придать ему черты федерации (а не конфедерации).
Поскольку объективные причины нарастания центробежных тенденций (а к ним, помимо перечисленных выше, относилась и слабая управляемость огромного государства при тогдашних средствах сообщения и связи) не удалось устранить ни Владимиру Мономаху, ни Мстиславу Великому, после смерти последнего в 1132 г. эти тенденции восторжествовали вновь. Городские «волости» одна за другой стали выходить из подчинения великому князю русскому. Последние из них сделали это в 1150-х гг. (почему время окончательного распада Древнерусского государства и относят иногда к середине XII в.), но обычно концом существования Древнерусского государства считается рубеж первой и второй третей XII в.
Литература
Читайте также:
Татьяна Черникова. Проблема образования государства Русь. Становление династии
Татьяна Черникова. Расцвет древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI – начало XII вв.)
Валентин Жаронкин. Нет в русской истории «трудных вопросов». Часть 2: Древняя Русь – Россия, Украина, Белоруссия
Киевская Русь
Киевская Русь – одна из самых ярких страниц отечественной истории, ознаменовавшая собой создание огромного восточнославянского государства на территории Европы, охватывавшего земли от берегов Балтики до Среднего Поднепровья. Началом зарождения государственности принято считать 862 год, когда, согласно «Повести временных лет», часть славянских (кривичи, словене) и финно-угорских племен позвала княжить в свои земли скандинавов (варягов) во главе с Рюриком, который стал править в Ладоге, потом в Новгороде, а своих братьев Синеуса и Трувора поставил соответственно в Белоозере и Изборске. В то же время бояре Рюрика Аскольд и Дир, отпросившиеся у Рюрика в поход на Византию, по пути захватили главный город полян Киев, плативший дань хазарам, и благополучно вокняжились там. И уже в 866 году флот Аскольда с 200 ладьями осаждает Константинополь. От полного разорения город спасла только чудотворная риза Богородицы, которую византийцы погрузили в море, вызвав бурю.
К слову, до сих пор ведутся споры о варяжском (иноземном) происхождении государственности и самого названия Руси. Схлестнулись в этом вопросе две теории: норманская и антинорманская. Норманисты утверждают, что Рюрик был скандинавом, опираясь на «Повесть временных лет», которая гласит, что «те варяги назывались русью» и «от тех варягов прозвалась Русская земля». Антинорманисты же наоборот считают, что речь в «Повести…» идет не о скандинавах, а о южнобалтийских славянах, этноним «русь» выводят из названий рек Рось, Россавы, Роставицы, а также утверждают о языковом единстве варягов-руси и славян.
Становление и расцвет
За время княжения Олег подчинил себе почти все славянские племена, обложив легкой данью, избавив тем самым от дани хазарам. В 907 году он пошел на Византию «на конях и в ладьях» количеством 2 тысяч. Пред замкнутыми вратами Царьграда Олег велел поставить корабли на колеса и приблизился к городу, вынудив императора Михаила подписать очень выгодный для Руси мирный договор, получив огромную контрибуцию и множество льгот для русских купцов.
После смерти Олега дело его продолжил Игорь. Придя к власти, он вновь присоединяет к Киеву уличей и древлян, отколовшихся после известия о кончине Олега, расширяет свое влияние на Крым и Тамань, воюет с появившимися в низовье Днепра печенегами. В 40-х годах Х ст. Игорь дважды нападает на Царьград. Первый поход не увенчался успехом: константинопольцы вылили на русский флот «греческий огонь» (горючую смесь) и заставили отступить. Спустя три года, собрав войско из русов, наемников-варяг и печенегов, Игорь совершает новый поход, закончившийся подписанием военно-торгового договора с Византией. В 945 году, во время «кружения» (сбора дани) Игорь был убит древлянами, а в Киеве стала княжить его вдова Ольга.
Первым делом Ольга жестоко расправилась с древлянами. Сначала она зарыла заживо их послов вместе с ладьей, а затем сожгла древлянскую столицу Искоростень, выпустив на город голубей и воробьев, к лапам которых были привязан тлеющий трут. Подчинив древлян, Ольга реформировала систему сбора дани, поделила земли на погосты (адм. единицы), поставила управляющих на местах. Во внешней политике княгиня военным походам предпочитала дипломатию. В 957 году она осуществляет официальный визит в Константинополь, где встречается с императором Константином Багрянородным и принимает крещение в главном храме Византии, пышном Софийском соборе.
С 60-х годов Х века в Киеве княжит сын Ольги Святослав, который активно расширяет и укрепляет державу. В 968 году он наносит сильнейшее поражение Хазарскому каганату, который постоянно угрожал русским землям, препятствовал торговли Руси, перерезая путь купцам в устьях Дона и Волги. Затем князь обращает свой взгляд на юг – включается в затяжную войну Византии и Болгарии. Разбив под Доростолом болгарское войско, он надежно закрепляется в Переяславце на Дунае. С 969 года Святослав воюет уже не только с болгарским царем Борисом, но и с новым императором Византии Иоанном Цимисхием, который нарушил соглашение с прямодушным русским князем. Несколько месяцев русы и византийцы бились у стен Доростола, а потом, обессилев, подписали мирный договор. По пути домой, во время зимовки у днепровских порогов на русов напала орда печенегов с ханом Курей. Святослав погиб в бою, а из его черепа хан сделал себе чашу.
После гибели Святослава между его сыновьями началась ожесточенная борьба за власть. Олег и Владимир не хотели признавать верховным князем старшего брата Ярополка. Упреждая события, Ярополк первым отправляется с войском в земли Олега. Во время этого похода Олег трагически погиб, упав с моста в крепостной ров. Владимир же, не дожидаясь подобной участи, бежит в Скандинавию, а оттуда, собрав войско из варягов, вновь возвращается на Русь. В результате короткой войны между братьями Ярополк был убит, и 11 июня 978 года Владимир вокняжился в Киеве.
Как раз в это время к Владимиру обращается византийский император Василий II и просит о военной помощи против заговорщика Варды Фоки. Владимир обещает помочь, но взамен требует от василевса руки его сестры Анны. Опешив от такой дерзости, император согласился на этот немыслимый доселе брак, но при условии крещения князя-язычника. В итоге 6-тысячный русский корпус прибыл в Константинополь, разбил мятежников, но князь так и не получил невесту. Тогда Владимир собирает войско и захватывает город Корсунь, крупное византийское владение в Крыму, чем вынуждает императора спешно прислать принцессу. Там же, в Корсуне, Владимир принимает крещение, венчается с Анной. Затем, вернувшись в Киев, крестит киевлян в реке Почайна, а за ними и всю Русь.
Не менее блестящей была и внутренняя политика великого князя. На Руси в это время был издан первый сборник законов, известный как «Русская правда», регламентирующий все сферы жизни, водворяющий справедливость и порядок. Ярослав Мудрый занимался градостроительством, возводил монастыри, храмы. Именно при нем в Киеве появился величественный собор Святой Софии, для росписи которого были приглашены лучшие константинопольские художники. При соборе открылась школа с библиотекой, где по инициативе князя начали писаться переводы греческих и других книг на церковнославянский язык.
Усобицы и начало раздробленности
После смерти Ярослава Мудрого власть в стране поделили между собой трое его старших сыновей – установилось троевластие, так называемый триумвират Ярославичей. Изяслав княжил в Киеве и Новгороде, Святослав – в Чернигове, а Всеволод – в Переяславле. Остальные сыновья и члены рода получили менее значимые волости и города, надеясь в дальнейшем перейти к более престижному столу по так называемой «лествице» (от старшего брата к младшему). Изначально старшие братья жили в мире, сообща воевали с внешними врагами, расправлялись с опальными родичами-князьями, сажая в поруб (тюрьму). Но постепенно между князьями нарастали противоречия. Все чаще свои претензии на более богатые волости начали высказывать другие Рюриковичи. Между родственниками вспыхивает вражда, войны, захваты городов.
Не исправил ситуацию и съезд в Любече, на котором князья решили прекратить распри и сплотиться пред лицом лютого врага Руси – половцев. Принятый на съезде новый принцип наследования сложившихся вотчин (земель отцов) только усугублял и легитимизовал раздробленность. Относительная стабильность наступила на Руси с приходом на главный престол Владимира Мономаха, которому удалось вновь усилить центральную власть и былое значение стольного Киева. Когда Мономах умер, аналогичную политику продолжил его сын Мстислав, который успешно боролся с сепаратизмом непокорных князей. После его смерти Русь окончательно распадается на отдельные княжества. Как сказал новгородский летописец, «и раздрася вся земля Русская».
Монеты Киевской Руси
Монеты древнерусского государства составляют огромнейшую ценность для историков, археологов, нумизматов. Науке сегодня известны такие монеты, как «сребреники» и «златники», чеканившиеся при Владимире Святославовиче, Святополке и Ярославе, выполненные соответственно из серебра и золота. В так называемый «безмонетный период» на Руси ходили гривны – небольшие слитки в виде ромба или прута. Гривны отливались в Киеве, Новгороде и Чернигове.
Новгородская гривна
Сребреник Владимира на юбилейной монете 3 рубля 1988 г.
ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО (КИЕВСКАЯ РУСЬ)
Древнерусское государство (Киевская Русь) – государство, существовавшее в восточнославянских землях с конца IX в до второй трети (согласно другой точке зрения, до середины) XII в. и объединявшее значительную часть восточнославянских земель (а в конце X – начале XI вв. – практически все их).
Столица – Киев. Самоназвания – Русь, Русская земля; Древнерусским государством (или Киевской Русью) оно именуется в исторической науке.
Форма правления
Во главе государства стоял великий князь русский; до середины XI в. его именовали заимствованным у хазар титулом «каган» (в исторической науке главу Древнерусского государства именуют великим князем киевским). Для периода с 960-х гг. по 1054 г. известен герб великого князя русского (кагана). При Святославе Игоревиче (964 – 972 гг.) и Святополке Окаянном (1015 – 1016 и 1018 – 1019 гг.) это был двузубец, при Владимире Святославиче (978 – 1015 гг.) и Ярославе Мудром (1016 – 1018 и 1019 – 1054 гг.) – трезубец.
Социально-экономический уклад
В советской историографии Древнерусское государство считалось раннефеодальным – т.е. таким, характер которого определялся складыванием в это время феодальных отношений. По мнению ученых ленинградской школы И.Я. Фроянова, феодальный уклад в Древнерусском государстве отнюдь не был системообразующим.
Государственный аппарат и законодательство
Законодательство Древнерусского государства в конце IX – Х вв. было устным («Закон русский»). На протяжении XI – начала XII вв. складывается свод писаных законов – Русская Правда (образованный такими законодательными памятниками, как Правда Ярослава, покон вирный, Урок мостникам, Правда Ярославичей и Устав Владимира Мономаха).
Функции государственного аппарата в конце IX – конце Х в. выполняли дружинники великого князя (кагана); с конца Х в. известны такие должностные лица, как вирники, мытники, мечники.
Этапы формирования
Древнерусское государство образовалось около 882 г. в результате объединения новгородским князем Олегом Вещим государств, условно именуемых в науке Новгородским и Киевским. В истории Древнерусского государства можно выделить четыре больших периода.
1) Около 882 – начало 990-х гг. Государство носит федеративный характер; входящие в него территории восточнославянских племенных союзов пользуются широкой автономией и вообще слабо связаны с центром. Поэтому Древнерусское государство этого периода часто характеризуется как «союз союзов племен». После смерти в 972 г. Святослава Игоревича государство вообще распадается на три независимые «волости» (Киевскую, Новгородскую и Древлянскую, вновь объединенные Ярополком Святославичем только около 977 г.).
2) Начало 990-х гг. – 1054 г. В результате ликвидации Владимиром Святославичем большинства племенных княжений и замены племенных князей наместниками (сыновьями) великого князя русского (кагана) государство приобретает черты унитарного. Однако в результате усобицы между Ярославом Мудрым и его братом Мстиславом Владимировичем (Лютым), в 1026 г. оно вновь распадается – на две половины (с границей между ними по Днепру), – и только после смерти в 1036 г. Мстислава Ярослав восстанавливает единство государства.
3) 1054 – 1113 гг. Согласно завещанию Ярослава Мудрого, государство вновь принимает черты федерации. Оно считается общим достоянием княжеского рода Рюриковичей, каждый из которых имеет право княжить в той или иной области («волости»), но должен подчиняться старшему в роде – великому князю русскому. Однако, в результате начавшегося в XI в. бурного роста городов (потенциальных областных центров) и упадка значения Днепровского торгового пути (то и дело перекрывавшегося половцами) роль Киева как единого центра, контролирующего Днепровский путь, начинает падать, и федерация обнаруживает тенденцию к превращению в конфедерацию (т.е. к распаду единого государства).
4) 1113 – 1132 гг. Владимиру Мономаху (1113 – 1125 гг.) и его старшему сыну Мстиславу Великому (1125 – 1132 гг.) удается приостановить начавшийся распад Древнерусского государства и вновь придать ему черты федерации (а не конфедерации).
Распад Древнерусского государства
Поскольку объективные причины нарастания центробежных тенденций (а к ним, помимо перечисленных выше, относилась и слабая управляемость огромного государства при тогдашних средствах сообщения и связи) не удалось устранить ни Владимиру Мономаху, ни Мстиславу Великому, после смерти последнего в 1132 г. эти тенденции восторжествовали вновь. Городские «волости» одна за другой стали выходить из подчинения великому князю русскому. Последние из них сделали это в 1150-х гг. (почему время окончательного распада Древнерусского государства и относят иногда к середине XII в.), но обычно концом существования Древнерусского государства считается рубеж первой и второй третей XII в.
Первые сведения о Древней Руси относятся к 839 году, когда послы кагана народа Рос, прибыли в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого времени становится известным и этноним «Русь». Термин «Киевская Русь» появляется впервые в XVIII-XIX веках. В 862 году, для объединения, славянские и финно-угорские племена призвали на княжение варягов во главе с Рюриком и его братьями Синеусом и Трувором. Они сели на княжение в Ладогу или Новгород и другие города. Часть дружины, во главе с Аскольдом и Диром ушла на юг и осела в Киеве. После смерти Рюрика, князь Олег, с его сыном князем Игорем, захватил Киев и объединил новгородский север и киевский юг, создав основу Древне Руси.
Походы на столицу Византийской империи, организованные в 907 и 941 годах князьями Олегом Вещим и его преемником Игорем, помогли в военно-политическом и экономическом развитии Древней Руси. После гибели Игоря во время восстания древлян правление оказалось в руках его вдовы княгини Ольги. Ее главные усилия после умиротворения древлян были направлены на внутреннюю стабилизацию государства. При ней наступил новый этап христианизации правящей верхушки Руси. Однако эта попытка не была длительной и окончилась неудачно.
Правящая верхушка Руси состояла из княжеского рода и существовавшей за счет княжеских доходов дружины князя. Входившие в состав государства племена регулярно выплачивали дань. Ее размеры определялись договором и обязанностью участвовать в военных предприятиях князей. Дань взималась как натуральными продуктами, так и монетами, главным образом арабской чеканки. Также, одной из важнейших составляющих экономики Киевской Руси являлась отправка ежегодных торговых караванов с собранными в ходе полюдья экспортными товарами вниз по Днепру на международные рынки Причерноморья и других.
Международное положение и задачи внутренней консолидации Руси настоятельно требовали христианизации. Это произошло в 988 году при княжении Владимира Святославовича. Были учреждены Киевская митрополия и несколько епархий в крупнейших или ближайших к Киеву городских центрах, которые возглавили греческие иерархи. После смерти князя Владимира вспыхнула междоусобная схватка между наиболее влиятельными из его многочисленных сыновей.
В ходе крещения Руси во всех её землях была установлена власть православных епископов, подчинявшихся киевскому митрополиту. Власть великого князя достигла наивысшего укрепления при Ярославе Мудром, а затем при Владимире Мономахе. Положение династии укреплялось многочисленными международными браками. Бояре и дружина составляли особые советы. Князь советовался также с церковным собором. Свод законов «Русская правда» Ярослава уравняла в правах «русинов» и «словенинов». Это способствовало формированию новой этнической общности, осознававшей своё единство и историческое происхождение.
Распад Киевской Руси начался в XI века с отделения Полоцкого и Новгородского княжеств, непризнавшие власть киевского князя после смерти Мстислава Великого. В ходе двух крупных междоусобных войн середины XII века Киевское княжество утратило Волынь, Переяславль и Туров. В 1169 Киев был жестоко разграблен, сожжены храмы, жители уводились в плен. При этом он, в отличие от большинства остальных княжеств, не стал достоянием какой-либо одной династии, а служил постоянным яблоком раздора для всех сильных князей. Татаро-монгольское нашествие и установление в дальнейшем верховной власти монголов практически над всеми древнерусскими княжествами привело к дальнейшему развалу государства.