до какого года в ссср был один выходной
Краткая история рабочего времени в СССР
Этот пост о том, что знает каждый и что все позабыли: о регулировании рабочего времени. Кто из читателей слышал от предков (а не прочитал в книжке), что до 1940 года была рабочая шестидневка с фиксированными по числам днями отдыха, приходящимися на разные дни семидневной недели? Мало кто. А ведь в 1940 году это знала каждая собака. Так плохо работает народная память и плохо пишется устная история.
При проклятом царизме
Царская регуляция рабочего времени относилась, при некоторых исключениях, лишь к промышленным рабочим (и то так называем цензовым, то есть с исключением мельчайших предприятий) и горнорабочим. Рабочий день был ограничен 11.5 часами, предполагалась стандартная семидневная рабочая неделя с одним днем отдыха в воскресенье, при этом перед воскресеньями и праздниками предусматривался 10–часовой рабочий день (так называемые канунные дни). Праздников, приходящихся на любой день недели, было 13, кроме того, еще 4 праздника всегда приходились на будние дни. Оплачиваемый отпуск не предусматривался. Таким образом, на средний невисоскосный год приходилось 52.14 воскресенья, 4 праздника, всегда приходящихся на будни, и еще 11.14 празничных дня, попавших не на воскресенье, итого в году получалось 297.7 рабочих дней. Из них 52.14 были субботними, а еще 7.42 создавались подвижными праздниками, не прилипшими к воскресенью. Итого, 59.6 рабочих дней было короткими, и 238.1 длинными, что дает нам 3334 нормативных рабочих часа в году.
На самом деле, в промышленности работать так много никто уже не был согласен, да и фабриканты понимали, что люди будут трудиться эффективнее, если предоставить им больше времени для отдыха. В среднем в началу Первой мировой войны на заводах работали 275–279 дней в году, по 10–10.5 часов (различные исследования давали разные результаты), что дает нам приблизительно 2750 — 2930 часов в год.
Временное правительство. Ранняя Советская власть: военный коммунизм и НЭП
Временное правительство с мая 1917 года попало в руки социалистов, десятилетиями обещавшими трудящимся восьмичасовку. Социалисты не изменили свой курс, то есть продолжали обещать восьмичасовку в неопределенном будущем, которое (для Временного правительства и эсеров) так и не наступило. Всё это имело мало значения, ибо промышленность разваливалась, а рабочие обнаглели и не слушались начальства; к концу лета 1917 года по факту никто не работал более 5–6 часов в день (ну а выработка была такая, как если бы работали 3–4 часа).
Уже 29 октября 1917 года большевики выполнили один из главных пунктов своей дореволюционной программы — особым декретом провозгласили восьмичасовой рабочий день, то есть получилась семидневная неделя с одним выходным днем и с восьмичасовым рабочим днем. Кодекс законов о труде 1918 года еще более расширил эти положения. Был введен месячный оплачиваемый отпуск; а между окончанием рабочего дня в субботу и началом в понедельник должно было быть 42 часа, что при односменной работе с обеденным перерывом давало пятичасовой рабочий день в субботу; перед праздниками рабочий день сокращался до 6 часов. Количество праздников уменьшилось до 6, все на твердую дату, это были знакомые нам Новый год, 1 мая (день Интернационала) и 7 ноября (день Пролетарской революции) и совсем незнакомые: 22 января (день 9 января 1905 года (sic!)), 12 марта (день низвержения самодержавия), 18 марта (день Парижской Коммуны).
При методике расчета, показанной выше, в средний год, с учетом отпуска и сокращенных дней, выходило 2112 часов, на 37% меньше, чем по царскому Уставу о промышленности, на 25% меньше, чем в царской России работали реально. Это был большой прорыв, если бы не одно неприятное обстоятельство: реальная промышленность не работала вообще, работяги разбегались из городов и помирали с голоду. На фоне таких событий писать в законе можно было что угодно, только бы немножко порадовать опорный класс.
Так как народ той эпохи был еще сильно привержен религиозным праздникам, но упоминать это в законе большевикам было неприятно, их переименовали в особые дни отдыха, каковых полагалось 6 в году. Дни назначались на любые даты по усмотрению местных властей; если эти дни оказывались религиозными праздниками (что неизменно и происходило в действительности), то их не оплачивали; поэтому мы не включаем добавочные праздники в наши расчеты.
В 1922 году промышленность начала потихоньку оживать, а большевики потихоньку одумываться. По КЗоТу 1922 года отпуск был сокращен до 14 дней; если на отпуск приходились праздники, он не удлинялся. Это увеличило годовую норму рабочего времени до 2212 часов в год.
С этими нормами, достаточно гуманными для эпохи, страна и прожила весь НЭП. В 1927–28 годах 1 мая и 7 ноября получили второй добавочный выходной день, что уменьшило рабочий год до 2198 часов.
Кстати, большевики на этом не остановились и обещали народу большее. Торжественный юбилейный «Манифест ко всем рабочим, трудящимся крестьянам, красноармейцам Союза ССР, к пролетариям всех стран и угнетенным народам мира» 1927 года обещал в скорейшем времени переход на семичасовой рабочий день без уменьшения оплаты труда.
Великий перелом и первые пятилетки
В 1929 году большевиков, на фоне происходящего Великого перелома, обуяла страсть к экзотическим экспериментам с сфере регулирования рабочего времени. В 1929/30 хозяйственном году страну начали энергично переводить на непрерывную рабочую неделю с одним плавающим выходным днем в пятидневку и семичасовым рабочим днем (НПН).
Это была самая странная реформа табель–календаря, которую только можно представить. Связь семидневной недели и трудового расписания была полностью прервана. Год был разделен на 72 пятидневки и 5 постоянных праздников (22 января, теперь называвшееся Днем В.И.Ленина и 9 января, двухдневное 1 мая, двухдневное 7 ноября). День низвержения самодержавия и день Парижской Коммуны были отменены и забыты народом навсегда. Новый год стал рабочим днем, но остался в народной памяти. Дополнительные неоплачиваемые религиозные праздники также были отменены навсегда.
Ни один день в пятидневке не был общим выходным, трудящиеся разделялись на пять групп, для каждой из которых выходным был один из пяти дней по очереди. Рабочий день стал семичасовым (это обещалось ранее, но никто не ожидал, что семичасовка придет вместе с такой путаницей). Отпуск был зафиксирован как 12 рабочих дней, то есть сохранил продолжительность. Минимальная продолжительность воскресного отдыха была уменьшена до 39 часов, то есть канунные дни при односменной работе исчезли.
Всё это привело к тому, что в году теперь было 276 7–часовых рабочих дней, дававших 1932 рабочих часа в год.
Пятидневку ненавидели и в народе, и на производстве. Если у супругов день отдыха приходился на разные дни пятидневки, они не могли встретиться друг с другом в выходной день. На заводах же, привыкших к закреплению оборудования за определенными рабочими и бригадами, теперь на 4 станка приходилось 5 рабочих. С одной стороны, эффективность использования оборудования теоретически увеличивалась, но на практике произошла также и потеря ответственности. Всё это привело к тому, что пятидневка продержалась недолго.
С 1931 года страну начали переводить на шестидневную рабочую неделю с пятью фиксированными днями отдыха в месяц и семичасовым рабочим днем. Связь рабочей недели и семидневки по–прежнему была потеряна. В каждом месяце выходными были назначены 6,12, 18, 24 и 30 числа (а значит, кое–какие недели на самом деле были семидневными). От праздников по–прежнему оставались 22 января, двухдневный Первомай и двухдневные Ноябрьские.
При шестидневке в году оказалось 288 рабочих дней по 7 часов, что давало 2016 рабочих часов. Большевики признали, что рабочий день увеличен, но клялись пропорционально (на 4.3%) увеличить и оплату труда; на практике это не имело значения, так как цены и зарплаты в ту эпоху росли очень быстро.
Шестидневка смогла несколько уменьшить чертову путаницу с табель–календарем и более или менее (по факту, на нее перевели около половины трудящихся) прижилась. Так, с довольно коротким номинальным рабочим днем, страна прожила первые пятилетке. Надо, разумеется, понимать, что в действительности картина была не столь радостной — типичная для эпохи штурмовщина обеспечивалась за счет непрерывных и длительных сверхурочных работ, которые из неприятного исключения постепенно стали нормой.
В 1940 году эпохе относительно либерального трудового права настал конец. Дело шло к войне. Уголовные наказания за опоздания, запрет на увольнение по собственному желанию — разумеется, эти меры выглядели бы странно без сопутствующего увеличения трудовой нагрузки.
С 1940 года была введена семидневная неделя с одним выходным днем и с восьмичасовым рабочим днем. Праздничных дней стало 6, к старым праздникам добавился день Сталинской Конституции, 5 декабря. Укороченные предпраздничные дни, сопровождавшие семидневку до 1929 года, не появились.
Теперь в году оказалось 2366 рабочих часов, аж на 17% больше, чем ранее. В отличие от предшествующих эпох, власти не извинялись по этому поводу перед народом и ничего не обещали. С этим простым и понятным календарем, давшим исторический максимум (для СССР) рабочего времени, страна прожила до полной гибели сталинизма в 1956 году. В 1947 году, на фоне общего возврата к национальной традиции, праздничный день 22 января заменили на Новый год.
Хрущевская и брежневская эпохи
В 1956 году справившийся с сопротивлением элит Хрущев открыл новую страницу — трудовое право снова резко смягчилось. С 1956 года страна перешла на семидневную рабочую неделю с одним выходным днем и с семичасовым рабочим днем; на практике переход занял 3–4 года, но зато он был полным. Кроме семидневки, страна получила новое смягчение — все предвыходные и предпраздничные дни были сокращены на два часа. Праздники остались те же.
Это привело к резкому сокращению рабочего времени, в году теперь было 1963 рабочих часа, на 17% менее. В 1966 году к праздникам добавились знакомые нам 8 марта и 9 мая, что сократило рабочий год до 1950 часов, то есть почти что до времен полузабытой пятидневки.
И наконец, в 1967 году, уже при Брежневе, произошла самая принципиальная из реформ, давшая знакомую всем нам сегодня форму рабочего расписания: была введена семидневная рабочая неделя с двумя выходными днями и восьмичасовым рабочим днем. Хотя рабочая неделя имела 5 рабочих дней по 8 часов, ее продолжительность составляла 41 час. Этот лишний час складывался, и образовывал за год 6–7 ненавистных народу черных (то есть рабочих) суббот; на какие именно дни они приходились, решали ведомства и местные власти.
Продолжительность рабочего года немного выросла и составляла теперь 2008 часов. Но народу реформа все равно нравилась, два выходных — сильно лучше, чем один.
В 1971 году был принят новый КЗоТ, содержавший одну приятную новацию: отпуск был увеличен до 15 рабочих дней. Теперь в году было 1968 рабочих часов. С этим трудовым правом Советский Союз и доехал до своего распада.
Для справки: сегодня, благодаря сокращению рабочей недели до 40 часов, увеличению отпуска до 20 рабочих дней, а праздников до 14 дней, которые всегда приходятся не на выходные, мы работаем 1819 часов в средний невисокосный год.
LiveInternetLiveInternet
—Видео
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
7 марта 1967 года в СССР введена 5 дневная рабочая неделя с двумя выходными.
…Вероятно, начать следовало бы с того, что в этом году именно сегодня открывается Масленица. А заодно и спросить: не пора ли и эту славную неделю сделать по-настоящему праздничной – то есть выходной. Нет. Тогда идём в прошлое…
…7 марта 321 года Константин Великий распорядился считать воскресенье выходным днём – как мы помним, именно этот император восемью годами раньше узаконил христианство… Как будто, эти события связаны между собой – но на самом деле эдикт породил некую путаницу, насчёт которой спустя девять веков Фома Аквинский выскажется так: «В новом законе соблюдение дня Господня заняло место соблюдения субботы не по заповеди, но по церковному установлению и принятому у христиан обычаю»… Так или иначе – по современному евростандарту воскресенье считается последним днём недели; а в Израиле, США и Канаде – наоборот, первым. Ещё, согласно наблюдениям учёных, в месяце, который начинается с воскресенья, обязательно случается Пятница, 13-е.
…Надо сказать, веротерпимый Константин был последователен – и никаких запретов на трудовую деятельность не ввёл, ограничившись закрытием на воскресенье рынков и присутственных мест. (Кстати, у римлян неделя когда-то была восьмидневной – «семидневку» они по неясным причинам позаимствовали у завоеванных восточных народов). Таким образом, изначально выходной распространялся исключительно на госслужбу – потому событие прошло относительно незамеченным…
…И оставалось таковым на протяжении многих столетий – невзирая на разные ограничения «местного характера»… даже в суровой викторианской Англии конца XIX века работать в этот день было, вроде бы, запрещено – но с рядом исключений. Российский «Ремесленный устав» примерно тех же времён тоже гласит: «…ремесленных дней в неделе шесть; в день же воскресный и дни двунадесятых праздников ремесленники не должны работать без необходимой нужды». Тем не менее, воскресенье станет у нас официальным выходным днём только в 1897-м! (Одновременно будет узаконен 11,5-часовой рабочий день… впрочем, по тем суровым временам это было большим послаблением).
Закон о выходном приживался на Руси долго и туго… а в деревне – по понятным причинам! – и вообще никак. (Возможно, из-за названия; в остальных славянских языках этот день называется просто «неделя» – то есть, можно ничего не делать… почему наш трудолюбивый народ прозвал так всю семидневку – загадка! Как известно, в большинстве германских языков воскресенье называется «днём солнца»).
Бескомпромиссные большевики поначалу хотели от воскресенья избавиться… В 1930-м они ввели четырёхдневку с пятым выходным днём – причём, его можно было выбирать самостоятельно; через год – такую же шестидневку. Наконец, в 1940-м, плюнули на эксперименты – и вернули воскресенье с семидневной неделей на законные места. А ещё через двадцать семь лет расщедрились – и добавили к выходным субботу…
…По совпадению, это произошло именно 7 марта – в 1967 году вышло постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями». Так, спустя полтора с лишним тысячелетия, был существенно дополнен эдикт императора Константина…
PS: В наши дни почтеннейшая публика всё больше работает, как получится – но, справедливости ради, тёплые чувства к воскресенью у большинства остались… Впрочем, это – совсем другая история.
Рабочая суббота: когда это было обычным делом
28 апреля 2018 года интернет-редакция ОТР вместе со всей страной проводит на рабочем месте: выходной день с субботы перенесен на понедельник 30 апреля. Самое время поговорить о выходных и праздничных днях и вспомнить, когда суббота завершала рабочую неделю.
Конец «шестидневки».
К хорошему привыкаешь быстро. Современному поколению российских граждан трудно себе представить, что в неделе может быть всего один выходной день. Но обычаю проводить субботу и воскресенье на родных шести сотках не так много лет. В прошлом году он отпраздновал скромный полувековой юбилей. В марте 1967 года Президиум Верховного Совета и ЦК КПСС серией постановлений и указов оформили решение, принятое за год до этого XXIII съездом партии. Субботу объявили нерабочим днем. При этом часовая продолжительность рабочей недели – не более 42 часов – сохранялась. С понедельника по пятницу работать сталь на час с небольшим дольше. Шестидневная рабочая неделя сохранялась для общеобразовательных школ, высших и средних специальных учебных заведений.
42-часовая рабочая неделя просуществовала до декабря 1971 года, когда Верховный Совет РСФСР в новом Кодексе законов о труде сократил ее на час. А через шесть лет это положение было зафиксировано новой Конституцией СССР.
А что было раньше
После Октябрьской революции в ноябре 1917 года декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) был установлен 8-часовой рабочий день при шестидневной неделе. С 1929-го по 1933-й год 48-часовая рабочая неделя была постепенно заменена на 42-часовую. При этом постановление СНК СССР от 26 августа 1929 года устанавливало так называемый табельный календарь: неделя состояла из 5 дней – 4 рабочих, пятый выходной. В ноябре 1931 года этот календарь был изменен на шестидневный: выходными становились 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца, а также 1 марта. И только в 1940 году страна вернулась к обычной неделе с выходным в воскресенье. В годы Великой Отечественной войны действовал Указ ВС СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», отменявший отпуска и вводивший обязательные сверхурочные работы.
Краткая история выходных
История выходных и их положение среди дней недели тесно связано с астрономическими наблюдениями представителей различных цивилизаций и их календарями. У большинства народов мира календари основаны на 7 дневной неделе, что первоначально, скорее всего определялось лунными циклами. Эти представления закреплялись в религиозных учениях. Так в Ветхом Завете процесс сотворения мира Богом укладывается в шесть дней. А седьмой описывается как день отдыха, когда Господь «почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» (Книга «Бытие», гл.2, ст.2). У некоторых народов седьмой день недели считался посвященным Богу Солнца. Это нашло свое выражение в названии дня в различных языках. Так в английском Sunday восходит к древнеанглийскому Sunnandæg (буквальное значение «день солнца»).
Согласно иудейскому и христианскому календарям, основанным на Библии, воскресенье считался первым днём недели. Такое положение этого дня существовало и у представителей других культур. Например, во вьетнамском языке понедельник переводится как «второй день», т.е. идущий после первого – воскресенья.
В 321 году н.э. первый христианский император Римской Империи Константин определил воскресенье первым днём недели и днём отдыха и поклонения. Соответственно, в христианской культуре за воскресеньем закрепилось значение праздника – дня, когда верующие обычно посещают церковь. Здесь интересно отметить, что в раннем христианстве, в отличие от иудаизма, значение дня, посвященного Господу, перешло с субботы на воскресенье. Последователи Торы продолжают чтить субботу, и именно суббота считается нерабочим днем. В христианстве свое название воскресенье получило в честь воскресения Иисуса на третий день после распятия.
Российские праздники
Если сравнивать с количеством праздников, устанавливавшихся царским указом 1897 года (14 праздников), Российская Федерация ведет себя гораздо скромнее. Сейчас в нашем календаре их всего восемь: Рождество Христово, День защитника Отечества, Международный женский день, Праздник Весны и Труда, День Победы, День России, День народного единства и Новый Год. Но если учитывать правила переносов, когда праздник приходится на обычный выходной, нерабочих дней получается больше, чем в Российской империи.
В этом году россиянам предстоит еще два раз столкнуться с рабочей субботой. Выходной с 9 июня будет перенесен на 11-е, и на День России мы будем отдыхать с 10-го по 12-е июня. А выходной 29 декабря окажется перенесенным на последний день года. День народного единства 4 ноября в этом году выпадает на воскресенье. Поэтому праздничный уикенд будет продлен до 5 ноября включительно.
История изменения рабочей недели в России. Справка
Просьба внести в комитет по рынку труда Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) поправку о 60-часовой рабочей неделе поступила не от работодателей, а от рабочих коллективов, сообщил бизнесмен Михаил Прохоров, который возглавляет комитет, в интервью газете «Комсомольская правда».
В большинстве случаев труд человека измеряется рабочим временем. Трудовое законодательство чаще всего использует такие единицы измерения, как рабочий день (смена) и рабочая неделя.
Ограничение законом рабочего времени было одним из первых требований возникшего в начале XIX века рабочего движения. В России рабочее время до конца XIX века законом не ограничивалось и составляло 14-16 часов в сутки.
После Октябрьской революции 11 ноября (29 октября по старому стилю) 1917 г. вышел декрет Совета народных комиссаров «О восьмичасовом рабочем дне». В нем говорилось, что рабочее время, определяемое правилами внутреннего распорядка предприятий, не должно превышать 8 рабочих часов в сутки и 48 часов в неделю, включая сюда и время, употребляемое на чистку машин и на приведение в порядок рабочего помещения.
Государство строго контролировало соблюдение этой нормы продолжительности рабочего дня. В 1928-1933 гг. был осуществлен переход к 7-часовому рабочему дню. В начале 1930-х гг. была введен пятидневный рабочий цикл (рабочая пятидневка при шестом выходном дне).
В 1940 г., в связи с начавшейся Второй мировой войной 1939-1945 гг. и напряженной международной обстановкой, был издан указ президиума Верховного Совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю» (шесть рабочих и один выходной). Работали 48 часов в неделю.
По мере создания экономических и иных необходимых предпосылок в СССР был осуществлен переход к более сокращенной продолжительности рабочей неделе. В 1977 г. Конституция СССР закрепила 41‑часовую рабочую неделю.
Дальнейшее уменьшение продолжительности рабочего времени было предусмотрено Законом РСФСР от 19 апреля 1991 г.. «О повышении социальных гарантий для трудящихся». В соответствии с этим законом продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю.
Продолжительность ежедневной работы составляет 8 часов, 8 часов 12 минут или 8 часов 15 минут, а на работах с вредными условиями труда – 7 часов, 7 часов 12 минут или 7 часов 15 минут.
В апреле 2010 года российский бизнесмен Михаил Прохоров предложил изменить трудовое законодательство и ввести 60-часовую рабочую неделю вместо 40-часовой. В ноябре 2010 года бюро правления РСПП утвердило поправки к ТК, которые встретили яростное сопротивление со стороны профсоюзов. Однако позже документ должен был быть отправлен на рассмотрение российской трехсторонней комиссии с участием работодателей, профсоюзов и правительства.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Как Россия шла к десятидневным новогодним каникулам
Сегодня сложно представить завершение календарного года в России без пышного празднования. Эта традиция появилась в России не так давно. Долгие годы в советское время после встречи Нового года на следующий день, 1 января, людям приходилось выходить на работу.
С принятием христианства Владимиром Святославовичем в X веке начала существование история русской церкви, и вместе с ней Новый год стали отмечать по византийскому обычаю – 1 сентября. Во времена правления Петра I система летоисчисления меняется — праздник с 1700 года начинают отмечать 1 января.
После петровской реформы церковный Новый год в России продолжали отмечать 1 сентября, а 1 января считалось праздником светским.
Так продолжалось до Великой Октябрьской революции 1917 года, после которой власти отменили все существовавшие в царском государстве праздники. На следующий год после «октябрьских» событий Россия, согласно указу Владимира Ленина, перешла на григорианский календарь — так 1 февраля 1918 года превратилось в 14-ое. С того момента Рождество стало отмечаться 7 января — вместо 25 декабря по старому стилю.
До 1929 года, когда вышло постановление СНК СССР «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю», 1 января было нерабочим и праздничным. С принятием этого документа слово «праздники» заменили на «революционные дни».
Отмена в 1929 году Рождества привела к тому, что бывшие праздничные дни превратились в рабочие. С признание елки «поповским» обычаем стали появляться следующие агитационные слоганы: «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов!». «Ребят обманывают, что подарки им принес Дед Мороз. Религиозность ребят начинается именно с елки. Господствующие эксплуататорские классы пользуются «милой» елочкой и «добрым» Дедом Морозом еще и для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала», — говорилось в антирелигиозной пропаганде в рождественские дни.
В первой половине 30-х годов Рождество официально не существовало — оно считалось пережитком прошлого.
Что касается Нового года, то советские власти считали его прежде всего детским праздником, отсюда — отсутствие необходимости освобождать взрослых от работы 31 декабря и 1 января.
Во время «моратория» на Новый год находились смельчаки, которые втайне все же отмечали праздник — ставили елку, плотно завешивали окна. Есть предположение, что традиция отмечать праздник застольем, а не торжественными плясками, сложилась именно в то время, когда Новый год приходилось отмечать в секрете, дабы не разбудить соседей.
Прятаться приходилось до тех пор, пока газета «Правда» 28 декабря 1935 года не опубликовала письмо государственного деятеля Павла Постышева, в котором автор выразил протест простого человека, жаждущего праздника и веселья. В своем письме он обратился к властям и призвал «устроить коллективные елки для всех». После публикации Иосиф Сталин вернул людям Новый год с нарядной елкой, однако разговоров о выходном дне 1 январе пока не шло. На следующий день после праздника народ шагал на работу.
Справедливость восторжествовала 23 декабря 1947 года, когда правительство СССР сделало 1 января выходным днем. «День 1 января — новогодний праздник — считать нерабочим днем», — коротко сообщал текст указа. Однако в случае, когда праздничный день выпадал на выходной, он не переносился на ближайший рабочий день, а пропадал.
«Объявляя 1 января выходным днем, власти узаконивали фактически существующую практику. Поскольку,
отгуляв ночь, граждане являлись на рабочие места, мягко говоря, не в лучшей форме»,
— заявила в 1948 году куратор проходившей тогда выставки «Первый день календаря» Ирина Осипова.
Спустя почти 60 лет, в 1991 году, в дома россиян вернулось и Рождество — тогда 7 января объявили свободным от работы днем. В тот год по телевизору показывали рождественские службы и рассказывал людям о правилах проведения святого праздника.
Еще через два года — в 1993 году — россиян освободили от работы и 2 января. История продолжилась в 2004 году, когда в Трудовой кодекс внесли новые изменения и дали россиянам право отдыхать целых 5 дней — с 1 по 5 января. Вместе с празднованием Рождества 7 января — получалось шесть свободных дней.
Кто-то был доволен реформой, а кому-то даже этих шести дней не хватало для полноценного отдыха. Эти разногласия привели к тому, что в 2008 году спикер Совета Федерации Сергей Миронов предложил продлить майские праздники, сократив новогодние. При этом ранее Миронов предлагал сделать нерабочим днем 31 декабря, чтобы люди «не изображали работу, не били баклуши на рабочем месте, а лучше бы наряжали елки и готовились дома к празднику».
Четыре года спустя, в 2012 году, праздники все-таки было решено продлить до восьми дней — с 1 по 8 января. С учетом выходных праздничный «отгул» составил около 10 дней.
Власти зарубежных стран не так щедры к своим гражданам в вопросе новогодних каникул, как российские. К примеру, у американцев есть время прийти в себя после праздничных ужинов только в течение двух раздельных дней — 25 декабря и 1 января. На день больше гуляют британцы — два дня на Рождество и один день на Новый год. Если праздник выпадает на воскресенье, то им достанется бонусный понедельник.
Японская политика в вопросе выходных похожа на российскую. Еще с 1948 года японцы получили официальное право не работать с 31 декабря по 3 января.
При этом некоторые компании прекращают работы уже 29 декабря. В Северной Корее 31 декабря и 1 января считаются национальными праздниками, однако праздничные дни для местного населения — скорее повод для активной домашней работы и похода на демонстрацию, нежели для отдыха.
Несмотря на то, что в Бразилии отмечают Новый год и Рождество, выходные к этим дням не прилагаются. Время отдохнуть и веселиться у бразильцев есть в феврале, когда в течение четырех дней в стране проходит национальный карнавал. Хотя официально эти дни не считаются выходными, местным жителям в этот период точно не до работы.
В Германии, как и во многих других европейских странах, к Рождеству относятся очень трепетно. Отсюда два выходных — 25 и 26 декабря. Также в качестве бонуса у немцев выходной 1 января. Согласно иудейским традициям в Израиле Новый год (Рош-ха-Шана) в этом году отмечался с 20-22 сентября: именно в эти дни израильтяне освобождаются от работы. В Беларуси праздники начинаются 25 декабря — в день празднования католического Рождества. Продолжается веселье 30 декабря, а завершается уже 2 января.
Кстати, в эти новогодние праздники можно сходить в кинотеатры на фильм «Праздничный переполох»