до какого года учились 10 классов
Сколько лет учиться в школе в России
Общеобразовательные программы делят по ступеням общего образования:
До скольких лет учатся в школе России:
Начальная школа
Законодательно установлено, сколько лет надо учиться в начальной школе в России: 4 года, в первый класс детей принимают в возрасте от 6 до 8 лет.
В начальной школе закладываются базовые знания, необходимые для дальнейшего успешного обучения. Школьники получают навыки:
В начальной школе, до 4 класса включительно, все предметы, кроме узкоспециализированных (физкультура, музыка, иностранный язык), преподает постоянный педагог, являющийся классным руководителем.
Основная школа
Правительство РФ постановило, с какого класса начинается средняя школа: с 5 и длится до 9 класса. В России обязательное среднее основное образование длится девять лет.
В течение периода обучения школьникам дают базовые знания по утвержденной программе. В отличие от начальной школы, большинство уроков проводятся в разных учебных классах и ведутся разными преподавателями. К каждому классу прикрепляют своего классного руководителя. Этот педагог отвечает за коммуникацию родителей и школьников со школой, решает вопросы организации, административные вопросы. Контролирует успеваемость, следит за эмоциональным климатом класса.
После того, как ученик оканчивает основную школу, он может продолжить обучение в среднем специальном учебном заведении, техникуме или остается в школе, обучаясь дальше в старший классах.
Старшие классы
Постановлением Правительства закреплено, когда начинается старшая школа в России: это период в два года после 9 класса. В 10 и 11 классах все обучение нацелено на подготовку школьников к поступлению в высшие учебные заведения. В некоторых лицеях, гимназиях вводят профильные классы, в которых делается особый упор на те предметы, которые понадобятся ученикам для поступления в конкретный вуз. В конце 11 класса ученики сдают ЕГЭ (Единый государственный экзамен).
Как это было. Школьная реформа в 1985 году
Предлагаем вспомнить, как проходила последняя в истории СССР реформа школьного образования 1986 года. Тогда решили постепенно перейти к 11-летнему обучению. Любопытно, что в Ленинграде эксперимент начали на год раньше – в 1985 году. Подробнее – в программе «Как это было».
В результате реформы обучение в начальной школе увеличили на год: с первого по четвертый классы. А детей стали принимать с шести лет, так что теперь у родителей был выбор, с какого возраста отдать детей в школу.
Классы, в которых учились шестилетки, называли «нулевками». Их устраивали или при школах, или просто в помещениях детских садов. Чтобы ребята не уставали, уроки длились всего 35 минут, а не 45, а занятия часто проводили в игровой форме. В расписании дня обязательно отводили время прогулке, обеду и даже полуторачасовому дневному сну. Все, почти как у сверстников из других детских садов, где еще не было «нулевок».
Поэтому нулевички уставали меньше, чем семилетние первоклассники. Детишки постепенно привыкали носить школьную форму, сидеть за партами, поднимать руку, чтобы ответить на вопрос учителя, и не проситься в туалет во время урока.
Однако в 80-е новую систему обучения успели ввести не везде, а распад СССР помешал дальнейшей реализации идей по улучшению школьного образования.
Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».
Читайте нас в «Яндекс.Дзене».
Школьное образование в России
Школьное образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Каждый человек около десяти лет учится в школе. В каждом классе по каждому предмету есть учебник. Иногда один и тот же учебник применяется в нескольких классах старшей школы. (Например с 9 по 11 класс). Количество дней, когда школьник учится, зависит от устава школы.
Содержание
Школьное образование в России
Школы в России дают обучаемым так называемое среднее образование. Школы, дающие только стандартный курс общего образования, именуются просто «средними школами», а школы, дающие углублённые знания по отдельным дисциплинам, либо вводящие в дополнение к обязательному курсу собственные дисциплины, могут именоваться иначе («школа с углублённым изучением предметов», «лицей», «гимназия»).
Обучение в государственных средних школах (в том числе школах с углублённым изучением предметов) официально является бесплатным. В последние десятилетия существования СССР школы также бесплатно снабжали учеников учебниками, сейчас учебные пособия приобретаются.
В настоящее время полный курс обучения в российской школе занимает 11 лет.
До 1986 года курс школьного обучения был 10-летним (начальная школа — 3 года, основная — 5 лет, старшая — 2). Затем в порядке эксперимента был введён 4-летний курс начальной школы, но ученикам предоставлялась возможность выбора, по 3-летней (10-летней) или 4-летней (11-летней) программе им учиться. При этом ученики, обучавшиеся по 3-летней программе, при переходе на основную ступень «перепрыгивали через номер» — из 3-го класса переходили в 5-й, причём единовременно, в 1989 году такое «перепрыгивание» было произведено во всех классах. В настоящее время 3-летнее начальное обучение отменено полностью: все вновь поступающие в школу дети учатся по 11-летней программе.
Нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования, принятые Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. № 224:
Начальное и основное общее образование в школе согласно Конституции РФ является обязательным для всех. Ответственность возлагается на родителей или законных представителей, которые с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования.
Школьный курс делится на три этапа, официально именуемые: «начальная школа», «основная школа» и «старшие классы».
Начальная школа
По современным правилам в 1 класс принимаются ученики, которым в год поступления (имеется в виду календарный, а не учебный год) исполнится семь лет. Таким образом, на момент поступления в первый класс ученику обычно бывает от 6 до 8 лет.
Начальная школа занимает 4 года — с 1-го по 4-й класс. Её задачей является дать минимальный базовый набор знаний и умений, необходимых для жизни и любой работы: чтение, минимально грамотное письмо, элементарная математика, начальное трудовое обучение. Помимо этого проводятся общеразвивающие занятия: музыка, физкультура, иногда хореография, искусство, имеется предмет «окружающий мир», на котором ученикам просто рассказывают обо всём, с чем они могут встретиться в жизни. Со второго класса (по нормам 2005 года) во всех школах вводится обучение иностранному языку (раньше иностранный язык в начальных классах изучался только в специализированных школах).
За классом в начальной школе закрепляется один учитель, который несёт ответственность за класс и ведёт почти все предметы (за исключением физкультуры и музыки). Класс имеет одно собственное помещение, где проводятся все уроки, кроме тех, для которых требуется специальное помещение или оборудование. Количество уроков обычно не превышает четырёх в день. В первом классе с 1995 года школьники учатся пять дней в неделю. [источник не указан 1312 дней]
Исторически начальная школа была одним из возможных вариантов образования для людей, не нуждающихся в более полном образовании. Нередко её посещали подростки или даже взрослые ученики, которые в детстве не имели возможности посещать школу и обучиться грамоте. Окончив школу и получив начальное образование, ученик мог поступать на низкоквалифицированную работу. Но уже более полувека абсолютное большинство людей заканчивает начальную школу в детском возрасте, после чего переходит на следующий этап обучения.
На самом деле это не совсем так. В 60-70-е годы начальная школа была в обязательном порядке 4 года. Потом ещё 4 года нужно было проучиться, чтобы получить неполное среднее образование, что давало право поступления в средние специальные учебные заведения, которые готовили специалистов среднего звена, их выпускников можно было встретить на должности мастера,начальника участка, начальника цеха, технолога, конструктора, и т.д. Потом 2 года: 9 и 10 классы — полное среднее образование, которое в те годы не было обязательным, но давало право поступления в вуз. Право поступления в вуз давало также среднее специальное образование, полученное, например в техникуме.
Основные особенности обучения иностранному языку на данном этапе: 1) занятия должны проходить на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения. Комфортность взаимодействия детей во время общения на английском языке во многом зависит от того, как используются различные организационные формы обучения. Наряду с широко применяемой фронтальной и индивидуальной работой необходимо более активно внедрять в учебный процесс и другие формы: групповые, коллективные, а также проектные. При этом очень важно по возможности правильно размещать детей в классной комнате. Расположение учеников в классе определяется задачами общения и взаимодействия. 2) педагог должен предложить такой способ усвоения знаний, который был бы направлен специально на развитие, а не в ущерб ему. А для этого важно, чтобы каждый ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении тем урока. Важно, чтобы дети были раскрепощены. Эффективность процесса обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте определяется готовностью и желанием детей участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. 3) Важно, чтобы основной формой школьной деятельности было не слушание, говорение, чтение или письмо на иностранном языке, а живое, активное общение с учителем и друг с другом. Формирование коммуникативных умений, крайне необходимых человеку, поможет учащимся слушать собеседника, вступать в иноязычное общение и поддерживать его. В процессе заинтересованного общения ученик должен четко представлять себе цель своего речевого (и неречевого) действия, его конечный результат – что именно будет достигнуто, если он произнесет слово, построит высказывание, прослушает или прочитает текст. Для успешного прохождения процесса обучения английскому языку необходимо создать мотивы каждого речевого и неречевого действия детей как при обучении средствам общения, так и деятельности общения. Дети должны видеть результаты практического применения английского языка.
Основная школа
В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе: каждый учебный курс ведёт учитель — специалист по данной дисциплине, за которым закреплён собственный кабинет, и класс в течение учебного дня переходит из кабинета в кабинет. Кроме того, за классом закрепляется классный руководитель — один из учителей школы (не обязательно ведущий в этом классе какие-либо уроки, а в некоторых школах — освобождённый от учебной работы вообще), который официально отвечает за класс, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и его учеников.
Общее количество изучаемых в основной школе дисциплин — около двух десятков. Среди них: алгебра, геометрия, физика, неорганическая химия, биология, русский язык, литература, история, география, иностранный язык, музыка, трудовое обучение, физкультура. Учебная нагрузка составляет в среднем шесть уроков в день.
По окончании основной школы ученики сдают Государственную (итоговую) аттестацию (ГИА) : алгебра, русский язык и еще два по выбору (под «сдачей» как результатом понимается получение отметки не ниже «удовлетворительно»). По результатам обучения выдаётся документ — Аттестат об основном общем образовании — подтверждающий факт обучения и содержащий оценки по всем изучавшимся дисциплинам. По завершении основной школы часть учеников остаётся в школе и переходит в старшие классы, часть отправляется учиться в средних специальных учебных заведениях.
Старшие классы
Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз. В России — это последние два года обучения. 10 класс и 11 класс.
В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое количество новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться. В дополнение к общеобразовательным предметам вводится Начальная военная подготовка (НВП), рассматриваемая как подготовка учащихся к службе в армии. Этот предмет обычно ведут отставные военные, на него может отводиться отдельный день в учебной неделе. Учебная нагрузка в старших классах составляет до семи уроков в день.
По завершении обучения ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Ученики обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по остальным предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз.
Успешно закончивший последний этап обучения получает Аттестат о среднем (полном) общем образовании — документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изучавшимся предметам.
Качество среднего образования в России
Платное образование в СССР с 1940 по 1956 г.. Почему его ввели и стало ли оно обузой для народа?
На фото: советская школа второй половины 50-х.
В данной статье речь пойдет о фактах, которые для меня, как сторонника социализма, крайне неприятны. И речь не только о платном образовании в СССР, о чем узнал лишь в старших классах школы, в конце 70-х, от нас данную информацию фактически скрывали, речь пойдет о гораздо более негативном. Советую дочитать до конца, узнаете много нового и интересного.
В 70-е и 80-е годы в СССР широко пропагандировалось, что в результате Октябрьской революции 1917 г. образование в нашей стране стало бесплатным. Умалчивалось, что был период с 1940 г. по 1956 г. и ранее, когда за образование пришлось частично платить. Причем замалчивали не только данный факт, умудрялись говорить и писать об эпохе 30-х и 40-х г.г., о Великой Отечественной войне, словно Советским Союзом почти 30 лет не руководил товарищ Сталин, словно его вообще не существовало. А если о нем упоминали иногда, то словно он был второстепенным персонажем, дополнением к партии.
Лишь в конце 70-х, когда учился в старших классах, от мамы я случайно узнал, что они с 8 по 10 класс в середине 50-х учились платно. Помню, это стало для меня шоком. Не хотелось родной маме верить. Много лжи, к сожалению, при Хрущеве и Брежневе было в СССР.
На фото: приказ директора МГРИ о взимании платы за обучение. Кто не мог оплатить учебу и не имел 2/3 оценок отлично, а остальные хорошо, отчислялся из института.
Закон о платном образовании в СССР, опубликованный в октябре 1940 года.
Право на бесплатное образование получили дети инвалидов и пенсионеров, если пенсия была единственным источником их существования, а также, выросшие в детдомах. Оставалось бесплатным обучение в военных учебных заведениях, а также в училищах, где готовили летчиков гражданского воздушного флота.
Те, кто имел в процессе учебы 2/3 и больше оценок отлично, а остальные не ниже четверки, за учебу не платили. Это касалось средних классов школы, техникумов и вузов.
Плата за заочное и вечернее обучение в средних и высших учебных заведениях взималась в половинном размере.
Для семей с одним ребенком не так уж и обременительно, но тогда в семьях было в среднем по три ребенка, что часто не давало возможность всем детям получить среднее и высшее образование. Особенно тяжело приходилось жителям сел и деревень, они получали в среднем на 50-70 руб. меньше горожан, а детей имели больше. Кроме того, фактически каждый работающий 5-10% своей зарплаты отдавал на государственные займы.
Но выход был, учиться на отлично или почти на отлично, в таком случае от оплаты за образование освобождали.
Причины введения в СССР платного образования в старших классах школы, техникумах и в высших учебных заведениях.
1) СССР в 1940 году находился на пороге войны и требовались огромные средства на вооружение, а также на завершение индустриализации и коллективизации, обустройство страны. При этом до 1940 г. государство более 20 лет вкладывало гигантские деньги в развитие образования и ему потребовалась помощь населения, чтобы частично за свое образование платил сам народ.
На фото: квитанция об оплате за обучение в СССР в январе 1941 г.
2) Индустриализация проводилась невиданно быстрыми темпами и подготовка кадров не успевала за ней. К концу 30-х г. молодежь все больше стремилась получить среднее, а потом высшее образование, просто не хотела идти работать на завод. Образовался перекос, его требовалось ликвидировать.
Поэтому 02.10.1940 г. был опубликован «Закон о трудовых резервах».
Закон о фактической мобилизации от 800 тыс. до 1 млн. человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14–15 лет для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах и в возрасте 16–17 лет для обучения в школах фабрично-заводского обучения.
Каждый председатель колхоза должен был каждый год предоставить два человека в ремесленное училище и двоих в ФЗО на 100 членов колхоза. Подобную мобилизацию проводили в городах по ежегодным квотам СНК СССР.
Окончившие ФЗО и ремесленные училища получали распределение на заводы, где были обязаны отработать 4 года.
При этом, грубо нарушавшие дисциплину, как в период учебы (отчисленные из училищ), так и на производстве в течение 4 лет отработки, получали уголовное наказание сроком в 1 год.
Но можно понять и государство. Учащиеся ремесленных училищ и ФЗО находились на государственном иждивении (бесплатное обучение, обеспечение за счет государства питанием, одеждой, обувью, бельем, учебниками и учебными пособиями и общежитием), для учащихся ремесленных и железнодорожных училищ была введена форменная одежда. То есть власть билась из последних сил, осуществляла индустриализацию, плюс существовала опасность войны, а молодежь по тем или иным причинам саботировала учебу и работу. В 1939-1940 г.г. в 1.551 профессионально-техническое учебное заведение поступило 602 тыс. учащихся, а окончило всего 439 тысяч. То есть более 160 тысяч бросило учебу, что было недопустимо.
В 1940-1950 г.г. на содержание профессионально-трудовых учебных заведений государство затратило 36 миллиардов рублей, на них выучило 6.3 миллиона квалифицированных рабочих.
На фото: вчерашние ученики ФЗО и ремесленных училищ в годы ВОВ 1941-1945 г.г. ковали победу в тылу, в том числе вытачивали корпуса мин и снарядов.
3) Принятие закона о платном образовании также было вызвано желанием улучшить качество, полученного образования, за счет повышения ответственности учащихся к учебному процессу. И это конкретно работало. Мама рассказывала, что в их двух 10-х классах было 14 медалистов из 55 выпускников, то есть каждый четвертый, в основном золотые медалисты. Аналогичное произошло и в предыдущий год. Мама получила серебряную медаль и ей было стыдно, что она получила одну четверку на экзаменах. Причем за учебу ее бабушка и дедушка не платили, они воспитывали мою маму, так как ее родители не вернулись с войны. Она и училась на отлично, чтобы не быть обузой пенсионерам.
В моем же выпуске 1980 г. из 92 учеников лишь трое получили медали.
На фото: школьная серебряная медаль. Факт, пока в СССР было платное обучение, учились гораздо лучше. Так как отличники и многие хорошисты освобождались от оплаты за учебу.
Также образование в СССР было платным в 20-е годы (с 1922-1923 г.г. по конец 20-х), как высшее, так и в старших классах средней школы, но там часто меняли правила, то повышали суммы оплаты, то понижали, плюс оно не было повсеместным, многие категории граждан освобождались от оплаты, а у нэпманов и их детей, а также у членов семей «из бывших» оплата была в 4-5 раз выше, чем у представителей семей трудящихся.
Считаю, что платное образование в СССР во многом обуславливало успехи советской науки в 40-е, 50-е, 60-е годы, позже она сдала. Хоть спаду в научных разработках способствовал также такой фактор, как отмена Хрущевым сталинского МПЭ (метода повышения эффективности экономии) в 1955 году. Во многом благодаря МПЭ японцы сотворили свое «японское чудо», они его позаимствовали у СССР.
11 или 12 классов? Сколько лет дети учатся в России и других школах мира
Конец августа и начало сентября – время, когда более чем в 120 странах мира начинается учебный год и ребята садятся за парты. И если россияне проводят в школьных стенах 11 лет, то у зарубежных сверстников этот срок несколько больше. В то же время о необходимости принятия реформы в образовании в нашей стране на государственном уровне говорят уже давно. Однако вводить кардинальные изменения в России не спешат.
Мы предлагаем сегодня сравнить сколько лет учатся в школе в разных странах.
Содержание:
Сколько лет учатся в российской школе?
Учёба в российской школе длится 11 лет и поделена на 3 ступени:
Начальная школа
В первый класс дети идут в возрасте 6-7 лет и учатся в начальном звене до 10-11 лет.
Во время обучения школьники знакомятся со следующими предметами:
В РФ все предметы в началке преподаёт один учитель. Исключениями являются только узкоспециализированные дисциплины. Помимо счёта и письма, дети учатся культуре поведения и речи, овладевают элементами теоретического мышления и навыками самоконтроля.
Основная школа
Обязательное среднее образование в России длится 9 лет. После окончания данного курса школьник получает аттестат и далее может поступить в колледж или продолжить учёбу в старших классах школы.
Старшие классы
В РФ к старшим относятся 10 и 11 классы. Учёба здесь уже нацелена на подготовку ребят к поступлению в высшие учебные заведения. А заканчивается школьный курс сдачей ЕГЭ.
Планируются ли изменения?
Неоднократно в России обсуждалась возможность перевода школьников на 12-летнее обучение. Родители и дети жалуются на увеличивающуюся нагрузку из года в год.
Ситуация усугубляется и тем, что появляются новые дополнительные дисциплины, которые также требуют от учеников времени и сил. На дополнительные занятия и спорт у современных школьников времени практически не остаётся. За увеличение количества лет в школе говорит необходимость снять нагрузку с учеников и их родителей.
Противники 12-летки, в свою очередь, бьют тревогу и считают, что длительное время, проведённое за школьной скамьёй, приведёт к инфантильности выпускников, а также к изменению трудоспособного и призывного возраста. Кроме того, при переходе на 12-летку, безусловно, понадобится и увеличение финансирования.
Впрочем, пока такие инициативы существуют лишь на уровне устного обсуждения в Госдуме.
Музыкальные, художественные и спортивные школы
Обучение в музыкальных школах (ДМШ) – процесс не быстрый и занимает от 5-7 лет. В основном срок обучения зависит от возраста ученика, уровня его знаний и выбранной специальности.
Помимо ДМШ, в России при консерваториях существуют средние специальные музыкальные школы. В них обучение длится уже 11 лет, а музыкальные и общеобразовательные предметы совмещены.
В государственных художественных школах имеются нулевые классы, где могут обучаться талантливые ребята, ещё не достигшие нужного для поступления возраста. Всего будущие художественные деятели учатся 5 лет.
Программа в балетных школах рассчитана на 8 лет. К занятиям допускаются дети в возрасте 10-11 лет.
В школах олимпийского резерва программа занимает 8-10 лет. Юные спортсмены за годы обучения проходят несколько этапов подготовки, а минимальный возраст для зачисления – 8 лет. Исключения составляет художественная гимнастика, здесь к занятиям допускаются дети с 6 лет.
Как дети учились в СССР?
Советская школа несколько раз в XX веке трансформировалась в соответствии со стремительно меняющимся временем. Изменения можно разделить условно на несколько эпох:
1. После наступления советской власти общее и профессиональное образование не разделялось. В 9-летних школах параллельно учили и теоретическим знаниям, и ремеслу. Само обучение делилось на 2 ступени: 5 лет и 4 года.
2. В 1932 году советская школа стала 10-летней и подразумевала уже получение среднего образования в 3 этапа:
3. Ситуация вновь изменилась в 1958 году, когда начальной школе отвели вместо 4-х 3 года. А 9 класс отнесли вместе с 10-м к старшим классам. Обязательными стали первые 8 классов. После них уже можно было поступить в техникум. Именно эта система образования, которая сохранялась в стране на долгие годы, была признана лучшей в мире.
Таким образом, до 80-х гг. в Советском Союзе школьная программа укладывалась в 10 классов.
4. С 1987 года было введено 11-летнее образование. Начальная школа вместо 3-летней стала 4-летней. А те ученики, которые заканчивали ещё трехлетнюю начальную школу «перепрыгивали» через класс и переходили сразу в 5 класс. И лишь в Российской Федерации уже в 2001 году 3-летнее обучение в начальной школе отменили повсеместно.
А как учатся дети в других странах мира?
Система образования в других странах также претерпевала изменения. После распада СССР, страны, входившие в Союз, долгое время имели практически одну и ту же модель школьного обучения.
12-летнее школьное образование характерно для США и стран Евросоюза. А такие страны, как Япония и Китай и вовсе имеют кардинально иную систему образования, сложившуюся веками. Там придают большое значение строгому обучению в начальной школе, а, например, для финнов больше важна игра для детей младшего возраста.
Школы Европы
В европейских школах дети обучаются, как правило, с 6 до 18 лет. Этапы учёбы делятся на:
Финляндия
В Финляндии дети идут в школу с 6–7 лет, а заканчивают в 16–17. То есть обучение занимает 10-11 лет. Государство гарантирует детям бесплатное начальное образование. Причём это не только само обучение, но и учебники, тетради, основные канцелярские товары и питание. Школьные годы делятся на 2 ступени:
Далее ученики либо продолжают обучение в старшей школе, где идёт серьёзная подготовка перед поступлением в высшие учебные заведения, либо идут получать профильное образование в училище, сродни российскому колледжу.
Великобритания
В Великобритании школьники учатся 13 лет, а образование включает в себя два этапа:
Старшие 12 и 13 классы не обязательны и есть не в каждой школе. Ребята, которые приняли решение продолжать образование, как правило, после окончания средней школы подают заявления в несколько других школ, сдают экзамен и с нетерпением ждут его результатов.
Италия
Итальянские дети поступают в начальную школу в 6 лет. В общей сложности обучение длится 13 лет:
Франция
Современная французская система школьного образования, как и в большинстве стран Европы, состоит из 3 ступеней:
В 11 лет после начальной школы юные французы поступают в колледж, а потом в лицей. Лицеи делятся на 2 типа: общий и технологический. Последний выпускной класс завершается экзаменом на степень бакалавра, и эта оценка учитывается при дальнейшем поступлении в вузы. Всего обучение длится 13 лет.
Германия
Из 13 лет школьного обучения в Германии 9 классов являются обязательными. Весь срок учатся те, кто собирается поступать в высшие учебные заведения.
В начальную школу идут с 6 лет. Здесь дети учатся чтению, счёту и изучают естествознание.
С 10 до 19 лет дети ходят в среднюю школу, а выбор учебного заведения индивидуален для каждого и зависит от результатов вступительных испытаний, рекомендаций из начальной школы и желания родителей.
В Германии существует 3 типа средних школ:
Помимо этих трёх типов, существуют также обычные школы (Gesamtschule) — они сочетают различные особенности гимназии и реальных школ.
Нидерланды
С Нидерландами всё сложнее. Здесь нет традиционных 12 или 13 классов. В Голландии ребёнок может начать посещать школу с 4-5 лет. И если в 4 года малыша приводят в школу родители по собственному желанию, то в 5 они обязаны сделать это по закону.
Голландская начальная школа — это 8 лет обучения. Первые 2 класса похожи на российские детские сады: домашних заданий в юном возрасте детям не задают, а на занятиях учат работать в команде и выявляют способности ребёнка. И лишь с третьего класса ребят учат письму и счёту. После окончания начальной школы дети сдают тест, от результатов которого будет зависеть последующий учебный курс.
Далее начинается средняя школа и от того, в какое заведение поступит ребёнок, будет зависеть сколько лет ему предстоит там учиться. Обучение в подготовительной средней школе длится 4 года: здесь уже помимо теории ученики получают подготовку к будущей профессии. Старшая средняя школа занимает 5 лет, даёт профессиональное образование и готовит к университету.
Украина
Система образования в стране схожа с российской. До недавнего времени в стране 11-летнее школьное обучение было нормой. Однако вот уже несколько лет правительство Украины поднимает вопрос о переходе на 12-летнее образование по примеру стран Евросоюза.
Попытки переформатировать школьную систему страны уже предпринимались не раз. По задумке чиновников, после окончательной реформы в стране не будет понятия «общеобразовательная школа», а система образования станет следующей:
Такая модернизация требует больших затрат и огромной работы в плане организации кардинально нового учебного процесса. Ведь добавление 12-го класса в корне изменит всю школьную программу.
Американцы учатся в школе 12 лет. Начинают обучение дети с 5 до 8 лет. А весь период делится на:
В начальной школе американцам преподаёт все предметы один учитель. За исключением узкоспециализированных дисциплин.
В средней школе, как правило, обучаются дети в возрасте от 11 до 12–14 лет. Здесь предметы ведут уже разные педагоги. А ученики должны посещать занятия по английскому, математике, естественным и общественным наукам, а также физкультуре. Один или два предмета учащиеся выбирают самостоятельно. Чаще всего это иностранный язык, технологии и искусство.
Старшеклассники уже сами выбирают предметы, которые будут изучать.
Китай
В Поднебесной дети учатся 12 лет. Начальная и средняя школа являются обязательными и занимают у учащихся, как и в России, 9 лет. При этом первые 6 классов – это начальная школа, а неполная средняя длится всего 3 года. Далее перед учащимся стоит выбор:
Школьный день в Китае нельзя назвать лёгким: учёба начинается в 7:30 и заканчивается в 17:00. Длинных летних каникул, привычных для россиян, там тоже нет – учёба длится с сентября до середины июля.
Австралия
Школьное обучение в Австралии занимает 12 лет. Обязательными считаются первые 10 классов. Занятия начинаются с конца января и длятся до середины декабря.
После 12 класса школьники сдают экзамены и заканчивают среднее образование.
Япония
Здесь дети проводят за школьной партой 12 лет, а система образования делится на циклы:
Дети обязаны пройти обучение в начальной и средней школе, далее – по желанию. При этом обучение в школах шестидневное, а каждая вторая суббота – выходной день.
Школьный возраст такой же, как и в других странах: в Японии дети начинают учиться примерно в 6 лет, а выпускаются в 17-18 лет.
Самое большое и необычное отличие японской системы образования от остальных это, пожалуй, то, что в школу здесь ребята идут в апреле. Удивительный на первый взгляд факт имеет крайне просто объяснение: весной цветёт сакура, у природы начинается новый этап жизни, а в школе – новый учебный год.
Во всём мире разные подходы к образованию. Где-то детям в начальной школе на «раскачку» даётся чуть больше времени и адаптация проходит куда мягче. Зато после опыта других стран, где к строгой дисциплине и большим объёмам знаний приучают детей с детства, наша изнуряющая подготовка к ЕГЭ уже не кажется такой ужасной.
В любом случае стоит помнить: оценки в наше время имеют большой вес, однако куда важнее само понимание предмета. Удачи вам и терпения в новом учебном году!