до какого года сжигали ведьм

За что сжигали ведьм?

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

Одной из самых больших загадок в истории остается странное умопомрачение, охватившее Европу в XV-XVII веках, в результате которого на костры отправились тысячи женщин, заподозренных в колдовстве. Что это было? Злой умысел или хитроумный расчет?

В отношении борьбы с ведьмами в средневековой Европе существует множество теорий. Одна из наиболее оригинальных состоит в том, что никакого умопомрачения не было. Люди действительно боролись с темными силами, и в том числе с ведьмами, расплодившимися по всему белу свету. При желании эту теорию можно развить.

Языческая толерантность

Языческие религии в целом терпимо относились к колдунам и ведьмам. Все было просто: если колдовство шло во благо людям, это приветствовалось, если во вред — наказывалось. В Древнем Риме избирали наказание колдунам в зависимости от вредоносности содеянного ими. Например, если нанесший вред колдовством не мог выплатить пострадавшему компенсацию, ему должно было быть нанесено увечье.

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

Все изменилось с приходом христианства. Пить, гулять на стороне и обманывать ближнего стало считаться грехом. А грехи объявили происками дьявола. В Средние века видение мира у простых людей стали формировать самые образованные люди той эпохи — священнослужители. И они навязали им свое мировоззрение: дескать, все беды на земле происходят от дьявола и его подручных — демонов и ведьм.

На происки ведьм списывали все природные катаклизмы и неудачи в делах. И кажется, что возникла идея — чем больше ведьм истребить, тем больше счастья привалит всем оставшимся людям. Сначала колдуний сжигали поодиночке, потом парами, а затем десятками и сотнями.

Одним из первых известных случаев стала казнь ведьмы в 1128 году во Фландрии. Некая женщина плеснула водой на одного вельможу, а тот вскоре слег от болей в сердце и почках и через некоторое время умер. Во Франции первое известное сожжение ведьмы состоялось в Тулузе в 1285 году, когда одну женщину обвинили в сожительстве с дьяволом, отчего она якобы родила помесь волка, змеи и человека. А спустя некоторое время казни ведьм во Франции стали массовыми. В 1320-1350 годах на костры в Каркасоне взошли 200 женщин, в Тулузе — более 400. А вскоре мода на массовые расправы над ведьмами распространилась по всей Европе.

Мир сошел с ума

В Италии, после опубликования в 1523 году буллы о ведьмах папы Адриана VI, только в районе Комо стали ежегодно сжигать более 100 ведьм. Но больше всего ведьм оказалось в Германии. Немецкий историк Иоганн Шерр писал: «Казни, совершаемые разом над целыми массами, начинаются в Германии около 1580 года и продолжаются почти целое столетие. В то время как вся Лотарингия дымилась от костров… в Падеборне, в Браденбургии, в Лейпциге и его окрестностях совершалось тоже множество казней.

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

В графстве Верденфельде в Баварии в 1582 году один процесс привел на костер 48 ведьм… В Брауншвейге между 1590-1600 годами сожгли столько ведьм (ежедневно по 10-12 человек), что позорные столбы их стояли «густым лесом» перед воротами. В маленьком графстве Геннеберг в одном 1612 году сожжены 22 ведьмы, в 1597-1876 годах — 197… В Линдгейме, насчитывавшем 540 жителей, с 1661 по 1664 год сожжено 30 человек».

Появились даже свои рекордсмены по казням. Фульдский судья Бальтазар Фосс хвастался, что он один сжег 700 колдунов обоего пола и надеется довести число своих жертв до тысячи. Особенной страстью в гонениях ведьм отличился вюрцбургский епископ Филипп-Адольф фон Эренберг. В одном только Вюрцбурге он организовал 42 костра, на которых сожгли 209 человек, в том числе 25 детей в возрасте от четырех до четырнадцати лет. Среди казненных были самая красивая девушка, самая полная женщина и самый толстый мужчина, слепая девушка и студент, говоривший на многих языках. Любое отличие человека от других казалось епископу прямым свидетельством связей с дьяволом.

А еще сильнее зверствовал его двоюродный брат — князь-епископ Готфрид Иоганн Георг Второй Фукс фон Дорнхейм, казнивший в Бамберге в период 1623-1633 годов более 600 человек. Последнее массовое сожжение в Германии было устроено архиепископом Зальцбургским в 1678 году, когда на костер отправилось сразу 97 человек.

Увы, не осталась в стороне от охоты на ведьм и Россия. Так, когда в 1411 году в Пскове началась эпидемия чумы, по обвинению в напущении болезни сожгли сразу 12 женщин. Впрочем, в сравнении с Западной Европой, можно сказать, что в России к ведьмам относились терпимо. И обычно жестоко наказывали, только если они злоумышляли против государя. В общем, жгли редко, все больше пороли.

В Европе же не только жгли, но и старались казнить с особой изощренностью. Судьи порой настаивали, чтобы при казни колдуньи непременно присутствовали ее малолетние дети. А иногда вместе с ведьмой отправляли на костер и ее родственников. В 1688 году целая семья, включая детей и прислугу, была сожжена за колдовство.

В 1746 году сожгли не только обвиняемую, но и ее сестру, мать и бабушку. И наконец, сама казнь на костре была словно специально сделана, чтобы еще более опозорить женщину. В первую очередь сгорала ее одежда, и она на какое-то время оставалась нагой на виду у многочисленной толпы, собравшейся посмотреть на ее умерщвление. В России же обычно сжигали в срубах, возможно, чтобы избежать этого самого позора.

Не только инквизиция

Принято считать, что охоту на ведьм устроила инквизиция. Это трудно отрицать, но следует отметить, что не только она. Например, в Вюрцбургском и Бамбергском епископствах неистовствовала не инквизиция, а епископальные суды. В городке Линдгейм в великом герцогстве Гессенском судили ведьм обычные жители. Возглавлял трибунал солдат Гейсс, ветеран Тридцатилетней войны. В состав присяжных входили три крестьянина и ткач. Жители Линдгейма прозвали этих выходцев из народа «присяжными-кровопийцами», поскольку они отправляли людей на костер по малейшему поводу.

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

Но, возможно, самыми злыми оказались протестантские вожди Реформации Кальвин и Лютер, которых у нас раньше представляли светлыми героями, бросившими вызов темным католикам. Кальвин ввел в обиход новый способ сожжения еретиков и ведьм. Чтобы сделать казнь более продолжительной и мучительной, приговоренных сжигали на сырых дровах. Мартин Лютер ненавидел ведьм всей душой и вызывался казнить их самолично.

В 1522 году он писал: «Колдуны и ведьмы — суть злое дьявольское отродье, они крадут молоко, навлекают непогоду, насылают на людей порчу, силу в ногах отнимают, истязают детей в колыбели, понуждают людей к любви и соитию, и несть числа проискам дьявола». И под влиянием его проповедей протестанты в Германии отправляли женщин на костер по малейшему подозрению.

Надо сказать, что инквизиция, хотя и вела основную массу ведьмовских процессов, в своей работе строго следовала процессуальным правилам* Например, требовалось, чтобы ведьма созналась. Правда, для этого инквизиторы придумали кучу разных приспособлений для пыток. Например, «ведьмино кресло», оснащенное острыми деревянными шипами, на котором подозреваемую заставляли сидеть сутками.

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

Некоторым колдуньям надевали на ноги кожаные сапоги большого размера и заливали в них кипяток. Ноги в такой обуви буквально сваривались. А Бригитту фон Эбикон в 1652 году пытали вареными яйцами, которые доставали из кипятка и вкладывали ей под мышки.

Кроме признания, другим доказательством связи женщин с дьяволом могло стать испытание водой. Любопытно, что христиане переняли его у язычников. Еще законы Хаммурапи в начале II тысячелетия до нашей эры рекомендовали обвиненному в колдовстве пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека, то он может забрать дом у обвинителя.

Еще более существенным доказательством вины ведьмы, чем ее признание, считалось наличие на ее теле «отметины дьявола». Различали две их разновидности — «ведьмин знак» и «клеймо дьявола». «Ведьмин знак» должен был напоминать третий сосок на теле женщины, считалось что через него она кормила демонов собственной кровью.

А «клеймом дьявола» называли необычный нарост на коже человека, нечувствительный к боли. Ныне появилась теория, что «ведьмин знак» и «клеймо дьявола» характерны только для одной болезни. Это лепра, или проказа.

При развитии лепры кожа начинает уплотняться и образует язвы и узлы, которые действительно могут напоминать сосок и нечувствительны к боли. А если учитывать, что апогей распространения проказы в Европе пришелся на Средние века, то получается, что инквизиторы под видом охоты на ведьм боролись с эпидемией проказы.

Костры против феминизма

Существует и еще одна любопытная теория. Будто бы инквизиция — инструмент мужских монашеских орденов — охотой на ведьм пыталась поставить женщин на место. Крестовые походы и междоусобицы основательно выкосили ряды мужчин в Европе, а потому, особенно в сельских общинах, женское большинство диктовало свою волю мужскому меньшинству.

А когда мужчины пытались приструнить женщин силой, те грозились наслать на них всевозможные напасти. Доминирование женщин представляло опасность для церковных устоев, поскольку считалось, что дочери Евы, виновницы грехопадения, могли принести большой вред, дай им волю и власть.

Не случайно с помощью обвинений в ведьмовстве нередко расправлялись с женщинами, достигшими большого влияния и высокого положения. В этой связи можно вспомнить казнь жены Генриха VIII — Анны Болейн. Одним из предъявленных ей в 1536 году обвинений стало колдовство. А доказательством связи с нечистой силой стал шестой палец на одной руке у Анны.

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

А самой знаменитой казнью ведьмы в веках осталось сожжение Жанны д’Арк 30 мая 1431 года в городе Ру-ане. Инквизиция возбудила процесс по обвинению Орлеанской девы в колдовстве, непокорности церкви и ношении мужской одежды. Во время ее казни посреди эшафота стоял столб с доской, где было написано: «Жанна, называющая себя Девой, вероотступница, ведьма, окаянная богохульница, кровопийца, прислужница сатаны, раскольница и еретичка».

В Книге рекордов Гиннесса сказано, что последний раз по приговору суда за колдовство казнили служанку Анну Гельди в швейцарском городе Гларус в июне 1782 года. Следствие в отношении нее длилось 17 недель и 4 дня. И большую часть этого времени она провела закованной в цепи и кандалы. Правда, Гельди избавили от сожжения заживо. Ей отрубили голову.

А последняя ведьма в истории человечества была сожжена в мексиканском городе Камарго в 1860 году. Специалистами подсчитано, что в период охоты на ведьм в XVI и XVII веках было казнено, по крайней мере, 200 тысяч женщин.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Места массовых казней ведьм

Костры, на которых сжигали людей, обвиненных в связях с Дьяволом, вспыхивали по всей Европе. Больше всего их было на территории Германии.

Охота на ведьм достигла особого размаха в Западной Европе в конце XV — середине XVII веков.

Кведлинбург

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

Самое массовое сожжение «ведьм» в Европе произошло в 1589 году в саксонском городе Кведлинбурге, находящемся на северной окраине горного массива Гарц, примерно в 60 км к юго-западу от Магдебурга. По постановлению епархиального суда Кведлинбурга в ходе одной казни были сожжены заживо 133 человека. Всех их обвиняли в колдовстве. Причем, жертв могло быть больше: в последний момент 4 девушки были помилованы.

Фульда

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

В Германии был особо известен своими жестокими расправами над ведьмами Бальтазар фон Дернбах, аббат города Фульды. Одной из первых жертв аббата стала Мерга Бин. Несмотря на то, что Мерга была довольно состоятельной женщиной, печальной участи ей избежать не удалось. Под пытками из нее было выбито признание в убийстве ее второго мужа и его детей, к тому же Мерга призналась в участии в ведьминских шабашах и в том, что отцом ребенка, которым она была беременна на тот момент, был сам Дьявол. Мергу Бин сожгли.

После этого Дернбах вошел во вкус и следующие три года гонялся за ведьмами по всему Гессену, в результате чего казнили еще более 250 человек. Суды над ведьмами закончились лишь со смертью самого аббата в 1605 году.

Бамберг

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

Преследование ведьм в Германии было особенно жестоким на тех территориях, правителями которых, как светскими, так и духовными, были епископы, — Трир, Страсбург, Бреслау, а также Вюрцбург и Бамберг. Двумя последними княжествами правили два двоюродных брата, особенно прославившихся своими зверствами: епископ Филипп Адольф фон Эренберг (1623−1631), который сжег 900 ведьм, и «ведьмин епископ» Готфрид Иоганн Георг II Фукс фон Дорнхайм (1623−1633), который сжег 600 человек по самым скромным подсчетам.

Охота на ведьм началась в Бамберге позже, чем в других немецких государствах. Начало положил епископ Иоганн Готфрид фон Ашхаузен (1609−1622), который сжег 300 человек по обвинению в ведовстве. 1617 год был особенно тяжел — 102 казненных. Но «ведьминский епископ» Иоганн Георг II с помощью своего главного викария, викарного епископа Фридриха Фернера, а также при поддержке светского совета докторов права добился лучших результатов. Они возобновили преследования в 1624 и 1627 гг. и даже соорудили специальный дом для ночных духов (Drudenhaus), рассчитанный на 30−40 пленников одновременно, а также аналогичные тюрьмы в малых городах епархии: Цайле, Халльштаде и Кронахе. С 1626 по 1630 годы процессы отличались особенной жестокостью и полным пренебрежением ко всяческим законам.

Вице-канцлер Бамберга, доктор Георг Хаан, добился относительного успеха во временном обуздании ведовских процессов. Но его вмешательство в итоге привело к тому, что его самого обвинили в сочувствии ведьмам. Доктора вместе с женой и дочерью сожгли в 1628 году — и это несмотря на приказ императора вернуть им свободу, поскольку «их арест стал попранием законов империи, терпеть которое невозможно».

Террор прекратился к лету 1631 года, частично из-за смерти викарного епископа Фернера, частично из-за угроз шведского короля Густава, который занял Лейпциг еще в сентябре и теперь грозил войной, и лишь частично из-за протестов императора. В 1630 году успели казнить еще 24 человека, но в 1631 году ни одной казни уже не было. Епископ Бамбергский скончался в 1632 году.

Вюрцбург

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

Епархия Вюрцбурга соперничала в жестокости преследования ведовства с епархией Бамберга. Особенной страстью в охоте на ведьм отличился Вюрцбургский епископ Филипп-Адольф фон Эренберг. В одном только Вюрцбурге он организовал 42 костра, на которых были сожжены 209 человек, в том числе 25 детей в возрасте от четырех до четырнадцати лет.

Сохранился датированный 16 февраля 1629 года список 29 массовых казней в Вюрцбурге, общим числом 157 жертв. В списке мужчин было почти столько же, сколько и женщин, многие из них были богатыми и высокопоставленными людьми, присутствовали и дети.

Примерно в это же время юного родственника епископа Вюрцбургского обезглавили по обвинению в ведовстве. Юноша был единственным наследником своего могущественного родича, если бы он остался в живых, то унаследовал бы значительное состояние. Эрнест фон Эренберг был образцовым студентом с блестящими перспективами, но, как о нем говорили, забросил вдруг свои занятия и связался с женщиной старше себя. Иезуиты расспросили его и пришли к выводу, что он знаком со всеми пороками, включая и посещения шабашей. Эрнесту вынесли обвинение, а потом судили и нашли виновным. Вскоре юношу казнили.

После этой казни с епископом произошли какие-то изменения, потому что он учредил поминальную службу по всем жертвам ведовских процессов, и истерия пошла на убыль.

Бери-Сент-Эдмундс

В Англии одним из самых известных охотников за ведьмами был Мэтью Хопкинс. В 1645 году Хопкинс и его товарищ, суровый пуританин Джон Стерн, рыскали по сельским округам, выискивая «ведьм» и щедро оплачивая помощь доносчиков. Согласно сохранившимся записям, они обвинили в колдовстве около 124 жителей Саффолка, суд над которыми состоялся в Бери-Сент-Эдмувдсе в августе 1645 года. Большая часть осужденных призналась в том, что одержимы бесами, заключали сделки с дьяволом, а также в плотской связи с дьяволом, что вызвало у пуританских судей особое негодование. Помимо этого, некоторым ведьмам были предъявлены обвинения в убийстве людей и домашних животных.

Жертв тщательно осмотрели в поисках дьявольской отметины, что для женщин было особенно унизительно, так как эти отметины обыкновенно искали на гениталиях. Стерн имел особое пристрастие к поиску дьявольских отметин.

В Швеции самый известный процесс по обвинению в ведовстве состоялся в 1669 году. Вспышка преследований ведьм в Море (Далекарлия) — один из наиболее поразительных случаев в истории колдовства, закончившийся сожжением 85 человек. Они обвинялись в том, что уговорили три сотни детей полететь в Блокулу.

Началось все 5 июля 1668 года, когда пастор из Эльфсдейла, в Далекарлии, сообщил, что Эрик Эриксен, 15 лет, обвинил Гертруду Свенсен, 18 лет, в том, что она украла несколько ребятишек и перенесла их к дьяволу. Похожие обвинения посыпались одно за другим.

К маю 1669 года король Карл XI назначил комиссию, которая должна была привести обвиняемых к покаянию посредством молитв, без тюремного заключения и пыток. Но молитвы только способствовали разрастанию массовой истерии, и когда королевская комиссия собралась впервые 13 августа 1669 года, 3000 человек пришли послушать проповедь и помочь следователям. На следующий день, выслушав рассказы детей, члены комиссии выявили 70 ведьм. Двадцать три сознались без принуждения. Кроме того, на костер попали и 15 детей. Вину еще 36 детей в возрасте от 9 до 15 лет определили как не столь серьезную, и в качестве наказания они должны были всего лишь пройти сквозь строй.

25 августа состоялась массовая казнь осужденных. Прежде чем взойти на костер, все ведьмы должны были признать истинность обвинений, выдвинутых против них детьми.

Источник

«Я сам решаю, кто в моей земле ведьма». Ведовские процессы в протестантском мире

«Охота на ведьм» – инспирированные церковью ведьмовские процессы, потрясшие Европу и ее колонии в XV–XVIII веках, бесспорно, являются одной из самых позорных страниц в истории Западноевропейской цивилизации. Более ста пятидесяти тысяч невинных людей были казнены по совершенно абсурдным, не подкрепленным никакими фактами обвинениям, миллионы их родственников и близких знакомых были разорены и обречены на нищенское существование. О католической «охоте на ведьм» было рассказано в статье Святая инквизиция.

Напомним, что началось все в 1484 г., когда папа римский признал реальность колдовства, которое прежде официально считалось обманом, что сеет дьявол. Уже в 1486 г. Генрих Инститорис и Яков Шпренгер издали книгу «Молот ведьм»: именно эта книга стала настольной для религиозных фанатиков всех европейских стран, которые почтительно написали к ней десятки тысяч страниц дополнений и комментариев. Может показаться странным, но преследование «ведьм» и «ведовские процессы» вовсе не были редкостью и в протестантском мире, где, казалось бы, указания римских пап не должны были являться руководством к действию. Однако люди, со всеми их достоинствами и недостатками, были одинаковы с обеих сторон Великого Раскола. Одинаковы были тексты Священного Писания (типа «Ворожеи не оставляй в живых» – Исход 22:18). И Мартин Лютер, который так удачно «ухватил Папу за тиару, а монахов – за брюхо», который безапелляционно называл христианские святыни и святые мощи «чёртовыми игрушками», в реальности ведьм не сомневался, считая их «злыми чертовыми шлюхами», и утверждал, что сам охотно сжигал бы их.

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

Правда Мартин Лютер и самого римского папу очень ловко объявил пособником Сатаны. Все дело было в формуле отлучения от церкви, возникшей в XII веке:

Это «предписание сатане» позволило Лютеру объявить папу Римского Антихристом и союзником дьявола. И, с точки зрения великого реформатора Церкви, сжечь папу римского было бы не менее полезно, чем какую-нибудь старуху-ведунью из Виттенберга или Кёльна. Возможно, даже, гораздо полезнее – если сжигать Иоанна XII, пившего за здоровье сатаны и превратившего в бордель Латеранскую базилику или Бонифация VIII, утверждавшего, что половая связь с мальчиками не более греховна, чем потирание ладоней. Тем более, что настоящие, знающие толк в лечебных травах ведьмы, (ведуньи-травницы, а не те, что с «Битвы экстрасенсов») и тогда, встречались весьма редко. Небольшой пример: препараты наперстянки (на их основе были созданы дигоксин и строфантин) стали применяться в официальной медицине после 1543 года, когда это растение было введено в европейскую фармакопею немецким врачом Фуксом, в то время, как в народной – начиная с V века в Риме, и с IX – в «варварской» Европе. И на фоне тогдашних европейских врачей, почитавших универсальной терапевтической манипуляцией кровопускание, некоторые ведьмы смотрелись весьма прогрессивно. Другое дело, что, как и в наши дни, среди них полно было всевозможных аферисток, что вызывало законное возмущение потребителей и клиентов (которые за нормальным декоктом дигиталиса пришли, а им какую-то гадость из помета летучих мышей и лягушачьих костей подсовывают).

Следует сказать, что в отношении к ведьмам и колдовству у католиков и протестантов, все же, имелись существенные различия. Католики попытались унифицировать подход к расследованию ведовских дел, сделать его стандартным во всех, контролируемых ими городах и странах. Протестанты же действовали, что называется, кто во что горазд. И каждый маркграф или епископ самостоятельно определял, кто из окрестных жительниц – ведьма, также самостоятельно выбирая методы расследования и наказания. В лютеранских землях Саксония, Пфальц, Вюртемберг, например, в 1567—1582 г.г. появились собственные законы, направленные против ведьм – не менее кровавые и жестокие, чем католические. А Фридрих I Прусский «охоту на ведьм» не одобрял, и даже наказал одного из баронов, который сжег обвиненную в колдовстве 15-летнюю девочку.

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

Немцы в этом отношении вообще оказались большими затейниками: мало того, что они стали рекордсменами по количеству применяемых к обвиняемым пыток (в некоторых землях – 56 видов), так еще и придумали для них ряд инновационных орудий. Например, «нюрнбергскую деву»: железный шкаф с острыми гвоздями внутри, особенностью которого была дополнительное мучение закрытым пространством. Люди, склонные к клаустрофобии, в этом страшном ящике не выдерживали и пары минут.

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

А в городе Нейссе даже построили особую печь для сжигания ведьм, в которой были только в 1651 году сожжены 22 женщины (все-таки Генрихи Гиммлеры не приходят просто так – из ниоткуда).
Общее число жертв ведовских процессов современные историки оценивают в 150 – 200 тысяч человек, не менее сотни тысяч из них погибли на территории Германии. Целое столетие Германия (и католическая, и протестантская ее части) корчилась в огне ведовских процессов. Особенно прославились на поприще борьбы с ведовством области, управляемые не светскими правителями, а епископами. Причем, католические иерархи Германии за помощью к инквизиторам Ватикана не обращались, и зверствовали на подвластной им территории самостоятельно. Так, епископ Вюрцбурга Филипп-Адольф фон Эренберг сжег 209 человек, в том числе 25 детей. Среди казненных им оказались самая красивая девушка города и студент, знавший слишком много иностранных языков. Князь-епископ Готфрид фон Дорнхейм (двоюродный брат Вюрцбургского) за 10 лет казнил в Бамберге 600 человек (1623-1633 г.г.). В числе сожжённых в этом городе в 1628 году оказались даже бургомистр Иоганн Юниус и вице-канцлер Георг Хаан. В Фульде судья Бальтазар Фосс сжег 700 «ведьм и колдунов», и сожалел лишь о том, что не смог довести это число до 1000. Мировой рекорд одновременного сожжения «ведьм» был установлен также в Германии, и именно протестантами: в саксонском городе Кведлинбурге в 1589 г. были казнены 133 человека.

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

Об ужасе, царившем в Бонне начала XVII века известно из письма, оправленного одним из священников графу Вернеру фон Сальму:

Апогей «охоты на ведьм» в Германии пришелся на период Тридцатилетней войны (1618-1648 г.г.) – воюющим сторонам нравилось обвинять противников в колдовстве. Ведовские процессы пошли на спад после вступления в Германию армии шведского короля Густава II, который в резкой форме потребовал и от католиков и от протестантов прекратить этот околоцерковный беспредел. С горячими шведскими парнями в военной форме в то время старались особо не связываться, поэтому мнение «Льва Севера» многими было услышано. К тому же, по естественным причинам, постепенно умирали, оставляя за собой буквально пустыню, наиболее одиозные, бешеные и непримиримые идеологи ведовских процессов. Все костры не угасли разом, и продолжали загораться то в одном, то в другом немецком городе, но, медленно и мучительно, Германия все же начала приходить в себя.

В Нидерландах к выявлению «ведьм» подходили более рационально – путем взвешивания: считалось, что метла может поднять в воздух женщину весом не более 50 кг (у несчастной женщины, таким образом, появлялся шанс снять с себя хотя бы часть обвинений). «Ведьмины весы» в голландском городе Аудерватер считались самыми точными в Европе, местные чиновники отличались честностью, сертификаты этой весовой палаты весьма ценились и приносили городу немалый доход.

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

Помогал такой сертификат не всем, о чем свидетельствует эта гравюра голландского художника Яна Люкейна с изображением казни «ведьмы» Анны Хендрикс – 1571 г, Амстердам:

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

А вот англичане в Эйлсбери со взвешиванием «ведьм» откровенно жульничали: в качестве противовеса там использовали Библию в чугунном переплете – если весы оказывались не сбалансированными (в любую сторону), подозреваемую объявляли колдуньей.

Черным годом в истории Нидерландов стал 1613, когда после эпидемии, закончившейся гибелью сотен детей, были сожжены сразу 63 «ведьмы».

В Кальвинистской Женеве искоренение «противного Господу колдовства» было объявлено задачей государственного значения. Кальвин прямо говорил:

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

Во всех кантонах Швейцарии только в одном 1542 г. было сожжено около 500 «ведьм».

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

В Британии король Яков I (он же король Шотландии Яков VI Стюарт) не поленился написать трактат, посвященный демонологии (1597 г.). Борьбу с демонами и ведьмами этот монарх считал своим личным делом, и даже воображал, что Дьявол преследует его за ревность в служении Церкви. В 1603 году им был издан закон, признающий колдовство уголовным преступлением. Интересно, что шторм, в который однажды попал корабль этого короля (жениха датской принцессы), был официально признан деянием враждебно настроенных к нему ведьм – в Дании были получены «признательные показания». Заказчиком признали дальнего родственника короля – Фрэнсиса Стюарта, пятого графа Босуэлл. Это «расследование» значительно укрепило Якова в его ненависти к «дьяволу», результатом которой, по некоторым данным, могли стать в общей сложности около 4000 женщин в Шотландии.

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

Яков I не был одинок в своём рвении. В конце XVII века богослов Ричард Бакстер (которого называли «самым великим из пуритан») в книге «Доказательство существования мира духов» призвал к крестовому походу против «секты Сатаны». Опубликован сей труд был в 1691 году – за год до трагических событий в американском Салеме.

Поскольку сожжение в Британии служило стандартным наказанием за государственную измену, ведьм и колдунов в этой стране казнили через повешение. А наиболее распространенной пыткой было лишение сна.

Преследование колдунов и ведьм в Британии продолжилось и в период Республики. Эти предрассудки и суеверия английские колонисты, к сожалению, перенесли и на территорию Нового Света. В американском штате Массачусетс по обвинению в колдовстве было казнено 28 человек. Первой в Бостоне в 1688 г. по обвинению в колдовстве была арестована, осуждена и повешена прачка Гуди Гловер. Её печальная судьба никак не повлияла на состояние якобы околдованных ею детей. Тем не менее, используя материалы данного процесса, некий Коттон Матер опубликовал книгу о ведьмах и колдовстве. Но самый страшный и позорный в США ведьмовской процесс произошел в 1692-1693 г.г. в небольшом городке Салем, основанном пуританами в 1626 году. По совершенно абсурдным обвинениям тогда было арестовано около 200 человек. Из них 19 были повешены, 1 задавлен камнями, четверо умерли в тюрьме, семеро были осуждены, но получили отсрочку приговора, одна женщина, которую длительное время без суда держали в тюрьме, в итоге была продана за долги в рабство, одна девочка сошла с ума. Как приспешники ведьм были убиты и две собаки. В принципе, ничего особенного и выходящего за рамки в Салеме тогда не произошло: Старушку-Европу таким, достаточно «скромным», ведовским процессом вряд ли можно было удивить или, тем более, напугать. В Германии или Австрии казни ведьм случались и гораздо более массовые, и не менее жестокие. А в старой доброй Англии адвокат Мэтью Хопкинс всего за один год (1645-1646) добился казни 68 «ведьм».

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

Однако цвет времени уже необратимо изменился, и в конце XVII века, почитающие себя вполне порядочными, культурными и образованными американские пуритане, посмотрев в зеркало, вдруг ужаснулись, увидев на своих лицах звериный оскал. И потому сегодня потомки охотников на ведьм живут в городе, переименованном ими в Дэнверс – произошло это в 1752 году. Но есть и еще один Салем (Salem Town) – город, в котором проходил суд над «ведьмами».

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

Этот город нисколько не стесняется своей сомнительной славы: везде черные вороны и кошки, бутафорские пауки, летучие мыши, совы. В рекламных брошюрах для туристов Салем называют «городом, где Хэллоин длится круглый год». С гордостью утверждается, что из 40 тысяч человек, проживающих в городе, треть является язычниками, и еще около 2,5 тысяч причисляют себя к колдунам и ведьмам. Для туристов открыты музей «салемских ведьм», и «подземная темница Салемских ведьм» (здание бывшей церкви, наземная часть которой использовалась как зал заседания суда, а подземная – как тюрьма). И многие сейчас, глядя в зеркало этого Салема, и в самом деле, видят в нем не искаженные болью лица невинных жертв, а смешные маски для Хэллоуина.

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

Этому же весьма способствует реабилитация «охотников на ведьм» современным кинематографом: от американского фильма «Фокус-Покус» (о веселых приключениях сожженных в 1693 году ведьм в современном американском городе – с неплохими вокальными партиями I put a spell on you и Come little children) до порочащих честь великого писателя бездарных российских поделок «про Гоголя».

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

Благодаря широкой огласке и огромному резонансу, ведовской процесс в Салеме имел большое значение, дискредитировав «охотников на ведьм» не только в США, но и во всем мире. После очевидного всем более или менее адекватным людям позора Салема, устраивать собственную «охоту на ведьм» стало уже как-то некомильфо: не модно, не современно и не престижно. Отдельные эксцессы еще происходили, но, как правило, осуждались и не встречали всеобщего одобрения в обществе. Поэтому рассмотрим события в американском штате Массачусетс более подробно.

Исследователи до сих пор теряются в догадках, почему вполне здравомыслящие в обыденной жизни жители Салема – не «повернутые» на теософии мистики, не религиозные фанатики, и не пациенты Бедлама, так дружно и все разом поверили странным и нелепым рассказам некоторых детей? Почему эти бездоказательные обвинения произвели такое впечатление на, казалось бы, вполне рациональное и респектабельное общество американских пуритан? Почему на основании этих оговоров они погубили столько своих соседей, друзей и родственников?

Как это ни банально, наиболее достоверной версией все же следует признать истерию взрослых и сговор детей. Конечно, были попытки получить и другое объяснение. Так, в 1976 году журнал Science провел собственное расследование, в ходе которого, было высказано предположение, что «видения» детей были галлюцинациями, вызванными отравлением ржаным хлебом, поражённым грибком спорыньи. По третьей версии, причиной неадекватного поведения детей мог стать так называемый «летаргический энцефалит», симптомы которого сходны с описываемыми в салемском случае. Наконец, имеются сторонники четвертой версии, которые считают, что виной всему редкое заболевание, называемое болезнью Хантингтона. Но факт остается фактом: дети «болели», пока взрослые позволяли им «болеть», и моментально «выздоровели», как только власти начали серьезное расследование их деятельности.

Но вернемся в зимний Салем 1692 года, когда девочки, собиравшиеся на кухне в доме приходского священника, от нечего делать слушали рассказы Титубы – чернокожей рабыни, уроженки острова Барбадос. Дети всегда и везде одинаковы, всевозможные «страшилки» неизменно пользуются огромной популярностью в их среде, и байки о культе вуду, ведьмах, черной магии, что называется, «пошли на ура». Но пользы эти «сказки, рассказанные на ночь», никому не принесли. Первыми жертвами, казалось бы, невинных «страшилок» стали 9-летняя Элизабет Парис и 11-летняя Эбигайль Вильямс (одна была дочерью, другая – племянницей пастора Самуэля Париса), поведение которых резко изменилось. Вначале все заметили частые перепады в их настроении, затем начались внезапные падения на пол и судороги. Потом такие же симптомы появились у 12-летней Анны Путнам и у других девочек. Доктора пребывали в недоумении и ничего определенного сказать не смогли, и тогда, на свою беду, вновь инициативу проявила Титуба, которая решила «выбить клин клином»: испекла «ведьмин пирог» из ржаной муки и мочи и скормила его собаке. По другой версии, она облила кусок мяса мочой девочек, сожгла его и отдала собаке. В результате посиневшая вдруг Элизабет стала громко хрипеть: «Титуба». Остальные девочки тоже впали в транс, но в качестве жертв выбрали других женщин: Сару Гуд и Сапу Осборн. Последние две не имели ни малейшего представления, ни об экзотическом культе Вуду, ни о каких-то местных колдовских практиках, но это не помешало местным судьям вынести постановление об их аресте. Испуганная 4-летняя дочь Сары Гуд, Дороти, чтобы не разлучаться с матерью, также назвалась ведьмой – и судьи охотно поверили ей: девочка была помещена в тюрьму, в которой провела целых 8 месяцев. В итоге Сара была приговорена к повешению, на призыв покаяться перед казнью, она ответила распорядителю: «Я не больше ведьма, чем ты клоун, и если ты лишишь меня жизни, Бог заставит тебя пить собственную кровь». Как это иногда бывает, случайно сказанные слова оказались пророческими: в 1717 году палач умер от внутреннего кровоизлияния – буквально захлебнувшись собственной кровью.

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

Дальше все пошло по нарастающей. Наслаждающиеся неожиданной славой, малолетние клеветницы выдвигали все новые и новые обвинения. У арестованных по их наветам женщин под пытками вырывались имена других «ведьм».

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

Формально судьи Салема вовсе не занимались самодеятельностью – они действовали на основании старинного британского «Закона о колдовстве», принятого еще в 1542 году. За так называемые «знаки ведьмы» судьи готовы были принять всё, что угодно: относительно большой сосок, бородавку или родинку.

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

Если никаких особых отметин на теле обвиняемых не было, свидетельством их сговора с дьяволом служило отсутствие таких «знаков» – сатана, ведь вполне может отвести глаза дознавателям. «Излишняя красота» также была весьма подозрительна («Потому, что нельзя быть на свете красивой такой» – это мы уже слышали). За доказательство мог сойти и сон, в котором обвиняемый являлся одной из «жертв» в то время, как сам он находился в другом месте: дьявол достаточно силен, чтобы послать призрак своего слуги для смущения духа «чистого» человека. Так, например, уже упоминавшаяся Анна Путнам, обвинила священника Джорджа Берроуза в том, что он являлся ей в качестве призрака, пугал и душил. Далее его обвинили уже в организации шабашей ведьм и наведении порчи на солдат. Пытаясь спастись, уже стоя у виселицы, Берроуз без запинки прочитал молитву «Отче наш», чего, согласно традиционным представлениям, никогда не смог бы сделать человек, продавший душу дьяволу. Это ему не помогло, но одна из клеветниц (Маргарет Джакобс – внучка священника!) в порыве запоздалого раскаяния после казни отреклась от своих показаний.

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

А между тем, ставших знаменитыми девочек из Салема, стали приглашать «на гастроли» в окрестные города и деревни: если у ворот какого-нибудь дома одна из кликуш начинала биться в припадке, считалось доказанным, что в семье живет ведьма. В результате ведовские судебные процессы вышли за пределы Салема и проходили также в городе Андовер. А в Бостоне колдуном был объявлен капитан Джон Олден, участник войн с индейцами, практически национальный герой, да еще и персонаж поэмы Лонгфелло «Сватовство Майлза Стэйндиша». Олдену удалось бежать из тюрьмы после 5 недель заключения.

Кстати, знаменитый американский фантаст Рэй Брэдбери в одном из интервью рассказал, о существующей в его семье легенде о прабабке-колдунье, которую, якобы, сожгли во время охоты на ведьм в Салеме. Обращение к документам подтвердило: среди погибших, действительно, числится некая Мери Брэдбери.

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

С течением времени все большее количество людей начинало понимать, что ситуация с «ведьмами» в Массачусетсе становится абсурдной и явно выходит из-под контроля. Однако страх быть обвиненным в пособничестве Дьяволу все еще оставался сильнее голоса здравого смысла. Трудно сказать, сколько бы еще продолжалось это позорное действие, и скольких жертв оно еще стоило бы, если бы зарвавшиеся девицы не обвинили в колдовстве жену губернатора штата Массачусетс Уильям Фипс.

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

Не на шутку разозлившийся «глава администрации», наконец, вспомнил о своих обязанностях по защите прав населения вверенного ему штата. Осмелившиеся поддержать обвинение судьи были немедленно отправлены в отставку, взамен был учреждён Верховный суд штата Массачусетс (который действует и по настоящее время). Новые судейские чиновники действовали решительно и без сантиментов: подвергнутые серьезным допросам девицы быстро сознались в том, что оговаривали людей «для потехи»(!). В 1702 году все решения прежнего состава суда были признаны незаконными. Клеветницы подверглись всеобщему осуждению и остракизму, но остались безнаказанными. Лишь в 1706 году одна из главных обвинительниц, Анна Путнам, попыталась оправдаться перед своими жертвами и их родственниками, заявив, что сама была обманута дьяволом, который и вынудил ее давать показания против невинных людей. В 1711 г. властями штата было принято решение выплатить компенсацию родственникам пострадавших. А в 1752 году жители Салема изменили название своего города на Дэнверс. В 1992 году там было решено установить памятник жертвам охоты на ведьм. Поскольку точное место захоронения казненных неизвестно, мемориал «салемским ведьмам» сделали похожим на могильные плиты.

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

до какого года сжигали ведьм. Смотреть фото до какого года сжигали ведьм. Смотреть картинку до какого года сжигали ведьм. Картинка про до какого года сжигали ведьм. Фото до какого года сжигали ведьм

В 2001 году губернатор штата Массачусетс Джейн Свифт вновь подтвердила невиновность обвиняемых. Но и здесь обнаружились исключения из правил: на официальном пересмотре дела, состоявшемся в 1957 году, были реабилитированы не все жертвы этого процесса, и 5 казненных женщин до сих пор юридически считаются ведьмами. Их потомки требуют (пока безуспешно) повторного пересмотра данного дела и полной реабилитации своих предков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *