до какого года в ссср было раздельное обучение девочек и мальчиков
Зачем в 1943 году Сталин ввёл раздельное обучение в школах
В разгар Курской битвы, летом 1943 года, советские школы были разделены на мужские и женские. Цель этой реформы, как объясняли детям учителя, состояла в том, чтобы сделать из мальчиков настоящих воинов.
Мальчики – налево, девочки – направо
16 июля 1943 года СНК СССР издал постановление «О введении раздельного обучения девочек и мальчиков». Шли летние каникулы, и за оставшиеся до нового учебного года полтора месяца школы должны были полностью перестроить принципы своей работы. Впрочем, реформа коснулась лишь небольшого числа школьников, которые учились в крупных городах. В провинциальных городках и сельской местности, где дети не имели возможности посещать несколько школ, обучение осталось совместным.
В соответствии с новыми правилами изменилась трудовая, физическая и военная подготовка детей разного пола. Учебная же программа осталась одинаковой.
Вероятно, к проведению реформы Сталина подтолкнули тяжёлые реалии военного времени. Советские мужчины массово гибли на фронте, и в школах сформировалось поколение «безотцовщины». Особенно негативно это влияло на воспитание мальчиков. Педагоги ещё до введения раздельного обучения пытались компенсировать нехватку «мужской руки». Делался уклон на военные игры, школьников обучали боксу и учили методам разведки.
Детям реформу объяснили в первую очередь тем, что в совместном обучении, которое якобы вводилось для «искоренения пережитков неравенства» мужчин и женщин, больше «нет необходимости». Цель провозглашалась достигнутой. О подлинных же причинах нововведений упоминалось вскользь.
«Многое говорит за то, что для более успешного вашего обучения нужны отдельные школы для мальчиков и девочек, – сообщала газета «Пионерская правда» от 18 августа 1943 года. – Мужчина должен быть воином, и с первого же класса школа должна готовить мальчиков к службе в Красной Армии».
Чтобы девочкам не было обидно, начальник Управления начальных и средних школ Наркомпроса РСФСР Надежда Парфёнова пояснила, что на фронте тоже существует «разделение труда». Женщина, по её словам, становится в Красной Армии «врачом, санитаркой, связисткой, а не бойцом».
«Поэтому и программа военно-физкультурной подготовки для мальчиков и девочек различна», – резюмировала чиновница.
Трудный эксперимент
Общество восприняло школьную реформу неоднозначно. Например, поэт Давид Самойлов видел в появлении мужских и женских школ один из признаков «обращения к традиции» и вступления советского государства в «пору зрелости».
Самих детей сильно расстроило разрушение сложившихся классных коллективов. Негативно отнеслись к разделению и некоторые девочки, воспитанные в довоенных идеалах.
«У нас школы мужские и женские. По радио говорили, что в девушках надо воспитывать чувство материнства, скромность, стыдливость, хороших хозяек. А из юношей воинов; храбрых, преданных своей родине, закалённых. Это меня очень злит. Я не хочу быть матерью, а скромности во мне ни капельки нет», – записала в дневнике 11 сентября 1943 года 15-летняя москвичка Марина Добрынина (цитируется по сайту проекта «Прожито»).
Хотя декларировалось, что раздельное обучение укрепит дисциплину, на практике это стало тяжёлой нагрузкой для учительниц, особенно в мужских школах. Как отмечает кандидат педагогических наук из Украины Жанна Стельмашук, в женских школах нарушений дисциплины было значительно меньше, чем в мужских, что объясняется «психофизическими особенностями учащихся». В 1944 и 1951 годах выходили приказы «Об укреплении дисциплины в школе», вводился строгий порядок школьных дежурств учителей, родителей и общественности. Однако формальное заучивание «Правил для учащихся», к которому зачастую сводился воспитательный процесс, не могло исправить ситуацию. В некоторых городах доходило до того, что мальчишки сколачивали настоящие банды, действовавшие с особой жестокостью. Одна из таких группировок орудовала в 1946 году в Омске, где 18-летний Анатолий Воробьев собрал вокруг себя подростков в возрасте от 13 лет и старше. Они убивали сверстников с целью грабежа, а тела жертв прятали на чердаке кинотеатра «Гигант».
Социально-педагогический эксперимент сталинского времени продолжался недолго. В 1954 году, через год после смерти «отца народов», школы вернулись к прежней модели — совместному обучению мальчиков и девочек. Вероятно, на решение советского руководства повлияли, среди прочего, события в Корее, после которых Москва отказалась от планов «горячей войны» с Западом.
До какого года в ссср было раздельное обучение девочек и мальчиков
О ВВЕДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Постановление Народного Комиссариата Просвещения от 31 мая 1918 г.
§ 1. Во всех учебных заведениях вводится совместное обучение учащихся обоего пола. В наименовании всех учебных заведений, всех ступеней и типов, включая высшую школу, опуская слова мужская и женская.
§ 2. С момента опубликования настоящего постановления все учебные заведения принимают на свои вакансии учащихся обоего пола на равных основаниях.
§ 3. В целях более последовательного осуществления принципа совместного обучения приём новых учащихся производится следующим образом: мужские учебные заведения принимают на свободные вакансии в первые четыре класса преимущественно учащихся женского пола, женские учебные заведения соответственно принимают в те же классы учащихся мужского пола с тем расчётом, чтобы количество учащихся обоего пола было более равномерно.
§ 4. Приём учащихся обоего пола в старшие классы, начиная с 5-го, производится беспрепятственно.
§ 5. Во всех вновь открывающихся классах и учебных заведениях приём учащихся обоего пола производится на основании § 3.
Народный комиссар просвещения
СУ; 1918, № 38; ст. 499.
Источник: «Сборник декретов и постановлений Рабоче-крестьянского правительства по народному образованию», вып 1. М., 1919, с.35.
О ВВЕДЕНИИ РАЗДЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
В 1943/44 УЧЕБНОМ ГОДУ
В НЕПОЛНЫХ СРЕДНИХ И СРЕДНИХ ШКОЛАХ ОБЛАСТНЫХ, КРАЕВЫХ ГОРОДОВ, СТОЛИЧНЫХ ЦЕНТРОВ СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК И КРУПНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ГОРОДОВ
Постановление Совета Народных Комиссаров СССР № 789 от 31 мая 1943 года
Учитывая, что совместное обучение мальчиков и девочек в средних школах создаёт некоторые затруднения в учебно-воспитательной работе с учащимися, что при совместном обучении не могут быть должным образом приняты во внимание особенности физического развития мальчиков и девочек, подготовки тех и других к труду, практической деятельности, военному делу и не обеспечивается требуемая дисциплина учащихся, Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
1. Ввести с 1 сентября 1943 года раздельное обучение мальчиков и девочек в I–X классах всех неполных средних и средних школ областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городов, для чего организовать в этих городах отдельные мужские и женские школы (список городов, в которых водится раздельное обучение мальчиков и девочек, прилагается. 1
2. Учебную работу в мужских и женских школах в 1943/44 учебном году вести по существующим учебным планам и программам неполных средних и средних школ.
3. Обязать наркомпросы союзных республик закончить к 10 августа 1943 года распределение учебных помещений для мужских и женских школ, а также распределение педагогов и учащихся по этим школам.
4. Возложить на тт. Косыгина и Потёмкина ответственность за проведение в жизнь раздельного обучения мальчиков и девочек во всех неполных средних и средних школах областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городов РСФСР, перечисленных в прилагаемом списке, с начала 1943/44 учебного года.
5. Придавая большое государственное значение введению раздельного обучению в школах, Совнарком Союза ССР обязывает облисполкомы, крайисполкомы, Совнаркомы союзных и автономных республик обеспечить проведение в жизнь настоящего постановления, оказать органам народного образования необходимую помощь и представить в Совнарком СССР к 20 августа 1943 года отчёт о проведении подготовительных мероприятий по осуществлению раздельного обучения мальчиков и девочек.
Из ИНСТРУКЦИИ ПО ВВЕДЕНИЮ РАЗДЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В КРУПНЫХ ГОРОДАХ РСФСР Утверждена Народным Комиссаром Просвещения РСФСР 23 июля 1943 г.:
14. …При подборе руководителей школы и педагогического персонала необходимо учесть не только пол данного лица, но и личные особенности характера, определяя таким образом пригодность его для мужской или женской школы, особенно для работы классного руководителя….
Источник: Народное образование. Основные постановления, приказы и инструкции. М., 1948, с. 52–55.
О ВВЕДЕНИИ СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛАХ МОСКВЫ, ЛЕНИНГРАДА И ДРУГИХ ГОРОДОВ
Из постановления Совета министров СССР от 1 июля 1954 года:
Совет министров Союза ССР постановляет:
1. Учитывая пожелания родителей учащихся и мнение учителей школ, ввести в школах Москвы, Ленинграда и других городов с 1954/55 учебного года совместное обучение мальчиков и девочек…
2. Обязать Советы министров союзных и автономных республик, а также краевые и областные исполкомы принять необходимые меры и оказать помощь органам народного образования в связи с введением совместного обучения.
1 Список включает 72 города РСФСР. (Назад)
Зачем Сталин ввёл раздельное обучение мальчиков и девочек в школах.
В далёком брежневском детстве, я от одного из своих родственников услышал, что он учился в мужской школе, и в те годы было раздельное обучение мальчиков и девочек в СССР. И главное, что больше я этих сведений никогда не слышал! Ведь советские школьники с самого начала существования Советской России, обучались в общих школах. Так было или не было раздельное обучение в СССР?
С чего всё начиналось
В царской России, обучение мальчиков и девочек было раздельным во всех государственных средних образовательных учреждениях. Единственным исключением были коммерческие училища, в которых учились вместе, юноши и девушки. Но к 1917 году, таковых насчитывалось по Российской империи всего 17 штук, поэтому они были исключением из правила. Обучение до революции.jpg Сразу же после Октябрьской революции 1917 года, советские власти взяли курс на уравнивание в правах всех: пролетариев с крестьянами, учёных с рабочими, мужчин с женщинами. Именно под этим предлогом, в марте 1918 года, НарКомПрос РСФСР издал указ, о введении совместного обучения в среднеобразовательных школах. Более подробно и аргументировано, этот вопрос был изложен во время 8-го съезда ВКП (б), в апреле 1919 года. В это время, чудовищные изменения на территории страны, нивелировали такой сложный в психологическом плане переход в образовательной системе. Но до второй половины 30-х годов, такая форма образования принесла плоды, которые заметили на политическом Олимпе, и было положено начало переосмыслению такого подхода. Но в этот раз, причиной стало желание повысить уровень патриотизма у школьников и поднять дисциплину. Именно с этой целью, в самом конце 30-х годов, была введена школьная форма, очень похожая на гимназическую, дореволюционную. Были у учащихся фуражки, широкий пояс по типу военного и даже китель-гимнастёрка, в общем, обмундирование, очень похожее на военное, армейское. В мае 1941 года, новый секретарь ЦК ВКП (б), Александр Сергеевич Щербаков, поручил НарКомПросу подготовить материалы по целесообразности введения раздельного образования, для введения его уже с сентября 1941 года. Но этим планам помешала начавшаяся Великая Отечественная война.
Период раздельного обучения в СССР
Более плотно вопрос о раздельном обучении мальчиков и девочек начал рассматриваться осенью 1942 года. На заседании Совета Народных Комиссаров СССР 24.10.42 г, была рассмотрена записка «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в неполных средних и средних школах Союза ССР», где последовательно была рассмотрена проблематика совместного обучения и изложены преимущества раздельного образования. Основной упор делался на два постулата:
1. Природа девочек и мальчиков очень различна и особенно это проявляется в пубертатном возрасте. Подготовку к практической жизни, для детей каждого пола надо строить по своим, особым принципам.
2. Укрепление воспитательной работы и повышение уровня дисциплины. Подробно объяснялись психологические особенности разнополых подростков, находящихся в одном коллективе. Зачастую это проявлялось в «нездоровых» взаимоотношениях и снижении интереса к учёбе. Фундаментом под таким заявлением было утверждение, что за 25 лет после Октябрьской революции, неравноправие между мужчинами и женщинами полностью устранено. А именно борьба с дискриминацией по половому признаку, было главным побудительным мотивом для введения совместного образования в школах. Но было и чёткое осознание, что сразу такие преобразования осуществить невозможно. Ведь потребовалось бы изменить учебную программу, создавать новые здания и подготавливать педагогов.
Докладная записка, подготовленная Отделом школ ЦКВКП (б) и Народным комиссариатом просвещения РСФСР
О ВВЕДЕНИИ РАЗДЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В 1943/44 УЧЕБНОМ ГОДУ В НЕПОЛНЫХ СРЕДНИХ И СРЕДНИХ ШКОЛАХ ОБЛАСТНЫХ, КРАЕВЫХ ГОРОДОВ, СТОЛИЧНЫХ ЦЕНТРОВ СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК И КРУПНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ГОРОДОВ
Постановление Совета Народных Комиссаров СССР N 789 от 31 мая 1943 года
Учитывая, что совместное обучение мальчиков и девочек в средних школах создаёт некоторые затруднения в учебно-воспитательной работе с учащимися, что при совместном обучении не могут быть должным образом приняты во внимание особенности физического развития мальчиков и девочек, подготовки тех и других к труду, практической деятельности, военному делу и не обеспечивается требуемая дисциплина учащихся, Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
1. Ввести с 1 сентября 1943 года раздельное обучение мальчиков и девочек в I-X классах всех неполных средних и средних школ областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городов, для чего организовать в этих городах отдельные мужские и женские школы (список городов, в которых водится раздельное обучение мальчиков и девочек, прилагается.
2. Учебную работу в мужских и женских школах в 1943/44 учебном году вести по существующим учебным планам и программам неполных средних и средних школ.
3. Обязать наркомпросы союзных республик закончить к 10 августа 1943 года распределение учебных помещений для мужских и женских школ, а также распределение педагогов и учащихся по этим школам.
4. Возложить на тт. Косыгина и Потёмкина ответственность за проведение в жизнь раздельного обучения мальчиков и девочек во всех неполных средних и средних школах областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городов РСФСР, перечисленных в прилагаемом списке, с начала 1943/44 учебного года.
5. Придавая большое государственное значение введению раздельного обучению в школах, Совнарком Союза ССР обязывает облисполкомы, крайисполкомы, Совнаркомы союзных и автономных республик обеспечить проведение в жизнь настоящего постановления, оказать органам народного образования необходимую помощь и представить в Совнарком СССР к 20 августа 1943 года отчёт о проведении подготовительных мероприятий по осуществлению раздельного обучения мальчиков и девочек.
Поэтому 16.07.43 г, Политбюро ВКП (б), было принято и утверждено решение о поэтапном переходе на гендерное образование. Во всех областных центрах и столицах Союзных и Автономных Республик и крупных городах, с 1 сентября 1943 года, должно было начаться обучение в раздельных школах для мальчиков и девочек. Но при этом, расстояние от места жительства до школы, не должно превышать 3 км. В расчёт принималось и количество школ в данном субъекте. Для перехода на раздельное образование в городе, должно быть, не менее 6 школ. При наличии возможностей, представители городского отдела ВКП (б), могли ходатайствовать о введении такой системы в каком-то конкретном городе. При всём этом, ответственность за введение новой системы была возложена на представителей ВКП (б) на местах. Ответственным в Политбюро ВКП (б) был назначен Косыгин А.Н. Контроль был настолько серьёзным, что если осенью 1943 года ученики не могли найти свою новую школу, то об этом докладывали напрямую самому Косыгину, а это как-никак уровень председателя СовНарКома.
Подробности перехода к раздельному образованию
В мужских школах планировалось больше времени уделять военной подготовке, лабораторным и практическим занятиям по физике, химии, биологии. В женских школах упор делали на эстетическом развитии учениц. Но количество учебных часов, уделённых базовым предметам, не снижалось! Сложности проявлялись с самого начала этой реформы. В связи со сложной обстановкой в военное время, некоторые школы были не подготовлены. В некоторых обучение проводилось в 3 смены, например, в г. Дзержинске, половину осени 1943 года, за двухместной партой сидели по 3-4 ученика. По мере освобождения оккупированных территорий в школьную реформу вливались новые субъекты, и тут проявилась ещё одна сложность – наполняемость. Например, в Ставрополье, после освобождения, осенью 1944 года, был отмечен сильнейший дисбаланс. Девочек в школах была в 7-8 раз больше, чем мальчиков. Учитывая, что удалённость школы от места проживания ученика не должна превышать 3 км, введение раздельного образования было сопряжено с совместным обучением в ряде школ. Для этого случая даже был издан специальный указ от 03.11.44 г, за подписью Косыгина. Сложность проявилась в отсутствии педагогов. В некоторых областях недобор учителей составлял более 1500 человек. При этом многие из педагогов были заняты на непрофильных работах, например, на заводах. В Новосибирской области, в 1944 году, с заводов и фабрик было возвращено в школы более 700 учителей. В этом же, 1944 году, после окончания школы начали выдавать не Свидетельство об образовании, а Аттестат зрелости! То есть было возвращено дореволюционное название документа. Продолжалось это до 1962 года. Особенностью реформы раздельного образования в СССР было то, что подавляющая часть таких школ была расположена в РСФСР! В Союзных Республиках такие школы встречались только в столицах. В 1948 году, была учреждена первая школа с углублённым изучением иностранного языка. В ней даже часть предметов преподавалась на иностранном языке. Это были зачатки «языковых спецшкол». Но и зарплата сотрудников таких заведений, были увеличены на 50%! Ведь им надо было знать в совершенстве и профильный язык. К 1954 году, на территории РСФСР, в 150 городах 2323 школы функционировали в системе раздельного обучения. Но тут проявилась сложная статистическая отчётность. Если для РСФСР, количество таких школ составляло более 55%, то на фоне всего СССР, большая часть учащихся обучалась в совместных школах.
Конец эксперимента
В начале 50-х годов, в «Литературной газете» появился цикл публикаций, поднимающих проблему раздельного образования для обсуждения в широких кругах всего населения. 8 апреля 1950 года, за авторством проф. Колбановского, в Литературке вышла статья «Волнующий вопрос». В ней поднималась проблема раздельного образования, и объяснялась необходимость возврата к прежнему, совместному обучению. За 5 месяцев до августа, в редакцию пришло около тысячи писем со всей страны. Писали люди самых разных социальных слоёв начиная от кухарок и кончая генералами. И за раздельное обучение, высказывалось очень мало людей. В основном все желали вернуть совместное обучение. 14 августа того же года, в этом же издании вышло продолжение статьи «Волнующий вопрос надо решить». Учитывая, что председатель Союза Писателей СССР К. Симонов и сам был сторонником совместного обучения, то тенденциозность предложенного материала, вместе с письмами граждан СССР, имела вполне понятное направление. В феврале 1953 года, К. Симонов отправил председателю ЦК КПСС Михайлову, копии писем и публикаций в «Литературной газете», с просьбой принять соответствующее решение. Особенность этого этапа реформы образования исключительно хорошо проявилась в том, что если в начале 40-х годов переход к раздельным школам разрабатывался кулуарно, то вот к возврату привлекли «общественное мнение». В результате недолгого обсуждения, 27 апреля 54 года, на Совете Министров СССР было принято постановление, о реорганизации школ с отдельным образованием, и возврате к прежней системе. С 1 сентября 1954 года, раздельное обучение мальчиков и девочек осталось только на уроке труда.
Итоги эксперимента с раздельным образованием и причины неудач
Сложности с наполняемостью классов в раздельных школах во время Великой Отечественной войны, проявилась и после её окончания. Но с противоположным знаком. Теперь в классах было много мальчиков. При этом возникли сложности с поддержанием должного уровня дисциплины. Любопытно отметить, что как переход в раздельной системе, так и возврат к совместному образованию, мотивировался стремлением повысить уровень дисциплины. По факту, сразу с момента учреждения раздельных школ, процесс был пущен на самотёк! Должного разделения учебной программы и оснащения школ оборудованием не произошло. Стремление Правительства СССР поднять уровень подготовки учащихся на высочайший уровень, не нашло отклика на местах. Появилась огромная текучка среди преподавательского состава и крайне высокий недобор учителей с гендерными условиями. Ведь в школах с раздельным образованием, должны были преподавать: мужчины в мужских школах; женщины в женских. И если были допущены небольшие послабления в вопросах подбора кадров, то вот жёстко стоял вопрос о директорах и завучах! В мужской школе, директор и завуч должны быть мужчинами! А в Москве, с 51 по 54 года, в 69 мужских школах, директорами были женщины. Что уж тут говорить про регионы… Чиновники от сферы просвещения и образования, убедительно доказывали, что раздельное образование несовершенно в принципе! Но этим они скрывали свои недоработки и просчёты! Почему? А надо посмотреть сухую статистику. В 1953 году, аттестат зрелости получили в СССР 93,8% выпускников. Но вот на этом фоне, в мужских школах аттестат зрелости получили 97,6% выпускников, а в женских – 97,4% выпускниц. Ещё более наглядно качество подготовки демонстрирует статистика получения золотых и серебряных медалей. Если в 1954 году, среди всех выпускников СССР медали получили 4,4% учащихся, то среди мужских школ медалистов было 11,2%, а среди женских 10,5%.
Руководить страной стали люди гораздо меньшего масштаба, лишённые дара предвидения и глобального мышления. Выращивание кукурузы стало более важной задачей, а выращивание детей оказалось слишком хлопотным, длительным и затратным делом.
Раздельное обучение мальчиков и девочек: путь к здоровью и знаниям или воспитание маньяков?
Раздельное обучение мальчиков и девочек в школах было в России ликвидировано после революции, возвращено на короткий срок при Сталине, но затем мальчики и девочки снова стали обучаться вместе. За рубежом женские и мужские закрытые школы процветают и сейчас. У такой системы есть горячие противники и столь же горячие сторонники. Очень многое зависит от учителей — в нашем феминизированном обществе в подавляющем большинстве это женщины, найти хороших учителей-мужчин чрезвычайно сложно.
Ученицы Мариинской гимназии (фото: царицын.рф) |
МАРИИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ
В дореволюционной России по принципу раздельного обучения учеников работали все без исключения учебные заведения. Мальчики учились в гимназиях, лицеях и вузах, а девочки в специальных образовательных учреждениях. Причем первая женская гимназия открылась лишь 19 апреля 1858 года в доме на углу Невского проспекта и Троицкой улицы (современная улица Рубинштейна).
До этого времени девушки из семей, которые не принадлежали к высшим слоям общества, практически не имели возможности получить хорошее образование. Существовали закрытые учебные заведения, подобные Смольному институту, куда принимали только дворянок и где упор в преподавании делали на французский язык, правила светского поведения, музыку, танцы, девушки в таких учебных заведениях были изолированы от семьи и внешнего мира. Существовали также частные женские пансионы, которые давали более серьезное образование, но обучение в них стоило очень дорого. Поэтому к середине 19 века назрела необходимость в таком учебном заведении, где могли бы учиться девочки всех сословий, имея при этом возможность жить в семье.
Над осуществлением проекта по созданию женской гимназии работал талантливый педагог, профессор Николай Алексеевич Вышнеградский.
В 1857 году Вышнеградский составил проект учебного заведения «для приходящих девиц» и обратился с ним к принцу Петру Ольденбургскому. Идея доступного женского образования понравилась известному благотворителю, и уже через несколько месяцев при его содействии Вышнеградский, назначенный начальником новой гимназии, стал готовить ее к открытию — покупал мебель, учебные пособия, подбирал учителей.
В конце марта 1858 года был подписан «высочайший» указ об открытии учебного заведения, а еще через месяц гимназия торжественно распахнула свои двери. Новое учебное заведение получило название «Мариинская женская гимназия» в честь императрицы Марии Александровны, покровительницы женского образования. Учебное заведение содержалось за счет небольшой платы, которую вносили родители девочек, и средств Ведомства учреждений императрицы Марии. Учебная программа в гимназии была достаточно серьезной.
Все предметы делились на обязательные и необязательные, к обязательным относились закон Божий, русский язык, литература, история, география, естественные науки, основы математики, рисование, рукоделие. Желающие изучать дополнительные предметы должны были доплачивать по пять рублей в год за иностранный язык и за танцы, и по одному рублю за уроки музыки.
В первый год существования гимназии в ней учились 162 девочки в возрасте от 9 до 13 лет — дочери чиновников, мещан, священнослужителей, офицеров.
Вышнеградский пригласил работать в гимназии лучших учителей Петербурга, и благодаря их усилиям здесь сложилась простая и свободная атмосфера. Ученицы не имели специальной формы, их просили лишь одеваться опрятно и без роскоши. В гимназии не было наказаний, и при этом все восхищались высокой успеваемостью девочек. Гимназистки вспоминали впоследствии, что душой школы был, конечно же, сам Николай Вышнеградский, который по-настоящему умел любить и понимать детей.
Многие отмечали, что гимназистки в сравнении с девочками из закрытых институтов учатся добросовестнее, «с убеждением в видимой пользе образования». Однако находились и такие, кому не нравилось нововведение, ведь в одном классе могли учиться дочери генерала и портного, сенатора и купца, шли и разговоры о том, что низкая плата за обучение «порождает образованных женщин-пролетариев».
С 1864 года при Мариинской гимназии открылись двухгодичные женские педагогические курсы, в их программу впервые были включены анатомия и физиология — предметы, которые до этого в женских учебных заведениях никогда не изучались. Девушки, окончившие курсы, получали звание «домашней наставницы» и могли работать учительницами. На базе курсов позже был создан Женский педагогический институт.
Вслед за Мариинской гимназией в Петербурге, а затем и в других городах открылись еще несколько подобных женских учебных заведений, дав, таким образом, начало распространению женского образования в стране.
Недоступным для женщин до конца XIX века было и высшее образование. Поэтому во многом совместное обучение возникло после революции на волне борьбы за равноправие, и с 1918 года мальчики и девочки стали учиться вместе.
Вернулись к разделению в 1943 году, но уже через 11 лет учащихся снова объединили. Произошло это после смерти Сталина, на волне либерализации общественной жизни в СССР. Постановлением Совета Министров СССР от 18 июля 1954 года введено совместное обучение мальчиков и девочек в школах Москвы, Ленинграда и других городов.
Кадр из фильма «Аттестат зрелости» (1954) |
«ГЛАВНЫЙ ВРАГ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ — СОВЕТСКАЯ ШКОЛА»
Сегодня педагогическая общественность вновь активно обсуждает вопрос о возвращении к раздельному обучению по гендерному (половому) признаку в средних общеобразовательных школах России.
В порядке эксперимента во многих регионах России в школах уже создаются «мужские» и «женские» классы, формируются даже раздельные группы в детских садах. Следует заметить, что Закон об образовании приравнивает любые ограничения в процессе учебы к ущемлению прав граждан, однако и для создания «мужских» и «женских» классов есть правовая база — ГЭПы, городские экспериментальные площадки. Благодаря им, в последние пять-шесть лет раздельные классы появились в более чем 60 регионах.
Например, в Республике Коми — 400 школ с параллельными классами, в Ставропольском крае — больше 100, в Москве — полтора десятка. О том, насколько эффективен эксперимент, говорит хотя бы то, что в этом году школа № 6 города Воткинска (Удмуртия), где практикуется гендерная педагогика, получила президентский грант в 1 млн. рублей.
Обсуждать вопрос о раздельном обучении в школах начали примерно четверть века назад. Среди педагогов-новаторов — Амонашвили, Шаталова, Щетинина и Владимир Базарный. В то время В. Базарный создал в подмосковном Сергиевом Посаде лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования. Проведя многочисленные социологические исследования, Базарный пришел к однозначному выводу: главный враг здоровья детей — советская школа.
Один из китов, на котором стоит методика педагога: разделение классов по половому признаку.
«Смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах по календарному возрасту — вещь непростительная, — считает Владимир Базарный. — Девочки на 2-3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков. Исследования выявили, что если мальчики оказываются окруженными более сильными девочками, то у одних мальчиков формируются женские черты характера, у других складывается комплекс невротического неудачника».
В школах, создаваемых по его модели, мальчики и девочки занимаются «через стенку», встречаясь и на переменках, и на внеклассных мероприятиях. Однако экспертов настораживают «перегибы на местах». Так, в некоторых школах внедрены специальные учебные программы: главные акценты «мальчикового» расписания делаются на точных науках, а девочек загружают гуманитарными дисциплинами. Объясняют это педагоги тем, что якобы существуют «гендерные» особенности мозга. Девочки, мол, существа с более активным левым полушарием, а у мальчиков сильнее правое.
Однако последователи методики академика Базарного убедились в том, что высоких результатов позволяет достигать именно программа раздельного обучения. К примеру, в одной из школ Красноярского края, перешедшей на раздельное обучение, более 60% учеников — отличники, 90% выпускников с первой попытки поступают в вузы.
Опытные площадки открылись уже на 35 территориях Российской Федерации — всего получилось 62 класса. Мониторинг здоровья, проведенный медиками после четырех лет обучения по новой системе, показал, что дети стали реже болеть. Раздельные уроки физкультуры дали поразительный эффект: ребята стали сильнее и выше ростом, чем их сверстники из других школ. А все потому, что они перестали бояться выглядеть «слабаками» в глазах противоположного пола.
Раздельное обучение в Санкт-Петербурге осуществляется в двух гимназиях — № 628 и № 664. В первой учатся только юные леди. Во второй работают два отдельных корпуса — для девочек и для мальчиков, куда дети поступают с 8 по 11-й класс. «Мы создали детям условия для полного погружения в обучающую среду, — рассказывает Елена Ягунова, директор гимназии 664. — Мальчишки самого опасного переходного возраста, в которых играют гормоны, очень довольны, что рядом в классах нет девчонок, говорят, что ничто не отвлекает их от учебы». При этом в гимназии отмечают, что дети не изолированы от противоположного пола — практикуется ряд совместных уроков, их ведут как мужчины, так и женщины.
Пионером раздельного обучения в Москве стала школа № 760. Методику Базарного в ней стали внедрять еще в начале 90-х, потом эксперимент на несколько лет пришлось свернуть. Сегодня у нее статус образовательного центра-лаборатории. К тому, что можно видеть в других подобных школах России, здесь прибавили свои «ноу-хау».
С первого класса мальчиков посвящают в «богатыри земли русской» и присваивают воинское звание, закладывая тем самым уважение к будущей службе в армии. А всех девочек наделяют статусом «невесты», вручая белые венки и люльки с игрушечными младенцами.
Наиболее строгие критики методики Базарного говорят о принципиальной недопустимости воспитания в детях привычки делить людей на «таких же, как я» и «других». Поделив учеников сначала по гендерному признаку, предполагают эти оппоненты, надо продолжить их делить по расовому, религиозному, физическому, интеллектуальному признакам.
Тем не менее, реальная проблема совсем другого характера — педагогические кадры. Как-никак с отмены сталинского деления школ миновало полвека. Слишком уж хорошо забыто это самое «старое».
Директор школы в Гулькевичах, что на Кубани, Людмила Доцукова честно признается: «Сразу скажу, что набрать детей в классы с раздельным обучением было непросто. Многие родители отказывались. Некоторые считали, что в мужском классе будет процветать дедовщина. Были даже высказывания по поводу того, что класс, где нет девочек, — хорошая среда для воспитания будущих маньяков. Кроме того, на роль классного руководителя в мужской класс мы искали мужчину. Таковых в городе не нашлось. Тогда классное руководство мы доверили одному из наших опытнейших педагогов — матери двух сыновей».
Феминизация общества, о которой предупреждает учителей Владимир Базарный, сказывается и на том, что мужчины все реже идут работать в школы. А ведь в первую очередь мальчикам, по словам академика, призвана помочь его система.
И все же гендерная педагогика набирает обороты. Социологи объясняют это прежде всего тем, что в моде опять «имперский стиль». Эксперты в педагогическом сообществе обращают внимание на то, что большинство «разделенных» школ — гимназии, лицеи, образовательные учреждения с углубленным изучением ряда предметов. Там, где есть математические и гуманитарные классы, отчего бы не быть «мальчиковым» и «девчачьим». Кроме того, учиться «не в такой школе, как все», престижно.
Заметим, что возвращение в Россию школ раздельного обучения приветствует Русская Православная Церковь. Так, архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет (Карагодин) вышел с таким предложением на областной комитет образования. «Я вот был за границей, — рассказал архиепископ, — и видел, как там обучаются девушки в пансионе. Вы бы только посмотрели на этих девушек!».
Так что у России на сегодняшний день есть все шансы вернуться к принципам гендерного образования.
Анна Федулова
MOIARUSSIA , 8.01.2016